М., 1990. - С. 77.
6. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А.Ф. Лосев. - М., 1976.
7. Представление и использование знаний. -М., 1989. - С. 7-8.
8. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи / С. Пейперт. -М., 1989. - С. 9-10.
9. Полани М. Личностное знание / М. Полани. -М., 1985. - С. 122.
10. Гинецинский В.И. Знание как категория педагогики / В.И. Г инецинский. - Л., 1989. - С. 12.
11. Коул М. Социально-исторический подход к переопосредствованию / М. Коул, П. Гриффин // Познание и общение. - М., 1988. - С. 47.
12. Андрюхина Л.М. Культура и стиль I Л.М. Андрюхина. - Екатеринбург, 199S. - С. 1CB.
13. Майевтика (греч. maieutike, буквально - повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в другом человеке знание, помогать рождению истины с помощью искусных наводящих вопросов.
14. Ключевский В.О. Очерки и речи I В.О. Ключевский II Второй сборник статей. - Петроград, 191B. - С. 26.
15. Пришвин М.М. Дневники I М.М. Пришвин. -М., 199C. - С. 19S.
16. Лихачев Д.С. Смех в древней Руси I Д.С. Лихачев, А.М. Панченко, Н.В. Понырко. - Л., 19B4. - С. 2C4.
УДК 378 В.А. Холопов, аспирант, ВНИИ физической культуры, спорта и туризма
ПОСТРОЕНИЕ НАГРУЗОК РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ ПАУЭРЛИФТЕРОВ СТАРШИХ РАЗРЯДОВ
Научные интересы: пауэрлифтинг, тренировочный процесс, физическая подготовленность спортсменов
В статье поставлена проблема анализа построения и содержания тренировочных нагрузок в микро-и мезоциклах в пауэрлифтин ге - молодом виде спорта, получив шем свое развитие в России ■
A.V. Holopov, The post-graduate student of internal branch of the All-Russia scientific
research institute of physical training, sports and tourism
CONSTRUCTING THE AMOUNT OF WORK OF DIFFERENT PURPOSEFULNESS IN HIGH GRADE POWERLIFTERS' YEAR'S TRAINING
In the article attention is draw to the problem of the analysis of construction and the contents of training loadings in micro and mezocycle in powerlifting, of the young kind of the sports which have received the development in Russia ■
Пауэрлифтинг - молодой вид спорта, который становится все более популярным в нашей стране. В этой связи вопросы построения и содержания тренировочных нагрузок в микро- и мезоциклах, а также на различных этапах подготовки в пауэрлифтинге не получили достаточного научного решения. До настоящего времени остаются спорными вопросы, связанные с методами развития силы, величиной отягощений, количеством подходов и повторений. Методика подготовки спортсменов в пауэрлифтинге формируется, в основном, с ориентацией на тяжелоатлетические упражнения, которые носят выраженный скоростно-силовой характер, что не соответствует соревнова-тельной деятельности в пауэрлифтинге.
Объективизация управления тренировочным процессом в пауэрлифтинге предполагает выделение наиболее значимых структурных компонентов индивидуальной подготовленности, разра-ботку интегральных критериев оценки уровня их развития и, на этой основе, разработку эффективных вариантов построения тренировочных нагрузок. В этой связи направление исследования является актуальным.
Нашим исследованием мы попытались:
1) разработать рациональную структуру тренировочных нагрузок в микро- и мезоциклах подготовительного периода квалифицированных пауэрлифтеров;
2) разработать и экспериментально обосновать рациональное построение тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки пауэрлифтеров высших разрядов.
В эксперименте приняло участие 14 спортсменов КМС сборной команды Республики Мордовия, весовой категории 82,5 кг, возраста 18...23 года (юниоры).
По итогам медицинского осмотра, были сформированы экспериментальная и контрольная группы по 7 чел.
Тренировочный процесс строился с
учетом календаря соревнований, годичная подготовка планировалась по сдвоенному циклу. В каждом из полуциклов выделялись подготовительный, соревновательный и переходный периоды.
Экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике в рамках вариативного метода, контрольная занималась по выявленному на основе анализа научно-методической литературы высокообъемному методу.
Испытуемые обеих групп подвергались систематическим контрольно-педагогическим испытаниям в течение всего макроцикла. Контрольные испытания (соревнования) проводились в конце каждого полуцикла.
Для выявления рациональной трени-ровочной нагрузки был проведен педагогический эксперемент.
Педагогический эксперимент проводился с использованием разработанных программ недельных микроциклов различной направленности, исходя из этапов годичного цикла подготовки.
