Научная статья на тему 'Проектирование магистерской программы «Управление системой дополнительного образования детей» в логике компетентностного подхода'

Проектирование магистерской программы «Управление системой дополнительного образования детей» в логике компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
487
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / МАГИСТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОТИВАЦИЯ МАГИСТРАНТОВ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / CONTINUING EDUCATION / MANAGEMENT OF THE SYSTEM OF CHILDREN ADDITIONAL EDUCATION / MASTER'S TRAINING OF TEACHERS OF CHILDREN ADDITIONAL EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / MOTIVATION OF UNDERGRADUATES STUDYING IN HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баева Е. В., Руденко А. В.

В статье раскрываются актуальные проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов для сферы дополнительного образования детей. В Алтайском государственном педагогическом университете представлен процесс организации профессиональной подготовки магистрантов для системы дополнительного образования детей. Заявлены модели подготовки педагогических кадров: повышение квалификации, профессиональная переподготовка, магистерская подготовка. Более подробно представлено одно из направлений подготовки данной категории магистратура (направление 44.04.01 Педагогическое образование: Управление системой дополнительного образования детей). Целевая аудитория основной образовательной программы магистратуры педагогические и управленческие кадры. Описаны ключевые принципы, положенные в основу магистерской подготовки: социального партнерства, студентоцентрированной направленности обучения, модульности. Обозначены основные виды профессиональной деятельности выпускников: управленческая и проектная. Представлен анализ основных образовательных программ педагогических вузов Сибирского федерального округа на основе информационно-правовых и информационных материалов. В условиях смены образовательной парадигмы процесс проектирования основной образовательной программы в рамках Федерального образовательного стандарта высшего образования базируется с учетом специфики компетентностного подхода и ряда принципов, опыта ее разработки в педагогических вузах других регионов. Приоритетность компетенций педагогических работников сферы дополнительного образования детей нашли отражение в Профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». В статье представлены результаты исследования мотивации получения профессионального образования студентами. Раскрыта мотивационная направленность учебной деятельности магистрантов в условиях перехода к многоуровневой системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баева Е. В., Руденко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING THE MASTER'S PROGRAM "MANAGEMENT OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN" IN THE LOGIC OF THE COMPETENCE APPROACH

The article reveals the actual problems of training highly qualified specialists for the sphere of additional education of children. In the analytical activity focuses on the preparation in the format of the master's program. In the Altai State Pedagogical University, the process of organizing the training of undergraduates for the system of additional education of children is presented. The models of teacher training for the named branch of the university are declared: advanced training, professional retraining, master's training. One of the directions of preparation of this category is represented in more detail the master's program (direction 44.04.01 Pedagogical education: Management of the system of additional education for children). The target audience of the main educational program of the magistracy is pedagogical and managerial personnel. The key principles underlying the master's degree training are described: social partnership, student-centered orientation of training, modularity. The main types of graduates' professional activities are designated: managerial and project. The analysis of the main educational programs of pedagogical universities of the Siberian Federal District based on legal information and information materials is presented. In the conditions of changing the educational paradigm, the design process of the main educational program within the framework of the Federal Educational Standard of Higher Education is based on the specificity of the competence approach and a number of principles, taking into account the experience of its development in pedagogical universities of other regions. The priority competences of pedagogical workers in the field of additional education of children are reflected in the Professional Standard “Teacher of additional education for children and adults”. The article presents the results of a study of the motivation for obtaining vocational education by students. The motivational orientation of the educational activities of undergraduates in the transition to a multi-level education system.

Текст научной работы на тему «Проектирование магистерской программы «Управление системой дополнительного образования детей» в логике компетентностного подхода»

ПЕДАГОГИКА PEDAGOGICS

УДК 371.39

DOI 10.18413/2075-4574-2019-38-2-295-304

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» В ЛОГИКЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

DESIGNING THE MASTER'S PROGRAM "MANAGEMENT OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN" IN THE LOGIC OF THE COMPETENCE APPROACH

Е.В. Баева, А.В. Руденко E.V. Baeva, A.V. Rudenko

Алтайский государственный педагогический университет, Россия, 656031, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55

