Научная статья на тему 'Учёт особенностей женского организма как фактор грамотного планирования тренировочного процесса'

Учёт особенностей женского организма как фактор грамотного планирования тренировочного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1007
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКИЙ ОРГАНИЗМ / FEMALE ORGANISM / ОВАРИАЛЬНО-МЕНСТРУАЛЬНЫЙ ЦИКЛ / OVARIAN-MENSTRUAL CYCLE / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ НАГРУЗКИ / TRAINING LOADS / СПОРТ / SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасенко Е. И.

В статье говорится о необходимости учёта физиологических и биологических особенностей организма спортсменок при планировании и проведении тренировочных занятий. В работе рассмотрена актуальная проблема учёта биологических женских особенностей при составлении обоснованной с научной точки зрения программы подготовки к высоким требованиям избранного вида спорта. Только правильное построение тренировочного процесса обеспечит индивидуализацию тренировочных нагрузок с учётом фаз специфического биологического цикла и на основе регулярного комплексного контроля за самочувствием спортсменок. В статье описаны процессы, происходящие в течение каждой из фаз овариально-менструального цикла здоровой девушки и даны рекомендации по выбору упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасенко Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARTICULAR FEATURES OF THE FEMALE BODY AS A FACTOR IN PLANNING THE TRAINING PROCESS

The article deals with the need to take into account the physiological and biological characteristics of the organism of sportswomen in the planning and conduct of training sessions. In the article an actual problem of accounting for biological female features when composing justified from a scientific point of view the program of preparation for the high demands of the chosen sport. Only the correct construction of the training process will ensure the individualization of training loads taking into account the phases of a specific biological cycle and on the basis of regular comprehensive monitoring of the health of athletes. The article describes the processes occurring during each of the phases of the ovarian-menstrual cycle of a healthy girl and gives recommendations for the choice of exercises.

Текст научной работы на тему «Учёт особенностей женского организма как фактор грамотного планирования тренировочного процесса»

4. Семенов Л.П. Мальсагов Заурбек Куразович (Биографическая справка). Литературная энциклопедия. Москва, 1932; Т. VI: 747 - 748.

5. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. Учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. Москва, 1985.

6. Саутиева Ф.Б. Воспитательный потенциал ингушского фольклора в процессе эстетического воспитания школьников. Проблемы современного педагогического образования. 2017; № 57-2: 214 - 221.

7. Раджабов И.М., Саутиева Ф.Б. Совершенствование концепции эстетического воспитания школьников средствами фольклора. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 1 (68): 304 - 305.

References

1. Sautieva F.B. Ustnoe narodnoe tvorchestvo Ingushetii: istoriya razvitiya i specifika nacional'nogo svoeobraziya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 113.

2. Korzun V.B., Mal'sagov D.D., Oshaev H.D. Osnovnye 'etapy razvitiya checheno-ingushskoj sovetskoj literatury. Ocherki istorii checheno-ingushskojliteratury. Groznyj: ChIKI, 1963.

3. Dahkil'gov I.A. Antologiya ingushskogo fol'klora. «Pritchi, poslovicy, pogovorki, kicash. Nal'chik, OOO «Tetrograf» 2012; Tom 10.

4. Semenov L.P. Mal'sagov Zaurbek Kurazovich (Biograficheskaya spravka). Literaturnaya 'enciklopediya. Moskva, 1932; T. VI: 747 - 748.

5. Lihachev B.T. Teoriya 'esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Uchebnoe posobie po speckursu dlya studentov pedagogicheskih institutov. Moskva, 1985.

6. Sautieva F.B. Vospitatel'nyj potencial ingushskogo fol'klora v processe 'esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017; № 57-2: 214 - 221.

7. Radzhabov I.M., Sautieva F.B. Sovershenstvovanie koncepcii 'esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov sredstvami fol'klora. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 1 (68): 304 - 305.

