Научная статья на тему 'Условия формирования гуманистической позиции подростка в процессе взаимодействия в команде'

Условия формирования гуманистической позиции подростка в процессе взаимодействия в команде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / HUMANIST POSITION / ПОДРОСТОК / TEEN / КОМАНДА / TEAM / КОМАНДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL ACTIVITIES / ВОЛОНТЕРСТВО / TEAMWORK / VOLUNTEERING.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковтун Галина Владимировна

Рассматриваются педагогические условия формирования гуманистической позиции подростков в процессе взаимодействия в команде на основе методики И.П. Иванова. Представлены результаты опытной работы в условиях летнего лагеря, работающего по программе подготовки волонтеров, которые позволяют констатировать факт формирования гуманистических ценностей подростка при включении их в процесс социального творчества, направленного на бескорыстную заботу об окружающем мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF FORMATION HUMANIST POSITION OF TEENAGERS IN THE TEAM COLLABORATION

Under the consideration, is the formation of the humane position of teenagers in the team relationship context on the basis of I.P.Ivanov teaching. On display are the results of the experimental work in a summer camp context, in accordance with volunteer training program, which confirms the fact of the formation of the humane position of teenagers when involved in social creativity aimed at the unconditional concern the social environment.

Текст научной работы на тему «Условия формирования гуманистической позиции подростка в процессе взаимодействия в команде»

УДК 37.013.46

Г.В. Ковтун

условия формирования гуманистической позиции подростка

в процессе взаимодействия в команде

КОВТУН Галина Владимировна — аспирант кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования факультета управления Кубанского государственного университета.

Россия, 350040, Краснодар, Ставропольская ул., 149

e-mail: kovtun-galina@yandex.ru

Аннотация

Рассматриваются педагогические условия формирования гуманистической позиции подростков в процессе взаимодействия в команде на основе методики И.П. Иванова. Представлены результаты исследования, проведенного в условиях летнего лагеря, работавшего по программе подготовки волонтеров. Они позволяют констатировать факт формирования гуманистических ценностей у подростков при включении их в процесс социального творчества, направленного на бескорыстную заботу об окружающем мире.

Ключевые слова

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ; ПОДРОСТОК; КОМАНДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ; СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ВОЛОНТЕРСТВО.

Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует умения решать возникающие новые нестандартные задачи. Развивающемуся современному обществу нужны образованные люди, с одной стороны, могущие самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью и при этом способные к сотрудничеству, умеющие работать в команде, с другой стороны, обладающие устойчивой системой отношений к определенным сторонам действительности, основанных на принципах гуманизма.

Задача формирования гуманистической позиции актуализируется в современной образовательной практике, особенно в подростковом возрасте, так как именно этот период характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском своего места в обществе. Известно, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение, т. е. «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порож-

даемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию» [1], а высшей формой развития совместной деятельности, которой присущи наличие согласованных и принятых целей, ценностей и норм совместной деятельности, сплоченность и адаптивность поведения каждого по отношению к другим, развитая гибкая коммуникация и ролевая структура, высокий уровень самоконтроля, в которой подросток чувствует себя личностью во всем многообразии его особенностей и потребностей, — команда, поэтому естественной средой для подростка будет взаимодействие в команде.

Понятие «команда» определяется как высший уровень развития группы, совместная деятельность которой построена с опорой на индивидуальные особенности, достижения каждого и с ориентацией на общий успех. При этом индивидуальные достижения зависят от эффективного взаимодействия членов команды при сохранении ими своей индивидуальности. Для членов команды характерна совместимость личностно и профессионально значимых целей,

что создает основу для высокой сплоченности, интеллектуального сотрудничества и позволяет чувствовать ответственность за успешность результатов совместной деятельности [2].

Командное взаимодействие — особый тип взаимоотношений, основанный на личностном принятии друг друга, взаимном уважении и признании, высоком уровне мотивации, общих групповых ценностях и разностороннем деловом сотрудничестве, характерном для членов команды. В обобщенном варианте командное взаимодействие содержит непременно три характеристики: «общую цель», «взаимодействие в деятельности», «общий результат», достигнутый в этом процессе.

