Научная статья на тему 'Различия между классической методикой, и предложенной системой тренировок Стюартом Мак Робертом (США), в бодибилдинге'

Различия между классической методикой, и предложенной системой тренировок Стюартом Мак Робертом (США), в бодибилдинге Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
917
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОДИБИЛДИНГ / МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ / СРАВНЕНИЕ / НАГРУЗКА / BODYBUILDING / TRAINING METHODOLOGY / COMPARISON / LOAD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барабанов Александр Владимирович

В статье представлены результаты рандомального исследования, характеризующего различия между классической системой тренировок в бодибилдинге, и методикой тренировок, предложенной Стюартом Мак Робертом, опубликованной им в ряде изданий, под названием «Думай».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Барабанов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differences between the classical training methodology and stuart mcrobert's training system in bodybuilding

This article presents the results of randomized research characterizing the differences between the classical training methods and training method proposed by Stuart McRobert.

Текст научной работы на тему «Различия между классической методикой, и предложенной системой тренировок Стюартом Мак Робертом (США), в бодибилдинге»

Таблица 1

Результаты длины прыжков (см | у юных вратарей И И о ? + Й &

Сроки педагогического эксперимента ЭГ (12 чел) КГ (12 чел) р

В начале 339+11 341+12 >0,05

По окончанию 378+12 351+11 <0,05

р <0,05 >0,05

ВЫВОД

Таким образом, применение комплекса специальных прыжковых упражнений в различных направлениях и их сочетаниях на учебно-тренировочных занятиях позволило повысить уровень развития координационных и скоростно-силовых способностей юных вратарей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 228 с.

2. Даев, В.Е. Оптимизация спортивного отбора и ориентации футболистов по игровым амплуа на этапе углубленной специализации : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Даев Вячеслав Евгеньевич. - Малаховка, 2007. - 176 с.

3. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. - М. : Изд-во «АСТ», 1998. - 272 с.

4. Шамардин, А.А. Координационные способности юных футболистов как критерий прогнозирования их специфических двигательных возможностей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 1 (25). -С.115-117.

Контактная информация: tixomirov1965@mail.ru УДК 796.8

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ КЛАССИЧЕСКОЙ МЕТОДИКОЙ, И ПРЕДЛОЖЕННОЙ СИСТЕМОЙ ТРЕНИРОВОК СТЮАРТОМ МАК РОБЕРТОМ (США), В

БОДИБИЛДИНГЕ

Александр Владимирович Барабанов, аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлены результаты рандомального исследования, характеризующего различия между классической системой тренировок в бодибилдинге, и методикой тренировок, предложенной Стюартом Мак Робертом, опубликованной им в ряде изданий, под названием «Думай».

Ключевые слова: бодибилдинг, методика тренировки, сравнение, нагрузка.

DIFFERENCES BETWEEN THE CLASSICAL TRAINING METHODOLOGY AND STUART MCROBERT’S TRAINING SYSTEM IN BODYBUILDING

Alexander Vladimirovich Barabanov, the post-graduate student,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

This article presents the results of randomized research characterizing the differences between the classical training methods and training method proposed by Stuart McRobert.

Keywords: bodybuilding, training methodology, comparison, load.

ВВЕДЕНИЕ

По мнению американского специалиста в области бодибилдинга и автора учебных пособий под названием “Думай”, Стюарта Мак Роберта [5,6], классическая система построения физических нагрузок не достаточно эффективна для достижения спортивных результатов. Автор утверждает, что классическая система включает в себя большие тренировочные объемы, не дающие организму возможностей для восстановления. Кроме того, Мак Роберт выдвигает теорию, при которой достижение результативности в классическом бодибилдинге могут достигнуть лишь генетически одаренные спортсмены, употребляющие анаболические стероиды. Люди старше сорока лет, желающие, как начать, так и продолжать тренироваться по классической схеме, не только не могут достигнуть результатов, но обязательно будут травмированы [5,6]. С другой стороны существует мнение Российского специалиста в области силовых видов спорта, автора книги “Анти-МакРоберт или “Думай! по-русски”, Фалеева А.В. [7]. Он подсчитал, что при использовании принципа постепенного увеличения нагрузки по методу Мак Роберта, в таком упражнении, как приседания со штангой, за год тренировок, спортсмен может добавить всего лишь 6 кг рабочего веса. Автор критикует низкообъемный тренировочный процесс Мак Роберта, и его рекомендации обязательно применять приседания со штангой и становую тягу в диапазоне 20 повторений [7].

Хотя методика тренировок Мак Роберта используется многими, особенно начинающими культуристами, нет экспериментальных подтверждений ее эффективности.