Статья поступила в редакцию 09.04.18

УДК 378

Tarasenko E.I., postgraduate, teacher of College of Gzhel State University (Elektroizolyator, Moscow Oblast, Russia),

E-mail: [email protected]

THE PARTICULAR FEATURES OF THE FEMALE BODY AS A FACTOR IN PLANNING THE TRAINING PROCESS. The article deals with the need to take into account the physiological and biological characteristics of the organism of sportswomen in the planning and conduct of training sessions. In the article an actual problem of accounting for biological female features when composing justified from a scientific point of view the program of preparation for the high demands of the chosen sport. Only the correct construction of the training process will ensure the individualization of training loads taking into account the phases of a specific biological cycle and on the basis of regular comprehensive monitoring of the health of athletes. The article describes the processes occurring during each of the phases of the ovarian-menstrual cycle of a healthy girl and gives recommendations for the choice of exercises.

Key words: female organism, ovarian-menstrual cycle, training loads, sport.

Е.И. Тарасенко, аспирант, преподаватель колледжа Гжельского государственного университета, Московская

область, Раменский район, посёлок Электроизолятор, E-mail: [email protected]

УЧЁТ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖЕНСКОГО ОРГАНИЗМА

КАК ФАКТОР ГРАМОТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

В статье говорится о необходимости учёта физиологических и биологических особенностей организма спортсменок при планировании и проведении тренировочных занятий. В работе рассмотрена актуальная проблема учёта биологических женских особенностей при составлении обоснованной с научной точки зрения программы подготовки к высоким требованиям избранного вида спорта. Только правильное построение тренировочного процесса обеспечит индивидуализацию тренировочных нагрузок с учётом фаз специфического биологического цикла и на основе регулярного комплексного контроля за самочувствием спортсменок. В статье описаны процессы, происходящие в течение каждой из фаз овариально-менструального цикла здоровой девушки и даны рекомендации по выбору упражнений.

Ключевые слова: женский организм, овариально-менструальный цикл, тренировочные нагрузки, спорт.

В 1900 году впервые одиннадцать женщин участвовали в двух видах спорта Олимпиады. В 2016 году, в Играх современности их было уже 4700 [1]. Спорт расширяет свою географию, а вместе с этим повышается количество занимающихся спортом. Физические упражнения положительно влияют на женщин: способствуют улучшению настроения, поддержанию физической работоспособности, укреплению здоровья. В некоторых случаях возможно негативное влияние - это травматизм, чрезмерные маскулинизация и омужествление соматотипа, угроза ухудшения репродуктивного здоровья при очень высокоинтенсивных и высокообъемных нагрузках [2]. Спортивные результаты быстро растут, устанавливаются новые рекорды, и каждая спортсменка ставит цель присвоить одному из них своё имя. Главное же биологическое назначение женщины - это продление рода. Научно обоснованная программа подготовки женского организма к высоким требованиям избранного вида спорта должна учитывать его биологические особенности, это подчеркивает актуальность проблемы.

Я.А. Коменский в сочинении «Великая дидактика» впервые сформулировал педагогический принцип природосообразности, согласно которому педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка. Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци утверждал, что

«любое воспитание, которое не было построено на принципах природосообразности, проходит по ложному пути». Интенсивность тренировочной нагрузки, экстремальные условия соревновательной деятельности - это ситуации, в которых женщина проявляет огромные функциональные и адаптационные возможности. Только правильное построение тренировочного процесса обеспечит индивидуализацию тренировочных нагрузок с учетом фаз специфического биологического цикла и на основе регулярного комплексного контроля за самочувствием спортсменок [3].

Особое внимание следует уделять подростковому периоду, когда физические упражнения сочетаются с периодом полового созревания. При развитии силовой выносливости мышц брюшного пресса и тазового дна, имеющих большое значение для детородной функции следует проявлять особую осторожность [4]. Большие объемы тренировочных нагрузок, несоблюдение педагогических принципов (постепенности, доступности и др.) могут приводить, особенно у юных спортсменок, к нарушениям овариально - менструальных циклов (ОМЦ). Повышенные психические нагрузки, к примеру во время соревнований, так же несут угрозу нарушений ОМЦ, снижению спортивных результатов. В случае коррекции планирования подготовки, снижения объема нагрузок протекание ОМЦ через 2-3 месяца нормализуется [5].

