Учитывая, что индекс Фуругаты тем меньше, чем «проще» узор, можно констатировать относительную простоту пальцевого узора у лыжниц, легкоатлеток и пловчих (27,8; 33,9; 36). В то же время низкие значения по двум другим индексам Дан-кмейера и Полла, выявленные в группе единоборств, указывают на высокую узорную интенсивность пальцевых узоров у этих спортсменок. Полученные данные по индексу Данкмейера, который тем меньше, чем сложнее узор, показали, что значения в паре тхэквондо и плавание различались более чем в 10 раз, а в паре фехтование и плавание - в 20 раз. Видовая дерматоглифическая специфика плавания, в отличие от всех других видов спорта, проявилась в относительно большем количестве наиболее простых пальцевых дерматоглифических узоров и, как следствие, в количественном соотношении дуг к завиткам и дуг к петлям, что подтверждается максимальным значением индекса Данкмейера и высоком Полла.
ВЫВОДЫ
Таким образом, проведенное исследование показало, что существует комплекс дерматоглифических признаков, характерных для спортсменок - представительниц различных видов спорта. Для видов спорта, в которых приоритетным качеством является динамическая выносливость и не предъявляются высокие требования к координации движений, характерно преобладание простых узоров, низкий гребневый счет и низкий дельтовый индекс. В видах спорта с нестандартными ациклическими движениями и с высокой степенью нервно-мышечной координацией наблюдаются высокий гребневый счет и высокий дельтовый индекс при большем количестве встречаемости сложных узоров.
Пальцевые дерматоглифы простые по идентификации являются надежными и стабильными биологическим маркерами, не меняющимися со временем, и могут служить в качестве критериев прогностической оценки разнообразия физических способностей человека в сочетании с другими общепринятыми методами диагностики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова, Т.Ф. Пальцевая дерматоглифика и физические способности : ав-тореф. дис. ... д-ра биол. наук / Абрамова Т.Ф. - М., 2003. - 51 с.
2. Никитина, Т.М. Оценка двигательной одаренности с учетом особенностей пальцевой дерматоглифики спортсменок, специализирующихся в видах спорта, направленных на развитие выносливости, скоростно-силовых и координационных способностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Никитина Т.М. - М., 1998. - 24 с.
3. Олейник, Е.А. Особенности полового диморфизма пальцевой дерматоглифики у женщин-спортсменок // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2009. - № 3 (49). - С. 58-61.
Контактная информация: [email protected]
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОТБОРА И ПОДГОТОВКИ НОВИЧКОВ
ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПАУЭРЛИФТИНГОМ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Владимир Иванович Павлов, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского (ГОУ ВПО СГМУ им. В.И. Разумовского Росздрава)
Аннотация
В статье определены пути решения проблем отбора и подготовки пауэрлифтеров. Проведен анализ наиболее значимых требований и психофизических качеств в условиях тренировки. На его основе разработана и внедрена экспериментальная модель отбора и методика тренировок среди студентов, ранее не занимающихся пауэрлифтингом.
Ключевые слова: экспериментальная модель отбора и подготовки, студент, пауэрлифтинг.
THE EXPERIMENTAL MODEL OF SELECTION AND POWERLIFTING TRAINING FOR NEW-COMERS AMONG THE STUDENTS OF HIGHER
SCHOOLS
Vladimir Ivanovich Pavlov, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer,
The Saratov State Medical University
Annotation
In this article we can see the possible solutions for selection and training of athletes in weightlifting. The analysis of the most significant requirements and psychophysical properties in conditions of weightlifting training. On the basis of it the experimental model of selection and training methods has been developed and introduced among students who have never practiced powerlifting.
Keywords: the experimental model of selection and training, the student, the powerlifting.
