Научная статья на тему 'Формирование гуманистической позиции подростка в процессе коллективной деятельности'

Формирование гуманистической позиции подростка в процессе коллективной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ. ПОДРОСТОК. КОМАНДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ВОЛОНТЕРСТВО / HUMANIST POSITION / TEEN / TEAMWORK / SOCIAL ACTIVITIES / VOLUNTEERING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковтун Г. В.

Статья посвящена изучению педагогических условий формирования гуманистической позиции в подростковом возрасте в процессе взаимодействия в команде на основе использования идей педагогики и методики И. П. Иванова в условиях летнего лагеря, работающего по программе подготовки волонтеров. Получены результаты опытной работы, позволяющие констатировать о формировании гуманистических ценностей подростка при включении их в процесс социального творчества, направленного на бескорыстную заботу об окружающем мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE HUMANISTIC POSITION OF a TEENAGER IN THE COURSE OF COLLECTIVE ACTIVITY

The pedagogical conditions for the formation of a humanistic position of a teenager in the process of interaction in the team are examined on the basis of implementation of the ideas of pedagogy and methods of I. P. Ivanov in the conditions of summer camp, working on the training program for volunteers. The results of experimental work allow ascertaining of the formation of humanistic values of teenager included in the process of social creativity aimed at the unselfish concern about the society.

Текст научной работы на тему «Формирование гуманистической позиции подростка в процессе коллективной деятельности»

ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКА В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Г. В. Ковтун

Кубанский государственный университет Россия, 350040 г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

E-mail: kovtun-galina@yandex.ru

Статья посвящена изучению педагогических условий формирования гуманистической позиции в подростковом возрасте в процессе взаимодействия в команде на основе использования идей педагогики и методики И. П. Иванова в условиях летнего лагеря, работающего по программе подготовки волонтеров.

Получены результаты опытной работы, позволяющие констатировать о формировании гуманистических ценностей подростка при включении их в процесс социального творчества, направленного на бескорыстную заботу об окружающем мире.

Ключевые слова: гуманистическая позиция. подросток. командное взаимодействие. социальная деятельность. волонтерство.

Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует умения решать возникающие новые нестандартные задачи. Развивающемуся современному обществу нужны, с одной стороны, образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, при этом, способные к сотрудничеству, умеющие работать в команде; другой стороны,- обладающие устойчивой системой отношений к определенным сторонам действительности, основанных на принципах гуманизма.

Задача формирования гуманистической позиции актуализируется в современной образовательной практике, особенно в подростковом возрасте, так как именно этот период характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском своего места в обществе. Известно, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение, «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию» [1], а высшей формы развития совместной деятельности, которой присущи наличие согласованных и принятых целей, ценностей и норм совместной деятельности, сплоченность и адаптивность поведения каждого по отношению к другим, развита гибкая коммуникация и ролевая структура, высок уровень самоконтроля, где подросток чувствует себя личностью во всем многообразии его особенностей и потребностей является команда, то естественной средой для подростка будет взаимодействие в команде.

Понятие команда определяется как «высший уровень развития группы, совместная деятельность которой построена с опорой на индивидуальные особенности, достижения каждого и с ориентацией на общий успех. При этом индивидуальные достижения зависят от эффективного взаимодействия членов команды при сохранении ими своей индивидуальности. Для членов команды характерна совместимость личностно и профессионально значимых целей,

что создает основу для высокой сплоченности, интеллектуального сотрудничества и позволяет чувствовать ответственность за успешность результатов совместной деятельности» [2].

Командное взаимодействие - особый тип взаимоотношений, основанный на личностном принятии друг друга, взаимном уважении и признании, высоком уровне мотивации, общих групповых ценностях и разностороннем деловом сотрудничестве, характерном для членов команды. В обобщенном варианте командное взаимодействие содержит непременно три характеристики: «общую цель», «взаимодействие в деятельности», «общий результат», достигнутый в этом процессе.

