Научная статья на тему 'Формирование гуманистических ценностных ориентаций у подростков-лидеров в районном детском объединении'

Формирование гуманистических ценностных ориентаций у подростков-лидеров в районном детском объединении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПОДРОСТОК-ЛИДЕР / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / HUMANISTIC VALUES / TEENAGE LEADER / EDUCATION / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баринова Марина Геннадьевна

В статье рассматриваются вопросы формирования гуманистических ценностей у подростков-лидеров в условиях учреждения дополнительного образования. Делается попытка обосновать актуальность формирования гуманистических ценностей у подростков-лидеров и основные направления их воспитания. Автор анализирует деятельность подростков-лидеров в районном детском объединении, раскрывает значимость Программы по формированию гуманистических ценностных ориентаций подростков-лидеров, обосновывает направления деятельности и формы организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of humanist values among teenager-leaders in district children's groups

The article addresses the formation of humanistic values among teenager leaders in institutions of additional education. An attempt to justify the importance of a humanistic values among teenager leaders and main directions of their upbringing is offered. The author analyzes the work of young leaders in district children's associations, reveals the importance of Programs to promote humanistic value orientations of teenager leaders, justifies the directions of activities and forms of organization.

Текст научной работы на тему «Формирование гуманистических ценностных ориентаций у подростков-лидеров в районном детском объединении»

ЛИТЕРАТУРА

1. Гиссен, Л. Д. Психологические основы спортивной подготовки // Гребной спорт : учебник для институтов физической культуры / под ред. И. Ф. Емчука. - М. : Физкультура и спорт, 1976. - С. 219-225.

2. Кононов, В.Н. Особенности комплектования командных лодок / В.Н. Кононов, К.П. Костенко // Гребной спорт : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1976. -С. 39.

3. Котырев, В.Д. Комплектование команд в гребле на байдарках и каноэ / В.Д. Котырев // Гребной спорт : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1972. - С. 49-52.

4. Проблемы индивидуальной и командной техники в академической гребле / В.М. Лазуткин, А.Ф. Дунаев, С.Е. Дьяков, С.К. Шляков // Педагогический контроль в системе подготовки спортсменов : сб. науч. тр. / Ленингр. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - Л., 1985. - С. 90-95.

5. Новиков, М. А. Некоторые психологические проблемы, возникающие при комплектовании и подготовке командных гребных экипажей / М.А. Новиков // Гребной спорт : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1974. - С. 26-27.

6. Хербергер, Э. Индивидуальная и коллективная производительность / Э. Хербергер // Академическая гребля / пер. Я.В. Шестоперова. - 4-е изд., перераб. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - С. 86-87.

7. Щодро, М.В. Исследование некоторых показателей для отбора загребных в командные лодки в академической гребле / М.В. Щодро, Л.И. Иванов // Методика подготовки высококвалифицированных гребцов по академической гребле, гребле на байдарках и каноэ : сб. науч. тр. / Ленингр. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - Л. : [б. и.], 1975. - С. 144-145.

Контактная информация: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ-ЛИДЕРОВ В РАЙОННОМ ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

Марина Геннадьевна Баринова, старший преподаватель, Нижегородский государственный педагогический университет им. М. Горького

(НГПУ)

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы формирования гуманистических ценностей у подро-стков-лидеров в условиях учреждения дополнительного образования. Делается попытка обосновать актуальность формирования гуманистических ценностей у подростков-лидеров и основные направления их воспитания. Автор анализирует деятельность подростков-лидеров в районном детском объединении, раскрывает значимость Программы по формированию гуманистических ценностных ориентаций подростков-лидеров, обосновывает направления деятельности и формы организации.

Ключевые слова: гуманистические ценности, подросток-лидер, образование, воспитание.

FORMATION OF HUMANIST VALUES AMONG TEENAGER-LEADERS IN DISTRICT CHILDREN'S GROUPS

Marina Gennadevna Barinova, the senior teacher,

The Nizhniy Novgorod state pedagogical university of M. Gor'kii

Annotation

The article addresses the formation of humanistic values among teenager leaders in institutions of additional education. An attempt to justify the importance of a humanistic values among teenager leaders and main directions of their upbringing is offered. The author analyzes the work of young leaders in district children's associations, reveals the importance of Programs to promote humanistic value orientations of teenager leaders, justifies the directions of activities and forms of organization.

