Научная статья на тему 'Особенности воспитательного процесса детских международных центров'

Особенности воспитательного процесса детских международных центров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
963
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ / CHILDREN'S CAMP / ДЕТСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР / CHILDREN'S INTERNATIONAL CENTER / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL COMPETENCE / ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / POLYETHNICITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьев Д.Н.

В статье раскрывается актуальность поликультурного воспитания в современном обществе. Даются характеристики педагогического феномена детских лагерей и международных детских центров. Автором выделяется несколько направлений формирования поликультурности у подростков. Данные направления работы нацеливают на установление толерантных отношений между воспитанниками различных национальностей, а также на воспитание в духе открытости и признания других культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF EDUCATION PROCESS IN CHILDRENS INTERNATIONAL CENTRES

The paper reveals the importance of multicultural education in todays society. The features of the pedagogical phenomenon of childrens camps and international childrens centers are explored. The author identifies several areas of forming multiculturalism in teenagers. The papers findings are aimed at the establishment of tolerant relations between pupils of different nationalities, as well as education in the spirit of openness and acceptance of other cultures.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитательного процесса детских международных центров»

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЕТСКИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЦЕНТРОВ

PECULIARITIES OF EDUCATION PROCESS IN CHILDREN'S INTERNATIONAL CENTRES

Д. Н. Григорьев

В статье раскрывается актуальность поликультурного воспитания в современном обществе. Даются характеристики педагогического феномена детских лагерей и международных детских центров. Автором выделяется несколько направлений формирования поликультурности у подростков. Данные направления работы нацеливают на установление толерантных отношений между воспитанниками различных национальностей, а также на воспитание в духе открытости и признания других культур.

Ключевые слова: поликультурное воспитание, детский лагерь, детский международный центр, социокультурная компетентность, полиэтничность.

Исследуя воспитание подростков в детских международных центрах, мы столкнулись с тем, что в научной литературе отсутствует четко сформулированное определение данного понятия. Проанализировав понятия детских оздоровительных лагерей, а также ознакомившись с информацией о детских международных центрах в сети Интернет, мы предлагаем следующее определение: детский международный центр - это организация, которая действует на круглогодичной или сезонной основе и представляет собой специфическое воспитательное пространство для детей и подростков из разных стран мира.

По времени работы детские международные центры делятся на: круглогодичные; сезонные: летние, зимние, пасхальные (работают в период пасхальных каникул).

Большинство международных детских центров работает летом в период летних каникул. В зимние каникулы таких лагерей значительно меньше, так как календарные даты зимних каникул в разных странах не совпадают.

По языку общения детские международные лагеря бывают: английский, немецкий, французский, испанский и другие.

Большинство детских международных центров - англоязычные, ввиду того что английский язык сегодня является международным. Англоязычные международные центры есть практически во всех странах мира: и в Европе, и в Америке, и в Азии. Однако большинство англоязычных международных детских центров расположено в англоязычных странах (Англии, Ирландии, Канаде, США, Швейцарии).

По типу организации программы пребывания детские международные центры разделяются на:

• лингвистические лагеря с интенсивной (25-30 ч занятий в неделю) академической программой изучения

D. N. Grigoriev

The paper reveals the importance of multicultural education in today's society. The features of the pedagogical phenomenon of children's camps and international children's centers are explored. The author identifies several areas of forming multiculturalism in teenagers. The paper's findings are aimed at the establishment of tolerant relations between pupils of different nationalities, as well as education in the spirit of openness and acceptance of other cultures.

Keywords: multicultural education, children's camp, children's international center, socio-cultural competence, polyethnicity.

языка (с возможностью сдачи официальных экзаменов на получение международных сертификатов). Такие лагеря рассчитаны на ребят от 13 до 18 лет;

• детские центры за границей образовательной и воспитательной программой, нацеленной на общее оздоровление детей, а также обязательным наличием экскурсионной программы. Такие лагеря в большей степени рассчитаны на детей от 8 до 12 лет;

• тематические лагеря - лагеря без академических занятий языком и со специализированной тематической программой, цели и задачи которой реализуются на протяжении смены (экологические лагеря, лагеря с тренингом лидерских качеств, теннисные, футбольные и другие узкопрофильные лагеря). Такие лагеря рассчитаны на тех детей, которые чем-то увлекаются или хотят научиться чему-то конкретному.

Характеризуя особенности воспитательного процесса в детских международных центрах, обратимся к рассмотрению категории воспитательного пространства. Этот термин появился в научном лексиконе педагогической науки в 1960-1970-е гг. Сущность понятия «воспитательного пространства» рассматривали А. В. Гаврилин [1], Н. Л. Селиванова [2], И. Г. Николаев [3] и др.

Так, в работах А. В. Гаврилина воспитательное пространство понимается как многомерное и полифункциональное образование, через которое проявляется влияние всех факторов воспитания и других пространств (витального, предметного, экологического, информационного, образовательного, социокультурного) на процесс становления, развития и самореализации личности [1].

