Научная статья на тему 'Комсомол, Иванов, коммунарство'

Комсомол, Иванов, коммунарство Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
666
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМСОМОЛ / КОММУНАРСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ПЕДАГОГИКА ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ / СОДРУЖЕСТВО ПОКОЛЕНИЙ / КОММУНАРСТВО / КОММУНАРСКАЯ ПЕДАГОГИКА / KOMMUNARS’ UNIONS / KOMSOMOL / PEDAGOGICS OF SHARED CONCERNS / FELLOWSHIP OF GENERATIONS / KOMMUNARSTVO / KOMMUNAR PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коваль С. А.

В статье показана судьба Игоря Петровича Иванова, сопряженная с историческими событиями, которые оказали влияние на жизнь семьи и его собственную. Особо выделена роль комсомола и причины, определившие его отношение к разработке идей коммунарства. Показано современное осмысление идей коммунарской педагогики как педагогического течения ХХ века, в основе которого ключевая концептуальная идея организации коллективного творческого воспитания в условиях содружества поколений и отношений общей заботы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KOMSOMOL, IVANOV, KOMMUNARSTVO

The destiny of Igor Ivanov, which was connected to the historical events, is showed. These events influenced the life of his family and his own as well. The role of komsomol and causes, which determined his attitude to the development of ideas of kommunarstvo, are specially highlighted. Contemporary rethinking of ideas of kommunar pedagogics as a pedagogical stream of the XX century is done. The key concept of this stream is organization of collective creative education in terms of generations’ fellowship and shared concerns relations.

Текст научной работы на тему «Комсомол, Иванов, коммунарство»

КОМСОМОЛ, ИВАНОВ, КОММУНАРСТВО... © С. А. Коваль

Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова Россия, 163002 г. Архангельск, Ленинградский пр., 40.

E-mail: [email protected]

В статье показана судьба Игоря Петровича Иванова, сопряженная с историческими событиями, которые оказали влияние на жизнь семьи и его собственную. Особо выделена роль комсомола и причины, определившие его отношение к разработке идей коммунарства. Показано современное осмысление идей коммунарской педагогики как педагогического течения ХХ века, в основе которого ключевая концептуальная идея организации коллективного творческого воспитания в условиях содружества поколений и отношений общей заботы.

Ключевые слова: комсомол, коммунарские объединения, педагогика общей заботы, содружество поколений, коммунарство, коммунарская педагогика.

29 октября 2013 года отмечалось 95-летие организации, которая почти 73 года носила имя РКСМ-РЛКСМ-ВЛКСМ, и которой нет уже 22 года. А 5 ноября - 90-летие со дня рождения Игоря Петровича Иванова, который был причастен к деятельности комсомола. К сожалению, уже больше двадцати лет нет и Игоря Петровича...

Парадоксальный вопрос: нет ВЛКСМ, но ежегодно ветераны комсомола отмечают день рождения своей организации. Ушел из жизни Игорь Петрович Иванов, но также ежегодно коллеги и единомышленники отмечают его день рождения, вспоминают о нем в День Памяти. Каждые пять лет в Государственном Кремлевском Дворце для ветеранов комсомола проводятся юбилейные вечера-концерты, а в Санкт-Петербурге проходят встречи и конференции последователей идей И. П. Иванова.

Почему?

Значит, что-то было такое и в деятельности комсомола, и в деятельности конкретного Человека, что невозможно забыть, что может быть востребовано в новых условиях современной жизни, что стало достоянием истории ХХ века. Организация и Человек. Как переплелись их пути и судьбы? И почему сегодня востребованы страницы истории. Давайте обратимся к некоторым источникам.

Известно, что школу комсомола - Коммунистического Союза Молодежи - прошли более двухсот миллионов граждан Страны Советов. Вступая в комсомол в 14 лет, юноши и девушки изучали Устав ВЛКСМ, знакомились с историей молодежного союза, которая началась через год с небольшим после Октябрьской революции (в ХХ веке её называли Великой Октябрьской, социалистической). Когда уже шла Гражданская война и свирепствовала интервенция, в октябре 1918 года в Москве собрался I Всероссийский съезд организаций Рабочей и Крестьянской Молодежи, истоки создания которых уходили корнями к началу ХХ века и связаны с деятельностью коммунистической партии (в то время - РСДРП(б). Задачей съезда было объединение этих союзов, и съезд принял решение о создании Российского Коммунистического Союза Молодежи [1, с. 126-128]. Через полгода I съезд коммунистов-учащихся принял

решение о вступлении своего союза в состав комсомола. В 1922 году родилась детская организация, ставшая Всесоюзной пионерской организацией имени В. И. Ленина.

А через полтора года 5 ноября 1923 года в Грузии, в Батуми родился мальчик Игорь. И, как указывает Л. А. Иванова, «судьба его родителей, отражает судьбу нашей страны -трагическую, созидательную, необыкновенную» [2, с. 3].