Altai State Pedagogical University, 55 Youth Str., Barnaul, 656031, Russia

E-mail: [email protected], [email protected]

Аннотация

В статье раскрываются актуальные проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов для сферы дополнительного образования детей. В Алтайском государственном педагогическом университете представлен процесс организации профессиональной подготовки магистрантов для системы дополнительного образования детей. Заявлены модели подготовки педагогических кадров: повышение квалификации, профессиональная переподготовка, магистерская подготовка. Более подробно представлено одно из направлений подготовки данной категории - магистратура (направление 44.04.01 Педагогическое образование: Управление системой дополнительного образования детей). Целевая аудитория основной образовательной программы магистратуры - педагогические и управленческие кадры. Описаны ключевые принципы, положенные в основу магистерской подготовки: социального партнерства, студентоцентрированной направленности обучения, модульности. Обозначены основные виды профессиональной деятельности выпускников: управленческая и проектная. Представлен анализ основных образовательных программ педагогических вузов Сибирского федерального округа на основе информационно-правовых и информационных материалов. В условиях смены образовательной парадигмы процесс проектирования основной образовательной программы в рамках Федерального образовательного стандарта высшего образования базируется с учетом специфики компетентностного подхода и ряда принципов, опыта ее разработки в педагогических вузах других регионов. Приоритетность компетенций педагогических работников сферы дополнительного образования детей нашли отражение в Профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». В статье представлены результаты исследования мотивации получения профессионального образования студентами. Раскрыта мотивационная направленность учебной деятельности магистрантов в условиях перехода к многоуровневой системе образования.

Abstract

The article reveals the actual problems of training highly qualified specialists for the sphere of additional education of children. In the analytical activity focuses on the preparation in the format of the master's program. In the Altai State Pedagogical University, the process of organizing the training of undergraduates for the system of additional education of children is presented. The models of teacher training for the named branch of the university are declared: advanced training, professional retraining, master's training. One of the directions of preparation of this category is represented in more detail - the master's program (direction 44.04.01 Pedagogical education: Management of the system of additional education for children). The target audience of the main educational program of the magistracy is pedagogical and managerial personnel. The key principles underlying the master's degree training are described: social partnership, student-centered orientation of training, modularity. The main types of graduates' professional activities are designated: managerial and project. The analysis of the main educational programs of pedagogical universities of the Siberian Federal District based on legal information and information materials is presented. In the conditions of changing the educational paradigm, the design process of the main educational program within the framework of the Federal Educational Standard of Higher Education is based on the specificity of the competence approach and a number of principles, taking into account the experience of its development in pedagogical universities of other regions. The priority competences of pedagogical workers in the field of additional education of children are reflected in the Professional Standard "Teacher of additional education for children and adults". The article presents the results of a study of the motivation for obtaining vocational education by students. The motivational orientation of the educational activities of undergraduates in the transition to a multi-level education system.

Ключевые слова: профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, непрерывное образование, управление системой дополнительного образования детей, магистерская подготовка педагогов системы дополнительного образования детей, компетентностный подход, мотивация магистрантов обучения в вузе.

Keywords: professional education, additional professional education, continuing education, management of the system of children additional education, master's training of teachers of children additional education, competence approach, motivation of undergraduates studying in high school.

Введение

Процесс модернизации образования в Российской Федерации в настоящее время является одним из направлений социально-экономических реформ, происходящих в обществе. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года внимание уделяется развитию образования, т.к. уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их подготовки [Концепции..., 2019]. В связи с этим актуальна концепция непрерывного образования для инновационного развития страны.

Вызовы современного общества, такие как «цифровая экономика», «роботизация», «развитие креативных индустрий», «экономика впечатлений», требуют от специалиста готовности к непрерывному самообразованию, самосовершенствованию собственных профессиональных качеств. Востребован специалист, обладающий гибкостью и высокой мобильностью на рынке труда и профессий, где необходимо принимать самостоятельные решения, проектировать свою профессиональную деятельность. На рынке образовательных услуг наблюдается расширение сферы дополнительного образования, которое следует рассматривать как инновационную платформу развития портфеля компетенций обучающихся [Приказ Минтруда., 2015]. Поэтому в российской системе непрерывного профессионального образования можно выделить следующее проблемное поле: организацию профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов для системы дополнительного образования детей.

