Научная статья на тему 'Дополнительное образование как пространство развития социальной активности молодежи'

Дополнительное образование как пространство развития социальной активности молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6487
594
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / OUT-OF-SCHOOL ADULT EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильиных Ирина Михайловна

В статье сформулированы базовые компоненты воспитания молодежи в целостном педагогическом процессе, рассмотрено содержание внешкольного образования, определены приоритетные идеи дополнительного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильиных Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Additional Education as the Space for Development of Social Activity of Youth

The author formulates basic components of education of youth in the integral pedagogical process, defines the content of out-of-school adult education and guidelines of additional education.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование как пространство развития социальной активности молодежи»

УДК 374

И. М. Ильиных

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Социальное развитие человека и социально-экономическое развитие общества - это два взаимосвязанных процесса, в которых люди формируют свою социальную сущность. Фундаментальные положения о человеке как активном деятельном существе, формирование которого происходит во взаимосвязи с трудом, социальной средой, самовоспитанием личности, являются важной методологической основой для исследования проблемы социальной активности учащейся молодежи. Современное воспитание не всегда обеспечивает условия, стимулирующие активность молодежи. В строго контролируемом регламентируемом распорядке жизни, человек, неоднократно убеждающийся в том, что он своими действиями не может изменить ход событий, в итоге вообще отказывается от поиска. Неотъемлемыми чертами его характера становятся подчинение и исполнительность, пассивность, конформизм. Именно поэтому учебно-воспитательный процесс профессионального образования всех уровней должен быть направлен на подготовку высококвалифицированного, всесторонне развитого, конкурентоспособного, социально активного специалиста.

В связи с этим важными базовыми компонентами воспитания молодежи в целостном педагогическом процессе учебного учреждения являются:

1. Воспитание свободной личности: высокий уровень самосознания; гражданственность; чувство собственного достоинства, самоуважение, самодисциплина, честность; ориентирование в духовных ценностях жизни; самостоятельность в принятии решений и ответственность; свободный выбор содержания жизнедеятельности.

2. Воспитание гуманной личности: милосердной, доброй, способной к состраданию, альтруизму, терпимости, доброжелательности, скромности, стремящейся к миру, добрососедству, пониманию ценностей человеческой жизни.

3. Воспитание духовной личности: потребности в познании и самопознании, в красоте, рефлексии, общении, поиске смысла жизни; автономии внутреннего мира, цельности.

4. Воспитание творческой личности: развитых способностей; потребности в научной, преобразующей деятельности, знаний, умений, навыков, интеллекта, интуиции, жизнетворчества.

5. Воспитание практичной личности: знаний основ экономики; трудолюбия, хозяйственности; владения иностранными языками; знания народ-

ных, религиозных обычаев; здорового образа жизни; физической закалки, эстетического вкуса, хороших манер: стремления к обустройству дома, обеспечения благосостояния семьи.

6. Воспитание высокопрофессиональной личности: эрудиции, компетентности; предприимчивости, конкурентоспособности, управленческих способностей; коммуникативности; способности к творческому профессиональному мышлению, знаний истории, культуры народов, социальной активности и др.

В период перестройки, когда были разрушены идеалы, ценности, мораль и нравственность, альтернативой пионерской и комсомольской организации для детей, подростков и молодежи становятся учреждения дополнительного образования, подростковые клубы, объединения по интересам. Их преимущество очевидно: они добровольные, разновозрастные, их возглавляют интересные взрослые, энтузиасты своего дела, часто альтруисты. Социальная деятельность в молодежной организации связана с удовлетворением социальных потребностей личности в общении, самореализации, самоутверждении. Вышеуказанные потребности могут удовлетворяться через конкретную досуговую, образовательную, социально-психологическую и реабилитационную практику в молодежной организации.

Возросшее значение различных видов неформального образования для молодежи, концентрация внимания системы дополнительного образования на индивидуальности каждого человека определила приоритеты в деятельности учреждений дополнительного образования. Особое внимание необходимо уделить оснащенности программами, помогающими молодым людям овладеть разнообразными умениями и навыками, предоставлению каждому свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, многообразию видов деятельности, удовлетворяющих разные интересы, личностно-деятельностному характеру образовательного процесса, профориентации и возможности получения второго образования, повышения квалификации.