И судьба комсомола отражает героические и трагические страницы истории страны. Судьба молодежного союза и судьбы конкретных людей переплетаются: Гражданская война - и отец Игоря вступает в Красную Армию; борьба с разрухой и беспризорностью - и Петр Константинович направлен на работу в органы ВЧК; смерть В. И. Ленина в 1924 году и так совпало, что в этом году семья переезжает в Ленинград (и Игорь становится на всю жизнь ленинградцем); шахтинское дело 1928 года - и учеба отца в Ленинградском металлургическом институте, а затем продолжение учебы в Гарвардском университете; активное участие комсомола в решении вопросов образования, а в 1931-м Игорь поступает в 1-й класс, а потом увлечение чтением, театром, музыкой; тридцатые годы - репрессии, которые не миновали и семью Ивановых: в 1938 году Петр Константинович арестован по стандартному обвинению -шпионаж в пользу империалистических государств. Сегодня известно, что за 1937-38 годы по ложным доносам были арестованы тысячи граждан страны. Потрясающий факт: из 128 членов и кандидатов в члены ЦК ВЛКСМ, избранных на Х съезде ВЛКСМ, было арестовано 96 человек. В их числе Генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ Александр Косарев, расстрелянный 23 февраля 1939 года по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР. К счастью для семьи Ивановых в начале 1939 года дело отца было прекращено за отсутствием состава преступления. В том же 1939 году Игорь стал комсомольцем.

Возрастала угроза войны, и важнейшей составляющей всей деятельности комсомола становится активизация работы по военно-патриотическому и интернациональному воспитанию. Игорь, как и тысячи его ровесников, мечтает о выборе профессии. Но всё изменит война.

В первые же дни войны тысячи комсомольцев ушли добровольцами на фронт. Игоря с его огромной близорукостью в армию не взяли. Он пошел работать на военный завод, а в августе 1941 года «с другими сотрудниками завода выехал в Уфу. Затем семья Ивановых переехала в Горький.» [2, с. 7-8]. Когда стало известно, что Ленинградский университет вернулся из Саратова в родной город, Игорь «подал заявление на заочное отделение философского факультета и начал готовиться к сдаче экзаменов экстерном» [2, с. 9].

А между тем война приближалась к концу. И вот День Победы. «Но уволиться с военного завода по собственному желанию было невозможно, самовольный уход расценивался как дезертирство. Уехать можно было только на законных основаниях. Игорю посчастливилось - он получил вызов из университета для сдачи экзаменов за первый курс» [2, с. 10].

Послевоенная пятилетка для Игоря оказалась наполнена изучением философии, затем увлечение психологией, практическая работа в Военно-морском училище. В 1949 году он закончил университет и поступил в аспирантуру Ленинградского НИИ педагогики. Его научным руководителем становится П.Н.Груздев. «Игорь пришел в аспирантуру с готовым вопросом - цель и пути воспитания. Несмотря на то, что эта проблема была отчасти продумана в дипломной работе, начал опять с «нуля» - со всестороннего обсуждения сущности понятия „воспитание".» [2, с. 14]. Кроме теоретического осмысления, он ведет уроки в десятых клас-

сах двух школ, о чем подробно напишет через 30 лет в книге «Воспитывать коллективистов». Кстати, в 1946-м Игорь женился, а в 1949-м в семье родилась дочь Оля.

Период рубежа 1940-50-х годов в жизни комсомола был в значительной степени обращен к проблемам деятельности школьного комсомола и пионерской организации. Как указывается в очерках по истории ВЛКСМ, «к 1949 году число комсомольских организаций в школах увеличилось по сравнению, например, с 1936 годом более чем в три раза, а число комсомольцев-учащихся - в 5.5 раза. Укрепляя связь с учительством, комсомольские организации усилили борьбу за глубокие и прочные знания учащихся, за укрепление дисциплины и порядка в школе. Однако свойственное тому периоду администрирование не обошло и школьные комсомольские организации.» [1, с. 501-502].

В 1947 году XVI пленум ЦК ВЛКСМ рассмотрел вопросы деятельности студенческих комсомольских организаций, главной задачей которых определялась подготовка советских специалистов, «которые не только хорошо владели бы своей специальностью, но и были закалены идейно, обладали широким политическим кругозором.» [1, с. 503]. В 1949 году состоялся XI съезд ВЛКСМ, который обобщил опыт работы комсомола в первые послевоенные годы, а незадолго до этого вся страна отметила 30-летие комсомола. Съезд обсудил отчет ЦК ВЛКСМ, сделанный первым секретарем Н. А. Михайловым, а также вопрос о работе комсомола в школе, внес изменения в Устав ВЛКСМ, в частности, они касались задач организации юных пионеров и обязанностей комсомола по руководству пионерскими дружинами и отрядами.

Интересное совпадение: вскоре после этих решений судьба Игоря оказалась связана с освобожденной комсомольской работой. Первый секретарь Ленинградского обкома комсомола Василий Никифорович Зайчиков пригласил Иванова в январе 1951 года на должность заместителя заведующего отделом школ Ленинградского обкома ВЛКСМ. Два года работы дали ему возможность активно знакомиться с жизнью ленинградских школ и в то же время думать над вопросами о сущности воспитательного воздействия, о системе идей А. С. Макаренко, о развитии творческой инициативы и самодеятельности пионеров.