Менструации свойственны для любой здоровой женщины. Процессы, происходящие в течение ОМЦ, могут быть описаны как фазы. В период фолликулярной выносливость и переносимость боли находятся в самой высокой точке. Следовательно, целесообразно повышать интенсивность и объем нагрузки. Фолликулярная стадия начинается сразу же после окончания менструации и длится не более 14 дней [6].

На пятнадцатый день гормонального цикла наступает ову-ляторная фаза и длится не более трех дней. В это время повышается чувствительность к инсулину, а углеводы направляются в мышечную массу. Депрессии и возможность получения травмы связаны с повышением уровня стероидного гормона - эстрогена [6].

Лютеиновая фаза длится до 28 дня всего цикла. В качестве источника энергии используются жиры, калорий сжигается гораздо больше, следовательно, повышается температура. Затем наступает менструация, после которой цикл повторяется [6].

Существуют различные мнения о возможности тренировки в период менструальной фазы. Но одно сходно: непосредственно в дни менструации не рекомендуется выполнять силовые упражнения на мышцы ног, таза, живота и поясницы. Физические упражнения для рук, шеи, верхней части туловища, которые не сопровождаются натуживанием, резкими движениями и охлаждением тела, снизят менструальные кровопотери, соответственно, гемоглобина, сто очень важно для спортсменок. Объём и интенсивность силовых нагрузок в эти дни должны быть небольшими. К сожалению, часто случается обратное, так как подавляющее большинство тренеров не ведут учет фаз ОМЦ своих воспитанниц [7].

Лучшая легкоатлетка мира XX столетия Бланкерс-Кун установила семь мировых рекордов во время менструации. Кроме этого, спортсменка завоевала 4 золотые олимпийские медали в Лондоне, будучи беременной. Грамотное планирование тренировочных нагрузок, основанное на правильном учете влияния фаз ОМЦ, а также рациональное управление и контроль над функциональным состоянием спортсменки позволило избежать отрицательного влияния неадекватных физических нагрузок [8].

Женская сборная команда России по вольной борьбе входит в число лучших команд Европы и даже мира. Несмотря на это, нельзя останавливаться на достигнутом уровне из-за постоянно возрастающей конкуренции в женской борьбе. Для успешного выступления на спортивных состязаниях спортсменкам регулярно приходится выполнять большой объём тренировочной работы. «Цена» адаптации организма женщин к интенсивной спортивной деятельности из года в год возрастает, что в отдельные периоды может негативно сказываться на функционировании ряда систем организма, в том числе на репродуктивной системе. Спортивная деятельность иногда сопряжена с риском для здоровья. Нарушение менструального цикла спортсменок является своеобразной «платой» за достижение их организмом очень высокого уровня адаптивности к высоким физическим нагрузкам.

Кроме этого, что в женскую борьбу переходят тренеры, работавшие ранее с мужчинами, перенося практически без изменений различные методики подготовки мужчин в тренировочный

Библиографический список

процесс борцов-женщин, не учитывая особенностей их организма. Также встречаются случаи, когда женщины и мужчины тренируются в одно время у одного тренера и выполняют одну и ту же нагрузку. Безусловно, это неправильно. В работе следует учитывать принцип дифференцированного и системного подхода.