Из всех видов совместной деятельности (практическая, духовная, социальная, социально-преобразующая и т.д.) в рамках нашего исследования использовалось социальное творчество как высшая форма социальной деятельности. Под социальным творчеством подростков понимается «добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью» [3]. Понятие «добровольчество», а в современной западной социологии термин «волонтерство» (Voluntееrism), применяется для обозначения движения, зародившегося в XIX веке. Добровольческий труд в современном понимании выступает как деятельность, осуществляемая людьми добровольно на безвозмездной основе и направленная на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества [4]. Мы рассматриваем возможность формирования гуманистической позиции у подростков в командном взаимодействии в волонтерской деятельности, добровольчестве. В отечественной педагогике идеи волонтерства можно связывать с ведущей идеей педагогики И. П. Иванова - «бескорыстная забота об окружающем мире».

Возрастание интереса общества к проблемам образования перемещает понятие «педагогика заботы» из сферы изучения и анализа узкого круга специалистов в сферу государственной политики, делает его предметом широких общественных, профессиональных и научных дискуссий, поэтому педагогическое наследие академика Игоря Петровича Иванова (19231992) становится актуальным направлением модернизации современной системы образования в России. В работе Э. В. Онищенко выделено, что созданная И. П. Ивановым в 50-60-е гг. XX века педагогика может стать основанием для внесения в образовательный процесс новых способов организации привлекательной для учащихся деятельности на основе принципа общей творческой заботы об улучшение окружающей жизни в условиях совместной работы единого детского коллектива [5].

В. Л. Ситников определяет «педагогику заботы» как источник гуманистической психологии командообразования. В своей работе он называет панацеей для организаций любого уровня создание команды, которая смогла бы безболезненно и без напряжения устранить все проблемы и обеспечить ускорение развития человека, общества. Это вполне закономерно, так как общественное развитие идет по спирали. На новом витке истории, решая новые проблемы, мы снова, забыв отечественный уникальный опыт, натыкаемся на новые старые грабли. Анализ процессов, происходящих в наиболее эффективно развивающихся странах показал, что наиболее результативно развиваются страны, экономики, опирающиеся на принципы коллективизма и гуманизма по отношению к отдельной личности[6].

В контексте этой проблемы проводилось эмпирическое исследование, посвящённое изучению условий формирования гуманистической позиции в подростковом возрасте в процессе взаимодействия в команде в условиях летнего лагеря, работающего по программе подготовки волонтеров.

Пять лет (2009-2013 гг.) в поселке Каткова Щель Лазаревского и поселке Новомихайловский, Туапсинского района Краснодарского края был организован профильный лагерь, работающий по программе, которая имела официальный статус «Программа подготовки лидеров ученического самоуправления и волонтеров «Экология общения» и была реализована в рамках городской программы организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в период оздоровительной кампании г. Краснодара.

В рамках исследования нас интересовали условия, при которых у подростков происходит процесс формирования гуманистическая позиция, поэтому была поставлена педагогическая цель - создать условия, в которых подростку было бы, с одной стороны комфортно, а с другой стороны - в которых происходил бы процесс формирования гуманистической позиции. В рамках реализации этой цели среда была насыщена яркими значимыми событиями, было обеспечена полная включенность каждого участника методом «погружения» и «заражения» творческой активностью, общей заботой об окружающем мире, предполагая, что участники воспитательной программы экспедиции при помощи приобретенного опыта социально-направленной положительно окрашенной деятельности будут способны ретранслировать и распространять образцы гуманистического образа жизни в обычной своей среде.

Для этого было организовано взаимодействие подростков команде и взята за основу идея добровольной и бескорыстной заботы об улучшении окружающей жизни. Это выражалось в заботе старших о младших, и младших о старших, педагогов и вожатых о детях, детей

о взрослых, друг о друге, о лагере, об окружающей среде, о своих родителях. Забота об окружающем мире становится естественной для ребенка в результате погружения в общую атмосферы «забота каждого о каждом». Внутри команды у ребят появились свои командные цели. Цели определяют динамику функционирования команды, они абсолютно ясны всем членам группы и в значительной степени разделяются ими, то есть с ними согласны и их поддерживают все её члены. Реализация общей командной цели как некоего предвосхищаемого результата командной деятельности способствует, и реализации потребностей каждого, и в то же время соответствует общим потребностям. Т. Ю. Базаров говорит, что цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Значимость целей для команды невозможно переоценить, ведь цели определяют формальную структуру команды, ролевой состав, перечень знаний, умений и навыков, которыми должны владеть члены ко-манды. Цели лежат в основе построения отношений внутри команды, на целях базируется система мотивирования, используемая в команде, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных членов команды и команды в целом [7].

