Научная статья на тему 'Информальное образование в детском оздоровительном лагере как фактор социализации детей и подростков'

Информальное образование в детском оздоровительном лагере как фактор социализации детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
951
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / INFORMAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF CHILDREN''S RECREATION CAMP / INFORMAL EDUCATION / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафин Никита Валерьевич

В статье представлены материалы практического опыта проектирования информального образования, обеспечивающего процесс социализации детей и подростков в детском оздоровительном лагере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMAL EDUCATION IN A CHILDREN’S RECREATION CAMP AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF CHILDREN AND TEENAGERS

The article presents the practical experience of designing informal education, providing for the process of socialization of children and teenagers in recreation camps.

Текст научной работы на тему «Информальное образование в детском оздоровительном лагере как фактор социализации детей и подростков»

УДК 371.8

ББК 4420. .058.85 ГСНТИ 14.27.05 Код ВАК 13.00.05

Сафин НикитаВалерьевич,

главный специалист ОООО «Федерация детский организаций», директор ООО «Солнечная долина», 460000, г. Оренбург, ул. Комсомольская, д. 50; e-mail: [email protected].

ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: информальное образование, информальная образовательная среда детского оздоровительного лагеря, социализация.

АННОТАЦИЯ. В статье представлены материалы практического опыта проектирования инфор-мального образования, обеспечивающего процесс социализации детей и подростков в детском оздоровительном лагере.

Safin Nikita Valerievich,

Chief Specialist of Orenburg Regional Public Organization «Federation of Children's Organizations», Director of the Limited Liability Company «Sun Valley», Orenburg, Russia.

INFORMAL EDUCATION IN A CHILDREN'S RECREATION CAMP AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF CHILDREN AND TEENAGERS

KEY WORDS: informal education; informal educational environment of children's recreation camp; socialization.

ABSTRACT. The article presents the practical experience of designing informal education, providing for the process of socialization of children and teenagers in recreation camps.

Отечественная система организации отдыха, оздоровления и досуга детей и подростков, вобрав лучшие идеи мирового опыта, сохраняет и развивает собственные традиции, рожденные в опыте лучших загородных оздоровительных лагерей России.

Специфика детского оздоровительного лагеря дает ему определенные преимущества перед другими формами и средствами работы с детьми: обстановка отличается от привычной домашней, ребята более тесно взаимодействуют друг с другом и со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает «зона доверия»; дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни в естественных условиях социальной и природной среды; отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом, что помогает развить новые навыки и умения, раскрыть потенциал каждой личности [4].

Важнейшим инструментом социализации личности выступает образование как важнейший социальный институт. В современной науке образование рассматривается как социальная система, активно взаимодействующая с социальной средой. Ее эффективность определяется системными характеристиками взаимодействия образования и общества [3]. Важная роль в социализации детей в условиях детского оздоровительного лагеря принадлежит информаль-ному образованию.

В научной литературе выделяют поня-

тия формального, неформального и ин-формального образования. Термин «формальное образование» в самом общем смысле подразумевает существование в обществе специальных учреждений, организаций, осуществляющих процесс обучения. Под «неформальным образованием» понимается несистематизированное обучение индивидов знаниям и навыкам, которые он стихийно усваивает в процессе общения с окружающей социальной средой и путем индивидуального приобщения к культурным ценностям [5]. Понятие «информальное образование» является достаточно новым для отечественной педагогики и не имеет единого устоявшегося определения. Информальное образование рассматривается исследователями как индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер [6]. Ряд исследователей понятия неформального и информального образования рассматривают как идентичные.

Вместе с тем мы считаем, что информальное образование в условиях детского оздоровительного лагеря по своему содержанию и структуре отличается от неформального образования. В рамках лагерной смены объединения дополнительного образования детей (кружки, клубы и секции), являющиеся по сути своей неформальным образованием, имеют низкий охват детей. Связанно это с тем, что содержание дополнительных образовательных программ, формы и методы их реализации не всегда соответствуют актуальным потребностям

© Сафин Н. В., 2015

современных детей и подростков, часто имеют формальный характер. Информаль-ному образованию, исходя из его сущностных характеристик, принадлежит, на наш взгляд, ведущая роль в воспитательной среде детского оздоровительного лагеря.

Информальное образование в условиях детского оздоровительного лагеря рассматривается нами как индивидуальная познавательная деятельность ребенка, сопровождающая его повседневную жизнь посредством целеустремленности, собственной активности в культурно-образовательной среде лагеря, предполагающая поиск ребенком самоидентичности.

Часть исследователей особо выделяют роль среды, прежде всего информационной, в процессе информального образования [5]. При этом отмечается, что целеполагание индивида и его воля, играющие ключевую роль в формальном образовании, в рамках информального образования зачастую имеют гораздо меньшее значение[1].

