Научная статья на тему 'Социальное творчество как современный способ реализации идей коллективного творческого воспитания'

Социальное творчество как современный способ реализации идей коллективного творческого воспитания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
695
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ЗАБОТА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / COLLECTIVE ORGANISATION OF ACTIVITY / COLLECTIVE CREATIVE ACTIVITY / COMMON CREATIVE CIVIL CONCERN / SOCIAL PROJECT / SOCIAL WORK.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цар Ёва Надежда Павловна

Статья посвящена рассмотрению развития идей коллективного творческого воспитания, особенностям методики организации коллективных творческих дел, роли методики в социальном творчестве. Представлен сравнительный анализ организации коллективного творческого дела и социального проекта, дана характеристика основных проявлений социального творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social work as a modern method of realization of ideas of collective creative education

This article is about the development of ideas of collective creative education, peculiarities of methods of organization of collective creative activities, the role of these methods in social work. The article presents a comparative analysis of organization of collective activities and a social project, gives a description of basic expressions of social work.

Текст научной работы на тему «Социальное творчество как современный способ реализации идей коллективного творческого воспитания»

УДК 376.112.4

Н.П. Царёва

социальное творчество как современный способ реализации идей коллективного творческого воспитания

ЦАРЁВА Надежда Павловна — доцент кафедры развития дополнительного образования детей Ленинградского областного института развития образования; кандидат педагогических наук.

Россия, 197136, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 25а, лит. А

e-mail: [email protected]

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению развития идей коллективного творческого воспитания, особенностям методики организации коллективных творческих дел, роли методики в социальном творчестве. Представлен сравнительный анализ организации коллективного творческого дела и социального проекта, дана характеристика основных проявлений социального творчества.

Ключевые слова

КОЛЛЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОБЩАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ЗАБОТА; СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ; СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Творчество по своей природе отражает способность человека изменять, преобразовывать, создавать нечто новое.

Исследователи творческих способностей человека обращают наше внимание на то, что всякое творчество по своей сущности социально, так как именно в обществе развиваются и реализуются способности человека, формируется социальный спрос на то или иное новшество, удовлетворяются социальные потребности в данном новшестве, находится потребитель данного нового [1].

Понятие «социальное творчество» вошло в отечественную педагогическую науку в середине 1980-х годов, однако исследования этого явления имеют многолетнюю историю.

На разных исторических этапах развития страны менялись подходы педагогической науки к исследованию проблем, связанных со становлением активной жизненной позиции, участием детей в преобразовании окружающей действительности. Среди этих исследований особое место занимает научный поиск творческих коллективов, которые в разное время возглавлял И.П. Иванов [2]. Данный научный поиск имеет свою историю, отражающую ста-

новление и развитие в нашем обществе такого феномена, как социальное творчество.

Знакомство с историей вопроса предполагает рассмотрение его в конкретно-историческом контексте. История началась в 1950-е годы, когда в социальных условиях хрущевской оттепели были продекларированы лозунги активного участия граждан в строительстве коммунизма. Этот период открыл ряд достаточно широких возможностей для реального преобразования действительности. Своего преобразования ждали и общественные организации. Существовал огромный провал между содержанием официальных документов, призывавших к инициативе и самостоятельности, и реальным состоянием дел в отрядах и пионерских дружинах. Поиск решения данной проблемы привлекал возвышенностью идеи, борьба с косностью и формализмом придавала уверенности в правоте поставленных вопросов. Требовалась научная среда, в которой оказывалась бы поддержка этому поиску. Такая среда и была создана Б.Г. Ананьевым в НИИ педагогики АПН СССР. В этот институт стекались творческие люди, готовые к неординарному решению научных проблем. Именно здесь в мае 1953 года стал

аспирантом И.П. Иванов. Логика научного исследования потребовала объединения усилий науки и практики, а потому был создан творческий коллектив — Союз энтузиастов (СЭН), в который вошли старшие пионерские вожатые, не желавшие мириться с формализмом в деятельности пионерской организации [2].

Задачи, которые поставили перед собой сэновцы, на первый взгляд были просты и предельно конкретны:

• что и как надо делать вожатому, чтобы пионеры были не бездумными участниками общественно-полезных дел, а думали над тем, как улучшать окружающую жизнь;

• как действовать педагогу, чтобы пробудить инициативу самих детей, а не придумывать и делать за них;

• как должна строиться работа отряда, чтобы ребята могли действовать самостоятельно.