Основная часть. Описание и анализ материала исследования

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года предполагается переход данной системы на новый качественный уровень развития, который позволит формировать творческую, социально зрелую, физически здоровую личность молодых граждан России. Эта система призвана стать основой экономического роста и социального развития регионального сообщества, фактором благополучия, стабильности и успешности молодых людей, проживающих в Алтайском крае. Поэтому становится очевидным создание условий для развития кадрового ресурса системы дополнительного образования детей как одного из приоритетных направлений для конкретного рынка труда [Распоряжение Администрации..., 2015].

Проектирование основной образовательной программы магистратуры базируется на компетентностном подходе и ряде принципов с учетом опыта ее разработки в педагогических вузах. Реализация данной программы направлена на подготовку выпускников магистратуры, владеющих определенным набором компетентностей для современного рынка труда в сфере дополнительного образования. Согласно А.В. Хуторскому, «компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной деятельности по отношению к ним; компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [Хуторской, 2002].

Компетентностный подход базируется на анализе профессиональных требований, определяющих приоритетность компетенций, необходимых в системе дополнительного образования детей. Все это регламентировано в Профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Приказ Минтруда., 2015]. Компетентность рассматривается нами как качество специалиста в динамике, т.е. весь спектр профессиональных качеств проходит свое развитие в системе высшего профессионального образования: от начального уровня образованности в области управления дополнительным образованием детей к высшей форме компетентности, а именно мастерству работника данной сферы.

Научные аспекты компетентностного подхода рассматривались многими исследователями в следующих направлениях: вопросы методологической допрофессиональной компетентности (Лебедевым О.Е., Ласточкиным А.Н., Шутовой И.В.); профессионально-педагогическая компетентность (Бобковой Л.Г., Колесниковой Л.И. и др.; психолого-педагогические аспекты коммуникативной компетентности изучены Алифановой Е.М., Емельяновой Ю.Н., Леонтьевым А.Н., Петровской Л.А., Руденским Е.В., и др.; понятийный аппарат компетентностного подхода детально рассмотрен в работах Акуловой О.В., Шишова С.Е., Кальней В.А., Хуторского А.В., Тряпицыной А.П. и др. [Радионова, 2006], [Шишов, 2014].

Сущность понятия «профессиональная компетенция» следует рассматривать с точки зрения уровня профессионального образования, опыта деятельности и индивидуальных способностей человека, мотивированности к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию.

Актуальна мотивационная направленность учебной деятельности магистрантов в условиях перехода к многоуровневой системе образования, т.к. учебная мотивация - внутреннее условие, влияющее на эффективность учебной деятельности студентов в вузе.

В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО 3+) нового поколения обозначено одно из направлений подготовки педагогических кадров для системы дополнительного образования уровня магистратура в рамках направления «Педагогическое образование» по профилю «Дополнительное образование» [Приказ Минобрнауки..., 2014]. В соответствии с запросом работодателя в лице Министерства науки и образования Алтайского края спроектирована программа магистер-

ской подготовки «Управление системой дополнительного образования детей» на базе Алтайского государственного педагогического университета для специалистов сферы дополнительного образования, что является инновационной вариативной системой выстраивания траектории профессионального развития.

Эффективность учебной деятельности студентов зависит от преобладающих мотивов (внутренних, внешних) магистрантов. Поэтому В ходе выполнения комплексного исследования готовности педагогов дополнительного образования к обучению по основной образовательной программе в магистратуре в рамках данной публикации нами сделан акцент на определении их мотивации получения профессионального образования. Нами были проанализированы основные направления в выборе осознаваемых (внутренних) мотивов поступления педагогов в магистратуру АлтГПУ.

