Н. Д. Андреева, Н. В. Малиновская, А. Н. Стрельцов
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В работе раскрываются актуальность разработки Примерной основной образовательной программы «Дополнительное экологическое образование» (направление подготовки «Педагогическое образование», уровень высшего образования — магистратура). В тексте статьи обосновывается необходимость подготовки в настоящее время педагогов в области дополнительного экологического образования, предлагается структура и принципы отбора содержания подготовки (модульности, вариативности, фундаментальности, персонализации, практической направленности). Представлена характеристика формируемых в ходе освоения программы профессиональных компетенций, продемонстрированы пути их развития в процессе изучения различных модулей и дисциплин. Существенное внимание уделяется изучению возможностей реализации идеи персонализации в дополнительном образовании.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, Концепция развития дополнительного образования, дополнительное экологическое образование, примерная основная образовательная программа.
N. Andreeva, N. Malinovskaya, A. Streltsov
SPECIAL FEATURES OF THE TEACHER TRAINING CONTENT IN THE FIELD OF ADDITIONAL ENVIRONMENTAL EDUCATION
The article describes the relevance of developing an exemplary basic educational program for Additional Environmental Education at the Master's degree level in the Pedagogical Education direction of training. The article substantiates the necessity of the present-day teacher training in the field of additional environmental education, and proposes the structure and principles of content selection (modularity, variability, fundamentality, personalization, practical orientation). The paper presents the characteristics of professional competencies formed while undergoing the program, and demonstrates the ways of their development in the process of studying various modules and disciplines. A considerable amount of attention is paid to studying the possibilities of implementing the idea of personalization in additional education.
Keywords: additional education of children, the Concept of developing additional education, additional environmental education, an exemplary basic educational program.
Эксперты в области образования отмечают, что основными факторами, определяющими эффективность общего образования сегодня, являются усиление индивидуализации образования, построение персонифицированного, наполненного личностным смыс-
лом содержания образования; организация активной познавательной деятельности учащихся, предполагающей интеграцию урочной и внеурочной работы. Важным направлением профессиональной деятельности учителя является поиск и применение специ-
альных методов и технологий обучения, формирующих у школьников способность воспринимать и применять научную информацию в нужном месте и в нужное время («управление знаниями»). Однако обучение в современной школе остается по-прежнему достаточно регламентированным и формализованным. Именно поэтому все большую образовательную ценность приобретает дополнительное образование школьников, и в частности — экологическое образование, которое в полной мере позволяет реализовать индивидуальные образовательные потребности учащихся.
Пути решения проблемы повышения охвата детей дополнительными образовательными программами были намечены, начиная с 2012 года, когда значительно усилилось внимание государства к институту дополнительного образования детей (Указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства от 4 сентября 2014 г. и др.). Общедоступность и бесплатность дополнительного образования детей не входят в обязательство государства. Но вместе с этим высокий потенциал дополнительного образования для развития и социализации детей побуждает на государственном уровне принимать меры для широкого приобщения к нему школьников.
Концепция развития дополнительного образования детей устанавливает основные принципы государственной политики в этой сфере и ориентирует на развитие личностного самоопределения детей и подростков [7]. Условия для личностного развития ребенка система дополнительного образования создает благодаря сочетанию разнообразных видов организации досуга с разными формами организации образовательной деятельности.
Преимущества дополнительного образования состоят в возможности участия в ва-
риативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) и в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями. В дополнительном образовании реализуется возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, что имеет особое значение для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. В дополнительном образовании у обучающихся есть возможность выбирать и менять образовательные программы, выбирать педагогов и организации.
В настоящее время только в Санкт-Петербурге действуют более 180 учреждений дополнительного образования, в которых занимаются свыше 410 тысяч детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет.
Системе дополнительного образования сегодня принадлежит ключевая роль в достижении целей экологического образования. В образовательном процессе по экологическому направлению дети и подростки изучают природные объекты и учатся оценивать состояние окружающей среды, описывать экосистемы, принимают участие в инвентаризации памятников природы и пропаганде экологических знаний, в охране и мероприятиях по оздоровлению окружающей среды. Также широко практикуется работа детей и подростков с различными государственными и общественными структурами и организациями по изучению и решению экологических проблем.