Педагогический поиск СЭНа позволил выстроить методику организации деятельности в пионерском отряде, которая в последующем будет называться методикой коллективной организаторской деятельности. Они выявили зависимости между участием ребят в планировании и, особенно, в анализе того, что и как делал отряд, и тем, как меняется стиль и тон отношений между ребятами, как преображается опыт организации общественно-полезных дел. Вопросы, которые в настоящее время используют как само собой разумеющееся (Что получилось хорошо и почему? Что не получилось и почему? Как действовать дальше в подобных случаях?), появились не сразу. Приобщать детей к самостоятельному анализу и оценке действия в то время было делом непростым и в определенном смысле небезопасным. По крупице собирали сэновцы приемы совместного анализа, разрабатывали методику разведки полезных дел, отрабатывали формы проведения сбора-старта. Постепенно складывалась картина того, как надо строить жизнедеятельность пионерского отряда, чтобы не выдумывать мероприятия для детей, а приобщать детей к выстраиванию осознанной деятельности на пользу и радость людям.

Достигнутые результаты окрыляли, требовали дальнейшего развития, что и привело к созданию в марте 1958 года на базе ДПШ Фрунзенского района Ленинграда большой школы пионерского актива, которая широ-

ко известна как Коммуна юных фрунзенцев (КЮФ) [3]. Интерес к деятельности КЮФ у самых разных специалистов того времени возникал потому, что сама атмосфера в коммуне существенно отличалась от привычной работы пионерских дружин. Любое дело, за которое брались коммунары, наполнялось особым содержательным смыслом, вдумчивыми и заинтересованными были обсуждения различных вопросов, мажорный настрой заражал присутствующих на общем сборе, где часто звучал смех. Атмосфера жизни ребят в коммуне была наполнена творческим поиском наилучшего решения стоящей задачи.

Этот период научного поиска позволил обосновать несколько важнейших положений, вне которых социальное творчество перерождается в исполнительство. К таким положениям относятся:

• обязательное погружение подростков в социальный анализ окружающей действительности и обоснование выбора дел, которые способны сделать жизнь лучше (методика разведки дел и друзей);

• участие каждого члена коллектива в разработке и обосновании способов организации предстоящей работы (Почему так?);

• деятельность коллектива должна иметь общественное значение, приносить людям пользу и радость (Для кого это важно и значимо? Почему вы так считаете?);

• решение задачи только тогда дает результат, когда оно будет коллективным и творческим;

• настрой в коллективе должен быть мажорный, никакой скуки, никакого занудства и излишнего морализаторства [2].

Необходимо обратить внимание на то, что коллективная творческая деятельность выстраивалась в процессе решения общественно значимых задач, ребята не выдумывали, чем бы им заняться, а выстраивали деятельность, исходя из проблем, которые смогли увидеть в жизни. Дела эти были описаны, тщательно проанализированы и получили определение «коллективные творческие дела» (КТД), а методика организации жизнедеятельности отряда получила определение «методика коллективной организаторской деятельности». Именно в таком соотношении: что можно делать на пользу и радость людям и как организовывать подобные дела методика выплеснулась за пределы КЮФа.

В стране появился целый ряд клубов юных коммунаров (КЮК), организация деятельности которых осуществлялась газетой «Комсомольская правда». Особую роль в развитии методики, обеспечивающей социальное творчество детей, сыграл Всероссийский детский лагерь «Орленок», где у нее была уже самостоятельная судьба. С учетом специфики работы в лагере возникла определенная модификация методики, и в этом родственном, но не тождественном варианте в стране появился еще один феномен социального творчества «орлятская методика».

Проработанность методики коллективной организации жизнедеятельности создавала осознание причастности каждого к большому и важному делу. Свобода творческого поиска наилучшего решения и полнота реализации личностного потенциала делали жизнь в коллективе яркой и привлекательной.

Исследование, которое продолжалось в последующие годы, показало, что инициатива и самостоятельность ярко и устойчиво проявляются тогда, когда педагог занимает позицию старшего товарища. Товарищество привносит в жизнь коллектива особый характер воспитательных отношений, который впоследствии получит определение «творческое содружество поколений». Позиция старшего товарища выражается в способах взаимодействия с ребятами, когда педагог ощущает себя членом коллектива, когда он вместе с ребятами, а не над ними и не рядом с ними, строит жизнь, наполненную добровольной и бескорыстной заботой о людях.

В жизнедеятельности коллектива, когда взрослые и дети объединены общей творческой гражданской заботой об улучшении окружающей жизни, развивается тот естественный интерес к разнообразным ее проявлениям, который сегодня ученые рассматривают как один из ведущих показателей социального творчества.

В современных условиях самым распространенным средством реализации общественной активности является социальное проектирование.

