ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОТБОРА И ПОДГОТОВКИ НОВИЧКОВ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПАУЭРЛИФТИНГОМ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В.И. ПАВЛОВ,
Саратовский государственный медицинский университет
Аннотация
В статье мы можем видеть пути решения проблем отбора и подготовки пауэрлифтеров. Проведен анализ наиболее значимых требований и психофизических качеств в условиях тренировки. На его основе разработана и внедрена экспериментальная модель отбора и методика тренировок среди студентов, ранее не занимающихся пауэрлифтингом.
Abstract
In this article we can see possible decisions of problems of selection and training of sportsmen in weightlifting. There is the analysis of the most significant demands, psychical and physical properties in the conditions of weightlifting trainings. On the basis of it the experimental model of selection and training methods were developed and introduced among students who never go in for powerlifting.
Ключевые слова: экспериментальная модель отбора и подготовки, студент, пауэрлифтинг.
Введение
Силовые виды спорта всегда были популярны среди молодых людей, стремящихся вести здоровый образ жизни. Школа тяжелой атлетики в СССР 1960-90-е гг. была, несомненно, ведущей в мире. Научно обоснованные методики определяли не только системы тренировок отечественных атлетов, но и развитие всего мирового спорта в целом. В стране регулярно проводились научные конференции, семинары ведущих тренеров и ученых, была собрана огромная база данных по системам тренировок различных школ и направлений. Все это анализировалось, обобщалось и систематизировалось. Можно сказать, что в тяжелой атлетике был разработан и широко использовался научный системный подход.
Многие спортсмены, занимающиеся видами спорта, требующими большой физической силы, - толкатели ядра, метатели молота, спринтеры, конькобежцы и многие другие - используют атлетизм как основу для обретения спортивной формы [4].
Специфика проявления силы в различных видах спорта является одним из наиболее значимых факторов, определяющих характер применяемых средств и методов развития этого физического качества, планирования силовой подготовки в целом [3].
Сегодня в методиках отбора и тренировки в новых атлетических видах спорта (пауэрлифтинг, бодибилдинг и др.), как считает И.В. Бельский, царит полный хаос. Механический перенос методики тренировки из тяжелой атлетики на другие виды спорта не дает желаемых результатов, так как цели, стоящие перед спортсменами, совершенно разные. Соответственно разные и промежуточные задачи, и способы их выполнения. Большинство параметров - это и нормы тренировочных нагрузок, и схемы построения тренировок, и этапы становления спортивного мастерства, и способ проявления максимальной силы - у штангистов и представителей других атлетических видов в принципе не могут быть одинаковыми.
Основная проблема, с которой столкнулись тренеры, это практически полное отсутствие мало-мальски грамотных систем тренировочного процесса [2]. По мнению Ю.И. Иванова, в методике силовой подготовки главными критериями оценки внешнего воздействия является величина отягощения, количество повторений и сочетание различных режимов работы [6].
Пауэрлифтинг (силовое троеборье) все больше и больше привлекает студенческую молодежь как в лицеях, колледжах, так и в вузе. Силовое троеборье состоит из трех упражнений: приседания со штангой на плечах, жим штанги лежа и становая тяга штанги. Пауэрлифтинг развивает силу, выносливость, волю, формирует атлетическую фигуру. Одна из проблем занятий силовым троеборьем состоит в том, что, с одной стороны, у него есть сильные конкуренты: бодибилдинг, бенчпресс, армрестлинг, гиревой спорт, восточные виды единоборств, а с другой стороны - угасание массового спорта в спортивных обществах, значительное сокращение числа соревнований, групп спортивного совершенствования, групп общей физической подготовки, спортивных секций. Кроме того, В.И. Ильинич отмечает, что для того чтобы быть зачисленным в учебное спортивное отделение, недостаточно только личного желания студента, необходима определенная предварительная спортивная подготовленность или одаренность для занятий избранным видом спорта. Иными словами, в этом случае не только «ты выбираешь, но и тебя выбирают» [5]. По мнению А.А. Каплунова и А.П. Попова, тренировочная работа с юными спортсменами не должна быть направлена на достижение высокого спортивного результата в первые годы обучения. Спортивную тренировку в начальный период обучения следует проводить с перспективой на многолетний спортивный рост, продолжающийся и после перехода в группу взрослых [7].