На кафедре методики обучения биологии и экологии РГПУ им. А. И. Герцена в разные годы проводились диссертационные исследования по проблемам дополнительного экологического образования. Среди них наиболее существенными являются: «Развитие экологической направленности личности в биологических кружках станции юных натуралистов» (Я. Е. Амбражевич), «Методика учебно-исследовательской работы учащихся
в летнем экологическом лагере: на примере Республики Саха (Якутия)» (Р. П. Софро-нов), «Неформальное экологическое образование учащихся и пути его реализации на региональном уровне» (Е. В. Тутынина), «Формирование у школьников ценностного отношения к природе в условиях дополнительного образования» (С. С. Рябова) и др. Это позволило накопить определенный опыт и создать научно-методическую базу для разработки образовательных программ в области экологического образования школьников.
Одним из направлений реализации Концепции развития дополнительного образования является развитие кадрового потенциала, что предполагает создание образовательных программ, ориентированных на подготовку педагогов для системы дополнительного образования детей. Данное обстоятельство послужило пониманию особой актуальности подготовки педагогов в сфере дополнительного экологического образования и их востребованности в практике дополнительного образования детей и подростков. В связи с этим на факультете биологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена была разработана «Примерная основная образовательная программа по направлению подготовки «44.04.01 — Педагогическое образование», направленность (профиль) "Дополнительное экологическое образование", уровень высшего образования — магистратура» (далее — ПООП).
Содержание ПООП и процесс подготовки магистров базируется на ряде принципов, ведущими из них являются: принцип модульной организации структуры программы, фундаментальности, персонализации, вариативности, практической направленности.
Принцип модульной организации программы определяет необходимость ее структурирования в виде модулей, каждый из которых представляет собой относительно обособленную и завершенную единицу со-
держания. Модуль включает учебные дисциплины, конфигурация и содержание которых зависит от дидактических целей и развиваемых компетенций обучающихся, что позволяет учитывать индивидуальные образовательные потребности обучающихся. Особенностями процесса формирования модулей, входящих в состав Примерной образовательной программы, является, с одной стороны, четкое определение ожидаемых результатов обучения в виде формируемых компетенций и содержательно-методической взаимосвязи планируемых для изучения дисциплин, и наличие вариативных курсов, «поддерживающих», раскрывающих с разных сторон изучаемое явление, — с другой. Кроме того, модульный принцип построения программы позволяет формировать контент самостоятельной работы магистрантов на основе интеграции учебного материала разных дисциплин модуля [9].
Принцип фундаментальности подразумевает формирование у обучающихся фундаментальных, академических знаний в области современной экологии и биологии, педагогики, психологии, методики обучения экологии. Это позволит будущим педагогам-экологам решать профессиональные задачи, основываясь на соотнесении общепринятых научных положений, новой информации и контекста реальной педагогической ситуации.
Принцип персонализации проявляется в гибкости, проблемности и интегрированно-сти содержания дисциплин модулей, применении интерактивных методов обучения, научно-исследовательской ориентации образования. Это стимулирует смысло-поис-ковую деятельность магистрантов, становление их профессионального самосознания и успешное «встраивание» в педагогическое сообщество.
Принцип вариативности определяет включение в состав программы вариативных модулей, которые могут быть освоены магистрантами, исходя из личных предпочтений и учебных затруднений. Содержание данных
модулей весьма разнообразно. Так, например, изучение модуля «Основы современной биологии» рекомендовано магистрантам, не получившим достаточной предметной подготовки по биологическим дисциплинам в бакалавриате или специалитете. Усвоение содержания дисциплин модуля обеспечивает понимание биологических концепций, закономерностей и теорий, являющихся мировоззренческим фундаментом для понимания современной научной картины мира и имеющих существенное значение в профессиональной деятельности педагога-эколога. Дисциплины модуля «Формирование образовательной среды развития одаренных детей и талантливой молодежи» ориентированы на развитие и совершенствование универсальных и общепрофессиональных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с проектированием образовательной среды, выбором образовательных технологий работы педагога-эколога с одаренными детьми.