В работах Н. Л. Селивановой отмечается, что под воспитательным пространством можно понимать динамическую сеть взаимосвязанных педагогических событий, со-

бираемую усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных) и способную выступить интегративным условием личностного развития - и взрослого, и ребенка [2].

В исследованиях И. Г. Николаева воспитательное пространство определяется как цель и результат системной организации воспитания детей и подростков в условиях среды мегаполиса. Оно понимается исследователем как результат конструктивной социально-педагогической деятельности созидательного и интеграционного характера [3].

По мнению Т. П. Беликовой, воспитательное пространство - это многоуровневое образование, в котором можно выделить по меньшей мере 7 уровней (компонентов): деятельностный, коммуникативный, компаративный, информационный, эмоциональный, социально-предметный, экологический [4].

Таким образом, можно отметить, что понятие воспитательного пространства определяется авторами неоднозначно.

Проанализировав работу и основные принципы организации детских международных центров, мы выделили ряд особенностей, присущих формированию воспитательного пространства детского международного центра:

Наличие концепции педагогического развития детского международного центра. Новое поколение родителей ориентировано на выбор услуг, которые бы соответствовали тем запросам, которые сложились у них в процессе их становления: комфорт, возможность выбора форм и содержания деятельности, путешествия и познание мира, забота о здоровье, сочетание активного отдыха и внесистемного образования, формирование системы связей и знакомств, построение перспектив. Именно этим критериям должен соответствовать детский международный центр XXI в., именно они должны быть положены в основу концепции педагогического развития. Основой деятельности детского международного центра должно быть аккумулирование и реализация новаторских педагогических идей, тематических программ, традиционных и нетрадиционных способов обучения и воспитания, направленных на развитие лидерского, творческого, коммуникативного потенциала подростков и повышение уровня сформированности их социокультурной компетенции. Воспитательная система детского международного центра совмещает опыт детского оздоровительного лагеря и общеобразовательной школы.

Ведущая идея концепции педагогического развития детского международного центра - создание педагогического воспитательного пространства, дающего возможность подросткам приблизиться к формированию национальной идентичности, получить позитивный опыт самоорганизации как условие построения и реализации индивидуального жизненного проекта в контексте деятельности детской организации (детского международного центра) на территории другого государства.

Педагогическая цель детского международного центра - освоение подростками норм коллективного взаимодействия и творческой самореализации в совместной

деятельности, направленной на оздоровление, формирование национальной идентичности, межкультурный диалог и межкультурную коммуникацию в процессе реализации педагогических программ смен.

Необходимость создания условий для совмещения отдыха и оздоровления подростков в детском международном центре. Исследователи справедливо полагают, что в период своего зарождения лагерное движение, как прообраз современного детского международного центра, в основном сосредотачивало свое внимание на здоровье городской молодежи, вывозя ее в здоровую сельскую местность и предоставляя программу оздоровления. Оздоровительная составляющая жизни в современном детском центре отдыха -это оптимальный двигательный режим, закаливание, сбалансированное питание, рациональный суточный распорядок, соответствие окружающей среды гигиеническим нормативам, гигиенические навыки и правильный образ жизни. В системе организованного отдыха действует принцип преемственности в воспитании. Его реализация выполняет компенсаторную функцию по отношению к школе, позволяя детям отдохнуть, снять физическую и психологическую перегрузку, обогатиться опытом, проверить, применить и получить новые, окрашенные игрой, романтикой знания и умения в различной практической коллективной работе. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребенка, балансирует его мышление и эмоции.

Система организованного отдыха для подростка благоприятна тем, что в ней взаимодействуют медицинские и педагогические, социальные и индивидуальные связи, что несомненно способствует активному применению здоро-вьесберегающих технологий. Анализ педагогической литературы показывает, что и зарубежные, и отечественные педагоги едины в понимании одного из основных предназначений современных детских оздоровительных лагерей и детских международных центров отдыха. Так, исследователи лагерного движения Америки А. Болл и Б. Болл [5] считают, что лагерь и детский центр должны дать ребенку шанс раскрыть свои собственные потенциальные возможности, испытать личную инициативу и завоевать уважение за свое индивидуальное поведение.

В отечественной педагогической литературе главное предназначение организованного отдыха детей и подростков анализируется в связи с необходимостью и возможностью создания таких условий и психологического климата, в которых ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое значение в жизни, в семье, в обществе [6].

