4. Karmanchikov A.I. Osobennosti individual'nogo podkhoda v formirovanii tvorcheskoy aktivnosti podrostkov [Features of an individual approach to the formation of creative activity of teenagers]. Dopolnitel'noe obrazovanie detey [Additional education detey], 2004, no. 7, pp. 5-7. (In Russ.).
5. Lebedev D. Detskoe obshchestvennoe dvizhenie: ispytanie vremenem [Children's social movement: the test of time]. Vospitanie shkol'nikov [Education for pupils], 2003, no. 1, pp. 52-61. (In Russ.).
6. Sokolov E.V. Kul turn i lichnost' [Culture and personality]. Leningrad, Nauka Publ., 1972. 226 p. (In Russ.).
7. Tuev V.V. Poisk i obnovlenie (strategiya raboty kafedry) [Search and update (the strategy of the department)]. Sotsial'nyy tekhnolog dosuga. Pedagog-organizator dosuga detey i podrostkov: sbornik uchebno-metod. materialov [Social Technologies leisure. Teacher-organizer of leisure activities for children and adolescents. Collection of educational method. materials]. Kemerovo, KGIK Publ., 1991. 126 p. (In Russ.).
8. Tuev V.V. Tekhnologiya organizatsii initsiativnogo kluba: uchebnoe posobie dlya vuzov iskusstv i kul'tury [Technology organizations proactive club. Textbook for high schools of arts and culture]. Moscow, MGUKUTiI Publ., 1999. 250 p. (In Russ.).
9. Fedko S.I. Konsul'tativnaya forma raboty v tekhnicheskom tvorchestve detey podrostkovogo i starshego shkol'nogo vozrasta [Consultative form of work in the technical creativity of children of teenage school age]. Dopolnitel'noe obrazovanie [Additional education], 2005, no. 1, pp. 6-8. (In Russ.).
10. Frolova G.I. Organizatsiya i metodika klubnoy raboty s det'mi i podrostkami: uchebnoe posobie dlya studentov instituta kul'tury [Organization and methods of club work with children and adolescents. Proc. manual for students of the Institute of Culture]. Moscow, Education Publ., 1986. 160 p. (In Russ.).
УДК 378.183
ИНИЦИАТИВНЫЙ КЛУБ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВУЗА КУЛЬТУРЫ
Зайцева Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры социально-культурной деятельности, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: tan4716@ yandex.ru
Объективная потребность общества в непрерывных качественных изменениях, направленных на улучшение и совершенствование различных сфер, обеспечивающих жизнедеятельность человека, выводит современное российское общество на новый этап социально-экономического развития, что определяет необходимость модернизации всей учебно-воспитательной системы вуза, в том числе и студенческого самоуправления. Анализируя современные нормативно-правовые документы, определяющие направления, механизмы и содержание изменений в подготовке специалистов для сферы культуры в условиях высшего образования, автор статьи рассматривает возможность поиска новых подходов к организации студенческого самоуправления в модификации форм организации досуга, в частности инициативного клуба как формы организации совместной досуговой деятельности людей, объединенных на принципах интереса, инициативы и добровольного участия для решения социально-значимых проблем. Теоретической основой научного исследования стали работы В. В. Туева по проблемам организации инициативного клуба.
В работе определяется сущность понятий «инициативный клуб» и «студенческое самоуправление», а также проводится их сравнительная характеристика. Выявление схожести специфических особенностей организационных структур инициативного клуба и органов студенческого самоуправления позволяет определить оптимальные формы организации деятельности студенческого самоуправления. Главным достоинством инициативного клуба является способность развития форм организационного самоопределения участников клубного объединения - от учебно-творческого объединения к социально активным формам клубного общения, направленным на вовлечение широких масс в мероприятия и акции, проводимые клубом. Данный тезис позволил автору изучить особенности реализации принципов клубного общения в деятельности студенческого самоуправления, что позволило прийти к выводу
о том, что в реальном учебно-воспитательном процессе вуза не всегда наблюдается динамика развития организационных форм студенческого самоуправления. Чаще всего, они могут развиваться параллельно, автономно, однако практическая значимость в последовательности развития организационных структур самоуправления определяет перспективы дальнейшего поиска путей и механизмов моделирования содержания и структуры студенческого самоуправления.
