2. Gifford, K. (2005), The Encyclopedia of Football, Publishing house Astrel, Moscow.
3. Polozov, A.A., Bannikov, S.E., Naboychenko, E.S., Karmarkskikh, D.O. and Mingaleev, D.A. (2018), "Optimality of distribution of game load in the soccer teams of RFPL 2018", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 176-180
4. Poliskis, M.S. and Povolotsky Yu.A. (1986), "Indicators of collective and individual technical and tactical actions as criteria for assessing the quality of the game of players", Football, Yearbook, FiS, Moscow, pp. 46-50.
5. Karminsky, A.M. and Polozov, A.A. (2011), Encyclopedia rating: economy, sport, society, Economics and Life, Moscow.
6. Polozov, A.A. (2002), "The tactical effect", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp.
55.
7. Chirva B.G. (2001), Theoretical Foundations and Techniques for Controlling Technical Excellence, SportAcademPress, Moscow.
8. Polozov, A. and Karminsky, A. (2016), Handbook of Ratings. Approaches to Ratings in the Economy, Sports, and Society, International Publishing house "Springer", Luxemburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.07.2018
УДК 796.89
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВАРИАНТОВ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ
ПАУЭРЛИФТЕРОВ
Александр Евгеньевич Пупышев, преподаватель, майор полиции,
Николай Александрович Мудренко, доцент, Дальневосточный юридический институт МВД России, Хабаровск
Аннотация
В представленной статье, на основании проведенного автором теоретического анализа специальной литературы и серии педагогических наблюдений, рассмотрена классификация таких параметров тренировочных нагрузок, как объем и интенсивность. Согласно многим исследованиям, посвященным научному обоснованию осуществления выбора и построения авторских методик в пауэрлифтинге, при планировании тренировочного процесса и практической его реализации, большинство тренеров и специалистов, участвующих в процессе подготовки спортсменов к соревновательной деятельности с целью высоких спортивных достижений, в большей степени ориентируются на количество осуществленных подъемов спортивного снаряда и объем тренировочной нагрузки (вес спортивного снаряда). Автор статьи рассматривает в динамическом соотношении объем нагрузки и ее интенсивности при организации тренировочных занятий в микроцикле базового этапа подготовки пауэрлифтеров. Поставленная в исследовании проблема, результаты разрешения которой обозначены в данной статье, решается автором путем применения нестандартного подхода к планированию и практической реализации тренировочной нагрузки, что позволяло структурно обрисовать основные этапы формирования спортивной подготовленности пауэрлифтера к ответственным соревнованиям. Взяты за основу проектирования тренировочного процесса характеристики, определяющие, как качественную, так и количественную меру воздействия на организм спортсмена. Что в свою очередь позволяет более детально осуществить учет специфичности тренировочного воздействия, определяемое, по мнению автора, степенью соответствия отобранных упражнений условиям соревновательной деятельности по двигательной структуре, режиму работы моторного аппарата и механизму энергообеспечения. Результаты представленного в статье исследования способствуют более эффективному применению тренировочных средств, что в свою очередь положительно отразиться на характере и стабильности результатов тренировочных занятий, тем самым обуславливая достижение высоких спортивных результатов пауэрлифтеров в соревновательной деятельности.
Ключевые слова: тренировочная нагрузка, объем, интенсивность, пауэрлифтинг, методика, тренировочные циклы, силовая подготовленность.
ANALYSIS OF EFFECTIVENESS OF VARIANTS OF TRAINING LOADS IN ANNUAL CYCLE OF TRAINING OF POWERLIFTERS
Alexander Evgenyevich Pupyshev, the teacher, police major, Nikolay Alexandrovich Mudrenko, the senior lecturer, Far East Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Khabarovsk
Annotation
In this article, on the basis of the conducted theoretical analysis of the special literature and series of the pedagogical supervisions, there have been considered the classification of such parameters of the training loads as volume and intensity. According to many studies, devoted to the scientific substantiation of the selection and building up of the author's techniques in powerlifting, when planning the training process and its practical implementation, the majority of trainers and professionals involved in the preparation of athletes for competitive activity with the aim of high achievements in sports rely more on the number of the completed rises of the sports projectile and volume of the training load (the weight of the apparatus). The author considers the dynamic ratio of the load and its intensity in the organization of training sessions in microcycle of based phase of powerlifters training. The problem set up in the research, the results of which are outlined in this article, is solved by the authors by applying the non-standard approach to the planning and implementation of the training loads, allowing structural outline of the main stages of the sport training of the powerlifter to the responsible competition. The authors have taken as a basis for designing the training process the characteristics that determine both qualitative and quantitative measure of the impact on the athlete's body. That, in turn, allows for more detailed account of the specificity of training effects determined, in the opinion of the author, degree of compliance with the selected exercises in the conditions of competitive activity in the motor structure, mode of operation of the motor apparatus and the mechanism of energy supply. The results are presented in the research articles contribute to more efficient use of training resources, which in turn affect positively the nature and stability of the results of training, thereby, leading to the achievement of high sports results by the powerlifters in competition activity.
