Второй уровень профессионального образования представлен магистерской программой 44.03.01 «Педагогическое образование», профилем «Менеджмент в образовании». Сетевое взаимодействие данная программа осуществляет с Уральским государственным педагогическим университетом, с городскими гимназиями, институтом развития образования и социальных технологий. Каждый пятый выпускник бакалаврской программы продолжает обучение в магистратуре. Если после завершения бакалаврского образования лишь каждый четвертый закрепляется в учреждениях дополнительного образования, то 100% выпускников магистратуры трудоустраиваются по специальности.
Послевузовская подготовка обеспечиваются двумя видами программ: курсов повышения квалификации и курсов профессиональной переподготовки. На данном уровне образования осуществляется преемственность бакалаврского и послевузовского образования. Программы повышения квалификации расширяют и углубляют имеющиеся у молодых специалистов знания. Сегодня являются востребованными программы: «Проектирование контрольно-оценочной деятельности педагогов дополнительного образования», «Технологии активного обучения в системе дополнительного образования», «Развитие профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования», «Инновационная деятельность в учреждении дополнительного образования». Программы профессиональной переподготовки «Педагогика и методика дополнительного образования», «Педагогика»,
Библиографический список
«Педагогика и психология». Анкетирование слушателей после проведения курсовой подготовки показывает высокую степень удовлетворенности (от 76,4% до 91,8%). Но вместе с тем именно курсы выявляют работников, не соответствующих профессии и включают их в программу переподготовки. Преимуществом профессиональной переподготовки является относительно небольшой срок обучения за счёт сокращения и значительного уменьшения общеобразовательных дисциплин. В процессе обучения рассматриваются актуальные концептуальные, методические, практические и организационные педагогической деятельности специалистов организации общего и дополнительного образования. Принципиальной особенностью программы является право на новую профессиональную деятельность, с акцентом на практические аспекты работы специалиста УДОД, методическое сопровождение образовательного процесса, воспитания и творческого развития педагогов и обучающихся. В данном виде профессиональной подготовки вуз тесно взаимодействует с ИрО-СТом Курганской области.
Таким образом, интегративный подход в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров дополнительного образования детей и молодёжи, сетевое взаимодействие университета с образовательными организациями, позволяет осуществлять образование с учетом запросов внутренних и внешних потребителей, осуществлять тесную связь академической науки с педагогической практикой.
1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. Москва, 2002: 76 - 77.
2. Золотарева А.В. Приоритетные направления развития системы дополнительного образования детей Ярославской области. Педагогический калейдоскоп. 2001; 1: 22 -2 7.
3. Калиш И.В. Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагога дополнительного образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2000.
4. Еманова С.В. Организация допрофессиональной подготовки учащихся в учреждении дополнительного образования. Курган: ИПКиПРО, 2004.
5. Еманова С.В. Педагогика дополнительного образования: учебное пособие для студентов вуза. Курган: Изд. центр КГУ, 2012.
6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71102914/
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования уровень высшего образования. Бакалавриат направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 1457. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71209970/
References
1. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva, 2002: 76 - 77.
2. Zolotareva A.V. Prioritetnye napravleniya razvitiya sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej Yaroslavskoj oblasti. Pedagogicheskij kalejdoskop. 2001; 1: 22 -2 7.
3. Kalish I.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya povysheniya kvalifikaciipedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.
4. Emanova S.V. Organizaciya doprofessional'noj podgotovki uchaschihsya v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya. Kurgan: IPKiPRO, 2004.
5. Emanova S.V. Pedagogika dopolnitel'nogo obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov vuza. Kurgan: Izd. centr KGU, 2012.
6. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog dopolnitel'nogo obrazovaniya detej i vzroslyh. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zaschity RF ot 8 sentyabrya 2015 g. № 613n. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71102914/
7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya uroven' vysshego obrazovaniya. Bakalavriat napravleniya podgotovki 44.03.02 Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 14 dekabrya 2015 g. № 1457. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71209970/
Статья поступила в редакцию 24.09.18
УДК 378
Khomutnikova E.A., Cand. of Sciences (Philology), Management of Youth Outreach Department, Kurgan State University
(Kurgan, Russia), E-mail: [email protected]
Yemanova S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kurgan State University (Kurgan, Russia),
E-mail: [email protected]
ADDITIONAL EDUCATION AS A TOOL FOR DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL ABILITIES AND MOTIVATION OF STUDENTS TO PROFESSIONAL TEACHING ACTIVITIES: REGIONAL EXPERIENCE. An increasing role of school teachers in modern conditions requires radical improvement of teachers' qualifications and moral training. One solution to this problem is to improve the system of vocational pedagogical orientation of young students, including supplementary education. Subject-profile training of students in the framework of the basic additional educational programs is not only mastering the skills of a specific professional activity. It seems to the authors as a multidimensional, organized and sequential process associated with the formation and evolution of an overall ability of students, who in the presence of high professional level of teachers and the organization of psycho-pedagogical support can orient to establishing sustainable positive interest from a number of young people to educational activities. The study highlights the types of vocational and pedagogical self-determination in the establishment of further education in the region, identified the components of vocational training activities, ways of studying youth teaching abilities, as well as motivation for the teaching profession. The research experiment shows that the regional experience with youth on the formation of a professional focus on pedagogical activity and active teaching practices through additional educational programs creates favorable conditions for the formation of a number of vital value orientations, general and special pedagogical abilities, creates sustained motivation to obtain a profession related to educational activities.
Key words: education, additional education program, teaching ability, components of vocational training activities, motivation for teaching profession, value orientations.
Е.А. Хомутникова, канд. филол. наук, доц. каф. «Организация работы с молодёжью», Курганский государственный университет, г. Курган, E-mail: [email protected]
С.В. Еманова, канд. пед. наук, доц. каф. «Педагогика», Курганский государственный университет, г. Курган, E-mail: [email protected]
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
Возрастание роли школы, учителя в современных условиях требует коренного улучшения его квалификационной и морально-нравственной подготовки. Одним из путей решения данной проблемы является совершенствование системы профессиональной педагогической ориентации учащейся молодёжи, в том числе в системе дополнительного образования. Предметно-профильная подготовка учащейся молодёжи в рамках общеразвивающих дополнительных образовательных программ не заключается лишь в овладении умениями и навыками конкретной профессиональной деятельности. Она представляется авторам как многоаспектный, организованный и последовательный процесс, связанный с формированием, развитием общих способностей обучающихся, которые при наличии высокого профессионального уровня педагогов и организации психолого-педагогической поддержки могут быть сориентированными на выработку устойчивого позитивного интереса у ряда молодых людей к педагогической деятельности. В ходе проведенного исследования выделены типы программ профессионально-педагогического самоопределения в учреждении дополнительного образования региона, определены компоненты профессионально-учебной деятельности, пути формирования у учащейся молодёжи педагогических способностей, а также мотивации на педагогическую профессию. Проведенный эксперимент показал, что региональный опыт работы с учащейся молодёжью по формированию профессиональной направленности на педагогическую деятельность и активную педагогическую практику в рамках дополнительных образовательных программ создает благоприятные условия для формирования целого ряда жизненных ценностных ориентаций, общих и специальных педагогических способностей, создает устойчивую мотивацию к получению профессии, связанной с педагогической деятельностью.
Ключевые слова: дополнительное образование, дополнительная образовательная программа, педагогические способности, компоненты профессионально-учебной деятельности, мотивация на педагогическую профессию, ценностные ориентации.
Актуальность проблемы формирования мотивации учащейся молодёжи на педагогическую профессию через развитие педагогических способностей обусловлена современными требованиями к качеству подготовки специалистов образовательных учреждений. Теоретические аспекты рассматриваемой нами проблемы нашли своё отражение в трудах А.Г. [Асмолова 1], А.К. Бруднова [2], И.Д. Демаковой [3], А.В. Золотаревой [4], С.В. Емановой [5], [6] , В.А. Крутецкого [7], В.А. Сластенина [8] и др.
Для проверки эффективности развития педагогических способностей и уровня мотивации на педагогическую профессию у молодёжи средствами дополнительного образования нами была проведена опытно-экспериментальная работа, в ходе которой осуществлен подбор и компоновка учебного материала, определены методы диагностики и формы развития специальных и общих педагогических способностей, методы формирования позитивного интереса к педагогической профессии.