Ключевые слова: организационная форма студенческого самоуправления, принципы организации инициативного клуба, клубное общение.
INITIATIVE CLUB AS A FORM OF ORGANIZATION OF THE STUDENT GOVERNMENT OF THE UNIVERSITY OF CULTURE
Zaytseva Tatyana Vladimirovna, Sr. Instructor of Department of Socio-cultural Activities, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: tan4716@yandex.ru
The objective need of the society in the continuous qualitative changes aimed at improving and strengthening different areas, providing a human activity that displays a modern Russian society to a new stage of socio-economic development that determines the need for modernization of the entire educational system of the University, including the student government. Analyzing the current normative legal documents defining the directions, mechanisms and content changes in the training of specialists for the sphere of culture in the context of higher education, the author considers the possibility of search of new approaches to the organization of student government in the modification of forms of leisure, in particular the initiative of the club as a form of organization of joint leisure activities of people united on the principles of interest, initiative and voluntary participation for the solution of socially important problems. Theoretical basis of research are the works by V.V Tuev on the organization of initiative of the club.
The work defines the essence of the concepts "action club" and "student government" and carried out their comparative characteristics. The identification of the similarity of specific features of the organizational structures of the action club and student government, to determine optimal forms of organization of activities of the student government. The main advantage of the initiative of the club is the ability for the development of forms of organizational self-determination of participants of club enterprises: educational creative association of socially active forms of club communication to involve the masses in events and promotions conducted by the club.
This thesis allowed the author to explore the features of the implementation of the principles of the club of communication in the activities of the student government, which allowed to conclude that in a real educational process of the University is not always observed dynamics of development of organizational forms of student government. Most often, they can develop in parallel, self-contained, however, the practical significance in the sequence of development of organizational structures of self-government determines the prospects of further search for ways of modeling the content and structure of student government.
Keywords: the organizational form of the student government, the principles of organization of the initiative of the club, club communication.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, охватывающей период до 2020 года [7], подчеркивается важность человеческого ресурса как одного из основных факторов реализации поставленных задач, что определяет необходимость развития системы профессионального образования. В связи с этим внесены уточнения и изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [12], разработана Концепция
Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [8]. Все это определяет государственную политику в области образования, в том числе и высшего образования.
Комплекс задач, сформулированных в вышеназванных документах, выдвигает ряд требований к изменению содержания и организации всех компонентов процесса подготовки высококвалифицированных специалистов: создание благоприятных условий для реализации индивиду-
альных образовательных траекторий; внедрение личностно-ориентированных моделей организации учебно-воспитательного процесса, направленных на организацию самостоятельной, самоуправляемой деятельности студента; развитие и совершенствование существующих форм вовлечения студенческой молодежи в социальную практику, через активное участие в научно-образовательной и творческой деятельности. Одним из механизмов создания условий для реализации поставленных требований может стать поиск новых форм организации студенческого самоуправления как структурного компонента учебно-воспитательного процесса вуза.
Потребность в организации студенческого самоуправления является одной их характерных черт студенчества как социальной группы. Причем, студенческое самоуправление специфично как по форме, так и по содержанию. В ходе участия в органах студенческого самоуправления у будущих специалистов формируются такие качества, как инициативность, лидерство, самостоятельность в принятии решений, студенты развивают навыки общения в коллективе, формируют чувство социальной ответственности и профессионального долга, способность работать в команде.
