УДК 371.8
ББК 4420. .058.85 ГСНТИ 14.27.05 Код ВАК 13.00.05
Сафин НикитаВалерьевич,
главный специалист ОООО «Федерация детский организаций», директор ООО «Солнечная долина», 460000, г. Оренбург, ул. Комсомольская, д. 50; e-mail: [email protected].
ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: информальное образование, информальная образовательная среда детского оздоровительного лагеря, социализация.
АННОТАЦИЯ. В статье представлены материалы практического опыта проектирования инфор-мального образования, обеспечивающего процесс социализации детей и подростков в детском оздоровительном лагере.
Safin Nikita Valerievich,
Chief Specialist of Orenburg Regional Public Organization «Federation of Children's Organizations», Director of the Limited Liability Company «Sun Valley», Orenburg, Russia.
INFORMAL EDUCATION IN A CHILDREN'S RECREATION CAMP AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF CHILDREN AND TEENAGERS
KEY WORDS: informal education; informal educational environment of children's recreation camp; socialization.
ABSTRACT. The article presents the practical experience of designing informal education, providing for the process of socialization of children and teenagers in recreation camps.
Отечественная система организации отдыха, оздоровления и досуга детей и подростков, вобрав лучшие идеи мирового опыта, сохраняет и развивает собственные традиции, рожденные в опыте лучших загородных оздоровительных лагерей России.
Специфика детского оздоровительного лагеря дает ему определенные преимущества перед другими формами и средствами работы с детьми: обстановка отличается от привычной домашней, ребята более тесно взаимодействуют друг с другом и со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает «зона доверия»; дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни в естественных условиях социальной и природной среды; отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом, что помогает развить новые навыки и умения, раскрыть потенциал каждой личности [4].
Важнейшим инструментом социализации личности выступает образование как важнейший социальный институт. В современной науке образование рассматривается как социальная система, активно взаимодействующая с социальной средой. Ее эффективность определяется системными характеристиками взаимодействия образования и общества [3]. Важная роль в социализации детей в условиях детского оздоровительного лагеря принадлежит информаль-ному образованию.
В научной литературе выделяют поня-
тия формального, неформального и ин-формального образования. Термин «формальное образование» в самом общем смысле подразумевает существование в обществе специальных учреждений, организаций, осуществляющих процесс обучения. Под «неформальным образованием» понимается несистематизированное обучение индивидов знаниям и навыкам, которые он стихийно усваивает в процессе общения с окружающей социальной средой и путем индивидуального приобщения к культурным ценностям [5]. Понятие «информальное образование» является достаточно новым для отечественной педагогики и не имеет единого устоявшегося определения. Информальное образование рассматривается исследователями как индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер [6]. Ряд исследователей понятия неформального и информального образования рассматривают как идентичные.
Вместе с тем мы считаем, что информальное образование в условиях детского оздоровительного лагеря по своему содержанию и структуре отличается от неформального образования. В рамках лагерной смены объединения дополнительного образования детей (кружки, клубы и секции), являющиеся по сути своей неформальным образованием, имеют низкий охват детей. Связанно это с тем, что содержание дополнительных образовательных программ, формы и методы их реализации не всегда соответствуют актуальным потребностям
© Сафин Н. В., 2015
современных детей и подростков, часто имеют формальный характер. Информаль-ному образованию, исходя из его сущностных характеристик, принадлежит, на наш взгляд, ведущая роль в воспитательной среде детского оздоровительного лагеря.
Информальное образование в условиях детского оздоровительного лагеря рассматривается нами как индивидуальная познавательная деятельность ребенка, сопровождающая его повседневную жизнь посредством целеустремленности, собственной активности в культурно-образовательной среде лагеря, предполагающая поиск ребенком самоидентичности.
Часть исследователей особо выделяют роль среды, прежде всего информационной, в процессе информального образования [5]. При этом отмечается, что целеполагание индивида и его воля, играющие ключевую роль в формальном образовании, в рамках информального образования зачастую имеют гораздо меньшее значение[1].
Увлеченность детей окружающей их стихией потребления в настоящее время чрезвычайно велика и опасна. Потребление информации без оценки, без выбора, без осмысления тормозит развитие личности ребенка, делает его зависимым от внешних обстоятельств и внешнего воздействия. Воспитательная среда детского оздоровительного лагеря, включающая информальное образование, призвана развить у детей умение выбрать из предлагаемых социумом информационных явлений необходимое и нравственное, определить посредственное и отмести безнравственное, создать у ребенка систему ориентиров и критериев в оценке явлений культуры и социальных действий.
