Научная статья на тему 'Анализ проявлений ситуативной дезадаптации детей и подростков в детских оздоровительных центрах'

Анализ проявлений ситуативной дезадаптации детей и подростков в детских оздоровительных центрах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
794
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / АДАПТАЦИЯ / СИТУАТИВНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ДЕТСКИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / ЛЕТНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ / ОБЩАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ефремова Ольга Ивановна

Ситуативная дезадаптация детей зачастую возникает в период летнего отдыха в детских оздоровительных центрах (ДОЦ), когда ребенок оказывается изолированным от привычных факторов жизнедеятельности и погруженным в новые для него условия. В статье приводится анализ проявлений ситуативной дезадаптации детей и подростков в детских оздоровительных центрах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ефремова Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ проявлений ситуативной дезадаптации детей и подростков в детских оздоровительных центрах»

О.И. Ефремова

АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ СИТУАТИВНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ

Ситуативная дезадаптация детей зачастую возникает в период летнего отдыха в детских оздоровительных центрах (ДОЦ), когда ребенок оказывается изолированным от привычных факторов жизнедеятельности и погруженным в новые для него условия: новый коллектив сверстников и педагогов, изменение обстановки жилья, непривычный уклад жизни. Стрессогенная ситуация изменений обусловливает трудности адаптации для всех детей, особенно неуверенных в себе, застенчивых, акцентуированных. Можно выделить три группы параметров оценки ситуативной дезадаптации детей и подростков во временных детских коллективах: поведенческие параметры, эмоциональные реакции и состояния, отражающие неблагоприятное самочувствие отдыхающих, негативные мнения и суждения детей и подростков об условиях отдыха и взаимоотношениях во временных коллективах.

Поведенческие параметры ситуативной дезадаптации, прежде всего, отражают такой ее вид, по классификации Т.Д. Молодцовой, как социально-психологическая или психосоциальная, имеющая источником социум или психологические особенности субъекта и выражающаяся во внешнем поведении [7]. Ситуативная дезадаптация может проявляться в разнообразных вариантах девиантного поведения, а также в резком изменении характера поведения, свойственного данному ребенку или подростку.

Варианты отклоняющегося от нормы поведения в условиях ДОЦ характеризуются, прежде всего, так называемыми психологическими ситуационно-личностными реакциями, это - преходящие, ситуационно обусловленные отклонения в поведении ребенка или подростка, которые проявляются преимущественно в определенной микросреде, имеют четкую психологическую направленность на определенных лиц, не сопровождаются соматовегетативными расстройствами [4, 25]. Опираясь на классификацию ситуационно-личностных реакций, предложенную В.Т. Кондрашенко [4], выделим наиболее типичные поведенческие реакции, проявляющиеся у детей и подростков в условиях детских оздоровительных центров.

Реакция отказа характеризуется такими показателями, как минимизация контактов, мало-общительность, отказ от пищи, привычных игр и развлечений, молчание в ответ на вопросы, стремление к уединению, симуляция плохого самочувствия. Данная реакция часто возникает при внезапном отрыве от родителей, семьи, привычной обстановки. Неблагоприятными в плане оценки степени адаптированности ребенка или подростка в условиях пребывания во временном коллективе ДОЦ являются реакции отчуждения и смирения, которые могут рассматриваться как своеобразная форма отказа или оппозиции. Отчуждение проявляется в вынужденном или демонстративном одиночестве, противопоставлении своей бездеятельности по отношению к активности сверстников. Смирение характеризуется отказом от самовыражения, внешним подчинением указаниям старших.