Из всех видов совместной деятельности (практическая, духовная, социальная, социально-преобразующая и т. д.) в рамках нашего исследования использовалось социальное творчество как высшая форма социальной деятельности. Под социальным творчеством подростков понимается добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью [3]. Понятие «добровольчество», а в современной западной социологии термин «волонтерство» (Voluntееrism), применяется для обозначения движения, зародившегося в XIX веке. Добровольческий труд в современном понимании выступает как деятельность, осуществляемая людьми добровольно на безвозмездной основе и направленная на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества [4]. Рассмотрим возможность формирования гуманистической позиции у подростков в командном взаимодействии в волонтерской деятельности, добровольчестве. В отечественной педагогике идеи волонтерства можно связывать с ведущей идеей педагогики И.П. Иванова — «бескорыстная забота об окружающем мире».

Возрастание интереса общества к проблемам образования перемещает понятие «педагогика заботы» из сферы изучения и анализа узкого круга специалистов в сферу государственной политики, делает его предметом ши-

роких общественных, профессиональных и научных дискуссий, поэтому педагогическое наследие академика Игоря Петровича Иванова (1923—1992) становится актуальным направлением модернизации современной системы образования в России. В работе Э.В. Онищенко отмечается, что созданная И.П. Ивановым в 1950-60-х годах педагогика может стать основанием для внесения в образовательный процесс новых способов организации привлекательной для учащихся деятельности на основе принципа общей творческой заботы об улучшении окружающей жизни в условиях совместной работы единого детского коллектива [5].

В.Л. Ситников определяет «педагогику заботы» как источник гуманистической психологии командообразования. В своей работе [6] он называет панацеей для организаций любого уровня создание команды, которая смогла бы безболезненно и без напряжения устранить все проблемы и обеспечить ускорение развития человека, общества. Это вполне закономерно, так как общественное развитие идет по спирали. На новом витке истории, решая новые проблемы, мы снова, забыв отечественный уникальный опыт, натыкаемся на новые старые грабли. Анализ процессов, происходящих в эффективно развивающихся странах, показал, что наиболее результативно развиваются страны, экономики, опирающиеся на принципы коллективизма и гуманизма по отношению к отдельной личности.

В контексте этой проблемы проводилось эмпирическое исследование, посвященное изучению условий формирования гуманистической позиции в подростковом возрасте в процессе взаимодействия в команде в условиях летнего лагеря, работавшего по программе подготовки волонтеров.

В течение пяти лет (с 2009 по 2013 год) в поселке Каткова Щель Лазаревского района и в поселке Новомихайловский Туапсинского района Краснодарского края находился профильный лагерь, работавший по Программе подготовки лидеров ученического самоуправления и волонтеров «Экология общения». Она ре-ализовывалась в рамках городской программы организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в период оздоровительной кампании города Краснодара.

В рамках исследования нас интересовали условия, при которых у подростков происходит

процесс формирования гуманистической позиции, поэтому была поставлена педагогическая цель — создать условия, в которых, с одной стороны, подростку было бы комфортно, а с другой — происходил бы процесс формирования гуманистической позиции. В рамках реализации этой цели среда была насыщена яркими значимыми событиями, обеспечивалась полная включенность каждого участника методом «погружения» и «заражения» творческой активностью, общей заботой об окружающем мире. Предполагалось, что участники воспитательной программы экспедиции при помощи приобретенного опыта социально направленной и положительно окрашенной деятельности будут способны ретранслировать и распространять образцы гуманистического образа жизни в обычной своей среде.

Для этого было организовано взаимодействие подростков в команде и взята за основу идея добровольной и бескорыстной заботы об улучшении окружающей жизни. Это выражалось в заботе старших о младших, младших о старших, педагогов и вожатых о детях, детей о взрослых, друг о друге, о лагере, об окружающей среде, о своих родителях. Забота об окружающем мире становилась естественной для ребенка в результате погружения в общую атмосферу «заботы каждого о каждом». Внутри команды у ребят появились свои командные цели, определявшие динамику функционирования команды. Эти цели были абсолютно ясны всем членам группы и в значительной степени разделялись ими, т. е. с ними были согласны и их поддерживали все ее члены. Реализация общей командной цели как некоего предвосхищаемого результата командной деятельности способствует реализации потребностей каждого и в то же время соответствует общим потребностям. Т.Ю. Базаров отмечает, что цели — это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Значимость целей для команды невозможно переоценить, ведь цели определяют ее формальную структуру, ролевой состав, перечень знаний, умений и навыков, которыми должны владеть члены команды. Цели лежат в основе построения отношений внутри команды, на них базируется система мотивирования, используемая в команде, наконец, цели

являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных членов команды и команды в целом [7].

