Научная статья на тему 'Потенциал учреждений дополнительного образования детей в социальной профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из семей'

Потенциал учреждений дополнительного образования детей в социальной профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из семей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
709
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОВОЛЬНЫЕ УХОДЫ / УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПОТЕНЦИАЛ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / UNAUTHORIZED LEAVE / ESTABLISHMENT OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / SOCIAL PREVENTION / CAPACITY OF INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дружинина Анастасия Александровна

В современных условиях наиболее незащищенной категорией являются дети. Взросление это важный для несовершеннолетнего этап социализации, этап самоутверждения, изменения отношений с родителями и миром взрослых в целом. Основная причина самовольных уходов несовершеннолетних из семей это деструктивная социализация. Соответственно, для профилактики данного негативного явления необходимо создание условий позитивной социализации детей, включая индивидуальную работу, работу с семей и работу в микросоциуме. Особым потенциалом в профилактике самовольных уходов детей из семей обладает система дополнительного образования. Анализ государственной политики в отношении дополнительного образования показывает, что важной потребностью современного российского государства становится социализация подрастающего поколения, в том числе для социальной профилактики самовольных уходов несовершеннолетних из семей. Выявлено, что дополнительное образование создает благоприятные условия для приобщения несовершеннолетнего к социальным ценностям и нормам общества, формирования социальных качеств, социальной компетентности, а также для свободного выбора вида социально-позитивной деятельности, актуализации в ней. Социально полезная деятельность позволяет ребенку определить свой индивидуальный вектор социального самопознания, саморазвития и самовоспитания. Ориентируясь на индивидуальные запросы каждого, социализация в учреждении дополнительного образования способствует приобщению личности к культуре и ценностям, приобретению опыта разрешения жизненных проблем и проживания различных событий и ситуаций. Социальная профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из семьи в условиях учреждения дополнительного образования это процесс приобщения к социально полезной деятельности, индивидуальная помощь ребенку в проблемной ситуации и организация позитивного социального опыта. Потенциал учреждения дополнительного образования детей в социальной профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из семей включает возможности разнообразных образовательно-воспитательных программ; коррекцию социальных девиаций подростков; доверительное взаимодействие педагога, несовершеннолетнего и родителей; интеграцию различных видов воспитания; многовариантность ситуаций успеха и включенности в значимую, интересную, творческую, социально полезную деятельность; расширение форм осуществления взаимодействия с семьей и другими представителями микросоциума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дружинина Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAPACITY OF INSTITUTIONS OF THE ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN IN SOCIAL PREVENTION OF UNAUTHORIZED LEAVE OF MINORS FROM FAMILIES

In modern conditions the most unprotected category are children. The growing-up is a socialization stage, important for the minor, a stage of self-affirmation, change of relations with parents and the world of adults in general. The main reason for unauthorized leave of minors from families is a destructive socialization, respectively prevention of this negative phenomenon requires creation of conditions of positive socialization of children, including individual work, work with family and work in microsociety. Special potential in prevention of unauthorized leave of children from families the system of additional education of children possesses. The analysis of a state policy concerning additional education shows that socialization of younger generation, including for social prevention of unauthorized leave of minors from families becomes important need of the modern Russian state. Author revealed that in additional education favorable conditions for familiarizing of the minor with social values and norms of society, formation of social qualities, social competence, and also for a free choice of a type of social and positive activity, updating in it appear. Socially useful activity allows the child to define the individual vector of social self-knowledge, self-development and self-education. Being oriented on individual inquiries of everyone, socialization in establishment of additional education promotes familiarizing of the personality with culture and values, acquisition of experience of permission of vital problems and accommodation of various events and situations. Social prevention of unauthorized leave of minors from a family in conditions of establishment of additional education is a process of familiarizing with socially useful activity, the individual help to the child in a problem situation and the organization of positive social experience. Capacity of institution of additional education of children in social prevention of unauthorized leave of minors from families includes possibilities of various educational and training programs; correction of social deviations of teenagers; confidential interaction of the teacher, minor and parents; integration of different types of education; diversity of situations of success and an inclusiveness in significant, interesting, creative, socially useful activity; expansion of forms of implementation of interaction with a family and other representatives of microsociety.

