Научная статья на тему 'Развитие лидерских качеств у подростков на основе ситуационного подхода'

Развитие лидерских качеств у подростков на основе ситуационного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5078
440
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / LEADER / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / LEADERSHIP / ТИПОЛОГИЯ ЛИДЕРОВ-ПОДРОСТКОВ / TYPOLOGY OF ADOLESCENT LEADERS / МЕТОД СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА / THE DESIGN METHOD OF LIFE / МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CONTINGENCY MANAGEMENT APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серов Антон Геннадьевич

Развитие лидерских качеств подростков наиболее эффективно в рамках спроектированной учебно исследовательской среды, обеспечивающей решение задач в подготовке будущих лидеров. Под лидерскими качествами рассматриваются личностные характеристики подростков, следовательно, задача развития лидерских качеств у подростков принимает достаточно актуальный характер. Без грамотного, активного и целеустремленного лидера не осуществить достаточного прогресса в развитии страны. Акцент в процессе развития подростков-лидеров должен делаться на развитие функционально ролевых позиций. В статье рассмотрен подход к развитию функционально-ролевых позиций как механизм формирования лидерских качеств подростков. Процесс формирования лидерских качеств это последовательный процесс, в результате которого у подростка происходит овладение базовыми лидерскими качествами, знаниями, навыками и умениями, необходимыми для современной динамичной профессиональной деятельности. Формирование функционально-ролевых позиций происходит посредством погружения подростка в специально созданную образовательную среду в рамках школы ученического актива, в которой подросток проходит обучение по программе «ступени лидерства». В процессе обучения, подростки знакомятся с теоретическими аспектами лидерства, изучаются типологии лидеров подростков, и через практические занятия развивают свои лидерские качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPEMENT OF ADOLESCENTS LEADERSHIP QUALITIES BASED ON SITUATIONAL APPROACH

The development of leadership skills of adolescents is most effective within the designed teaching research environment for the solution of problems in the training of future leaders. Under the leadership qualities are considered personal characteristics of adolescents, therefore, the task of developing leadership skills in adolescents takes quite relevant. Without competent, active and purposeful leadership not to implement sufficient progress in the development of the country. The emphasis in the development of adolescent leaders should be on the development of functional role positions. The article describes the approach to the development of functional-role positions as a mechanism for the formation of leadership qualities adolescents. The process of forming leadership skills is a sequential process, in which a teenager going on mastering basic leadership qualities, knowledge, skills and abilities necessary for today's dynamic career. Formation of functional-role positions occurs by immersing the teenager in a specially created educational environment within the school student asset in which a teenager is trained on the program "stage of leadership." During training, teenagers are introduced to theoretical aspects of leadership, we study the typology of leaders young people through workshops and develop their leadership skills.

Текст научной работы на тему «Развитие лидерских качеств у подростков на основе ситуационного подхода»

психолого-педагогическое направление

А.Г. Серов

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ ...

УДК 37.018.2

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА

© 2015

А.Г. Серов, учитель школы 51 г.о. Тольятти, студент магистратуры

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Развитие лидерских качеств подростков наиболее эффективно в рамках спроектированной учебно - исследовательской среды, обеспечивающей решение задач в подготовке будущих лидеров. Под лидерскими качествами рассматриваются личностные характеристики подростков, следовательно, задача развития лидерских качеств у подростков принимает достаточно актуальный характер. Без грамотного, активного и целеустремленного лидера не осуществить достаточного прогресса в развитии страны. Акцент в процессе развития подростков-лидеров должен делаться на развитие функционально ролевых позиций. В статье рассмотрен подход к развитию функционально-ролевых позиций как механизм формирования лидерских качеств подростков. Процесс формирования лидерских качеств - это последовательный процесс, в результате которого у подростка происходит овладение базовыми лидерскими качествами, знаниями, навыками и умениями, необходимыми для современной динамичной профессиональной деятельности. Формирование функционально-ролевых позиций происходит посредством погружения подростка в специально созданную образовательную среду в рамках школы ученического актива, в которой подросток проходит обучение по программе «ступени лидерства». В процессе обучения, подростки знакомятся с теоретическими аспектами лидерства, изучаются типологии лидеров - подростков, и через практические занятия развивают свои лидерские качества.

Ключевые слова: лидер, лидерские качества, типология лидеров-подростков, метод ситуационного подхода, метод проектирования жизнедеятельности.

В настоящее время, как отмечает исследователь (Козырева, А.Ю. [1]), происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «активная гражданская позиция» его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление «лидерских» качеств личности. Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно развитие нашей страны.