Социальный проект как образовательная технология был разработан в Центре гражданского образования в Калабасасе (США) в 1966 году, а через два года эта технология стала общенациональной и широко используется как в США, так и более чем в 20 странах мира

[4]. Идеологом социального проектирования является М. Фишер, который познакомил российских педагогов в области гражданского образования с особенностями методики проекта «Гражданин» в 1997 году. Выплеснувшись на просторы России, технология социального проекта была воспринята очень легко и быстро распространилась. Государственная поддержка общественной деятельности в форме социального проектирования дала новый импульс социальному творчеству.

Нам представляется важным сравнить алгоритм организации деятельности в социальном проекте и в коллективном творческом деле.

Обратимся еще раз к алгоритму организации, которая лежит в основе коллективного творческого дела. Логика обсуждения и выработки решения предполагала ответы на вопросы:

• для кого важно предлагаемое дело?

• почему именно такой вариант решения жизненно-практической задачи выдвигает микроколлектив?

• кто может быть участником предстоящего дела?

• с кем вместе из взрослых лучше всего осуществить задуманное?

• возможные сроки решения стоящей задачи?

• как выбрать наиболее благоприятное место для проведения?

• кто войдет в совет дела, кто станет ведущим организатором?

Особое место в алгоритме организации занимает процедура подведения итогов, своеобразный урок социального анализа, на котором ребята обсуждают:

• что удалось сделать из запланированного хорошо, почему именно это удалось, кто и как внес свой вклад в общее дело;

• что не удалось реализовать, почему не смогли решить поставленную задачу, что не предусмотрели, упустили, кто не смог выполнить взятые на себя обязательства и почему это произошло;

• какие уроки следует извлечь на будущее.

Нравственная сущность коллективно принятого решения закрепляется добровольностью участия и личным интеллектуально-творческим вкладом каждого. Творческий подход к решению любой задачи получил в комму-нарских коллективах отражение в Законе, который в усеченном виде можно встретить и в

настоящее время. В 1960-е годы Закон формулировался так: «Романтику нашей жизни не заменить ничем! Каждое дело — творчески! Иначе — зачем?!»

Технология структурирования социального проекта по методу профессора Ласуэлла строится на использовании вопросов для определения отдельных элементов проекта и взаимосвязи между ними [4].

«Who?» — Кто? Для кого? С кем?

• Определение целевой группы проекта и партнеров

• Определение их роли и взаимодействия в процессе

• Определение их мнения о проекте

• Определение сильных и слабых сторон их взглядов и отношений

«What?» — Что?

• Основные мероприятия проекта

• Социальные, экономические, культурные, политические и образовательные измерения проекта

«Why?» — Для чего?

• Нужды и желания, удовлетворяемые в процессе реализации проекта

• Мотивация и интересы участников

• Главные цели проекта

«Where?» — Где?

• Социальный контекст проекта и социальное положение участников

«When?» — Когда?

• На каком периоде времени состоится реализация проекта

• Продолжительность отдельных мероприятий в проекте

«How?» — Как?

• Процесс организации и участия

• Используемые средства, методы, технологии

• Вклад в проект опыта участников и т. д.

Социальный проект приучает к взаимодействию с властью, к строгому учету возможных ресурсов, в нем жесткое соподчинение во взаимодействии членов проектной команды. Разделительная полоса проходит именно здесь: «коллектив» — «команда» [5]. Нравственная природа межличностных отношений в команде отличается от товарищеских отношений в коллективе, однако технология социального проекта отвечает на определенные вызовы современности. Нам представляется, что технология

социального проектирования создает определенные благоприятные условия для социального творчества. Интеграция технологий дает новый импульс заботе об улучшении окружающей жизни, позволяет вывести социальное творчество на новый уровень развития.

Социальное творчество несет в себе огромный воспитательный потенциал [1].

Прежде всего, социальное творчество по природе действий, которые совершает подросток, побуждает его к самоанализу и преодолению в себе каких-либо качеств, мешающих достижению цели и осознанному саморазвитию таких личностных свойств, о которых в других обстоятельствах подросток не задумывается.

Во-вторых, социальное творчество способствует накоплению опыта созидательной, творческой (а значит, инновационной) деятельности в процессе взаимодействия с широким кругом людей, что позволяет овладевать процедурами принятия согласованных решений, осознавать существование разных точек зрения, принимать как нравственную норму необходимость каждой социальной группе действовать только в рамках правого поля.

В-третьих, социальное творчество последовательно расширяет и укрепляет ценностно-смысловые сферы личности, что создает благоприятные условия для социализации подростка, а главное, развивает способности оценивать и сознательно выстраивать систему личностных отношений к себе, другим людям, обществу, родине и, конечно, укрепляет в осознании ценности труда, без которого невозможно осуществление никаких преобразований.