Текст научной работы на тему «Потенциал учреждений дополнительного образования детей в социальной профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из семей»

ПОТЕНЦИАЛ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ИЗ СЕМЕЙ

ДРУЖИНИНА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: nagaraisr@mail.ru

Статья опубликована при поддержке Управления образования и науки Тамбовской области и Совета молодых ученых и специалистов Тамбовской области

В современных условиях наиболее незащищенной категорией являются дети. Взросление - это важным для несовершеннолетнего этап социализации, этап самоутверждения, изменения отношений с родителями и миром взрослых в целом. Основная причина самовольных уходов несовершеннолетних из семей - это деструктивная социализация. Соответственно, для профилактики данного негативного явления необходимо создание условий позитивной социализации детей, включая индивидуальную работу, работу с семей и работу в микросоциуме. Особым потенциалом в профилактике самовольных уходов детей из семей обладает система дополнительного образования. Анализ государственной политики в отношении дополнительного образования показывает, что важной потребностью современного российского государства становится социализация подрастающего поколения, в том числе для социальной профилактики самовольных уходов несовершеннолетних из семей. Выявлено, что дополнительное образование создает благоприятные условия для приобщения несовершеннолетнего к социальным ценностям и нормам общества, формирования социальных качеств, социальной компетентности, а также для свободного выбора вида социально-позитивной деятельности, актуализации в ней. Социально полезная деятельность позволяет ребенку определить свой индивидуальный вектор социального самопознания, саморазвития и самовоспитания. Ориентируясь на индивидуальные запросы каждого, социализация в учреждении дополнительного образования способствует приобщению личности к культуре и ценностям, приобретению опыта разрешения жизненных проблем и проживания различных событий и ситуаций. Социальная профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из семьи в условиях учреждения дополнительного образования - это процесс приобщения к социально полезной деятельности, индивидуальная помощь ребенку в проблемной ситуации и организация позитивного социального опыта. Потенциал учреждения дополнительного образования детей в социальной профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из семей включает возможности разнообразных образовательно-воспитательных программ; коррекцию социальных девиаций подростков; доверительное взаимодействие педагога, несовершеннолетнего и родителей; интеграцию различных видов воспитания; многовариантность ситуаций успеха и включенности в значимую, интересную, творческую, социально полезную деятельность; расширение форм осуществления взаимодействия с семьей и другими представителями микросоциума.

Ключевые слова самовольные уходы; учреждение дополнительного образования детей; социальная профилактика; потенциал учреждений дополнительного образования детей.

В современных условиях наиболее незащищенной категорией населения являются дети, они находятся в принципиально новой социальной ситуации.

Д. И. Фельдштейн, характеризуя ситуацию, отмечает, что она, с одной стороны, «стимулирует развитие критического мышления, творческой инициативы, социальной ответственности, способствуя саморазвитию человека как личности. Но, с другой стороны, тревожное расслоение общества, рост сепаратизма, фундаментализма,

национализма, неустойчивость экологической, идеологической, социальной и экономической обстановки, дискредитация многих нравственных ориентиров, манипулирование сознанием человека через СМИ вызывают не просто дезориентацию людей, но массовый социально-психологический стресс, который сказывается на их духовном и физическом здоровье [1].

Новые условия актуализируют разработку исследований в области социальной защиты несовершеннолетних с учетом конкретной социальной

ситуации в регионах. По данным Уполномочного по правам ребенка в Тамбовской области численность детского населения ежегодно сокращается. Если в 2009 г. она составляла 181 186 детей, то уже по состоянию на 01.01.2013г. - 171404 ребенок. Растет преступность среди подростков. Примерно треть виновных в грабежах, кражах, изнасилованиях, незаконном обороте наркотиков и психотропных веществ - подростки. Увеличивается количество беспризорных детей. Социальное неблагополучие семей стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, психических заболеваний, побегов из дома, самоубийств [2].