Реакции оппозиции подразделяются на проявления активной и пассивной оппозиции. Активная оппозиция выражается в нарочитой грубости, непослушании, вызывающем поведении, категорическом отказе от выполнения поручений, может сопровождаться также ложью, плачем, бранью, вандальными и агрессивными действиями. Показателями пассивной оппозиции могут выступать проявления обиды, недовольства, капризности, замаскированной враждебности, реакции отказа от еды, от выполнения требований и поручений, попытки побега из лагеря, звонки и письма домой с преувеличением негативных аспектов пребывания в ДОЦ и даже с описанием вымышленных несчастий. Реакции оппозиции возникают в условиях психотравмирующей ситуации и направлены на определенных лиц (педагогов, сверстников), которых ребенок или подросток считает обидчиками или виновниками негативных переживаний. По отношению к сверстникам активная оппозиция может проявляться в таких особенностях поведения: дети портят одежду «обидчика», оговаривают его, крадут его вещи. По отношению к вожатым и воспитателям при оппозиции обоих типов возможны непослушание, высмеивание, унизительные клички и надписи

на стенах, жалобы родителям. Причиной реакций оппозиции выступают чрезмерные и несправедливые, с точки зрения ребенка, требования, незаслуженные наказания и оскорбления. У подростков реакции оппозиции зачастую носят демонстративный характер.

Реакции имитации определяются как стремление подражать определенному авторитетному лицу. В детском оздоровительном центре, стремясь к адаптации в новом коллективе, дети и подростки иногда склонны подражать сверстникам-лидерам. В частности, копируются не только положительные, но и отрицательные аспекты поведения референтных лиц, например, сквернословие, грубость, хулиганские поступки, курение.

Реакции компенсации проявляются в стремлении ребенка или подростка скрыть свою несостоятельность, слабость в какой-либо области и восполнить ее успехом в другой области. Компенсация выступает как способ психологической защиты личности, помогающий ей избавиться от переживаний своей неполноценности и снижения самооценки. Так, физически слабый мальчик отказывается от участия в соревнованиях и играх, где требуются сила и ловкость, но стремится проявить себя в техническом кружке, игре в шахматы, продемонстрировать сверстникам эрудицию. Ребенок или подросток с низким социометрическим статусом в отряде старается самоутвердиться через спорт, художественную самодеятельность. Иногда способом компенсации являются фантазии замещающего типа и ложь (ребенок сообщает сверстникам, что его отец - известный спортсмен, банкир, что его семья владеет престижной иномаркой автомобиля и т.д.).

Реакции гиперкомпенсации характеризуют стремление ребенка или подростка добиться успеха именно в той области, где он проявил несостоятельность. Например, склонный к фобиям ребенок в лагере испытывает себя темнотой или высотой, стремится доказать свою смелость окружающим (уходит ночью в лес, прыгает с большой высоты в воду, ходит по балконным перилам, совершает запрещенные воспитателем действия).

Реакции эмансипации чаще проявляются в подростковом возрасте. Они отражают свойственное многим подросткам стремление освободиться от контроля взрослых, протест против ограничения самостоятельности, против устанавливаемых правил. Показателями проявления этих реакций выступают непереносимость возражений и критики со стороны воспитателей и вожатых, неприятие авторитарного тона педагогов, протест против ограничений, нарушение правил жизни в лагере, например, режима купания, несоблюдение лагерного распорядка в целом. Реакции явной эмансипации - непослушание, грубость, упрямство, игнорирование распоряжений старших. Реакции скрытой эмансипации - тайные уходы из лагеря, тайные ночные собрания, сексуальные контакты, употребление алкоголя.

Зачастую у детей и подростков, испытывающих ситуативную дезадаптацию, отмечаются нарушения в сфере общения. Как отмечают В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус [5, 61], у субъекта затрудненного общения фиксируются, в частности, такие стратегии социального взаимодействия, как защитно-избегающая, агрессивно-обесценивающая, формально-вежливая. Проявлениями защитно-избегающей стратегии могут выступать отгораживание, симуляция; ложь, агрессивно-обесценивающей - обвинения, угрозы, шантаж; формально-вежливой -подчеркнуто нормативное поведение в сочетании с безэмоциональностью, фальшивым смирением. Явным признаком ситуативной дезадаптации детей и подростков во временном коллективе оздоровительного центра является возникновение конфликтов со сверстниками и педагогами.

