Научная статья на тему 'Планирование тренировочной нагрузки в пауэрлифтинге с учетом биологических особенностей организма спортсменок'

Планирование тренировочной нагрузки в пауэрлифтинге с учетом биологических особенностей организма спортсменок Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1126
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКИЙ СПОРТ / СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА / ОВАРИАЛЬНО-МЕНСТРУАЛЬНЫЙ ЦИКЛ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ТРЕНИРОВОЧНАЯ НАГРУЗКА / СПЕЦИАЛЬНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов Александр Викторович, Бударников Анатолий Александрович, Журавлева Юлия Сергеевна

В статье рассмотрено совершенствование спортивной подготовки девушек студенческого возраста занимающихся пауэрлифтингом. Главной проблемой начинающих пауэрлифтерок 18-20 лет авторы считают оптимальное планирование нагрузки, которое является основой для разработки методики и содержания тренировочных занятий. В настоящее время организация тренировочного процесса начинающих девушек-пауэрлифтерок этого возраста основывается на принципах и методиках тренировочных занятий юношей или уже квалифицированных спортсменок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлов Александр Викторович, Бударников Анатолий Александрович, Журавлева Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training loads planning in powerlifting taking into account biological characteristics of organism of sportswomen

The article deals with the improvement of powerlifting training of college-age girls. It is considered that the main problem of beginning women powerlifters of 18-20 years old is optimal planning of training load as the basis for the development of methods and contents of training sessions. Currently, the organization of the training process of beginning women powerlifters of this age is based on the principles and methods of training sessions, either young men, or qualified women athletes.

Текст научной работы на тему «Планирование тренировочной нагрузки в пауэрлифтинге с учетом биологических особенностей организма спортсменок»

REFERENCES

1. Al-Hashimi, Muhammad Ali (2001), The identity of the Muslim, which sought to give Islam with the Quran and Sunnah, Firm Novator, Moscow.

2. Valitov, O.K., Markeev, F.G. and Shishova, G.F. (2006), "The Golden rule", or the First commandment of man, EPC Bashgu, Neftekamsk.

3. Dalai Lama XIV (2005), Ethics for the new Millennium, Center of Tibetan culture and inform, St. Petersburg, Nartang.

4. John Chrysostom (Archbishop of Constantinople) (2001), Favorite sayings. Collection of homilies to the ten commandments of God, publishing house of the Orthodox. brotherhood of St. AP. John The Divine, Moscow.

5. John-Paul II. (1998), About the dedication to God of the life, transl. Italian, publishing house of the Franciscans, Moscow.

6. Ed. Kuliev, E.R. (2010), Quran. Translation of the meanings, UMMAH, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.02.2018

УДК 796.8

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ В ПАУЭРЛИФТИНГЕ С УЧЕТОМ БИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНОК

Александр Викторович Козлов, кандидат педагогических наук, доцент, Анатолий Александрович Бударников, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Сергеевна Журавлева, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет дружбы народов (РУДН), г. Москва

Аннотация

В статье рассмотрено совершенствование спортивной подготовки девушек студенческого возраста занимающихся пауэрлифтингом. Главной проблемой начинающих пауэрлифтерок 18-20 лет авторы считают оптимальное планирование нагрузки, которое является основой для разработки методики и содержания тренировочных занятий. В настоящее время организация тренировочного процесса начинающих девушек-пауэрлифтерок этого возраста основывается на принципах и методиках тренировочных занятий юношей или уже квалифицированных спортсменок.

Ключевые слова: женский спорт, силовая подготовка, овариально-менструальный цикл, работоспособность, физические качества, тренировочная нагрузка, специально-вспомогательные упражнения.

TRAINING LOADS PLANNING IN POWERLIFTING TAKING INTO ACCOUNT BIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ORGANISM OF SPORTSWOMEN

Alexander Viktorovich Kozlov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anatoly Aleksandrovich Budarnikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yulia Sergeevna Zhuravleva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

RUDN University, Moscow

Annotation

The article deals with the improvement of powerlifting training of college-age girls. It is considered that the main problem of beginning women powerlifters of 18-20 years old is optimal planning of training load as the basis for the development of methods and contents of training sessions. Currently, the organization of the training process of beginning women powerlifters of this age is based on the principles and methods of training sessions, either young men, or qualified women athletes.