Особого внимания в практике социальной работы требует организация превентивно-профилактической работы с несовершеннолетними. В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций, которые существуют в воспитании детей, периоды взросления могут иметь различные границы.

Взросление - это важный для несовершеннолетнего этап социализации, этап самоутверждения, изменения отношений с родителями и миром взрослых в целом. Социализация предполагает включение в общественные отношения (адаптацию) и самостоятельное воспроизводство этих отношений (саморазвитие). Для характеристики социализации личности центральное значение имеет именно область отношений [3].

Особенно проблемным периодом социализации является подростковый возраст, когда происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда, как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок и др. [4].

Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова отмечают, что у подростков стремительно меняется физиология, проявляются неловкость в движениях, эмоциональная неуравновешенность, повышенная рефлексия. Они неудовлетворены собой, семьей, собственной внешностью, недовольны школой, учебниками, учителями, оценками, взрослыми, так как они «нас не понимают», не доверяют родителям, не всегда признают их мнение [5].

В процессе взросления несовершеннолетние сталкиваются с проблемами взаимоотношений с взрослыми людьми, сверстниками, родителями.

Видя и не умея критически осмыслить происходящее, они ищут возможность ухода от реальных требований, объективных условий. Самовольные уходы представляют опасность для жизни и здоровья не только подростков, но и для общества в целом, у подростков появляются различные формы асоциального поведения, которые проявляются в приеме алкоголя, наркотиков, токсических веществ, совершении противоправных действий, стремлении к примитивным удовольствиям, отрицательном отношении к систематическому труду, девиантным и делинкве-нтным поведением. Группа сверстников, таких же, как и они, является их кругом общения, формируя ценности и идеалы. Большинство таких групп является «уличными». Они ничем не увлекаются, а просто проводят время.

Одной из важных проблем в социальной работе с несовершеннолетними являются самовольные уходы из семей.

Проблемой самовольных уходов подростков из семей занимаются специалисты различных направлений: врачи-психиатры, психологи, педагоги, юристы (В. П. Кащенко, А. Е. Личко, А. М. Прихожан и др.).

Как показывают исследования, к основным причинам бродяжничества можно отнести: кризисные явления в семье; асоциальный образ жизни ряда родителей; реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близких; жестокое обращение, суровые наказания, «расправы» со стороны родных или товарищей по интернату; падение жизненного и культурного уровня населения; ухудшение условий содержания детей в семьях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях; коммерциализация сферы образования и культуры; психические болезни, родовые травмы, врожденные и наследственные болезни и травмы головного мозга, жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни [6; 7; 8; 9]. Основной причиной самовольных уходов несовершеннолетних из семей является деструктивная социализация, соответственно для профилактики данного негативного явления необходимо создание условий позитивной социализации детей, включая индивидуальную работу, работу с семей и работу в микросоциуме.

Согласно Национальной стратегии действий, в интересах детей на 2012-2017 гг. в последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В Российской Федерации должны создаваться условия для фор-

мирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности, привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности [10]. Особое место в реализации стратегии отводится дополнительному образованию как социальному институту, создающему условия для развития и позитивной социализации личности несовершеннолетних. Дети, не находящие поддержку в семье, в школе, могут найти ее в учреждении дополнительного образования детей.

Особым потенциалом в профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из семей обладает система дополнительного образования детей, в которую включены спортивные школы, секции, клубы, кружки. Социальная профилактика -это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности [11].

В практике работы учреждения дополнительного образования детей различные могут быть использованы различные виды социальной профилактики самовольных уходов несовершеннолетних из семей.

Прямая профилактика - путь воздействия на семейное общение, на его содержательную сторону возможен при «тесном» взаимопонимании родителей и педагогов дополнительного образования. Если семья верит в авторитет учреждения дополнительного образования детей, стремится к развитию семейных взаимоотношений, то родители обращаются за помощью к педагогам, участвуют в различных общественно-педагогических мероприятиях, посещают лекции, беседы, консультации, например, в рамках педагогического всеобуча. Косвенная профилактика оказывается в педагогически несостоятельных или пассивных семьях, на содержание общения подростков «группы риска», при проведении индивидуально-групповых форм педагогического воздействия (собрания, все-обучи, консультации, социально-педагогическое сопровождение и др.) [11].

