Научная статья на тему 'Воспитательное пространство становления молодого лидера'

Воспитательное пространство становления молодого лидера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
787
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЛИДЕР / ЛИДЕРСТВО / ЮНОГОГИКА / EDUCATIONAL SPACE / A LEADER / LEADERSHIP / YOUTH PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Луткин С. С.

Рассматриваются проблемы создания благоприятных социально-педагогических условий раскрытия лидерского потенциала личности. Дается обоснование темы научного исследования воспитательного пространства, в котором происходит формирование социально значимой направленности молодого лидера и развитие его личностных задатков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION SPACE FOR FORMATION OF YOUNG LEADERS

In this article we deal with the problems of creation of favourable socio-pedagogical conditions to disclose the leaders potential of the person. We justify the research topics of the educational space in which the formation of socially important areas of young leaders and the development of his/her personal inclinations.

Текст научной работы на тему «Воспитательное пространство становления молодого лидера»

УДК 37

С. С. Луткин

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО ЛИДЕРА

Рассматриваются проблемы создания благоприятных социально-педагогических условий раскрытия лидерского потенциала личности. Дается обоснование темы научного исследования воспитательного пространства, в котором происходит формирование социально значимой направленности молодого лидера и развитие его личностных задатков.

Ключевые слова: воспитательное пространство, лидер, лидерство, юногогика.

Перспективы социально-экономического, культурного развития современного общества будут определяться уровнем гражданской сознательности и социальной компетентности подрастающего поколения. Без должного внимания воспитанию молодежи в духе ценностей и приоритетов гражданско-правового, демократичного общества, его социальные институты, различные формы общественного участия в политической и экономической жизни страны малоэффективны.

В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В этих условиях в государственном масштабе поднимается вопрос об организации «социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [1, с. 23]. Акценты, расставленные в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (2009), указывают на необходимость интегрированных воспитательных воздействий. Сфера социально-педагогического партнерства в воспитании и социализации молодежи обозначается как приоритетная для государственной политики. Между тем о существовании такого единого воспитательного пространства, интегрирующего влияния семьи, школы, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, говорить пока не приходится. Опытной площадкой системного взаимодействия социальных институтов является практика воспитания и развития молодежного (школьного и студенческого) актива.

Определение воспитательного пространства как системы условий и возможностей для саморазвития личности - отправная точка к постановке исследовательских проблем изучения практики воспитания молодых лидеров.

Во-первых, это проблема оценки субъектной роли педагога, воспитанника, других агентов социума (общественных организаций, образовательных и административных учреждений) в организации условий для становления молодого лидера.

Во-вторых, встает вопрос о системообразующих факторах и механизмах формирования воспитательного пространства. Различные подходы в качестве таких механизмов определяют:

- реализацию модели педагогически сформированного образа жизни воспитанника в среде (Ю. С. Мануйлов);

- взаимодействие коллективов образовательного, культурного учреждений, других социальных институтов по поводу воспитания личности на основе единых педагогических задач и принципов (Л. И. Новикова);

- со-бытие как «способ совместного бытия, совместного проживания, момент, в котором происходит развивающая, целе- и ценностно-ориентированная встреча взрослого и ребенка» (А. А. Шибаева) [2, с. 37].

В данном перечне стоит указать на структурообразующую роль целей и ценностей коллективного субъекта воспитательной системы (общешкольного коллектива, неформального детского объединения, общественной организации и т. д.).

Проблема изучения и воссоздания воспитательного пространства становления молодого лидера имеет широкий спектр родственных тем и сопутствующих направлений исследования. В том числе это вопросы социального и личностного самоопределения молодежи. В ходе социального самоопределения выбор будущей профессии, общественно значимых занятий, характера делового поведения зависит от ценностных ориентаций и установок молодых людей. Следовательно, вопросы становления молодого лидера непосредственно смыкаются с проблемой духовно-нравственного воспитания молодого поколения и утверждения социально-

личностной парадигмы в современной образовательной практике.