В педагогике И.П. Иванова детьми идеалы формулировалась так: «Наша цель — счастье людей, мы победим, иначе быть не может», «Каждое дело творчески! А иначе зачем?» В экспедиции идеи, установки, правила, которые формулировали старшие ребята с пятиклассниками, звучали так: «Пусть думается трудно и глубоко. Пусть открываются смыслы в прочитанном. Пусть сердце учится чувствовать, а душа — быть крылатой. Пусть мечты превращаются в цели, пусть сплетается кокон из трудов ваших тысячами петель. Приручать друг друга. Не бояться привязанностей. Смотреть на небо в поисках своей звезды. Всегда помнить уговор фонарщика и озарять людям путь, зажигая фонарь. Терпеливо и регулярно выходить на борьбу с баобабами». Такие внутренние установки, правила жизни отражают как личностно значимые, так и общие командные потребности.

Идея общей заботы оказывается мощным источником энергетики детской активности и порождает планирование ребятами коллективных творческих дел (КТД), которые связаны с решением жизненно-практических задач современного подростка, задач реального улучшения жизни на конкретном участке, в конкретной ситуации.

Основные общие дела:

I этап — благоустройство лагеря, строительство «спального района»: установка палаток, строительство «гостиной у камина», столовой, кухни, печки, «кладовых комнат» для хранения продуктов, разгрузка машины дров, строение зоны мытья столовой посуды, умывальника, душевой и т. д.

II этап — сбор-рождение команд: игры на знакомство, игры на сплочение, тренинги на снятие коммуникативных барьеров.

III этап — коллективные творческие дела на командообразование, например «Тропа доверия», «Перестроечный процесс», «Звездные часы познания», «Люди к людям» и т. д.

IV этап — сбор-планирование: командное целеполагание, командное обдумывание, командное обсуждение и утверждение законов сбора, командное планирование тематических дней по принципу «от предложения каждого к общему делу».

V этап — сбор-старт: принятие общего плана деятельности, распределение поручений и ответственности за тематические дни.

Сами тематические дела построены тоже по принципу заботы друг о друге: творческие зарядки, сюрпризы, тайные и нетайные добрые дела. В основном периоде — все этапы КТД: предварительной работы, коллективного планирования и коллективной подготовки, коллективная творческая деятельность (общее организационное собрание, стадия коллективного анализа — прогностическая, оценочная, рефлексивная).

На основании результатов исследований уровня гуманистической позиции подростков в экспедиции «Экология общения» (методика, которой пользовалась Н.П. Царёва, ученица и соратник И.П. Иванова, в своем исследовании) [8] можно утверждать, что КТД не столько стимулируют, сколько мотивируют деятельность воспитанников. Если деятельность подростков направлена на заботу об окружающем мире, то у подростков начинают формироваться не отдельные способы деятельности, действия, умения или навыки, а психические новообразования. Они становятся основой гуманистической позиции.

Р.М. Белбин, исследователь команд, считает, что руководителю нужно помнить правило создания эффективных команд — точное позиционирование участников, определение каждому своего особого места и своей роли в командной работе, — и в своих работах предлагает к рассмотрению 8-9 социальных ролей [9]. Для организации процесса взаимодействия внутри команд подростков и команд подростков, объединенных общими конкретными лич-ностно значимыми для каждого целью, задачами, общим делом, между собой использовались методика чередования традиционных поручений (ЧТП) и методика сменности социальных ролей. На этапе формирования у подростков отношения к миру, друг к другу, к делу, своей роли сменность поручений и сменность командиров, которые проводятся ежедневно, позволяют наиболее продуктивно осуществлять социализацию личности. Ведь за 14 дней каждому участнику экспедиции довелось побывать в позициях «командир» и «исполнитель» и выполнять при этом различные социальные роли: «дежурный по территории», «помощник пова-

ра», «дежурный по кухне», «заготовитель дров и воды», «журналист-летописец», «организатор утренней зарядки», «звукарь» и т. д.