В педагогике И. П. Иванова детьми идеалы формулировалась так: «Наша цель - счастье людей, мы победим, иначе быть не может», «Каждое дело творчески! А иначе зачем?». В экспедиции идеи, установки, правила, которые формулировали старшие ребята с пятиклассниками звучали так: «Пусть думается трудно и глубоко. Пусть открываются смыслы в прочитанном. Пусть сердце учится чувствовать, а душа - быть крылатой. Пусть мечты превраща-

ются в цели, пусть сплетается кокон из трудов ваших тысячами петель. Приручать друг друга. Не бояться привязанностей. Смотреть на небо в поисках своей звезды. Всегда помнить уговор фонарщика и озарять людям путь, зажигая фонарь. Терпеливо и регулярно выходить на борьбу с баобабами. Такие внутренние установки, правила жизни отражают как личностно-значимые, так и общие командные.

Идея общей заботы оказывается мощным источником энергетики детской активности и порождает планирование ребятами коллективных творческих дел (КТД), которые связаны с решением жизненно-практических задач современного подростка, задач реального улучшения жизни на конкретном участке, в конкретной ситуации.

Основные общие дела первого этапа - благоустройство лагеря: строительство «спального района» - установка палаток, строительство «гостиной у камина», столовой, кухни, печки, «кладовых комнат» для хранения продуктов, разгрузка машины дров, строение зоны мытья столовой посуды, умывальника, душевой и т.д. Второго - сбор-рождение команд: игры на знакомство, игры на сплочение, тренинги на снятие коммуникативных барьеров. Третьего -коллективные творческие дела на командообразование, например, «Тропа доверия», «Перестроечный процесс», «Звездные часы познания», «Люди к людям» и т.д. Четвертого - сбор-планирование: командное целеполагание, командное обдумывание, командное обсуждение и утверждение законов сбора, командное планирование тематических дней по принципу «от предложения каждого к общему делу». Пятого - сбор-старт: принятие общего плана деятельности, распределение поручений и ответственности за тематические дни. Сами тематические дела построены тоже по принципу заботы друг о друге: творческие зарядки, сюрпризы, тайные и нетайные добрые дела. В основном периоде - все этапы КТД: предварительной работы, коллективного планирования и коллективной подготовки, коллективная творческая деятельность: общее организационное собрание, стадия коллективного анализа (прогностическая, оценочная, рефлексивная.

На основании результатов исследований уровня гуманистической позиции подростков в экспедиции «Экология общения» (методика, которой пользовалась Н. П. Царева, ученица и соратник И. П. Иванова в своем исследовании) [8] можно утверждать, что КТД не столько стимулируют, сколько мотивируют деятельность воспитанников. Если деятельность подростков направлена на заботу об окружающем мире, то у подростков начинают формироваться не отдельные способы деятельности, действия, умения или навыки, а психические новообразования. Они становятся основой гуманистической позиции.

М. Белбин, исследователь команд, считает, что руководителю нужно помнить правило создания эффективных команд - это точное позиционирование участников, определение каждому своего особого места и своей роли в командной работе и в своих работах предлагает к рассмотрению 8-9 социальных ролей [9]. Для организации процесса взаимодействия внутри команд подростков и команд подростков между собой, объединённых общим конкретными личностно-значимыми для каждого целью, задачами, общим делом, использовалась методика чередования традиционных поручений (ЧТП) и методика сменности социальных ролей: на этапе формирования у подростков отношения к миру, друг к другу, к делу, к своей роли, сменность поручений и сменность командиров, которая проводятся ежедневно, позволяют наиболее продуктивно осуществлять социализацию личности. Ведь за 14 дней каждому участнику экспедиции побывать в позиции «Командир» и «Исполнитель», выполняя при этом различные социальные роли: «дежурный по территории», «помощник повара», «дежур-

ный по кухне», «заготовитель дров и воды», «журналист-летописец», «организатор утренней зарядки», «звукарь» и т.д.