Конфликт есть обострение противоречия, которое принимает форму разногласий и выражается столкновением противоположных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, актуализирует эмоциональную напряженность субъектов [1, 2 и др.]. Классификация конфликтов, возникающих в условиях ДОЦ, может быть проведена по разным основаниям. По признаку субъектов конфликты можно подразделять на «вертикальные», возникающие в системе отношений «воспитатель-воспитанник», и «горизонтальные» - конфликты со сверстниками в отряде. Конфликты в системе отношений «по вертикали» могут возникать по инициативе руководящей стороны - сверху вниз, или по инициативе руководимого субъекта - снизу вверх. По глубине и динамике протекания конфликты могут быть глубокими и поверхностными, длительными и кратковременными, могут иметь разную степень напряженности. По результату конфликты могут быть конструктив-

ными или деструктивными, ведущими к налаживанию и гармонизации отношений или к их ухудшению, стимулирующими развитие личности, группы или тормозящими развитие.

В.И. Журавлев [2] выделяет следующие типы педагогических конфликтов: конфликты дисциплины, конфликты, обусловленные особенностями деятельности педагога, конфликты этики, запредельно-этические конфликты. Конфликты дисциплины обусловлены нарушением обязанностей со стороны воспитанника, неподчинением требованиям вожатых и воспитателей, непослушанием. Конфликты, обусловленные особенностями деятельности педагога, связаны, прежде всего, с тактикой и стилем взаимодействия с воспитанниками. Конфликтогенными являются многие ситуации негативного оценивания и сравнения воспитанника с другими, если проявляется дискриминация со стороны педагога по отношению к отдельным детям, отсутствует единая система критериев оценки. Причиной недовольства отдыхающих могут быть методические изъяны в работе вожатых и воспитателей. Конфликты этики связаны с проявлением бескультурья, бестактности со стороны педагогов: несдержанности, грубости, аффективного поведения, неуважения к личности воспитанника, вторжения в мир его интимных переживаний, злоупотребления его откровенностью. Запредельно-этические конфликты отражают противоправное поведение педагога, выходящее за границы педагогических ошибок, не спровоцированное непосредственно стрессогенными факторами: таковыми являются публичные оскорбления воспитанников, рукоприкладство, педагогические репрессии, издевательство, месть.

Параметры эмоционального самочувствия ребенка или подростка также характеризуют уровень его адаптированности к условиям летнего отдыха и зачастую при отсутствии явных поведенческих признаков отражают его ситуативную дезадаптацию. Признаками дезадаптации являются обостренное чувство дискомфорта, неудовлетворенность, депрессия, подавленность, апатия, тревога, чрезмерная возбудимость или заторможенность, частая смена настроения, недовольство, раздражительность, озлобленность, мрачность, печаль, скука [3, 4, 5, 7, 8].

Негативные мнения и суждения детей и подростков об условиях отдыха и взаимоотношениях во временных коллективах составляют третью группу параметров ситуативной дезадаптации. Дети и подростки сообщают педагогам и родителям, что в лагере скучно, плохо кормят, что сверстники их обижают, жалуются родителям, что вожатые и воспитатели проявляют грубость и т.д. Суждения ситуативно дезадаптированных детей и подростков зачастую содержат «иррациональные когниции», по А. Эллису, или «когнитивные искажения», по А. Беку [9, 98]. А. Бек считает, что под влиянием эмоций у человека могут проявляться когнитивные искажения, которые впоследствии систематически проявляются в его суждениях. В числе когнитивных искажений выделяется персонализация - склонность интерпретировать даже не относящиеся к ним события в аспекте личных значений. Так, озабоченный взгляд отрядного вожатого некоторые дети могут представить как проявление личной неприязни. Другое когнитивное искажение - дихотомическое мышление, то есть поляризованная оценка событий, склонность мыслить в значимых ситуациях крайностями (черное или белое, хорошо или ужасно). Выборочное извлечение как когнитивное искажение представляет собой концептуализацию событий на основе вырванных из контекста деталей, произвольность умозаключений при игнорировании части информации. Например, на основе того, что воспитатель предложил второстепенную роль в инсценировке, ребенок считает, что ему не доверяют, его не ценят. Встречаются и другие когнитивные искажения: произвольные (безосновательные) умозаключения; сверхгенерализация - обобщение на основе единичного случая («все ребята меня ненавидят»); катастрофизация, преувеличение («меня засмеют», «это будет ужасно»).

