Раздел III. Педагогика В.Н. Вараксин
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ВО ВРЕМЕННЫХ КОЛЛЕКТИВАХ КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ
Рассматривая особенности содержания, форм и методов организации досуговой деятельности детей и подростков во временных коллективах в период летнего отдыха, способствующих успешной адаптации отдыхающих в детских оздоровительных центрах, особое внимание следует обращать на деятельность организатора детского досуга, которая тесно переплетается с различными видами деятельности детей и подростков в период летнего отдыха. Деятельность организатора детского досуга может быть при этом как стихийной, так и целенаправленной, в зависимости от используемых форм и методов организации деятельности детей и подростков, а также наличия целостной системы воспитания. Актуальность рассматриваемой темы безусловна, поскольку внимание к детскому летнему отдыху в обществе в последние годы активизировалось.
Как бы нам ни хотелось идеализировать деятельность оздоровительного центра, мы должны учитывать некоторые условия, без которых не может произойти успешная адаптация детей и подростков за короткий период в незнакомой для детей ситуации. Прежде всего, это развитие временного детского коллектива в оздоровительном центре, а также возрастные особенности детей и подростков в таком коллективе, бытовые условия и оторванность от привычного режима жизни.
Из российских педагогов наибольший вклад в разработку проблемы организации досуговой деятельности детей и подростков во временных детских коллективах в период летнего отдыха внесли С.П. Афанасьев, С.В. Каморин, А.И. Тимонин, О.С. Газман, И.П. Иванов, Г.Д. Кочергина, А.И. Лучанкин, Э.В. Паничева, Л.И. Уманский, А.Ю. Ховрин, Л.Ф. Шаламова, С.А. Шмаков и мн. др. Из зарубежных исследователей следует отметить Арманд и Беверли Болл, Л. Андерсона, Б. Блума, Т. Гилберта, Р. Мейджера и др.
Не всегда взгляды ученых и практиков совпадают. Одни рассматривают досуговую деятельность в качестве психолого-педагогической науки, другие считают, что она занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Третьи отводят организации досуговой деятельности промежуточное положение между наукой и искусством, а четвертые связывают ее только с проектированием летнего отдыха. При этом, как правило, представители всех подходов подчеркивают, что каждая из указанных трактовок организации досуговой деятельности не охватывает ее полностью, а отражает лишь определенную сферу применения.
Помимо детских оздоровительных центров, специализирующихся на отдыхе, оздоровлении детей и подростков, стоит обратить внимание на организацию жизни в детском центре с дневным пребыванием. Первый и второй типы детских оздоровительных центров имеют общие корни организации детского отдыха, без которых эффективность деятельности будет низка - это правила и законы центра, название временного детского коллектива (отряда), девиз, гимн, символы и атрибуты.
Способность ребенка строить конструктивные отношения с окружающими, совместно с ними разрешать возникающие конфликты - важный показатель развития личности ребенка. Характерные для каждого человека способы поведения в трудных ситуациях и отношения с окружающими начинают складываться на ранних этапах развития личности, в процессе активного включения ребенка в систему общественных отношений и осознания себя и своего места в ней.
Попадая в детский оздоровительный центр в первый раз, ребёнок переживает психологический стресс, так как он впервые остаётся один без привычного ближайшего окружения, в незнакомой обстановке, в новых бытовых условиях, в которых необходимо жить с другими детьми, пусть и сверстниками, но чужими и незнакомыми. Незнакомые дети, оказавшись в одной комнате, испытывают чувство страха и неловкости.
Организация воспитательного процесса в современных детских оздоровительных центрах сегодня настолько сложна, что в нем может участвовать не каждый человек. Нужна специальная подготовка, опыт и искреннее желание работать с детьми. Краткосрочные семинары, эпизодические занятия не обеспечивают в полной мере высокого уровня готовности специалиста к такой работе.