Ещё одним из самых важных вопросов в поиске условий, при которых происходит формирование гуманистической позиции подростков в командной деятельности, является вопрос определения позиции взрослого. Профессиональной деятельности педагога состоит не в том, чтобы прямо и непосредственно воздействовать на воспитанников, а в том, чтобы обеспечить целенаправленную организацию их деятельности в различных сферах, тем самым предоставить возможность каждому ребенку проявить свои ценные личностные качества и обогатить личный опыт социально значимым содержанием. Мы находим ответ на вопрос о позиции взрослого в педагогике И. П. Иванова: позиция СОДРУЖЕСТВА воспитателей и воспитанников, старших и младших (сотрудничества, сотворчества). В экспедиции «Экология общения» нет никаких заранее написанных педагогами и вожатыми планов, всё создается вместе, здесь и сейчас. Ведь никогда нельзя заранее предположить потенциал каждого члена команды в лагере, поэтому сначала важно вместе: и детям и взрослым пройти этап командообразования, в котором происходит «познание» друг друга, а потом создать особую атмосферу содружества, где ребята и взрослые станут единым целым, но при этом каждый останется «индивидуальностью». Известно, что сумма единиц всегда больше единицы, а сумма нулей всегда равна нулю. Вспоминаются девиз американских «морских котиков»: «Один может добиться многого, но только команда может добиться невозможного» подтверждаются и слова И. Кона: «Сила коллектива - в разнообразии и богатстве составляющих его индивидов» [10].

Для определения уровня проявления признаков гуманистической позиции был использован метод объективной характеристики по показателям и смотрели - 1) умение взаимодействовать в команде, доброжелательность, отзывчивость, помощь другим людям, 2) дисциплинированность, 3) проявление самостоятельности и активности.

По всем этим показателям самый высокий уровень: уважает членов команды, считается с их интересами и желаниями, принимает значимость иной позиции, устойчив в привязанностях, приветлив в отношениях со всеми людьми, добр, озабочен переживаниями других людей, и далеких, и близких, чувствует состояние других людей, постоянен в стремлении сочувствовать, делает это тактично, добровольно и бескорыстно помогает другим, делает это по собственному побуждению; выполняет поручения сознательно, проявляет творчество, делает любое задание своевременно, бескорыстно, добровольно, выполняет, преодолевая свое нежелание, стремиться сделать творчески, своевременно, чувствует ответственность за дело команды, побуждает к этому других, анализирует ситуацию, размышляет, как правильно поступить, ориентируется на гуманистические правила; выполняет поручения без напоминаний, своевременно, самостоятельно определяет последовательность этапов выполнения, контролирует качество работы, ориентируясь на свои взгляды и опыт, а также на гуманистические нормы, увлеченно, творчески участвует в делах команды, быстро откликается на задачи, поставленные перед командой, придумывает пути их решения, создавая при этом новые варианты известных решений обнаружен у ребят, которые более 3 лет являются участниками экспедиции «Экология общения».

Уровни проявления гуманистической позиции в социально значимой деятельности мы также измеряли по показателям: активность в делах, мотивы участия. Характеристика: участвует во всех делах, самостоятельно ищет объекты заботы, предлагает добрые дела, организует

их, привлекает к их реализации своих друзей и знакомых, участвует бескорыстно, искренне, по собственному желанию, организует «тайные» волонтерские дела, где не будет ни наград, ни благодарностей, как и остальные высокие показатели по предыдущим критериям обнаружилась у большинства участников, опыт которых в «Экологии общения» больше 4 лет.

Кроме этого данные использовались также как показатель влияния социально полезной деятельности на формирование гуманистической позиции, так как личный опыт участия в совместной деятельности давал подросткам возможность глубже и разностороннее увидеть членов своей команды, а, следовательно, и оценить проявления гуманистической позиции. В определении влияния социально значимой деятельности подростков использовалась опорная ситуация планирования первых дел в своей школе и за её пределами по возвращении из экспедиции. Подростки отвечали на следующие вопросы: что ты предлагаешь сделать всем вместе для окружающих людей (в школе, на улице, в детских домах или в любом другом месте), какие дела предлагаешь провести для своей организации, класса, школы, для своей семьи, чему можешь научить других ребят, которые только пришли в команду, чему хочешь научиться в команде сам?