Keywords: women's sports, strength training, ovarian-menstrual cycle, performance, physical qualities, training load, especially auxiliary exercises.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблемам женского спорта со стороны спортивного научного сообщества уделяется достаточно много внимания. Многочисленные исследования

преимущественно касаются вопросов влияния овариально-менструального цикла организма девушки на уровень ее работоспособности в тренировочном и соревновательном процессах. Доказано, что именно эта биологическая особенность женского организма лежит в основе эффективных разработок организации и планирования учебно-тренировочного процесса спортсменок в том или ином виде спорта [3; 14; 15; 16; 19].

С увеличением популярности силовых видов спорта (пауэрлифтинг, бодибилдинг, бодифитнес, различные виды и направления силовой подготовки) среди девушек с целью воспитания физических качеств или коррекции телосложения, планирование тренировочной нагрузки по-прежнему является актуальным, требует обобщения тренерского опыта и научной аргументации [2; 8].

Цель исследования: определить эффективность планирования тренировочной нагрузки в пауэрлифтинге с учетом биологических особенностей организма спортсменок.

Исследование было проведено в 2016-2017 учебном году на базе ФГАОУ ВО «РУДН» и ФГБОУ ВО «РАНХиГС» в г. Москве. Объектом исследования явилось планирование тренировочной нагрузки девушек в возрасте 18-20 лет из состава женских сборных команд вузов по пауэрлифтингу. Из разных весовых категорий были сформированы 2 группы (опытная и контрольная) по 9 человек. Опытная группа тренировалась по программам учитывающим биологические особенности организма спортсменок, контрольная - по программам для спортсменов-юношей.

В процессе исследования использовались методы теоретического анализа и обобщения научно-методической литературы, наблюдения, сравнения, математической статистики, эксперимент. Кроме того, техника соревновательных упражнений оценивалась методом экспертных оценок, силовые результаты обсчитывались по формуле Уилкса, позволяющей сравнивать результаты атлетов разных весовых категорий. Оценивание проводилось в соответствии с техническими правилами соревнований федерации пауэрлифтинга России. Средние исходные технические и силовые показатели в обеих группах не имели достоверных различий (р> 0,05).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Научная проблема нашей работы обусловлена тем, что организация тренировочного процесса в пауэрлифтинге для девушек студенческого возраста находится на стадии разработки. В настоящее время построение тренировок начинающих девушек-пауэрлифтерок 18-20 лет основывается на принципах и методиках тренировочных занятий юношей или уже квалифицированных спортсменок [1; 4; 5; 11; 20]. Одна из важных проблем тренировки начинающих пауэрлифтерок этого возраста - оптимальное планирование тренировочной нагрузки, которое является основой для разработки методики и содержания тренировочных занятий [7; 18].

В пауэрлифтинге, как и в других видах спорта, в основе планирования тренировочного процесса лежит влияние овариально-менструального цикла (ОМЦ) на уровень физической работоспособности спортсменки. Ряд ученых отмечает, что девушки студенческого возраста, которые ранее не занимались силовыми видами спорта, менее адаптируются к физической нагрузке и более зависимы от функционального состояния репродуктивной системы по сравнению с девушками, имеющими опыт тренировочной и соревновательной деятельности в тяжелоатлетических видах спорта [9; 15]. Опираясь на сведения литературных источников и собственные педагогические наблюдения в процессе тренировочных занятий за уровнем работоспособности спортсменок в зависимости от овариально-менстру-ального цикла, охарактеризуем состояние физических качеств спортсменки в каждой фазе цикла. I фаза - менструальная, в этой фазе мышечная сила может оставаться неизменной, как в предменструальной или повышаться; снижаются быстрота, общая и специальная работоспособность; повышается гибкость. II фаза - постменструальная - общая и специальная работоспособность, выносливость, мышечная сила повышаются; снижается быстрота.

III фаза - овуляторная - снижается работоспособность, координация движений. IV фаза -постовуляторная, в этой фазе наблюдается повышение работоспособности, мышечной силы, скоростно-силовых качеств. V фаза - предменструальная, в этой фазе уменьшаются работоспособность, мышечная сила, скорость; повышается гибкость. Следует указать, что приведенные характеристики физических качеств в той или иной фазе противоречивы, поскольку очень часто бывают значительные индивидуальные вариации в характере и интенсивности физиологических изменений на протяжении ОМЦ спортсменок. Необходимо отметить и различия во времени фаз. Исходя из разнообразия длительности ОМЦ, продолжительность отдельных фаз соответствует 4, 5, 3, 6, 4 дней - для цикла 21-22 дня; 4, 7, 3, 8, 4 дней - для цикла 23-26 дней; 5, 7, 3, 9, 4 дней - для цикла 27-28 дней; 5, 8, 3, 10, 4 дней - для цикла 29-30 дней; 5, 11, 3, 12, 5 дней - для цикла 32-36 дней [3; 6; 10; 17].