Увлеченность детей окружающей их стихией потребления в настоящее время чрезвычайно велика и опасна. Потребление информации без оценки, без выбора, без осмысления тормозит развитие личности ребенка, делает его зависимым от внешних обстоятельств и внешнего воздействия. Воспитательная среда детского оздоровительного лагеря, включающая информальное образование, призвана развить у детей умение выбрать из предлагаемых социумом информационных явлений необходимое и нравственное, определить посредственное и отмести безнравственное, создать у ребенка систему ориентиров и критериев в оценке явлений культуры и социальных действий.

Содержание воспитательного процесса в учреждениях детского отдыха в первую очередь ориентировано на укрепление здоровья и разностороннее развитие детей. С этой целью реализуются комплексные программы организации досуга детей, сочетающие в себе интеллектуально-развивающую, воспитательную и оздоровительную деятельность. Поэтому особое место в воспитательном пространстве детского отдыха занимают профильные лагеря и смены, которые используют возможности информального образования и позволяют детям получить новые знания, жизненные навыки и умения, возможность развить ценные личностные качества, получить социальный опыт.

Практика проектирования информального образования в детском оздоровительном лагере «Дружба» Оренбургской области свидетельствует о его позитивном влиянии на социализацию воспитанников. Так, возможности краеведения позволяют ре-

шить проблему формирования гражданской позиции и экологической грамотности, воспитания толерантности и патриотизма. Вовлечение детей в туристическую деятельность способствует укреплению физического и психического здоровья детей, воспитанию нравственных и волевых качеств личности, развитию коммуникативного взаимодействия.

В ходе изучения влияния информального образования на социализацию детей были получены следующие результаты.

Педагогическая целесообразность профильных лагерных программ заключалась в осознанном содействии развитию ребенка как личности, субъекта деятельности и общения в условиях диалогического сообщества детей и взрослых, основными компонентами которого являются: человеческое в человеке: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получится лучше - это «что-то» нужно искать; успех рождает успех: для всех достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; ценность человеческого общения: все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; неизбежность перемен: ни одно суждение о ребенке не может считаться окончательным; приобретение позитивного опыта в процессе индивидуальной познавательной деятельности.

Профильные программы, способствующие формированию информальной образовательной среды лагеря, включали три творческие тематические смены (экспедиции): «Космическая экспедиция», «Олимпийская экспедиция», «Историческая экспедиция». В рамках каждой смены реали-зовывался образовательный компонент ту-ристско-краеведческой направленности (основы туристской подготовки, ориентирование и топография, основы краеведения).

Каждая смена была построена на игровом контексте - экипажи отправляются в экспедицию. Советом Экспедиции была разработана система стимулирования успешности и личностного роста каждого участника Экспедиции. В организационный период каждый ребенок получал Дневник участника Экспедиции, где фиксировались личные достижения и победы. Приобретая опыт деятельности и общения, каждый воспитанник мог пройти следующие ступени роста: «участник экспедиции» (все отдыхающие) - «навигатор» (активист отряда) - «штабной» (активист лагеря). Каждый участник Экспедиции имел возможность ежедневно получать «звезду» за активное участие в жизни экипажа и

Экспедиции в целом. Самые активные участники экспедиции получали Орден Дружбы (фирменный знак отличия).

Проектирование информального образования в детском оздоровительном лагере «Дружба» было основано на следующих концептуальных принципах организации отдыха детей:

- принцип опоры на актуальные интересы и потребности подростков и развитие их потенциальных личностных возможностей;

- принцип свободы и творчества, предполагающий право выбора форм и способов организации жизни в коллективе;

- принцип добра, доверия, понимания и принятия другого человека;

- принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления, предполагающий сотрудничество и сотворчество детей и взрослых.

Проектирование информального образования в лагере предполагало создание информальной образовательной среды. Для её формирования использовались методы коллективной творческой деятельности.

Предполагаемый социальный эффект формирования информальной образовательной среды был связан с включением детей различных категорий, в т.ч. с трудностями в социализации, в различные виды познавательной деятельности, участие в которых обеспечивает развитие подростка как личности, субъекта деятельности и общения в условиях временного детского коллектива. Позитивные изменения были связаны с освоением участниками смены основных компонентов адаптированного социального опыта посредством информальной образовательной среды:

- опыт деятельности и общения со сверстниками (реализация базовых потребностей личности и повышение уровня социал изированности);

- опыт творческой самореализации (осознание значимости здорового образа жизни, познавательной активности);

- опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций (самоутверждение в подростковой среде, толерантное отношение друг к другу, коммуникативный рост);

- опыт осуществления известных способов деятельности в форме умений действовать по образцу (навыки командного взаимодействия, практические умения и туристические навыки, самоуправление и др.).