Стремительно меняющиеся условия жизни в современном мире требуют от выпускника школы сформированных жизненных умений и навыков: способность к самоанализу и готовность к самоконтролю, умение распределять свое время и силы, стремление к постоянному развитию и саморазвитию, ориентированность на творческий подход в решении проблем. Если молодой человек хочет быть успешным в этом мире, он должен развивать в себе лидерские и организаторские качества, должен нести ответственность за свои поступки. В процессе становления лидера имеют значение, как биологические факторы и индивидуальные психологические особенности, так и характеристики социальной среды, в которой он развивается. В связи с тем, что лидерство -это одна из форм общественной активности личности в группе, вне реальной деятельности, без общения с социумом и непосредственным контактом появление лидера невозможно.

Современная психолого-педагогическая литература часто затрагивает вопрос, касающийся путей развития лидерского потенциала личности на разных возрастных этапах. В настоящее время выделяют следующие теории на поднятую проблему. Согласно первой концепции, лидерство определяется как врожденная способность, а не вырабатываемая со временем в результате длительных усилий. Вторая точка зрения в качестве основного фактора развития лидерских способностей выделяет влияние окружающей среды (условия жизни и характер воспитания), тем самым нивелируя природный (врожденный) потенциал ребенка. Данная гипотеза предполагает в первую очередь создание определенной ситуации, в условиях которой ребенок впервые должен был бы пережить соответствующее данной черте психологическое состояние, затем закрепить его, сделав пережитое устойчивой чертой личности ребенка [2]. Таким образом, именно потребность в лидерстве активизирует развитие лидерского потенциала старшеклассника, что в свою очередь требует создания определенных условий, способствующих проявлению его активности.

В настоящее время проблема воспитания и формирования лидера считаются наиболее актуальной в связи с

тем, что существование детского коллектива априорно невозможно при отсутствии лидера. Следует отметить, что современные исследования возвращают понятию «активная гражданская позиция» его искомое значение. Реализация упомянутой выше позиции и представляет собой проявление лидерских качеств личности, основной предпосылкой которых является создание необходимых для развития инициативы и лидерских способностей старшеклассников условий, что непременно должно найти свое отражение в организации жизнедеятельности коллектива. Очевидным является тот факт, что в данном случае в качестве ведущего педагогического средства выступает детское самоуправление, а также детские общественные движения и специализированные пространства, в которых создаются условия для развития и закрепления лидерских навыков [3, с.29].

В процессе обучения в детском общественном объединении или в школе ученического актива, ребенок приобретает следующие навыки:

- обучение приёмам выступлений на публике, что может происходить и на уроке, и на психологическом тренинге;

- развитие коммуникативно-организаторских способностей и навыков самоуправления;

- формирование социальной компетенции учащихся;

- понимание самими детьми «образа Я», знание своих достоинств и недостатков [4].

Таким образом, основная идея педагогическойдея-тельности сегодня - это создание условий для развития активной гражданской позиции и актуализации лидер-скогоопыта старшеклассников в совместноорганизован-нойсоциальнозначимой деятельности [1]. Воспитание в школе ученического актива отличается разнообразием видов деятельности, которая предлагается старшеклассникам для проявления своих лидерских качеств на основе учета возрастных особенностей и потребностей старшеклассников в самореализации.

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств. Характерологическими качествами настоящего лидера, как отмечают Е. Жариков, Е. Крушельницкий [5], являются: воля, способность преодолевать препятствия на пути к цели; настойчивость, умение разумно рисковать; терпеливость, готовность долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативность и предпочтение работать без мелочной опеки; независимость; психическая устойчивость; рациональность; хорошая адаптивность к новым условиям и требованиям; самокритичность, трезвая

А.Г. Серов психолого-педагогическое

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ ... направление

оценка не только своих успехов, но и неудач; требовательность к себе и другим, умение спросить отчет за порученную работу; критичность, способность видеть в заманчивых предложениях слабые стороны; надежность, умение держать слово; выносливость, способность работать даже в условиях перегрузок; восприимчивостьк новому, склонность решать нетрадиционные задачи оригинальными методами; стрессоустойчивость, самообладание и работоспособность в экстремальной ситуации; оптимистичность; решительность, способность самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способность менять стиль поведения в зависимости от условий. Все эти лидерские качества можно развить в рамках формирования функционально-ролевых позиций у подростков.