Keywords: humanistic values, teenage leader, education, upbringing.

Формирование гуманистических ценностных ориентиров у подростков на сегодняшний день - достаточно актуальная проблема. В современном обществе данная проблема освещена в работах многих ученых, педагогов, исследователей [3. - С.133].

Наиболее остро данная проблема стоит для подростков-лидеров. По своей личностной направленности, лидер - это вожак, активный член коллектива, за которым идет большинство, на интересы и взгляды которого ориентируются практически все.

Наиболее благоприятным для формирования гуманистических ценностных ориентаций является подростковый возраст. С психологической точки зрения, именно в подростковом возрасте происходит становление личности, получают широкое развитие те основы, которые были даны от рождения. Именно в этом возрасте решающую роль может оказать личность старшего товарища, который подскажет, направит действия. И именно в этом возрасте влияние на формирование личности может оказать коллектив, что было доказано в многочисленных примерах и описано в трудах многих ученых, в том числе и классиков педагогики - А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других [2. - С.10].

В соответствии с нашим исследованием, мы используем классификацию базовых ценностей воспитания В.А. Караковского [4. - С.6].

С целью изучения проблемы нами было проведено анкетирование среди активистов школ района. Участниками опроса стали подростки в возрасте от 13 до 16 лет в количестве 80 человек.

Для выявления ценностей (в том числе и гуманистических), которые наиболее актуальны в подростковой среде, а также того, насколько сверстники разделяют точку зрения доминирующих подростков в отношении ценностных ориентаций, активистам были заданы следующие вопросы.

На вопрос: «Перед тобой ряд ценностей. Проставь по 10-балльной шкале баллы в зависимости от важности данной ценности в твоей жизни (Красота, Истина, Отечество, Семья, Знания, Добро, Труд, Материальные, Друзья, Досуг)», были получены ответы, ранжирование которых по степени важности дало следующие результаты: друзья - 69%, досуг - 48%, семья - 38%, красота - 31%, материальные - 31%, Отечество -28%, добро - 26%, знания - 22%, труд - 17%.

На вопрос: «Как ты считаешь, каких ценностей не хватает среди перечисленных в первом вопросе? Какие бы ты добавил?», были даны такие ответы: здоровье - 48%, мир - 43%, культура - 33%, любовь - 24%, ответственность - 19%, правда - 16%, милосердие - 16%.

Отметим, что такую ценность, как «человек», не указал ни один подросток, что может говорить о том, что «Человек» не выделяется ими как важнейшая ценность. Так же была не указана такая ценность как «жизнь», что свидетельствует о том, что данные ценности не воспринимаются подростками как значимые.

Следующий вопрос: «Есть ли у тебя желание выполнять созидательную деятельность на благо Родины?», дал нам следующие ответы: конечно, у меня есть несколько идей, которые я хотел бы реализовать - 80%, можно попробовать, может что-то и получится - 20%.

На вопрос: «У многих ли твоих сверстников ценностные взгляды совпадают с твоими?», были получены ответы: да - 38%, нет - 54%, затруднились с ответом - 8%.

Исходя из результатов анкетирования, можно сделать следующие выводы. Подростки относят к общечеловеческим ценностям ценности, непосредственно связанные с жизнью человека, его бытием, важные для общества и себя, такие как мир, семья, красота, здоровье, дружба. Однако ими не воспринимается как важнейшая ценность -ценность человека, его жизнь. Причиной этого может послужить то, что подростки просто еще не осознают такой ценности как человек, ведь ценности жизнь, здоровье, относятся к ценностям природы, которые даны нам свыше. Соответственно, необходимо помочь осознать, какие ценности относятся к общечеловеческим, в чем их важность для личности каждого подростка и, следовательно, учить их формировать свои

поступки с учетом этих ценностей.

На базе Центра детского творчества Сормовского района г. Нижнего Новгорода работает районное объединение среднего звена «РОСТ» (Районное Объединение Самых Творческих). В данном объединении участвуют подростки-активисты в возрасте от 12 до 16 лет, которые представляют школьные детские объединения района (и не только, так как для членов детского объединения у нас нет территориальных ограничений).

Формирование гуманистических ценностей у подростков-лидеров основано на системном подходе. С этой целью нами разработана программа «РОСТовская феерия». Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсах деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Ведущей идеей программы «РОСТовская феерия» стало создание условий для развития творческой, нравственной, здоровой личности, обладающей чувством гражданской ответственности за себя и перед обществом, способной преобразовывать существующую действительность.