Формирования устойчивой мотивации обучающихся на педагогическую профессию связано с развитием педагогических способностей. Этот процесс эффективен, если:
- образовательный процесс строится на основе ценностно-ориентированного подхода к педагогической деятельности;
- проводится целенаправленная работа по выявлению и сближению жизненных и профессиональных ценностей молодых людей;
- воспитывается интерес к учебно-познавательной деятельности; организована социальная и творческая активность обучающихся.
В структуру педагогических способностей входят различные компоненты: педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, требовательность как черта характера, педагогический такт, распределенное внимание и др. [7] Специальные способности, это те, которые включатся в сферу педагогической деятельности, лишь при определенных условиях, а именно: при наличии педагогической направленности и развитых общих педагогических способностей. Психологическая наука определяет развитие как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие, таким образом, рассматривается как процесс последовательного включения будущего педагога в ряд социально предметных деятельностей, предложенных ему или выбранных им самим.
Есть основания утверждать, что региональный опыт целенаправленной педагогической деятельности в волонтерском движении и педагогических отрядах создает благоприятные условия
для формирования у участников целого ряда педагогических способностей, практических умений и ценностных ориентаций. Стремление к педагогической деятельности стимулирует активность участников программ, создает устойчивое внимание к специальным знаниям, овладение которыми помогает глубже понять сущность педагогической профессии, вооружает молодых людей основами педагогического анализа, методами психолого-педагогической диагностики.
Для проведения формирующего эксперимента были отобраны две экспериментальные группы молодёжи 15 - 18 лет: первая в количестве 61 человека, участников программы «Школа во-жатского мастерства» при областном детско-юношеском центре и группа в количестве 39 человек обучающихся по программе «Центр детства» Курганского государственного университета. Для реализации педагогического анализа результатов было осуществлено три контрольных среза (предварительный, промежуточный и контрольный), позволяющих оценить эффективность профессионально-педагогической подготовки.
Исходный уровень участников мы определили по итогам констатирующего эксперимента, когда общий уровень был приблизительно одинаков. По итогам исходного и промежуточного замеров, были определены три основных уровня восприятия педагогической профессии:
- ценностный уровень, (сознательный и устойчивый интерес к педагогической профессии);
- ситуативный уровень (устойчивый интерес после целенаправленной работы педагогов);
- формальный уровень (формальное восприятие содержания учебно-воспитательного процесса).
В ходе мониторинга педагогической подготовки отмечен рост специальных способностей и формирования устойчивой мотивации на педагогическую профессию у всех участников программ.
Основанием выявления оптимальности содержания программ явилась диагностика респондентов по следующим параметрам: осведомленность о педагогической профессии; эмпатия, толерантность; организаторско-коммуникативные способности; морально-этические качества; нервно-психическая выносливость;
В соответствии с разработанными критериями оценки каждый участник попадал в один из четырех уровней готовности: 1) средний - формальный, 2) хороший-ситуативный, 3) высокий, 4) творческий (исследовательский) - ценностный.
Данные результатов исходного, промежуточного и контрольного замеров внесены в таблицу 1.
Таблица 1
Результаты замеров уровня готовности учащейся молодёжи к педагогической деятельности
Замеры Уровни готовности к педагогической деятельности
средний хороший высокий творческий
ДЮЦ (61 ч) 1 срез 24 27 10 -
КГУ (39 ч) 16 23 10 -
ДЮЦ (61 ч) 2 срез 1 10 43 7
КГУ (39 ч) 3 10 25 1
ДЮЦ (61 ч) 3 срез - 13 31 17
КГУ (39 ч) 2 13 20 4
Полученные результаты в экспериментальных группах показали, что 83% респондентов отметили высокий психологический комфорт в коллективе в процессе освоения программы, 91% полностью удовлетворены участием в программе, 87% уверены в высоком качестве усвоенных знаний и педагогических умений, 78% испытывают на себе позитивное влияние педагогических работников, 75% убеждены в наличии у себя мотивации к профессиональному педагогическому образованию.
Однако уровень творческой готовности участников программы «Школа вожатского мастерства» при областном детско-юношеском центре (ДЮЦ) оказался в 4 раза выше, чем у участников программы КГУ «Центр детства». Как показали результаты исследования, формирование профессионально-педагогических качеств коррелирует с активностью участников дополнительных образовательных программ.