Цель исследования: Сравнить эффективность классической методики тренировки в бодибилдинге [1-4, 8-10] с методикой, предложенной Мак Робертом.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Во время проведенного рандомального эксперимента было обследовано 30 мужчин в возрасте 25-30 лет, которые занимались бодибилдингом с целью увеличения мышечной массы и улучшения силовых показателей. 15 человек проходили тренировки в группе, которая тренировалась по методу, предложенному Мак Робертом (группа А), и 15 человек занимались по классической методике тренировок (группа Б). Перед началом исследования значительной разницы в антропометрических данных и силовых показателях не было. Обе группы занимались в течение года 3 раза в неделю, и получили одинаковые рекомендации по питанию.

Методы оценки результатов: В ходе исследования у испытуемых проверялись следующие антропометрические показатели:

- Вес тела измерялся с помощью медицинских весов с точностью ±50г.

- Окружности частей тела измерялись с помощью сантиметровой ленты с точностью 0.5см, при этом измерялись окружности: плеча, грудной клетки, бедра, голени.

- Силовые показатели измерялись посредством выполнения двух упражнений: жимом ногами лежа на тренажере и жимом штанги от груди, лежа на силовой лавочке.

Измерения проходили раз в четыре недели, перед тренировкой. Эксперимент проходил с января 2008 года по январь 2010 года.

Тренировочные программы: Тренировочные программы представлены в Таблице 1. Группа А использовала программу, взятую из книг Мак Роберта [5,6]. Программа группы Б была составлена на основании дипломной работы и готовящейся диссертации Барабанова А.В. [1] ,а также наиболее известных, классических работ в области бодибилдинга [3,4,7-9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ренировочные

і Груп

Таблица 1

планы экспериментальной и контрольной групп___________

Тренировка

Группа А

Группа Б

1

Разминка.

Приседания со штангой на спине:

4 подхода по 20 повторений (4 Х20).

Румынская тяга (4 X 10).

Тяга к низу на блоке (4X8).

Разминка.

Сгибы туловища (4 X мах) Жим штанги лежа:

70% , 75% , 80%

а;

а:

85%

1;

12 10 8 6

Жим штанги лежа под углом вверх (4X8). Разводка гантелей лежа под углом вниз(4 X 12). Тяга штанги к животу в наклоне:

70% 75% 80% 85%

1;

<1;

1;

1;

12 10 8 6 Тяга блочного устройства к животу (4X8).

Тяга блочного устройства сверху за голо-

ву(4Х 12).

Кардионагрузка 10-15 минут и заминка.____________

Разминка.

Подъемы на носки стоя (4 X 12). Скручивания (4 X 15) Упражнения для предплечий. Наклоны в стороны (4 X 15). Подъемы на бицепс (4X8). Упражнения для мышц шеи. Разводка гантелей в стороны, наклоне (4Х10).

Заминка.

Разминка.

Подъемы ног (4 X мах).

Боковые повороты (2 X мах). Приседания со штангой:

70% 75% 80% 85%

1' -----х1- -----х1- -----х1-

12 10 8 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жим ногами на тренажере (4 X 8-10).

Сгиб ног лежа на тренажере (4 X 10).

Подъемы на носки на тренажере для голе-ни(4Х20).

Жим штанги вверх сидя:

70% 75% 80% 85%

1;

<1;

1;

1;

12 10 8 6 Тяга штанги к подбородку стоя (4X8). Разводка гантелей в наклоне(4 X 12). Кардионагрузка 5-10 минут и заминка.

Разминка.

Жим штанги лежа или отжимания на брусьях (4 X 8-10).

Жим штанги стоя (4 X 6-8). Заминка.

Разминка.

Подъемы туловища(4 X мах)

Сгиб рук со штангой стоя 70% 75% 80% 85%

1;

а;

1;

12 10 8 6

Сгиб рук на скамье Скотта (4X8). Сгиб рук с гантелями сидя (4 X 10). Жим штанги ото лба лежа 70% 75% 80% 85%

1;

1;

а;

1;

1;

12 10 8 6 Жим штанги из-за головы узким хватом (4X8). Разгиб рук вниз стоя на тренажере (4 X 12). Кардионагрузка 10-15 минут и заминка._________

2

3

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Среднестатистические результаты исследования в группах А и Б представлены в таблице 2. На начало эксперимента статистически значимых различий по основным показателям не имеется. По окончанию педагогического эксперимента в группе Б выявлены статистически значимые различия по уровню по всем оцениваемым показателям.

Таблица 2

Сравнительный анализ базовых показателей бодибилдеров групп А и Б _____до начала педагогического эксперимента и по его завершению_______________

Показатели Группа А Группа Б Р

до после до после

Вес (кг) 77,4 79,7 77,4 88,0 <0,05

Руки (см) 38,0 39,4 37,7 41,8 <0,05

Грудь(см) 98,4 102,0 97,7 110,0 <0,05

Голень (см) 39,4 39,4 38,6 42,6 <0,05

Жим ногами (кг) 81,3 104,7 79,3 229,3 <0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жим лежа (кг) 72,7 83,7 72,3 140,3 <0,05

В ходе эксперимента можно отметить значительное улучшение силовых показателей в группе Б.