ВВЕДЕНИЕ
Пауэрлифтинг (силовое троеборье) как один из силовых видов спортивной деятельности всё больше привлекает студенческую молодежь [2]. Между тем, В.И. Ильи-нич отмечает, что для зачисления в учебное спортивное отделение недостаточно только личного желания студента, необходима определенная предварительная спортивная подготовленность или одаренность для занятий избранным видом спорта. Иными словами, не только «ты выбираешь, но и тебя выбирают» [5]. Пауэрлифтинг - вид спорта, требующий высокой точности воспроизведения движения как системы движений. Система общеевропейских тестов предлагает два наиболее информативных теста для оценки максимальной произвольной силы мышц - это кистевая динамометрия и становая динамометрия [1]. Для оценки скоростно-силовых качеств тренеры традиционно применяют тест прыжок вверх с места. Применяя эти тесты, можно, соответственно, оценить силу мышц ног, спины и кисти. И.Н. Манько считает, что в трёх упражнениях силового троеборья у пауэрлифтеров сила проявляется по-разному. В приседании и тяге максимум силы достигается в начале движения, а для её проявления типичен убывающий характер, но для упражнения «присед» характерно двухфазовое проявление силы [8]. По мнению Ю.И. Иванова, в методике силовой подготовки главными критериями оценки внешнего воздействия являются величина отягощения, количество повторений и сочетание различных режимов работы [6]. Л.С. Дворкин считает, что данный факт при вставании из приседа при прохождении «мертвой точки» связан со сменой мышечных групп, вовлеченных в работу [3]. А.М. Доронин для совершенствования процесса тренировки предлагает изучать биомеханические структуры двигательных действий спортсменов на основе регуляции режимов мышечного сокращения [4]. Цель исследования - разработка экспериментальной модели отбора и спортивной подготовки для студентов, ранее не занимающихся пауэрлифтингом. Задачи исследования - определить правила отбора, выявить специфические особенности распределения тренировочной нагрузки для занятий силовым троеборьем.
МЕТОДИКА
Педагогическое исследование продолжительностью более восьми лет с использованием экспериментальной модели отбора пауэрлифтеров и схемы распределения тренировочной нагрузки проводилось с участием студентов медицинского университета, ранее не занимающихся силовым троеборьем. При анализе результатов нашей работы были определены пять правил отбора: 1) новичок должен иметь желание заниматься силовым троеборьем и обладать честолюбивыми намерениями побеждать на соревнованиях; 2) обладать достаточным уровнем силы, так как на соревнованиях определяется первоначальный квалификационный вес штанги; 3) атлету требуется высокий уровень развития силовой выносливости или потенциал к её развитию, так как основная задача - поднять штангу с последовательным увеличением её веса в трех подходах и в каждом из трёх соревновательных упражнений; 4) новичок должен обла-
дать гибкостью, иначе невозможно правильное освоение соревновательных движений (присед, жим, становая тяга); 5) пауэрлифтеру необходима хорошая координация движений, например, целью в приседе является перемещение штанги вниз и вверх при одновременном сохранение равновесия тела на маленькой площади опоры. При этом координация движений пауэрлифтера затрудняется и в результате того, что атлет, согласно правилам соревнований, вынужден в каждом упражнении три раза менять вес штанги, что заставляет изменять состояние мышечных напряжений, и при такой ситуации возможно нарушение техники упражнения в целом.
Как показала практика, при перемещении штанги спортсмен достигает и преодолевает разные силы: а) вес штанги (сила тяжести); б) сила инерции штанги, которая зависит от массы и от скорости движения штанги; в) сила тяжести и сила инерции собственного тела. Эти факторы являются решающими критериями для оценки техники и силы спортсмена при отборе.
Предлагаемая методика включает в себя механизм расчета механической работы, выполненной в каждом соревновательном упражнении. При подъёме штанги механическая работа (А) измеряется произведением отягощения (Р) (вес штанги) на высоту подъёма ф) (А=Р^). Полученные данные используются для определения тренировочной нагрузки в специальной подготовке новичков. Оценка реакции организма на нагрузку осуществляется по частоте сердечных сокращений. В протоколе отбора, помимо количественного результата, отмечается уровень технической подготовленности, а также наличие волевой борьбы в каждом подходе. Таким образом, определяют места, занятые атлетами во всех трех упражнениях, и отбирают лучших в каждой весовой категории.