Анализ эмпирических данных свидетельствует о том, что около четверти детей и подростков, отдыхающих в летний период в ДОЦ, испытывают в разной степени выраженную ситуативную дезадаптацию в условиях временного коллектива. Мы проанализировали дневники наблюдений студентов 2-3 курса, обучающихся по специальности «Педагогика и психология», которые проходили летнюю педагогическую практику в качестве отрядных вожатых в детских оздоровительных центрах Азовского и Черноморского побережья (ДОЦ «Чайка», «Спутник», «Солнечная поляна», «Салют», «Радуга» и др.). Было изучено 93 дневника наблюдений. В частности, выделялись отмеченные в дневниках факты проявления у детей и подростков ситуационно-личностных

реакций, а также конфликтов со сверстниками и взрослыми. В дневниках было зафиксировано 1015 случаев проявления у детей (618 случаев) и подростков (397 случаев) ситуационно-личностных реакций и конфликтов со взрослыми и сверстниками, отражающих признаки ситуативной дезадаптации. Общее количество детей в отрядах, где велось наблюдение, составило 2312 человек (1158 детей и 1154 подростка), при этом число детей и подростков, у которых были отмечены те или иные поведенческие признаки ситуативной дезадаптации, составило 572 человека (24,7 % от общего числа обследованных) в том числе, 358 детей и 214 подростков. Подсчитыва-лось по возрастным группам число случаев в группах детей (7-10 лет) и подростков (11-15 лет), отражающих различные признаки ситуативной дезадаптации. Дифференцировались факты, отмеченные в начале, в середине и в конце лагерной смены. Общие данные о результатах исследования, выполненного на основе наблюдения, представлены в таблице 1. Эти данные свидетельствуют о том, что поведенческие признаки ситуативной дезадаптации у детей чаще отмечаются в начале лагерной смены, затем их количество постепенно снижается и к концу смены их фиксируется почти в три раза меньше, чем в первые дни. У подростков в целом ситуативная дезадаптация наблюдается несколько реже, хотя динамика ее изменения, в отличие от возрастной группы 7-10 лет, неблагоприятна в первой половине лагерной смены, но так же, как и в более младшей группе, позитивна во второй.

Таблица 1

Проявления ситуативной дезадаптации детей и подростков во временных коллективах детских оздоровительных центров (по данныш наблюдения: число случаев в процентах от общего количества

проявлений ситуативной дезадаптации)

Категории обследованных

Проявления дезадаптации

Дети 7-10 лет Подростки 11-15 лет

Начало Середина Конец Начало Середина Конец

смены смены смены смены смены смены

Реакции отказа, 15,4 11,7 5,5 3,8 4,3 1,5

отчуждения,

смирения

Реакции оппозиции:

• активной 1,3 0,3 - 3,0 5,5 2,0

• пассивной 5,2 2,1 1,3 6,0 6,8 3,8

Реакции имитации 1,1 2,4 1,0 4,8 4,8 4,5

Реакции 1,6 1,5 0,8 2,3 2,8 1,0

компенсации

Реакции 0,2 0,3 0,2 0,5 1,3 0,8

гиперкомпенсации

Реакции - 0,6 0,2 0,5 4,5 1,8

эмансипации

Формы поведения, Не 2,9 0,6 Не 4,0 1,0

несвойственные выявлены выявлены

воспитаннику

Нарушения в сфере 1,9 2,6 0,6 3,0 1,8 1,8

общения

Конфликты со 13,4 5,2 4,4 4,5 3,8 3,3

сверстниками

Конфликты со 8,7 4,5 2,4 2,7 4,5 3,3

взрослыми

Общее число 48,9 34,1 17,0 31,2 44,1 24,7

проявлений

У детей чаще всего фиксируются такие проявления ситуативной дезадаптации, как реакции отказа, отчуждения (уединение, отказ от пищи, от участия в играх) и смирения, а также конфлик-

