ЕЙСТВУЮЩИЙ КЛУБ КАК КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ
УДК 364.446 Н. В. Шарковская
Московский государственный институт культуры
В статье рассматриваются содержательные основы действующего клуба как культурно-просветительного учреждения и результативной общественной самоорганизации. Автор даёт развернутую характеристику данному типу современного клуба, конкретизирует методологические и педагогические принципы, выражающие закономерные связи между функциональными компонентами клубного процесса. Особое внимание уделено анализу текущей клубной практики, направленной на создание самодеятельных творческих коллективов, любительских объединений, а также проведение разных видов досуговых мероприятий. Подчёркивается общекультурная значимость партнёрства как формы взаимодействия клуба с другими социальными учреждениями. Показано, что синергизм социокультурного партнёрства выражается в таких ведущих направлениях клубной деятельности, как подготовка и реализация коллективных вариативных проектов, программ; перспективное и оперативное реагирование на запросы социальных учреждений по организации корпоративных мероприятий, культурных событий с использованием различных средств социально-культурной деятельности; научно-методическое обеспечение технологий активного досуга в учреждениях дополнительного образования; предоставление многовариантных форм культурных, в том числе информационных услуг.
Ключевые слова: клуб, социально-культурная деятельность, активный досуг, клубная аудитория, социокультурное партнёрство, клубные технологии.
The article deals with the substantive foundations of the acting club as a cultural and educational institution and an effective public self-organization. The author gives a detailed description of this
ШАРКОВСКАЯ НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры SHARKOVSKAYA NATALIYA VLADIMIROVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Social and Cultural Activity, Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture
N. V. Sharkovskaya
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
THE ACTING CLUB AS A CULTURAL AND EDUCATIONAL
INSTITUTION AND PUBLIC SELF-ORGANIZATION
e-mail: 7948493@mail.ru © Шарковская Н. В., 2018
ISSN 1997-0S03 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 201S ♦ 3 (S3) май-июнь =
type of modern club, concretizes the methodological and pedagogical principles expressing the logical links between the functional components of the club process. Particular attention is paid to the analysis of current club practices aimed at creating amateur creative teams, amateur associations, as well as holding various types of leisure activities. The general cultural significance of partnership as a form of interaction of the club with other social institutions is underlined. It is shown that the synergy of social and cultural partnership is expressed in such leading areas of club activity as: preparation and implementation of collective variation projects, programs; Promising and prompt response to requests of social institutions for the organization of corporate events, cultural events using various means of socio-cultural activities; scientific and methodical support of active leisure technologies in institutions of additional education; the provision of multivariate cultural forms, incl. information services.
Keywords: club, social and cultural activity, active leisure, club audience, social and cultural partnership, club technologies.
Для цитирования:. Шарковская Н. В. Действующий клуб как культурно-просветительное учреждение и общественная самоорганизация // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 3 (83). С. 161-167.
В условиях транзитивности современного общества целевые установки действующего клуба сориентированы на создание локального культурного пространства, значимого для межличностного взаимодействия в аспекте достижения социальной общности клубной аудитории, а также усвоения каждым её субъектом ценностей творческого самовыражения. Координируя многообразные функции,гарантирующие реализацию ведущих средств социально-культурной деятельности, клуб выступает одновременно и как культурно-просветительное учреждение, имеющее среди основных задач формирование ценностно-смыслового аспекта самоактуализации личности, и как общественная самоорганизация, объединяющая посетителей на основе добровольности, расширения пространства свободного выбора форм и методов позитивного проведения досуга.
По степени самодостаточности ресурсного обеспечения современный клуб рассматривается в виде: а) многопрофильного учреждения, нацеленного на
формирование основ базовой культуры посетителей в различных сферах общественной практики: досуговой, самообразовательной, художественной, межкультурной, коммуникативной и т.д.; б) монопрофильного учреждения, в котором превалирует то или иное направление социально-культурной деятельности: физкультурно-оздоровительное, экологическое, фольклорное, волонтёрское, туристическое и т.д. Среди консолидирующих особенностей данных типов клуба, наряду с устойчивой трансформацией клубной структуры, обусловленной временными факторами, динамичностью новой социальной ситуации в обществе, выделяется также учёт авторского опыта проектирования специалистами клубных технологий, в том числе мультимедийных, здо-ровьесберегающих, волновых технологий обучения и воспитания.