Развитие студенческого самоуправления является одной из важных проблем профессионального становления молодежи. Исследования Т. П. Бучилиной показали, что сегодня обществу важно, чтобы вузы культуры выпускали не просто профессионала, а самостоятельную, самоорганизующуюся личность [4]. Специалиста, способного направить свои профессиональные усилия на преодоление потребительского отношения посетителей учреждений культуры через включение его в активную культуротворческую деятельность. Разделяя мнение О. А. Буряко-вой [3], хочется отметить, что на современном этапе развития высшего образования необходим поиск новых форм организации студенческого самоуправления.
В связи с этим свой исследовательский поиск мы сконцентрировали на анализе возможности использования основных принципов организации инициативного клуба в развитии студенческого самоуправления вуза культуры. Теоретической основой данного анализа стали научные исследования В. В. Туева по проблемам организации современного инициативного клуба.
Определяя сущность студенческого самоуправления, Н. Г. Баженова, С. П. Башкиров, Г. В. Гарбузова, Г. В. Оленина, А. В. Шарыпин отмечают, что студенческое самоуправление представляет собой особую форму организации совместной деятельности студентов, которая чаще всего инициируется самими участниками данной деятельности, предполагает активное добровольное участие в решении поставленных задач [1-2; 5-6; 13]. Как правило, органы студенческого самоуправления осуществляют свою деятельность в свободное от учебных занятий время. Описывая специфику организации деятельности инициативных клубов, В. В. Туев отмечает, что клуб является объединением единомышленников, которые по собственной инициативе самостоятельно программируют и совместно организуют свою досуговую деятельность [10, с. 106]. Схожесть сущности понятий двух терминов дает нам основание для проведения параллелей между вышеназванными организационными формами совместной деятельности.
Описывая организационно-методические условия осуществления деятельности инициативного клуба, В. В. Туев акцентирует внимание на основных показателях, которые определяют возможность достижения высоких результатов деятельности инициативного клуба. Прежде всего, к ним он относит: стабильность состава участников клуба; ориентированность деятельности на удовлетворение потребностей не столько самих участников сообщества, сколько широких масс, не входящих в состав клуба; а также социальную направленность деятельности «клубистов» [11, с. 207-215]. Опыт воспитательной работы автора со студентами КемГИК показывает, что студенческое самоуправление направлено на объединение совместных усилий студентов, педагогов и администрации вуза по решению социально-значимых проблем, связанных с качественными изменениями процесса профессиональной подготовки специалистов сферы культуры. Актив студенческого самоуправления представляет собой относительно стабильный состав инициаторов социально-культурных проектов, реализация которых позволяет вовлечь в деятельность самоуправления достаточно широкую аудиторию студентов.
На наш взгляд, очевидна схожесть организационной структуры инициативного клуба и студенческого самоуправления. Во-первых, большую роль в организации данных форм играет
инициативная группа. Именно она, являясь мозговым центром, участвует в разработке основных идей, направляет свои усилия на привлечение добровольцев, способных качественно реализовать предлагаемые проекты. Наиболее продуктивна инициативная группа, в состав которой входят люди, обладающие довольно высоким уровнем организаторских способностей. Во-вторых, обе формы предполагают наличие «института коллективного членства» [10, с. 133]. Членами клуба и органов самоуправления, как правило, являются постоянные участники заседаний, встреч, организационных мероприятий, а также люди, которые входят в состав участников акций, как по собственной инициативе, так и по приглашению инициативной группы. В-третьих, и клуб, и студенческое самоуправление основаны на принципе лидерства. Конечно, чаще всего, данные формы представляют собой коллектив энтузиастов, которые в равной степени принимают участие в разработке и реализации основных проектов, строят свое общение на равных. Однако, как показывает практика, наиболее продуктивным является деятельность тех клубов и органов самоуправления, в состав которых входят активные, неординарные, обладающие высоким уровнем организаторских и коммуникативных способностей харизматичные личности. И чем больше таких участников в объединении, тем разнообразнее, интереснее, реализуемые ими проекты, тем большее количество людей проявляет заинтересованность к деятельности клуба или органов студенческого самоуправления и желание стать участником данного сообщества.