ты со сверстниками (взаимные оскорбления, обиды). У подростков чаще всего отмечаются реакции пассивной оппозиции (недовольство указаниями старших, неучастия или демонстративно формального участия в общих мероприятиях) и реакции имитации (подражания более успешным в общении сверстникам). По сравнению с детской группой, у подростков несколько чаще проявляются реакции активной оппозиции (грубость, непослушание, протестное поведение) и реакции эмансипации (нарушение лагерного распорядка, игнорирование распоряжений вожатых и воспитателей, самовольные уходы из лагеря, тайные ночные собрания, прогулки после отбоя). Позитивная динамика степени адаптированности детей и подростков к условиям отдыха в течение лагерной смены отражает адекватную работу педагогических коллективов по преодолению замкнутости, разобщенности детей, испытываемых ими трудностей в общении.

Несколько реже, чем признаки поведенческой дезадаптации, студенты фиксировали в дневниках наблюдений эмоциональные реакции и состояния детей и подростков, что связано, вероятно, с трудностями идентификации тех или иных эмоциональных проявлений. Можно предположить, что в дневниках отмечены далеко не все признаки эмоционального неблагополучия, которые реально проявлялись у отдыхающих в ДОЦ. Тем не менее, сравнительные данные по группам детей и подростков, а также по этапам исследования (начало, середина, конец лагерной смены) показательны в плане отражения наличия и динамики ситуативной дезадаптации отдыхающих. Всего в 93 дневниках наблюдений было отмечено 756 случаев ярких эмоциональных проявлений: 374 случая у детей и 382 случая у подростков. В основном, описывались эмоциональные реакции тех отдыхающих, у которых фиксировались признаки поведенческой дезадаптации. В таблице 2 приведены данные количественной обработки записей студентов об эмоциональных проявлениях детей и подростков, выступающих признаками их ситуативной дезадаптации.

Таблица 2

Показатели неблагоприятного эмоционального самочувствия отдыхающих в детском оздоровительном центре (по данныш наблюдения: число случаев в процентах от общего количества отмечен-

ныш негативные эмоциональным проявлений)

Эмоциональные Категории обследованных

Дети 7-10 лет Подростки 11-15 лет

Начало Середина Конец смены Начало Середина Конец

смены смены смены смены смены

Неудовлетворенность 6,6 4,9 1,9 3,9 2,9 0,8

Депрессия, апатия 7,7 3,3 0,5 3,1 1,3 -

Тревога 4,1 1,9 0,5 1,3 0,5 -

Раздражительность 3,3 1,6 - 5,0 2,9 1,3

Озлобленность, 4,1 0,8 - 3,7 2,4 0,5

агрессивность

Вспыльчивость 2,2 1,9 0,8 6,3 3,4 2,6

Печаль 8,2 4,4 0,3 4,5 2,6 1,8

Скука, уныние 7,4 2,2 - 5,5 4,5 1,0

Эмоциональная нестабильность 5,8 3,6 2,5 8,6 5,8 3,9

Демонстративность 4,9 3,8 2,2 7,1 3,7 2,4

Аффекты 6,6 1,6 - 4,2 1,8 0,8

Общее число 61,0 30,2 8,8 53,1 31,7 15,2

проявлений

Из таблицы видно, что как у детей, так и у подростков чаще всего эмоциональные проявления дезадаптации фиксируются в начале лагерной смены, затем их количество существенно снижается к середине смены и, особенно - к концу смены. У детей 7-10 лет чаще отмечаются такие неблагоприятные эмоциональные проявления, как депрессия, печаль, скука. У подростков чаще других реакций проявляются вспыльчивость, эмоциональная нестабильность, демонстративность.