Дополнительное образование является составной частью общей системы образования и воспитания, его специфической и органичной частью. Е. Н. Медынский отмечал «помочь войти растущему человеку в культуру, освоить ее и сделать частью своей жизни только школьное образование не может, оно непременно должно быть дополнено внешкольными формами» [12].

Задачами учреждений дополнительного образования в современных условиях являются обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга [13].

В России в настоящее время действует 8447 организаций дополнительного образования детей. В утвержденных ФГОС начального общего и основного общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент.

Россия - одна из немногих стран, где обеспечивается государственное финансирование организаций дополнительного образования детей. Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 10,9 млн детей, или 49,1 % детей в возрасте от 5 до 18 лет. Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и др. В утвержденных ФГОС начального общего и основного общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения [14].

Основным направлением государственной политики в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей на период реализации Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. является обеспечение равенства доступа к качественному образованию и обновление его содержания и технологий образования (включая процесс социализации) в соответствии с изменившимися потребностями населения и новыми вызовами социального, культурного, экономического развития.

Приоритетной задачей развития сферы дополнительного образования детей является повышение доступности услуг и обеспечение их соответствия изменяющимся потребностям населения [14].

В государственной политике в сфере общего образования и дополнительного образования детей до 2020 г. должен сохраняться приоритет нравственного и гражданского воспитания подрастающего поколения. Его реализация будет обеспечиваться через введение соответствующих элементов ФГОС, развитие практик социального проектирования и добровольческой деятельности на базе школ и организаций дополнительного образования детей, современные программы социализации детей в каникулярный период.

Одной из задач подпрограммы «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» является: создание современной инфраструктуры неформального образования и социализации для формирования у обучающихся социальных компетенций, гражданских установок, культуры здорового образа жизни, функциональной грамотности [14].

Основное мероприятие ФЦПРО на 2011 - 2015 годы - «Развитие сферы неформального образования и социализации детей» - направлено на развитие потенциала организаций дополнительного образования детей в формировании мотивации к познанию и творчеству, создание среды и ресурсов открытого образования для позитивной социализации и самореализации детей и молодежи.

В рамках ФЦПРО на 2011-2015 гг. будут введены механизмы поддержки доступа к услугам дополнительного образования детей из семей с низким доходом (включая введение именных сертификатов) [14].

Анализ государственной политики в отношении дополнительного образования показывает, что важной потребностью современного российского государства становится формирование нравственных качеств, социализации подрастающего поколения, в том числе для социальной профилактики самовольных уходов несовершеннолетних из семей.

В учреждении дополнительного образования детей, как субъекте социального воспитания подростка, должна быть создана социально-воспитательная среда, в которой он имеет возможности реализовать свои интересы и потребности средствами включения в различные виды социально полезной деятельности.

Деятельность педагогов дополнительного образования с учетом современных задач должна быть нацелена на удовлетворение индивидуальных потребностей детей и подростков в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Согласны с Р. В. Овчаровой, которая считает, что сфера дополнительного образования создает своеобразное социально-образовательное пространство, в котором формируются духовные и нравственные ценности личности, нормы социального общения, реализуются на практике достижения и ценности науки, культуры, производства и других сфер. Дополнительное образование способствует формированию равноправных

отношений детей со взрослыми на основе общих интересов и ценностей [15].

Деятельность всех учреждений дополнительного образования детей является социально востребованной и общественно значимой. Учреждения дополнительного образования детей предлагают свободный выбор образовательного маршрута, что позволяет ребенку не только самоопределиться в образовательном пространстве, самому определить свой индивидуальный вектор самопознания и самовоспитания, и проявить себя в социально полезной деятельности.

Согласно Приказу Минобрнауки России об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, учреждение дополнительного образования:

- реализует дополнительные образовательные программы, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств в детских школах искусств (в том числе по различным видам искусств);

- оказывает услуги в интересах личности, общества, государства.