Вышесказанное дает нам возможность утверждать, что организационно-методическая структура инициативного клуба может быть положена и в основу организации студенческого самоуправления.
Прежде всего стоит отметить, что инициативный клуб есть наивысшая стадия развития объединения людей по интересам, с высокой внутренней мотивацией на активное участие в решение социально-значимых проблем, которые добровольно и по собственной инициативе, без подсказки, без давления сверху влились в ряды клубного сообщества. Бесспорно, что каждый вуз, создавая условия для развития самоуправления студентов, ожидает подобного уровня самоорганизации студентов. Однако, как показывает практика, даже студенты, имеющие опыт участия в различных формах самоуправления в школьных
образовательных учреждениях или в учреждениях среднего профессионального образования, не всегда готовы к организации совместной деятельности на уровне инициативного клуба. Следовательно, в вузе необходимо разработать такую структуру студенческого самоуправления, которая позволила бы поэтапно повысить уровень организационного самоопределения студентов.
Анализируя исследования А. В. Сасыхова и Ю. А. Стрельцова, В. В. Туев приходит к выводу, что клуб в своем становлении и развитии проходит три стадии, отражающие его специфику в организационных формах общения: первичное учебно-творческое объединение (в теории и практике можно встретить такие наименования данной формы, как кружок, группа, клубное формирование), любительское объединение и инициативный клуб [10, с. 108-114]. Рассмотрим особенность проецирования каждой из организационных форм клубного общения на студенческое самоуправление:
- учебно-творческое объединение - направлено на вовлечение в деятельность студентов, имеющих незначительный опыт участия в самоуправлении; как правило, у них не развита потребность в социальной активности; отмечается низкий уровень мотивации на участие в социально-культурных проектах;
- любительское объединение - направлено на работу со студентами, у которых сформировано преставление о целях и задачах студенческого самоуправления; они имеют опыт участия в работе органов самоуправления в школе, ссузе, учреждении дополнительного образования или клубном учреждении; они могут действовать со знанием дела, однако требуется систематизация опыта относительно специфики учебно-воспитательного пространства вуза;
- инициативный клуб - объединение социально активных студентов - лидеров студенческой молодежи, обладающих высоким уровнем развития организаторских способностей и готовых самостоятельно разрабатывать и реализовы-вать общественно значимые проекты.
Не зависимо от формы основные принципы организации деятельности студенческого самоуправления остаются неизменными, однако происходит корректировка отношения студентов к содержанию их совместной деятельности. Особенности реализации принципа организации клубного общения в деятельности студенческого самоуправления представлены в табл. 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика модификации принципов организации клуба в деятельности студенческого самоуправления
Принцип организации клуба Организационная форма студенческого самоуправления
Учебно-творческое объединение Любительское объединение Инициативный клуб
Инициатива и добровольность Студенты добровольно посещают отдельные заседания, мероприятия; принимают участие в наиболее привлекательных формах; не проявляют инициативу при обсуждении проблемных вопросов или активно высказывают свою позицию, но при распределении обязанностей уклоняются от обязательств Студенты активно принимают участие в заседаниях; активно вступают в обсуждение вопросов, рассматриваемых на заседании; добровольно могут взять на себя обязательства, но не всегда выполняют их в полном объеме и с должным качеством; принимают участие в подготовке и проведении мероприятий, которые для них имеют особую привлекательность Студенты являются инициаторами социально-культурных проектов; самостоятельно распределяют зоны ответственности между участниками; могут вовлечь в подготовку и проведение мероприятия широкие массы студентов, не являющихся членами студенческого самоуправления
Интерес Интерес студентов к деятельности органов самоуправления разноплановый. Он может распространяться и на сам процесс, и на результат, и на личность педагога, инициирующего деятельность самоуправления, и на сам коллектив (тяга к компанейскому досугу), и на атмосферу (люблю «потусоваться»), а также на мн. др. Прежде всего, интерес к самоуправлению не устойчив, не стабилен, вот почему на данном этапе чаще всего наблюдается большая подвижность состава органов самоуправления. Изменился интерес или не нашли полной реализации своего интереса - ушли Захватывает сам процесс нахождения в студенческом самоуправлении; на данном этапе студент с большой долей энтузиазма берется за подготовку мероприятия, на стадии обсуждения фонтанирует идеями, полон положительным настроем на конечный результат, но, столкнувшись с существенными трудностями к его достижению, теряет интерес к мероприятию, выполняет поставленную перед ним задачу «спустя рукава» Интерес студента направлен на результат деятельности; он прилагает максимальные усилия для его достижения. Самым ценным в получении результата является общественное признание