По сравнению с детьми, у подростков реже проявляется неудовлетворенность, депрессия, тревога, печаль, скука; несколько реже отмечаются острые аффективные реакции, зато чаще имеют место раздражительность, вспыльчивость, эмоциональная нестабильность, демонстративность.

Косвенно данные о проявлении ситуативной дезадаптации детей и подростков подтверждают результаты социометрического исследования межличностных отношений во временных детских коллективах. Мы проанализировали результаты социометрического опроса, проведенного студентами в ходе летних педагогических практик в 2006-2009 годах в 100 отрядах детских оздоровительных центров (в 50 детских и 50 подростковых группах). В обследовании приняли участие 2478 отдыхающих, их них - 1237 детей и 1241 подросток. Детям и подросткам в середине лагерной смены задавались следующие вопросы:

1. Кого из ребят ты выбрал бы командиром отряда? (Назови трех человек).

2. Кому из ребят ты доверил бы выполнение важного дела? (Назови трех человек).

3. Кого из ребят ты хотел бы пригласить к себе на день рождения? (Назови трех человек).

Следует отметить, что, отвечая на вопросы, некоторые дети и подростки нарушали инструкцию и выбирали более трех человек - до 7-10 товарищей по отряду (вопросы 2,3) или менее трех (вопрос 1). Тем не менее, нередко обнаруживалось, что некоторые дети и подростки в отрядах не имели ни одного выбора или ни одного взаимного выбора.

Число воспитанников, не получивших выборов, составляло в среднем 1,4 на один отряд, причем в группе детей 7-10 лет данное число было несколько выше - 1,5 человека, а в группе подростков - 1,3. Более чем в половине отрядов (53%), изолированных не было отмечено, в трех отрядах было отмечено значительное их количество (7, 8, 10 человек). Количество детей и подростков на один отряд, не имеющих взаимных выборов, составляло 3,1 человека; в группе детей - 3,6, а в группе подростков - 2,7.

Общие показатели эмоционального самочувствия детей и подростков во временных коллективах детских оздоровительных центров можно представить на основе методики цветописи А.Н. Лутошкина [6]. Отдыхающим предлагалось в начале, середине и конце лагерной смены оценить свое настроение, символизируемое определенным цветом: красный - восторженное, оранжевый - радостное, желтый - неплохое, зеленый - безразличное, синий - неважное, фиолетовый -тревожное, плохое, черный - очень плохое, неудовлетворенное. Мы проанализировали результаты заполнения детьми «Дневников настроения». Были обработаны данные по 100 отрядам ДОЦ, собранные студентами в ходе летних педагогических практик в 2006-2009 годах. В обследовании приняли участие 1237 детей и 1241 подросток. Показатели эмоционального самочувствия детей и подростков и его динамики отражены в таблице 3. В таблице представлены результаты анализа не только случаев, свидетельствующих о ситуативной дезадаптации отдыхающих, но дана общая картина, которая позволяет выявить соотношение числа воспитанников, испытывающих эмоциональный комфорт, и тех, кто переживает негативные эмоциональные состояния. Была отмечена позитивная динамика эмоционального самочувствия отдыхающих в течение лагерной смены.

Таблица 3

Показатели эмоционального самочувствия отдышающих в детском оздоровительном центре (по данным методики цветописи, количество отдышающих в процентах)