В указанных типах клубных учреждений, наряду с базовыми принципами самоорганизации (гомеостатичности, нелинейности, открытости, вариативности), действуют педагогические принципы, со-
относящиеся с теми или иными структурными компонентами клубного процесса:
• с целями (принцип гуманистической направленности воспитательного процесса в клубе);
• с содержательными основами активного досуга (принцип формирования интегрированных компетенций, принцип личностной саморегуляции и досугового поведения);
• с организацией педагогического процесса (принцип социального воспитания в самодеятельном коллективе, принцип соответствия возрастным характеристикам посетителей, принцип комплексной эстетизации клубной среды и художественно-эстетического просвещения).
Имея конкретную методологическую основу, эти принципы отображают суть социальных, психолого-педагогических и методических требований к созданию разных моделей инициативного досуга, а в целом позволяют придать ему преимущественно ценностные ориентации: духовно-нравственные, эстетические и другие основания оценок субъектами уровня организации клубной жизнедеятельности, ориентированности в ней. Являясь исходными положениями теории и практики социально-культурной деятельности, они указывают на закономерные связи между функциональными компонентами клубного процесса. Среди них выделяются: обусловленность содержательного подбора клубных технологий индивидуальными и возрастными особенностями посетителей, возможностями реального участия в развивающей досуговой среде; определение выбора культуротворче-ских форм и современных методов воспитательного процесса в клубе общекультурной направленностью программ,
мероприятий, в том числе рекреационной, спортивной, анимационной; соотношение результатов проведения свободного времени с особенностями взаимоотношения посетителей с окружающей микросферой конкретного клуба. Будучи предопределёнными внешними факторами, а также субъективным фактором — организационно-педагогическими действиями специалистов социокультурной сферы, обусловливающими успешность достижения значимых целей, эти закономерности реализуются в зависимости от той или иной системы экстернальных по отношению к посетителям условий, способствующих регуляции их поведения при формировании собственной картины проведения активного досуга.
Специфика действующего клуба, состоящая в создании открытого клубного сообщества, в котором внимание уделяется развитию культурной мобильности и социальной желательности к самоорганизации, позволяет всем членам этого сообщества демонстрировать ту или иную степень выраженности своих способностей (сценических, музыкальных, поэтических, технических и т.д.), а в целом реализовать персональные социокультурные траектории - своего рода «указатели», позволяющие выстраивать свой досуг в соответствии с конкретными жизненными факторами [3].
Исследования показывают, что наиболее востребованными клубной аудиторией культуротворческими формами организации досуга являются: тематические выставки работ самодеятельного изобразительного и декоративно-прикладного творчества, благотворительные акции, реконструкции фрагментов историко-культурных событий, интеллектуаль-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2018 ♦ 3 (83) май-июнь =
ные, в том числе этнокультурные, игры и спортивные состязания, интернет-соревнования, открытые фестивали искусств, театрализованные праздники, выставки инновационных электронных досуговых развлечений, открытые конкурсы клубных идей и т.д. [1; 4, с. 27-41]. Аксиологическая направленность этих форм определяет «внешнюю» сторону процесса организации досуга, детерминированную созданием публичной коммуникации, способствующей установлению и поддержанию разных видов личных контактов специалиста с посетителями, а также позволяет усваивать ценности творческого самовыражения, тем самым выполняя комплексную функцию.
В настоящее время текущая клубная практика развивается в русле ориентированности на продуктивную реализацию модели действующего клуба, объединяющей функции учреждения культуры с функциями общественной самоорганизации, которые, в свою очередь, отражают возможности и перспективы организации в них социально-культурной деятельности: любительской и профессиональной. В связи с этим действующий клуб выступает как центр культурного развития и в то же время как центр формирования общественного сознания и информационно ориентированного просветительства. Именно этот социокультурный институт является самым доступным для массового посещения населения, ибо сохраняет специфику социально-досуго-вой практики — создание самодеятельных художественных коллективов, любительских объединений, студий, мультимедийных лабораторий, проведение разных видов общекультурных мероприятий, в том числе краеведческой, экскурсионной те-
матики, имеющих целью удовлетворение духовных потребностей, разнообразных любительских интересов посетителей, реализацию социальных норм и культурных традиций клубного пространства.