Одним из необходимых аспектов исследования данной темы является соотнесение и адаптация психологических теорий лидерства с проблемами организации педагогической деятельности по воспитанию и раскрытию лидерских способностей личности. Психологические исследования в сфере лидерства раскрывают специфику личностных черт и особенности внешних обстоятельств, определяющих лидерское поведение. Таким образом, существующие теории лидерства могут предложить критерии для выявления лидерского потенциала личности, а также оценки специально организуемого пространства становления лидера.

Проблема организации условий самореализации и становления социально активной личности неоднократно затрагивалась исследователями вопросов коллективного воспитания, социальной педагогики. Опыт лучших школ 20-х гг. XX в. (С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. Н. Сороки-Ро-синского, С. М. Ривеса и Н. П. Шульмана, М. М. Пистрака и др.) явился социальным экспериментом создания воспитывающей среды в рамках и за пределами учебных заведений, средствами культурно-творческой и хозяйственно-трудовой деятельности коллектива детей и взрослых.

Идеи социально-личностной концепции воспитания раскрывал в своих трудах В. А. Сухомлин-ский. Он рассматривал духовную жизнь коллектива и организованный досуг ребенка как воспитательное пространство разностороннего развития личности. Гражданская зрелость и творческая индивидуальность воспитанника определялись мерой его участия в школьной жизни, в социально значимой деятельности на благо родного села, общества.

Методологической основой для изучения проблемы воспитательного пространства становления молодого лидера являются также исследования и концептуальные подходы в области юногогики [3]. Эта отрасль педагогики возникла как педагогика комсомольской работы в 50-60-х гг. XX в. и связывалась с изучением педагогических влияний на человека в период юности в процессе личностного самоопределения.

Разработкой проблем педагогики юности занимались такие видные ученые, как И. П. Иванов, Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин, М. М. Ященко, А. В. Мудрик, Б. З. Вульфов.

Вопросы развития социальной активности в условиях воспитательной деятельности школьной комсомольской организации рассматривались в исследованиях Б. З. Вульфова, С. Е. Хозе и М. М. Ященко.

Б. З. Вульфов отмечал, что чем шире круг социальных ролей, выполняемых старшеклассником, тем плотнее связи личности с обществом, тем ак-

тивнее раскрываются общественно ценные личные качества. В этом смысле комсомольский коллектив как воспитательное пространство предоставлял широкий диапазон социальных ролей, позволял развивать умения руководить и подчиняться. При этом формирование лидерской позиции и коллективисткой направленности происходило в этой общности целесообразно, в сознательной социально ценной деятельности, осуществляемой с высокими идейно-нравственными побуждениями.

И. П. Иванов, автор коммунарской методики и педагогики общей заботы, совместно с педагогами ленинградских школ в 60-е гг. возродили и обновили систему организации воспитывающей деятельности А. С. Макаренко. Основой методики стала идея развития индивидуальности, творческой активности каждого молодого человека. Элементами коммунарской методики являются: взаимодействие разных микроколлективов; сменные и дежурные командиры; система распределения дел на день и более долгие сроки; собрания групп с обсуждением дел, планов, поступков; оформление детской жизни такими деталями, как строй, парадная форма, игра, традиции. Формирование навыков поведения, умений взаимодействия, нравственное и социальное развитие при этом способе организации групповой деятельности обеспечиваются вовлечением всех в постоянную и разнообразную творческую работу. Изначально методика коллективной творческой деятельности (КТД) применялась для обучения пионерских и комсомольских активов школ. Впоследствии возникло широкое социальнопедагогическое движение, направленное против формализма и казенщины в детских организациях, утверждавшее приоритет активной творческой жизни школьников с целью собственного развития и улучшения окружающей действительности.

Современные технологии организации лидерских лагерей основаны на идеях и принципах методики КТД, заимствуют детали и формы организации жизнедеятельности активистов.

Психолого-педагогический аспект проблемы воспитания социальной активности, выявления и становления лидера в детском коллективе изучался Л. И. Уманским. Наряду с вопросами самодвижения коллектива, условиями сплочения членов детских объединений Уманский раскрывал пути и условия развития организаторских способностей школьников.