Анализируя тренировочную программу Стюарта Мак Роберта, можно сделать следующие выводы:

1) Нет равномерности в распределении нагрузок между мышечными группами, что, как правило, приводит не только к дисбалансу пропорциональности развития мышечных групп, но и нарушению межмышечной координации, с последующим риском получения травм [8].

2) Исключена возможность повышения силы без изменения массы тела из-за того, что максимальная сила зависит не только от поперечника мышц, она определяется также внутримышечной координацией.

3) Мак Роберт не приводит примеров для развития общей выносливости, при этом, рекомендует выполнять приседания со штангой по 20 повторений в подходе, не учитывая, что преодолевая сопротивления менее 40 процентов от максимальной силы, связи между максимальной силой и силовой выносливостью прослеживаются труднее, а развитие силовой выносливости, прежде всего, зависит от увеличения уровня общей выносливости. Чем меньше преодолеваемые сопротивления и чем чаще они преодолеваются за определенные промежутки времени, тем больше чрезмерно увеличенный мышечный поперечник может нарушить приток кислорода и питательных веществ, а также отток кислых продуктов обмена веществ, снижая работоспособность [8].

4) Низкообьемная и малоинтенсивная система занятий Мак Роберта не может в полной мере развивать адаптационные процессы, возникающие в организме благодаря высокоинтенсивным тренировкам и являются таким образом ,одним из условий улучшения спортивных результатов.

ВЫВОДЫ

1. Существует значительная разница в эффективности методик, которые были исследованы.

2. Посредством применения классической системы тренировок можно добиться значительных результатов в антропометрических данных и силовых показателях.

3. методика Стюарта Мак Роберта, по результатам эксперимента оказалась малоэффективной и не может быть рекомендована, как система тренировок для достижения результатов в бодибилдинге.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барабанов, А.В. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в обучении учащихся, занимающихся в секции атлетической гимнастики : дипломная работа / Барабанов А.В. ; Винницкий гос. пед. ин-т. - Винница, 1993. - 105 с.

2. Вейдер, Дж. Строительство тела по системе Вейдера / Дж. Вейдер. - Чикаго : Изд-во «Современные книги», 1983. - 640 с.

3. Вейдер, Дж. Строительство тела / Дж. Вейдер. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 112 с.

4. Виноградов, Г.П. Теория и методика рекреационных занятий физическими упражнениями / Г.П. Виноградов ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лес-гафта. - СПб. : [б.и.], 1997. - 163 с.

5. Мак Роберт, С. Думай / С. Мак Роберт. - М. : Медиа спорт, 2001. - 224 с.

6. Мак Роберт, С. Думай 2 / С. Мак Роберт. - М. : Медиа спорт, 2003. - 244 с.

7. Фалеев, А.В. Анти-МакРоберт, или Думай! по-русски / А.В. Фалеев. - М. : Терра спорт, 2000. - 152 с.

8. Хартманн, Ю. Современная силовая тренировка : пер. с нем. / Ю. Хартманн, Х. Тюннеманн. - Берлин : Шпортферлаг, 1988. - 335 с.

9. Шварценеггер, А. Энциклопедия современного бодибилдинга : в 3 т. / А. Шварценеггер. - М. : Эксмо Пресс, 2000. - 824 с.

10. Яшина, Т.Я. Оптимизация нагрузок при рекреационных занятиях с отягощениями : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Яшина Т.Я. ; С.-петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1998. - 23 с.

Контактная информация: alex2828@barak.net.il

УДК 37.018

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ-

ЛИДЕРОВ

Марина Геннадьевна Баринова, старший преподаватель,

Нижегородский государственный педагогический университет им. М.Горького

(НГПУ)

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы формирования гуманистических ценностных ориентаций у подростков-лидеров в условиях учреждения дополнительного образования. Делается попытка обосновать актуальность социального проектирования как одного из условий формирования гуманистических ценностных ориентаций. Автор анализирует деятельность подрост -ков-лидеров в районном детском объединении.

Ключевые слова: гуманистические ценности, подросток-лидер, образование, воспитание, социальное проектирование.

SOCIAL ENGINEERING AS A BASIS FOR FORMATION OF HUMANISTIC VALUES AMONG TEENAGER-LEADERS IN DISTRICT CHILDREN’S GROUPS

Marina Gennadevna Barinova, the senior teacher,

The Nizhniy Novgorod state pedagogical University named after M.Gor’kii

Annotation

The article deals with the formation of humanistic value orientations among the adolescent leaders in institutions of additional education. The attempt to justify the relevance of social planning as a condition for the formation of humanistic value orientations has been done. The author analyzes the activity of young leaders in the district children's group.

Keywords: humanistic values, teenage leader, education, training, social engineering.

Социальное проектирование - это способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

В психолого-педагогической литературе обсуждается вопрос о путях развития лидерского потенциала личности на разных возрастных этапах. Существует две точки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играют никакой роли. Вторая точка зрения заключается в том, что и на врожденные способности оказывают влияние условия жизни и характер воспитания. Чтобы сфор-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.