В ответах на эти вопросы у большинства участников проявился высокий уровень умения подростков самостоятельно выбрать из приобретенного опыта нужное и полезное для людей, способность и умение лично что-то делать для других людей, умение увидеть дело, нужное людям, и потребность осуществлять его в командном усилии, т.е. не просто любить и хорошо относится к людям, а проявлять действенную заботу о них, при этом дети должны были написать, почему они предлагают то или иное дело, т.е. мотивировать свое предложение.

Остановимся на одном из показателей сформированности гуманистической позиции -осознанное социальное творчество, инициация и реализация волонтерских проектов.

Рассматривая социальное творчество как современную форму реализации идей педагогики Н. П. Царёва отмечает, что социальный проект приучает к взаимодействию с властью, к строгому учёту возможных ресурсов, в нем жесткое соподчинение во взаимодействии членов проектной .

Социальное творчество последовательно расширяет и укрепляет ценностно-смысловые сферы личности, что создаёт благоприятные условия для социализации подростка, а главное, развивает способности оценивать и сознательно выстраивать систему личностных отношений к себе, к другим людям, к обществу, к родине и, конечно, укрепляет в осознании ценности труда, без которого невозможно осуществление никаких преобразований. Сущность коллективного творческого воспитания, заключена в идее общей заботы воспитателей и воспитанников об улучшении окружающей жизни и самого себя, как творца и созидателя этой жизни. Это, на наш взгляд, вечная идея, потому что в ней заключён гуманный смысл совершенствования жизни общества, где сам человек активный созидатель, осознанно преобразующий жизненное пространство во благо людей [11].

В перечне реализованных участниками экспедиции «Экология общения» много волонтерских проектов, добрых «тайных» дел, ведь забота о людях стала образом жизни для некоторых. Например: проект «Чтобы помнили», о котором 5 мая 2012 года был репортаж на

1 канале в программе «Новости». Суть проекта в том, что ребята любительскими камерами снимали свои короткометражные фильмы о ветеранах войны и, записывая их голоса, просили сказать напутственные слова тем, кто будет встречать столетие со дня Победы. Потом фильм сами монтировали и передавали Совету ветеранов края. К ежегодным традиционным

делам можно отнести организацию и проведение праздников для детей-инвалидов специализированной школе для детей с ограниченными возможностями к новому году и ко Дню инвалида, ко дню Защитника Отечества. Регулярными уже давно стали благотворительные акции в геронтологическом центре «Екатеринодар», в приюте «Авис», для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, для детей онкологического отделения краевой детской больницы и т.д.

Результаты исследования позволяют вычленить некоторые условия, при которых происходит формирование гуманистической позиции у подростков в процессе взаимодействия в команде, отражающейся в деятельностной, бескорыстной заботе об окружающем мире:

основная идея, ставшая общей командной и личной целью - бескорыстная забота каждого о каждом, об окружающем мире, о людях близких и далеких основной;

формы деятельности - КТД, которые связаны с решением жизненно-практических задач современного подростка, задач реального улучшения жизни на конкретном участке, в конкретной ситуации;

взаимодействие в группе подростков, объединённых общим конкретными личностнозначимыми для каждого целью, задачами, общим делом, в котором подросток чувствует себя защищённым и значимым, организовано по принципу - «от предложения каждого к общему делу», позволяющий подростками самостоятельного планировать, обсуждать, готовить, проводить, анализировать сделанное, используя методику ЧТП, сменности социальных ролей;

особый тип воспитательных отношений, при котором позиция педагога - позиция старшего члена команды, с теми же обязанностями и правами, что и всех остальных членов команды, при которой главное - бережное отношение к особенностям личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011.

2. Максимова Е. А. Групповое взаимодействие как условие профессиональной подготовки студентов // Материалы международной научно-практической конференции 7 февраля 2005 г. Саратов: Изд-во Ла-танова В. П., 2005. С. 92-96.

3. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 223 с.

4. Смит Д. Добровольцы - капитал будущего? // Курьер ЮНЕСКО. июнь 2001. С. 29-32.

5. Онищенко Э. В. Коммунарское движение как феномен отечественного образования // Карминские чтения - 2013: Материалы Междунар. науч. конф. «Философия, психология, педагогика развития социальной активности и творчества личности» СПб.: Айсинг, 2013. С. 39-41.