Полагаем, что наиболее целесообразно планировать тренировочную нагрузку и содержание занятий, на основе согласования фаз ОМЦ и календарной даты прикидки (проходки) в соревновательных упражнениях или соревнований, в которых участвует пауэр-лифтерка. Вполне очевидно, что единый календарь соревнований не может предусмотреть биологический цикл всех девушек-пауэрлифтерок. В этой связи, спортсменки иногда прибегают к изменению хода цикла или отсрочки менструальной фазы, что очень болезненно и вредит здоровью. К таким методам можно прибегать в исключительных случаях и только квалифицированным спортсменкам, уже имеющим опыт соревновательной деятельности. Для начинающих спортсменок целью участия в соревнованиях желательно ставить приобретение опыта состязания, формирование тактики, судейских и инструкторских знаний, отработки навыков сопровождения соревнований.

Представим фрагмент примерного распределения физической нагрузки по фазам ОМЦ для спортсменок женской команды РУДН по пауэрлифтингу. Поскольку в пауэр-лифтинге при планировании нагрузки за основу берется недельный микроцикл, а подготовительный и соревновательный периоды включают четыре и более таких микроцикла, проблема возникает при наступлении у спортсменки 5 фазы ОМЦ. Однако по продолжительности 1-2-я и 3-5-я фазы составляют в среднем по 14 дней, то есть по два недельных микроцикла. В таком случае в планировании 5 фаза должна совпадать с предсоревнователь-ным периодом, в котором на границе 4-5 фаз можно сделать прикидку (проходку) в соревновательных упражнениях, и осуществить в тренировочном процессе так называемую «подводку к соревнованиям», т.е. дать организму отдохнуть и к моменту соревнований выйти на фазу суперкомпенсации (сверхвосстановления).

Исходя из вышесказанного, нами и распределялась учебно-тренировочная нагрузка. Фрагмент диаграммы планирования тренировочной нагрузки (увеличение веса штанги) с учетом ОМЦ спортсменки в 28 дней представлен на рисунке 1.

Как видно из диаграммы, в подготовительном периоде тренировка должна строиться волнообразно с учетом фаз ОМЦ спортсменки. Следует отметить, что к соревновательному периоду с одновременным увеличением рабочего веса штанги в соревновательных упражнениях происходит снижение объема нагрузки в виде количества подъемов штанги (КПШ). Поскольку приведенные данные примерные, в них могут быть внесены изменения с учетом целей и задач, решаемых на конкретном этапе подготовки. Научные исследования, проведенные на спортсменках высокого класса, показали, что при планировании объема тренировочных нагрузок в различные фазы цикла желательно ориентироваться на следующие показатели: в 1-й фазе: 7-8%, во 2-й: 37-39%, в 3-й: 5-7%, в 4-й: 3941%, в 5-й: 7-8% от общего объема тренировочной нагрузки в течение мезоцикла. При этом необходимо отметить, что многие тренеры рекомендуют увеличивать общий объем нагрузки для девушек по сравнению с юношами [3; 11; 12]. Таким образом, при планировании тренировочной нагрузки для спортсменок с циклом 28-30 дней в подготовительном периоде ее необходимо распределять на четыре фазы ОМЦ в три тренировочных микроцикла. В предсоревновательный период пятая фаза ОМЦ должна совпадать с 1

микроциклом, что позволит предопределить рациональную форму тренировочного процесса, с эффективной регламентацией меры воздействия тренировочной нагрузки на орга-

низм спортсменки.

Меснц Март

Неделя I п Ш IV V

Нагрузка 100 % от гг.; *

95%

90%

85%

50%

70% н г" __- - ______- '

65% Пт...... —

60%

Фаза цикла ПоМ о по ПМ м ПоМ

День 1 2 3 л 5 7 Е 9 10 11 12 13 14 15 16 17 1« 19 20 21 22 2. 24 25 26 27 23 29 30 31

Лень недели Ср Чт Пт С6 Вс Пн Вт Ср Чт Пт С6 Вс Пи Вт Ср Чт Пт С6 Вс Пн Вт Ср Ч Пт Со Вс Пи Вт Ср Чт Пт

Вид тренировки ж т П Д Ж т П Д Ж Т П Д Ж т П Д Ж I

Период Подготовительный период

Месяц Апрель

Неделя V VI VII УШ IX

На грузы 100 % от тая У?