Характерная особенность клубных учреждений Москвы — осуществление профессиональной социально-культурной деятельности не только на собственной базе, но и по месту жительства через структуру созданных отделений-филиалов. Реально это стало возможным после формирования такой специализированной структуры, как территориальная клубная система — объединение так называемых малых клубов по месту жительства [2, с. 25—26]. Востребованность настоящей структуры в том, что она предоставляет достаточно широкие возможности для распространения системы общих культурных ценностей как связующего звена между духовной культурой социума и духовно-нравственным миром личности посетителя, а также соединения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов.
Образцами конструктивной организации работы такого комплекса являются Центральный, Западный административные округа Москвы, в которых клубные учреждения объединены в несколько клубных систем по ведущему показателю — территориальности. Образование подобных социокультурных формирований сориентировано на систематизацию клубных технологий организации активного досуга (коллективного, группового, межгруппового, индивидуального), проведение общекультурных акций (граждан-ско-патриотических, добровольческих, экологических и т.д.), а также массовых зрелищных мероприятий.
В настоящее время в Москве действует свыше 95 государственных учреждений клубного типа, из них городского уровня - 3 и районного уровня - 92 учреждения. Наряду с государственными учреждениями клубного типа, в московском мегаполисе осуществляют деятельность 130 клубов, общественных и некоммерческих организаций, 7 профсоюзных Домов и Дворцов культуры, в которых функционирует более 7,5 тысяч любительских объединений — вокальных, театральных, хореографических коллективов, фольклорных ансамблей; оркестров духовых и народных инструментов; студий изобразительного декоративно-прикладного искусства и т.д. Профессиональная социально-культурная деятельность направлена на досуговое объединение посетителей со значимыми для каждого из них общими познавательными интересами, предоставление возможностей для содержательного проведения свободного времени, обеспечение личностного роста в пространстве свободного выбора, создание ситуаций творческого успеха.
Так, в государственном бюджетном учреждении культуры «Территориальная клубная система "Ново-Переделкино"», которая объединяет два Дома культуры и девять клубов-филиалов, расположенных в районе Ново-Переделкино Москвы, реализуются социокультурные проекты «Встреча с представителями интернет-сообщества "Солдаты Победы"», «Открытый фестиваль авторской песни "Переделкинские строфы - 2018"», Фестиваль «Славянские истоки». Их целевые установки: активное вовлечение посетителей в клубные практики для развития социальных и эмоциональных навыков, воспитания художественного вкуса,
повышения уровня культурного саморазвития. Государственное бюджетное учреждение культуры Москвы «Клуб "Лицей"» - досуговое учреждение для всех возрастных категорий граждан. Реализуя социокультурный проект мэра Москвы «Московское долголетие», названный клуб в виде результативной общественной самоорганизации помогает посетителям старшего поколения улучшить качество жизни, в том числе повысить общую культуру этически ориентированного до-сугового поведения. Одна из главных ценностей проекта - расширение круга общения москвичей старшего возраста как значимой формы их культурной жизнедеятельности через участие в занятиях по хоровому пению, компьютерной грамотности, в спортивных секциях, творческих мастерских.
Структурные преобразования в клубной отрасли, новые правовые и экономические основы функционирования клубных учреждений в полной мере содействуют прогнозированию и территориальному планированию развития клубной системы. Создание и апробирование тематических проектов, способных с успехом развиваться в будущем, их применение в общественной практике населения происходят в клубах на основе социокультурного партнёрства - формы взаимодействия клубов с другими учреждениями культуры, дополнительного и профессионального образования, социальными организациями. Результатами коллективных и личностных моделирующих действий является разработка многочисленных программ, мероприятий общественной и культурной тематики для различных социально-демографических групп в соответствии с социальным за-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2018 ♦ 3 (83) май-июнь =
казом на развитие культуры; решение текущих и стратегических задач (управленческих, производственных, коммуникативных) на основе межкультурного диалога; достижение нового качества межличностных отношений социальных субъектов в условиях их профессионального окружения.
