Научная статья на тему 'Законы детского лагеря как форма предъявления единых педагогических требований'

Законы детского лагеря как форма предъявления единых педагогических требований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
672
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исламова Галина Анатольевна

Анализируется категория «Закон детского лагеря», обосновывается место законов в системе единых педагогических требований, определяются основные аспекты выражения и характеристики законов. Предлагается типология законов детского оздоровительного лагеря. Обосновывается целесообразность использования системы законов, целостно охватывающей жизнедеятельность лагерного сообщества. Раскрываются основные направления работы педагогического коллектива по реализации законов в практике лагерных смен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законы детского лагеря как форма предъявления единых педагогических требований»

и пониманию газетного дискурса на английском языке в 10-11 классах средней школы с углубленным изучением предмета были получены положительные результаты. Показатели итогового теста свидетельствуют о достаточном уровне операционной готовности рецептивных лексических навыков чтения и умений а) определять тему прочитанного; б) выделять главну ю и второстепенную информацию: в) понимать отношение автора к описываемым событиям через ана лиз лексических единиц с экспрессивным компонентом; г) определять логическую последовательность излагаемых в тексте факте в; д) понимать социокультурную информацию е) умение использовать изученные экспрессивные лексические единицы в устном или письменном высказывании.

Перспективность данного исследования заключается в возможности дальнейшего использования системы аутентичных ггзетных текстов на практических занятиях по английскому языку а школах с углубленным изучением предмета.

Библиографический список

1. Алешанова И.В. Газегный текст как разновидность массово-информационнго дискурса / / Когнитивный анализ слова. - Иркутск: ИГЭА, 2000.

2. Виноградов СИ Средства массовой информации и кулыура речи // Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К. Г-раудиной и проф. E.H. Ширяева. - М.: Изд-во Норма, 2003.-560 с.

3.1 альскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. - 2-е изд., испр - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.

4. Городишова М.Д., Супрун Н.И. Лингвистика текста и обучение чтению в средней школе. Пособие для учителя. ■ М, «Просвещение», 1987.

5. Глухина Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции '/ Иностранные языки в школе. - .200? - №3. - С. 9 -13.

6. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку - М.: Просвещение, 1990.- 224 с.

7. Писарук Г. В. Обучение учащихся IX класса связанным высказываниям в жанрах публн цистики: (Публицистические раздумья, устные публицистические выступления): Дисс. ... канд. пед. наук -Минск, 1993. -215 с.

8. Ретунекая М.С. Теория и практика лингвистического описания разговорной речи: Вып. 20. - Нижний Новгород: НГЛУ 1997. - С. 66.

9. Романовская H В. Экспрессивно окрашенный глагол в газетном стиле современного английского языка.: Автореф. щсс____канд.ф.н. -М.,

1974-33 с.

10. Солганик Г.Я. Автор как стилеобразую-щая I атегория публицистического текста // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10.3. -2001. - С. 78- 79.

11. Телень Э. Ф. Газета в современном мире: Пособие по английскому языку: Для вузов по специальности «Журналистика» - М.: Высшая школа 1991.- 158 с.

12. Silberstein, S. "Let's take another look at reading", Forum, 1987, 25.4, pp. 28-35.

Г.А. Исламова

ЗАКОНЫ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ КАК ФОРМА ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ЕДИНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВ \НИЙ

Преамбула. Анализируется категория «Закон иетскоги лагъря», обосновывается место законов в системе единых педагогических требований, определяются основные аспекты выражения и характеристики законов. Предлагает ся типология законов детского оздоровительного лагеря. Обосновывается целесообразность использования системы законов, целостно охватывающей жизнедеятельность лагерного со-

общества. Раскрываются основные направления работы педагогического коллектива по реализации законов в практике лагерных смен.

Единые педагогические требования являю I ся непременным условием полнопенного формирования нравственных ценностей, норм поведения и отношений в любом детском сообществе, создания равноправных отношений в микрогруппах и коллективах. Они особенно необ-

©ГА. Исламова, 2007

49

ходимы для временных детских коллективов, создающихся в сменах оздоровительных лагерей.