Keywords: training load, volume, intensity, powerlifting, technique, training cycles, force readiness.
ВВЕДЕНИЕ
Ряд специалистов считают, что выбор рационального и наиболее оптимального варианта организации тренировочных нагрузок возможен путем проведения сравнительной оценки их эффективность [9]. При выборе необходимо опиваться на характеристики, определяющие преимущественно качественную и количественную меру влияний, оказываемых на организм спортсмена нагрузок, определяемых путем вычисления таких ее характеристик, как содержание, объем и непосредственно организация. Вследствие чего, так называемая степень надежности возможного эффекта, который способна внести каждая из перечисленных нами характеристик, определяет успех в достижении планируемого результата в тренировочном процессе пауэрлифтера.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Начальной точкой программирования такого сложного и многоэтапного учебно-тренировочного процесса выступает определение его содержания, включающего такие составляющие как состав и средства, выбор которых осуществляется на основании результатов предварительной оценки, выстаиваемой по двум критериям, а именно: специфичности непосредственно используемого тренирующего воздействия и так называемому тренирующему потенциалу. Такое понятие как специфичность тренирующего воздействия обуславливается степенью соответствия отобранных к использованию в тренировочном процессе упражнений условиям соревновательной деятельности согласно параметрам двигательной структуры, режиму осуществляемой работы моторного аппарата и специфическому механизму энергообеспечения, выполняемой работы. Традиционно выделяя средства специальной (СФП) и общей физической подготовки (ОФП), первая группа средств преимущественно направлена на обеспечение повышения уровня специальной
работоспособности спортсмена, в то время как вторая используется для осуществления разносторонней подготовки пауэрлифтера, увеличения функциональных резервов его организма, активизации всех восстановительных процессов, происходящих в его организме непосредственно после выполнения объемной или интенсивной физической работы, а также в целях создания, так называемого эффекта переключения, т.е. перехода от одного вида работы к другому. Все разнообразие средств СФП, используемых в тренировочном процессе пауэрлифтеров по своим динамическим характеристикам и режиму выполняемой работы должны быть с максимальной степенью приближены к условиям соревновательной деятельности. Данное требование выражается в принципе динамического соответствия, предусматривающий в качестве значимых критериев степень соответствия тренировочных средств со спортивными упражнениями по таким показателям, как амплитуда и направление движения, включая выделение акцентируемого участка рабочей амплитуды, уровень максимального усилия и фактическое время его проявления, а также режим работы мышц. Согласно мнению, высказанному, такими исследователями как А.С. Медведева, Я.З. Якубенко [1; 6; 7], все средства, используемые в процессе современной тренировки пауэрлифтеров, содержат, как основные (соревновательные и подготовительные), так и дополнительные упражнения (общеподготовительные). Степень выполнения задачи СФП определяется посредством выявления соответствия режим работы мышц и организма в целом. Рассматриваемый в этой связи тренирующий потенциал непосредственно используемой нагрузки характеризует, как правило, силу ее воздействия на состояние спортсмена. Таким образом, чем выше тренировочный потенциал, тем выше вероятность роста уровня специальной работоспособности спортсмена. Естественный рост тренированности спортсмена, опосредуемый повышением функциональных возможностей физиологических систем организма спортсмена, приводит к значительному снижению тренирующего потенциала, что обуславливает необходимость постоянного его поддержания посредством дополнительного ведения средств обладающих большим тренирующим воздействием, что выступает важным условием интенсификации и повышения эффективности тренировочного процесса.