«5%

90%

35% не %

75% 70% __ - -

65%

60%

Фаза цикла О ПО ПМ м ПоМ О

День 1 2 3 4 5 6 7 Е 9 10 11 12 13 15 16 17 1« 19 20 21 22 23 24 25 26 27 23 29 30

День недели С6 Вс Пн Вт Ср Чт Пт Со Вс Пн Вт Ср Чт 1т Со Вс Пн Вт Ср Чт Пт С6 Вс Пн Вт Ср Чт Пт С6 Вс

Ввд тренировки п Ж Т п Ж Т Проходка Подводы £ соревнованиям Соревнования

Период Подготовительный период Предсоревновате.тьныи период Соревновательный период

Обозначения Д — допо гтннтельздн р абочнй день на ошибки в сор евнсЕательных упражнмнях

Рисунок 1 - Фрагмент планирования тренировочной нагрузки с учетом ОМЦ спортсменки в 28 дней

Объем нагрузки (КПШ) в подготовительном периоде состоит из 15-20% соревновательных, 20-25% подводящих и 65-55% специально-вспомогательных упражнений; в конце подготовительного и в предсоревновательном периодах объем нагрузки снижается и может доходить до 7-10% соревновательных упражнений с одновременным увеличением рабочего веса до 20-25%.

В процессе исследования установлено, что в опытной группе, где тренировочный процесс строился на основе планирования нагрузки с учетом ОМЦ, наблюдались лучшие результаты. Результаты девушек в соревновательных упражнениях в конце исследования представлены в таблице 1.

Сумма результатов в соревновательных упражнениях у спортсменок в опытной группе увеличилась в абсолютном значении с 1630,5 до 2644,1 балла, в контрольной - с 1635,5 до 2343,7 баллов при статистически достоверных различиях (Р <0,05). В процентном выражении предложенное планирование позволило улучшить результаты спортсменок опытной группы в процессе исследования на 38%, в контрольной - на 30%.

Проведенное исследование показало, что при планировании тренировочной нагрузки следует учитывать изменчивость проявления физических качеств, динамику физической работоспособности спортсменки на протяжении ОМЦ. Волнообразность колебаний проявления физических качеств и работоспособности должна совпадать с кривой тренировочных нагрузок: до и после овуляторной и менструальной фаз необходимо планировать максимальный объем нагрузки, в другие фазы - минимальный.

Планирование тренировочного процесса на основе учета биологических особенностей спортсменок позволит минимизировать негативное влияние силовых видов спорта на

здоровье спортсменки и будет способствовать достижению высоких спортивных результатов.

Таблица 1 - Результаты спортсменок в соревновательных упражнениях в конце исследования

№ Вес Приседания Жим Тяга Сумма Результат Коэффициент Уилкса

Опытная г) эуппа

2а 50,6 80 50 107,5 237,5 302,3375 1,2730

1а 51,2 80 47,5 110 237,5 299,63 1,2616

1б 56,4 90 65 122,5 277,5 324,7028 1,1701

2б 56,7 105 57,5 110 272,5 317,517 1,1652

1в 60,8 100 60 115 275 303,4625 1,1035

2в 62 90 47,5 117,5 255 277,2105 1,0871

3в 62,5 95 52,5 110 257,5 278,2288 1,0805

1г 71,9 105 65 115 285 278,4165 0,9769

1д 79 100 65 120 285 262,6275 0,9215

Среднее арифметическое 2644,1 1,1155

№ Вес Приседания Жим Тяга Сумма Результат Коэффициент Уилкса

Контрольная группа

2а 51,9 75 42,5 100 217,5 271,5488 1,2485

1а 52 70 42,5 100 212,5 264,9025 1,2466

2б 56,7 100 55 100 255 297,126 1,1652

1б 56,8 85 55 105 245 285,082 1,1636

1в 62,2 95 50 100 245 265,678 1,0844

2в 62,5 80 45 110 235 253,9175 1,0805

3в 63 90 50 105 245 263,13 1,0740

1г 80 100 50 105 255 233,325 0,9150

1д 81 80 50 100 230 209,024 0,9088

Среднее арифметическое 2343,7 1,0985

Динамика показателей спортсменок в соревновательных упражнениях в процессе исследования представлена в таблице 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2 - Динамика показателей спортсменок в соревновательных упражнениях в процессе исследования_

Группа Результаты экспериментальной работы Коэффициент Уилкса в конце ЭР Р Увеличение, %

начало конец

ОГ 1630,5 2644,1 1,1155 Р <0,05 38%

КГ 1635,5 2343,7 1,0985 Р <0,05 30%

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградов, Г.П. Атлетизм: теория и методика тренировки / Г.П. Виноградов. - М. : Советский спорт, 2009. - 327 с.

