Научная статья на тему 'Оздоровительный лагерь отдыха как среда социализации подростка'

Оздоровительный лагерь отдыха как среда социализации подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6594
667
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАГОРОДНЫЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПОДРОСТКА / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ОРГАНИЗОВАННЫЙ ОТДЫХ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛАГЕРЯ / COUNTRY RECREATION CAMP / SOCIAL EXPERIENCE / TEENAGER / SOCIAL ENVIRONMENT / THE ORGANISED REST / CAMP ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шигаева Елена Петровна

В статье рассмотрены отличительные особенности детского оздоровительного лагеря, а также его возможности в формировании социального опыта подростка, обобщены результаты педагогического исследования. Статья будет интересна специалистам в области организации летнего отдыха детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children's health camp as an environment of teenagers' socialization

The article describes the distinctive features of children's health camps, as well as its potential in shaping the social experience of adolescents, summarizes the results of pedagogical research. Article will be of interest to specialists in the field of children's summer holiday

Текст научной работы на тему «Оздоровительный лагерь отдыха как среда социализации подростка»

Е. П. Шигаева

(Оренбург)

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ лагерь отдыха КАК СРЕДА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА

В статье рассмотрены отличительные особенности детского оздоровительного лагеря, а также его возможности в формировании социального опыта подростка, обобщены результаты педагогического исследования. Статья будет интересна специалистам в области организации летнего отдыха детей

Организация отдыха, оздоровления и досуга детей и подростков всегда в центре внимания отечественной педагогики. Передовые педагогические ориентиры мирового опыта организации детского движения - гармоничное соединение оздоровительного отдыха с природой, романтика и практическая направленность скаутских лагерей, сочетание коллективистских начал и бережного отношения к личности каждого подростка. Все эти тенденции отечественная педагогика каникул сохраняет, развивая свои традиции, рожденные в опыте лучших загородных оздоровительных лагерей России.

Анализ понятия «загородный лагерь отдыха детей» показал, что это массовая форма организации летнего отдыха детей, которая позволяет весьма эффективно организовать работу в каникулярное время. Исследователи обращают внимание на наличие его типичных черт, оценивая существенные свойства и воспитательные возможности лагеря. В сущности понятие «лагерь» интегрирует черты непрерывного воспитательного процесса, отражая преемственность между воспитательными системами школы и лагеря [2, 4, 5].

Педагогическая система деятельности детских лагерей связана с системой воспитания школьников во внеурочное время, выполняет ряд существенных функций, направленных на достижение определенных государственных, педагогических, психологических целей [3].

В отечественной педагогической литературе главное предназначение организованного отдыха детей и подростков заключается в том, чтобы создать такие условия и психологический климат, в которых ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, своё значение в жизни, в семье, в обществе. Роль детских лагерей и организаций, по мнению С. А. Шмакова, пре-

дельно проста: помочь каждому ребенку сохранить и утвердить свою самобытность, стать талантливым, найти себя. Кроме того, развить социальные способности, умение жить среди людей, научиться гражданственности [6].

Отличительной особенностью образовательно-оздоровительной деятельности лагеря является система взаимодействия медицинских, педагогических, социальных и индивидуальных связей. Только детский оздоровительный лагерь способен на организацию дифференцированного досуга, способствующего физическому и духовному развитию подрастающего поколения, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитию их разносторонних способностей, социального опыта в целом.

Социальный опыт подроста как педагогическое явление - важная сфера жизнедеятельности растущего человека, требующая специального педагогического внимания, обеспечивающего создание гуманного пространства для взаимодополнения процессов социализации и непрерывного развития личности в новых социокультурных условиях.