Еще одним из самых важных вопросов в поиске условий, при которых происходит формирование гуманистической позиции подростков в командной деятельности, является вопрос определения позиции взрослого. Задача профессиональной деятельности педагога состоит не в том, чтобы прямо и непосредственно воздействовать на воспитанников, а в том, чтобы обеспечить целенаправленную организацию их деятельности в различных сферах, тем самым предоставить возможность каждому ребенку проявить свои ценные личностные качества и обогатить личный опыт социально значимым содержанием. Мы находим ответ на вопрос о позиции взрослого в педагогике И.П. Иванова: позиция СОДРУЖЕСТВА воспитателей и воспитанников, старших и младших (сотрудничества, сотворчества). В экспедиции «Экология общения» не было никаких заранее написанных педагогами и вожатыми планов, всё создавалось вместе, здесь и сейчас. Ведь никогда нельзя заранее предположить потенциал каждого члена команды в лагере, поэтому сначала важно детям и взрослым вместе пройти этап командообразо-вания, в котором происходит «познание» друг друга, а потом создать особую атмосферу содружества, где ребята и взрослые станут единым целым, но при этом каждый останется «индиви-дуальностью».Известно, что сумма единиц всегда больше единицы, а сумма нулей всегда равна нулю. Вспоминается девиз американских «морских котиков»: «Один может добиться многого, но только команда может добиться невозможного». Подтверждаются и слова И.С. Кона: «Сила коллектива — в разнообразии и богатстве составляющих его индивидов» [10, с. 65].

Для определения уровня проявления признаков гуманистической позиции был использован метод объективной характеристики по показателям: 1) умение взаимодействовать в команде, доброжелательность, отзывчивость, помощь другим людям; 2) дисциплинированность; 3) проявление самостоятельности и активности.

По всем этим показателям самый высокий уровень — уважает членов команды, считается с их интересами и желаниями; принимает значимость иной позиции; устойчив в привязанностях; приветлив в отношениях со всеми людьми;

добр, озабочен переживаниями других людей, и далеких, и близких; чувствует состояние других людей; постоянен в стремлении сочувствовать, делает это тактично; добровольно и бескорыстно помогает другим, делает это по собственному побуждению; выполняет поручения сознательно; проявляет творчество; делает любое задание своевременно, бескорыстно, добровольно; выполняет, преодолевая свое нежелание; стремится сделать творчески, своевременно; чувствует ответственность за дело команды, побуждает к этому других; анализирует ситуацию; размышляет, как правильно поступить; ориентируется на гуманистические правила; выполняет поручения без напоминаний, своевременно; самостоятельно определяет последовательность этапов выполнения; контролирует качество работы, ориентируясь на свои взгляды и опыт, а также на гуманистические нормы; увлеченно, творчески участвует в делах команды; быстро откликается на задачи, поставленные перед командой; придумывает пути их решения, создавая при этом новые варианты известных решений, — обнаружен у ребят, которые более 3 лет являлись участниками экспедиции «Экология общения».

Уровни проявления гуманистической позиции в социально значимой деятельности мы также измеряли по показателям: активность в делах, мотивы участия. Участвует во всех делах, самостоятельно ищет объекты заботы, предлагает добрые дела, организует их, привлекает к их реализации своих друзей и знакомых, участвует бескорыстно, искренне, по собственному желанию, организует «тайные» волонтерские дела, где не будет ни наград, ни благодарностей, — такая характеристика, как и высокие показатели по другим критериям, обнаружилась у большинства участников, опыт которых в «Экологии общения» более 4 лет.

Кроме того, данные использовались и как показатель влияния социально полезной деятельности на формирование гуманистической позиции, ведь личный опыт участия в совместной деятельности давал подросткам возможность глубже и разностороннее увидеть членов своей команды, а следовательно, и оценить проявления гуманистической позиции. В определении влияния социально значимой деятельности подростков использовалась опорная ситуация планирования первых дел в своей школе

и за ее пределами по возвращении из экспедиции. Подростки отвечали на следующие вопросы: Что ты предлагаешь сделать всем вместе для окружающих людей (в школе, на улице, в детских домах или в любом другом месте)? Какие дела предлагаешь провести для своей организации, класса, школы, для своей семьи? Чему можешь научить других ребят, которые только пришли в команду? Чему хочешь научиться в команде сам?