В исследовании приняло участие 25 человек, поступивших в магистратуру по направлению «Педагогическое образование: управление системой дополнительного образования детей». Респонденты - магистранты первого курса, которые занимают следующие должности: педагог дополнительного образования, педагог-организатор, инженер-преподаватель, старший методист, директор, заведующий отделом. Для достижения поставленной цели мы проводили диагностику при помощи методики «Мотивация обучения в вузе», разработанную Т.И. Ильиной. В ней имеется три шкалы: «приобретение знаний», «овладение профессией», «получение диплома». Респондентам было предложено согласиться или не согласиться с 50 утверждениями. Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты исследования по методике «Мотивация обучения в вузе» магистрантов 1 курса (средний балл) Fig. 1. The results of the study on the method of "Motivation of learning in high school"

undergraduates of the 1st course

Магистранты, принявшие участие в опросе, являются представителями следующих территорий Алтайского края: г. Барнаул, г. Новоалтайск, г. Белокуриха, Благовещенский район, Тальменский район.

На вопрос «Для чего я пошел(а) в магистратуру» были получены следующие основные ответы:

- «Магистратура для меня сегодня ориентир в огромном потоке информации, в котором без надежного путеводителя можно утонуть. Надеюсь, с помощью квалифицированных специалистов я смогу найти ответы на все интересующие меня вопросы. Хотелось бы за эти два года получить знания, необходимые в моей профессиональной деятельности».

- «Чтобы продолжить педагогический путь в соответствии с новыми требованиями я решила, что мне необходимо получать новые компетенции в магистратуре».

- «Диплом магистра - это получение дополнительной квалификации, которая открывает для меня новые возможности. Магистерская программа «Управление системой дополнительного образования детей» уделяет внимание управлению, администрированию и экономическим аспектам профессиональной деятельности».

- «Одним из важных фактов, который повлиял на мое поступление в магистратуру, является то, что магистры пользуются преимуществом при трудоустройстве на работу по сравнению с бакалаврами. Мне как педагогу по вокалу это очень важно, т.к. благодаря магистратуре я смогу двигаться по карьерной лестнице».

- «Обучение в магистратуре сегодня в моде. Такие специалисты чаще всего занимают более высокие должности и легко находят работу, потому что универсалы всегда в цене».

- «В магистратуру я поступаю по нескольким причинам. Во-первых, хочу развиваться дальше в этом направлении, не останавливаясь на достигнутом. Во-вторых, хотелось бы расширить свою профессиональную сферу деятельности».

- «Данная ступень образования дает мне возможность углубленно изучать проблемы современного образования, а также принимать участие в научных мероприятиях, выступать на конференциях, тем самым начать научно-исследовательскую деятельность».

На основе вышеизложенного можно сделать такой вывод: основными мотивами получения профессионального образования магистрантов являются возможность получения дополнительных знаний в области избранной ими профессии, получение высокой профессиональной квалификации, возможность изменения статуса педагога в процессе профессионального роста. Результаты анализа позволяют утверждать, что ведущим является именно внутренний мотив, заключающийся в интересе к той области знаний, в рамках которой магистранты проходят обучение.

При сравнении полученных в ходе исследования высказываний о содержании отдельных учебных мотивов, побуждающих педагогов дополнительного образования к учебной деятельности в целом, видно, что структура мотивации учения магистров характеризуется избирательной направленностью на познание, краудсорсинг, получение определенного багажа знаний в профессиональной сфере. Данный спектр реализуется на уровне действующей мотивации. Программу магистратуры студенты предпочитают не только с целью формального получения диплома, но и для погружения в проектную, управленческую, научно-исследовательскую деятельность.

В условиях смены образовательной парадигмы проблема проектирования основной образовательной программы в рамках Федерального образовательного стандарта высшего образования (как одного из наиболее продуктивных способов обновления профессионального образования) в логике компетентностного подхода является актуальной.

Так, нами был проведен анализ основных образовательных программ педагогических вузов Сибирского федерального округа на основе информационно-правовых и информационных материалов, представленных на официальных сайтах. Это позволило выявить общие тенденции профессиональной подготовки специалистов для системы дополнительного образования. Результаты исследования представлены в таблице.

Большинство вузов Сибирского федерального округа реализуют программы управленческого направления, формулировки тем основных образовательных программ (ООП) носят общий характер, нет акцента на систему дополнительного образования (исключение - Новосибирский государственный педагогический университет). На наш взгляд, целевой аудиторией данных программ могут быть управленческие и педагогические кадры не только сферы дополнительного образования детей, но и других уровней и типов образования.