В.Е. Новаторов, опираясь на современный опыт практиков культурно-досуговой деятельности, в технологии досуга предлагает выделять несколько подсистем:
- организационная подсистема (структура организаций, штатное расписание, сложившаяся система распределения полномочий между сотрудниками и др.);
- методическая подсистема (принятый алгоритм разработки и осуществления отдельно взятых культурно-досуговых акций, включая сценарную разработку, режиссуру, степень участия в работе волонтеров, т.е. активистов-общественников; сложившаяся практика обобщения и распространения передового опыта, освоения инновационных технологий деятельности);
- социально-психологическая подсистема (система формальных и неформальных отношений внутри организаций, отношения с внешней средой, сложившаяся практика подготовки и проведения внутриорганизационных мероприятий);
- управленческая подсистема (овладение маркетинговыми технологиями, рекламные процессы, связь с общественностью, сложившаяся практика работы с персоналом и др.) [5].
Наряду с социализирующими техниками, которые в большей мере способствуют социализации детей и подростков во временном коллективе, сам детский оздоровительный центр должен иметь утвержденную программу как целостную воспитательную систему. Наличие такой программы даст возможность педагогическому коллективу не отвлекаться и не тратить напрасно время на подготовительную часть воспроизводства воспитательной системы.
В целом система организации каникулярного времени базируется на принципах, которые лежат в основе теории воспитания, это:
- принцип природосообразности (воспитание и развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической конституцией, способностями, склонностями, интересами, биоритмами, индивидуальными особенностями восприятия, т. е. с учетом всего, что позволяет выстроить индивидуальную траекторию воспитания детей и подростков, в котором сравнение допускается только с ними самими);
- принцип культуросообразности (восприятие каждого ребенка и подростка микрокосмосом, который должен вместить в себя важнейшие ценности общечеловеческой культуры, носителем вселенского опыта, передаваемого последующим поколениям людей);
- принцип социообразности (определение ребенком и подростком своих возможностей, исходя из индивидуальных, физических и личностных качеств, возможностей социальной среды, приобретения им адаптивных навыков, адаптацию его на добро и активное социальное взаимодействие);
- принцип разумной инновационности (создание условий, при которых ребенок и подросток может осуществлять выбор форм внешкольного общения; созданные условия должны соответствовать стремительно меняющейся жизни темпом своих внутренних перемен, «разгоном», который позволит ребенку «на равных» включиться в общество);
- принцип педагогики «сотрудничества» (образование и воспитание на основе диалогично-сти, при которой педагог и воспитанник постоянно меняются местами, что требует от них эмпатии, толерантности, развивает коммуникабельность, чуткость, отзывчивость, формирует «договорную» культуру, демократические ценности).
Помимо принципов воспитания в организации досуга следует учитывать принципы деятельности, которые распространяются на деятельность, осуществляемую в процессе реализации досуга:
- реализация личностно-ориентированного подхода в ходе коллективной жизнедеятельности;
- создание максимального количества разнообразных клубных пространств, что предотвращает авторитарное давление и повышает степень возможности самоопределения, самоактуализации и саморазвития личности;
- содержательность деятельности, ее многообразие, лежащее в основе индивидуальной и коллективной деятельности;
- свобода выбора вида деятельности, коллектива, педагога как необходимые условия самостоятельного, творческого развития и самореализации ребенка;
- рефлексивность, означающая, что основной реальностью является собственная деятельность и деятельность других;
- воспитывающие ситуации (специально смоделированные ситуации для самореализации, организованного успеха);
- импровизации (выводит на практическую и творческую предприимчивость);
- равноправный духовный контакт (гуманизм и доверие в отношениях между детьми и взрослыми).
Успех любой досуговой программы определяется так, чтобы каждый ее участник почувствовал себя легко и свободно, продемонстрировал свои способности и дарования, включился с видимым желанием в какой-либо вид деятельности, игру, смог ощутить себя частью дружного детского коллектива [6].