На основе исследований функционально-ролевых позиций лидеров детских организаций А.Л. Уманского [6] и командных ролей проектного менеджмента М. Альберта, Р.М. Белбина, М. Мескона, Ф. Хедуори[7], разработана типология функционально-ролевых позиций лидеров - подростков в команде. Она учитывает возможности развития функционально-ролевых позиций личности и представлена следующими типами:

- информатор (интеллектуальный лидер) преображает действительность или создаёт новую реальность силой мысли. Его отличает эрудированность, самостоятельность, умение работать с информацией, прогнозировать ситуацию и предвидеть результат, воплощать мысленные образы в реальность;

- специалист (деятельностный) играет ведущую роль в каком-либо виде деятельности, способен создавать новое. Ему свойственны любознательность, умение рисковать и брать на себя ответственность за последствия, потребность в достижении нового результата;

- генератор идей (инициативный лидер) выделяется в ситуации выдвижения идей. Для него характерны мобильность, инициативность, оригинальность мышления в поиске новых сфер, способов и условий деятельности;

- организатор (координационный лидер) организует и контролирует процесс деятельности в соответствии с групповыми целями и задачами. Ему присущи сила воли, организованность, убежденность, обязательность, способность синтезировать мнения, явления, делать обобщения и выводы;

- мотиватор (духовный лидер) вдохновляет на деятельность, динамизирует её процесс, опираясь на знание её потребностей, мотивов, целей членов группы. Его отличает активность, коммуникабельность, сила духа, умение создавать обстановку для наиболее эффективной работы членов группы;

- генератор эмоций (эмоциональный лидер) поддерживает позитивный микроклимат, регулирует межличностные отношения. Для него характерны такт и дипломатичность, эмоциональная отзывчивость, коммуникабельность, умение разбираться в людях;

- совесть группы (моральный лидер) является примером морально - нравственных качеств в соответствии с групповыми и общечеловеческими ценностями. Ему свойственны проницательность, верность принципам, нравственная жизненная позиция, душевная щедрость, активность, действенное добро;

- универсал (абсолютный лидер) может проявлять черты различных лидерских типов в зависимости от ситуации.

Обучение подростков по программе «ступени лидерства», в рамках которой они развивают свои лидерские качества посредством развития-функционально-роле-вых позиций представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, проводятся обсуждения и дискуссии на волнующие и интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить 68

точки зрения, достигать согласия и находить решения в группе. Ребенок получает поддержку и уважение сверстников, имеет возможность приобрести новых друзей, расширить свой кругозор, иметь практику общественной жизни, он чувствует себя нужным и способным помочь множеству людей, оказавшихся в трудной ситуации. У подростков появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определенные роли.В программе принимают участие подростки от 13 до 17 лет. Срок реализации программы 2 года.

Важным условием и одновременно способом организации открытого воспитательного пространства в школе ученического актива является проектирование жизнедеятельности в нём. Анализ исследований И.А. Колесниковой, М.П. Сибирской-Горчаковой, В.З. Юсупова, У. Килпатрика, Д. Дьюи позволил нам обосновать важность проектирования жизнедеятельности как эффективного условия воспитания лидеров-подростков с позиций проявления их лидерского потенциала и осмысления результативности его реализации, т.к. оно:

- строит воспитательный процесс на основе личностного опыта подростка в соответствии с его интересами и потребностями на интеллектуальном (планирование, программирование действий в ходе мыслительных операций), деятельностном (овладение творческими навыками, способами преобразования действительности, методами решения проблем в ситуациях, приближенных к реальности, обогащение опыта деятельности) и рефлексивном уровнях (анализ результатов своей деятельности, прогнозирование перспектив);

- связано с практикой жизни, а значит, с социализацией подростка, выступает в качестве стимула его социальной активности, пробой сил, созданием собственного стиля поведения для дальнейшей его самоактуализации в обществе, одной из основных форм организации которого является проектная [8, с. 9-10];

- способствует развитию умения работать в команде, пребывая в различных ситуациях деятельности и общения, предоставляет возможность гибкого реагирования на изменение общественной ситуации, создания рабочего микроклимата в коллективе, коррекции стиля поведения от соперничества, уклонения, приспособления к компромиссу и сотрудничеству;

- позволяет каждому члену команды во время совместной деятельности осуществлять разныефункци-ональные роли, определённые нами на основе классификаций лидеров детских организаций Л.И. Уманского [6, с. 73] и командных ролей проектного менеджмента американских учёных М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хэдоуэри [7, с. 24]: лидера-информатора, лидера-координатора, лидера-мотиватора, лидера-специалиста, инициативного, духовного, эмоционального лидера и абсолютного лидера - лидера-универсала, позволяющих раскрывать при этом соответствующую конкретной воспитывающей ситуации направленность лидерского потенциала подростков;

- даёт возможность «получить наряду спредметным ещё и педагогический результат в виде важных жизненных приращений» [9, с. 4], также важный эмоционально-ценностный опыт в социально-значимой деятельности, опирающейся на гуманистические ценности;

- технологично организует жизнедеятельность подростков в условиях воспитательного пространства школы ученического актива в плане структурированности, этапности, результативности их деятельности и мониторинга развития личностных лидерских качеств.

