4. Виноградов, Г.П. Теория и методика рекреационных занятий физическими упражнениями / Г.П. Виноградов ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лес-гафта. - СПб. : [б.и.], 1997. - 163 с.
5. Мак Роберт, С. Думай / С. Мак Роберт. - М. : Медиа спорт, 2001. - 224 с.
6. Мак Роберт, С. Думай 2 / С. Мак Роберт. - М. : Медиа спорт, 2003. - 244 с.
7. Фалеев, А.В. Анти-МакРоберт, или Думай! по-русски / А.В. Фалеев. - М. : Терра спорт, 2000. - 152 с.
8. Хартманн, Ю. Современная силовая тренировка : пер. с нем. / Ю. Хартманн, Х. Тюннеманн. - Берлин : Шпортферлаг, 1988. - 335 с.
9. Шварценеггер, А. Энциклопедия современного бодибилдинга : в 3 т. / А. Шварценеггер. - М. : Эксмо Пресс, 2000. - 824 с.
10. Яшина, Т.Я. Оптимизация нагрузок при рекреационных занятиях с отягощениями : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Яшина Т.Я. ; С.-петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1998. - 23 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 37.018
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ-
ЛИДЕРОВ
Марина Геннадьевна Баринова, старший преподаватель,
Нижегородский государственный педагогический университет им. М.Горького
(НГПУ)
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования гуманистических ценностных ориентаций у подростков-лидеров в условиях учреждения дополнительного образования. Делается попытка обосновать актуальность социального проектирования как одного из условий формирования гуманистических ценностных ориентаций. Автор анализирует деятельность подрост -ков-лидеров в районном детском объединении.
Ключевые слова: гуманистические ценности, подросток-лидер, образование, воспитание, социальное проектирование.
SOCIAL ENGINEERING AS A BASIS FOR FORMATION OF HUMANISTIC VALUES AMONG TEENAGER-LEADERS IN DISTRICT CHILDREN’S GROUPS
Marina Gennadevna Barinova, the senior teacher,
The Nizhniy Novgorod state pedagogical University named after M.Gor’kii
Annotation
The article deals with the formation of humanistic value orientations among the adolescent leaders in institutions of additional education. The attempt to justify the relevance of social planning as a condition for the formation of humanistic value orientations has been done. The author analyzes the activity of young leaders in the district children's group.
Keywords: humanistic values, teenage leader, education, training, social engineering.
Социальное проектирование - это способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
В психолого-педагогической литературе обсуждается вопрос о путях развития лидерского потенциала личности на разных возрастных этапах. Существует две точки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играют никакой роли. Вторая точка зрения заключается в том, что и на врожденные способности оказывают влияние условия жизни и характер воспитания. Чтобы сфор-
мировать у ребенка новую черту личности, прежде необходимо создать ситуацию, в которой ребенок впервые пережил бы соответствующие данной черте психическое состояние, а затем это состояние закрепить, сделать устойчивой чертой личности ребенка. Таким образом, основным двигателем человеческой деятельности является потребность, поэтому для развития лидерского потенциала ребенка необходимо создать условия, которые требуют проявления детской активности. Толчком к развитию лидерских качеств могут стать спортивные или интеллектуальные (командные или индивидуальные) игры-соревнования, требующие ловкости, точности, скорости движений или точности и скорости запоминания и воспроизведения информации [1,2].
Таким образом, секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, их ощущения своего роста и движения вперед.
В подростковом возрасте происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку. Как известно, в подростковом и юношеском возрасте человека появляется потребность в сотрудничестве с людьми, в укреплении связей со своей социальной группой, в проявлении чувства единства и сотрудничества.
В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.п. [3].
Одним из эффективных вариантов воспитания подростка-лидера является организация работы по обучению и реализации подростками-лидерами социальных проектов. В рамках реализации данного направления деятельности дается необходимый минимум, который должен знать лидер: основы психологии (общение, конфликтология), технология проектирование, важность сплоченности коллектива при реализации проекта, знакомство с общечеловеческими ценностями и т.п. Кроме того, подростки-лидеры, принимают активное участие в реализации разработанных ими проектов.
