Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования социального опыта подростка в деятельности загородного лагеря'

Педагогические условия формирования социального опыта подростка в деятельности загородного лагеря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
973
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПОДРОСТКА / МИКРОГРУППЫ / РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ ОТРЯДЫ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SOCIAL EXPERIENCES OF TEENAGERS / RECREATIONAL CAMP ACTIVITIES / SMALL GROUPS / DIFFERENT AGE OF TEENAGERS / SELF-MANAGEMENT / PEDAGOGICAL HELP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальцева С. В., Шигаева Е. П.

В статье рассмотрены проблемы и педагогические условия формирования социального опыта подростка в деятельности загородного лагеря отдыха. Изучено влияние формы организации жизнедеятельности лагеря, образовательных программ, компетентности педагогического состава, личной заинтересованности подростка на формирование позитивного социального опыта. Данная статья будет интересна специалистам в области организации летнего отдыха детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEENAGERS' SOCIAL EXPERIENCE IN RECREATIONAL CAMP ACTIVITIES: PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT

The article covers the problems and pedagogical development conditions of teenagers' social experience in recreational camp activities. It also describes the influence of the camp activities organizational forms, as well as educational problems, educational personnel competence, teenagers' personal interest in positive social experience development. The article will be interesting for the specialists working in the field of recreational camping and its organization.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования социального опыта подростка в деятельности загородного лагеря»

«Педагогика и психология» «Филология и искусствоведение»5 (7)

УДК 3)1.398

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ПОДРОСТКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАГОРОДНОГО ЛАГЕРЯ

© 2009 С.В.Сальцева, Е.П.Шигаева

Оренбургский государственный педагогический университет

Статья поступила в редакцию 27.07.2009

В статье рассмотрены проблемы и педагогические условия формирования социального опыта подростка в деятельности загородного лагеря отдыха. Изучено влияние формы организации жизнедеятельности лагеря, образовательных программ, компетентности педагогического состава, личной заинтересованности подростка на формирование позитивного социального опыта. Данная статья будет интересна специалистам в области организации летнего отдыха детей.

Ключевые слова: социальный опыт подростка, микрогруппы, разновозрастные отряды, самоуправление, педагогическое сопровождение.

Социально-экономические изменения в российском обществе порождают возникновение проблем, непосредственно связанных с интенсивным становлением личностных качеств, отношений и социального опыта подростка как активного субъекта реалий окружающего мира и собственной судьбы. От педагогической науки в этой связи требуется особое внимание к обоснованию способов социально-педагогического обеспечения диапазона позитивного социального опыта подростка с учетом специфики его жизнедеятельности.

Значительным педагогическим потенциалом, как свидетельствует проведенное нами исследование, обладает загородный лагерь отдыха детей, в деятельности которого существуют специфические воспитательно-развивающие средства формирования личности и социального опыта подростка.

Социальный опыт подроста как педагогическое явление - важная сфера жизнедеятельности растущего человека, требующая специального педагогического внимания, обеспечивающего создание гуманного пространства для взаимодополнения процессов социализации и непрерывного развития личности в новых социокультурных условиях.

Детский оздоровительный лагерь является учреждением, содействующем естественному продолжению дополнительного образования детей, характеризующимся открытостью, мобильностью, гибкостью, максимально ориентирующимся на запросы и потребности ребенка и социума в целом. При этом наиболее эффективными в деятельности оздоровительного лагеря являются педагогические технологии саморазвития, самореализации, самоактивизации подростка. Воспитательное пространство лагеря выдвигает в качестве важнейших задач обогащение сферы осваиваемых индивидом социальных ролей, оказание помощи воспитаннику в овладении базо-

выми социальными способностями и умениями, что способствует эффективной социализации и приобретению подростком лично апробированного социального опыта.

Добровольность и свобода выбора в детском оздоровительно-образовательном лагере, отсутствие жесткой регламентированности деятельности, возможность реализации прав и свобод в условиях каникулярного времени создают уникальные условия для социализации и обогащения опыта личности. Включение подростка в значимое для него событие, стимулирование его саморазвития на основе рефлексии происходящего требует от педагогов применения новейших педагогических технологий, которые создают условия для формирования социального опыта подростка.

Исследованию сущности, содержания и структуры феномена социального опыта, как компонента социализации посвящены труды отечественных ученых: Р.А.Литвак, А.В.Му-дрика, С.В.Сальцевой, Т.А.Панковой, Д.И.Фельдштейна, и др. Проблема социального становления и приобретения социального опыта личности рассматривалась в исследованиях, изучающих взаимовлияние социализации и социальных структур общества, системы общественных отношений. Ученые подчеркивают, что социализация способствует развитию социальной природы человека, его полноценному участию в социальной жизни, накоплению опыта при грамотной

педагогической поддержке развивающейся лично-

1

сти .