2. Горулев, П.С. Женская тяжелая атлетика: проблемы и перспективы : учебное пособие / П.С. Горулев, Э.Р. Румянцева ; Уфимский гос. нефт. технич. ун-т. - Уфа : [б.и.], 2004. - 199 с.

3. Горулев, П.С. Управление спортивной подготовкой девушек в тяжелой атлетике с учетом диморфических различий работоспособности : дис. ... д-ра пед. наук / Горулев П.С. -Челябинск, 2006. - 286 с.

4. Гришина, Ю.Г. Основы силовой подготовки : учебное пособие / Ю.Г. Гришина ; Санкт-Петерб. гос. технол. ин-т. - СПб. : [б.и.], 2007. - 312 с.

5. Дворкин, Л.С. Тяжелая атлетика / Л.С. Дворкин, А.П. Слободян. - М. : Советский спорт, 2005. - 600 с.

6. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - М. : Советский спорт, 2009. - 200 с.

7. Иорданская, Ф.А. Мужчина и женщина в спорте высших достижений (проблемы полового диморфизма) : монография / Ф.А. Иорданская. - М. : Советский спорт. 2012. - 256 с.

8. Иорданская, Ф.А. Физкультура и спорт в жизни женщины / Ф.А. Иорданская. - М. : Советский спорт, 1995. - 159 с.

9. Кадочникова, Н.И. Физиологические особенности девушек 17-19 лет с разной длительностью менструального цикла : дис. ... канд. биол. наук / Кадочникова Н.И. - Киров, 2003.

- 158 с.

10. Козлов, А. В. Силовые виды спорта: спортивная тренировка девушек-студенток : учебное пособие / А.В. Козлов, А. А. Бударников, Т.А. Каганер ; Рос. ун-т дружбы народов. - М. : Изд-во РУДН, 2016. - 86 с.

11. Медицинский справочник тренера / Г.А. Макарова, С. А. Локтев. - М. : Советский спорт, 2006. - 587 с.

12. Пауэрлифтинг - вариативный компонент физической культуры в вузе : учебное пособие / А.А. Бударников, А.В. Козлов ; Рос. ун-т дружбы народов. - М. : Изд-во РУДН, 2013. - 245 с.

13. Перов, П.В. Содержание физической подготовки на начальном этапе занятий пауэрлифтингом : дис. ... канд. пед. наук / Перов П.В. - СПб., 2005. - 151 с.

14. Скотников, В.Ф. Особенности спортивной подготовки женщин : учеб. пособие / В.Ф. Скотников. - М. : Физическая культура, 2006. - 180 с.

15. Соболева, Т.С. Формирование полозависимых характеристик у девочек и девушек на фоне занятий спортом : дис. ... д-ра биол. наук / Соболева Т.С. - СПб., 1997. - 245 с.

16. Солоненко, О.А. Особенности распределения тренировочной нагрузки у девушек тяжелоатлеток высшей квалификации в годичном цикле : дис. ... канд. пед. наук / Солоненко О.А. -Киров, 2004. - 144 с.

17. Соха, Т. Женский спорт (новое знание - новые методы тренировки) / Т. Соха. - М. : Теория и практика физической культуры, 2002. - 203 с.

18. Федоров, Л. П. Научно-методические основы женского спорта : учебное пособие / Л.П. Федоров ; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л. : [б.и.], 1987. - 54 с.

19. Фильгина, Е.В. Нормирование тренировочных нагрузок тяжелоатлеток в мезоциклофазах годичного цикла тренировки на этапе начальной спортивной специализации / Е.В. Фильгина // Педагогика и психология: тренды, проблемы, актуальные задачи. - 2016. - № 10. - С. 14.

20. Шейко, Б.И. Пауэрлифтинг. От новичка до мастера / Б.И. Шейко.- М. : Медиагрупп "Ак-тиформула", 2013. - 403 с.

REFERENCES

1. Vinogradov, G.P. (2009), Athletics: theory and methodology of training, Soviet Sport, Moscow.

2. Gorulev, P.S. and Rumyantsev, E.R. (2004), Women's Weightlifting: Problems and Perspectives: textbook, UGNTU, Ufa.

3. Gorulev, P.S. (2006), Management of sports training for girls in weightlifting, taking into account the dimorphic differences in working capacity, dissertation, Chelyabinsk.