Детский оздоровительный лагерь является учреждением, содействующем естественному продолжению дополнительного образования детей, характеризуется открытостью, мобильностью, гибкостью, максимально ориентируется на запросы и потребности ребенка и социума в целом. При этом наиболее эффективными в деятельности оздоровительного лагеря являются педагогические технологии саморазвития, самореализации, самоактивизации подростка. Воспитательное пространство лагеря выдвигает в качестве важнейших задач обогащение сферы осваиваемых индивидом социальных ролей, оказание помощи воспитаннику в овладении базовыми социальными способностями и умениями, что способствует эффективной социали-

зации и приобретению подростком социального опыта [1].

Добровольность и свобода выбора в детском оздоровительно-образовательном лагере, отсутствие жесткой регламентированности деятельности, возможность реализации прав и свобод в условиях каникулярного времени создают уникальные условия для социализации и обогащения опыта личности. Включение подростка в значимое для него событие, стимулирование его саморазвития на основе рефлексии происходящего требует от педагогов применения новейших педагогических технологий, которые создают условия для формирования социального опыта подростка.

Проведенное нами исследование, результаты которого углубленно апробировались в детском оздоровительном лагере (ДОЛ) «Чайка» Южного административного округа г. Оренбурга, свидетельствует, что загородный лагерь отдыха детей обладает значительным педагогическим потенциалом, в его деятельности существуют специфические воспитательно-развивающие средства формирования личности и социального опыта подростка.

В лагере моделируется организованная социальная среда, основными характеристиками которой являются: относительно пространственная автономность существования; сбор-ность состава; отсутствие предыстории и возможность изменения позиций и социальных ролей; доминирование коллективного характера жизнедеятельности, разнообразие форм, видов, способов осуществления деятельности, создающих возможности для разностороннего проявления свойств и качеств личности, ее самореализации и самоутверждения; насыщенность жизнедеятельности; интенсивность общения; благоприятные возможности для развития инициативы и самодеятельности подростка, включая участие в управлении сообществом.

В проведенном нами исследовании приняли участие 623 подростка в возрасте от 7 до 16 лет. 40% - дети педагогических работников образовательных учреждений области, 50% - дети, направленные на отдых сторонними организациями, 5% - дети сотрудников лагеря.

На основе анализа результатов опросов родителей и детей, а также педагогического опыта предыдущих лет был разработан алгоритм структуры жизнедеятельности лагеря:

Время знакомства детей с лагерем, с архитектурной, эколого-природной средой, детей друг с другом, с коллективом взрослых людей, окружающих ребенка в течение дня, с педагога-ми-воспитателями, с традициями лагеря и пр.;

формирование межличностных отношений, микроклимата в отрядах, творческих объединениях, в лагере в целом; определение потребностей и интересов детей на основе опроса до отъезда в лагерь, творческого потенциала детей (первые 3 дня).

Пик творческой и социальной активности детей и взрослых; включенность в массовые, командные формы и виды деятельности, где постоянно изменяется состав и возраст объединений; развитие у детей старших отрядов навыков проявлений заботы и ответственности за малышей; создание теплой семейной атмосферы внутри лагеря, мотивация коллектива на успех (4-18 дни).

Завершение отдыха, подготовка к расставанию - анализ и оценка пережитого опыта, поддержание сформировавшегося микроклимата в коллективе взрослых и детей, осознание ценности полученных индивидуальных и коллективных результатов, прогнозирование будущего (19-20 дни).

Высокую эффективность продемонстрировали проекты, реализованные в различных сменах на протяжении трех лет - программы социально-психологического развития и реализации творческого потенциала ребенка в системе летнего оздоровительного отдыха «В мире искусства», «Турград», «Радуга детства».

В первом проекте - детям, приехавшим на смену, было предложено путешествие в «Мир искусств». «Мир искусств» - это академия, включающая факультеты: эстрадный вокал, современные танцы, прикладное творчество, журналистика, общая физическая подготовка. Обучение проводилось в игровых формах с максимальным включением детей в практическую деятельность.

Конечным результатом занятий были различные «экзаменационные» формы отчетности по факультетам: факультет искусств - выставка творческих работ, гала-концерт в танцевальной и вокальной номинациях; факультет культуры

- создание информационного вестника; факультет общей физической подготовки - индивидуальные и командные зачеты спортивных достижений.