Одними из основных задач учреждения дополнительного образования являются:

- обеспечение духовно-нравственного, гра-жданско-патриотического, трудового воспитания детей;

- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

- адаптация детей к жизни в обществе;

- формирование общей культуры детей;

- организация содержательного досуга детей;

- удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом [16].

Отсутствие жестких образовательных стандартов в учреждениях дополнительного образования и заинтересованность педагога в том, чтобы ребенок посещал занятия вне прямой зависимости от академических успехов, определяют следующие особенности учреждения дополнительного образования:

1) креативность (творческость) жизнедеятельности детских объединений;

2) дифференциация воспитательного процесса;

3) индивидуализация воспитательного про-

цесса (регулирование времени, темпа и организации пространства при освоении содержания образования);

4) обращенность к процессам самопознания, самовыражения и самореализации ребенка;

5) стремление создать подлинный диалоговый характер взаимоотношений между педагогом и воспитанниками [17].

Изучение большого массива исследований по проблемам дополнительного образования, проведение опросов специалистов дают основания полагать, что учреждение дополнительного образования содействует процессу социальной адаптации воспитанников, включая их приобщение к культурным эталонам, обеспечивая результативность одаренных воспитанников, коррегируя модели поведения проблемных подростков, также нацелены на профилактику социальных девиаций, социальную профилактику самовольных уходов несовершеннолетних из семей.

В социально-воспитательной организации создаются условия для массового воспроизводства в представителях новых поколений субъективной значимости классических образцов культуры, а также воспроизводства социально-профессиональных групп и досуговых сообществ, ориентированных на сохранение и воспроизводство эталонов культуры.

Мотивами включения несовершеннолетнего в коллективную жизнедеятельность воспитательных организаций, отнесенных к форме организации социального воспитания, является интерес к конкретному виду деятельности, мотивация к самосовершенствованию, успешной конкуренции.

Под руководством педагога дополнительного образования обеспечивается социально-воспитательный процесс и реальная интеграция социально-педагогических ресурсов социума в создании условий позитивной социализации личности.

Следует учитывать, что группы детей, желающих заниматься в кружках, секциях, клубах, различны по своему социальному статусу и степени социальной проблемности.

Успешность деятельности учреждений дополнительного образования детей по социальной профилактике самовольных уходов детей из семей, объясняется тем, что социально полезная, значимая и интересная для ребенка деятельность - мощное средство социального становления личности, что активно влияет на совершенствование индивидуальных, личностных, социальных качеств. Установка на разностороннее развитие личности в дополнительном образовании предпо-

лагает освоение несовершеннолетними, с одной стороны, основ конкретной культуры (физической, информационной, художественной), слагаемыми которой являются социальное развитие, оптимальный уровень развития способностей, знаний и навыков, мотивов и умений осуществлять конкретный вид деятельности, а с другой -формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной и других сфер личности ребенка.

Занятия в учреждении дополнительного образования детей являются хорошим средством организации досуга несовершеннолетних. Это тем более необходимо, что незанятость общественно полезным трудом, занятиями в свободное время, нередко ведет к таким формам поведения, как бесцельное хождение по улицам и магазинам, азартные игры, хулиганство.

Социализация несовершеннолетнего в учреждении дополнительного образования нацелено на профилактику и коррекцию социальных девиаций. В условиях учреждения дополнительного образования детей интегрирован социально-воспитательный потенциал различных видов воспитания. Например, огромный потенциал в создании позитивных условий социализации несовершеннолетних имеют детские спортивные школы, где социально полезной деятельностью являются занятия физической культурой и спортом. Физкультуру и спорт следует, по мнению М. П. Гурьяновой, рассматривать как виды человеческой деятельности, незаменимые в формировании нравственно-волевых качеств личности (воли, упорства в достижении цели, выносливости, привычки к здоровому и активному образу жизни). Ребенок развивается физически и интеллектуально только тогда, когда ведет активный образ жизни. Физические упражнения, участие в играх, соревнованиях - вот те ступеньки, которые подростку необходимо преодолеть, чтобы поверить в собственные силы, не разочароваться. Следует помнить - нравственно-волевые качества, сформированные у ребенка в физкультурно-спортивной деятельности, создают предпосылки для сознательного проявления себя в других видах жизнедеятельности. Приобщая ребенка с детских лет к регулярным занятиям спортом, воспитатели закладывают основу для формирования волевого характера, потребности в физическом совершенствовании, правильном образе жизни [18].