Самость Строится на основе самоорганизации студентов, вовлеченных в деятельность самоуправления. Реализуется через систему разовых поручений, которые чаще всего распределяет между студентами педагог инициирующий деятельность студентов. Требуется постоянный контроль и мотивация студентов на выполнение поручения в полном объеме и надлежащем качестве. Главным для студента является то, что он сам пришел на мероприятие, не подвел Строится на основе самодеятельности студентов. На данном этапе выделяется группа лидеров, которые представляют актив студенческого самоуправления. Студенты готовы организовывать мероприятия, активно участвовать в них, однако мероприятия направлены на удовлетворение собственных интересов, имеют закрытый или полузакрытый характер (только для своих). Если организовывают мероприятия «на вынос», то увлекаются больше работой над поиском интересного содержанием, а не над поиском мотивации для привлечения широких масс студентов к участию мероприятия, оставляя это право за педагогами и администрацией вуза Строится на основе самоуправления студентов. Деятельность становится систематичной, упорядоченной. Органы самоуправления имеют четкую организационную структуру. Студенты самостоятельно программируют, планируют и организовывают совместную деятельность. Не замыкаются в пределах своего вуза, а налаживают партнерские отношения с представителями других вузов, активно принимают участие в совместных мероприятиях
Окончание таблицы 1
Принцип организации клуба Организационная форма студенческого самоуправления
Учебно-творческое объединение Любительское объединение Инициативный клуб
Сочетание управления и самоуправления Управление деятельностью полностью или большую ее часть осуществляет специалист, отвечающий в вузе за воспитательную работу со студентами. Деятельность студенческого самоуправления осуществляется в рамках комплексного плана работы вуза Управление деятельностью переходит в большей степени к студенческому активу. Представитель вуза воспринимается студентами в роли наставника, старшего товарища, мудрого советчика, эксперта по определенному кругу вопросов. На данном этапе регламентирующим документом, наряду с комплексным планом, становится положение об органе студенческого самоуправления Управление деятельностью полностью осуществляется студентами, выполняющими руководящие функции в организационной структуре (председатель, руководители проектов, секций, комитетов и пр.). Представитель вуза является полноправным членом студенческого сообщества. Общение между студентами и педагогом осуществляется по принципу «равный - равному». Регламентирующим документом является Устав органа студенческого самоуправления
Идентификация Потребность в создании символики, оригинальных форм общения, норм, правил или прочей атрибутики, отождествляющей студента с самоуправлением отсутствует Возникает потребность в корпоративной идентификации: появляется событийный ряд, формируются традиции, стили общения, атмосфера и пр. Могут разрабатываться фирменные значки, эмблемы, элементы одежды, но понимание значимости данной атрибутики, как правило, отсутствует. Преемственность норм, ценностей, символики отсутствует. При смене состава студенческого самоуправления предыдущая идентификация может быть утрачена или претерпеть значительные изменения Возникает потребность в усилении внешней идентификации, подчеркивающей сопричастность студента к органу студенческого самоуправления. Параллельно совершенствуется корпоративная идентификация, помогающая усваивать ценности, нормы, идеи, формирующая гордость, имидж, стереотипы поведения. При смене состава самоуправления не утрачивается значимость символики и атрибутики, разработанной предыдущими поколениями
Использование подхода к анализу деятельности студенческого самоуправления, предложенного в табл. 1, позволит специалисту, осуществляющему воспитательную работу в вузе, определить в какой организационной форме группового клубного общения студенты наиболее полно смогут реализовать свои навыки организации совместной
деятельности. Что, в свою очередь, даст возможность создать наиболее благоприятные условия для реализации студенческого самоуправления.
