Научная статья на тему 'Организационно-содержательные аспекты развития магистратуры по направлению «Библиотечно-информационная деятельность»'

Организационно-содержательные аспекты развития магистратуры по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНЦИИ / МАГИСТРАТУРА / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL STANDARDS / COMPETENCE / MSC / LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITIES / PROFESSIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клюев Владимир Константинович, Ивина Карина Владимировна

В статье представлен поэтапный переход высшего профессионального образования России в сфере библиотечно-информационной деятельности на многоуровневую систему на примере магистратуры. Дан содержательный и компетентностный анализ разрабатываемых новых образовательных стандартов. Рассмотрены блоки обязательных (базовых) дисциплин, дисциплин вариативной части и элективных курсов, включённых в действующий компетентностно-ориентированный учебный план основной образовательной программы в области библиотечно-информационной деятельности, реализуемой в МГИК. Подчёркнута актуальность профилизации и индивидуальной траектории магистерской подготовки по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». Подробно изложены новации модернизированного Федерального образовательного стандарта высшего образования третьего поколения (ФГОС-3+ ВО) по направлению подготовки 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность». Освещены ближайшие перспективы перехода на актуализированные варианты образовательных стандартов (ФГОС-3++), учитывающих требования профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности и преемственность компетенций на различных уровнях высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF CONTENT DEVELOPMENT OF MASTER DEGREE IN DIRECTION "LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITIES"

Phased transition of higher education of Russia in the sphere of library information activities on multilevel system on the example of a magistracy is presented in article. The substantial and competence-based analysis of the developed new educational standards is given. Blocks of obligatory (basic) disciplines, disciplines of a variable part and the elective courses included in the focused curriculum of the main educational program existing competence-based in the field of the library information activities realized in MSUC are considered. Relevance of a profiling and individual trajectory of master preparation in the Library information activities direction is emphasized. Innovations of the upgraded Federal educational standard of the higher education of the third generation (FSES-3+ HE) in the direction of preparation 51.04.06 “Library information activities” are in detail stated. The near-term outlook of transition to the staticized versions of the educational standards (FSES-3 ++) considering requirements of the professional standard of the expert in the field of library information activities and continuity of competences at various levels of the higher education is lit.

Текст научной работы на тему «Организационно-содержательные аспекты развития магистратуры по направлению «Библиотечно-информационная деятельность»»

РГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАГИСТРАТУРЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

УДК 02:378

В. К. Клюев, К. В. Ивина

Московский государственный институт культуры

В статье представлен поэтапный переход высшего профессионального образования России в сфере библиотечно-информационной деятельности на многоуровневую систему на примере магистратуры. Дан содержательный и компетентностный анализ разрабатываемых новых образовательных стандартов. Рассмотрены блоки обязательных (базовых) дисциплин, дисциплин вариативной части и элективных курсов, включённых в действующий компетентностно-ориентированный учебный план основной образовательной программы в области библиотечно-информационной деятельности, реализуемой в МГИК. Подчёркнута актуальность профилизации и индивидуальной траектории магистерской подготовки по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». Подробно изложены новации модернизированного Федерального образовательного стандарта высшего образования третьего поколения (ФГОС-3+ ВО) по направлению подготовки 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность». Освещены ближайшие перспективы перехода на актуализированные варианты образовательных стандартов (ФГОС-3++), учитывающих требования профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности и преемственность компетенций на различных уровнях высшего образования.

Ключевые слова-, высшее образование, образовательный стандарт, компетенции, магистратура, библиотечно-информационная деятельность, профессиональный стандарт.

V. K. Klyuev, K. V. Ivina

Moscow State Institute (University) of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF CONTENT DEVELOPMENT OF MASTER DEGREE IN DIRECTION "LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITIES"

Phased transition of higher education of Russia in the sphere of library information activities on multilevel system on the example of a magistracy is presented in article. The substantial and competence-based analysis of the developed new educational standards is given. Blocks of obligatory (basic) disciplines, disciplines of a variable part and the elective courses included in the focused curriculum of the main

1КЛЮЕВ ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ — кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры, председатель Учебно-методического совета вузов России по библиотечно-информационному образованию KLYUEV VLADIMIR KONSTANTINOVICH — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor, Head of Department of management of library and information activities, Faculty of humanities and social studies, Moscow State Institute (University) of Culture, Chairman of the Training Council of Russian universities for Library and Information Education

