Научная статья на тему 'Основы командообразования в гребном спорте'

Основы командообразования в гребном спорте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
754
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМАНДА В ГРЕБНОМ СПОРТЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ СПОРТИВНЫХ КОМАНД / БИОМЕХАНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ГРЕБНОГО ЭКИПАЖА / COMMAND IN ROWING / CLASSIFICATION OF TEAMS / BIOMECHANICAL STRUCTURE OF ROWING CREW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Мария Владимировна, Егоренко Людмила Александровна

В статье обсуждаются отличия команд в гребном спорте от команд в игровых видах. Приводятся данные эксперимента, показывающего степень развития согласованности совместных действий на суше гребцами, тренирующимися в одном экипаже. Предлагается классификация видов спорта по социально-психологическому характеру спортивных команд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранова Мария Владимировна, Егоренко Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Bases of command formation in rowing

The differences of commands in rowing from commands in game kinds are discussed. The data of the experiment showing degree of development of coordination of joint actions on land by oarsmen, training in one crew are given. The classification of kinds of sports by socially-psychological character of teams is offered.

Текст научной работы на тему «Основы командообразования в гребном спорте»

ОСНОВЫ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ В ГРЕБНОМ СПОРТЕ

Мария Владимировна Баранова, соискатель, старший преподаватель, Людмила Александровна Егоренко, кандидат педагогических наук, профессор, ученый секретарь ученого совета,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье обсуждаются отличия команд в гребном спорте от команд в игровых видах. Приводятся данные эксперимента, показывающего степень развития согласованности совместных действий на суше гребцами, тренирующимися в одном экипаже. Предлагается классификация видов спорта по социально-психологическому характеру спортивных команд.

Ключевые слова: команда в гребном спорте, классификация спортивных команд, биомеханическая структура гребного экипажа.

THE BASES OF COMMAND FORMATION IN ROWING

Maria Vladimirovna Baranova, the competitor, senior teacher,

Lyudmila Aleksandrovna Egorenko, the candidate of pedagogical sciences, professor, scientific secretary of an academic council,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

The differences of commands in rowing from commands in game kinds are discussed. The data of the experiment showing degree of development of coordination of joint actions on land by oarsmen, training in one crew are given. The classification of kinds of sports by socially-psychological character of teams is offered.

Keywords: command in rowing, classification of teams, biomechanical structure of rowing

crew.

ВВЕДЕНИЕ

Когда произносится словосочетание «командные виды спорта», то обычно проводится параллель с игровыми видами.

Однако еще Л. Д. Гиссен (1976) подметил, что «командность» в гребле совершенно особая, ее нельзя сравнить с командами в игровых видах спорта (некоторая аналогия имеется лишь в велосипедном спорте - гонках на тандемах). Так как гребцы включены в единую систему движений, чрезвычайно трудно оценить эффективность деятельности одного гребца изолированно от команды [1].

Эта, казалось бы, простая мысль не нашла своего развития и требует анализа. «Командность» в гребле, несомненно, отличается внешним и внутренним характером, несмотря на то, что и в гребных, и в игровых коллективах основная цель - командный результат, к которому стремится социально-организованная группа людей.

Если аспекты комплектования командных лодок, связанные с биомеханической составляющей, требуют подбирать в экипаж гребцов с более или менее схожими свойствами (близкими по физической, технической, тактической и теоретической подготовленности) [3, 4, 6], то психологическая подготовленность и психические состояния могут быть различными у гребцов одного экипажа. Это зависит, в первую очередь, от различных требований, предъявляемых к занимаемым положениям в командной лодке (загребной, гребец первого номера, рулевой, гребцы «машинного отделения») [2, 5, 7], то есть от ролевого распределения. Этим существенно отличается гребля в экипаже от других командных видов спорта (игровых): ролевое распределение есть, но спортсмены в каждый момент времени выполняют одинаковые физические действия.

Для игровых командных видов спорта характерно явное распределение ролей,

которым часто подчинены и свои двигательные функции: «мы одна команда, у нас общая главная цель, но каждый выполняет свои ярко выраженные действия в любой момент времени, зритель это видит, возможно проявить свою индивидуальность, и даже ведутся подсчеты и рейтинги каждого игрока (кто больше забил, кто был активнее, кто привел команду к победе), зритель знает отдельных игроков по именам».