В институте дополнительного образования Алтайского государственного педагогического университета представлены следующие модели подготовки работников системы дополнительного образования детей: повышение квалификации, профессиональная пере-

подготовка и магистерская подготовка. В настоящее время в Институте проходит апробацию модель подготовки специалистов для системы дополнительного образования в рамках ФГОС ВО по направлению 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) с учетом специфики дополнительного образования детей Алтайского края, в основе которой следующие принципы: модульность, студоцентрирование, социальное партнерство, научность, практикоориентированность и междисциплинарность.

Основные образовательные программы, представленные в педагогических университетах Main educational programs realized at the pedagogical universities

Наименование педагогического университета Направление подготовки Профиль подготовки

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» 44.04.01 Педагогическое образование «Педагогический менеджмент в системе дополнительного образования»

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева 44.04.01 Педагогическое образование «Управление образованием и проектный менеджмент»

ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» 44.04.01 Педагогическое образование «Управление в сфере образования»

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» 44.04.01 Педагогическое образование «Государственно-общественное управление образованием»

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина» 44.04.01 Педагогическое образование «Менеджмент в образовании»

Принцип социального партнёрства заключается в осуществлении взаимодействия субъектов образовательных практик, организаций и работодателей. На основе мониторинга рынка труда можно констатировать востребованность выпускников с определенным уровнем профессиональных компетенций на региональном уровне.

Принцип студентоцентрированной направленности обучения, на наш взгляд, является основополагающим в проектировании основной образовательной программы. Данный принцип учитывает профессиональные интересы магистрантов, способствует формированию необходимых компетенций, повышению мотивации, саморефлексии и вовлеченности в учебный процесс. Происходит перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны, при этом важна сохранность всех ее достоинств, на ожидаемые результаты образовательного процесса в компетентностном формате. Все это и является проявлением существенного усиления его студентоцентрированной направленности как отражение важнейшей из мировых тенденций в развитии высшего образования в РФ.

Принцип модульности предоставляет возможность построения гибких образовательных траекторий магистрантов; ориентацию на цели и конечные результаты. По нашему мнению, модульность - это инструмент проектирования гибких образовательных программ, наиболее адекватных студентоцентрированному обучению.

Основная образовательная программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению, включающую в себя базовый учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производ-

ственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей программы.

Компетенции подразделяются на три группы: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные.

Основными видами профессиональной деятельности, которые осваивают выпускники, являются управленческая и проектная. В области управленческой деятельности магистранты готовятся к стратегическому и оперативному анализу потенциала образовательной системы, оценке результатов управления образовательной организацией с использованием инновационных технологий, управлению командной работой для развития образовательных организаций, эффективному принятию управленческих решений в образовательных системах.

При освоении магистерской программы в области проектной деятельности студенты осуществляют проектирование единого образовательного пространства, в том числе в условиях инклюзии, содержание учебных дисциплин и образовательных программ, проектирование системы оценки качества образования.

При разработке основной образовательной программы «Управление системой дополнительного образования детей» определены следующие модули:

• обязательные для освоения, составляющие инвариант образовательной программы, например, такие учебные дисциплины, как «Инновационные процессы в образовании», «Современные проблемы науки и образования», «Управление проектной деятельностью в системе дополнительного образования детей» и др.;

• выбираемые обучающимися из предложенного перечня при условии обязательности освоения определенного количества модулей данного типа, например, «Оценка качества реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ», «Развитие детской и подростковой субкультуры», «Современные подходы к развитию техносферы в дополнительном образовании детей» и др.;

• необязательные для освоения, например, «Тренинг профессионального саморазвития».

Практикоориентированность основной образовательной программы представлена наличием разных видов практик: производственной, научно-исследовательской, преддипломной. Целью производственной практики является изучение основ учебно-методической работы в различных типах и видах образовательных организаций сферы дополнительного образования. Данная практика проводится на базе сторонних профильных организаций под руководством преподавателей выпускающей кафедры.

Научно-исследовательская работа - одна из обязательных составляющих магистерской программы, целью которой является обеспечение способности магистрантов самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую работу, связанную с решением сложных профессиональных задач в инновационном режиме.