Несомненно, большой вклад в осмысление проблемы воспитательного пространства внесли исследования Л. И. Новиковой и ее школы, в которых разработана теория воспитательных систем. В разработке этой теории приняли участие А. Т. Куракин, А. В. Мудрик, Н. А. Селиванова, В. Д. Семёнов, В. А. Караковский. Относительно вопроса

становления молодого лидера актуальными представляются две ключевые идеи теории:

1) воспитательная система влияет на ребенка не только как педагогический, но и как социальный фактор [4];

2) условием возникновения и развития воспитательной системы является активность воспитанника как субъекта управления данной системой.

Многообразие точек зрения на проблему создания воспитательного пространства становления личности определило неоднозначность понятийнотерминологического аппарата в этом вопросе. Так, в частности, нет единой интерпретации в категориях «педагогическое (воспитательное) пространство» и «педагогическая (воспитывающая) среда». Недостаточно четко понятие «воспитательное пространство» разведено с понятием «воспитательная система». Отсутствует однозначность в терминологическом обозначении социально-пространственных характеристик (среда, пространство, сфера и т. п.).

Сотрудники Научного центра современных проблем воспитания Института теории образования и педагогики РАО качественной характеристикой воспитательного пространства считают целостность. Эта характеристика предполагает устойчивость связей между разнородными элементами при наличии единой педагогической концепции, ориентированной на приоритеты гуманистического воспитания [2, с. 37]. Признак некой упорядоченности в сочетании с присутствием «зон неупорядоченности» приводит к понятию специально созданной, искусственно организованной воспитательной среды. Эта позиция совпадает с определением воспитательного пространства Л. И. Новиковой, понимаемого как педагогически целесообразно организованная среда, окружающая отдельного ребенка или множество детей (класса, школы, дома, двора, микрорайона, села, малого или большого города, области) [4].

Однако существуют подходы, в которых пространство и среда раскрываются как разноуровневые педагогические категории, и «воспитательное пространство соединяет в себе совокупность развивающих сред» [5].

Отдельные авторы разводят понятия «педагогическая среда» и «педагогическое пространство» по их содержательным характеристикам. По мнению А. Д. Обутовой [6, с. 41-42], педагогическое пространство по своим масштабам, возможно, соответствует педагогической среде, однако различие этих категорий определяется степенью вовлеченности субъекта в воспитывающие формы социального и культурного окружения.

В трактовке Д. В. Григорьева воспитательное пространство предстает как «динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, созда-

ваемая усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных)» [2, с. 37]. Наряду с этим в культурологической концепции воспитания Н. Е. Щурковой событийное окружение - только один из компонентов воспитывающей среды, включающей также предметнопространственное, социально-поведенческое, информационное окружение.

Соотношение категории «воспитательная система» и «воспитательное пространство», на первый взгляд, достаточно ясно определено. Воспитательные системы конкретных образовательных учреждений представляются как структурные компоненты создаваемого воспитательного пространства микрорайона, малого города, сельской местности. Однако по мере интеграции усилий различных общественных институтов в сфере воспитания молодежи воспитательное пространство приобретает отличительные признаки воспитательной системы (единство и взаимосвязь цели воспитания, деятельности по ее достижению, субъектов, реализующих эту деятельность, а также образ жизни определенной социальной общности). Практика воспитательных систем такого уровня достаточно известна: станция Наркомпроса С. Т. Шацкого, социально-педагогические комплексы «школа-микрорайон» в 80-90-х гг. ХХ в., различные варианты современных культурно-образовательных комплексов.

В современных условиях документы, определяющие содержание воспитания [1, 7], ориентируют на организацию локального воспитательного пространства в пределах школы и ее ближайшего социального окружения, поскольку именно она должна стать важнейшим структурообразующим компонентом общенационального пространства.

Единая ценностно-смысловая основа взаимодействия субъектов воспитания должна устранить барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью. Возрастание роли социальных и культурных практик, привлечение школьников к решению социальных, экологических, экономических, культурных и иных реальных проблем села, района, города, региона раскрываются в идее макроуровня педагогических взаимодействий. Это идея выхода за пределы «парной» педагогики (учитель-ученик) на уровень широкой, многообразной и развивающей социальной общности. Помимо детского коллектива субъектами воспитания должны стать представители общественности, различные социальные институты. Факторы воспитания трансформируются из самих общественных условий, жизненного уклада школьников по мере их вовлечения в социально-преобразующую деятельность.