Тренировочные занятия спортсменок обычно организуются в соответствии с общими принципами, методами спортивной тренировки, но объём и интенсивность, подбор упражнений для женщин отличается: микроциклы укорачиваются, мощность нагрузок и вес отягощений уменьшаются. Женщинам-неспортсменкам следует избегать работы с предельными и околопредельными отягощениями. При менструациях выбор следует отдавать в пользу упражнений, не «перегружающих» позвоночник, выполняемым преимущественно в положении лежа с обязательным учётом фаз ОМЦ. Женский организм гораздо лучше переносит нагрузки, направленные на развитие выносливости, в связи с этим необходимо использовать методы и приёмы для ее развития. Особое внимание не во время ОМЦ следует уделять развитию мышц ног, таза, спины, груди, брюшного пресса. Каждую, даже малоинтенсивную тренировку следует начинать с разминки. К одной из важных задач тренировки следует отнести коррекцию осанки. Для этого целесообразно включить в тренировочный процесс соответствующие упражнения. В силовой подготовке прогибание туловища назад грозит возможностью смещения матки. Максимальный рекордный для девушки вес отягощений в положении стоя может привести к нарушению осанки и травмам позвоночника. Женщин отличает грация, высокая ловкость и точность. Их движения плавные и эстетично красивы. Высоко координированные упражнения способствуют формированию новых функциональных корковых систем для рационального управления движениями. По мере роста уровня подготовленности спортсменок совершенствуется сформированность этих корковых систем. Выполнение упражнений под музыкальное сопровождение, попадание движений в такт музыки так же способствует совершенству.

Одной из проблем женского спорта является сложность социальной адаптации после завершения карьеры. Усугубит ситуацию тот факт, если спортсменка к тому же будет иметь проблемы со здоровьем. Неправильное планирование подготовки, неучитывание биологических ритмов женщины приведет лишь к снижению спортивного результата и более раннему завершению карьеры спортсменки. Так, называвшаяся в 70-е годы XX века гимнасткой будущего спортсменка Гроздова в 12 лет вне зачета выиграла кубок СССР у всех сильнейших гимнасток страны. Во взрослые соревнования допускались девушки только с 14 лет. Но через два года гимнастка уже не могла участвовать во взрослых соревнованиях физически, от тяжелых нагрузок, превышаюших её возрастные особенности, она имела боли в костно-мышечной системе. Гимнастка была вынуждена прекратить спортивную карьеру.

Таким образом, только правильное построение тренировочного процесса обеспечит индивидуализацию тренировочных нагрузок с учётом фаз специфического биологического цикла и на основе регулярного комплексного контроля за самочувствием спортсменок.

1. Спорт в период становления современного международного олимпийского движения. Теория и практика физ. культуры. 2001; 7: 24 - 26.

2. Мягков С.Н. Женская проблематика на страницах журнала. Теория и практика физической культуры. 2000; 11. Available at: http:// sportlib.info/Press/TPFK

3. Радзиевский А.Р., Радзиевская М.П., Дыба Т.Г. Физиологические основы спортивной тренировки женщин - понятие и виды. Классификация и особенности категории. Студенческая библиотека онлайн. Available at:_http://studbooks.net

4. Кочеткова Е.Ф., Опарина О.Н. Особенности и проблемы полового диморфизма в спорте. Современные научные исследования и инновации. Июль, 2014; № 7. Available at http://web.snauka.ru/issues/2014/07/35829

5. Кочеткова Е.Ф., Опарина О.Н. «Роль физической культуры в сохранении репродуктивного здоровья». Международный научно-иссле-довательскийжурнал. 2014; № 3 - 4 (22).

6. Менструальный цикл. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. Available at:_https://ru.wikipedia.org/wiki

7. Геркан Л.В. Проблемы женского спорта и работа с женскими спортивными группами. Теория и практика физ. культуры. 1966; 3: 68 - 69.

8. Бланкерс-Кун, Фанни. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ дата обращения 04.04.18

References

1. Sport v period stanovleniya sovremennogo mezhdunarodnogo olimpijskogo dvizheniya. Teoriya ipraktika fiz. kul'tury. 2001; 7: 24 - 26.