Детские оздоровительные центры (лагеря) -одна из наиболее зарекомендовавших себя на практике, перспективных форм организации детского досуга в каникулярный период [1, с. 3]. Ведь современный детский оздоровительный центр следует понимать как особый социг чьный институт детства, которому свойственна чрезвычайно эмоциональная среда, предоставляющая детям богатые возможности для общения, установления взаимоотношений, выполнения продуктивной деятельности [2, с. 25].

В системе единых педагогических требований, предъявляемых в детском оздоровительном лагере к каждому ребенку, особая роль отводится законам. Они являются одной из составляющих воспитательной среды лагеря, его субкуть-туры.

Феномен законов нашел свое отражение в научной и публицистической литература. В работах В.А. Волгунова, О.С. Газмана, М.И. Зай-кина. Б.В. Куприянова, Ю. Тарана, А.И. Тимони-на, С. Фурчна и других исследователей философии и педагогики каникул отмечается важность и значимость использования в воспитательных целях совокупности основополагающих законов жизнедеятельности лагерного сообщества. Не-ооходимо отметить также, что и в практике работы лучших современных детских центр лв России, в концепциях каждой лагерной смены неизменно присутствуют те или иные совокупности законов, которых придерживаются дети на протяжении всей смены [3, с. 59].

По-разному трактуют понятие «закон» составители программ различных детских лагерей. Так, например, коллектив ДОЛ «Зеркальный» (Ленинградская обл.) определяет законы как необходимость, без которой нет четкой работы без которой нет творчества. Идеологи детского лагеря «Прометей» (Удмуртия) трактуют законы, как правила жизни, которые должны соблюдаться всеми.

Анализ педагогической деятельности наиболее известных отечественных детских лагерей показываем что устанар чиваемые ими законы по своей сути являются.

- выражением отношения детей к наиболее чажным аспектам жизнедеятельности в лагере;

- своеобразной нормой поведения детей в

специфическом социума (лагерном);

- провозглашением наиболее значимых ценностей лагерного сообщества как особого социального института.

Систематическое рассмотрение феномена закона детского тгеря ассоциирует ряд вопросов, которые, на наш взгляд, в наметившейся тенденции признания детского лагеря одним из институтов социализации, могут быть особенно актуальны.

Во-первых, мы считаем целесообразным при теоретическом описании феномена «закона детского лагеря» рассмотрение следующих кагего-рий, непосредственно с ним связанны?

- название (наименование) закона - звучное, понятное слово (термин) или словосочетание, точно определяющее его направленность (сфе ру действия), «метко бьющее в цель»;

- 4 ормулировка закона - лаконичное, связное предложение, в образной (порой, иносказательной) форме передающее смысл закона; легко запоминающееся, «идущее тсрямо в сердце»;

- трактовка закона обобщенное выражение сущности закона, представление о механизме его действия, характеристика основных условий его проявления (применения);

- интерпретация закона - ■ конкретные примеры проявления закона, образцы поведения (отношения, действия), соответствующие этому закону (положительная), а также примеры ситуаций, для которых харак1ерно нарушение этого закона (отрицательная).

Сказанное проиллюстрируем на следующем примере. Один из важных законов детского лагеря имеет название «Закон 0:0» Его формулировка может быть следующей, «вовремя ты быть изволь, соблюдай закон 0:0». или «закон нужно выполнять, нельзя друзей заставить ждать». Трактовка этого закона заключается в объяснении ребятам, что в лагере нельзя тратить время даром, ведь так много нужно успеть, многому научиться, обменяться опытом. Интерпретация этого закона может включать разъяснение того, что дни стремительны, а смены скоротечны, а потому необходимо ценить каждую секунду; каждое дело начинать точно в срок; нико1да не заставить других себя ждать - не отнимать тем самым у товарищей драгоценной минуты, возможности узнать как можно больше нового, интересного, не лортить им настроение. Точность может проявляться не только во времени, но и в

50

Вестник КГУ им. Н А. Некрас а , 2007, Том 13

словах, обещаниях, исполнении порученного.