Посредством варьирования объема тренировочной нагрузки происходит регулирование количественной характеристики тренирующих воздействий, что в свою очередь играет существенную роль в процессе долговременной адаптации организма спортсмена к напряженной мышечной работе. Основной функцией объема нагрузки является систематическое и длительное нарушение гомеостаза организма, что способствует стимулированию мобилизации его энергетических ресурсов и пластического резерва и гарантирует последующий переход срочных реакций к общим приспособительным реакциям, а далее к развитию долговременной адаптации, основу, которой составляют устойчивые морфо-функциональные перестройки организма. Это обуславливает использование в годичном цикле тренировочного процесса спортсмен больших объемов нагрузки, способных обеспечить повышение уровня его специальной работоспособности и длительность его сохранения. В пауэрлифтинге, как в виде спорта, характеризуемом кратковременными высококонцентрированными усилиями, объемные нагрузки выполняют еще одну достаточно важную роль, а именно повышение механической прочности связно-суставного аппарата, неподготовленность которого может стать лимитирующим фактором для прогресса соревновательных достижений может стать механическая прочность связно-суставного аппарата. Выступая количественной характеристикой, объем не способен определять специфичность тренирующего влияния нагрузки и качественные особенности его приспособительных реакций, что обуславливает необходимость учета величины объема нагрузки, ее продолжительности и интенсивности. Величина объема нагрузки выступает в качестве количественной меры тренировочной нагрузки, обладающей конкретной преимущественной направленностью, таким образом, относящейся к определенному микроциклу, периоду или годичному циклу в целом. Критерием силы специфичности воздействия
тренировочной нагрузки является её интенсивность, которая характеризует меру напряженности тренировочной работы, выполняемой спортсменом. Регулирование интенсивности происходит путем варьирования силой тренирующего потенциала применяемых, средств, частотой их использования, интервалом между повторным использованием средств, а также отношением объема тренировочной нагрузки ко времени его реализации. Продолжительность тренировочной нагрузки выступает важным критерием объема, оказывающим действенное влияние на те параметры нагрузки, в которых вероятность ошибки достаточно велика.
Исходя из вышесказанных базовых основ, посредством которых возможна организация и планирование тренировочного процесса, для начала необходимо обособить два основных критерия, посредством которых возможно наиболее рациональное планирование тренировочных нагрузок, а именно: характер распределения ее во времени и принципиальная взаимосвязь нагрузок различной преимущественной направленности [10, с. 129136; 11]. В случае рассмотрения нагрузки, характеризующейся одной приоритетной направленностью, то в этом случае следует выделить два основных варианта ее организации относительно времени: распределенный, предполагающий относительно равномерное распределение средств в границах одного годичного цикла, и сосредоточенный, характеризующийся сосредоточением нагрузки на конкретных этапах подготовки спортсмена. Выбор того или иного распределения, а значит и эффективность такого построения тренировочных занятий в первую очередь зависит от квалификации самого спортсмена. Например, спортсмену средней квалификации можно планировать оба варианта, в то время как для пауэрлифтера высокой квалификации наиболее целесообразен будет второй вариант. Таким образом, взаимосвязь тренировочных нагрузок разнообразной приоритетной направленности определяется рациональным сочетанием их во времени, с целью наиболее оптимального обеспечения запланированного кумулятивного тренировочного эффекта.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ И АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВАРИАНТОВ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В ГОДИЧНОМ
ЦИКЛЕ СПОРТСМЕНА.
В целях наиболее рациональной организации тренировочного процесса спортсмена в общей системе многолетней спортивной тренировки, необходимо осуществлять годичное планирование тренировочного процесса, основанного на многолетнем плане, но содержащие помесячное распределение нагрузки: объем по ОФП и СФП, интенсивность, количество и сроки проведения основных соревнований. На этапе планирования в первую очередь необходимо обозначить перспективную цель и определить, согласно ей магистральные задачи, путем фиксирования конкретных результатов, которые должны быть достигнуты спортсменом на определенных этапах годичной тренировки в классических упражнениях и контрольные нормативы в специально-вспомогательных упражнениях [2; 4, с. 34-38; 5; 12]. При осуществлении планирования тренировочной нагрузки на год необходимо отталкиваться от количества и масштаба планируемых участий спортсмена в соревнованиях, что в свою очередь повлияет на подведение его к выступлению путем грамотного распределения нагрузки как по объему, так и по интенсивности. Построение годичного плана, на наш взгляд, следует представлять в виде графика, на котором по горизонтальной оси располагаются временные периоды, а по вертикальной - объем нагрузки, количество подъемов штанги (КПШ) и её средний тренировочный вес [3, с. 12-18; 8].
Годичное планирование выступает в качестве ориентировочной программы тренировки, которая может быть подвержена корректировкам в процессе её практического осуществления в зависимости от фактического состояния спортсмена на конкретный период и его возможностей. Годичный план включает от одного до нескольких тренировочных макроциклов, в состав каждого входит три основных периода: 1) подготовительный, 2) соревновательный, 3) переходный. В подготовительном периоде с целью формирования
«фундамента» спортивной формы планируется увеличение силы, быстроты, гибкости, ловкости, и разносторонняя общефизическая подготовка спортсмена. Данный период характеризуется значительным волнообразным увеличением объемов тренировочной нагрузки и постепенным ростом интенсивности в соревновательных упражнениях. специально подготовительный этап, как один из этапов этого периода включает упражнения малой и средней интенсивности, направленные на совершенствование спортивной техники, рост силы конкретных мышечных групп и повышение уровня специальной выносливости. Главное предпочтение отдается повторному методу и методу максимальных усилий.