Задачами программы являются:

- содействовать формированию социально-активной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности и общественно-значимую деятельность;

- создавать условия для раскрытия потенциала и способностей детей через многообразие сфер деятельности;

- способствовать формированию потребности у ребенка в самоактуализации, самоопределении и самореализации; воспитывать уважение к закону, нормам и традициям коллективной деятельности;

- способствовать формированию гражданской позиции, навыков конструктивного взаимодействия;

- обучать навыкам организаторской деятельности и участию в социальнозначимой деятельности.

Работа детского объединения осуществлялась по следующим ведущим направлениям: «Школа сердца», «Огонь в сердце» (проектирование), «Досуговый центр», «Память», «Информационная феерия», «Вожатский актив».

С членами детского объединения был проведен тренинг «Аукцион ценностей» (при разработке данного тренинга был использован материал И. А. Розановой, педагога дополнительного образования ОДЮЦ «Содружество»). Содержание данного тренинга в следующем: каждому участнику в начале торгов были даны 1000 условных единиц. С помощью условных единиц необходимо было приобрести ценности, которые были предложены ведущим аукциона. Начальная цена каждой ценности - 50 условных единиц. Среди предлагаемых ценностей такие, как свобода, финансовая независимость, мир во всем мире, семья, здоровье, карьера, благополучие родителей, любовь, стать президентом России, слетать в космос, идеальный друг, мир без наркотиков и т.д.

После проведения тренинга «Аукцион ценностей» были получены следующие результаты. Первоначально «приобретения» 40% участников - 1-я группа - были направлены на власть и славу (пост президента России, полет в космос, известный актер и т.п.).

25% участников заняли выжидательную позицию, т.е. не спешили тратить условные единицы, и ожидали свой лот - 2-я группа. И только 35% заранее для себя оп-

ределили, какие ценности они бы купили - 3-я группа. Покупками данной группы стали: семья, любовь (за которую участник отдал все свои условные единицы), дружба, умение помочь другому, когда ему плохо и т.п. Очень быстро были раскуплены такие ценности, как любовь, красота, семья, пост президента России, полет в космос, патриотизм, здоровье, дружба, путешествие на машине времени и т.п.

После «торгов» было проведено обсуждение: кто доволен своими приобретениями, а кто с удовольствием обменял бы их на что-либо иное. Участники первой группы предпочли бы обменять свои покупки на более социальные (свобода всех людей, накормить голодных, дать кров бездомным и т.п.). Участники третьей группы были довольны своими приобретениями. Участники второй группы (которые тратили деньги с осторожностью) сожалели лишь о том, что у них осталась часть денег, которой не хватит ни на одну другую покупку, и от них последовало предложение - сложить все оставшиеся условные единицы и приобрести одну общечеловеческую ценность. Также было проведено обсуждение, в котором участники отвечали на вопросы: если бы аукцион проходил в реальной жизни, изменился бы ваш выбор? Какие проблемы человека и общества связаны с предложенными ценностями? Способна ли молодежь решить эти проблемы, повлиять на их решение?

В письменных работах-отзывах, которые написали участники после этого занятия, было отмечено много положительных моментов, например: тренинг позволил задуматься над тем, что действительно ценно (47%), необходимо совершать хорошие поступки (78%), нужно сообщить друзьям о том, что выбирают ценности не всегда правильные (33%), нужно провести такую игру в школе со сверстниками (57%), тренинг дарит хорошее настроение (63%). Таким образом, для подростков-лидеров данная игра позволила раскрыть значение важных ценностных основ в жизни людей.

Направление «Огонь в сердце» позволяет познакомить воспитанников с социальным проектированием, учит разрабатывать проекты и реализовывать их на практике. Данное направление позволяет формировать такие гуманистические ценности, как милосердие, человеколюбие, ответственность, дружба, доброта, любовь, познание (чтобы разработать проект, необходимо просмотреть достаточно материала), счастье других, терпимость.