Во-вторых, мы полагаем целесообразным различать законы детского лагеря по степени общности, выделяя из всего их многообразия.

- всеобщие зтконы, касающиеся всего лат ер-ного сообщества и всех сторон его жизнедеятельности (например, «Закон бережного отноше шя», призванный регулировать отношение отдыхающих и к предметно- материальной среде лагеря, и к окружающей среде, и к каждому члену сообщества);

- общие законы, касающиеся всего лагерного сообщества и отдельных сторон его жизнедеятельности (например, «Закон отдыха», регулирующий отношение детей к определенному образу жизни, свойственному только лагерю или «Зако! зелени», формирующий ответственность за состояние окружающей природной среды, же лание сохранять и преумножать природные богатства);

- частные законы, касающиеся отдельных категорий лагерного сообщества и отдельных сторон его жизнедеятельности (например, «Закон поднятой руки», «Закон костра» и т.п.)

В-третьих, при конструировании системы законов следует, на наш взгляд, учитывать, что они, чаще всего, направлены на регулирование отношения детей к тем специфическим сторонам жизнедеятельности, которые свойственны только детскому лагерю. В утой связи, представляется целесообразным рассмотрение и анализ основных факторов, отличающих детский оздоровительный центр от других социальных институтов:

- образа жизни (смена привычных видов деятельности, новые формы общения, новые формы досуга, и т.д.);

- лагерного устройства (распорядок дня, правила внутреннего распорядка, административная структура лагеря и др.);

- предметно-материальной среды (жилые, административные и хозяйственные помещения, сооружения, площадки, обор) ювание и инвентарь различного назначения и др.);

- природной среды (природные ландшафты непосредственная близость растительного и животного мира);

- совместности проживания (общий быт, внутригрупповое взаимодействие со сверстни

ками, вожатыми, администрацией лагеря и т.д.);

- совместности деятельности (организация и проведение отрядных мероприятий, коллективных творческих и трудовых дел, ежедневный совместный досуг и др.).

Среди других факторов, влияющих на формирование системы законов можно выделить и территориальные особенности расположения детского лагеря, климатические условия соответствующего региона, «социальный статус» лагеря, его максимальную наполняемость и функциональное предназначение (круглогодичный или сезонный) и т.п. [4; 5; 6].

В-четвертых, представляется важным учитывать то. что законы станут эффективным средством формирования воспитательной среды детского лагеря, если они буду, глубоко прочувствованы каждым ребенком и приняты им. Их действие возможно лишв через осознанное принятие нравственного смысла. Иначе, они и лучшем случае останутся простой декларацией о намерениях. Принятие этих законов целесообразно осуществлять в организационный период лагерной смены на общелагерной линейке, в торжественной обстановке, с соблюдением ритуала присяги. О.С. Газман, например, рекомендует осуществлять это на общем сборе в беседе с детьми следующего содержания: «Первый наш закон - Закон Человека. Он гласит, что никто не имеет права ни словом, ни действием оскорбить или унизить другого. У нас нет обидных прозвищ, мы уважительно обращаемся со своими товарищами и с взрослыми. Особый разговор в отношении к младшим. Мы не проходим мимо, если чидим. что кто-то из малышей обижае, своего товарища, дерется. Если же кто-то из старших отобрал что-либо у малыша (мяч, конфеты) или ударил - тут уж разговор особый ..» [7, с. 1617].

Наконец, необходимо учитывать также и то, что, являясь формой предьяв чения -диных требований к детям, законы должны не только приниматься лагерным сообществом, но и соблюдаться каждым его членом А потому становятся актуальными вопросы их общественного контроле и педагогической профилактики. При этом следует помнить, что, формируя атмосферу защиты и защищенности, законы не должны переступать рамки Концепции ООН о правах ребенка.