Базовый мезоцикл включал 4.5 микроциклов, предсоревновательный мезоцикл
3.5 микроциклов, в зависимости от длины подготовительных и соревновательных периодов в рамках двухциклового годичного макроцикла.
Содержание недельных микроциклов на всех этапах подготовки было одинаково: в понедельник, среду и пятницу объем и интенсивность тренировочной нагрузки приходились на приседальные и жимовые упражнения; во вторник - на упражнения становой тяги. Такое распределение тренировочной нагрузки по дням микроцикла является, как мы считаем, наиболее рациональным, поскольку тестирования, проводимые в конце каждого мезоцикла, говорят об увеличении показателей в каждом движении троеборья.
Соотношение средств тренировочной нагрузки оставалось типовым для недельных микроциклов. Однако направленность нагрузок изменялась в зависимости от эта -
пов подготовки. Так, в подготовительном периоде в базовых мезоциклах преобладала нагрузка с большим объемом и средней интенсивностью, в то время как в соревновательном периоде в предсоревновательных мезоциклах нагрузка отличалась снижением объема и возрастанием интенсивности.
Закономерность распределения недельных микроциклов и их эффективность определялись динамикой результатов в соревновательных упражнениях.
Таким образом, педагогический эксперимент явился преобразующим звеном в определении наиболее оптимальной тренировочной нагрузки в годичном цикле подготовки спортсменов разряда КМС, а также
создал предпосылки выявить на практике и скорректировать некоторые положения в общей системе управления многолетней подготовкой спортсменов, специализирующихся в пауэрлифтинге.
Разработка микроциклов создала предпосылки для выявления динамики нагрузок в мезоциклах подготовки. Построение тренировочных нагрузок на подготовительном этапе годичного цикла тренировки характеризуется стабильностью применяемых средств подготовки и прогрессивным увеличением объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Мезоцикл включает 5 типовых микроциклов, пятый микроцикл является разгрузочным (рис. 1).
Базовый Мезоиикл (присед) Бъзоб&й Мезоиим (жим? БаэоОай Мезоиикл (тяга)
Услойте обозначения:
] У.кз —■— инт.%
Рис. 1. Динамика объема и интенсивности нагрузки в базовом мезоцикле
Именно четырехнедельное увеличение нагрузки, как показали исследования, дают прирост результатов в трех движениях троеборья, благодаря эффективности адап-
тационных механизмов организма, обеспечивающих рост тренированности спортсменов. В свою очередь, увеличение нагрузки более 4 недель ведет к переутомлению ор-
ганизма и, как результат, к перетренированное™ спортсмена. Пятая неделя спада способствует усвоению организмом накопленного потенциала, а также является восстановительным элементом психики испытуемых.
Эффективность соотношения нагрузок в мезоциклах подтверждена тестированиями, проводимыми в течение годичного цикла подготовки . Итоги тестов показали, что результаты за первый полуцикл в сумме выросли на 5,4 %, в конце исследования - на 11,1 % (рис. 2).
6іаг^г"
квоте сентябрь окгтдр? ноябрь янбврь- щВр фВр Март опрввь Ыай иснъ июль вВвуап
пйяуцтш / /пыууи« ПйХуциМЫ л лм/цим
Ц.Жу*
Усва&иие обозначения
ОШі --------
присед — —
жик
ШЯ9й
Рис. 2. Динамика результатов силового троеборья в годичном цикле подготовки пауэрлифтеров
Достоверность данных результатов доказана методами математической стати -стики. Такой рост показателей специальной подготовленности свидетельствует о высокой эффективности разработанной методики построения тренировочных нагрузок в микро-и мезоциклах подготовки пауэрлифтеров высших разрядов.
Таким образом, была выявлена ра-циональная структура тренировочной нагрузки в микро- и мезоциклов подготовки
квалифицированных пауэрлифтеров.
В практике спортивной подготовки квалифицированных спортсменов в пауэрлифтинге применяется несколько методических подходов в организации тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки:
- высокообъемный метод, подразуме -вает планомерное увеличение объема на протяжении всего годичного цикла с относительно низкой интенсивностью;
- вариативный метод, предусматри-
вает периодичное включение в тренировочный процесс больших, средних и малых нагрузок.
Современное состояние проблемы построения тренировочного процесса в пауэрлифтинге характеризуется тем, что дальнейший прогресс спортивных результатов в силовых упражнениях уже не может в полной мере быть обеспечен повышением объёмных показателей тренировочной нагрузки. В этой связи использование вариативного метода специалистами оценивается до-
вольно высоко, однако научного обоснования применения вариативного метода при
подготовки квалифицированных пауэрлиф-теров не существует.