В рамках нашего исследования становится очевидной необходимость раскрытия особенностей развития активности в юношеском возрасте. Студенты и учащиеся училищ, техникумов, лицеев - специфическая социальная группа, которая в будущем будет занята высококвалифицированным трудом в различных областях науки, техники, управления, культуры. Жизнедеятельность учащейся молодежи имеет свою специфику, которая проявляется, прежде всего, в характеристике основных видов деятельности и предназначении как будущих специалистов. Анализ пространства дополнительного образования в хронологическом аспекте позволяет нам определить место дополнительного образования в воспитании молодежи, рассмотреть основные подходы к определению сущности и содержания дополнительного образования.

В России на протяжении многих десятилетий сложилась и продолжает

развиваться государственная система дополнительного образования, не имеющая аналогов в мире. Сегодня в Российской Федерации насчитывается восемнадцать тысяч учреждений дополнительного образования разной ведомственной принадлежности, в которых занимается более восьми миллионов детей, подростков, молодежи.

Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30-м гг. XVIII столетия. Рассматривая образование как средство развития человека, М. В. Ломоносов выступал за единое многомерное образовательное пространство, объединяющее его составляющие в единое целое на основе синтеза классического, естественнонаучного и реального образования.

Первые опыты организованного внешкольного образования в России относятся к концу XIX в. и основаны на добровольной деятельности интеллигенции по просвещению и воспитанию взрослых. В начале ХХ столетия деятельность первых внешкольных учреждений связывалась в первую очередь с культурно-просветительской работой [2, с. 9-10].

Отечественная система дополнительного образования детей сложилась на базе внешкольных учреждений. У истоков клубной работы стояли известные российские педагоги С. Т. Шацкий, А. У Зеленко, К. А. Фортунатов, П. Ф. Лесгафт, которые противостояли консерватизму официального образования и с этой целью стремились создавать благоприятные условия для развития как индивидуальных качеств личности ребенка, так и формирования у него ответственности, солидарности, товарищества.

В 20-30-е гг. XX в. внедрялись педагогические инновации, новые формы организации досуга, интенсивно развивалась научно-методическая база внеурочной и внешкольной работы. Проводились серьезные научные исследования и наблюдения за развитием детской самодеятельности, творческих способностей личности, ее интересов и потребностей, изучались коллективные и групповые формы работы (Е. Н. Медынский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, В. П. Шацкая, А. С. Макаренко, В. Н. Терский). На государственном уровне, большой вклад в развитие внешкольного образования внесли Н. К. Крупская и А. В. Луначарский.

Выполняя государственный заказ, внешкольные учреждения должны были удовлетворять запросы и потребности детей, подростков и молодежи, способствовать воспитанию гражданина социалистического общества, активного строителя коммунизма с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, культурой труда и поведения. Сущность внешкольного образования заключалась:

1. В профессиональном и гражданском самоопределении детей.

Внешкольные учреждения создавали условия для выявления талантов, развития творческих способностей детей, определения планов их профессионального образования. Гражданское самоопределение, жизненная позиция воспитанников внешкольных учреждений вырабатывались в многооб-

разных практических делах: организация трудовых объединений, участие в природоохранных мероприятиях, проведение праздников и концертов для населения, участие в исследовательской работе и т. д.

2. В дополнительном образовании, профессиональном самоопределении. Школьники получали образование, которое не могла им дать школа: эстетическое, техническое, спортивное, научное. В ряде случаев такое образование являлось средством профессионального самоопределения, но нередко оно восполняло отсутствующие компоненты общего образования, способствуя более гармоничному развитию личности, в том числе и путем коррекции каких-то ее недостатков.

3. В развитии коммуникативных способностей, создании условий для развития коммуникативных контактов на межличностном, межшкольном, межрегиональном и международном уровнях. Основной формой развития международных контактов стали клубы интернациональной дружбы.

4. В формировании духовного образа жизни. Обучение детей, подростков, молодежи организовывать свой досуг стало особым направлением в формировании духовного образа жизни [1, с. 45].

В деятельности внешкольных учреждений в 40-50-е гг. нами отмечены негативные тенденции: высокий уровень политизации, формализм, невост-ребованность многих достижений первых послереволюционных лет.