В Саратовском государственном медицинском университете (СГМУ) группа спортивного совершенствования пауэрлифтинга была организована в 1999 г. Дебют
команды состоялся в 2000 г. на открытом первенстве г. Саратова. Ежегодное обновление команды происходит достаточно трудно. Цель исследования - разработка экспериментальной модели отбора и тренировочного процесса для студентов первого года обучения, ранее не занимающихся пауэрлифтингом. Задачи исследования -определить правила отбора, выявить наиболее значимые факторы и требования к распределению объема и интенсивности нагрузки для новичков на первый год занятий силовым троеборьем.
Методика
Методика включала в себя педагогическое исследование продолжительностью более восьми лет с использованием экспериментальной модели отбора пауэрлиф-теров и схемы распределения тренировочной нагрузки у новичков, ранее не занимающихся пауэрлифтингом. Учебно-тренировочные занятия и соревнования по пауэрлифтингу проходили в условиях спортивного зала. В исследовании участвовало более 200 человек, среди них учащиеся медицинского лицея и студенты СГМУ. При анализе ситуаций, возникающих при отборе пауэр-лифтеров и в самом процессе начальной подготовки, нами были выявлены следующие наиболее значимые факторы и требования.
Во-первых, новичок должен иметь желание заниматься силовым троеборьем и обладать честолюбивыми намерениями побеждать на соревнованиях.
Во-вторых, обладать достаточным уровнем силы, так как на соревнованиях определяется первоначальный квалификационный вес штанги.
В-третьих, от пауэрлифтера требуется высокий уровень развития силовой выносливости или потенциал к ее развитию, так как основная задача - поднять штангу в трех подходах в каждом из трех упражнений.
В-четвертых, спортсмен должен обладать гибкостью, иначе невозможно правильное освоение соревновательных движений (присед, жим, становая тяга).
В-пятых, атлету необходима хорошая координация движений, ее отсутствие или слабое развитие приводит к большому количеству ошибок на начальном этапе обучения в тренировочном процессе.
В-шестых, занимающиеся должны воспитывать у себя эмоционально-волевую устойчивость к силовой, монотонной работе в значительном объеме.
Так, к концу третьего месяца занятий за одну тренировку спортсмен поднимает от 4 до 6 т. Недельный объем нагрузки может составлять от 16 до 20 т, месячная нагрузка может доходить до 60-80 т.
Итак, мы определили шесть основных факторов и требований для занятий пауэрлифтингом. Практически всегда при отборе новичков в спортивную секцию пауэрлифтинга тренеры традиционно применяют тест -прыжок вверх с места. Система общеевропейских тестов предлагает два наиболее информативных теста для оценки максимальной произвольной силы мышц - кистевая динамометрия, становая динамометрия [1]. Применяя эти тесты можно оценить силу мышц ног, спины и кисти.
И.Н. Манько считает, что в трех упражнениях силового троеборья у пауэрлифтеров сила проявляется по-разному. В приседании и тяге максимум силы достигается в начале движения, а для ее проявления типичен убывающий характер, но для упражнения «присед» характерно двухфазовое проявление силы [8]. Л.С. Дворкин считает, что данный факт при вставании из приседа при прохождении «мертвой точки» связан со сменой мышечных групп, вовлеченных в работу [3]. На наш взгляд, при отборе в группу спортивного совершенствования пауэрлифтинга у новичков необходимо проверять не только одно наличие силы, но и уровень других психофизических качеств (терпение, устойчивость к статической нагрузке, умение выполнять работу при нарастающей усталости).
