Научная статья на тему 'Социализирующая среда загородного детского оздоровительного лагеря'

Социализирующая среда загородного детского оздоровительного лагеря Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2187
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / СРЕДОВОЙ ПОДХОД / ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / СОЦИАЛИЗИРУЮЩАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / CHILDREN HEALTH CAMP / ENVIRONMENTAL APPROACH / EDUCATIONAL ENVIRONMENT ORGANIZATION PRINCIPLE / SOCIALIZING ENVIRONMENT / SOCIAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волгунов Владимир Афанасьевич

В статье предложена модель социализирующей среды загородного лагеря, раскрыты ее структурные компоненты, охарактеризован их социализирующий потенциал с учетом особенностей организации летнего отдыха и оздоровления детей в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socializing environment of a country health camp for children

The article depicts a model of socializing environment of a children country camp. The structural components ot the model are revealed. A socializing potential which takes into consideration the peculiarities of arrangement of child summer rest and health improvement in modern Russia is described.

Текст научной работы на тему «Социализирующая среда загородного детского оздоровительного лагеря»

О

бразовательные среды и инновационные технологии

В. А. Волгунов

(г. Арзамас, Нижегородская обл.)

СОЦИАЛИЗИРУЮЩАЯ СРЕДА ЗАГОРОДНОГО ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

В статье предложена модель социализирующей среды загородного лагеря, раскрыты ее структурные компоненты, охарактеризован их социализирующий потенциал с учетом особенностей организации летнего отдыха и оздоровления детей в современной России.

Современные ценности воспитания как деятельности, базирующейся на саморазвитии и его педагогической поддержке (О. С. Газман], актуализируют значение среды, создающей условия для самоопределения и самореализации ребенка в процессе социализации. Анализ научной литературы показывает, что в различных науках понятие среды истолковывается по-разному. В предельно абстрактном случае «среда» задается своими границами и составом. Такое понимание наиболее адекватно понятию образовательной среды, границы и состав которой определяются конфигурацией культурных содержаний образования.

По мнению В. И. Слободчикова, образовательную среду можно характеризовать двумя главными показателями: насыщенностью

(ресурсным потенциалом] и ее структурированностью (способом организации]. В связи с этим выделены три основных принципа организации образовательной среды в зависимости от типа связей и отношений ее структурных компонентов:

- принцип единообразия, означающий доминирование административно-целевых связей и отношений, которые определяются, как правило, одним субъектом - властью; показатель структурированности стремится к максимуму;

- принцип разнообразия, при котором связи и отношения имеют конкурирующий ха-

рактер в связи с борьбой за разного рода ресурсы; начинается «атомизация» образовательных систем, разрушающая единое образовательное пространство; показатель структурированности стремится к минимуму;

- принцип вариативности (как единство многообразия], обусловливающий кооперирующий характер связей и отношений, объединение разного рода ресурсов в рамках объемлющих образовательных программ, обеспечивающих свои траектории развития разным субъектам: отдельным людям, общностям, образовательным системам; показатель структурированности стремится к оптимуму [12, с. 184].

Системный подход к созданию среды с учетом единства структуры и ресурсности ее потенциала способствует относительно эффективной социализации детей как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования. Отчасти это доказано в исследованиях, раскрывающих сущность средового подхода в детском лагере (А. С. Ананичев, Т. В. Белых, Л. У. Звонарева, А. Г. Ковалева, Л. Е. Никитина, С. И. Панченко, Л. С. Савинова, Л. В. Спирина, Н. Б. Крылова и др.]. В них анализируется и упорядочивается воспитательный потенциал основных элементов детского лагеря: лагерной обстановки, внешнего окружения лагеря, коллектива лагеря, идеологии лагерной жизни. При этом загородный детский оздорови-

тельный лагерь рассматривается не просто как воспитательное учреждение, а как целостный социальный механизм, занимающий особое место среди учреждений дополнительного образования. В нем социализация и воспитание осуществляются не только через непосредственный контакт педагога и ребенка, но и через изменение среды его проживания, через конструирование особой среды, позволяющей удовлетворить потребности ребенка в свободном общении, досуге и разнообразных видах коллективной, групповой и индивидуальной деятельности.

Важнейшей характеристикой лагерной среды, определяющей ее социализирующие возможности, является лагерное сообщество, которое определяет своеобразие культурной среды лагеря. По мнению Н. Б. Крыловой, культурная среда существования ребенка и подростка - уникальное проявление его жизнедеятельности. С одной стороны, это окружающее растущего человека сложное социальное пространство, освоенное им и неосвоенное, предметное и знаковое, ценностное для него и нейтральное, в котором происходит его идентификация и становление. С другой - непосредственное социокультурное поле его активности, душевно-нравственная атмосфера общения, где он целенаправленно действует и реализует себя как субъект культуры или вовлекается спонтанным ходом событий и где - главное - он выбирает наиболее значимое как материал для самоопределения, самообразования, самостроительства.