Принцип практической направленности подразумевает включение в процесс подготовки магистрантов разных видов практики на всех этапах обучения, а также проявляется в усилении практической составляющей самостоятельной работы студентов на основе применения современных образовательных технологий (кайс-стади, решение профессионально-педагогических ситуационных задач и др.).
В разработанной ПООП ведущими определены следующие типы задач профессиональной деятельности: педагогический, методический, научно-исследовательский. В соответствии с ними авторами Программы предложены следующие наименования профессиональных компетенций:
— способен организовывать и реализовы-вать образовательный процесс по экологическому направлению в учреждениях дополнительного образования и дополнительном образовании в системе общего и среднего профессионального образования (ПК-1);
— способен проектировать и реализовы-вать дополнительные образовательные программы по экологическому направлению в учреждениях дополнительного образования, общего и среднего профессионального образования (ПК-2);
— способен организовывать образовательную и культурно досуговую деятельность в образовательном процессе в сфере дополнительного экологического образования с учетом возрастных, психолого-физиологических особенностей и индивидуальных потребностей обучающихся (ПК-3);
— способен разрабатывать методическое обеспечение дополнительного экологического образования (ПК-4);
— способен осуществлять поиск, анализ и обработку информации в целях исследования проблем экологического и дополнительного образования (ПК-5).
В обязательную часть Учебного плана подготовки магистра включены три модуля: «Методология исследования в образовании», «Профессиональная коммуникация», «Дополнительное экологическое образование детей и подростков».
В содержании дисциплин модуля «Дополнительное экологическое образование детей и подростков» предполагается рассмотрение проблем дополнительного экологического образования в школе и учреждениях дополнительного образования. Цели дисциплины «Проектирование дополнительных образовательных программ по экологическому образованию» направлены на формирование у магистрантов готовности к проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных программ. При этом акцент сделан на следующих основаниях создания современных дополнительных общеобразовательных программ:
— свобода выбора образовательных программ и режима их освоения обучающимися;
— соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования
возрастным и индивидуальным особенностям детей;
— вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
— разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
— модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;
— ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
— творческий и продуктивный характер образовательных программ;
— открытый и сетевой характер их реализации.
При разработке ПООП были учтены такие положения Концепции развития дополнительного образования, как:
«Ключевыми задачами развития системы дополнительного образования выступают следующие:
— персонализация дополнительного образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;
— проектирование основных мотивирующих сред;
— совершенствование инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов» [7].
Формированию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника магистратуры будет способствовать освоение содержания таких включенных в модуль «Дополнительное экологическое образование детей и подростков» дисциплин (в том числе дисциплин по выбору), как: «Проектирование мотивирующих образовательных сред дополнительного экологического образования», «Лучшие практики экологического образования в отечественной и зарубежной школе», «Оценка индивидуальных достижений учащихся в дополнительном экологическом образовании», «Методика развития творческих способностей в дополни-
тельном экологическом образовании», «Про-фориентационная работа в дополнительном экологическом образовании».
Освоение содержания дисциплин модуля содействует пониманию студентами специфики экологического образования в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательной школе, а также развитию готовности студентов разрабатывать дополнительные образовательные программы с учетом «вызовов времени», осуществлять экологическое обучение и воспитание на основе идей индивидуализации и персонификации, диагностировать и оценивать индивидуальные образовательные результаты обучающихся.
Модули «Дополнительное экологическое образование в среднем профессиональном образовании», «Современные проблемы экологии», «Основы современной биологии», «Основы методики обучения экологии», «Мониторинг в практике образования», «Иноязычная коммуникация в сфере научно-исследовательской деятельности», «Формирование образовательной среды развития одаренных детей и талантливой молодежи» составляют часть Учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. Освоение содержания модулей будет во многом определять готовность выпускников магистратуры к решению профессиональных задач педагога дополнительного экологического образования.
В содержании дисциплин модулей «Дополнительное экологическое образование детей и подростков», «Дополнительное экологическое образование в среднем профессиональном образовании» и «Формирование образовательной среды развития одаренных детей и талантливой молодежи» особое внимание уделено персонализации как основополагающему принципу современного дополнительного образования детей и подростков. Кроме этого, включена дисциплина по выбору «Персонализация в дополнительном экологическом образовании».