Оценки настроения отдыхающими Категории обследованных

Дети 7-10 лет Подростки 11-15 лет

Начало смены Середина смены Конец смены Начало смены Середина смены Конец смены

Восторженное 5,4 38,0 38,9 3,8 31,2 31,6

Радостное 39,0 40,6 41,1 39,1 41,6 42,1

Неплохое 35,4 16,0 16,9 40,7 24,6 24,9

Безразличное, равнодушное 8,5 1,9 2,3 5,6 1,5 1,0

Неважное 6,6 1,5 0,4 5,8 1,1 0,4

Тревожное, плохое 2,8 1,3 0,3 3,3 - -

Очень плохое, неудовлетворенное 2,2 0,7 0,1 1,8 - -

Из таблицы 3 видно, что динамика эмоциональных профилей в двух возрастных группах примерно одинакова. В начале смены у детей 7-10 лет несколько чаще отмечается неблагоприятное эмоциональное самочувствие: неважное, тревожное и очень плохое настроение констатируют 11,6% детей, безразличное - отмечают еще 8,5%. Немного реже у детей выражены суммарные показатели положительного самочувствия (выбор красного, оранжевого и желтого цветов), хотя данные различия по группам обследуемых весьма незначительны. По группе подростков отмечается более успешная адаптация к условиям отдыха в течение лагерной смены. Уже в середине смены, а также в конце смены у них полностью отсутствуют указания тревожного и очень плохого настроения, существенно уменьшается число указаний безразличного и неважного настроения.

В некоторых случаях вожатые и воспитатели выясняли причины негативного настроения детей и подростков. Дети поясняли, что отметили неважное, плохое или очень плохое настроение в связи с тем, что их дразнят, обижают, с ними не хотят играть. Иногда отмечалась неудовлетворенность режимными моментами и рационом питания: «заставляют спать, лежать с закрытыми глазами», «не разрешают много купаться», «требуют одевать головные уборы», «заставляют пить кефир», «дают запеканку» и т.д. Некоторые дети выражали недовольство, что им запрещают тратить перед обедом карманные деньги в киоске, что деньги хранятся у воспитателя. Подростки нейтральные или негативные оценки настроения обосновывали неудовле-творительными отношениями с товарищами по отряду, запретами выхода за территорию лагеря, тем, что вожатые кричат на них, несправедливо делают замечания, девочкам запрещают пользоваться декоративной косметикой, что ограничено время проведения дискотеки. Среди разноплановых мнений и суждений детей и подростков нередко фиксируются такие когнитивные искажения (А. Бек), как персонализация («воспитатель все время за мной наблюдает»), поляризованные оценки людей и событий («она предатель», «он трус», «таким питанием можно испортить желудок»), произвольность умозаключений («вожатая хочет присвоить мой мобильный телефон»), сверхобобщение («надо мной все издеваются», «меня никто здесь не любит», «все пацаны дураки»), катастрофизация («они меня могут убить»), преувеличение («надо мной все смеялись»). Подобные суждения высказываются детьми и подростками, испытывающими ситуативную дезадаптацию во временных коллективах ДОЦ.

Отмеченные выше эмпирические факты, иллюстрирующие положительную динамику адап-тированности детей и подростков в условиях ДОЦ, демонстрируют довольно высокую эффективность работы вожатых и воспитателей, успешно помогающих многим воспитанникам принять новый режим, утвердить себя среди сверстников в отряде, реализовать свои способности в творческой и общественно-полезной деятельности. Одним из условий повышения эффективности работы педагогов детских оздоровительных центров является адекватный учет данных диагностических исследований, посвященных выявлению степени адаптированности отдыхающих в условиях ДОЦ и их эмоционального самочувствия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Дьяконов Г. Диалогические аспекты теории и технологии разрешения педагогических конфликтов // Детский психолог, 1995, № 10. С. 24-35.

2. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 183 с.

3. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. 701 с.

4. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск: Беларусь, 1988. 207 с.

5. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 288 с.

6. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М.: Знание, 1978. 48 с.

7. Молодцова Т.Д. Психология, диагностика и коррекция детских трудностей. Ростов н/Д., Изд-во РГПУ, 2005. 256 с.

8. Молодцова Т.Д., Ефремова О.И., Болдырева-Вараксина А.В., Вараксин В.Н. Детские оздоровительные центры в условиях инновационных проектов современности // Вестник Мордовского университета. Серия «Педагогические науки». 2009. № 2. С. 292-299.

9. Осипова А.К. Общая психокоррекция. М.: ТЦ «Сфера», 2000. 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.