Исследования трудов А.С. Макаренко и современных специалистов по проблемам досуговой деятельности детей и подростков показали следующее: А.С. Макаренко эмпирически выделял те опоры в практике воспитания личности, которые много десятков лет спустя были сформулированы в теории В.С. Мухиной как структурные звенья самосознания. Она выделила пять таких звеньев:
1) ценностное отношение к собственному имени;
2) ценностное отношение к своему развитию, к своим достижениям и притязаниям;
3) ценностное отношение к себе как представителю своего пола;
4) ценностное отношение к своему личному прошлому, настоящему, будущему;
5) ценностное отношение к социальному способу жизни людей, с ориентацией на социальную ценность прав и обязанностей.
Кроме того, у А.С. Макаренко есть указание на значение социальной позиции для подростка - это добровольная дисциплина в коллективе. Дисциплина, как считал А.С. Макаренко, должна строиться исключительно по системе полномочий, предполагающей:
- во-первых, создание конституции объединения (в его контексте - твердо установленных положений, обязательных и для воспитанников, и для воспитателей);
- во-вторых, установление таких форм дисциплины, которые не допускали бы произвола одного лица;
- в-третьих, достижение «точного соответствия между приказанием и исполнением [4].
Педагогическая позиция А.С. Макаренко по отношению к личному прошлому подростка (у
большинства воспитанников колонии было непростое прошлое) основывалось на методе взрыва. Что касается настоящего и будущего, то здесь использовалась система перспективных линий личности (близкая, средняя и дальняя; коллективная и личная). Направляющим ориентиром к далёкой перспективе, связующим звеном стала техника «завтрашней радости». Заимствуя эти идеи у Л.И. Петражицкого, А.С. Макаренко талантливо воплотил их в практику воспитания подростков, имеющих психологические и социальные проблемы.
Современные педагоги, продолжая поиск форм досуговой деятельности, предлагают как одну из форм - клубную деятельность. Например, победитель конкурса «Учитель года-2000», учитель начальных классов средней школы № 4 г. Мценска, Н.В. Алдошина в своей деятельности использует клубную деятельность как форму организации досуговой деятельности младших школьников.
Слово «метод» в переводе с греческого означает "исследование, способ, путь достижения цели". Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. Так, напри-
мер, в философском энциклопедическом словаре под методом в самом общем значении понимается "способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности" [7].
В современных условиях модернизации системы детского отдыха предъявляются определенные требования к профессиональной компетентности педагогических работников, работающих в летних оздоровительных центрах с временными детскими коллективами. Педагог-организатор (вожатый) должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные психолого-педагогические задачи. От уровня подготовки педагогов-организаторов во многом зависит успех всей воспитательной работы. Работа с детьми требует от педагога-организатора самых разнообразных знаний, умений и навыков. Она предполагает наличие широкой эрудиции, знаний об основах воспитания, о детской психологии, об управлении процессом развития личности ребенка и временного детского коллектива. Педагог-организатор должен быть мастером на все руки и при этом непременно оставаться духовным наставником детей, формирующим их мировоззрение и характер, способствующим их личностному росту и развитию.
В современной досуговой педагогике можно выделить три основные группы методов: методы обучения моделированию, методы воспитания, методы психо лого-педагогических исследований. Наибольшую неоднозначность в определениях и, вместе с тем, практическую актуальность имеют методы обучения моделированию, которые выступают как сложное, многомерное и многокачественное формирование условий досуговой деятельности, взаимосвязанное с другими категориями досуга (целями, содержанием, используемыми средствами, формами организации и результатами).
Традиционные методы, предлагаемые Е.И. Перовским, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе, И.Н. Сулаевой и др., в основном используются в педагогике, но также приемлемы для организации досуговой деятельности детей и подростков. Критерий классификации - источник получения информации. Они выделяют три группы методов:
- словесные - (беседа, рассказ, лекция, объяснение, работа с книгой);
- наглядные - (показ, демонстрация моделей, схем);
- практические - (упражнения, тренинги, решение задач в виде ролевых игр).