Теоретический анализ позволяет нам утвердиться во мнении, что количество учебно-тренировочных занятий в недельных микроциклах спортсменов должно варьировать от 3 до 6, это соответствует утверждениям некоторым специалистов (64%). При этом анализ, проведенных нами разнообразных тренировочных занятий пауэрлифтеров, дал нам возможность сделать заключение о необходимости применения в тренировочном цикле занятий спортсменов в определенном соотношении. А именно, приседания и жим лежа используются на 3-4 тренировочных занятиях с соблюдением соотношения 45% и 35% соответственно, в то время как становая тяга лишь на одном занятии в неделю, а объем суммарной тренировочной нагрузки составляет порядка 20%. Выявленное соотношение тренировочных средств способствует увеличению силовых показателей в соревновательных упражнениях, оптимизации восстановительных процессов и снижению риска получения травм. Полученные в ходе исследования результаты позволили спроектировать рациональную структуру распределения тренировочных нагрузок микроцикла базового этапа (см. диаграмму 1).
6 000
5 000
4 000
3 000
2 000
1 000
100
80
60
40
20
4,9
75,4
82,5
162,4
70,0 62
Пн
Вт
Ср
Пт
Пн
Вт
Ср
Пт
□ Присед □ Жим □ Тяга
□ Присед ШЖим ШТяга
А Б
Диаграмма 1 - Динамика объема (А) и интенсивности (Б) тренировочных нагрузок в микроцикле базового этапа
подготовки пауэрлифтеров
Проведенный анализ, как специальной научной литературы, так и серия педагогических наблюдений, непосредственно за разнообразной по своему структурному наполнению тренировочных занятий пауэрлифтеров, позволило нам выявить наиболее эффективные приемы организации тренировочных нагрузок в микро- и мезоциклах базового этапа подготовки пауэрлифтеров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пауэрлифтинг - это такой вид спорта, силовой компонент в соревновательной деятельности которого проявляется в относительно чистом виде. Что обуславливает необходимость осуществления оптимального выбора из множества всевозможных вариантов распределения тренировочной нагрузки наиболее рационального для отдельно каждого спортсмена. При этом отправной точкой осуществления целесообразно выбора должны стать характеристики, определяющие, как качественную, так и количественную меру
0
0
воздействия на организм спортсмена. Что в свою очередь обуславливает необходимость более детального учета специфичности тренировочного воздействия, которое определяется степенью соответствия отобранных упражнений условиям соревновательной деятельности по двигательной структуре, режиму работы моторного аппарата и механизму энергообеспечения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксенов, М.О. Управление тренировочным процессом в пауэрлифтинге на основе современных информационных технологий : дис... канд. пед. наук: 13.00.04 / Аксенов М.О. - Улан-Удэ, 2006. - 206 с.
2. Аксенов, М.О. Принципы спортивной тренировки / М.О. Аксенов, А.В. Гаськов. - Улан-Удэ : Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2009. - 80 с.
3. Афанасьева, И.А. Заболеваемость спортсменов на разных этапах тренировочного цикла и ее связь с биохимическими и гормональными маркерами перетренированности / И.А. Афанасьева, В. А. Таймазов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 11 (81). - С. 12-18.
4. Дворкин, Л.С. Опыт базовой силовой подготовки школьников 12-14 лет различной спортивной специализации / Л.С. Дворкин, А.А. Хабаров, В.В. Лысенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка : детский тренер : журнал в журнале. - 2001. - № 4. - С. 34-38.
5. Калмыков, С.В. Подготовка спортсменов в тайском боксе / А.С. Сагалеев, Б.П. Хамага-нов. - Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2005. - 130 с.
6. Климачев, В.А. Экспресс-контроль и индивидуализация технической подготовки юных боксеров с учетом вестибулярной устойчивости : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Климачев В. А.
- М., 2003. - 178 с.
7. Павлов, С.В. Комплексный контроль состояния спортивной подготовленности в процессе соревновательной деятельности единоборцев : на примере тхэквондо : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Павлов С.В. - Тюмень, 2004. - 316 с.
8. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - М. : Советский спорт, 2005. - 231 с.
9. Рыбальский, П.И. Структура и содержание тренировочных микроциклов различной направленности в зависимости от характеристик соревновательных упражнений в пауэрлифтинге : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Рыбальский П.И. - М., 2000. - 176 с.