По окончании смены рабочей группой был проведен анализ эффективности программы, выявлены наиболее популярные предметы, отвечающие интересам и склонностям детей, определены оптимальные варианты для доработки и внедрения в программу следующего сезона.

На основе полученных результатов проведенной смены была создана и реализована про-

грамма «Турград», в которую в дополнение к новым игровым формам вошли наиболее яркие мероприятия прошедшего сезона в новой интерпретации. По аналогии с предыдущей программой детям была предоставлена возможность выбора из спектра предлагаемых мастерских той, которая отвечала их интересам (школа лидеров, школа экскурсоводов, школа моделей, техники прикладного творчества, факультет физической подготовки).

Создана и опробована экспериментальная оздоровительно-развивающая программа «Радуга детства», которая способствовала усвоению положительного социального опыта подростками. В реализации данной программы приняло участие 186 подростков 7-15 лет.

Принято решение об альтернативной форме организации образовательно-оздоровительной деятельности лагеря: комплектация отрядов проходила не по возрастному принципу (традиционная система), а по интересам - создавались «семейки», что позволило осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку. Предварительно на путевках, а также в день заезда прошла презентация творческих мастерских: вокально-хореографической; спортивной; туристической; модельерной; журналистской; дизайнерской и театральной.

Таким образом, были сформированы разновозрастные микрогруппы - так называемые небольшие «семейки», объединенные общими целями и интересами. Каждая «семейка» имела возможность самостоятельно планировать свой день, подчиняясь только ключевым моментам режима дня (питание, сон). В каждой «семейке» формировались свой уклад и свои традиции. Ежедневно проходили в каждой группе внутренние мероприятия познавательного, развлекательного или исследовательского характера. Однако красной нитью через всю смену проходила идея того, что лагерь - это семья, большая и дружная. Поэтому каждый вечер все «семейки» объединялись на большой семейный праздник (мероприятие) с танцами и песнями. Органом управления лагеря являлся семейный совет.

На данном заезде в лагере проживало 6 «семеек»:

1. «Служители Мельпомены», надежные помощники во всех проводимых в лагере мероприятиях. Итогом их работы стал спектакль «Римейк современных сказок».

2. «Олимпийский резерв» - юные спортсмены. Они жили по собственному расписанию: ранний подъем, зарядка на берегу реки, а иногда и рыбалка, теоретическая и практическая

подготовка по различным видам спорта: футбол, стрельба из пневматической винтовки, каратэ, настольный теннис, полоса препятствий, установка палатки, разведение костра и вязка узлов.

3. «Острое перо» - юные журналисты, которые выпускали ежедневные вестники о жизни лагеря, фотографировали и брали интервью. Результатом их работы стал фильм о лагере.

4. «Школа моды». Здесь ребята изучали основы макияжа, вечерние прически, уход за кожей лица и тела, актерское мастерство, сценическое движение. Итогом их работы стал показ коллекции одежды из подручного материала.

5. «Вокально-хореографическое». Ребята занимались постановками танцев, создавали вокально-хореографическое шоу.

6. «Дизайнеры», особая творческая категория детей. Они изучали современную и классическую живопись, современные направления дизайна, открыли салон татуировок, занимались дизайном комнат и всего лагеря.

Присутствие ребенка в какой-либо «семейке» не являлось жестким. По мере возникновения желания подросток мог поменять вид деятельности. В первые дни наблюдалось активное перемещение детей из одной «семейки» в другую. Однако через 5 дней бурные переходы прекратились, ребята определились со своими интересами. Практически до конца потока состав микрогрупп оставался относительно стабильным.

Формирование разновозрастных отрядов позволило каждому ребенку удовлетворить возрастные потребности в общении, проявить себя в отношениях «взрослый - младший», «умелый

- начинающий», повысить уровень личной самостоятельности в конкретной ситуации. В работе разновозрастных отрядов очевидно воспитательное влияние старших на младших, процесс социализации протекает естественно, значительно быстрее и качественнее приобретаются необходимые составляющие опыта.