Одним из вариантов педагогического управления социальным становлением личности молодого

лидера и гражданина является создание детско-юношеских и молодежных общественных объединений (организаций, движений, учреждений). Детское общественное объединение (ДОО) - добровольный союз детей и взрослых, созданный для совместной деятельности, удовлетворения собственной социальной потребности. Форма существования и выражения общественной активности как деятельного отношения к жизни через инициативы и их реализацию в деятельности ДОО.

Первое, что происходит с ребенком в детском объединении, - это его включение в разнообразное деятельностное поле. Развитие социально значимой направленности личности и актуализация лидерского потенциала происходят по мере оформления в сознании ребенка собственных смыслов инициативного участия в общественной жизни. Только осознав необходимость освобождения от пассивно-потребительского отношения к жизни, воспитанник может стать субъектом воспитательного пространства личностного саморазвития.

Опытом создания такого воспитательного пространства стала деятельность по оформлению и развитию детской общественной организации «МИР», которая объединила в своих рядах учащихся сельских школ Горноуральского городского округа (Свердловская обл.). Учредителями «МИРа» стали 90 представителей ученического самоуправления из 20 школ округа, а также вожатская команда студентов и преподавателей Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии. Одной из уставных целей организации учредители определили «развитие интеллектуальной, творческой, включенной в общественную жизнь личности - лидера». За 4 года существования ДОО «МИР» наиболее востребованным пространством личностного саморазвития стали слеты школьного актива, которые раз в полгода собирают вместе инициативных ребят округа.

Ценностно-смысловой компонент жизнедеятельности участников слета школьного актива подлежал диагностике и педагогической интерпретации. А построение воспитательного пространства становления молодого лидера потребовало обоснования деполитизированной концепции формирования личности с активной жизненной позицией. С этой целью был проведен анализ мотива-ционно-потребностной сферы участников слета (учащиеся 8-11 классов из 13 школ округа - 93 человека).

В рамках подготовки к очередному слету школьного актива в качестве процедуры отбора участников желающим поехать на лидерскую смену предложено было написать творческое эссе «Зачем я еду на слет?». С одной стороны, ответы респондентов представляют результат личностного самоопределения и осмысления своих мотивов и

актуальных потребностей. С другой стороны, анализ творческих материалов позволил увидеть многообразие смыслов, которым обладает в представлении учащихся слет школьного актива. Это событие, локализованное по месту и времени, следует рассматривать как некую модель воспитательного пространства становления молодого лидера.

Значительная часть высказавшихся признают ценность приобретенного опыта коллективной работы, практики организаторской и общественнополезной деятельности. «Я смог научиться организовывать и проводить различные мероприятия, смог проявить себя среди других людей, научился высказывать свое мнение» (Денис Ч., 9-й кл. ОУ № 24 п. Горноуральский).

Значительный эмоционально-мотивационный резонанс отмечают те, кто уже побывал на слете и ощутил его последействие. Запросом к данному пространству является желание учащихся измениться, получить эмоциональную подзарядку для дальнейшей общественно активной деятельности в родных школе, селе, округе. «Слет раскрепощает людей, меняет характер и жизненные взгляды на мир. Я стал более внимательно относиться к товарищам в школе, помогать в учебе и в разных жизненных проблемах, стал более успешным в личной жизни» (Юрий Б., 10-й кл. ОУ № 24 п. Горноуральский) «После слета я буду зажигать все потухшие и еще не зажженные звездочки...» (Марина Б., 6-й кл. ОУ № 18 с. Кайгородское).

Другой запрос к пространству становления лидера, локализованного и простроенного в рамках 4-дневной смены, - это запрос на самопознание и самоактуализацию. Пребывание в эмоционально- и событийно-насыщенной среде слета позволяет участникам раскрыть, обнаружить свои возможности.