Экспериментальная часть
Как показала собственная тренерская практика (более 10 лет), при отборе новичков рационально использовать все три упражнения силового троеборья на технику выполнения (присед, жим, становая тяга). Непосредственно перед процессом отбора новички знакомятся с правилами соревнований и правильной техникой выполнения каждого соревновательного движения, которое осуществляется через показ высококвалифицированными спортсменами всего упражнения в целом. Предлагаемая модель методики отбора новичков состоит из специфической функциональной пробы на академических учебных занятиях по физическому воспитанию; после нее непосредственно происходит отбор в группу спортивного совершенствования. Функциональная проба со штангой основана на использовании характерных для пауэрлифте-ров нагрузок в трех упражнениях, во время выполнения которых учитывается влияние специфической мышечной работы на адаптационные возможности вегетативных систем организма спортсмена. Специфическая функциональная проба заключается в выполнении двух серий нагрузок со штангой, разделенных интервалами отдыха. Реакция организма на предложенную работу оценивается по данным измерения частоты сердечных сокращений. Первая нагрузка пробы состоит из 3-5 подъемов в каждом соревновательном упражнении: приседе, в жиме лежа, становой тяге штанги с весом 30 или 40% от максимального результата. Вторая нагрузка состоит из 5 подъемов штанги с весом 70 или 80% от максимального результата в каждом соревновательном упражнении. Мышечная работа выполняется в течение 3 мин в каждом соревновательном упражнении. На каждый подъем, опускание штанги и отдых до следующего попытки отводится 36 с (интервал отдыха между попытками составляет 10-15 с). Отдых между первой и второй сериями нагрузок должен составлять 3 мин. Проба для новичков предусматривает расчет мощности механической работы, которую студент выполняет при подъеме и опускании штанги. Для этого необходимо измерить расстояние ее подъема и опускания. Измерение производится от начального до конечного положения грифа штанги в каждом соревновательном упражнении.
№
Средняя мощность (К) в каждой серии рассчитывается по следующей формуле:
N = Кр + М^ X0,25L),
где М - масса штанги (кг); Мо - масса пауэрлифтера (кг); Ь - высота, на которую поднимается и опускается снаряд (м); g - ускорение силы тяжести = 9,8; L - рост штангиста (м).
Методика осуществляется способом выполнения всех трех упражнений (присед, жим, становая тяга). Новичку предоставляется на выбор количество попыток (от трех до пяти) для выполнения каждого из трех соревновательных упражнений, которые максимально приближены к правилам соревнований. Перед началом отбора проводятся взвешивание и разбивка по весовым категориям. В протоколе отбора помимо количественного результата (какую мощность работы выполнил) отмечается уровень технической подготовленности, а также наличие волевой борьбы в последнем подходе. Итоговые результаты оцениваются следующим образом: сначала смотрим на количественный результат; при близких суммах троеборья у нескольких студентов предпочтение отдается более техничному, а при одинаковой технике тому, кто лучше выложился, то есть не отказался от пятого подхода и максимально проявил свои эмоционально-волевые качества. Так мы определяем места, занятые студентами, и отбираем двух-трех лучших в каждой весовой категории. Как уже отмечалось выше, тренерская работа в вузе имеет ряд специфических особенностей, это в полной мере касается и распределения объема нагрузки для новичков на первый год занятий. Учебно-тренировочный процесс в вузе делится на два цикла: осенне-зимний из четырех месяцев и зимне-весенний из четырех месяцев. В летнее время (практика, каникулы) не все студенты могут интенсивно заниматься и регулярно посещать тренировки. Поэтому на это время планируется переходный период, поддерживающий необходимый уровень физической и технической подготовленности спортсмена. Его целью является предотвращение полной растренированности.
Первый цикл тренировок общеподготовительного периода (ОПП) начинается в сентябре, второй - в феврале; эти месяцы отводятся на период общей психофизической подготовки; объем и интенсивность тренировок повышаются ступенчато с 30-40 до 70-80% относительно максимально возможной. Специально-подготовительный период (СПП) приходится на октябрь - ноябрь и март -апрель, объем рекомендуемых нагрузок доходит до 100%, интенсивность меняется, волнообразно достигая к концу цикла 90%. Декабрь и май - это соревновательный период (СП), когда спортсмены активно участвует в различных соревнованиях, объем нагрузок снижается до 40-50%, а интенсивность поднимается до 100%. По табл. 1 определяется процентное содержание различных упражнений в годовом объеме тренировочного процесса. По табл. 2 определяется количество подходов упражнений, выполняемых на тренировке.
Таблица 1
Распределение объема нагрузки по упражнениям
Упражнения ОПП, % СПП, % СП, %
Соревновательные 20 40 50
Специально- подготовительные 30 40 40
Вспомогательные 30 15 10
Дополнительные 20 5 -
Таблица 2
Распределение интенсивности нагрузки по подходам
Упражнения ОПП СПП СП
Соревновательные 4-6 8-12 6-8
Специально- подготовительные 6-8 8-12 5-7
Вспомогательные 6-8 3-5 2-3
Дополнительные 4-6 2-3 -
Мы практикуем трехразовые занятия в неделю, через день отдыха. Тренировка начинается с вводной части, после идут специальная разминка с использованием тренажеров и основная работа со штангой, затем следует заключительная часть с обязательными упражнениями на растяжку.