10. Рязанов, В.Н. Оперативный контроль в тренировочном процессе пауэрлифтеров / В.Н. Рязанов // Физическая культура и спорт как фактор профессиональной подготовки специалистов : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 20-21 октября 2012 г. / под ред. В.А. Серебрянникова, В.Ф. Лигуты, В.В. Мороза. - Хабаровск : ДВЮИ МВД России, 2012. - С. 129-136.
11. Талибов, А.Х. Индивидуализация тренировочной нагрузки тяжелоатлетов высокой квалификации на основе комплексного контроля : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Талибов А.Х. -СПб., 2005. - 180 с.
12. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - Изд. 3-е, стер. - М. : Академия, 2004.
- 480 с.
REFERENCES
1. Aksenov, M.O. (2006), Direction of the training process in powerlifting on the basis of modern information technologies, dissertation, Ulan-Ude.
2. Aksenov, M.O. and Gaskov, A.V. (2009), Principles of sports training, Buryat State University, Ulan-Ude.
3. Afanasyeva, I.A. and Taymazov, V.A. (2011), "The incidence of athletes at different stages of the training cycle and its relationship to biochemical and hormonal markers of overtraining", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 81, No. 11, pp. 12-18.
4. Dvorkin, L.S., Khabarov, A.A. and Lysenko, V.V. (2001), "Experience of the basic strength training for schoolchildren of 12-14 years old in different sport's specialization", Physical Culture: upbringing, education, training, No. 4, pp. 34-38.
5. Kalmykov, S.V., Sagaleev, A.S. and Hamaganov, B.P. (2005), Training athletes in Thai boxing, Buryat State University, Ulan-Ude.
6. Klimachev, V.A. (2003), Express control and individualization of technical training of young boxers with allowance for vestibular stability, dissertation, Moscow.
7. Pavlov, S.V. (2004), Complex control of the state of sports preparedness in the process of competitive activity of martial artists: on the example of taekwondo, dissertation, Tyumen.
8. Platonov, V.N. (2005), The system of training athletes in the Olympic sport. General theory and its practical applications, Soviet sport, Moscow.
9. Rybalskij, P.I. (2000), The structure and content of training microcycles of various orientations, depending on the characteristics of competitive exercises in powerlifting, dissertation, Moscow.
10. Ryazanov V.N. (2012), "Operational control in the training process of powerlifters", Physical culture and sport as a factor ofprofessional training of specialists. Collected materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, October 20-21, 2012, Ed. by V.A. Serebryannikov, V.F. Liguta, V.V. Moroz, Far East Home Ministry Law Institute of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk, pp. 129-136.
11. Talibov, A. H. (2005), Individualization of training load of weightlifters of high qualification on the basis of complex control, dissertation, St. Petersburg.
12. Kholodov, Zh.K. and Kuznetsov, V.S. (2016), Theory and methods of physical culture and sport, Academia, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.07.2018
УДК 786.332
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РОЗЫГРЫШЕ УГЛОВОГО УДАРА В
ФУТБОЛЕ
Олег Григорьевич Савченко, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный экономический университет, Самара
Аннотация
В статье представлены материалы, касающиеся вопросов изучения завершающего удара по воротам после розыгрыша углового удара в футболе. Целью работы является экспериментальное обоснование технологии формирования тактических навыков розыгрыша углового удара у квалифицированных футболистов на основе математического моделирования. Применение квалифицированными футболистами сформированных действий розыгрыша углового удара способствуют получению спортсменами глубоких и прочных знаний, умений и навыков, связанных с своевременным и точным выбором места на футбольном поле для завершающего удара.
Ключевые слова: эксперимент, угловой удар, зона завершения удара, длительность фазы полета мяча.
PEDAGOGICAL EXPERIMENT ON FORMATION OF TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS IN DRAWING CORNER KICKS IN FOOTBALL
Oleg Grigorievich Savchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara state University of Economics, Samara
Annotation
The article presents the materials concerning the study of the final goal kick after the corner kicking in football. The aim of the study is the experimental substantiation of the technology of formation of the tactical skills of drawing the corner kick by the qualified players on the basis of mathematical modeling. The use by the qualified players of the formed actions of the corner kick assists in obtaining by the athletes of the deep and solid knowledge, skills and abilities associated with the timely and accurate selection of the place on the football field for the final blow.
Keywords: experiment, angular blow, zone of completion of blow, duration of phase of flight of
ball.
Выполнение углового удара является одним из основных тактических средств игры. Способность команды вести активные атакующие действия определяется, прежде всего, умением игроков выполнять и одновременно точно подавать мячи от планирующих до