Данный подход является достаточно новым для теории и методики экологического образования, но, вместе с тем, актуальным при разработке и реализации программ подготовки педагогов, поэтому остановимся на нем более подробно.
Смысл и назначение персонализированного образования рассматривается через подбор личной образовательной программы, а также «соединение» каждого конкретного ребенка с социально-культурным сообществом.
В современных исследованиях персонализированное образование трактуется как:
— педагогическая система с корректно поставленной дидактической задачей и педагогической технологией, способствующей ее решению, причем педагогическая задача определяется особенностями личности учащегося [1];
— межличностное пространство, в котором возможны педагогическое воздействие и преобразование личности, включая и самопреобразование [8];
— организация учебного процесса с учетом доминантных специальных способностей обучающихся, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого учащегося [6].
Результатом персонализированного образования является обретение субъектом общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально неповторимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определенную роль, творчески строить общение с другими людьми, активно влиять на их восприятие. Например, Ю. В. Громыко функцию персонализированного образования рассматривает как инициацию личностного роста учащегося, как преобразование им самого себя. Как считает сам автор, «самопреобразование» — это процесс преодоления ребенком себя, который требует мобилизации его духовных и физических усилий и даже мужества [4].
Среди основных подходов обеспечения персонализации в дополнительном экологическом образовании следует отметить следующие:
1) личностный подход, который выступает этической основой персонализации образовательного процесса (генезис и развитие образовательных систем складывается на личностном уровне и в процессе взаимной деятельности педагога и ученика, строящихся на отношениях доверия, взаимоуважения, принятия, сотрудничества);
2) культурологический подход, обеспечивающий пространственно-средовой план персонализации образовательного процесса (культура понимается как особое пространство персонализации образовательного процесса, т. е. с точки зрения социокультурного развития и становления личности);
3) аксиологический подход, служащий ценностным вектором персонализации образовательного процесса (суть персонализа-ции заключается в том, что любое знание (информация) представляет собой определенный уровень ценности для самого обучаемого, его становления и развития как личности) [3].
Педагогическими условиями обеспечения персонализации в образовании, в том числе дополнительном экологическом образовании, ученые определяют следующие:
— включение ребенка в деятельность, поскольку именно посредством своей деятельности человек «продолжает» себя в других людях, транслирует другим свою индивидуальность [2, 5].
В. В. Грачев к условиям реализации пер-сонализации в образовании относит:
— перестройку содержания образования на основе принципов обобщенности и фундаментальности знаний, смысловой направленности и проблемности содержания обучения, открытости, альтернативности и конструктивности знаний;
— гуманизацию содержания образования, гибкости, вариативности и научно-исследо-
вательской ориентации содержания образования;
— развитие и расширение образовательных коммуникаций в соответствии с принципами их доступности и интерактивности, сензитивности, адресности, избыточности, разносторонности, интегрированности, об-новляемости;
— персонализацию деятельности педагога в логике построения им авторской педагогической системы, основанной на развитом плане его профессионального самосознания и воплощающейся в практике профессионально-педагогического сотрудничества с учащимися в образовательном процессе [3].
С. В. Хребина дополняет перечень педагогических условий обеспечения персона-лизации в образовании следующим:
— диалогизация образовательного взаимодействия, что предполагает организационное преобразование суперпозиции педагога и субординированной позиции учащегося в личностно-равноправные позиции сотрудничающих друг с другом людей;
— отказ от ролевых масок, адекватное включение в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков) и введением в образовательную практику ряда установок — безусловного принятия лич-
ности ребенка, эмпатийного отношения к ней и открытого общения [10].
По нашему мнению, перечисленные условия обеспечения персонализации образования во многом совпадают с условиями, в которых должна осуществляться подготовка магистрантов по программе «Дополнительное экологическое образование».
При разработке ПООП по направлению подготовки «44.04.01 — Педагогическое образование», направленность (профиль) «Дополнительное экологическое образование» (уровень высшего образования — магистратура) авторы исходили из понимания профессиональной подготовки не только как процесса освоения норм, образцов и правил профессиональной деятельности, но и как процесса становления субъектного опыта освоения профессиональной деятельности. Последнее определило представление содержания подготовки педагога в области дополнительного экологического образования как системы развития прикладных умений, формирование которых происходит на базе современных научных знаний и определяет такие особенности процесса профессиональной подготовки, как нелинейность, вариативность, модульность, индивидуально ориентированный способ освоения содержания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байбородова Л. В. Средства развития индивидуальности ребенка // Индивидуализация обучения и воспитания: чтения К. Д. Ушинского. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. Ч. 1 С. 131— 137.