Для гребных экипажей характерна скрытая внутренняя структура: «мы одна команда, связаны в систему, зритель оценивает нас как единое целое и ждет нашего общего результата. У нас распределены функции в команде, но даже выполнение ролей гребцами разных номеров в экипаже носит более организационно-психологический, чем технически-двигательный характер. Вклад отдельного члена экипажа в конечный результат зрителю оценить практически невозможно».

Таким образом, распределение функций в гребной команде носит более организационно-психологический характер, чем технически-двигательный.

Опытным путем мы попробовали обосновать данное положение.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучались 2 группы гребцов. Экспериментальная группа состояла из спортсменов группы начальной подготовки 2 года обучения, тренирующихся на протяжении года в одном составе (две четверки и двойка) и имеющих сложившуюся структуру внутри экипажа. Контрольная же группа состояла из спортсменов такого же возраста и квалификации, существенно не отличающихся по всем видам подготовки, но собранных по подгруппам (две четверки и двойка) случайным образом, не работавших ранее вместе в таком составе.

Подгруппам было предложено выполнить 4 простых, с технически-двигательной точки зрения, упражнения, но требующих определенного уровня организации: совместное перемещение грузов, упражнения «в сцеплении» в колоннах и шеренгах.

В этих упражнениях спортсмены должны объединиться в некую биомеханическую систему и четко выполнить одни и те же действия. При одинаковых движениях в каждый момент времени необходимо быстро сориентироваться на создание внутренней ролевой структуры (кто будет возглавлять колонну, кто будет задавать темп, направление выполнения упражнения, создавать согласованность между всеми членами подгруппы).

При выполнении каждого упражнения количественно оценивались 2 показателя:

1) время от момента объявления задания до начала его организованного выполнения (до уверенного движения с грузом в определенном направлении, до принятия исходного положения и начала слаженных действий в других упражнениях), в секундах;

2) качество выполнения задания по 5-балльной системе (1 - задание полностью не получилось выполнить, 2 - задание выполнено с отсутствием синхронности, с разрывами биомеханической цепи, 3 - задание выполнено со значительными отклонениями в синхронности, 4 - задание выполнено с незначительными недочетами, 5 - задание выполнено правильно, быстро, точно, синхронно).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Гребцы, тренирующиеся в одном экипаже, тратят достоверно меньше времени на организацию выполнения заданий, требующих совместного решения задач, чем гребцы случайных подгрупп, Р<0,01 (использовался 1-критерий Стьюдента для независимых выборок, имеющих нормальное распределение). Гребцы, тренирующиеся в одном экипаже, достоверно более эффективно выполняют задания на совместную взаимосвязанную деятельность, чем гребцы случайных подгрупп, Р<0,01 (использовался критерий Вилкоксона для независимых выборок) (табл. 1).

Таблица 1

Выполнение совместных действий гребцами, тренирующимися в одном экипаже, ________________________и случайными подгруппами__________________________

Показатели Экспериментальная группа (п=12) Контрольная группа (п=12) Р

1 Время организации совместных действий (1, с) 10,83±1,11 26,17±2,76 Р<0,01

2 Качество выполнения совместных действий (5-балльная система) 4,58±0,15 3,33±0,26 Р<0,01

В ходе наблюдений за выполнением упражнений выяснилось, что гребцы, объединенные в пары, справлялись с заданием быстрее и легче, чем гребцы четверок, быстрее разрешали вопрос о лидерстве-подчинении.

Спортсмены, тренирующиеся в одном экипаже, при организации совместных заданий пользовались ролевой схемой своей команды - управлял действиями, как правило, загребной, являющийся лидером. В случайных подгруппах этого не было. Спортсмены, объединенные в случайные подгруппы, к четвертому заданию выглядели уже более уверенно и заметили сами, что им просто не хватило общения вместе и работы именно в таком составе, что может говорить о возможном тренирующем эффекте структуры гребного экипажа.

Гребцы сформированных экипажей стремились подчинить свои взаимоотношения главной цели - быстрому и четкому выполнению задания, для чего, не сговариваясь, сумели самоорганизоваться. Гребцы случайных подгрупп настолько увлекались проблемой внутренней согласованности и организации при выполнении простого задания, что двигательная часть для них отходила на второй план.