Действующим этапом формирования социального опыта подростков является организация самоуправления. Самоуправление вырабатывает небезразличное отношение к событиям, происходящим в детском сообществе, формирует общественное мнение, способствует осознанию ребенком своего места в жизни, формирует определенные социальные качества личности, в том числе качества гражданина-патриота. Эффективное самоуправление предполагает участие большей части членов коллектива в выборе целей жизнедеятельности, в определении путей их достижения, в организации и осу-

ществлении коллективной жизни, а также в ее анализе и оценке, в результате чего между ними создаются отношения ответственной зависимости. Органом самоуправления лагеря в процессе экспериментальной работы был «семейный совет», куда входили представители всех микрогрупп, а также старшая вожатая. На «семейных советах», которые собирались ежедневно обсуждались итоги предыдущего дня, претенденты на поощрение, а также дальнейшие планы. Организовать общелагерное дело, как оказалась, было совсем нелегко, так как у каждой микрогруппы были свои интересы и планы на день. Но подростки научились находить компромиссы и принимать решения, тем самым успешно преодолевая еще одну ступень социализации.

Следующим этапом нашего эксперимента стало кардинальное изменение образовательно-познавательной деятельности в летнем лагере, что предусматривало реализацию в загородном лагере целевых программ образовательно-оздоровительной деятельности, обеспечивающих комфортное вхождение подростка в систему социальных отношений, социальное обучение и социальное воспитание как базис социального опыта.

Подростку предлагалось полное погружение в избранную им образовательную область. С этой целью воспитателями были разработаны программы профильного обучения по направлениям деятельности их микрогрупп. В результате диагностического исследования уровня образования на период начальной стадии и в

стадии завершения мы отметили корреляционную зависимость между многообразием образовательных форм и уровнем сформированности социального опыта подростков: чем разнообразнее спектр услуг дополнительного образования, тем ярче и активнее протекает процесс социализации.

Таким образом, деятельность загородного лагеря отдыха характеризуется открытостью, мобильностью, гибкостью, максимально приспосабливается к запросам и потребностям ребенка и социума в целом. Сущностным показателем действенности лагеря являются педагогические технологии саморазвития, самореализации, самоактивизации человека.

Особенности деятельности детского оздоровительного лагеря, заключающиеся в предоставлении обучающимся права выбора вида деятельности (культурно-досуговая, исследова-тельско-познавательная, спортивно-оздоровительная, игровая, трудовая и др.); целенаправленной организации сотворчества детей и взрослых (педагогов и родителей) в субъектноориентированных формах воспитания, находят выражение в специфике содержания формируемого социального опыта подростков. Жизнь детского оздоровительного лагеря содержит реальные социально-педагогические предпосылки формирования социального опыта подростков, так как предметно-практическая деятельность в избранном виде деятельности имеет социально ориентированную направленность, позволяя сочетать личный и социальный интерес.

Литература

1. С. В. Сальцева. Активизация социального воспитания школьников : учеб. пособие /- Оренбург: Изд-во Принт-Сервис, 2006. - 110 с.

2. Байбородова Л, Рожков М. Коллективный анализ жизни в лагере // Воспитательная работа в школе. - 2005. - №2. - С.67-71.

3. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных систем. -М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.

4. Литвак Р. А. Деятельность детских общественных объединений в современных условиях как фактор социализации подростков: моногр. - Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 336 с.

5. Фришман И. Организация летнего отдыха детей и подростков: идеи и концепции // Народное образование. - 2003. - №3. - С.33-41.

6 Шмаков С. А. Летний лагерь: вчера и сегодня : методич. пособие / С. А. Шмаков ; МО РФ ; Департамент по молодежн. политике. -Липецк: Инфол, 2002. - 83 с .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.