Возможность проявить свою субъектность в среде, которая нравится, в которой уютно и хочется быть активным, является мощнейшим фактором и стимулом социализирующего потенциала детского оздоровительного лагеря. В такой среде дети естественным образом осмысливают, оценивают и усваивают разнообразные смыслы, отношения, стили поведения и др., в том числе и то, что создают в этой среде сами (формы общения, сленг, детскую моду, популярные культурные течения, любимых героев из сферы искусства и массмедиа]. Неслучайно исследователи отмечают, что от того, насколько полно подростку удается проявить себя в качестве субъекта культуры, реализовать свою способность и готовность к активному культурному действию и самореализации, зависит его саморазвитие [5, с. 27].

При этом подразумевается, что воспитание представляет собой относительно автономную часть социализации, сущность которой выражается в относительно социально контролируемом процессе развития человека в ходе его социализации (А. В. Мудрик]. В связи с этим особый смысл приобретает положение О. С. Газмана о том, что всякое воспитательное влияние должно быть не прямым, а косвенным [3, с. 14]; в нашем варианте оно опосредуется воспитательной средой лагеря, полноценно сформированной его сообществом.

В предлагаемой модели социализирующей среды загородного детского оздоровительного лагеря к первому блоку (регулятивному] отнесены образ (уклад] лагерной жизни, его предметная среда, которые достаточно четко определены, ощущаемы каждым ребенком, прибывшим в лагерь, а также внешнее окружение. Второй блок модели социализирующей среды детского лагеря (поведенческий] представлен лагерным сообществом как особым социумом, обладающим особым устройством и ценностями; совместностью жизнедеятельности детей как особым условием самореализации каждого субъекта; взаимоотношениями, складывающимися между субъектами лагерного сообщества, как специфическим условием самоопределения каждого ребенка. К третьему блоку модели социализирующей среды лагеря отнесены главная идея лагерной смены, которая «движет» помыслами как отдельных субъектов лагерного сообщества, так и их временными объединениями; законы и заповеди, которые неукоснительно соблюдаются или которых придерживаются в смене; традиции, которые чтятся лагерным сообществом. При этом особое значение имеет тот социальный опыт, который усваивают и воспроизводят дети во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в непосредственном общении с ними, в совместной деятельности. В соответствии с представленной структурой лагерной среды ее социализирующий потенциал обусловлен в первую очередь ресурсной обеспеченностью каждого компонента, входящего в названные блоки модели.

Говоря о воспитательных возможностях предметной среды лагеря в связи с ее социализирующим влиянием, необходимо иметь в виду, что особую роль в организации соци-

ального опыта ребенка в условиях детского лагеря с позиций теории социального воспитания играет быт, представленный архитектурно-планировочными особенностями помещений и организацией предметно-пространственной среды, режимом, этикетом, традициями и ритуалами. С этих позиций эффективность быта детского лагеря как воспитательной организации определяется тем, насколько архитектурно-планировочное решение его помещений предназначено для организации отдыха и оздоровления детей или всего лишь приспособлено для этого; учтены ли функции, выполняемые детским лагерем как воспитательной организацией, особенности возрастного и половозрастного состава отдыхающих, климатические условия местности, этнические традиции; адекватны ли имеющиеся помещения типу и функциям лагеря; предусмотрены ли возможности вариативного использования помещений и т.д.

[9].

Предметно-пространственная среда лагеря состоит из помещений (спальных корпусов, столовой, клубного помещения и места для занятий детей по интересам, административных зданий, санузлов, душевых, котельной и иных вспомогательных зданий], сооружений (спортивного ядра, стадиона и спортплощадок, гимнастического городка, оборудованного места для купания], земельного участка, зеленых насаждений, стендов, места для линейки и костра, а также оборудования и инвентаря различного назначения.

Предметно-пространственная среда помещений имеет большое значение в социальнопедагогическом аспекте организации отдыха и оздоровления детей в связи с тем, что наличие или отсутствие дифференцированности территорий, учет возрастных и иных особенностей воспитанников, мера благоустроенности и технической оснащенности используемых помещений способствуют тренировке различных навыков и опыта оперативного планирования.

Не менее важным в освоении социального опыта детьми в период организованного отдыха является адекватное использование уклада жизни детского лагеря как одного из существенных компонентов его быта. Во многом он определяется временным режимом функционирования детского лагеря как воспитательной организации, т.е. распорядком

дня. Распорядок дня предусматривает определенную продолжительность и чередование различных занятий, сна и отдыха, регулярность приема пищи, выполнение правил личной гигиены. Это способствует выработке весьма значимых в социальном плане качеств - организованности, дисциплинированности; обеспечивает определенную стабильность, спокойствие, защищенность как детей, так и сотрудников.