2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога: Персонализация. Минск: Харвест, 1998. 800 с.
3. Грачев В. В. Персонализация образования: монография. М.: Изд-во СГИ, 2005. 200 с.
4. Громыко Ю. В. Персонализация в образовании: инициирующее образование, подъем сознания и личностный рост // Л. С. Выготский — П. А. Флоренский: несостоявшийся диалог. Приглашение к диалогу. М., 2007. С. 52-97.
5. Карпенко Л. А., Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь: Персонализация. Ростов-н/Д: Феникс, 1998. 687 с.
6. Кондратенко А. Б. Автоматизированная обучающая система персонализации обучения // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 130-132.
7. Концепция развития дополнительного образования детей: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р г. Москва. [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/документы/4429 (дата обращения: 15.09.2018).
8. Крупнов Ю. В. Практика персонального образования [Электронный ресурс]. URL: http://www. personaledu.narod.ru (дата обращения: 15.03.2015).
9. Примерные основные образовательные программы по направлениям подготовки «44.03.01 — Педагогическое образование», направленность (профиль) «Биологическое образование» уровень высшего образования — бакалавриат и «44.04.01 — Педагогическое образование», направленность (профиль) «Биологическое образование», уровень высшего образования — магистратура. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. 127 с.
10. Хребина С. В. Организационная психология образования: феноменология и концепция развития: автореф. дис. .. д-ра психол. наук / Научно-образовательный центр Российской академии образования. Сочи, 2008. 44 с.
REFERENCES
1. Bayborodova L. V. Sredstva razvitiya individual'nosti rebenka // Individualizatsiya obucheniya i vospitaniya: chteniya K. D. Ushinskogo. Yaroslavl': Izd-vo YaGPU, 2009. Ch. 1. S. 131-137.
2. Golovin S. Yu. Slovar' prakticheskogo psihologa: Personalizatsiya. Minsk: Harvest, 1998. 800 s.
3. Grachev V. V. Personalizatsiya obrazovaniya: monografiya. M.: Izd-vo SGI, 2005. 200 s.
4. Gromyko Yu. V. Personalizatsiya v obrazovanii: initsiiruyushchee obrazovanie, pod'em soznaniya i lichnostnyj rost // L. S. Vygotskiy — P. A. Florenskiy: nesostoyavshiysya dialog. Priglashenie k dialogu. M., 2007. S. 52-97.
5. KarpenkoL. A., PetrovskiyA. V., YaroshevskiyM. G. Kratkiy psihologicheskiy slovar': Personalizatsiya. Rostov-n/D: Feniks. 1998. 687 s.
6. Kondratenko A. B. Avtomatizirovannaya obuchayushchaya sistema personalizatsii obucheniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2007. № 8. S. 130-132.
7. Kontseptsiya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 4 sentyabrya 2014 g. N 1726-r g. Moskva. [Elektronnyj resurs]. URL: https:// minobrnauki.rf/dokumenty/4429 (data obrashcheniya: 15.09.2018).
8. Krupnov Yu. V. Praktika personal'nogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. personaledu.narod.ru (data obrashcheniya: 15.03.2015).
9. Primernye osnovnye obrazovatel'nye programmy po napravleniyam podgotovki «44.03.01 — Pedagogicheskoe obrazovanie», napravlennost' (profil') "Biologicheskoe obrazovanie" uroven' vysshego obrazovaniya — bakalavriat i «44.04.01 — Pedagogicheskoe obrazovanie», napravlennost' (profil') "Biologicheskoe obrazovanie", uroven' vysshego obrazovaniya — magistratura. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2018. 127 s.
10. Hrebina S. V. Organizatsionnaya psihologiya obrazovaniya: fenomenologiya i kontseptsiya razvitiya: avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk / Nauchno-obrazovatel'nyj tsentr Rossiyskoy akademii obrazovaniya. Sochi, 2008. 44 s.