Содержание воспитательного процесса в учреждениях детского отдыха в первую очередь ориентировано на укрепление здоровья и разностороннее развитие детей. С этой целью реализуются комплексные программы организации досуга детей, сочетающие в себе интеллектуально-развивающую, воспитательную и оздоровительную деятельность. Поэтому особое место в воспитательном пространстве детского отдыха занимают профильные лагеря и смены, которые используют возможности информального образования и позволяют детям получить новые знания, жизненные навыки и умения, возможность развить ценные личностные качества, получить социальный опыт.
Практика проектирования информального образования в детском оздоровительном лагере «Дружба» Оренбургской области свидетельствует о его позитивном влиянии на социализацию воспитанников. Так, возможности краеведения позволяют ре-
шить проблему формирования гражданской позиции и экологической грамотности, воспитания толерантности и патриотизма. Вовлечение детей в туристическую деятельность способствует укреплению физического и психического здоровья детей, воспитанию нравственных и волевых качеств личности, развитию коммуникативного взаимодействия.
В ходе изучения влияния информального образования на социализацию детей были получены следующие результаты.
Педагогическая целесообразность профильных лагерных программ заключалась в осознанном содействии развитию ребенка как личности, субъекта деятельности и общения в условиях диалогического сообщества детей и взрослых, основными компонентами которого являются: человеческое в человеке: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получится лучше - это «что-то» нужно искать; успех рождает успех: для всех достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; ценность человеческого общения: все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; неизбежность перемен: ни одно суждение о ребенке не может считаться окончательным; приобретение позитивного опыта в процессе индивидуальной познавательной деятельности.
Профильные программы, способствующие формированию информальной образовательной среды лагеря, включали три творческие тематические смены (экспедиции): «Космическая экспедиция», «Олимпийская экспедиция», «Историческая экспедиция». В рамках каждой смены реали-зовывался образовательный компонент ту-ристско-краеведческой направленности (основы туристской подготовки, ориентирование и топография, основы краеведения).
Каждая смена была построена на игровом контексте - экипажи отправляются в экспедицию. Советом Экспедиции была разработана система стимулирования успешности и личностного роста каждого участника Экспедиции. В организационный период каждый ребенок получал Дневник участника Экспедиции, где фиксировались личные достижения и победы. Приобретая опыт деятельности и общения, каждый воспитанник мог пройти следующие ступени роста: «участник экспедиции» (все отдыхающие) - «навигатор» (активист отряда) - «штабной» (активист лагеря). Каждый участник Экспедиции имел возможность ежедневно получать «звезду» за активное участие в жизни экипажа и
Экспедиции в целом. Самые активные участники экспедиции получали Орден Дружбы (фирменный знак отличия).
Проектирование информального образования в детском оздоровительном лагере «Дружба» было основано на следующих концептуальных принципах организации отдыха детей:
- принцип опоры на актуальные интересы и потребности подростков и развитие их потенциальных личностных возможностей;
- принцип свободы и творчества, предполагающий право выбора форм и способов организации жизни в коллективе;
- принцип добра, доверия, понимания и принятия другого человека;
- принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления, предполагающий сотрудничество и сотворчество детей и взрослых.
Проектирование информального образования в лагере предполагало создание информальной образовательной среды. Для её формирования использовались методы коллективной творческой деятельности.
Предполагаемый социальный эффект формирования информальной образовательной среды был связан с включением детей различных категорий, в т.ч. с трудностями в социализации, в различные виды познавательной деятельности, участие в которых обеспечивает развитие подростка как личности, субъекта деятельности и общения в условиях временного детского коллектива. Позитивные изменения были связаны с освоением участниками смены основных компонентов адаптированного социального опыта посредством информальной образовательной среды:
- опыт деятельности и общения со сверстниками (реализация базовых потребностей личности и повышение уровня социал изированности);
- опыт творческой самореализации (осознание значимости здорового образа жизни, познавательной активности);
- опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций (самоутверждение в подростковой среде, толерантное отношение друг к другу, коммуникативный рост);
- опыт осуществления известных способов деятельности в форме умений действовать по образцу (навыки командного взаимодействия, практические умения и туристические навыки, самоуправление и др.).
Участники смены продемонстрировали свои возможности по следующим направлениям: личностный рост («участник экспедиции» - «навигатор» - «штабной»); творческая самореализация (творческие
объединения «Арт-поляна», «На солнечной волне», «ИЗО-студия», спортивные секции «ТурГрад», «Скалодром», «Веревочный парк», конкурсы и соревнования); турист-ко-краеведческая деятельность (маршрут приключений, приключенческая тропа); коммуникативы (внутриколлективный, межличностный, межлагерный, в социальных сетях).