Правильный учет социально-психологических свойств детей и подростков в детском оздоровительном центре может способствовать быстрому включению их в совместную деятельность.
Современное состояние летних оздоровительных центров и всей системы организации детского досуга характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных средств социально-педагогической адаптации подростков. Эти процессы связаны с социально-экономическими преобразованиями в стране, вызванными запросами общества, ориентацией на развитие личности, а также таким явлением, как снижение здоровья подрастающего поколения и дезадаптацией.
В настоящее время получили признание гуманистически ориентированные, адаптивные, ценностно-ориентированные типы воспитательных систем, создающих психолого-педагогический потенциал для совершенствования процесса адаптации личности, которые описаны в трудах В.Н. Запорожца, Т.И. Шамовой, И.С. Якиманской, Е.Я. Ямбурга и др.
Известно, что на процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень его психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого ребенка, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Дети и подростки в период адаптации являются живой стрессовой моделью.
Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям детских оздоровительных центров являются:
- отсутствие в семье ребенка и подростка, собирающегося провести летние каникулы в детском оздоровительном центре, режима, совпадающего с режимом детских оздоровительных центров;
- наличие у ребенка и подростка своеобразных привычек;
- неумение занять себя увлекательной деятельностью;
- отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков;
- отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.
Чтобы адаптация детей и подростков была менее болезненной, необходимо осуществить следующие обязательные процедуры:
1.Провести первое знакомство родителей, их детей с детским оздоровительным центром:
- показать видеопрезентацию детского оздоровительного центра (дляродителей и детей);
- проконсультироваться у педагога-психолога (для родителей);
- познакомиться с отрядом вожатых и обслуживающим персоналом (для детей);
- пройти с экскурсией по детскому оздоровительному центру (для детей).
2.Адаптация детей и подростков к новым условиям жизнедеятельности в детском оздоровительном центре предполагает приспособление:
- к условиям закрытого или ограниченного социума;
- к смене основных видов деятельности, которые для ребёнка привычны;
- к новизне общения, установлению коммуникативных связей с большим числом сверстников и взрослых;
- к новому режиму жизни;
- к новым бытовым условиям.
Адаптация детей и подростков во временном детском коллективе направлена на готовность к выполнению различных социальных ролей, устойчивость социальных связей, формирование навыков общения, умение выстраивать отношения с людьми, природой, обществом и самим собой.
Поскольку опыт организации детских оздоровительных центров в России отставал от передовых стран Запада, то обратимся к истории возникновения детских лагерей, колоний, центров. Первый пример лагерного движения, нашедший отражение в документах США, относится к 1861 г. В начале лагерного движения усилия по организации содержания времяпрепровождения в основном фокусировались на том, чтобы вывезти молодых людей из города в здоровую и нравственную среду. А в 1929 году (там же в США) специальной комиссией впервые были сформулированы основные функции детского лагеря, которые заключались в развитии, формировании и сохранении у детей и подростков:
- физического здоровья;
- эмоциональной целостности;
- понимания примитивных процессов (под примитивными процессами понималась жизнь на природе);
- просвещённого участия в общественной жизни;
- воспитания хорошего вкуса и понимание прекрасного;
- духовного роста.
К концу сороковых годов XX столетия в организационную структуру детских лагерей были введены следующие элементы организации жизнедеятельности:
- отдельные личности,
- жизнь на природе,
- жизнь в группах,
- лагерная общность,
- руководство и условия, способные удовлетворить индивидуальные запросы и интересы, а также стимулировать здоровое индивидуальное, социальное и духовное развитие [1].