Анализ педагогических идей и эмпирический опыт показал, что в проектировании жизнедеятельности подростков развитию лидерских качеств способствуют применяемые практические методы организации социально значимой деятельности подростков: методы воспитывающих ситуаций и социальной пробы, которые спо-Карельский научный журнал. 2015. № 1(10)

психолого-педагогическое направление

А.Г. Серов

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ ...

собствуют воспитанию мобильности, решительности, ответственности, определённой социальной позиции, умения совершать осознанный самостоятельный выбор.

В зависимости от имеющегося личностного потенциала и обстоятельств воспитательной ситуации, определяющих функциональный статус в группе, подростки могут выступать в различных лидерских ролях. В результате происходит развитие индивидуальности всех и каждого: как совершенствование природных способностей, так и приобретение нового социально - полезного опыта деятельности.

Одной из основных предпосылок создания программы «ступени лидерства», реализуемой в рамках школы ученического актива является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров в школе ученического актива строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека.

В связи с этим, большую социальную значимость для подростков в рамках занятий в школе ученического актива приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития функционально-ролевых позиций у подростков.

Предлагаемые обучающие занятия направлены на создание благоприятных условий для социализации подростка, ориентированы на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка. Образовательная программа сможет помочь ему более полно и объективно осознать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично - и общественно полезной деятельности.

Об эффективности условий воспитания лидерских качеств подростков говорит экспериментальный опыт и результаты диагностирования. В эксперименте приняло участие 63 школьника в возрасте от 13 до 17 лет из лицея №51 г. Тольятти. Контрольная группа - ученики 9-х классов. Для диагностики были использованы: диагностика функционально-ролевых позиций в лидерской команде, методика Р. Кетелла (личностные качества), К. Томаса (стили взаимодействия), психогеометрический тест (типы лидеров) и самоанализ. Положительный результат развития личностного потенциала каждого подростка подтверждает, что участие в деятельности школы ученического актива на всех этапах реализации

программы «ступени лидерства» активно способствует воспитанию лидеров.

Таким образом, для современной педагогической науки становится актуальным метод ситуационного подхода в воспитании лидеров-подростков и развития у них функционально-ролевых позиций. В результате создания данных условий подростки проявляют лидерские качества: самостоятельность, ответственность, активность, инициативность, коммуникабельность. Подростки-лидеры усваивают нравственно-ценностные ориентиры, механизмы решения проблемных ситуаций, чтобы стать «менеджерами собственной жизни» [10, с. 34] и активными участниками гражданского общества. Важно, что развитие базовых функционально-ролевых позиций на основе ситуативного лидерства посредством проектирования жизнедеятельности подростков позволяет сформировать лидера - универсала, обладающего знаниями и опытом деятельности в нескольких значимых для него сферах, активно востребованного современным обществом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Козырева, А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А.Ю. Козырева. - Пен- за: НМЦ, 1994. - 344 с.

2. Зубанова, Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала / Л.Б. Зубанова // Педагогическая наука и образование. - 2007. - № 2. - С. 53-57.

3. Гинзбург, М.Р. Путь к себе / М.Р. Гинзбург. - М.: Педагогика, 1991. - 160 с.

4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

5. Алифанов, С.А. Основные направления анализа лидерства / С.А. Алифанов // Вопросы психологии. -1991. - № 3. - С. 90-98.

6. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. - М.: Просвещение, 1980. - 160 с.

7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1997. — 704 с.

8. Менегетти А. Практикум лидера. - М.: Онтопсихология, 2010. - 192 с.

9. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. - М.: ACADEMIA, 2005. - 288 с.

10. Драйден Г., Вос Д. Революция в обучении. - М.: ПАРВИНЭ, 2003. - 672 с.

THE DEVELOPEMENT OF ADOLESCENTS LEADERSHIP QUALITIES BASED ON SITUATIONAL APPROACH

© 2015

A.G. Serov, master

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. The development of leadership skills of adolescents is most effective within the designed teaching - research environment for the solution of problems in the training of future leaders. Under the leadership qualities are considered personal characteristics of adolescents, therefore, the task of developing leadership skills in adolescents takes quite relevant. Without competent, active and purposeful leadership not to implement sufficient progress in the development of the country. The emphasis in the development of adolescent leaders should be on the development of functional role positions. The article describes the approach to the development of functional-role positions as a mechanism for the formation of leadership qualities adolescents. The process of forming leadership skills - is a sequential process, in which a teenager going on mastering basic leadership qualities, knowledge, skills and abilities necessary for today's dynamic career. Formation of functional-role positions occurs by immersing the teenager in a specially created educational environment within the school student asset in which a teenager is trained on the program "stage of leadership." During training, teenagers are introduced to theoretical aspects of leadership, we study the typology of leaders - young people through workshops and develop their leadership skills.

Keywords:leader, leadership, typology of adolescent leaders, contingency management approach, the design method of life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.