В 1952 году В. Н. Зайчиков становится секретарем ЦК ВЛКСМ по кадрам, и он стал уговаривать Игоря перейти вместе с ним на работу в ЦК. В начале октября 1952 года Игорь начал работать заведующим сектором педагогических учебных заведений Отдела по работе среди школьной молодежи. Об этом периоде работы достаточно подробно говорит Л. А. Иванова в главе «Центральный Комитет ВЛКСМ» [2, с. 19-24]. Здесь Игорь не только активно вникал в проблемы школьного комсомола, но и знакомился «с руководящим звеном педагогической науки» - Академией педагогических наук, с руководителями Министерства просвещения, с издателями детской литературы. И, конечно, были командировки, чтение лекций в ЦКШ, возможность обобщать опыт работы школ страны. Здесь застала его и смерть Сталина. «Вместе с другими сотрудниками ЦК комсомола Игорь был включен в группу почетного караула у гроба Сталина. В мае 1953 года Игорю разрешили вернуться в Ленинград для завершения аспирантуры» [2, с. 24]. Восемь месяцев работы в ЦК ВЛКСМ, безусловно, вооружили Игоря Петровича новыми идеями для диссертации.

Знаменательным этапом в жизни страны и комсомола явились 1953-58-е годы, когда были осуществлены крупные политические и хозяйственные мероприятия. В 1954 году со-

стоялся XII съезд ВЛКСМ. С отчетным докладом выступил первый секретарь ЦК ВЛКСМ А. Н. Шелепин, был рассмотрен вопрос о работе пионерской организации. В решении отмечалось, что работа пионерской организации должна быть подчинена учебно-воспитательным задачам школы. Указывалось, что в практике работы многих пионерских дружин это положение осуществлялось неправильно, а порой дело доходило до извращений. Съезд обратил внимание на необходимость прекратить нарушения принципа самодеятельности в работе пионерских дружин и отрядов, когда за них все делают старшие, когда пионерский актив устраняется вожатыми или учителями от участия в руководстве звеньями, отрядами, дружинами, и интерес к пионерской работе у ребят пропадает.

Удивительно созвучной оказывается тема диссертации аспиранта Иванова - «Воспитательная работа комсомольцев с пионерами». В журналах «Вожатый» и «Советская педагогика» появляются его публикации. Выходят методические рекомендации под эгидой Ленинградского Дворца пионеров. Уже написана первая (теоретическая) глава. Для двух «экспери-ментально-подтверждающих» глав был собран значительный материал, но диссертант принимает решение: еще «добрать» материал. Для его сбора он идет в школу №210, директором которой была Т. Е. Конникова. О сложностях их взаимоотношений напишет Л. А. Иванова [2, с. 28-32].

Игорь приходит к выводу о необходимости «постоянного сочетания практической работы в качестве учителя, воспитателя и теоретического подхода» и с 1-го сентября 1954 года начинает работать в 193-й школе. Суть эксперимента - в установлении и развитии ОТНОШЕНИЙ СОДРУЖЕСТВА между взрослыми и детьми - уже была изучена, теперь предстояло изучить установление и развитие этих отношений между самими воспитанниками старшего и среднего поколений (восьмиклассниками и пятиклассниками) как создание отношения ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ о школе и окружающей жизни.

В марте 1955 года в Ленинградском государственном педагогическом институте имени А. И. Герцена состоялась защита кандидатской диссертации И. П. Иванова на тему «Воспитательная работа комсомольцев с пионерами в средней школе». Интересно, что в Указателе диссертаций, помещенном в сборнике «Позывные истории: Ученые записки по истории ВЛКСМ» [3, с. 409-411], приведены названия диссертаций по разделу «Комсомольские организации в средней школе», где время защиты диссертации И. П. Иванова указано как год 1954. А приведенный список показывает тематику защищаемых диссертаций в первой половине пятидесятых годов: 1950 - М. Т. Рогожина. Школьная комсомольская организация как помощник учителя в борьбе за высокое качество учебно-воспитательной работы в школе (МОПИ); 1952 - Г. Ж. Мусина. Содержание и формы работы комсомольской организации класса (МГПИ); А. Н. Рык. Воспитание у учащихся коммунистического отношения к учению -важнейшая задача комсомола школы (МГПИ); 1953 - В. В. Григорьев. Школьная комсомольская организация - помощник учителей по ознакомлению учащихся с передовой советской техникой в связи с политехническим обучением (во внеклассной и внешкольной работе). (Симферополь); П.П. Костенко. Роль комитета комсомола средней школы в борьбе за сознательную дисциплину и порядок в школе (НИИ педагогики); С.М. Левин. Роль комсомольской организации в борьбе ученического коллектива за высокое качество знаний и умений учащихся (Челябинск); 1954 - Т. К. Ахаян. Участие комсомольской организации в работе школы

по повышению успеваемости учащихся (ЛГПИ им. А. И. Герцена); И. П. Иванов. Воспитательная работа комсомольцев с пионерами в средней школе» (ЛГПИ А. И. Герцена); Е. А. Расторгуева. Комсомольская организация класса - помощник учителя в борьбе за высокую успеваемость и сознательную дисциплину учащихся. (МОПИ); 1955 - И. Ф. Харламов. Воспитательная работа классных руководителей комсомольских и пионерских организаций по подготовке учащихся седьмых классов к вступлению в комсомол (Минск).