Социально-экономические изменения, происходящие в настоящее время в обществе, проникают в глубинные структуры всей культуры. Значение культурных традиций для педагогики велико. Во-первых, культурные традиции отражают ценностные установки, сложившиеся в обществе на определенном этапе его развития, которые прошли практическую апробацию, что гарантирует отделение утопических проектов от проектов реализуемых. Во-вторых, культурные традиции формируют духовную сферу, в которой происходит функционирование социальных процессов, в том числе и педагогических. В-третьих, определяя программу деятельности, общения, по-
ведения субъектов конкретной исторической эпохи, традиция определяет общую направленность педагогическим стереотипам.
Следовательно, все формы и методы, которые способствуют успешной адаптации детей и подростков во временных детских коллективах, ориентированы на детское самоуправление. О самоуправлении сказано и написано довольно много, но следует помнить, что самоуправление не может быть абсолютным, оно всегда сочетается с внешним по отношению к данному коллективу управлением. Поэтому важно адекватное соотношение функций и содержания управления и самоуправления. Невозможно сохранить названное соотношение, однажды найденное и успешно реализованное, на сколько-нибудь длительный период: меняются дети и подростки, жизнь в центре и за его пределами. Значит, и структура самоуправления должна быть гибкой и динамичной. К тому же её нецелесообразно копировать с каких-либо образцов, поскольку не может быть двух одинаковых коллективов, не может быть и идеальной структуры: то, что хорошо для одного коллектива, не срабатывает в условиях другого. Самоуправление только тогда и существует, когда развивается, учитывая новые возможности как коллектива, так и составляющих её людей, в том числе и взрослых. Смысл самоуправления не в том, что дети выполняют какую-то часть функций администрации центра или вожатых коллектива, а в том, чтобы ребята становились субъектами выработки властных решений, коль скоро эти решения касаются их самих: человек охотнее всего делает то, что ему понятно, что им одобрено и принято. Для успешного осуществления самоуправления необходимо верное представление о должном поведении, о долге, чтобы не допустить самоуправства, насилия. Поэтому роль взрослого в детском сообществе особенно сложна. Будучи таким же членом коллектива, он силой своего жизненного опыта, убеждающего воздействия помогает тому, чтобы в самоуправлении реализовались гуманистические принципы, суть которых не человек для организации, а организация для человека.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. А. Болл, Б. Болл. Основы лагерного менеджмента. СПб., 1994. 221 с.
2. В.Н. Вараксин. Организация отдыха и досуговой деятельности детей. М., 2006. 96 с.
3. В.Н. Вараксин. Мастерство вожатого. Игры. Планы. Технологии. Таганрог, 2003. 166 с.
4. А.С. Макаренко. Пед. соч. М., 1985. Т. 3. С. 69-70.
5. В.Е. Новаторов. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития. Вестник Омского университета. 1999. № 3. С. 109-114.
6. И.Н. Сулаева. Программа по организации досуга детей из неполных семей в каникулярное время "Ура! Каникулы!" [Электронный ресурс] URL: [email protected]
7. Т.М. Хижаева. Специфика социальной реабилитации дезадаптированных детей в современном российском обществе. Улан-Удэ, 2004. 207 c.
Н.А. Венцева
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ НА УКРАИНЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ СТОЛЕТИЯ
Система профессиональной подготовки педагогических кадров на Украине насчитывает более чем трехсотлетнюю историю. Пройденный путь был достаточно длительным, сложным и противоречивым. Одной из составляющих этого пути является историко-педагогические наработки высшей школы первой половины ХХ века. Изучение данного периода дает возможность выделить определенные закономерности и позитивный опыт подготовки специалистов, который в свое время был забыт и имеет важное значение для усовершенствования профессионального образования современного учителя истории.
Формирование украинской национальной школы и развитие прогрессивной педагогической мысли в начале ХХ века основывалось на идеи украинской национальной системы образования и связано с деятельностью и творчеством М. Костомарова, М. Драгоманова, М. Грищенка, М. Грушевского, А. Луначарского, К. Ушинского, А. Макаренка, Б. Гринченка, С. Русовой и др. В