2. Myagkov S.N. Zhenskaya problematika na stranicah zhurnala. Teoriya ipraktika fizicheskojkul'tury. 2000; 11. Available at: http://sportlib.info/ Press/TPFK

3. Radzievskij A.R., Radzievskaya M.P., Dyba T.G. Fiziologicheskie osnovy sportivnoj trenirovki zhenschin - ponyatie i vidy. Klassifikaciya i osobennosti kategorii. Studencheskaya biblioteka onlajn. Available at:_http://studbooks.net

4. Kochetkova E.F., Oparina O.N. Osobennosti i problemy polovogo dimorfizma v sporte. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. Iyul', 2014; № 7. Available at http://web.snauka.ru/issues/2014/07/35829

5. Kochetkova E.F., Oparina O.N. «Rol' fizicheskoj kul'tury v sohranenii reproduktivnogo zdorov'ya». Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2014; № 3 - 4 (22).

6. Menstrual'nyj cikl. Material iz Vikipedii- svobodnoj 'enciklopedii. Available at:_https://ru.wikipedia.org/wiki

7. Gerkan L.V. Problemy zhenskogo sporta i rabota s zhenskimi sportivnymi gruppami. Teoriya ipraktika fiz. kul'tury. 1966; 3: 68 - 69.

8. Blankers-Kun, Fanni. Material iz Vikipedii - svobodnoj 'enciklopedii. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ data obrascheniya 04.04.18

Статья поступила в редакцию 09.04.18

УДК 371

Ibragimova M.S., teacher, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), Email: [email protected]

APPLICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATIONTECHNOLOGIES AT THE LESSONS OF THE CHECHEN LANGUAGE IN HIGH SCHOOL. The article deals with the use of information and communication distinctive technologies at Chechen lessons. Extracting knowledge on the Chechen language by means of ICT, the pupil forms and metasubject skills of search, selection, processing of information. Other skills to work in groups, in pairs, individually are also formed. The use of ICT allows to diversify the educational process of learning at different stages of the lesson. The formation and preservation of interest in the subject today is largely facilitated by the use of the media and the latest computer technologies in the learning process. They allow the teacher to more effectively achieve the goals and objectives, to develop relations of cooperation with students and to be with them in a single space of the modern information society. The computer, like any tool, can be used in different ways, with different success, setting different tasks.

Key words: computer native language, information and communication technologies.

М.С. Ибрагимова, преподаватель Чеченского государственного педагогического университета, г. Гоозный,

E-mail: [email protected]

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЧЕЧЕНСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается применение информационно-коммуникационных технологий на уроках чеченского языка. Добывая знания по чеченскому языку с помощью ИКТ, ученик формирует и метапредметные навыки поиска, отбора, переработки информации. Формируются и другие умения работать в группах, в парах, индивидуально.

Применение ИКТ позволяют разнообразить образовательный процесс обучения на различных этапах урока. Формирование и сохранение интереса к предмету сегодня во многом способствует использование в процессе обучения средств массовой информации и новейших компьютерных технологий. Они позволяют педагогу более эффективно добиваться поставленных целей и задач, развивать отношения сотрудничества с учениками и находиться с ними в едином пространстве современного информационного общества.

Ключевые слова: компьютер, родной язык, информационно-коммуникационные технологии.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить эффективность обучения, приблизить его к реальному уровню деятельности. В последние годы, происходит внедрение компьютера на уроках. Учителя стали активно использовать на своих уроках интерактивные доски.

Освоение компьютерных технологий позволяет реально индивидуализировать учебный процесс, сделать его более гуманным по отношению к учащемуся, усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работы как ученика, так и учителя.

Сегодга необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Общение с ребятами на уроках родного языка, позволило сделать вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения - организация работы учащихся с помощью программно-педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, которые способствуют различные способы организации и предъ-

явления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов и так далее. При этом демонстрируется не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения) [1].

Использование ИКТ на уроках чеченского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.

ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

Как показали результаты наблюдения и беседы, учитель чеченского языка Цихаева Заира Ризвановна проводит урок чеченского языка, применяя и используя информационные технологии. С помощью мультимедийного проектора на уроках демонстрируются слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет значительно сэкономить время на уроке, повысить уровень наглядности в ходе обучения, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс. При этом наблюдается стабильная результативность по предмету от 75% до 85%".

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать инфор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.