В ответах на эти вопросы у большинства подростков проявились: высокий уровень умения самостоятельно выбрать из приобретенного опыта нужное и полезное для людей; способность и умение лично что-то делать для других людей; умение увидеть дело, нужное людям, и потребность осуществлять его в командном усилии, т. е. не просто любить и хорошо относиться к людям, а проявлять действенную заботу о них. При этом участники должны были написать, почему они предлагают то или иное дело, т. е. мотивировать свое предложение.

Остановимся на одном из показателей сформированности гуманистической позиции — осознанное социальное творчество, инициация и реализация волонтерских проектов.

Рассматривая социальное творчество как современную форму реализации идей педагогики, Н.П. Царёва отмечает, что оно последовательно расширяет и укрепляет ценностно-смысловые сферы личности. Это создает благоприятные условия для социализации подростка, а главное, развивает способности оценивать и сознательно выстраивать систему личностных отношений к себе, другим людям, обществу, к родине и, конечно, укрепляет в осознании ценности труда, без которого невозможно осуществление никаких преобразований. Сущность коллективного творческого воспитания заключена в идее общей заботы воспитателей и воспитанников об улучшении окружающей жизни и самого себя как творца и созидателя этой жизни. Это, по мнению Н.П. Царёвой, вечная идея, потому что в ней заключен гуманный смысл совершенствования жизни общества, где сам человек — активный созидатель, осознанно преобразующий жизненное пространство во благо людей [11].

В перечне реализованных участниками экспедиции «Экология общения» задач много волонтерских проектов, добрых «тайных» дел,

ведь забота о людях стала для некоторых из них образом жизни. Например, проект «Чтобы помнили», о котором 5 мая 2012 года был репортаж на 1-м канале телевидения в программе «Новости». Суть проекта в том, что ребята любительскими камерами снимали свои короткометражные фильмы о ветеранах войны и, записывая их голоса, просили сказать напутственные слова тем, кто будет встречать 100-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Потом фильм сами смонтировали и передали Совету ветеранов края. К ежегодным традиционным делам можно отнести организацию и проведение праздников для детей-инвалидов в специализированной школе для детей с ограниченными возможностями к Новому году, Дню инвалида и Дню защитника Отечества. Регулярными уже давно стали благотворительные акции в геронтологическом центре «Екатеринодар», в приюте «Авис», для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, для детей онкологического отделения краевой детской больницы и т. д.

Результаты исследования позволяют вычленить условия, при которых происходит формирование гуманистической позиции у подростков в процессе взаимодействия в команде,

отражающейся в деятельностной и бескорыстной заботе об окружающем мире:

1) основная идея, ставшая общей командной и личной целью, — бескорыстная забота каждого о каждом, об окружающем мире, о людях близких и далеких;

2) формы деятельности — КТД, которые связаны с решением жизненно-практических задач современного подростка, задач реального улучшения жизни на конкретном участке, в конкретной ситуации;

3) взаимодействие в группе подростков, объединенных общим конкретными личностно-значимыми для каждого целью, задачами, общим делом, в котором подросток чувствует себя защищенным и значимым, организовано по принципу «от предложения каждого к общему делу», что позволяет подросткам самостоятельного планировать, обсуждать, готовить, проводить, анализировать сделанное, используя методику ЧТП, сменности социальных ролей;

4) особый тип воспитательных отношений: позиция педагога — это позиция старшего члена команды, с теми же обязанностями и правами, что и у всех остальных членов команды, при которой главное — бережное отношение к особенностям личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011.

2. Максимова Е.А. Групповое взаимодействие как условие профессиональной подготовки студентов // Материалы Междунар. науч.-практ. конф., 7 февраля 2005 г. Саратов: Изд-во В.П. Латанова, 2005. С. 92-96.

3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособ. для учителя. М.: Просвещение, 2010. 223 с.

4. Смит Д. Добровольцы — капитал будущего? Курьер ЮНЕСКО. 2001. Июнь. С. 29—32.

5. онищенко Э.В. Коммунарское движение как феномен отечественного образования // Кармин-ские чтения — 2013: материалы Междунар. науч. конф. «Философия, психология, педагогика развития социальной активности и творчества личности». СПб.: Айсинг, 2013. С. 39—41.

6. Ситников В.Л. Педагогика заботы — источник гуманистической психологии командообразова-ния // Там же. С. 54—65.

7. Базаров Т.Ю. и др. Управленческие команды // Консультант директора. 1998. № 2 (62). С. 17—24.