Главные мотивационные линии подросткового периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию - самопознание, самовыражение и самоутверждение. В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с

формированием новых умений и навыков, позволяющих заниматься физической культурой и спортом. Формируется система личностных ценностей, которые определяют содержание выбранной деятельности. Резервами включения подростка в социально полезную деятельность в учреждении дополнительного образования детей являются:

1) «потребность во взрослости»;

2) общая активность подростка, его готовность включаться в спортивную деятельность со взрослыми и сверстниками;

3) стремление подростка к самостоятельности;

4) увеличение интереса, проявляющегося в избирательности заниматься физической культурой и спортом;

5) возрастание определенности и устойчивости интереса к продуктивной деятельности [19].

Социально полезная деятельность создает условия для формирования у подростка трудолюбия, волевых качеств, дисциплинированности, высокой социальной активности, непримиримости к нечестным поступкам, налагает на них высокую правовую и моральную ответственность. Средства конкретного вида деятельности при социально-педагогическом управлении играют весомую роль в активизации личности, влияя не только на образ жизни, социальное воспитание подростка, но и на ту микросоциальную среду, которая его окружает.

В условиях учреждения дополнительного образования несовершеннолетний приобретает индивидуальный социальный опыт, который А. В. Мудрик трактует как «самобытный синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний; знаний, умений и навыков; способов общения, мышления и деятельности; стереотипов поведения; интериоризированных ценностных ориентации и социальных установок» [17, с. 12]. Исследователь указывает, что приобретение социального опыта связано с ценностями и традициями воспитательной организации, различными сферами жизнедеятельности, содержанием, формами и стилем взаимодействия между ее членами.

Содержание социального опыта воспринимается воспитанником в рамках определенных способов функционирования подросткового объединения, которые характеризуются набором взаимосвязанных ролей участников объединения, нормами и правилами взаимодействия (этикетом), формами организации внутри и межгруппового взаимодействия.

В подростковое объединение вовлечены различные категории детей, условно их можно разделить на три группы: дети группы риска, дети одаренные и относительно благополучные дети. Особое значение спортивная секция имеет для подростков девиантного поведения, детей-сирот, детей- инвалидов, детей из неполных семей и др.

Например, спортивная секция как форма организации социального воспитания в учреждении дополнительного образования детей позволяет развивать способности личности к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности, расширяет социальный опыт детей, дает возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха в спортивной деятельности. Секция как форма организации дополнительного образования детей обеспечивает социальную адаптацию, социально-педагогическую поддержку, продуктивную организацию свободного времени подростков, становится одним из определяющих факторов их социального развития.

На основе анализа теоретических разработок в области социального воспитания, дополнительного образования нами было выявлено, что в дополнительном образовании создаются образовательная среда, благоприятные условия для приобщения несовершеннолетнего к социальным ценностям и нормам общества, формирования социальных качеств, социальной компетентности, а также для свободного выбора вида социально-позитивной деятельности, актуализации в ней.

В педагогике образовательная среда определяется в различных контекстах: возможности для создания условий образования, воспитания и развития; сфера педагогического влияния на среду; совокупность факторов, компонентов, параметров, проектируемых на уровне системы социальных институтов [20].

Социально полезная деятельность позволяет ребенку определить свой индивидуальный вектор социального самопознания, саморазвития и самовоспитания. Ориентируясь на индивидуальные запросы каждого, социализация в учреждении дополнительного образования способствует приобщению личности к культуре и ценностям, формированию стратегии собственного развития, социально здорового стиля жизни, приобретению опыта разрешения жизненных проблем и проживания различных событий и ситуаций. Социальная профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из семьи в условиях учреждения дополнительного образования - это процесс приобщения к социально полезной деятельности, индивидуальная помощь ребенку в проблемной си-

туации и организация позитивного социального опыта.