Использование в деятельности детского общественного объединения технологии социального проектирования с предоставлением каждому подростку возможности реализации различных позиций членов объединения (от исполнителя до организатора) является необходимым условием эффективного формирования гуманистических ценностных ориентаций подростков-лидеров в детском общественном объединении в учреждении дополнительного образования детей. Различные виды деятельности, в которые может быть включен подросток при работе над социальным проектом, располагают большим резервом для развития гуманистических качеств лидера. Следовательно, процесс социального проектирования обладает большим педагогическим потенциалом для развития лидерских качеств, вовлеченных в него подростков - членов районного детского общественного объединения.
Исходя из инициативы организации социальных проектов, можно выделить следующие, организуемые в нашем районе:
1) социальные проекты, предлагаемые обществом (реализация районных проектов «Мы - будущее России», «Правовой Рубикон», «Доброе сердце» и др.);
2) социальные проекты, разработанные подростками (реализация проектов «Маленький принц», «Лидер», «Наш дом» и другие).
Подростков-лидеров необходимо заинтересовать деятельностью, направленной на помощь обществу, на свершение добрых дел собственными руками. В связи с этим, нами была разработана методика «Журавлик». На первом занятии с подростками-лидерами проводится беседа, что такое добро. Подросткам-лидерам рассказывается история, которая произошла с японской девочкой Садако Сасаки, после ядерного взрыва в Хиросиме. Символом добра и помощи является журавлик. Подросткам предлагается создать каждому своего журавлика (техника оригами). После сложения жу-
равликов, подросток-лидер пишет на нем пожелание добра, и то, что он может сделать, чтобы помочь окружающим людям.
В ходе эксперимента проводился смотр детских объединений школ, подростка-ми-лидерами из детского общественного объединения «РОСТ» проводится конкурс социальных проектов, разработанных членами детских объединений. Целью конкурса стало стимулирование воспитанников к созидательной деятельности ориентированной на социум.
В рамках эксперимента активистами районного детского объединения «РОСТ» были разработаны и реализованы проекты «Выборы» (правовой), «Георгиевская ленточка» (историческая память), «РОСТок в сердце» (милосердие) и другие. Последним реализованным проектом стал «РОСТок в сердце». Деятельность данного проекта была направлена на формирование интереса и уважения к ребятам с ослабленным физическим здоровьем, активизация творческого потенциала учащихся и педагогов, пропаганда достижений районной системы образования в воспитании детей и юношества, организовать совместную деятельность и общение здоровых детей и детей с проблемами физического здоровья в ходе реализации конкретных проектов. Добрые чувства проявляются у людей в детстве: это человечность, доброта, ласка, внимательность, сочувствие. Они рождаются в труде, заботах о людях и животных, восхищение красотой окружающего мира. Подростками разработан проект, в который вошли такие дела как:
- поиск материала о народной культуре (сказки, игры, обряды и т.п.);
- отбор интересных материалов для работы;
- оформление всех материалов;
- практическая реализация (изготовление кукол-оберегов, постановка русской народной сказки, обучение умению провести традиционную русскую народную игру, приобретение умений по изготовлению народных инструментов);
- выход с концертно-игровыми программами в детскую больницу, к ребятам, которые достаточно продолжительное время находятся на лечении.
В современных условиях необходимым условием, способствующим формированию гуманистических ценностных ориентаций у подростков-лидеров, является вовлечение их в активную практическую деятельность, социальное проектирование, общение (тренинги, обсуждение социально-значимых проблем страны, своего региона, района). Эта деятельность позволяет расширить взгляды подростков на свои возможности, принять участие в социально-преобразовывающей деятельности, улучшить окружающую жизнь, реализовать естественную потребность подростка быть полезным обществу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баринова, М.Г. Формирование гуманистических ценностных ориентаций у подростков-лидеров в районном детском объединении // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 1 (59). - С. 9-13.
2. Емельянова, М. Воспитание ребенка-лидера // Воспитание школьников. -2006. - № 5. - С. 23-25.
3. Немов, Р.С. Психология : в 3 кн. Кн. 2 : Психология образования / Р.С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 1997. - 608 с.
Контактная информация: [email protected]