В феврале 1956 года состоялся ХХ съезд партии. Его решения оказали влияние на все стороны жизни страны. В 1956-57 годах во всех территориальных организациях ВЛКСМ была полностью восстановлена выборность комсомольских органов, расширились права местных комсомольских организаций, прошел первый после войны обмен комсомольских документов, значительно обогащалось содержание работы комсомола, существенные изменения происходили в содержании и формах организации пионерской работы. Казалось, у комсомола появилась прекрасная возможность по демократизации внутрисоюзной жизни, развитию самодеятельности и инициативы комсомольских организаций.

В ноябре 1957 года состоялся VIII пленум ЦК ВЛКСМ, рассмотревший вопрос «О мероприятиях по улучшению работы пионерской организации имени В.И.Ленина». Пленум принял решение о задачах пионерской организации, важнейшей из которых определялась как «более широкое привлечение пионеров в доступной форме к активной общественнополитической работе и прежде всего к общественно полезному труду, к посильному участию и борьбе советского народа за коммунизм.». В декабре того же года Бюро ЦК ВЛКСМ утвердило Центральный совет Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Были приняты Положение о старшем пионерском вожатом, новый текст Торжественного обещания юного пионера, текст Законов пионеров Советского Союза, разработан «Примерный перечень умений и навыков для пионеров» (пионерские ступени).

Фактически можно видеть совпадение требований совершенствования деятельности пионерской и комсомольской организаций с педагогическими идеями, предложенными сотрудником Ленинградского института педагогики АПН РСФСР И.П. Ивановым, которые стали воплощаться в создание общественно-педагогического объединения - исследовательского коллектива с целью поиска путей решения задач «всемерного развития инициативы, самостоятельности самих пионеров». Так в сентябре 1956 года в Ленинграде появилось объединение старших пионервожатых «Союз энтузиастов» (СЭН), а в марте 1959 года «Коммуна юных фрунзенцев» (КЮФ).

Опыт этих двух объединений достаточно подробно представлен и в научной, и в художественной литературе. Нам же хочется подчеркнуть следующее: неудовлетворенность многими формами работы школьного комсомола, излишняя опека взрослых, принижение самодеятельных начал в жизни пионерской организации пробуждали поиск творческих начал (сегодня сказали бы «инноваций») у многих думающих представителей того времени, названного «оттепелью». Энтузиасты стали поколением «шестидесятников», а «инновацией» оказались идеи коммунарства.

Новые идеи активно распространяла «молва», их подхватывали, интерпретировали, создавали свои объединения. Так в октябре 1961 года по инициативе инженера Владимира Со-трудинова в Архангельске родился городской штаб пионеров и школьников, знаменитый

АГШШ имени А. П. Гайдара, который продолжает свою деятельность и сегодня, отметив уже полувековой юбилей. Штаб, опирающийся на коммунарские идеи, никогда не противопоставлял свою деятельность комсомольским или пионерским организациям, но всегда подчеркивал, что коммунар - это лучший комсомолец или пионер, и это звание обязывает быть впереди, брать на себя инициативу и ответственность, следовать девизу: «Наша цель - счастье людей, мы победим - иначе быть не может!».

В апреле 1962 года XIV съезд ВЛКСМ рассмотрел вопросы участия молодежи в осуществлении новой Программы партии, принятой XXII съездом КПСС. Был принят Устав ВЛКСМ в новой редакции, в нем получил развитие принцип самодеятельности и инициативы, определялось, что комитеты комсомола могут создавать различные общественные объединения -советы и комиссии. Вновь вводился порядок приема в ряды ВЛКСМ с 14 лет. 1962 год был ознаменован подготовкой и празднованием 40-летия пионерской организации. Продолжалось время «оттепели», комсомол пытался «оживить» дела и комсомольской, и пионерской организации.

После ряда публикаций 1959-62 гг. о новых объединениях опытом КЮФа заинтересовался ЦК ВЛКСМ. Летом 1962 года ЦК ВЛКСМ и «Комсомольская правда» во Всероссийском лагере «Орлёнок» собрали 50 старшеклассников из различных городов (считается, что инициаторами были секретарь ЦК ВЛКСМ Л. К. Балясная и сотрудник «Комсомольской правды» С. Л. Соловейчик). Сюда же пригласили вожатыми трех «старших друзей» (В. Малова, И. Леонову, Л. Балашову) и несколько ребят из КЮФа. (Заметим попутно, что именно в те годы в «Орлёнке» работали вожатыми О. Газман, А. Мудрик, С. Шмаков, В. Максакова и другие, ставшие учеными-педагогами и принявшие идеи коллективного воспитания). За 40 дней лагерной смены им удавалось «обратить в коммунарскую веру» весь отряд. Именно оттуда коммунарские идеи широко «разнеслись» по школам страны. Благодаря рассказу о лагерной смене в «Орлёнке», на всю свою педагогическую жизнь проникся идеями коммунарства и воплотил их в условиях школы Владимир Абрамович Караковский. Идея ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ нашла отражение в многообразных коллективных творческих делах челябинской школы №1, а затем в московской №825, директором которых он был. И здесь тоже не было противопоставления жизни пионерской и комсомольской организаций коммунарам, а была грамотная «педагогическая инструментовка» действительно новаторской коммунарской методики.