8. Царёва Н.П. Воспитание заботливого отношения к людям у младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. Л., 1981.

9. Белбин Р.М. Команды менеджеров. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009. 238 с.

10. Кон И.С. Психология социальной энер-ции // Коммунист. 1988. № 1 (62). С. 64-75

11. Царёва Н.П. Социальное творчество как современная форма реализации идей коммунарской педагогики // Карминские чтения — 2013: материалы Междунар. науч. конф. «Философия, психология, педагогика развития социальной активности и творчества личности». СПб.: Айсинг, 2013. С. 77—84.

G.V. Kovtun

conditions of formation humanist position of teenagers in the team collaboration

kovtun Galina V. - Kuban State University.

Stavropol'skaya ul., 149, Krasnodar, 350040, Russia

e-mail: kovtun-galina@yandex.ru

Abstract

Under the consideration, is the formation of the humane position of teenagers in the team relationship context on the basis of I.P. Ivanov teaching. On display are the results of the experimental work in a summer camp context, in accordance with volunteer training program, which confirms the fact of the formation of the humane position of teenagers when involved in social creativity aimed at the unconditional concern the social environment.

Keywords

HUMANIST POSITION; TEEN; TEAMWORK; SOCIAL ACTIVITIES; VOLUNTEERING.

REFERENCES

1. Entsiklopedicheskiy slovar' [Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Kogito-Tsentr Publ., 2011. (In Russ.)

2. Maksimova Ye.A. [Group interaction as a condition of professional training of students]. Materialy Mezh-dunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 7 fevralya 2005 g. [Materials of the international scientific-practical conference, February 7, 2005]. Saratov, V.P. Latanov Publ., 2005, pp. 92-96. (In Russ.)

3. Grigoryev D.V., Stepanov P.V Vneurochnaya de-yatelnostshkolnikov. Metodicheskiy konstruktor [Extracurricular activities of students. Methodical designer]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2010. 223 p. (In Russ.)

4. Smit D. [Volunteers are equity of the future?]. Kuryer YuNESKO, 2001, iyun'. - Courier UNESCO, 2001, June, pp. 29-32. (In Russ.)

5. Onishchenko E.V [Communard movement as a phenomenon of national education]. Karminskiye chteniya — 2013: Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii "Filosofiya, psikhologiya, pedagogika razvitiya sotsialnoy aktivnosti i tvorchestva lichnosti" [Karminsk readings — 2013: Proceedings of the Intern. scientific. conf. "Philosophy, psychology, pedagogy of social activity and creative personality"]. St. Petersburg, Aysing Publ., 2013. Pp. 39-41. (In Russ.)

6. Sitnikov V.L. [Pedagogy concerns the source of humanistic psychology teambuilding]. Karminskiye chteniya — 2013: materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy

konferentsii "Filosofiya, psikhologiya, pedagogika razvitiya sotsialnoy aktivnosti i tvorchestva lichnosti" [Karminsk readings — 2013: Proceedings of the Intern. scientific. conf. "Philosophy, psychology, pedagogy of social activity and creative personality"]. St. Petersburg, Aysing Publ., 2013. Pp. 54-65. (In Russ.)

7. Bazarov T.Yu. and others. [Management teams]. Konsul'tant direktora. — Director's Consultant, 1998, no 2 (62), pp. 17—24. (In Russ.)

8. Tsareva N.P. Vospitaniye zabotlivogo otnosheniya k lyudyam u mladshikh shkolnikov. Cand. diss. [Nurturing a caring attitude towards people in primary school children. Cand. Diss.]. Leningrad, 1981. (In Russ.)

9. Belbin R.M. Komandy menedzherov [Teams of managers]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2009. 238 p. (In Russ.)

10. Kon I.S. [Psychology of social inertia]. Kommunist. — Communist, 1988, no 1 (62), pp. 64—75. (In Russ.)

11. Tsareva N.P. [Social creativity as a modern form of realization of ideas Kommunarskiy pedagogy]. Karminskiye chteniya — 2013: materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii "Filosofiya, psikhologiya, pedagogika razvitiya sotsialnoy aktivnosti i tvorchestva lichnosti" [Karminsk readings — 2013: Proceedings of the Intern. scientific. conf. "Philosophy, psychology, pedagogy of social activity and creative personality"]. St. Petersburg, Aysing Publ., 2013, pp. 77—84. (In Russ.)

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.