6. Ситников В. Л. Педагогика заботы - источник гуманистической психологии командообразования // Карминские чтения - 2013: Материалы Междунар. науч. конф. «Философия, психология, педагогика развития социальной активности и творчества личности» СПб.: Айсинг, 2013. С. 55-66.

7. Базаров Т. Управленческие команды // Консультант директора. 1998. №2(62). С. 17-24.

8. Царёва Н. П. Воспитание заботливого отношения к людям у младших школьников: дис... канд. пед. наук. Л., 1981.

9. Белбин Р. М. Команды менеджеров. Манн, Иванов и Фербер, 2009. 238 с.

10. Кон И. С. Психология социальной энерции // Коммунист. 1988. №1(62). С. 65.

11. Царёва Н. П. Социальное творчество как современная форма реализации идей коммунарской педагогики // Карминские чтения - 2013: Материалы Междунар. науч. конф. «Философия, психология, педагогика развития социальной активности и творчества личности» СПб.: Айсинг, 2013. С. 78.

Поступила в редакцию 18.02.2014 г.

FORMATION OF THE HUMANISTIC POSITION OF A TEENAGER IN THE COURSE OF COLLECTIVE ACTIVITY

© G. V. Kovtun

Kuban State University 149 Stavropolskaya St., 350040 Krasnodar, Russia.

E-mail: kovtun-galina@yandex.ru

The pedagogical conditions for the formation of a humanistic position of a teenager in the process of interaction in the team are examined on the basis of implementation of the ideas of pedagogy and methods of

I. P. Ivanov in the conditions of summer camp, working on the training program for volunteers. The results of experimental work allow ascertaining of the formation of humanistic values of teenager included in the process of social creativity aimed at the unselfish concern about the society.

Keywords: humanist position, teen, teamwork, social activities, volunteering.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at edit@libartrus.com if you need translation of the article.

Please, cite the article: Kovtun G. V. Formation of the Humanistic Position of a Teenager in the Course of Collective Activity / / Liberal Arts in Russia. 2014. Vol. 3. No. 2. Pp. 114-121.

REFERENCES

1. Entsiklopedicheskiislovar’ [Encyclopedia]. Ed. A. A. Bodaleva. Moscow: Kogito-Tsentr, 2011.

2. Maksimova E. A. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 7 fevralya 2005 g. Saratov: Izd-vo Latanova V. P., 2005. Pp. 92-96.

3. Grigor'ev D. V. Vneurochnaya deyatel’nost’ shkol’nikov. Metodicheskii konstruktor: posobie dlya uchitely [Extracurricular Activities of Pupils. Methodical Construction Set: Guide for Teachers]. Moscow: Prosveshchenie, 2010.

4. Smit D. Kur’er YuNESKO. iyun' 2001. Pp. 29-32.

5. Onishchenko E. V. Karminskie chteniya - 2013: Materialy Mezhdunar. nauch. konf. «Filosofiya, psikhologiya,

pedagogika razvitiya sotsial'noi aktivnosti i tvorchestva lichnosti» Saint Petersburg: Aising, 2013. Pp. 39-41.

6. Sitnikov V. L. Karminskie chteniya - 2013: Materialy Mezhdunar. nauch. konf. «Filosofiya, psikhologiya, pedagogika razvitiya sotsial'noi aktivnosti i tvorchestva lichnosti» Saint Petersburg: Aising, 2013. Pp. 55-66.

7. Bazarov T. Konsul’tant direktora. 1998. No. 2(62). Pp. 17-24.

8. Tsareva N. P. Vospitanie zabotlivogo otnosheniya k lyudyam u mladshikh shkol’nikov: dis. ... kand. ped. nauk. L.,

1981.

9. Belbin R. M. Komandy menedzherov [Management Teams]. Mann, Ivanov i Ferber, 2009.

10. Kon I. S. Kommunist. 1988. No. 1(62). Pp. 65.

11. Tsareva N. P. Karminskie chteniya - 2013: Materialy Mezhdunar. nauch. konf. «Filosofiya, psikhologiya, pedagogika razvitiya sotsial'noi aktivnosti i tvorchestva lichnosti» Saint Petersburg: Aising, 2013. Pp. 78.

Received 18.02.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.