В 60-е г. отмечается развитие внешкольного образования: появляются различные клубы, объединения по интересам, секции, развивается самоуправление, активизирующее жизнь учащихся и студентов. Широкую известность приобретает методика И. П. Иванова, который, основываясь на идеях А. С. Макаренко, создал школу пионерского актива «Коммуна юных фрун-зенцев». В этой школе моделировались отношения творческого содружества взрослых и подростков, не было деления на «актив» и «пассив», царила атмосфера взаимопомощи.

К 70-м г. возродился интерес к содержанию и формам работы внешкольного учреждения. По мнению специалистов, внешкольное учреждение представляло собой своеобразную общность детей и взрослых, характеризующуюся целенаправленностью, разновозрастным составом участников, автономностью существования, цикличностью функционирования, разнообразием и свободой выбора деятельности, формальными и неформальными отношениями между взрослыми и детьми, возможностью ребенка не зависеть от стереотипа мнения привычного окружения и выступать в новой роли (М. Б. Коваль) [2, с. 12].

Неотъемлемым звеном внешкольного образования в нашей стране является внеурочная деятельность в образовательных учреждениях, которая проводилась в основном под руководством пионерской и комсомольской организаций, а выбор кружков, факультативов, секций ограничивался кадровой базой школы.

Наряду с застоем, узурпированием свободного времени детей, подрост-

ков, навязыванием им содержания и форм досуга внедрялись инновационные методики В. А. Караковского и Ю. П. Завельского, которые основывались на доверии детям права на участие в организации собственного досуга. На теоретическом уровне разрабатывалась концепция комплексного подхода к дополнительному воспитанию, была осознана необходимость преодоления раздробленности в системе воспитания, ее оторванности от учебного процесса (А. М. Арсеньев, Ю. К. Бабанский, Ф. Ф. Королев, И. Я. Лернер). В. А. Сухомлинский считал необходимым создавать условия для воспитания целостной личности как средствами учебных дисциплин, так и в процессе занятий любимым делом в свободное время.

Генезис внешкольной работы советского периода позволяет сделать вывод, что в СССР была создана уникальная государственная система внешкольных учреждений, сущность которой заключалась в содействии развития способностей и интересов детей, подростков, организации содержательного досуга, профессиональной ориентации. Необходимо отметить, что проблема дополнительного образования молодежи в данный период не разрабатывалась.

Изменения в социально-экономической жизни страны в середине 80-х гг. отразились на системе внешкольного образования, которое уже не могло удовлетворять изменяющиеся индивидуальные и социокультурные потребности детей, подростков и молодежи. Необходима была реформа внешкольного образования, создание условий для полноценного развития личности, ее творческой и познавательной активности, ценностных ориентации и полноценной адаптации к жизни в гражданском, демократическом обществе (А. К. Бруднов) [2, с. 314-315].

Дополнительное образование как особая сфера образования впервые было официально обозначено в Законе РФ «Об образовании», принятом в 1992 г. Термин «дополнительное образование» был введен в педагогический тезаурус в 1992 г., до этого времени использовалось понятие «внешкольное образование». В настоящее время дефиниции дополнительного образования разнообразны, что говорит о продолжающихся исследованиях данного феномена. В Законе «Об образовании» указывается на гуманистический характер образования и приоритет общечеловеческих ценностей, четко и определенно было сказано о необходимости обеспечения свободного развития личности, ее полноценной жизни и здоровья. Этот процесс обусловлен, с одной стороны, ориентацией на образовательные потребности воспитанников учреждений дополнительного образования и их родителей, с другой стороны, стремлением полнее реализовать имеющийся педагогический потенциал самих образовательных учреждений.

В проекте Федерального Закона «О дополнительном образовании» мы находим следующие дефиниции дополнительного образования: целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных

образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства; единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.