Безусловно, огромна роль журналиста Симона Львовича Соловейчика в распространении опыта клубов, коммун, штабов, строящих свою работу на коммунарских идеях. Он начал писать об этом на страницах «Комсомольской правды» в 1960-е годы, создав заочный «Всесоюзный клуб юных коммунаров» (КЮК), при котором стали возникать секции юных коммунаров (ЮК), затем появилась страничка «Алый парус». Он инициировал создание «книги о необычной жизни обыкновенных ребят, написанной ими самими, с рисунками, которые сделала Галина Скотина, тоже коммунарка» - «Фрунзенская коммуна». Уже в 1980-е годы на страницах «Литературной газеты» С. Соловейчик рассказал о педагогических идеях И. Иванова, а в «Учительской газете» о жизни педагога-новатора И. П. Иванова. Рассказом о «человеке, который сильно повлиял на жизнь тысяч и тысяч людей.», завершается книга С. Л. Соловейчика «Вечная радость», вышедшая в 1986 году, а в 1989-м выходит его же «Воспитание по Иванову».

Руководящие комсомольские работники все больше склонялись к тому, чтобы рассматривать Клуб Юных Коммунаров (КЮК) как «форму работы школьного комсомола», как «школу комсомольского актива». Стали предприниматься попытки объявить весь «школьный комсомол» коммунарским, но организаторы коммунарского движения считали невозможным такую «формальную всеохватность» и пытались сопротивляться этим попыткам. Но, одобрив опыт работы КЮФа и Клуба юных коммунаров г. Горловки, руководители отдела учащейся молодежи ЦК ВЛКСМ настаивали на унификации форм жизнедеятельности коммунарских объединений. На состоявшемся в декабре 1965 года совещании в ЦК ВЛКСМ руководители коммунарских объединений попытались отстоять их самостоятельность, но им было объявлено, что в таком случае дальнейшая судьба коммунарских объединений будет зависеть от их взаимоотношений с комсомольскими органами «на местах». И хотя официально коммунарское движение не запрещалось, но с тех пор во многих городах отношение к секциям клуба ЮК стало крайне неблагоприятным. Появлялись одиозные факты: коммунаров за попытки организовать коммунарское объединение, провести коммунарский сбор могли исключить из института, из комсомола, отстранить от работы пионервожатых. В этих условиях многие секции КЮК прекратили существование, некоторые поменяли название. Были случаи и самороспуска коммунарских объединений [4].

Исследователи отмечают, что к концу 1960-х годов желания быть «гвардией комсомола» в среде юных коммунаров оставалось все меньше. Для некоторых объединений это оказалось чем-то вроде «кризиса жанра». Цели и ценности движения, коллективные творческие дела уже не вдохновляли. В коммунарском движении начал ощущаться глубокий кризис. Заканчивалась и эпоха «оттепели».

Но для Игоря Петровича реализация идей коммунарства имела большой смысл и вдохновляла на новые поиски. Однако теперь это было не в пионерской и школьной комсомольской среде - а в студенчестве. В 1961 году он принял предложение стать деканом факультета педагогики в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена. У него возник замысел «объединить весь факультет в коммуну», но он «не был реальным по многим причинам. А вот КИМ (Коммуна имени Макаренко), как коллектив единомышленников, как общественно-педагогическое, творческое объединение студентов, преподавателей и педагогов-практиков не только состоялся, но и действовал до конца 80-х годов», - отмечает И. Д. Аванесян [5, с. 28].

Внимание И. П. Иванова к проблемам комсомольской и пионерской организации найдет отражение не только в его профессиональной педагогической деятельности при чтении курсов, но и в выступлениях на научных конференциях. В Герценовском институте в 1972 году состоится и защита докторской диссертации И. П. Иванова «Творческое содружество поколений как условие воспитания юных общественников».

1970-й и первая половина 80-х годов в деятельности комсомола будет все более и более формализоваться и обюрокрачиваться. Стабильность приведет к застою. Но и в таких условиях будет биться творческая мысль, будут рождаться педагогические идеи, которые в середине 1980-х назовут новаторскими. Будет продолжаться жизнь в пионерских и комсомольских организациях, а удовлетворенность или разочарование в делах будут зависеть от Человека, Личности, той неповторимой Индивидуальности, которой судьбой бу-

дет суждено стать пионервожатым, классным руководителем, организатором внеклассной и внешкольной работы, директором конкретного коллектива. Не будет массового коммунарского движения, но идеи коммунарства будут «прорастать» в отдельных коллективах. Достаточно широко распространится методика коммунарского воспитания, методика коллективных творческих дел, хотя имена ее создателей и последователей нередко будут неизвестны. Продолжат действовать некоторые коммунарские объединения, будут проводиться коммунарские сборы, которые часто станут называть «лагерными сборами». Будут вспоминать о своем коммунарском прошлом люди, которым придется оказаться и в комсомольских, и в партийных органах управления. К сожалению, весьма редкими будут в это время публикации о коммунарстве.