Образ жизни - это совокупность форм обыденной жизнедеятельности людей и способов их повседневного существования, базирующихся на традициях, ценностях и нормах, принятых в сообществе. Образ жизни суть одна из структурообразующих характеристик культуры сообщества (или субкультуры конкретной семьи, субкультуры конкретной социальной группы] и одновременно - часть их (конкретных сообществ] культурной среды. К элементам привычного образа жизни ребенка в семье обычно относят домашнюю (семейную] атмосферу проживания ребенка, сформировавшийся круг общения (родители, родственники, друзья, школьные товарищи, педагоги, знакомые], сложившиеся взаимоотношения, родительскую опору, дружескую поддержку, домашние нормы общежития, сложившийся круг обязанностей, привычные формы досуга, продуктивную деятельность на основе собственных интересов и потребностей.

Обстановка в лагере существенно отличается от домашней, и это есть, по мнению А. и В. Во11, ключевой фактор в определении программы и целей лагеря [2, с. 23]. Сущность организованного лагеря авторы и видят как раз в том, что в нем дети попадают в новую жизненную ситуацию, которая во многом отличается от их обычной жизни дома, в школе или у своих родственников. Регулярное проживание в лагере предоставляет возможность закрепить опыт новой жизни и тем самым создать ситуацию, при которой ребенок во многом полагается уже не на родителей, родственников или друзей, а на самого себя и старается сам привыкнуть к новой обстановке.

Разумно утверждать, что при всей вариативности ситуаций в большинстве случаев лагерь предлагает ребенку иную, более жесткую, формальную, заорганизованную модель жизнедеятельности, избежать которой невоз-

можно, особенно в больших лагерях, где численность детей сравнительно высока. Эта жесткость и заорганизованность выражается уже в необходимости соблюдения режима дня - основы осуществления всего учебновоспитательного и оздоровительного процесса в течение всего дня, недели, смены. Режим дня вносит в лагерную жизнь детей упорядоченность и определенность, одновременно предоставляя им возможность для отдыха и общественно полезной деятельности. Режим сам по себе есть воспитательный фактор, поскольку учит детей экономить время, прививает полезные навыки и привычки: аккуратность, дисциплинированность и др.; его «педагогическое» понимание значительно шире, чем гигиеническое, и он разный для разных возрастных групп. Однако он отличается от привычного (домашне-школьного], и это отличие не должно быть препятствием на пути создания комфортных условий жизнедеятельности каждого ребенка.

Создавая для ребенка (подростка] среду обитания вне семьи, педагоги, несомненно, должны учитывать особенности естественного образа жизни и понимать, что резкое разрушение обыденного окружения и привычной среды может нанести вред процессам самоидентификации растущего человека.

Н. Б. Крылова уточняет, что искусственная среда лагеря, конечно, делает ребенка более адаптивным и пластичным, но она нарушает культурную ауру его привычного существования. Это имеет позитивное значение, когда семейная среда влияет на ребенка дурно, но оказывает негативное воздействие, если происходит нравственный и психологический разрыв между искусственной атмосферой лагеря и естественной атмосферой семьи [5, с. 26].

В то же время усилить социализирующее влияние среды загородного лагеря, по справедливому замечанию С. А. Шмакова, возможно посредством представления детям мира природы как особой части социума, в котором живет человек. Автор подмечает и еще одну значимую особенность природного фактора, связанную с тем, что лагерь погружает детей в естественную, богатую воспитательными возможностями среду, не только экологически чистую, но и свободную от идеологических директив и функционирования государственной машины [13, с. 72-73]. Близость

природы способствует реализации целей и задач эстетического воспитания детей, идеи гармоничного соединения человека с природой, обретению им элементарного опыта общения с растительным и животным миром, духовному становлению юной личности, формированию ее мировоззрения.

Летний лагерь рассматривается не только как временное место нахождения детей, где они отдыхают и развлекаются, но и как особое детское сообщество, форма детского бытия, обеспечивающая условия для полноценного раскрытия их физического, умственного и духовного потенциала. К сущностным характеристикам лагеря, заметно влияющим на организацию воспитательной работы с детьми, справедливо относят и лагерное сообщество как особый социальный институт управления - своеобразный маленький детский аналог большого государства взрослых. Исследования показывают, что его ресурсный потенциал существенно увеличивается в условиях детского самоуправления, которое реализуется на основе игровых форм его организации. Игровое оформление самоуправления позволяет развернуть систему поощрения детей не только подарками, но и различного рода игровыми званиями в соответствии с легендой игры или профилем смены.