Социальное творчество в жизни человека занимает ключевое место, так как каждый человек ощущает необходимость постоянно приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, переосмысливать видение ситуации и находить ее новые интерпретации, чтобы оставаться жизнеспособным в современных условиях.

В любом виде творчества выделяются люди, деятельность которых дает наиболее интересный значимый результат. В социальном творчестве способность достигать высокого результата связывается с такими личностными характеристиками, которые И.П. Иванов давал общественнику-организатору:

• Привычка и умение быть внимательным и чутким, вглядываться в окружающую жизнь,

искать и находить нужное людям, видеть возможность приносить им пользу и радость

• Привычка и умение строить личную и коллективную перспективу, планировать, распределять во времени решение разнообразных жизненно важных задач

• Привычка и умение преодолевать трудности в выполнении задуманного, доводить начатое до конца, воодушевлять товарищей, передавать им свой опыт и использовать опыт других

• Привычка и умение оценивать собственный опыт и опыт других, учиться на собственном опыте и опыте других, извлекать уроки на будущее [6, с. 9—10].

Обоснование коммунарской педагогики, педагогики коллективного творческого воспитания, педагогики общей заботы (под каким бы термином ни рассматривался научный поиск,

начатый И.П. Ивановым более полувека назад) имеет в своей истории периоды подъема, забвения, гонения. Однако какие бы препятствия ни возникали на этом пути, научный поиск и реальная жизненная практика возрождались вновь и вновь. Каждое возрождение давало новый круг сподвижников, новое видение использования коммунарской педагогики.

Сущность коллективного творческого воспитания заключена в идее общей заботы воспитателей и воспитанников об улучшении окружающей жизни и самого себя как творца и созидателя этой жизни. Это, на наш взгляд, вечная идея, потому что в ней заключен гуманный смысл совершенствования жизни общества, где сам человек — активный созидатель, осознанно преобразующий жизненное пространство на благо людей.

список литературы

1. Развитие социальной одаренности детей и молодежи // Социально-педагог. сопровождение развития одаренности детей в детском образоват.-оздоровит. центре: метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. Краснодар: АлВи-дизайн, 2012. 160 с.

2. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990. 144 с.

3. Фрунзенская коммуна. М.: Детская лит., 1972.

4. Методика социально-образовательного проекта «Гражданин» / сост. В.П. Пахомов. Самара: НТЦ, 2006. 61 с.

5. Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для преподавателей школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работы. М.: Новый учебник, 2003. 160 с.

6. Иванов И.П. Формирование юных общественников и организаторов: метод. пособие. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1969. 120 с.

N.P. Tzareva

SOCIAL wORK AS A MODERN METHOD OF REALIzATION OF IDEAS OF COLLECTIVE CREATIVE EDUCATION

TzAREVA Nadezhda P. — Leningrad Regional Institute of Education Development.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Chkalovskiy pr., 25a, lit. A, St. Petersburg, 197136, Russia

e-mail: [email protected]

Abstract

This article is about the development of ideas of collective creative education, peculiarities of methods of organization of collective creative activities, the role of these methods in social work. The article presents a comparative analysis of organization of collective activities and a social project, gives a description of basic expressions of social work.

Keywords

COLLECTIVE ORGANISATION OF ACTIVITY; COLLECTIVE CREATIVE ACTIVITY; COMMON CREATIVE CIVIL CONCERN; SOCIAL PROJECT; SOCIAL WORK.

references

1. Razvitiye sotsialnoy odarennosti detey i molodezhi. Sotsialno-pedagogicheskoye soprovozhdeniye razvitiya odarennosti detey v detskom obrazovatelno-ozdorovitelnom tsen-tre. Krasnodar: AlVi-dizayn Publ., 2012. 160 p. (In Russ.)

2. Ivanov I.P. Metodika kommunarskogo vospitaniya. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1990. 144 p. (In Russ.)

3. Frunzenskaya kommuna. Moscow, Detskaya literatura Publ., 1972. (In Russ.)

4. Metodika sotsialno-obrazovatelnogo proyekta "Gra-zhdanin". Samara, NTTs Publ., 2006. 61 p. (In Russ.)

5. Grazhdanskoye obrazovaniye i sotsialnoye proyek-tirovaniye. Moscow, Novyy uchebnik Publ., 2003. 160 p. (In Russ.)

6. Ivanov I.P. Formirovaniye yunykh obshchestven-nikov i organizatorov. Leningrad, LGPI im. A.I. Gertsena Publ., 1969. 120 p. (In Russ.)

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.