Некоторые исследователи рассматривают дополнительное образование как дополнение к основному образованию, расширяющее возможности образовательных стандартов (А. К. Бруднов, А. В. Мудрик, В. Б. Новичков, А. Г. Асмолов). Однако это узкое понимание дополнительного образования, т. к. не учитывается его основное предназначение: удовлетворять постоянно изменяющимся индивидуальным социокультурным и образовательным потребностям детей. Можно согласиться с мнением специалистов, ко -торые относят дополнительное образование к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка, и относят его к инфраструктурам социального воспитания. Дополнительное образование рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России» [2, с. 38-39]. Ряд исследователей считает дополнительное образование средством развития личности ребенка как в школе вне образовательного процесса, так и за ее пределами в различных внешкольных учреждениях (В. В. Давыдов, В. З. Вульфов, М. М. Поташник, А. В. Скачков, В. В. Абраухова и др.). Сторонники другого подхода определяют дополнительное образование как социокультурную среду, которая развивает в ребенке необходимые формы приспособления. Так, В. В. Давыдов утверждает, что дополнительное образование - это не предлагаемая ребенку готовая социокультурная среда, а созданная им самим вариативная, опирающаяся на его рефлексивные возможности социокультурная среда (В. В. Давыдов, Л. А. Тарасенко).

Разработкой педагогики школьного дополнительного образования, идеи совместности и взаимообусловленности систем дополнительного и общего образования, проблемами уровня дополнительного образования в общеобразовательном учреждении занимались А. Г. Асмолов, Т. А. Альбицкая, Т. А. Барышева, Г. П. Буданова, В. А. Горский, Л. А. Николаева, С. Ю. Степанов, В.И.Слободчиков, Т.В. Пальчикова. Дополнительное образование как компонент целостной системы непрерывного образования, способствующий повышению качества обучения, действующий на основе многообразия учреждений и вариативности образовательных программ, рассматривают А. Г. Асмолов, М. Б. Коваль, А. Ф. Малышевский, В. И. Слободчиков. Мы согласимся с определением В.И.Слободчиковым цели дополнительного образования, которая состоит в создании педагогических условий для деятельности учащихся на основе свободного выбора в соответствии с их личными интересами, склонностями [6, с. 66-67]. В этом контексте особенно важным представляются мнения А. Г. Асмолова, А. Ф. Малышевского о дополнительном образовании как предоставлении и расширении возможностей развития личности. Именно в учреждениях дополнительного обра-

зования ребенок «опробует себя в разных ролях, и в этом есть великое дело и суть дополнительного образования» (А. Г. Асмолов, А. Ф. Малышевский) [1, с. 50].

Особую значимость представляют работы по изучению развития личности в условиях дополнительного образования (В. П. Лаврентьев), социального становления детей и социализации детей, подростков и молодежи (А. В. Золотарева, В. В. Макашин, Е. Б. Штейнберг, Т. В. Ускова); проблемы формирования и развития коммуникативных способностей (Е. Б. Наумов); активной жизненной позиции и социальной активности (Н. Д. Пономар-чук, Т. И. Левкина); формирование навыков культуры досуга (Т. И. Лагутина). Важными для нашего исследования являются исследования, разрабатывающие положения о функциях дополнительного образования (А. Г. Асмолов, А. К. Бруднов, Е. Б. Евладова, А. В. Золотарева, М. Б. Коваль, О. Е. Лебедев, В. И. Панов, Г. Н. Попова, А. Б. Фомина). Помимо этого, следует отметить решение некоторыми авторами проблемы самореализации личности подростков в учреждениях дополнительного образования. Данной теме посвятили свои работы М. А. Бабицкая, Л. Г. Брылева, Н. Крылова; изучению проблемы содействия самоопределению подростков (формированию жизненных стратегий) уделили внимание в своих исследованиях Е. А. Архандеева, В. К. Игнатович, М. В. Князева.

В рамках нашего исследования интересен подход к определению сущности дополнительного образования в контексте образования взрослых. Для дифференциации различных типов образования взрослых в системе непрерывного образования предлагается использовать следующие понятия «вторичное образование» и «дополнительное образование». «Вторичное образование» - подготовка человека к трудовой и общественной деятельности. Оно, по мнению авторов данного подхода, имеет две функции - адаптирующую (постоянное приспособление индивида к динамично изменяющемуся миру) и развивающую (обогащение творческого потенциала человека). «Дополнительное образование» направлено на совершенствование человека как рабочей силы, и не способно обеспечить целостное, гармоничное и поступательное развитие всех сторон его личности (В. Г. Онушкин). Ряд исследователей предлагает включить в структуру дополнительного профессионального образования дополнительные образовательные программы для студентов, которые дадут возможность получить вторую специальность или квалификации наряду с базовой (О. В. Купцов, Н. Н. Нечаев, Ю. Г. Татур, Н. Ш. Валеева, Т. П. Власова, В. П. Ераносян, С. С. Рачева). Это объясняется необходимостью создания условий для всестороннего удовлетворения различных образовательных потребностей граждан, общества, государства, включая непрерывное повышение квалификации специалистов.