Таким образом, потенциал учреждения дополнительного образования детей в социальной профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из семей включает возможности разнообразных образовательно-воспитательных программ, нацеленных на содействие в социализации личности; коррекцию социальных девиаций подростков; доверительное взаимодействие педагога, несовершеннолетнего и родителей; интеграцию различных видов воспитания (интеллектуальное, эстетическое, трудовое, физическое и др.); многовариантность ситуаций успеха и включенности в значимую, интересную, творческую, социально полезную деятельность; расширение форм осуществления взаимодействия с семьей и другими представителями микросоциума.

Литература

1. Фельдштейн Д. И. Тенденции и потенциальные возможности развития современного человека. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. С. 8-9.

2. URL: http://tamdeti.ru/lib_docum/fg17_r56715.pdf

3. Гарашкина Н. В. Педагогические основы социализации личности старшеклассника в процессе до-профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: М., 1998.

4. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / под общ. ред. М. А. Галагузовой. М., 2001. С. 212.

5. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: курс лекций. М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 49-50.

6. Бумаженко Н. И. Девиантное поведение и его профилактика: курс лекций. Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2007. С. 48-50.

7. Байтуменова А. Г, Волынкин В. И. Профилактика самовольных уходов в условиях реабилитационных центров // Гуманитарные исследования. Астрахань: Изд-во Астраханского государственного университета, 2014. № 2 (50). С. 129-132.

8. Сморгунова Н. Ф. Предупреждение беспризорности среди детей и подростков России (20-90-е гг. XX в.): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владимир, 1997.

9. Личко А. Е. Психопатии и акценуации характера у подростков. изд. 2-е перераб. М.: Речь, 2013.

10. URL: http://www.kremlin.ru/news/15530

11. Костюнина Н. Ю. Социально-педагогическая профилактика бродяжничества и беспризорности // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2013. Вып. 2. № 34(325). С. 41-44.

12. Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х-начала ХХ в. М., Педагогика, 1990. С. 21.

13. Социальное здоровье / под ред. Н. В. Гараш-киной. Тамбов: Изд-во ТГУ имени Г.Р. Державина, 2008. С. 25.

14. URL : http ://naash. ru/cutenews/file s/gro .pdf

15. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М., 2001. С. 147.

16. URL : http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=133739

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей / под ред. А. В. Мудри-ка. М., 2004. С. 32.

18. Гурьянова М. П. Сельская школа и социальная педагогика. Минск: Амалфея, 2000. С. 34.

19. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса: соч. в 7-ми тт. М.: Изд-во Акад.пед.наук, 1960. Т. 5. С. 143.

20. Дружинина А. А. Ресурсы образовательной среды вуза в формировании управленческой культуры студента - будущего социального работника // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. № 6 (110). С. 101.

References

1. Fel'dshtejn D. I. Tendentsii i potentsial'nye vozmozhnosti razvitiya sovremennogo cheloveka. M.: MPSI; Voronezh: NPO «MODEK», 2005.

2. URL: http://tamdeti.ru/lib_docum/fg17_r56715.pdf

3. Garashkina N. V. Pedagogicheskiye osnovy sotsi-alizatsii lichnosti starsheklassnika v protsesse doprofes-sional'noj podgotovki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M. 1998.

4. Sotsial'naya pedagogika: kurs lektsij: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij / pod obshch. red. M. А. Galaguzovoj. M., 2001.

5. Vasil'kova Yu. V., Vasil'kova T. А. Sotsial'naya pedagogika: kurs lektsij. M.: Izdatel'skij tsentr «Âkademi-ya», 2000.

6. Bumazhenko N. I. Deviantnoye povedeniye i yego profilaktika: kurs lektsij. Vitebsk: Izdatel'stvo UO «VGU im. P. M. Masherova», 2007.

7. Bajtumenova А. G, Volynkin V. I. Profilaktika samovol'nykh ukhodov v usloviyakh reabilitatsionnykh tsentrov // Gumanitarnye issledovaniya Аstrakhan': Izd-vo Аstrakhanskogo gosudarstvennogo universiteta № 2 (50), 2014. S. 129-132.