Подростками районного детского объединения «РОСТ» (Районное Объединение Самых Творческих) Сормовского района г. Нижнего Новгорода разработан и реализуется проект «РОСТок в сердце». Идея была выявлена из множества проблем, существующих в нашем обществе, и заключается в следующем: организовать досуг и общение с детьми, которые достаточно продолжительное время лежат в больнице. В ходе реализации проекта подростки-организаторы знакомятся с основами русской культуры, готовят подарки-обереги, изучают русские народные сказки, готовят игровые и концертные программы, ставят кукольные спектакли на основе прочитанных сказок. Систематически членами районного детского объединения проводятся творческие программы в детской больнице района. В процессе проведения мониторинга ребятами сделаны следующие наблюдения: участие в реализации проекта помогает расширить круг общения (39%), помогает творчески реализовать себя (56%), изучение нового материала (21%), осознание того, что помогаешь сверстникам (47%). На примере реализации одного этого проекта можно отметить, что проектная деятельность способствует формированию некоторых гуманистических ценностей подростков-лидеров.

Направление «Досуговый центр» ориентировано на обучение навыкам организаторской деятельности и участию в социально-значимой деятельности. Подростки разрабатывали мероприятия разнообразного характера, при подготовке которых они выступают как сценаристы, организаторы, ведущие, постановщики и т.п., то есть выполняют все роли. Мероприятия «Досугового центра» направлены на формирование у подростков-лидеров таких общечеловеческих ценностей, как активность, уверенность в себе, ответственность, смелость в отстаивании своего мнения, терпимость (учатся

уважать точку зрения коллеги), умение организовать дело, в котором раскрываются важные общечеловеческие ценности, донести эти ценности до тех, для кого задумано дело.

«Вожатский актив» - направление, которое также играет достаточно важную роль в формировании гуманистических ценностных ориентаций у подростков-лидеров. С ними проводится обучающая деятельность, главная цель которой - научить подростков воспринимать младших школьников как самостоятельных личностей, оказывать им посильную помощь при организации жизнедеятельности, направленную на знакомство их с жизненными ценностями. Подростки узнают через обучающие занятия, какие формы работы с младшими школьниками можно использовать, какие игры наиболее интересны и необычны, им оказывается помощь в разработке и проведении мероприятий с воспитанниками начальной школы. Подростки-лидеры через работу в данном направлении приобщаются к таким гуманистическим ценностям, как ответственность за себя и за младших товарищей, чуткость к проблемам других, доброта, общительность, дружба, интерес к знаниям, культура. Одним из ярких мероприятий, которое стало традиционным в районе и организуется и проводится активистами РОСТа, стала военно-патриотическая игра «Малая Зарничка». В основе игры лежит активная деятельность на «станциях». Часть заданий на станциях направлена на знакомство младших школьников с ценностями; на каждом этапе у детей уточняется, что такое добро, правда, дружба и т.п., то есть характеристики, необходимые для качественного выполнения задания. Данная игра вызывает интерес у подростков-организаторов и участников - младших школьников района (традиционно в районном конкурсе принимают участие команды 80-90% школ района). 80% членов детского объединения после получения знаний и умений в направлении «Вожатский актив» летом выбрали работу вожатыми в школьных оздоровительных лагерях.

Направление «Память» ориентировано на изучение своего края, истории детского движения, что способствует формированию у подростков-лидеров интереса к познанию, гордости за родной край. В рамках направления были разработаны и реализованы проекты, которые связаны с формированием общечеловеческих ценностей, таких как патриотизм, свобода, конституционное право, счастье других, мир, толерантность. Это - районные проекты «Правовой Рубикон» (направлен на организацию волонтерского движения), «Уголок России - отчий дом» (знакомство с родным краем), «Мы и право» (знакомство с основами конституционного строя, и как основа государственного строя - структура детского самоуправления и ученического самоуправления).

Разработанные нами программы показали свою эффективность в процессе нравственного воспитания подростков и могут быть рекомендованы для внедрения в других регионах России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиева, Л.В. Учреждения дополнительного образования и детские общественные объединения / Л.В. Алиева. - М. : [б.и.], 2008. - ХХ с.

2. Баринова, М.Г. Патриотическое воспитание с точки зрения ценности // Опыт, проблемы и перспективы процесса воспитания в учреждениях среднего профессионального образования. - Нижний Новгород, 2007. - С. 10.

3. Вдовина, Н. А. Проблема изучения и развития ценностных ориентации современного студента // Теория и практика модернизации образования в Российских регионах. - Ростов., 2005. - С. 133.

4. Караковский, В.А. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. - 1993. - № 4. - С. 2-8.

Контактная информация: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.