Для сообщества лагеря характерна, прежде всего, совместность жизнедеятельности большого количества детей на протяжении некоторого времени. Совместность жизнедеятельности детей - это еще один важный фактор, определяющий воспитательную среду детского оздоровительного лагеря. В современных оздоровительных лагерях совместная жизнедеятельность детей предполагает и их совместное проживание (пребывание рядом друг с другом на протяжении всей лагерной смены], и совместный культурный отдых (всевозможные игры, развлечения, путешествия и т.п.], и совместную общественнополезную деятельность (спортивную, трудовую, художественно-творческую]. Собственно, с создания такой совместности, обеспечивающей интеграцию общих и индивидуальных интересов, целей и усилий по их достижению в сообществе, и начинается работа педагогического коллектива детского лагеря, обеспечивающая целенаправленное использование социализирующего потенциала его среды.

Необходимо также иметь в виду, что совместность предполагает равное участие всех взрослых и детей в жизнедеятельности лагеря. Подлинная совместность предполагает равное по мере сил и возможностей участие каждого ребенка и взрослого в любом процессе их совместной жизнедеятельности на основе сотрудничества.

Коллективность лагерной жизни качественно изменяет эмоциональную атмосферу сообщества. Психологи отмечают, что именно общение в группе равных (прежде всего, сверстников] дает детям то, чего в принципе не может дать общение со взрослыми - критичность к мнениям, словам и делам других, за которой кроется умение видеть позицию другого, оценивать ее, соглашаться или оспаривать, принимать или отвергать. Общение со сверстниками создает условия для развития творческого, самобытного начала в ребенке, для формирования у него волевых компонентов деятельности по утверждению, отстаиванию и совершенствованию своих достижений [1, 7, 11 и др.]. При этом взрослым важно помнить о том, что, живя в коллективе, ребенок должен иметь право принадлежать себе самому и вместе с тем ощущать радость от своей причастности к коллективу.

Современные исследователи педагогики каникул справедливо полагают, что повседневную жизнь детей в лагере нужно организовывать в малых группах (5-9 человек] под руководством одного взрослого. В них легче подружиться, выработать общие интересы,

заметнее проявить себя и свою самостоятельность, построить взаимоотношения детей и взрослых без специальных приказов и подчинения, на взаимопонимании и уважении. Каждой группе следует предоставить право выработать свою символику, ритуалы, форму управления и распределения обязанностей. При этом распределение обязанностей должно быть равноправным, с учетом пожеланий и интересов детей. Функциональная задача группы - обеспечить бытовую жизнь подростка, выполнять требования совместного проживания, защищать, регулировать межличностные отношения [4, 6, 10 и др.].

Важным элементом быта лагеря является этикет - совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений. В детском лагере этикет включает в себя нормы общения всех участников воспитательного процесса друг с другом, общие правила дисциплины, правила внутреннего распорядка, правила соблюдения и поддержания чистоты и порядка, правила разрешения конфликтов и т.д.

В целом социализирующий потенциал среды современного загородного оздоровительного лагеря заключается в возможностях создать относительно благоприятные условия для усвоения детьми позитивного социального опыта, позволяющего им познать себя, найти свое место среди сверстников и взрослых, осознать и реализовать свои таланты и способности, найти признание окружающих, убедиться в их адекватной оценке достигнутого.

Литература

1. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989. - 224 с.

2. Болл А. и Б. Основы лагерного менеджмента : учеб. пособие для руководителей детских оздоровительных учреждений : пер. с англ. - СПб., 1994. - 221 с.

3. Газман О.С. Основные идеи и проблемы педагогики каникул // Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул. Вып. 8. - М.: Инноватор, 1998. - С. 14-22.

4. Иванов А. Размышления о лагере нового типа // Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул. Вып. 8. - М.: Инноватор, 1998. - С.85-93.

5. Крылова Н. Культурная среда детского лагеря // Народное образование. - 2000. - №4-5. - С. 25-33.

6. Кто в лагере живет? Педагогика школьных каникул/ сост. и науч. ред. С. В. Тетерский. - М.: ACADEMIA, 2003. - 130 с.

7. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. -М.: Педагогика, 1988. - 128 с.

8. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. - М.: Пед. общество России, 2001. - 320 с.

9. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 200 с.

10. Рыбинский Е. Научно-методические основы летнего отдыха // Народное образование. - 2000. - №4-5. - С.5-10.

11. Современные проблемы исследования воспитательных систем / под ред. Н. Л. Селивановой, И. А. Скворцовой. - М.: ИТО и ПРАО, 1995. - 77 с.

12. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

13. Шмаков С. А. Нужна ли детскому лагерю идеология? // Народное образование. - 2000. - №4-5. - С. 69-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.