О. В. Купцов предлагает выделить две подструктуры: общее дополнительное образование и дополнительное профессиональное образование. Общее дополнительное образование, по его мнению, включает следующие

направления: а) дошкольное воспитание, связанное с развитием детей, их подготовкой к поступлению в школу; б) неформальное образование детей, нацеленное на развитие творческого потенциала личности во внешкольных образовательных учреждениях и в средней школе в рамках внеклассной работы; в) неформальное образование взрослых, в задачи которого входит компенсация недостатков базового образования, повышение общественнополитического и культурного уровня работников [4, с. 56].

Изменения, произошедшие в обществе в 90-х. г., поставили перед учреждениями дополнительного образования новые задачи: полнее использовать потенциал общего образования за счет углубления, расширения и применения знаний; компенсировать неизбежную ограниченность общего образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дать возможность каждому удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

Современные организационные формы дополнительного образования -кружки, секции, клубы, творческие объединения разной направленности: художественной, технической, спортивной, эколого-биологической, турис-тско - краеведческой - не могут в полной мере удовлетворить потребности большей части молодежи. Именно поэтому предметом внимания специалистов по работе с молодежью, педагогов дополнительного образования должны стать проблемы социальной, политической, общественной и гражданской пассивности, глубоко и всесторонне должны быть исследованы проблемы развития социальной активности у молодежи, с учетом ее социального заказа.

Новые формы организации дополнительного образования должны быть привлекательны для молодежи, направлены не только на то, чтобы изменить характер досуга, но и на их гражданское и социальное воспитание и развитие. Формы организации молодежи должны стать социальной практикой.

Социальный заказ современной молодежи, требования, которые она предъявляет к содержательной стороне дополнительного образования, отражает несколько позиций: взгляд на человека как на личность с культурноисторической позиции; спрос на культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги. Оказание молодежи социальных услуг по проблемам дополнительного образования, социального развития, содействие творческой молодежи создают возможность раннего выявления склонностей и способностей молодых людей, их самореализации путем получения дополнительного образования, наращиванию устойчивости на рынке труда, а также совершенствуют у них навыки установления контакта, ведения переговоров, достижения консенсуса, самоорганизации малых и средних групп, что, в конечном счете, призвано сформировать потребности социального развития и саморазвития [5, с. 75-76].

Раскрытие генезиса дополнительного образования позволило нам выявить позитивные и негативные факторы развития учреждений дополнительного

образования в России. Нами отмечен тот факт, что воспитательная система дополнительного образования обладает уникальными ресурсами, которые способны нейтрализовать негативное воздействие на молодежь общества, социальной среды [3, с. 1].

Дополнительное образование не только существенно расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых; оно обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности. Оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей. В ряде случаев дополнительное образование становится фактором реабилитации личности за счет компенсации школьных неудач достижениями в области дополнительного образования.

Дополнительное образование строится на следующих приоритетных идеях: свободный выбор сфер и видов деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности, возможность свободного самоопределения и самореализации; единство обучения, воспитания, развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Пространство дополнительного образования способно: создать условия для усвоения молодежью социального опыта, соответствующего образу жизни данной социальной группы, которая реализует определенную социокультурную функцию через осуществление какой-либо социальной деятельности; оказать индивидуальную педагогическую помощь в преодолении трудностей; помочь в ориентации на общие и дифференциальные социокультурные ценности; содействовать в самоопределении по отношению к исполнению социокультурной функции и к интеграции в определенное социокультурное сообщество (А. В. Мудрик).

Работа учреждений дополнительного образования, клубов по месту жительства получила новый импульс в своем развитии. Данные учреждения рассматриваются как важные социальные институты, способные удовлетворить многообразные социальные потребности молодежи, создавая условия для общения и социального самоопределения, развития практических и познавательных навыков, лидерских качеств, социально-психологической поддержки молодежи по месту жительства. Поэтому актуальным в настоящее время является подход, рассматривающий работу учреждений дополнительного образования, клубов по месту жительства с точки зрения социального обслуживания молодежи. Данная постановка вопроса приобретает актуальность в связи социальными проблемами молодежи: дефицитом мест для общения и встреч молодежи; безнадзорности и наркомании; отсутствия свободного доступа в молодежные учреждения; необходимости социального патронажа и поддержки молодежи.