8. Smorgunova N. F. Preduprezhdeniye besprizor-nosti sredi detej i podrostkov Rossii (20-90-ye gg. XX v.): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Vladimir, 1997.

9. Lichko А. Ye. Psikhopatii i aktsenuatsii kharak-tera u podrostkov Izd. 2-ye pererab., M.: Rech', 2013.

10. URL: http://www.kremlin.ru/news/15530

11. Kostyunina N. Yu. Sotsial'no-pedagogicheskaya profilaktika brodyazhnichestva i besprizornosti // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Obra-zovaniye i zdravookhraneniye Vyp. 2 № 34(325), 2013 S. 41-44.

12. Аntologiya pedagogicheskoj mysli Rossii vtoroj poloviny XIX - nachala ХХ v. M., Pedagogika, 1990.

13. Sotsial'noye zdorov'ye / pod red. N. V. Garashkinoj. Tambov: Izd-vo TGU im. G. R. Derzhavina, 2008.

14. URL: http://naash.ru/cutenews/files/gro.pdf

A. A. flPY^HHHHA

283

15. Ovcharova R. V. Spravochnaya kniga sotsial'nogo pedagoga. M., 2001.

16. URL : http ://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=133739

17. Sotsial'noye vospitaniye v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya detej / pod red. A. V. Mudrika. M., 2004.

18. Gur'yanova M. P. Sel'skaya shkola i sotsial'naya pedagogika. Minsk: Amalfeya, 2000.

19. Makarenko A. S. Metodika organizatsii vospi-tatel'nogo protsessa: Soch. v 7-mi tt. T. 5. M.: Izd-vo Akad. ped. nauk, 1960.

20. Druzhinina A. A. Resursy obrazovatel'noj sredy vuza v formirovanii upravlencheskoj kul'tury studenta-budushchego sotsial'nogo rabotnika // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki №6 (110) 2012. S. 100-107.

* * *

CAPACITY OF INSTITUTIONS OF THE ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN IN SOCIAL PREVENTION OF UNAUTHORIZED LEAVE OF MINORS FROM FAMILIES

DRUZHININA ANASTASIYA ALEKSANDROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: nagaraisr@mail.ru

Article is published with assistance of Department of education and science of the Tambov region and Council of young scientists and experts of the Tambov region

In modern conditions the most unprotected category are children. The growing-up is a socialization stage, important for the minor, a stage of self-affirmation, change of relations with parents and the world of adults in general. The main reason for unauthorized leave of minors from families is a destructive socialization, respectively prevention of this negative phenomenon requires creation of conditions of positive socialization of children, including individual work, work with family and work in microsociety. Special potential in prevention of unauthorized leave of children from families the system of additional education of children possesses. The analysis of a state policy concerning additional education shows that socialization of younger generation, including for social prevention of unauthorized leave of minors from families becomes important need of the modern Russian state. Author revealed that in additional education favorable conditions for familiarizing of the minor with social values and norms of society, formation of social qualities, social competence, and also for a free choice of a type of social and positive activity, updating in it appear. Socially useful activity allows the child to define the individual vector of social self-knowledge, self-development and self-education. Being oriented on individual inquiries of everyone, socialization in establishment of additional education promotes familiarizing of the personality with culture and values, acquisition of experience of permission of vital problems and accommodation of various events and situations. Social prevention of unauthorized leave of minors from a family in conditions of establishment of additional education is a process of familiarizing with socially useful activity, the individual help to the child in a problem situation and the organization of positive social experience. Capacity of institution of additional education of children in social prevention of unauthorized leave of minors from families includes possibilities of various educational and training programs; correction of social deviations of teenagers; confidential interaction of the teacher, minor and parents; integration of different types of education; diversity of situations of success and an inclusive-ness in significant, interesting, creative, socially useful activity; expansion of forms of implementation of interaction with a family and other representatives of microsociety.

Key words: unauthorized leave, establishment of additional education of children, social prevention, capacity of institutions of additional education of children.

A. A. DRUZHININA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.