А вот 80-е годы ХХ века оказались плодотворными для публикаций, в том числе и Игоря Петровича Иванова. В 1982 году выходит его книга «Воспитывать коллективистов», появилось несколько статей в журналах «Вожатый», «Семья и школа», «Воспитание школьников», «Педагогика». Начавшаяся перестройка позволила «открыть» педагогов-новаторов: Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, Т. И. Гончарова, Е. Н. Ильин, В. А. Караковский, С. Н. Лысен-кова, Б. П. и Л. А. Никитины, В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин и в их числе - Игорь Петрович Иванов, провозгласивших и обосновавших ПЕДАГОГИКУ СОТРУДНИЧЕСТВА. Педагогика сотрудничества - педагогика отношений, в которой ярко действует один из принципов коммунар-ства: все делать творчески, иначе - зачем? «Открытие» педагогов-новаторов стало возможно благодаря «новаторам журналистики» - редактору «Учительской газеты» В. Ф. Матвееву и уже известному С. Л. Соловейчику.

Как отмечает Л. А. Иванова, «к началу 1987 г. интерес к коммунарской методике необычайно вырос. Педагогические объединения в разных городах страны объявляли себя комму-нарскими, едва познакомившись с азами коллективной творческой деятельности. При этом коммунарская методика нередко извращалась, большей частью по неопытности, по незнанию, а иногда и сознательно» [2, с. 87]. В 1987 году в Ленинграде прошел Всесоюзный съезд последователей И. П. Иванова и научно-практический семинар на тему «Методика И. П. Иванова - развитие идей и опыта А. С. Макаренко». А в Москве по инициативе Людмилы Ивановны Новиковой состоялось заседание Научного совета АПН СССР совместно с НИИ общей педагогики и Костромским государственным педагогическим институтом на тему «Коммунарская методика как феномен педагогической действительности».

На страницах «Учительской газеты» Олег Семёнович Газман выдвинул идею о создании единого научно-практического центра по изучению и распространению методики КТД. По этому поводу в марте 1988 года в Министерстве просвещения СССР состоялось совещание. От имени ЦК ВЛКСМ идею поддержал секретарь ЦК ВЛКСМ Игорь Никитин. Во многих школьных организациях, а особенно в пионерских лагерях и внешкольных учреждениях, вновь стали активно использоваться идеи коммунарского воспитания. Таким образом, ком-мунарство как педагогическая идея снова становится востребовано и комсомолом.

Наблюдается новый всплеск внимания к практике организации коллективных творческих дел. Этому способствуют и новые публикации. В издательстве «Педагогика» вышла книга «Педагогический поиск», где в сокращенном виде была представлена книга И. П. Иванова «Воспитывать коллективистов». Выходят его книги: в 1989 году «Энциклопедия кол-

лективных творческих дел», в 1990 - «Методика коммунарского воспитания», в 1992 - «Педагогика коллективных творческих дел» (Киев).

В январе 1989 года Игорь Петрович был избран действительным членом Академии педагогических наук СССР. В Ежегоднике АПН появились две его статьи: «Структура целостной системы воспитания» и «Воспитывающая деятельность и воспитательное воздействие». Казалось, наступает новый период творческой деятельности. Но. подводило здоровье, ограниченным оказалось передвижение. Сказывались и происходящие события: ГКЧП в августе 1991 года, запрет Коммунистической партии, самороспуск комсомола, распад СССР.

9 августа 1992 года Игоря Петровича не стало. Похоронили его на Волковом кладбище. Однофамилец и его ученик Николай Иванов в очерке «Звезды дарят надежду» «выразил чувства и мысли сотен и сотен людей, скорбно принявших весть об уходе Учителя.», он сформулировал сущность идей коммунарства: «Сейчас идут повороты, перевороты, смещаются акценты, ориентиры, грядет смена века, смена эпохи, смена знамен. Многие из нас уйдут в небытие. Иванов останется. Останутся его идеи, они органичны для русской педагогической мысли, они приемлемы для всех народов и государств, они в последних им написанных словах: ЕДИНСТВО, ЗАБОТА, СОЗИДАНИЕ. Нет никаких сомнений, что Игорь Петрович, как звезда первой величины, будет дарить надежду всем, кто хочет работать в школе, кто будет воспитывать своих детей и себя как товарищей других людей.» [5, с. 171].

Друзья, коллеги, последователи заложили традицию: делами отмечать юбилейные даты, сохранять, развивать и распространять идеи И. П. Иванова. Было создано Санкт-Петербургское общественное объединение «Педагогика социального творчества», по его инициативе проводятся педагогические чтения, конференции, издаются новые материалы. В 1990-е годы, уже после смерти, вышли книги И. П. Иванова «Звено в бесконечной цепи», «Наша забота», «Педагогика коллективной творческой деятельности».