Немаловажное значение при решении задач исследования и формирования социального опыта подростка имеют идеи о взаимосвязи социальных и педагогических факторов в процессе целостного

Сальцева Светлана Васильевна, доктор педагогических наук, профессор зав.кафедрой социальной педагогики. E-mail: [email protected]

Шигаева Елена Петровна, аспирант. E-mail: zbezda1@mail. ru

1 Литвак Р.А. Деятельность детских общественных объединений в современных условиях как фактор социализации подростков: Монография. - Челябинск: 2005; Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. В.А.Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: 2000; Сальцева С.В. Интеграция воспитания и дополнительного образования. Муниципальная программа на 2000 - 2005гг. -Оренбург-Гай: 2000.

формирования личности, о единстве процессов воспитания, самовоспитания, развития и саморазвития личности и их методико-технологическом сопровождении (Г.К.Се-ливко)2.

Ретроанализ отечественного педагогического опыта деятельности детских оздоровительных лагерей выявил значимость впервые высказанной А.С.Макаренко идеи о значимости детского коллектива для развития личности отдельного индивида, что получило развитие в последующем в науке и практике зарубежной и отечественной педагогики (И.П.Иванов, С.А.Шмаков и др.). Технология коллективных творческих дел (КТД) и принцип разно-возрастности детских объединений до сих пор активно используются именно в детских оздоровительных лагерях и обеспечивают за краткий временной период педагогического общения значительные результаты развития личности и социального опыта

3

подростка .

Проведенный нами в ходе исследования первичный опрос детей, отдыхающих в ДОЛ «Чайка» Центра эстетического воспитания детей ЮАО г. Оренбурга показал, что подавляющее большинство - 83% едут в лагерь отдыхать, купаться и загорать, а также найти друзей и получить новые впечатления, 11% ребят едут в лагерь в первый раз и не знают, чего ждать от данной поездки, но полны оптимизма и надежд. И лишь 6% детей едут в лагерь без желания, по принуждению родителей или другим жизненным обстоятельствам. С точки зрения интересов и предпочтений детей 17,5% предпочитают читать и приобретать новые знания; 44% - петь, танцевать, слушать музыку; 64% - заниматься спортом; 41% -прикладным творчеством. Все ребята были единодушны в том, что недостаточно времени остается для занятий своим любимым делом (рыбалка, фото и видео съемка, спорт)

На основе полученных результатов опросов родителей и детей, а также анализа педагогического опыта предыдущих лет была создана и апробирована экспериментальная оздоровительно-развивающая программа «Радуга детства», которая способствовала усвоению положительного социального опыта подростками. В реализации данной программы приняло участие 186 подростков: 13 - 16 лет, 11 - 12 лет, 9 - 10 лет, 7 - 8 лет.

На констатирующем этапе была апробирована программа изучения социального опыта подростов как основы их социализации. Для диагностики были подобраны соответствующие методики с учетом того, что отражение наличия социального опыта детей выражается в основном в вербальной форме в виде суждений, оценок, советов, откликов о поведе-

2 Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - М.: 2001.

3 Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М.: 1990; Шмаков С.А. Летний лагерь: вчера и сегодня: Метод. пособие. Мин-во образования РФ. Деп. по молодеж. политике. - Липецк: 2002; Щуркова Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога. - Питер: 2007.

нии, действиях себя лично и других участников конкретного дела. Был отобран исследовательский инструментарий, фиксирующий и отражающий формулировки, последовательность, количество и характер вопросов и высказываний об имеющемся социальном опыте, проводились анкеты, письменные и устные опросы, наблюдения, моделировались ситуации, требующие активного творческого участия в деятельности, специально организованные дела с учетом специфики подросткового возраста. Серьезное внимание обращалось на процедурные моменты педагогического исследования: любая методика предусматривала добровольность участия детей, анонимность их ответов (или использование «секретных конвертов»), личностные доверительные отношения экспериментатора и детей. Учитывалась необходимость и специфика диагностики личности и изменения уровня ее социального опыта в естественных условиях протекания жизнедеятельности загородного лагеря.