Таким образом, корректно подобранная или сформированная в процессе тренировок социально-психологическая структура ускоряет решение ряда главных тренировочных задач.

Основываясь на полученных данных, можно заключить, что гребные экипажи, являясь едиными биосоциальными и одновременно биомеханическими системами, обладают особенной от других командных видов деятельности плотностью социальнопсихологического климата.

Среди видов спорта с подобными взаимоотношениями на основе биомеханической общности вспоминается еще только 2 - тандемы в велосипедах и бобслей (санный спорт), где также есть двойки и четверки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Говоря о гребном экипаже, необходимо представлять единство его биомеханической и социально-психологической структур.

Говоря о «командообразовании» в гребном спорте, необходимо рассматривать в совокупности ряд следующих вопросов:

- Гребец в системе социальных связей, социализирующая функция гребного спорта. Место гребных экипажей в классификации командных видов спорта.

- Комплектование командных лодок (этапы, критерии, особенности рассадки

и т.п.).

- Гребец-одиночник и командный гребец (отличия в технике командной и одиночной гребли, в требованиях к физической и морально-волевой подготовке командных и одиночных гребцов и т.п.).

- Организация, содержание и методика учебно-тренировочной работы в сборных командах.

- Создание клубных и региональных команд (цель, задачи, организация, управление).

ЛИТЕРАТУРА

1. Гиссен, Л. Д. Психологические основы спортивной подготовки // Гребной спорт : учебник для институтов физической культуры / под ред. И. Ф. Емчука. - М. : Физкультура и спорт, 1976. - С. 219-225.

2. Кононов, В.Н. Особенности комплектования командных лодок / В.Н. Кононов, К.П. Костенко // Гребной спорт : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1976. -С. 39.

3. Котырев, В.Д. Комплектование команд в гребле на байдарках и каноэ / В.Д. Котырев // Гребной спорт : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1972. - С. 49-52.

4. Проблемы индивидуальной и командной техники в академической гребле / В.М. Лазуткин, А.Ф. Дунаев, С.Е. Дьяков, С.К. Шляков // Педагогический контроль в системе подготовки спортсменов : сб. науч. тр. / Ленингр. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - Л., 1985. - С. 90-95.

5. Новиков, М. А. Некоторые психологические проблемы, возникающие при комплектовании и подготовке командных гребных экипажей / М.А. Новиков // Гребной спорт : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1974. - С. 26-27.

6. Хербергер, Э. Индивидуальная и коллективная производительность / Э. Хербергер // Академическая гребля / пер. Я.В. Шестоперова. - 4-е изд., перераб. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - С. 86-87.

7. Щодро, М.В. Исследование некоторых показателей для отбора загребных в командные лодки в академической гребле / М.В. Щодро, Л.И. Иванов // Методика подготовки высококвалифицированных гребцов по академической гребле, гребле на байдарках и каноэ : сб. науч. тр. / Ленингр. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - Л. : [б. и.], 1975. - С. 144-145.

Контактная информация: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ-ЛИДЕРОВ В РАЙОННОМ ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

Марина Геннадьевна Баринова, старший преподаватель, Нижегородский государственный педагогический университет им. М. Горького

(НГПУ)

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы формирования гуманистических ценностей у подро-стков-лидеров в условиях учреждения дополнительного образования. Делается попытка обосновать актуальность формирования гуманистических ценностей у подростков-лидеров и основные направления их воспитания. Автор анализирует деятельность подростков-лидеров в районном детском объединении, раскрывает значимость Программы по формированию гуманистических ценностных ориентаций подростков-лидеров, обосновывает направления деятельности и формы организации.

Ключевые слова: гуманистические ценности, подросток-лидер, образование, воспитание.

FORMATION OF HUMANIST VALUES AMONG TEENAGER-LEADERS IN DISTRICT CHILDREN'S GROUPS

Marina Gennadevna Barinova, the senior teacher,

The Nizhniy Novgorod state pedagogical university of M. Gor'kii

Annotation

The article addresses the formation of humanistic values among teenager leaders in institutions of additional education. An attempt to justify the importance of a humanistic values among teenager leaders and main directions of their upbringing is offered. The author analyzes the work of young leaders in district children's associations, reveals the importance of Programs to promote humanistic value orientations of teenager leaders, justifies the directions of activities and forms of organization.

Keywords: humanistic values, teenage leader, education, upbringing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.