Участники смены продемонстрировали свои возможности по следующим направлениям: личностный рост («участник экспедиции» - «навигатор» - «штабной»); творческая самореализация (творческие

объединения «Арт-поляна», «На солнечной волне», «ИЗО-студия», спортивные секции «ТурГрад», «Скалодром», «Веревочный парк», конкурсы и соревнования); турист-ко-краеведческая деятельность (маршрут приключений, приключенческая тропа); коммуникативы (внутриколлективный, межличностный, межлагерный, в социальных сетях).

В конце каждой смены (периода) проводилось анкетирование детей и родителей с целью выявления уровня удовлетворённости качеством оказанных услуг и жизнедеятельностью временного детского коллектива. Показателем успешности реализации программы являлись личностные и командные достижения воспитанников, отраженные в наградах, полученных детьми за период смены, творческие работы воспитанников: поделки, рисунки, а также продукты деятельности педагогического состава: разработки игр, мероприятий, сценарии, дидактический и раздаточный материал. Кроме того, использовались информационно-констатирующие методы оценивания эффективности влияния информальной образовательной среды: определение уровня развития детского коллектива и социализированное™ участников лагерной смены, наблюдение и анализ взаимодействия детей, определение уровня межличностных отношений, а также анкетирование и письменные отзывы родителей как заказчиков услуг.

Применялись следующие методики отслеживания результативности: методика изучения уровня социализированности личности подростка, разработанная М. И. Рожковым; школа социального успеха в рамках психолого-педагогического практикума «Достижения»; веревочный курс; рефлексивные методики; анкетирование для педагогов и родителей «Ваше мнение о совместной деятельности здоровых детей и детей с особыми нуждами».

Число респондентов составило 1020 человек (дети и подростки школьного возраста от 7 до 17 лет). Среди них: дети из социально-благополучных семей (дети работающих граждан) - 378 человек (37%); дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети находящиеся в трудной жизненной ситуации - 183 человека (18%); одаренные дети, победители олимпиад и конкурсов - 123 человека (12%); дети, имеющие трудности в социализации (дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; подростки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и внутришкольном учете; дети с ограниченными возможностями здоровья - 336 человек (33%).

Позитивные изменения были связаны с освоением участниками смены основных компонентов адаптированного социального опыта. Участники смены продемонстрировали свои возможности по следующим направлениям: участие в работе творческих объединений (хореографических, декоративно-прикладных) - 805 человек (79%); участие в спортивно-массовых мероприятиях - 979 человек (96%); участие в туристско-краеведческой деятельности - 734 человек (72%); участие в общелагерных мероприятиях - 1020 (юо%); личностный рост, проявление лидерских качеств - 372 человек (36%).

В течение всего периода систематически проводилось анкетирование (входное, промежуточное, итоговое). Анализ полученных ответов позволяет говорить о следующем уровне коммуникативных связей: 67% детей имели возможность самоутверждения в подростковой среде; 58% детей имели возможность проявления толерантного отношения друг к другу; 74% имели возможность коммуникативного роста (реализации лидерского потенциала).

Дети, отдохнувшие в лагере, продолжают наращивать коммуникативные связи

посредством участия в группе лагеря социальной сети ВКонтакте. Количество участников группы - 306 человек. Ребята имеют возможность делиться впечатлениями, обмениваться мнениями, фотографиями, видеороликами.

Мониторинг уровня удовлетворенности качеством оказанных услуг показал следующие результаты: 72% детей считают условия пребывания в лагере комфортными; 93% детей имели возможность творческой реализации; 97% обрели новых друзей; 89% детей пожелали вернуться в лагерь в следующем году.

Таким образом, как показывает практический опыт, формирование информаль-ной образовательной среды в детском оздоровительном лагере обеспечивает достижение педагогических целей, целей социализации и позитивно влияет на воспитывающую среду и образовательное пространство лагеря. Проблемы проектирования инфор-мального образования, формирование ин-формальной образовательной среды детского лагеря актуальны и требуют их последующей разработки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бояринов Д. А. Информационное образовательное пространство личностного развития учащихся: информальный аспект // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.

2. Волгунов В. А. Анализ социально-педагогических проблем жизнедеятельности детских загородных лагерей // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 2 (21). С. 86-88.

3. Ипатова Е. Ю. Место образования в процессе социального становления личности // Педагогика: традиции и инновации : материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. Челябинск : Два комсомольца, 2011. С. 38-40.

4. Никульников А. Н. Детские оздоровительные лагеря в структуре дополнительного образования детей // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 5 (36). С. 192-194.

5. Павлова О. В. Современные проблемы информального образования и пути их решения в процессе формирования нравственной культуры личности // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1 (38). С. 97-996. Шиян Н. И. Открытая образовательная среда как средство формирования индивидуальной образовательной траектории школьника // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 4. С. 279-281.

Статью рекомендуент д-р пед. наук, профессор А. А. Симонова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.