На этапе контрольного эксперимента мы выявили, что социальный опыт подростка содержательно является не просто набором представлений, навыков, умений, образцов поведения, а представляет собой обобщенный способ деятельности и общения (жизнедеятельности), которым личность владеет, поскольку он пережит, обобщен и усвоен. Поэтому педагогически важно учитывать, что сама специфика социального опыта является производной не столько от социальных влияний, окружения, форм материальной и духовной культуры, адресуемых подростку, сколько от того, какую позицию в контексте жизнедеятельности он занимает, как соотносит себя с действительностью, какова степень его социальной активности, понимания своего внутреннего мира и сформированности социальных установок на себя, на других, на дело. Это дает основание считать, что социальный опыт выступает продуктом реализованности субъектности подростка (желательно - осознанной) в процессе социализации и воспитания. В данном случае тем более трудно переоценить роль взрослого - педагога, воспитателя, помогающего подростку отрефлексировать имеющиеся достижения и затруднения в освоении социального опыта, и в случае необходимости наметить пути взаимодействия в целях коррекции жизнедеятельности в целях совершенствования знаний, умений конкретных процедур и операций, составляющих личный опыт подростка.

В ходе исследования выявлено, что образовательно-оздоровительная деятельность подростка в загородном лагере отдыха способствует эффективному формированию социального опыта личности при наличии комплекса педагогических условий: 1) актуализация мотивационной сферы подростка за счет наполнения социально-значимой деятельности личностным смыслом; 2) реализация целевой программы образовательно-оздоровительной деятельности в загородном лагере, обеспечивающей комфортное вхождение подростка в систему со-

«Педагогика и психология», «Филология и искусствоведение»5 (7)

циальных отношений; 3) обеспечение педагогического сопровождения социализации подростка в деятельности загородного лагеря.

Апробация названных условий происходила при поэтапной реализации разработанной нами модели формирования социального опыта подростка, включающей компоненты и направления, позволяющие обеспечить эффективность форм организации жизнедеятельности подростков, дополнительного образования, самоуправления, кадрового потенциала в условиях оздоровительного загородного лагеря. В целях реализации первого условия, связанного с актуализацией мотивационной сферы подростка осуществлялась корректировка форм организации жизнедеятельности (деятельности лагеря в целом, ежедневной деятельности детей).

Было принято решение об альтернативной форме организации образовательно-оздорови-тельной деятельности лагеря в целях наиболее эффективного формировании социального опыта подростков. Нетрадиционность смены заключалась в комплектации отрядов, которая проходила не по возрастному принципу (традиционная система), а по интересам -создавались разновозрастные микрогруппы («семейки»), объединенные единством целей и интересов, что позволило осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку. Предварительно при распространении путевок, а так же в день заезда прошла презентация творческих мастерских: вокально-хореографическая; спортивная; туристическая; мо-дельерная; журналистская; дизайнерская и театральная.

Каждая микрогруппа - «семейка» имела возможность самостоятельно планировать свой день, подчиняясь только ключевым моментам режима дня (питание, сон). В каждой «семейке» формировались свой уклад и свои традиции. Ежедневно проходили в каждой группе внутренние мероприятия познавательного, развлекательного или исследовательского характера. Однако красной нитью через всю смену проходила идея того, что лагерь - это семья, большая и дружная. Поэтому каждый вечер все «семейки» объединялись на большой семейный праздник (мероприятие) с танцами и песнями. Органом управления лагеря являлся семейный совет. По замыслу разработанной экспериментальной программы в лагере проживало шесть «семеек»: 1) «Мельпомена», - ее служители - надежные помощники во всех проводимых в лагере мероприятиях, с удовольствием занимались драматизацией, проверкой собственных артистических способностей. Итогом их работы стал спектакль «Римейк современных сказок». 2) «Олимпийский резерв» - юные спортсмены - жили по собственному расписанию: ранний подъем, зарядка на берегу реки, а иногда и рыбалка, теоретическая и практическая подготовка по различным видам спорта: футбол, стрельба из пневматической винтовки, каратэ, настольный теннис, полоса препятствий, установка палатки, разведение костра и вязка узлов. 3) «Острое перо» - юные жур-

налисты, которые выпускали ежедневные вестники о жизни лагеря, фотографировали и брали интервью. Результатом их работы стал фильм о лагере. 4) «Школа моды» - поклонники моды - изучали основы макияжа, способы создания оригинальных моделей одежды, вечерние прически, уход за кожей лица и тела, сценическое движение. Итогом их работы стал показ коллекции одежды из подручного материала. 5) «Вокально-хореографическое» - участники занимались разучиванием, постановкой и показом танцев, Создали вокально-хореографическое шоу по мотивам жизни в лагере. 6) «Дизайнеры», особая творческая категория подростков художественно одаренных. Они изучали современную и классическую живопись, современные направления дизайна, открыли салон татуировок, занимались дизайном комнат и всего лагеря.

Присутствие подростка в какой-либо «семейке» не являлось жестким. По мере возникновения желания подросток мог поменять вид деятельности. В первые дни наблюдалось активное перемещение детей из одной микрогруппы в другую. Однако через пять дней бурные переходы прекратились, ребята определились со своими интересами и стремились углубленно изучить избранное направление, приобретая необходимый опыт. Практически до конца потока состав микрогрупп оставался относительно стабильным.