«На слете можно проверить себя в разных ракурсах. хлебнуть чуть-чуть самостоятельности. Слет является неким экзаменом на твердость, самостоятельность, коммуникативность, на умение сплотиться с новыми людьми» (Сергей Л., 11-й кл. ОУ № 5 с. Николо-Павловское).

В то же время участниками слетов, субъектами формирующегося воспитательного пространства, являются школьники, не заявляющие лидерских амбиций. Наиболее актуальной ценностью, которая упоминается прямо или косвенно в текстах эссе, является, конечно, общение со сверстниками. «Общение с ровесниками имеет большое значение для меня. Я учусь, глядя на них, не делать тех ошибок, которые они совершают, отстаивать свою точку зрения, стараюсь доказать, что я тоже на что-то способна» (Наталья Х., 11-й кл. ОУ № 2 с. Южако-во). Прослеживаются и другие потребности подростков и старших школьников: «хочу научиться владеть эмоциями и приобрести уверенность»;

«уметь общаться с незнакомыми людьми»; «становишься частичкой некой неразрывной цепи - цепи дружбы, активности, целеустремленности». В лаконичной формулировке одного из организаторов слета школьного актива пространство лидера - это территория его интересов.

Многообразие смыслов, которые раскрываются из сочинений учащихся, подводит к тому, что концепция формирования личности с активной жизненной позицией должна строиться на основе вариативного содержания и форм личностного самоопределения.

Сферой реализации гражданской позиции, согласно такой концепции, следует считать ближайшее социальное окружение лидера. По мере раскрытия лидерского потенциала личности пространство ее влияния расширяется от коллектива одноклассников до молодежного сообщества образовательного учреждения и до масштаба участия в

программах, направленных на повышение социально-экономического и культурного уровня жизни жителей родного села, города, региона.

Практика моделирования воспитательного пространства молодых лидеров требует не только осмысления ценностных приоритетов субъектов данного пространства. Необходимо в основу модели закладывать критерии социально ориентированной направленности лидера, а также принципы и методологические подходы развития социальной активности воспитанника на основе его свободного самоопределения.

Развитие воспитательного пространства происходит параллельно с процессом становления молодого лидера. А движущей силой развития будет являться противоречие между тенденцией к упорядочению структуры воспитательного пространства и вариативностью ценностей, смыслов самоопределяющейся личности молодого лидера.

Список литературы

1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. М.: Просвещение, 2009. 28 с.

2. Селиванова Н. Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика. 2000. № 6. С. 38.

3. Рожков М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика: учеб. пос. для студ. вузов. М.: Гуманитар. издат. центр

ВЛАДОС, 2008. 264 с.

4. Новикова Л. И. Самоуправление в школьном коллективе. М., 1988. 78 с.

5. Настольная книга (опыт составления словаря) / сост. Л. Хорош. Петрозаводск: ДТДиЮ, 2000. 72 с.

6. Обутова А. Д. Сущность социокультурного потенциала образовательных учреждений в контексте профильной школы // Профильная

школа. 2009. № 5. С. 41-46.

7. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. ФГОС: Начальное общее образование. 1^1.: http://standart.edu.ru/ са1н1од.азрх?Са1а1од1Ь=958

Луткин С. С., кандидат педагогических наук.

Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия.

Ул. Красногвардейская, 57, г. Нижний Тагил, Свердловская область, Россия, б22031.

E-mail: sergeich2000@mail.ru

Материал поступил в редакцию 22.06.2010.

S. S. Lutkin

EDUCATION SPACE FOR FORMATION OF YOUNG LEADERS

In this article we deal with the problems of creation of favourable socio-pedagogical conditions to disclose the leader’s potential of the person. We justify the research topics of the educational space in which the formation of socially important areas of young leaders and the development of his/her personal inclinations.

Key words: educational space, a leader, leadership, youth pedagogy.

Nizhniy Tagil State Socio-Pedagogical Academy.

Ul. Rrasnogvardeyskaya, 57, Nizhniy Tagil, Sverdlovsk region, Russia, 622031.

E-mail: sergeich2000@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.