Другой особенностью данного подхода является то, что очевидная иерархичность организационных форм, рассмотренная в табл. 1, дает основание утверждать: динамика развития орга-
нов студенческого самоуправления отражается не только в отношении студента к деятельности данных сообществ, но и в содержании и формах совместной деятельности участников самоуправления, а также в дифференцированном подходе к ее организации. Очевидно, что в рамках одного вуза не всегда наблюдается подобная последовательность в развитии студенческого самоуправления, все три описанные организационные формы могут существовать автономно, не трансформируясь одна в другую. Сегодня среди студентов одинаково пользуются популярностью и находят своих последователей и органы студенческого самоуправления, преследующие гедонистические
цели, в деятельности которых отдается предпочтение организации разовых развлекательных мероприятий; и направленные на удовлетворение устойчивого группового интереса; и отдающие предпочтение деятельности с ярко выраженной социальной направленностью.
Подводя итоги вышесказанному, необходимо отметить, что определение сущности студенческого самоуправления через инициативный клуб позволит создать в теории и практике воспитательной работы вуза культуры методологическую основу для разработки новых подходов к моделированию новых форм организационных структур студенческого самоуправления.
Литература
1. Баженова Н. Г. Теоретические основания конструирования студенческого самоуправления // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2011. - № 3. - С. 94-98.
2. Башкиров С. П. Структурирование студенческой среды и стратегии воспитательной работы // Высшее образование в России / под ред. М. Б. Сапунова. - М.: Москов. гос. ун-т печати им. Ивана Федорова. - 2013. -№ 5. - С. 94-100.
3. Бурякова О. А. Генетический анализ сущности студенческого самоуправления // Вестн. Самар. гос. ун-та. -2008. - № 5/1 (64). - С. 112-118.
4. Бучилина Т. П. Система социально-культурного воспитания молодежи в условиях образовательной среды вуза // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2016. - № 34. - С. 222-226.
5. Гарбузова Г. В. Студенческое самоуправление как средство формирования профессиональной идентичности будущих специалистов: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - Ярославль. - 2009. - 22 с.
6. Оленина Г. В. Развитие самоуправления студенческой молодежи в сфере досуга на основе проектного подхода: теория и практика // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 2. - С. 99-102.
7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
8. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы».
9. Туев В. В. Как организовать свой клуб: Советы специалиста. - Кемерово: Кемеров. гос. ин-т искусств и культуры. - 1994. - 38 с.
10. Туев В. В. Технология организации инициативного клуба: учеб. пособие для вузов искусств и культуры. -М.: Москов. гос. ун-т культуры и искусств. - 1999. - 250 с.
11. Туев В. В. Феномен английского клуба: моногр. - М.: Москов. гос. ун-т культуры. - 1997. - 240 с.
12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016).
13. Шарыпин А. В. Моделирование студенческого самоуправления в воспитательной системе вуза // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. - 2012. - № 2, февр. - С. 292-297.
References
1. Bazhenova N.G. Teoreticheskie osnovaniya konstruirovaniya studencheskogo samoupravleniya [Theoretical basis of design student government]. Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoy Sibiri i na Dal'nem Vostoke [Humanities Research in Eastern Siberia and the Far East], 2011, no. 3, pp. 94-98. (In Russ.).