Для решения этих проблем учреждения дополнительного образования и клуб по месту жительства могут осуществлять следующую деятельность:

• разработку и реализацию концепции, воспитательных программ для подростков, молодежи, студентов в единстве с социально-досуговым, психологическим и образовательным компонентом;

• определение основных критериев оценки деятельности с точки зрения реализации социальных программ;

• отработка режима работы в вечернее время и в выходные дни;

• разнообразные виды кружковой деятельности, различные формы социально-психологической, реабилитационной работы;

• организация досуговой деятельности, которая может существовать в виде нерегламентированной подростковой и молодежной субкультуры;

• создание на своей базе общественной молодежной организации.

Изучение научной литературы и анализ практического опыта учреждений дополнительного образования позволяют сделать вывод, что дополнительное образование не является в настоящее время самостоятельной сферой социальной политики России. Недостаточен практический опыт, отсутствуют серьезные научно-методологические изыскания, наблюдается фрагментарность и бессистемность исследований данной сферы в области дополнительного образования молодежи.

Совокупность рассмотренных нами проблем позволяет утверждать, что возрастает потребность общества в стабильном, социальном, позитивно ориентированном молодом поколении. Мы считаем, что формирование социальной активности современной российской молодежи определяется высоким уровнем образования и воспитания, предоставлением молодежи возможности посредством дополнительного образования реализовать себя, занять свое место в современном обществе. Современная образовательновоспитательная система дополнительного образования, укрепление и развитие функциональных связей и контактов учреждений образования с центрами дополнительного образования, социокультурными и социальнопедагогическими структурами - все это ведет к созданию научно-обоснованное пространство дополнительного образования, которая будет способствовать развитию социальной активности личности молодого человека.

Библиографический список

1. Асмолов, А. Г. Дополнительное образование детей как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогики - к педагогике развития // Современные технологии социально-педагогического проектирования в дополнительном образовании. М., 2001. - 7 с.

2. Евладова, Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова, Н. Н. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студентов средних учреждений среднего проф. Образования. - М.: Владос, 2002. - 352 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ...

3. Зубенко, В. В. Не хочу учиться, не хочу жениться или портрет современного Митрофанушки // Профессиональное образование. - 2002. - № 3. - 1 с.

4. Купцов, О. В. Непрерывное образование и его структура // Высш. образование в Европе. 1991. - Т. 16. - № 1.

5. Лисовский, В. Т. Формирование личности современного студента: Автореферат докт. диссертации. - Ленинград, 1976. - 14 с.

6. Слободчиков, В. И. Дополнительное образование детей в системе развивающего образования - М.: Академия, 2002. - С. 66-67

7. Сенина, О. И. Интеграционное образовательное пространство и творческая активность учащихся/ / Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 307 - 315

УДК 373. 67

Л. Е. Петрова

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Одним из приоритетных направлений модернизации общего среднего образования является профильное обучение, которое призвано обеспечить индивидуальный подход в соответствии со способностями и потенциальными возможностями учащихся, сформировать у них мотивацию учения. Педагогическая сущность преподавания учебных предметов в условиях профильного обучения требует целенаправленного и оптимального отбора содержания учебного материала, исходя из государственного стандарта и задач профильного обучения.

Известно, что профильное обучение, выступающее как средство индивидуализации в образовании, направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса и позволяет учитывать склонности и потребности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами. Обучение - это в первую очередь средство развития способностей и познавательных интересов детей.

В условиях перехода современной школы на систему профильного обучения особенно актуальным становится вопрос о роли и месте дисциплин, составляющих образовательную область «Искусство». Все действующие сейчас программы по изобразительному искусству охватывают 1-7 классы. Музыкальные занятия тоже заканчиваются в эти годы обучения в школе, то есть дисциплины, явно развивающие в ребенке художественно-творческое начало, с 8 по 11-й классы практически отсутствуют. Принятие решения о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.