Формирование разновозрастных отрядов позволило каждому ребенку удовлетворить возрастные потребности в общении, проявить себя в отношениях «взрослый - младший», «умелый - начинающий», повысить уровень личной самостоятельности в конкретной ситуации. В работе разновозрастных отрядов очевидно воспитательное влияние старших на младших, процесс социализации протекает естественно, значительно быстрее и качественнее приобретаются необходимые составляющие опыта4.

Действующим этапом формирования социального опыта подростков является организация самоуправления. Самоуправление вырабатывает небезразличное отношение к событиям, происходящим в детском сообществе, формирует общественное мнение, способствует осознанию ребенком своего места в жизни, формирует определенные социальные качества личности, в том числе качества гражданина-патриота. Эффективное самоуправление предполагает участие большей части членов коллектива в выборе целей жизнедеятельности, в определении путей их достижения, в организации и осуществлении коллективной жизни, а также в ее анализе и оценке, в чего между ними создаются отношения ответственной зависимости. Органом самоуправления лагеря в процессе экспериментальной работы был «семейный совет», куда входили представители всех микрогрупп, а также старшая вожатая. На «се-

4 Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М.: 1990.; Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: 1988.

мейных советах», которые собирались ежедневно обсуждались итоги предыдущего дня, претенденты на поощрение, а также дальнейшие планы. Организовать общелагерное дело, как оказалась, было совсем нелегко, так как у каждой микрогруппы были свои интересы и планы на день. Но подростки научились находить компромиссы и принимать решения, тем самым успешно преодолевая еще одну ступень социализации.

Следующим этапом нашего эксперимента стало кардинальное изменение образовательно-познавательной деятельности в летнем лагере: в соответствии с концепцией второе условие формирования социального опыта подростка, предусматривало реализацию целевых программ образовательно-оздоровительной деятельности в загородном лагере, обеспечивающих комфортное вхождение подростка в систему социальных отношений, социальное обучение и социальное воспитание как базиса социального опыта.

Подростку предлагалось полное погружение в избранную им образовательную область. С этой целью воспитателями были разработаны программы профильного обучения по направлениям деятельности их микрогрупп. В результате диагностического исследования уровня образования на период начальной стадии и в стадии завершения мы отметили корреляционную зависимость между многообразием образовательных форм и уровнем сформированно-сти социального опыта подростков: чем разнообразнее спектр услуг дополнительного образования, тем ярче и активнее протекает процесс социализации.

Таким образом, педагогическая деятельность в

детском оздоровительно-образовательном загородном лагере является важной неотъемлемой составляющей формирования социального опыта подростков. Теоретическая и прикладная модели процесса педагогической подготовки организаторов летнего отдыха являются отражением социального и педагогического многообразия задач летнего отдыха. Обеспечивать педагогическое сопровождение социализации личности ребенка должен педагогически грамотный, специально подготовленный и прошедший конкурсный отбор вожатый, умеющий вставать на позицию воспитуемого.

Опираясь на полученные результаты нашего исследования, мы доказали, что формирование социального опыта будет протекать наиболее эффективно, если соблюдены следующие условия: разработаны и реализуются целевые программы образовательно-оздоровительной деятельности в загородном лагере, обеспечивающие комфортное вхождение подростка в систему социальных отношений; актуализирована мотивационная сфера подростка за счет наполнения социально-значимой деятельности личностным смыслом; обеспечено педагогическое сопровождение социализации подростка в деятельности загородного лагеря.

Создание системы педагогического обеспечения и сопровождения ребенка в формировании социального опыта влечет перестройку организационных основ деятельности детского лагеря, создание лич-ностно ориентированной системы взаимодействия и взаимоотношений педагога с подростками, разработку новых форм и содержания коллективной творческой жизнедеятельности подростков.

TEENAGERS' SOCIAL EXPERIENCE IN RECREATIONAL CAMP ACTIVITIES: PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT

© 2009 S.V.Saltseva, E.P.Shigaeva°

Orenbyrg state pedagogical university

The article covers the problems and pedagogical development conditions of teenagers' social experience in recreational camp activities. It also describes the influence of the camp activities organizational forms, as well as educational problems, educational personnel competence, teenagers' personal interest in positive social experience development. The article will be interesting for the specialists working in the field of recreational camping and its organization.

Keywords: social experiences of teenagers, recreational camp activities, small groups, different age of teenagers, self-management, pedagogical help.

Saltseva Svetlana Vasilevna, D. Sc. in Pedagogics, Professor, Head of the Social Pedagogy department. E-mail: profsals@mail. ru Shigaeva Elena Petrovna, Postgraduate student. E-mail: E-mail: zbezda1 @mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.