В связи с тем проведен основной педагогический эксперимент, целью которого было экспериментально обосновать рациональную структуру тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки, используя вариативный метод тренировки квалифицированных пауэрлифтеров.
Сравнительный анализ прироста ре -зультатов в контрольных тестах в конце первого полуцикла тренировки выявил преимущество экспериментальной группы над контрольной по ряду показателей (табл. 1).
Таблица 1
Показатели физической подготовленности спортсменов экспериментальных групп в конце первого полуцикла
N п/п Виды тестирования Экспериментальная группа Контрольная группа Значение критерия Стьюдента Критическое значение критерия Стьюдента Достоверность различий
М1 ± т М2 ± т
1 Прыжки с места, м 2,72 ± 0,02 2,70 ± 0,03 0,49 2,15 > 0,05
2 Подтягивания на перекладине, раз 20,71 ± 0,36 20,86 ± 0,34 0,29 2,15 > 0,05
3 Отжимания от пола, раз 78,43 ± 1,51 78,86 ± 1,01 0,24 2,15 > 0,05
4 Пресс из положения лежа в положение сидя, раз 45,29 ± 1,61 44,86 ± 1,12 0,22 2,15 > 0,05
5 Бег 1000 м, мин'сек" 3'48" ± 0'09" 3'50" ± 0'07" 0,30 2,15 > 0,05
6 Отжимания от брусьев с весом 32 кг , раз 10,86 ± 0,40 9,71 ± 0,29 2,31 2,15 < 0,05
7 Сумма троеборья, кг 632,86 ± 11,12 602,86 ± 7,23 2,26 2,15 < 0,05
- по сумме троеборья результаты экспериментальной группы были достоверно выше результатов контрольной на 5,1 %;
- в тестах скоростносиловых качеств
(отжимания от брусьев массой 32 кг) результаты экспериментальной группы были достоверно выше результатов контрольной на
10,5 %.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о некотором преимуществе в развитии специальной силы и скоростносиловых способностях, что обусловлено особенностями структуры тренировочных
нагрузок.
Заключительное тестирование было проведено в конце второго полугодичного цикла (июль-август 2006 г.) (табл. 2).
Таблица 2
Показатели физической подготовленности спортсменов экспериментальной и контрольной групп в конце второго полуцикла (конец эксперимента)
N п/п Виды тестирования Экспериментальная группа Контрольная группа Значение критерия Стьюдента Критическое значение критерия Стьюдента Достовер- ность различий
М1 ± т М2 ± т
1 Прыжки с места, м 2,83 ± 0,02 2,74 ± 0,03 2,48 2,15 < 0,05
2 Подтягивания на перекладине, раз 23,00 ± 0,31 23,29 ± 0,29 0,68 2,15 > 0,05
3 Отжимания от пола, раз 82,00 ± 1,27 82,29 ± 0,78 0,19 2,15 > 0,05
4 Пресс из положения лежа в положение сидя, раз 46,29 ± 1,61 45,29 ± 1,04 0,52 2,15 > 0,05
5 Бег 1000 м, мин'сек" 3'46" ± 0'09" 3'48" ± 0'07" 0,37 2,15 > 0,05
6 Отжимания от брусьев с массой 32 кг, раз 13,14 ± 0,34 11,29 ± 0,29 4,18 4,18 < 0,01
7 Сумма троеборья, кг 667,14 ± 8,92 625,71 ± 6,49 3,75 3,00 > 0,01
Согласно зарегистрированным дан -ным, установлено, что спортсмены-
пауэрлифтеры экспериментальной группы смогли не только сохранить свое преимущество, но и увеличили его в основных соревновательных упражнениях и в некоторых других тестах. По сумме троеборья они превзошли спортсменов контрольной группы на 6,2 %. Различия достоверны. В прыжках в длину - на 3,1 %. Различия достоверны. В отжиманиях от брусьев массой 32 кг - на 14,1 %, что также является достоверным.
Результаты тестов, отражающие уро-
вень развития общей и силовой выносливости (бег 1 км, отжимания от пола, пресс на «римском» стуле, подтягивания на перекладине), показанные спортсменами экспериментальных групп, не имели достоверных отличий.
По итогам соревнований, завершающих исследование 2 спортсмена экспериментальной группы выполнили норматив МС.
На протяжении всего исследования проводились врачебно-педагогические обследования, целью которых было выявле-
ние адекватности используемых нагрузок. Выявлена положительная динамика показателей функционального состояния испытуемых обеих групп. По результатам медицинского обследования, травматизма выявлено не было.
Таким образом, представленные дан -ные свидетельствуют об эффективности разработанной методики построения тренировочной нагрузки в годичном цикле подготовки квалифицированных пауэрлифтеров на основе вариативного метода.