4. Grishina, Yu.G. (2007), Fundamentals of Strength Training, SPbGTI (TU), St. Petersburg.

5. Dvorkin, L.S. and Slobodan, A.P. (2005), Heavy athletics, Soviet Sport, Moscow.

6. Zatsiorsky, V.M. (2009), Physical qualities of the athlete: the fundamentals of the theory and methods of education, Soviet sport, Moscow.

7. Iordanskaya, F.A. (2012), Man and woman in the sport of high achievements (problems of sexual dimorphism), Soviet sport, Moscow.

8. Iordanskaya, F.A. (1995), Physical culture and sports in the life of woman, Soviet sport, Moscow.

9. Kadochnikova, N.I. (2003), Physiological features of girls 17-19 years old with different lengths of the menstrual cycle, dissertation, Kirov.

10. Makarova, G.A. and Loktev, S.A. (2006), Medical reference book of the coach, Soviet Sport, Moscow.

11. Budarnikov, А.А. and Kozlov, A.V. (2013), Powerlifting - Variable Component of Physical Education in a High School: textbook, RUDN, Moscow.

12. Perov, P.V. (2005), The physical training at the initial stage of employment in powerlifting, dissertation, St. Petersburg.

13. Kozlov, A.V., Budarnikov, A.A. and Kaganer, T.A. (2006), Power sports: sports training for female students: textbook, RUDN, Moscow.

14. Skotnikov, V.F. (2006), Features of sports training for women: textbook, Physical culture, Moscow.

15. Soboleva, T.S. (1997), Formation of sex-dependent characteristics of girls and women against the background of the sport, dissertation, St. Petersburg.

16. Solonenko, O.A. (2004), Features of distribution of training load of girls-weightlifters of the highest qualification in the annual cycle, dissertation, Kirov.

17. Soha, T. (2002), Women's sports (new knowledge - new methods of training), Theory and practice of physical culture, Moscow.

18. Fedorov, L.P. (1987), Scientific and methodical foundations of women's sports: textbook, GDOIFK P.F. Lesgafta, Leningrad.

19. Filgina, E.V. (2016), "Normalization of training loads of weightlifters in the mesocyclophases of the annual cycle of training at the stage of initial sports specialization", Pedagogy and Psychology: Trends, Problems, Actual Problems, No. 10, pp. 14.

20. Sheiko, B.I. (2013), Powerlifting. From Novice to Master, Medyagruppa "Aktiformula", Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.02.2018

УДК 796.077.5

КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Андрей Сергеевич Королев, преподаватель,

Владимир Васильевич Лобачев, кандидат педагогических наук, профессор, Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ), Воронеж

Аннотация

В статье рассмотрено обоснование и разработка структурных компонентов модели формирования социально-активной позиции будущего учителя физической культуры. Основываясь на существующих исследованиях, в структуре социально-активной позиции будущих учителей физкультуры мы выделяем следующие компоненты: нормативно-оценочный, мотивационный, деятельностный.

Ключевые слова: активная жизненная позиция, субъектная позиция, нормативно-оценочный компонент, мотивационный компонент, деятельностный компонент.

COMPONENTS OF MODEL OF FORMATION OF SOCIAL ACTIVE POSITION OF FUTURE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE

Andrey Sergeevich Korolev, the teacher,

Vladimir Vasilyevich Lobachev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh

Annotation

In the article there is justification and development of the structural components of the model of formation of the social active position of the future teacher of physical culture. Based on the existing researches, in the structure of the social active position of the future physical education teachers we allocate the following components: the standard and estimated, motivational, activity.

Keywords: active life position, subject position, normative-evaluative component, motivational component, activity component.

Активность будущего учителя физической культуры на разных стадиях вхождения в педагогическую деятельность зависит от многих объективных и субъективных факторов. Она проявляется в таких сферах общественной жизни: учебная деятельность, физкультурно-оздоровительная деятельность, общественная деятельность, самообразовательная деятельность, трудовая деятельность, художественная самодеятельность. Она показывает уровень сформированности профессионально-педагогической компетентности и глубину понимания педагогом развития общественных процессов, отражает характер и направленность его общественно-преобразующей педагогической деятельности в направлении содействия формированию высоконравственных ценностей подрастающего поколения.

Анализ психолого-педагогической литературы, а также собственные эмпирические исследования позволяют нам констатировать необходимость формирования социально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.