Результаты и их обсуждение
Внедрение экспериментальной модели отбора и подготовки, а также распределения объема нагрузки для новичков на первый год занятий, ранее не занимающихся пауэрлифтингом, позволило значительно усилить состав сборной команды медицинского университета по силовому троеборью. За восемь лет выступления на Спартакиаде среди девяти вузов Саратовской области сборная СГМУ два раза занимала 5 место, один раз -3 место, три раза - 2 место, один раз - 1 место. Студенты СГМУ, участвуя в городских, областных, всероссийских и международных соревнованиях, становились чемпионами и призерами. В 2006 г. на открытом Кубке Европы член сборной команды СГМУ студент лечебного факультета Александр Романов выполнил классификационные требования мастера спорта (сумма в троеборье - 770 кг) с присвоением звания мастера спорта по пауэрлифтингу, установил 3 рекорда Европы среди юношей (присед -335 кг, жим штанги лежа - 250 кг). Стал двукратным чемпионом Европы (по пауэрлифтингу и жиму штанги лежа). В 2007 г. в Австрии на чемпионате мира по пауэрлифтингу и жиму штанги лежа среди любителей по версии WUAP (с допинг-контролем) член сборной команды СГМУ студентка лечебного факультета Людмила Гришечкина стала абсолютной чемпионкой в весовой категории до 56 кг с результатом 300 кг, установила три рекорда мира в отдельных упражнениях: присед - 110 кг, жим - 75 кг, становая тяга - 125 кг. На XXI чемпионате мира по пауэрлифтингу и жиму штанги лежа среди про-
фессионалов по версии WPC Людмила Гришечкина стала абсолютной чемпионкой в весовой категории до 52 кг с результатом 310 кг. Она установила три рекорда Европы в сумме троеборья - 310 кг и в отдельных упражнениях: жим - 75 кг, становая тяга - 127,5 кг. В 2008 г. на чемпионате России по пауэрлифтингу в Ростове-на-Дону Людмила Гришечкина выполнила классификационные требования мастера спорта, стала дважды мастером спорта по пауэрлифтингу и жиму штанги лежа. Она стала абсолютной чемпионкой в весовой категории до 52 кг с результатом 307,5 кг.
За время педагогического эксперимента в группе спортивного совершенствования пауэрлифтинга были подготовлены два мастера спорта, пять кандидатов в мастера спорта, восемь перворазрядников.
Выводы
1. Разработанная модель имеет преимущество по сравнению с общепринятой методикой, когда отбор в спортивную секцию проводится после первых соревнований, проходящих по календарному плану, только после несколько месяцев тренировок. Используя предлагаемую методику уже после нескольких пробных занятий, можно выявить наиболее одаренных и перспективных новичков для занятий в группе спортивного совершенствования пауэрлифтинга.
2. Предлагаемая модель отбора и подготовки пауэр-лифтеров позволяет вести спортивную работу с новичками уже в начале учебного года, причем по весовым категориям и на определенный результат.
Литература
1. Бельский И.В. Модель специальной силовой подготовленности пауэрлифтеров // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 1. - С. 33-35.
2. Бельский И.В. Системы эффективной тренировки: Армрестлинг. Бодибилдинг. Бенчпресс. Пауэрлифтинг / И.В. Бельский. - Минск: ООО «Вида-Н», 2003. - С. 3-5.
3. Дворкин А.М. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт / А.М. Дворкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 384 с.
4. Доронин А.М. Совершенствование биомеханических структур двигательных действий спортсменов на основе регуляции режимов мышечного сокращения / А.М. Доронин. - Майкоп: Изд-во Адыгейского государственного университета, 1999. - 174 с.
5. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник / В.И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2007. - С.173.
6. Иванов Ю.И. Исследование различных режимов работы с развитием силовых и скоростно-силовых качеств спортсменов (на примере тяжелой атлетики): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.И. Иванов. - М., 1974. - 24 с.
7. Каплунов А.А. Основы тренировочного процесса по тяжелой атлетике в юношеском возрасте / А.А. Каплунов, А.П. Попов // Физическая культура и спорт в XXI веке: сб. науч. тр. - 2006. - Вып. 3. - С. 141.
8. Манько И.Н. Биомеханические особенности проявления силы в пауэрлифтинге у квалифицированных спортсменов / И.Н. Манько // Учен. зап. Университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 9 (43). - С. 42-46.