Программа дополнительного образования «Школа вожат-ского мастерства», нацеленная на творческо-практическую
Библиографический список
деятельность и самостоятельность выбора, оказалась эффективной в формировании мотивации учащейся молодёжи на деятельность в сфере молодёжной политики (58%), социальной работы (23%), социально-культурной деятельности (19%). Надо отметить, что обучающиеся по дополнительной образовательной программе вуза выбрали предметно-педагогическое (61%), психолого-педагогическое (20%), диффектологическое образо-вание(19%).
Результаты проведенного эксперимента по проверке региональных форм профориентации средствами дополнительного образования показали высокую степень эффективности работы созданных объединений по развитию педагогических способностей и мотивации на педагогическую деятельность. Проведенная нами работа имеет практическую значимость не только для учреждений дополнительного образования, но и для других типов образовательных организаций.
1. Aсмолов A.r. Дополнительное образование детей как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогики к - педагогике развития. Стенограмма межрегионального семинара — Совещания 13 - 15 марта 1996. Петрозаводск, 1996: 4 - 13.
2. Бруднов AX. От внешкольной работе - к дополнительному образованию детей. Внешкольник. 1996; 1: 2 - 5.
3. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: вопросы теории. Казань: Издательство «R-пресс». 2000.
4. Золотарева A^., Пикина A.n., Мухамедьярова H.A., Тихомирова Н.Г. Дополнительное образование детей: история и современность: учебное пособие для СПО. Москва: Издательство Юрайт, 2017.
5. Еманова С.В. Организация допрофессиональной подготовки учащихся в учреждении дополнительного образования. Курган: ИП-КиПРО, 2004.
6. Еманова С.В. Педагогика дополнительного образования: учебное пособие для студентов вуза. Курган: Изд. центр КГУ, 2012.
7. Крутецкий ВЛ. Психология обучения и воспитания школьников. Москва, 1976.
8. Сластенин ВА. и др. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. Москва: Издательский центр «Aкадемия», 2002.
References
1. Asmolov A.G. Dopolnitel'noe obrazovanie detej kak zona blizhajshego razvitiya obrazovaniya Rossii: ot tradicionnoj pedagogiki k - pedagogike razvitiya. Stenogramma mezhregional'nogo seminara - Soveschaniya 13 - 15 marta 1996. Petrozavodsk, 1996: 4 - 13.
2. Brudnov A.K. Ot vneshkol'noj rabote - k dopolnitel'nomu obrazovaniyu detej. Vneshkol'nik. 1996; 1: 2 - 5.
3. Demakova I.D. Vospitatel'naya deyatel'nost' pedagoga kak faktor gumanizacii prostranstva detstva: voprosy teorii. Kazan': Izdatel'stvo «R-press». 2000.
4. Zolotareva A.V., Pikina A.L., Muhamed'yarova N.A., Tihomirova N.G. Dopolnitel'noe obrazovanie detej: istoriya i sovremennost': uchebnoe posobie dlya SPO. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2017.
5. Emanova S.V. Organizaciya doprofessional'noj podgotovki uchaschihsya v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya. Kurgan: IPKiPRO, 2004.
6. Emanova S.V. Pedagogika dopolnitel'nogo obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov vuza. Kurgan: Izd. centr KGU, 2012.
7. Kruteckij V.A. Psihologiya obucheniya i vospitaniya shkol'nikov. Moskva, 1976.
8. Slastenin V.A. i dr. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. Zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2002.
Статья поступила в редакцию 25.09.18
УДК 371.72
Zharkov A.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Cultural and Leisure Activities, Moscow State
Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
METHODOLOGY OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES. The article examines methodology of socio-cultural activities. Socio-cultural activity is a form of an active attitude towards the environment, the society, offering its expedient change and transformation by all forms, actions, actions, providing an opportunity for creation, translation and perception of cultural values. The influence of the methodology of pedagogy on socio-cultural activities is manifested in theoretical and practical activities in the process of selecting a set of paradigms, designing the system and optimizing it, developing technology for the use of development processes, education, formulation, etc.
Key words: methodology, socio-cultural activity.
А.Д. Жарков, д-р пед. наук, проф., зав. каф. культурно-досуговой деятельности, Московский государственный
институт культуры, г. Москва, E-mail: [email protected]