В конце каждой смены (периода) проводилось анкетирование детей и родителей с целью выявления уровня удовлетворённости качеством оказанных услуг и жизнедеятельностью временного детского коллектива. Показателем успешности реализации программы являлись личностные и командные достижения воспитанников, отраженные в наградах, полученных детьми за период смены, творческие работы воспитанников: поделки, рисунки, а также продукты деятельности педагогического состава: разработки игр, мероприятий, сценарии, дидактический и раздаточный материал. Кроме того, использовались информационно-констатирующие методы оценивания эффективности влияния информальной образовательной среды: определение уровня развития детского коллектива и социализированное™ участников лагерной смены, наблюдение и анализ взаимодействия детей, определение уровня межличностных отношений, а также анкетирование и письменные отзывы родителей как заказчиков услуг.
Применялись следующие методики отслеживания результативности: методика изучения уровня социализированности личности подростка, разработанная М. И. Рожковым; школа социального успеха в рамках психолого-педагогического практикума «Достижения»; веревочный курс; рефлексивные методики; анкетирование для педагогов и родителей «Ваше мнение о совместной деятельности здоровых детей и детей с особыми нуждами».
Число респондентов составило 1020 человек (дети и подростки школьного возраста от 7 до 17 лет). Среди них: дети из социально-благополучных семей (дети работающих граждан) - 378 человек (37%); дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети находящиеся в трудной жизненной ситуации - 183 человека (18%); одаренные дети, победители олимпиад и конкурсов - 123 человека (12%); дети, имеющие трудности в социализации (дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; подростки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и внутришкольном учете; дети с ограниченными возможностями здоровья - 336 человек (33%).
Позитивные изменения были связаны с освоением участниками смены основных компонентов адаптированного социального опыта. Участники смены продемонстрировали свои возможности по следующим направлениям: участие в работе творческих объединений (хореографических, декоративно-прикладных) - 805 человек (79%); участие в спортивно-массовых мероприятиях - 979 человек (96%); участие в туристско-краеведческой деятельности - 734 человек (72%); участие в общелагерных мероприятиях - 1020 (юо%); личностный рост, проявление лидерских качеств - 372 человек (36%).
В течение всего периода систематически проводилось анкетирование (входное, промежуточное, итоговое). Анализ полученных ответов позволяет говорить о следующем уровне коммуникативных связей: 67% детей имели возможность самоутверждения в подростковой среде; 58% детей имели возможность проявления толерантного отношения друг к другу; 74% имели возможность коммуникативного роста (реализации лидерского потенциала).
Дети, отдохнувшие в лагере, продолжают наращивать коммуникативные связи
посредством участия в группе лагеря социальной сети ВКонтакте. Количество участников группы - 306 человек. Ребята имеют возможность делиться впечатлениями, обмениваться мнениями, фотографиями, видеороликами.
Мониторинг уровня удовлетворенности качеством оказанных услуг показал следующие результаты: 72% детей считают условия пребывания в лагере комфортными; 93% детей имели возможность творческой реализации; 97% обрели новых друзей; 89% детей пожелали вернуться в лагерь в следующем году.
Таким образом, как показывает практический опыт, формирование информаль-ной образовательной среды в детском оздоровительном лагере обеспечивает достижение педагогических целей, целей социализации и позитивно влияет на воспитывающую среду и образовательное пространство лагеря. Проблемы проектирования инфор-мального образования, формирование ин-формальной образовательной среды детского лагеря актуальны и требуют их последующей разработки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бояринов Д. А. Информационное образовательное пространство личностного развития учащихся: информальный аспект // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.
2. Волгунов В. А. Анализ социально-педагогических проблем жизнедеятельности детских загородных лагерей // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 2 (21). С. 86-88.
3. Ипатова Е. Ю. Место образования в процессе социального становления личности // Педагогика: традиции и инновации : материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. Челябинск : Два комсомольца, 2011. С. 38-40.
4. Никульников А. Н. Детские оздоровительные лагеря в структуре дополнительного образования детей // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 5 (36). С. 192-194.
5. Павлова О. В. Современные проблемы информального образования и пути их решения в процессе формирования нравственной культуры личности // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1 (38). С. 97-996. Шиян Н. И. Открытая образовательная среда как средство формирования индивидуальной образовательной траектории школьника // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 4. С. 279-281.
Статью рекомендуент д-р пед. наук, профессор А. А. Симонова.