В начале 2000-х в журнале «Народное образование» напечатана статья В. А. Караков-ского «Коммунарство - технология высокой романтики», выходят работы И. Д. Аванесян: «Освоение педагогической концепции Игоря Петровича Иванова - путь к совершенствованию воспитательного процесса», «Творчество и воспитание», статьи «Коммунарская среда», «Основа - отношения содружества». К 80-летию со дня рождения И. П. Иванова издан сборник «Созидание. Теория и методика воспитания».

В 2001 году в Архангельске состоялась межрегиональная научно-практическая конференция на тему «Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра». В интернете появился сайт Р. В. Соколова «История коммунарства: ретроспектива и перспектива в контексте общественно-педагогического движения».

Еще через пять лет состоится презентация, а в 2009 году в РГПУ им. А. И. Герцена в серии «Золотые имена» выйдет книга «Игорь Петрович Иванов: наука и жизнь», автором-составителем которой станет ученица и друг Игоря Петровича, кандидат педагогических наук И. Д. Аванесян [5].

Не случайно появляются и новые исследования идей И. П. Иванова. В 2010-м году под нашим руководством в Поморском государственном университете имени М. В. Ломоносова Полищук Анной Владимировной была защищена кандидатская диссертация на тему «Становление и развитие идей коммунарской педагогики» [6]. Автором проведен целост-

ный анализ процессов зарождения, становления и развития идей коммунарской педагогики в отечественной теории и практике воспитания; обосновано понятие «коммунар-ская педагогика» как педагогическое течение; рассмотрены особенности содержательного развития идей коммунарства в историко-педагогическом аспекте; обобщен региональный опыт деятельности Архангельского городского штаба школьников им. А. П. Гайдара, на примере которого проанализирован опыт практической реализации идей коммунарской педагогики.

На защиту были вынесены положения, которые в концентрированном виде отражали суть проведенного исследования. Диссертант доказала право на существование понятия «коммунарская педагогика», рассматривая его как «педагогическое течение ХХ века, в основе которого находится ключевая концептуальная идея организации коллективного творческого воспитания в условиях содружества поколений и отношений общей заботы, в стремлении улучшать окружающую жизнь «на радость и пользу людям».

Второе положение связано с базовыми понятиями коммунарской педагогики: «идеи коммунарской педагогики» как ценностно-ориентирующее ядро; «коммунарская методика» как система идей-способов организации коммунарской деятельности; «коммунарское движение» как сфера практической реализации этих идей; «коммунарство» как социальнообщественное явление, отражающее в целом коммунарскую субкультуру.

Третье положение рассматривало аксиологические основания коммунарской педагогики, которыми являются:

- идеи-ценности: Воспитательные отношения; Коллектив; Общая Забота; Добро; Борьба; Содружество; Товарищество; Дело; Труд; Творчество;

- идеи-цели: всестороннее гармоничное развитие каждого субъекта коллектива при условии создания отношений творческого взаимодействия поколений; организация коллективной деятельности в содружестве старших и младших, направленной на заботу об окружающей жизни на пользу и радость людей, утверждающей товарищеский (гуманнодемократический) и творческий характер воспитательных отношений; формирование активной жизненной позиции; воспитание чувства ответственности и коллективизма; создание условий для самореализации каждого субъекта деятельности;

- идеи-способы: организация включения субъектов воспитательных отношений в коллективную творческую деятельность (КТД) и организаторскую общественно полезную деятельность (КОД); реализация единства методов и приемов товарищеского побуждения, товарищеского приучения, товарищеского убеждения; использование условий самоуправления коллектива;

- идеи-традиции: содружество и преемственность поколений; общая (гражданская, творческая, практическая) забота; творчество, романтика как ориентация на нравственный идеал; коллективная творческая и организаторская деятельность; коммунарские сборы; ритуалы и заповеди, сложившиеся в коммунарских коллективах и др.

Следующее положение отразило периодизацию идей коммунарской педагогики, которые в своем развитии прошли такие периоды:

Первый - эмпирический (середина 50-х-начало 60-х годов ХХ века). Зарождение и становление идей коммунарской педагогики, стадия их первоначального научнотеоретического обоснования и опытно-экспериментальной апробации.

Второй - практико-аналитический (начало 60-х - первая половина 80-х годов ХХ века). Активное освоение идей коммунарской педагогики в практике коммунарского движения; их осмысление на научно-методологическом уровне.

Третий - интеграционный (вторая половина 80-х-90-е годы ХХ века). Процесс интеграции идей коммунарской педагогики в педагогические направления (в частности, «педагогика сотрудничества»), авторские концепции, в деятельность образовательных и воспитательных учреждений.

Четвертый - инновационный (первое десятилетие ХХ1 века). Творческая интерпретация идей коммунарской педагогики в современной образовательной практике, в опыте детских и молодежных объединений и организаций.