2. Bashkirov S.P. Strukturirovanie studencheskoy sredy i strategii vospitatel'noy raboty [Structuring the student's environment and the strategy of educational work]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. Ed. M.B. Sapunov. Moscow, Moskovskiy gosudarstvennyy universitet pechati im. Ivana Fedorova Publ., 2013, no 5, pp. 94-100. (In Russ.).
3. Buryakova O.A. Geneticheskiy analiz sushchnosti studencheskogo samoupravleniya [Genetic analysis of the essence of the student government]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin Samara State University], 2008, no. 5/1 (64), pp. 112-118. (In Russ.).
4. Buchilina T.P. Sistema sotsial'no-kul'turnogo vospitaniya molodezhi v usloviyakh obrazovatel'noy sredy vuza [The system of socio-cultural education of youth in conditions of University educational environment]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2016, no. 34, pp. 222-226. (In Russ.).
5. Garbuzova G.V. Studencheskoe samoupravlenie kak sredstvo formirovaniya professional'noy identichnosti bu-dushchikh spetsialistov: avtoref. dis. kand. psikhologicheskikh nauk [Student government as a means of formation of professional identity of future specialists. Author's abstract Diss. PhD in psychology]. Yaroslavl', 2009. 20 p. (In Russ.).
6. Olenina G.V. Razvitie samoupravleniya studencheskoy molodezhi v sfere dosuga na osnove proektnogo podkhoda: teoriya i praktika [The development of self-government of students in the sphere of leisure on the basis of the project approach: theory and practice]. Mir nauki, kul 'tury, obrazovaniya [The world of science, culture and education], 2010, no. 2, pp. 99-102. (In Russ.).
7. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r (red. ot 08.08.2009) "O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda" [The decree of the RF Government from 17.11.2008 № 1662-R (as amended on 08.08.2009) "On the concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period till 2020"]. (In Russ.).
8. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.12.2014 № 2765-r "Ob utverzhdenii Kontseptsii Federal'noy tselevoy programmy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody" [The decree of the RF Government dated 29.12.2014 No. 2765-R "On approval of the Concept of the Federal target program of education development for 2016-2020"]. (In Russ.).
9. Tuev V.V. Kak organizovat' svoy klub: Sovety spetsialista [How to organize your club: expert Advice]. Kemerovo, Kemerovo State Institute of Arts and Culture Publ., 1994. 38 p. (In Russ.).
10. Tuev V.V. Tekhnologiya organizatsii initsiativnogo kluba: uchebnoe posobie dlya vuzov iskusstv i kul'tury [The technology of the organization of the initiative of the club. A textbook for universities of arts and culture]. Moscow, Moskovskiy gosudarstvennyy universitet kul'tury i iskusstv Publ., 1999. 250 p. (In Russ.).
11. Tuev V.V. Fenomen angliyskogo kluba: monografiya [The phenomenon of English club. Monograph]. Moscow, Moskovskiy gosudarstvennyy universitet kul'tury Publ., 1997. 240 p. (In Russ.).
12. Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" ot 29.12.2012 № 273-FZ (deystvuyushchaya redaktsiya, 2016) [Federal law "On education in Russian Federation" of 29.12.2012 № 273-FZ (as amended, 2016)]. (In Russ.).
13. Sharypin A.V. Modelirovanie studencheskogo samoupravleniya v vospitatel'noy sisteme vuza [Modeling student government in the educational system of the University]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State University], 2012, no. 2, February, pp. 292-297. (In Russ.).
УДК 379.831; 304.442
АЛГОРИТМ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
Юдина Анна Ивановна, доктор педагогических наук, доцент, директор института социально-культурных технологий, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: yudinaannaivanovna@mail.ru
Мухамедиева Светлана Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой управления и экономики социально-культурной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: swet-73@mail.ru
Родионова Дарья Дмитриевна, кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой музейного дела, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: dasha.d. rodionova@yandex.ru