Педагогика Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2007

51

Библиографический список

1. Вотумов В А Зайкин М.И. Воспитатель-чая среда детского оздоровительного лагеря-Модель, принципы и условия формирования -Н. Новгород: Изд-во ООО «Растр НН», 2005. -238 с.

2. Кры ова Н. Культурная среда детского лагеря // Народное образование - 2000 - № 4-5. -С. 25-33.

3 Педагогика «Орленка» в терминах и понятиях: Уч. пособие-словарь У- Сост. А.Г. Ковалева. - М.: Собеседник, 2005. - 192 с.

4. Куприянов Б.В. Очерки общественной пе-

дагогики: авторские лагеря Костромской области - Костпома: Изд-во КГУ им. H.A. Некрасова, 2001.-65 с.

5. Хуснутдинова И. Совершенствование педагогической деятельности ВДЦ «Орленок» И Народное образование. - 2000. - № 4-5. -С 181-182.

6. Шмаков С. Нужна ли детскому лагерю идеология? Ч Народное образование. - 2000. -№4-5 -С. 69-73.

7. Газман О.С. Основные идеи и проблемы педагогики каникул Ч Новые ценности образования: Философия и педагогика саникул. Вып. 8. - М. Инноватор. 1998. - С. 23-26.

Н.И. Климова

НЕНАСИЛИЕ КАК СОЦИА. 1ЬН \Я И ПСИХОЛОГО-ПЕ 1АГОГИЧ1 СКАЯ ПРОБЛЕМА

Преамбула. В статье поднимается проблема ненасилия в современном обществе и образовании. Раскрыты понятия «насш.ие» и «ненасилие» в социуме V '<педагогика ненасилия» в учебно-воспитательном процессе, а также рассмотрены принципы ненасильственного пеоаго-гического взаимодействия.

В последние годы большое внимание уделяется общечеловеческим ценностям, одна из которых — ненасилие - выступает как некий уни-версалоный принцип, регулирующим отношение человека к миру и другим людям. Поэтому пропаганда идей ненасилия в разных сферах жизнедеятельности человека, и, прежде всего, в Сфере образования - не очередная гуманистическая утопия, а гуманистический реализм, основанный на трезвом анализе существующей реальности. Многие ученые и общественные деятели утверждают, что все проблемы современного человечества являются следствием антропологического кризиса, связанного с насильственным взаимодействием людей друг с другом

Рассмотрение проблемы целесообразно начать с анализа категорий «насилие» и «ненасилие».

Ряд авторов относят «насилие» и «ненасилие» к этическим по ни гиям, характеризующим способ отношения человека к миру: к природе, всему жиьому, другим людям с точки зрения реализации идей зла и добра как нравственных за-

конов, регулирующих его жизнедеятельность [17, 18; 20].

При всех различиях в методологических подходах, тем не менее, можно выделить общие положения в философских и социальных теориях, где насилие выступает антиподом гуманизма и нравственности, ибо означает действия, напрар ленные против человека, разрушающие нравственные основы общества, такие, как солидарность, доверие, право каждого на достойную жизнь.

Феномен насилия не может рассматривать ся без своей антагонистической составляющей - ненасилия В Философском словаре ненасилие определяется как этический принцип, согласно которому гтницы морали (нравственности) совпадают с отрицанием насилия Идея ненасилия является нормативной конкретизацией золотого правила нравственности Как этический принцип оно выступает в качеегве безусловного запрета, негативно очерчивающего пространство морали. Как программа конкретной деятельности оно является сознательно культивируемой и достаточно конкретной программой, направленной на разрешение тех конфликтов, которые обычно было принято решать с помощью раз личных форм нравственно санкционированного насилия г 15].

В современной зарубежной и отечественной философско- этической и социологической лите-

52

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова 2007, Том 13

О Н.И. Климова, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.