Несомненно, потенциал современного детского международного центра обладает всеми необходимыми условиями для оздоровления детей. Следует отметить, что физическое здоровье ребенка есть лишь необходимое, но вовсе не достаточное условие здоровой личности. Оздоровительная деятельность социума центра должна быть направлена не столько на детский организм, сколько на психологическое и духовное здоровье молодых людей. Это позволяет сформулировать важный вывод о том, что в процессе жизнедеятель-

ности детского международного центра воспитание и оздоровление выступают как две взаимосвязанные, взаимно дополняющие друг друга функции. При этом воспитательные цели вовсе не следует рассматривать как полностью подчиненные целям оздоровительным. Задача системы организованной жизнедеятельности в центре заключается в том, чтобы разбудить у детей живой и здоровый интерес ко всему окружающему поликультурному пространству, как воспитательному, так и образовательному, развить навыки межкультурного диалога и коммуникативной культуры, желание больше узнать и проанализировать постигнутое, научиться самостоятельно мыслить, принимать решения, быть добрыми, благодарными, отзывчивыми, гуманными, толерантными, зарядиться духовной и физической энергией.

Возможность реализации различных программ дополнительного образования. Дополнительное образование - это именно та область, где ребенок имеет возможность развивать свои желания и способности самостоятельно приобретать новые знания. Это непременно должно присутствовать в системе организованного отдыха подростков. Ведь данная система не является какой-то искусственной средой - она прежде всего неотъемлемая составляющая всей жизнедеятельности ребенка, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, рационально-познавательные, идейно-нравственные начала, это освоение жизни подростком самым непосредственным, естественным образом. Следовательно, оздоровительная, воспитательная и образовательная деятельность детского международного центра - три взаимосвязанных, взаимно обуславливающих начала. Современный детский международный центр должен синтезировать оздоровительную, воспитательную и образовательную, поликультурную среду в целостный социум, подчиненный задаче гуманистического развития здоровой во всех отношениях личности и отвечающий требованиям общественного заказа на подрастающее поколение. Качество такого синтеза будет определять эффективность работы центра.

Таким образом, в процессе пребывания подростка в детском международном центре он не только отдыхает и оздоравливается, но и получает знания, опыт того профиля, на котором основывается вся воспитательная и учебная работа данной организации.

Наличие образовательно-воспитательной программы. Образовательно-воспитательная программа является основанием деятельности образовательных и воспитательных учреждений всех видов. Детский международный центр не является исключением. Как правило, программа реализуется в рамках одной смены. Под сменой в детском международном центре понимается временной промежуток (от 14 до 24 дней), во время которого, подростки окунаются в пол и культурную образовательную и воспитательную среду, а также создаются условия для использования педагогического потенциала и решения комплекса образовательных и воспитательных задач. Перед реализацией программы необходимо учитывать актуальность, цели, задачи, содержание, адресатов программы, количество участников, сроки реализа-

ции, нормативно-теоретическую базу смены в детском международном центре, а также определить те факторы, которые могут оказывать воздействие на воспитательный процесс в детском международном центре.

Возможность формирования корпоративной культуры детского международного центра. Понятия «корпоративная культура» и «корпоративная этика» в их прямом понимании для сферы детского отдыха и оздоровления являются достаточно новыми. Хотя сами эти явления изначально присущи не только всей системе образования в целом, но и детским международным центрам в частности. Проблемам корпоративной педагогики и корпоративной культуры посвящены исследования М. Н. Певзнера, П. А. Петрякова, О. Грауманн [7] и др. Так, М. Н. Певзнер и П. А. Петряков отмечают: «Если в менеджменте рассматривается только культура организации и не уделяется должного внимания корпоративной культуре отдельного работника, то для педагогики чрезвычайно важным является процесс корпоративного воспитания, которое понимается как систематизированная педагогическая деятельность, направленная на формирование корпоративной культуры личности и организации. В процессе корпоративного воспитания сотрудникам прививаются такие профессионально-личностные качества, которые способствуют их творческой самореализации в интересах личности и корпорации, самоидентификации с организацией» [8].

По нашему мнению, даже если в организации нет и намека на корпоративность или корпоративную культуру - само их отсутствие и есть признак их наличия, но в самом низком, ничтожном их проявлении. Как и любой организации, детскому международному центру присущи несколько внешних и внутренних параметров и характеристик, определяющих корпоративную культуру детского международного центра:

• чувство причастности к данному центру;

• понимание своего места и своей роли в центре;

• сформулированная миссия и понимание этой миссии сотрудниками центра;

• сформулированные ценности центра как уникальной организации;

• сформированные правила и нормы поведения внутри центра (как неписаные, так и документально оформленные);

• трудовой этикет и стиль взаимоотношений с клиентами (подростками и их родителями);

• наличие внешних атрибутов и символов;

• внешний вид сотрудников.

Таким образом, в детском международном центре возможно формирование корпоративной культуры. Являясь набором определенных ценностных представлений, характеристик, символов; моделью, способом деятельности, поведения и мышления; системой норм, правил и ролей, корпоративная культура в детском международном центре будет создана при условии совокупности ценностных представлений и стиля поведения, ориентированных на признание и принятие поликультурности как одной из важнейших основ современного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.