В последние годы одной из тенденций в образовании является расширение участия в дополнительном образовании граждан, не имеющих базового педагогического и (или) профильного образования, опыта работы в сфере образования. Это не только специалисты в конкретных областях науки, искусства, но и родители обучающихся. Данная категория, несомненно, и явилась одним из ресурсов для обновления содержания при разработке основной образовательной программы, концептуальным ядром которой является компе-тентностный подход к ожидаемым результатам высшего образования.

Компетенции и результаты образования рассматриваются нами как главные целевые установки в реализации ФГОС ВО 3+, как интегрирующие начала «модели» выпускника вуза. Следует отметить, что сама компетентностная модель выпускника, с одной сто-

роны, охватывает квалификацию, связывающую будущую его профессиональную деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образовательного процесса.

Заключение

Резюмируя, отметим, что в условиях постоянно меняющихся требований социальной среды, развития рынка услуг дополнительного образования детей педагог должен обладать конкурентным потенциалом по оказанию качественных услуг дополнительного образования детей. Субъективная мотивация поступления в магистратуру АлтГПУ позволяет эффективно конкурировать с другими участниками рынка образовательных услуг. Являясь ключевым элементом системы рыночных отношений, профессиональная конкуренция педагога сферы дополнительного образования на рынке образовательных услуг Алтайского края включает в себя конкурентоспособность, конкурентные позиции, конкурентный статус и конкурентные преимущества.

Магистратура выступает одним из основных этапов получения профессионального образования для субъектов образовательной деятельности в сфере дополнительного образования детей и для АлтГПУ является новой социальной практикой в системе профессионального образования, создает условия для создания системы «лифтов», обеспечивающих их карьерный рост.

Список литературы References

1. Гиззатуллин И.Г. 2014. Педагогические условия эффективного развития социального лидерства педагогов дополнительного образования. Педагогическое образование в России. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-effektivnogo-razvitiya-sotsialnogo-liderstva-pedagogov-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 12.04.2019).

Gizzatullin I.G. 2014. Pedagogicheskie usloviya ehffektivnogo razvitiya social'nogo liderstva pedagogov dopolnitel'nogo obrazovaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-effektivnogo-razvitiya-sotsialnogo-liderstva-pedagogov-dopolnitelnogo-obrazovaniya (accessed 12 april 2019).

2. Концепция долгосрочного социально-экономическою развития РФ на период до 2020 года. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 2 апреля 2019).

Koncepciya dolgosrochnogo social'no-ehkonomicheskoyu razvitiya RF na period do 2020 goda. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (accessed 4 аргй 2019).

3. Львова Л.С. Дополнительное образование детей и взрослых в федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Научные исследования в образовании. 2013. № 3. URL: https://cyberleninka.ru /article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-detey-i-vzroslyh-v-federalnom-zakone-rossiyskoy-federatsii-ot-29-dekabrya-2012-g-273-fz-ob-obrazovanii-v (дата обращения: 12.04.2019).

L'vova L.S. Dopolnitel'noe obrazovanie detej i vzroslyh v federal'nom zakone Rossijskoj Feder-acii ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // Nauchnye issledovani-ya v obrazovanii. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7dopolnitelnoe-obrazovanie-detey-i-vzroslyh-v-federalnom-zakone-rossiyskoy-federatsii-ot-29-dekabrya-2012-g-273-fz-ob-obrazovanii-v (accessed 12 april 2019).

4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалите-та, программам магистратуры (утверждено приказом ректора от 04.05.2018 №123/1п). URL: https://www.altspu.ru/engine/download.php?id=27508 (дата обращения: 3 апреля 2019).

Poryadok organizacii i osushchestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po obrazovatel'nym pro-grammam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury (utverzhdeno prikazom rektora ot 04.05.2018 №123/1p). URL: https://www.altspu.ru /engine/download.php?id=27508 (accessed 3 april 2019).

5. Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 N 1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2014 N 35263). Available at: http://www.consultant.ru /document /cons_doc_LAW_174065/ (дата обращения: 3 апреля 2019)

Prikaz Minobrnauki Rossii ot 21.11.2014 N 1505 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstven-nogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.04.01 Pedagog-icheskoe obrazovanie (uroven' magistratury)» (Zare-gistrirovano v Minyuste Rossii 19.12.2014 N 35263). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174065/ (accessed 3 april 2019).

6. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38994). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186767/ (дата обращения: 5 апреля 2019).

Prikaz Mintruda Rossii ot 08.09.2015 N 613n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog dopolnitel'nogo obrazovaniya detej i vzroslyh» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 24.09.2015 N 38994). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186767/ (accessed 5 april 2019).

7. Радинова Н.Ф., Тряпицына А.П. Перспективы развития педагогического образования: компетентностный подход // ЧиО. 2006. №4-5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya-kompetentnostnyy-podhod (дата обращения: 12.04.2019).

Radinova Nina Fedorovna, Tryapitsyna Alla Prokofievna Prospects for the development of pedagogical education: the competence approach // ChiO. 2006. № 4-5. URL: https://cyberleninka.ru /article/n/perspektivy-razvitiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya-kompetentnostnyy-podhod (accessed 12 april 2019).

8. Распоряжение Администрации Алтайского края от 22.09.2015 № 267-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года. URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW016&n =56354#03007661244941928 (дата обращения: 4 апреля 2019).

Rasporyazheniye Administratsii Altayskogo kraya ot 22.09.2015 № 267-r «Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya dopolnitelnogo obrazovaniya detey v Altayskom kraye na period do 2020 goda». URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW016&n=56354

#03007661244941928 (accessed 4 аргй 2019).

9. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». URL: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_168200/ (дата обращения: 5 апреля 2019).

Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 04.09.2014 N 1726-r «Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/ (accessed 5 april 2019).

10. Сахарчук Е.И. Управление качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе: гуманитарный контекст: / Вестник ОГУ №1, 2004. - URL:http://vestnik.osu.ru/2004_1/11.pdf (дата обращения: 3 апреля 2019)

Saharchuk E.I. Quality management of training specialists in a pedagogical university: humanitarian context: / Vestnik OGU №1, 2004. URL:http://vestnik.osu.ru/2004_1/11.pdf (accessed 3 april 2019).

11. Тюрин Э.И. Особенности мотивации получения дополнительного профессионального образования // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. №3 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-motivatsii-polucheniya-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 12.04.2019).

Tyurin EH.I. Osobennosti motivacii polucheniya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya // Izvestiya VUZov. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki. 2012. №3 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-motivatsii-polucheniya-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya (accessed 12 april 2019).

12. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_166143. (дата обращения 5 апреля 2019).

Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 31.12.2014, s izm. ot 02.05.2015) «Ob obra-zovanii v Rossijskoj Federacii». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166143. (accessed 5 april 2019).

13. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. URL: http://www.eidos.ru/jounal/2002/0423.htm (дата обращения: 5 апреля 2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Khutorskoy. A.V. Klyuchevyye kompetentsii i obrazovatelnyye standarty // Internet-zhurnal «Eydos». 2002. 23 aprelya. URL: http://www.eidos.ru/jounal/2002/0423.htm (accessed 5 april 2019).

14. Шишов С. Е., Кальней В. А., Бухтеева Е. В. Проблема формирования компетенций методическими средствами в процессе обучения // Вестник РМАТ. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-kompetentsiymetodicheskimi-sredstvami-v-protsesseobucheniya (дата обращения: 12.04.2019).

Shishov S. E., Kalnei V. A., Bukhteeva E. V. The problem of formation of competencies by methodological means in the process of learning // Bulletin of the RMAT. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-kompetentsiymetodicheskimi-sredstvami-v-protsesseobucheniya (accessed 12 april 2019).

15. Perrenoud P. La fabrication de l'excellence. Droz, Geneve, 1984.

Ссылка для цитирования статьи Reference to article

Баева Е.В., Руденко А.В. 2019. Проектирование магистерской программы «Управление системой дополнительного образования детей» в логике компетентностного подхода. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 38 (2): 295-304. DOI: 10.18413/2075-4574-2019-38-2-295-304

Baeva E.V., Rudenko A.V. 2019. Designing the master' s program "Management of the system of additional education of children" in the logic of the competence approach. Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities series, 38 (2): 295-304. (In Russian). DOI: 10.18413/2075-4574-201938-2-295-304

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.