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Работа преподавателя в вузе имеет ряд специфических особенностей, это в полной мере касается и планирования тренировочного процесса. Он делится на два цикла: осенне-зимний, состоящий из четырех месяцев, и зимне-весенний, состоящий из четырех месяцев. В летнее время (практика, каникулы) не все студенты могут регулярно посещать тренировки и интенсивно заниматься. Поэтому на это время планируется переходный период, поддерживающий необходимый уровень физической и технической подготовленности спортсмена. Первый цикл тренировок общеподготовительного периода начинается в сентябре, второй - в феврале; эти месяцы отводятся на период общей психофизической подготовки, объем, и интенсивность тренировок повышаются ступенчато с 30-40% до 70-80% относительно максимально возможной. Подготовительный период приходится на октябрь-ноябрь и март-апрель, объем рекомендуемых нагрузок доходит до 100%, интенсивность меняется, волнообразно достигая к концу цикла 90%. Декабрь и май являются соревновательным периодом, когда спортсмены активно участвуют в различных соревнованиях, объем нагрузок снижается до 40-50%, а интенсивность поднимается до 100%. Мы практикуем трёхразовые занятия в неделю, через день отдыха. Тренировка начинается с вводной части, после которой следуют специальная разминка с использованием тренажеров и основная работа со штангой, заключительная часть включает в себя обязательные упражнения на растяжку.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Внедрение экспериментальной модели отбора и спортивной подготовки позволило студентам СГМУ, участвуя в городских, областных, всероссийских и международных соревнованиях, становиться чемпионами и призерами. За восемь лет выступления на спартакиаде среди девяти вузов Саратовской области сборная СГМУ один раз занимала 3-е место, три раза 2-е место, один раз 1-е место. За время педагогического эксперимента было подготовлено два мастера спорта, пять кандидатов в мастера спорта, восемь перворазрядников. В 2006 году на открытом кубке Европы член сборной команды СГМУ студент лечебного факультета Романов Александр в весовой ка-
тегории до 82,5 кг выполнил классификационные требования мастера спорта (сумма троеборья - 770 кг), с присвоением звания мастера спорта по пауэрлифтингу, установил 3 рекорда Европы среди юношей: присед - 335 кг, жим штанги лежа - 250 кг; стал двукратным чемпионом Европы (по пауэрлифтингу и жиму штанги лежа). В 2007 году в Австрии на чемпионате мира по пауэрлифтингу и жиму штанги лежа среди любителей по версии WUAP (с допинг контролем) член сборной команды СГМУ Гришечкина Людмила, студентка лечебного факультета, стала абсолютной чемпионкой в весовой категории до 56 кг с результатом 300 кг, установила три рекорда мира в отдельных упражнениях: присед - 110 кг, жим - 75 кг, становая тяга - 125 кг. На XXI чемпионате мира по пауэрлифтингу и жиму штанги лежа среди профессионалов по версии WPC Гришечкина Людмила стала абсолютной чемпионкой в весовой категории до 52 кг с результатом 310 кг. Она установила три рекорда Европы в сумме троеборья - 310 кг и отдельных упражнениях: жим - 75 кг, становая тяга - 127,5 кг. В 2008 году на чемпионате России по пауэрлифтингу в Ростове-на-Дону Гришечкина Людмила стала абсолютной чемпионкой в весовой категории до 52 кг с результатом 307,5 кг и выполнила классификационные требования мастера спорта по пауэрлифтингу и жиму штанги лежа.
ВЫВОДЫ
1. Разработанная модель имеет преимущество в экономии времени отбора среди новичков для занятий пауэрлифтингом, по сравнению с общепринятой методикой, когда отбор проводится только после нескольких месяцев тренировок. Используя предлагаемую методику, можно выявить наиболее перспективных кандидатов для занятий силовым троеборьем в самом начале учебного года.
2. Предлагаемая модель отбора и тренировки пауэрлифтеров позволяет вести спортивную работу с новичками по весовым категориям на определенный результат с оценкой мощности работы, что позволяет индивидуализировать уровень нагрузки для каждого занимающегося и успешно участвовать в соревнованиях уже на первом году тренировок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бельский, И.В. Модель специальной силовой подготовленности пауэрлиф-теров // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 1. - С. 33-35.
2. Бельский, И.В. Системы эффективной тренировки : армрестлинг. Бодибилдинг. Бенчпресс. Пауэрлифтинг / И.В. Бельский. - Минск : ООО «Вида - Н», 2003. -352 с.
3. Дворкин, А.М. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт / А.М. Дворкин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. - 384 с.
4. Доронин, А.М. Совершенствование биомеханических структур двигательных действий спортсменов на основе регуляции режимов мышечного сокращения / А.М. Доронин - Майкоп : Изд-во Адыгейского гос. ун-та, 1999. - 174 с.
5. Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь : учебник / В.И. Иль-инич. - М. : Гардарики, 2010. - 366 с.
6. Иванов, Ю.И. Исследование различных режимов работы с развитием силовых и скоростно-силовых качеств спортсменов (на примере тяжелой атлетики) : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Иванов Ю.И. - М., 1974. - 24 с.
7. Каплунов, А.А. Основы тренировочного процесса по тяжелой атлетике в юношеском возрасте / А.А. Каплунов, А.П. Попов // Физическая культура и спорт в 21 веке : сб. науч. тр. - Волжский, 2006. - Вып. 3. - С. 141.
8. Манько, И.Н. Биомеханические особенности проявления силы в пауэрлифтинге у квалифицированных спортсменов / И.Н. Манько // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 9 (43). - С. 42-46.
Контактная информация: [email protected]