Синергизм социокультурного партнёрства выражается в таких наиболее распространённых направлениях клубной деятельности, как подготовка и реализация коллективных культурно-досуго-вых программ, проектов; перспективное и оперативное реагирование на запросы других социальных учреждений по организации корпоративных мероприятий, культурных событий с использованием различных средств и методов, в том числе тематических консультаций, тренингов, деловых игр, наставничества и пр.; научно-методическое обеспечение организации культурной деятельности в учреждениях дополнительного образования; оказание многовариантных форм предоставления информационных культурных услуг, в том числе переводов первоисточников социальной информации, дистанционный доступ к удалённым базам данных, ознакомление с информационными технологиями и т.д.
Среди проблемного состава вопросов, требующих неотложного решения в связи с предоставлением действующим клубом на технологической основе доступа посетителям к разным культурным благам необходимо выделить следующие:
• неполная обеспеченность современным оборудованием, в том числе световым и звуковым, системами управления, значимыми для регулирования выбора форм и методов социально-досуговой де-
ятельности, а также средствами обеспечения безбарьерного доступа маломобильных групп населения к конкретным клубным учреждениям;
• ненадлежащий уровень соразмерности распространённых видов клубных культурных услуг досуговым предпочтениям посетителей разных возрастных, социальных групп;
• недостаточно высокий уровень векторной направленности социокультурного партнёрства современного клуба с негосударственными структурами, функционирующими в культурной сфере, в том числе с благотворительными организациями, общественными объединениями, частными лицами в целях формирования новых культурных ценностей, изменения функций социальных структур;
• неконструктивное использование околоклубного пространства, в частности, уличных площадок при действующих клубах и т.д.
Невзирая на многосложность нынешней социально-экономической обстановки, сложившейся в обществе, действующий клуб как культурно-просветительное учреждение и общественная самоорганизация доказали свою жизнеспособность к дальнейшему развитию, ибо они целенаправленно приобщают посетителей к самодеятельному художественному творчеству, осуществляют поиск талантливых личностей — участников социокультурных проектов и программ, формируют разные виды их социально-культурной активности, обеспечивают реализацию смысловых установок на познание мира культуры досуга в специально моделируемых условиях, используя для этого не только классические, но и инновационные клубные технологии.
^ Социально-культурная деятельность tali 1» i
Примечания
1. Васильковская М. И. Развитие социально-культурного творчества молодежи в клубном объединении // Первые Туевские научные чтения. Научное наследие профессора В. В. Туева и современные тенденции развития социально-культурной деятельности : сборник научных статей / ред. кол. : А. И. Юдина (гл. ред.), М. И. Васильковская, Л. И. Лазарева, С. А. Мухамедиева ; Кемеровский государственный институт культуры. Кемерово : КемГИК, 2017. С. 190-196.
2. Донской В. Г., Ковалев Е. М. Клуб - центр культурных инноваций / Институт социально-политических исследований Российской академии наук, Единый научно-методический центр Комитета по культуре Москвы. Москва : ИСПИ, 2003. 92 с.
3. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия : Последовательность человеческого развития. Москва : Новое издательство, 2011. 464 с.
4. Шарковская Н. В. Социально-культурные институты: типология, содержание, деятельность : монография. Москва : МГИК, 2017.
References
1. Vasilkovskaya M. I. Development of social and cultural arts youth club association. In: Yudina A. I., ed. Pervye Tuevskie nauchnye chteniya. Nauchnoe nasledie professora V. V. Tueva i sovremennye tendentsii razvitiya sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti. Sbornik nauchnykh statey [The First Vladimir Tuev Scientific Readings. The scientific heritage of Professor V. Tuev and modern trends in the development of social and cultural activities. A collection of scientific articles]. Kemerovo, Published by Kemerovo State Institute of Culture, 2017. Pp. 190-196.
2. Donskoy V. G., Kovalev E. M. Klub - tsentr kul'turnykh innovatsiy [Club - the center of cultural innovations]. Moscow, Published by Institute for Social and Political Studies, RAS, 2003. 92 p.
3. Inglkhart R., Veltsel K. Modernizatsiya, kul'turnye izmeneniya i demokratiya: Posledovatel'nost' chelovecheskogo razvitiya [Modernization, cultural change and democracy: The sequence of human development]. Moscow, 2011. 464 p.
4. Sharkovskaya N. V. Sotsial'no-kul'turnye instituty: tipologiya, soderzhanie, deyatel'nost' [Social and cultural institutions: typology, content, activity]. Moscow, Published by Moscow State Institute of Culture, 2017.