Последнее положение показало значимость изучения и осмысления опыта работы Архангельского городского штаба школьников имени А. П. Гайдара. Штаб представляет собой типичное и вместе с тем уникальное объединение коммунарского типа, с начала 60-х годов ХХ века реализующее на практике идеи-ценности, идеи-цели, идеи-способы коммунарской педагогики, которые способствовали формированию идей-традиций, обеспечивающих преемственность поколений. АГШШ - педагогический феномен, в деятельности которого идеи коммунарской педагогики эволюционируют с учетом меняющихся социокультурных условий, подтверждая процесс их развития в истории отечественного воспитания.

.И вот уже второе десятилетие XXI века. Возвращаюсь к вопросу - почему же? Почему же востребован опыт ВЛКСМ и опыт И.П. Иванова?

В Обращении Международного оргкомитета «Комсомолу-95» отмечено, что «важно и необходимо творчески использовать опыт Ленинского комсомола в современных условиях с целью сохранения исторической памяти, укрепления преемственности поколений, совершенствования патриотического, трудового, эстетического, физического и нравственного воспитания юношества, решительного усиления борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью, подростковой и молодежной преступностью, наркоманией и моральной распущенностью.» [7].

Об этом же говорил в своих работах и Игорь Петрович: необходимость сохранения преемственности поколений, которое цементирует историческую память; идеи общей заботы, единства действия, творческого содружества - это теоретический вклад по совершенствованию всех направлений воспитания в современном детском и молодежном движении; энциклопедия коллективных творческих дел - это практические рекомендации по борьбе с негативными явлениями в молодежной среде и сегодня.

Таким образом, название, вынесенное в заголовок статьи, отражает взаимосвязь устремлений учителя, комсомольского работника, молодого исследователя Игоря Петровича Иванова осмыслить деятельность комсомольских и пионерских организаций, показать развитие практики в создании коммунарских объединений, вызвавших к жизни коммунарское движение (коммунарство). А диссертационные исследования и публикации учёного Иванова

свидетельствуют о творческом развитии советской педагогики, нашедшей отражение в таком векторе (течении), как коммунарская педагогика.

Перспективой к 95-летнему юбилею Педагога Иванова и 100-летию ВЛКСМ могло бы стать издание «Истории коммунарского движения в СССР и современной России».

ЛИТЕРАТУРА

1. Ленинский комсомол. Очерки по истории ВЛКСМ. Молодая гвардия, 1963. 816 с.

2. Иванова Л. А. Будущее в настоящем - жизнь и творчество Игоря Петровича Иванова. Рязань, 1996. 94 с.

3. Позывные истории. М.: Молодая гвардия, 1970. 416 с.

4. Соколов Р. В. История коммунарства: ретроспектива и перспектива в контексте общественнопедагогического движения. URL: www.altruism.ru

5. Аванесян. И. Д. Игорь Петрович Иванов: наука и жизнь. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009. 364 с.

6. Полищук А. В. Становление и развитие идей коммунарской педагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Архангельск, 2010. 16 с.

7. Обращение Международного оргкомитета «Комсомолу-95». URL: komsomol-100.clan.su

Поступила в редакцию 22.02.2014 г.

KOMSOMOL, IVANOV, KOMMUNARSTVO...

© S. A. Koval

Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov 40 Leningradsky Ave., 163002 Arkhangelsk, Russia.

E-mail: [email protected]

The destiny of Igor Ivanov, which was connected to the historical events, is showed. These events influenced the life of his family and his own as well. The role of komsomol and causes, which determined his attitude to the development of ideas of kommunarstvo, are specially highlighted. Contemporary rethinking of ideas of kommunar pedagogics as a pedagogical stream of the XX century is done. The key concept of this stream is organization of collective creative education in terms of generations' fellowship and shared concerns relations.

Keywords: komsomol, kommunars' unions, pedagogics of shared concerns, fellowship of generations, kommunarstvo, kommunar pedagogics.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.

Please, cite the article: Koval S. A. Komsomol, Ivanov, Kommunarstvo // Liberal Arts in Russia. 2014. Vol. 3. No. 2.

Pp. 73-85.

REFERENCES

1. Leninskii komsomol. Ocherki po istorii VLKSM [Leninist Komsomol. Essays on the History of the All-Union Leninist Young Communist League]. Molodaya gvardiya, 1963.

2. Ivanova L. A. Budushchee v nastoyashchem - zhizn’ i tvorchestvo Igorya Petrovicha Ivanova [Future in the Present -Life and Work of Igor Petrovich Ivanov]. Ryazan', 1996.

3. Pozyvnye istorii [Callsign Stories]. Moscow: Molodaya gvardiya, 1970.

4. Sokolov R. V. Istoriya kommunarstva: retrospektiva i perspektiva v kontekste obshchestvenno-pedagogicheskogo dvizheniya. URL: www.altruism.ru

5. Avanesyan. I. D. Igor’ Petrovich Ivanov: nauka i zhizn’ [Igor Petrovich Ivanov: Life and Studies]. Saint Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2009.

6. Polishchuk A. V. Stanovlenie i razvitie idei kommunarskoi pedagogiki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Arkhangel'sk, 2010.

7. Obrashchenie Mezhdunarodnogo orgkomiteta «Komsomolu-95». URL: komsomol-100.clan.su

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 22.02.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.