2ИВИНА КАРИНА ВЛАДИМИРОВНА — кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления информационно-библиотечной деятельностью, декан социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры

174 IVINA KARINA VLADIMIROVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department

of management of library and information activities, Dean of Faculty of humanities and social studies, Moscow State Institute (University)

e-mail: [email protected], [email protected] © Клюев В. К., Ивина К. В., 2016

educational program existing competence-based in the field of the library information activities realized in MSUC are considered. Relevance of a profiling and individual trajectory of master preparation in the Library information activities direction is emphasized. Innovations of the upgraded Federal educational standard of the higher education of the third generation (FSES-3+ HE) in the direction of preparation 51.04.06 "Library information activities" are in detail stated. The near-term outlook of transition to the staticized versions of the educational standards (FSES-3 ++) considering requirements of the professional standard of the expert in the field of library information activities and continuity of competences at various levels of the higher education is lit.

Keywords: higher education, educational standards, competence, MSc, Library and information activities, professional standard.

В рамках поэтапного перехода высшего профессионального образования России на многоуровневую систему в числе первых начато обучение отраслевых магистрантов в сфере библиотечно-информа-ционной деятельности (направление утверждено приказом Минобрнауки РФ № 181 от 24.01.2002). В июне 2004 года в Московском государственном университете культуры и искусств (в настоящее время Московский государственный институт культуры)состоялся «пилотный» выпуск магистров библиотечно-информа-ционных ресурсов (программа «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности»). Обучение первоначально осуществлялось на дневном отделении по концепции экспериментального (2002) Государственного образовательного стандарта магистерской подготовки по направлению «Библиотечно-информационные ресурсы» (степень — магистр библио-течно-информационных ресурсов), закреплённого и развитого затем в профильном образовательном стандарте магистерской подготовки второго поколения (2003), когда началась подготовка отраслевых магистров и на заочном отделении [1].

В качестве объектов профессиональной деятельности в начальный период подготовки наших магистрантов, из-за ресурсной акцентировки обучения, выступали многоаспектные документно-информационные ресурсы общества и различные группы потребителей информации.

Специальное обучение магистрантов в цикле организационно-управленческих дисциплин было ориентировано на получение фундаментальной менеджерской подготовки и обеспечение возможности успешно осуществлять необходимую научно-исследовательскую, научно-методическую, экспертно-консультационную и практическую управленческую деятельность, а также заниматься соответствующей учебно-педагогической работой. В данном контексте ведущие специалисты кафедры определили проблемное поле менеджерской подготовки магистра библиотечно-информационных ресурсов, включавшее:

• теоретико-методологические аспекты науки управления библиотечно-информа-ционной деятельностью (отечественные и зарубежные школы);

• закономерности, правовая база, принципы организации, функционирования и оптимизации систем управления библио-течно-информационным учреждением;

• уровни профильного менеджмента;

• сущность и особенности отраслевого маркетинга;

• методика формирования организационной культуры и внедрения профессиональных инноваций;

• социально-психологические аспекты управления библиотечным персоналом;

• ключевые составляющие ресурсного комплекса современной библиотеки.

Новый образовательный стандарт (2010) третьего поколения (ФГОС-3) привнёс дея-

тельностный подход в вузовскую подготовку библиотечно-информационных кадров, в том числе стало предусматриваться присвоение квалификации (степени) магистра библиотечно-информа-ционной деятельности [2—4]. В свою очередь, инициированная кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ и структурно-содержательно разработанная её ведущими педагогами магистерская основная образовательная программа «Теория и методология управления библиотечно-информационной деятельностью» в качестве ключевых объектов предметной области выпускников позиционирует, например, системный анализ, социально-экономическое обоснование и проектирование библиотечной инновационной деятельности в социально-коммуникативной сфере. В числе видов профессиональной деятельности выпускников программы акцентированы научно-исследовательская, проектная, организационно-управленческая, психолого-педагогическая, производственно-технологическая.

В нашем институте профилизация магистерской подготовки по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» особенно актуальна, поскольку обучение в отраслевом бакалавриате у нас изначально осуществляется без профилирования — по универсальной основной образовательной программе и рабочим планам общего профиля. А вот выпускники профилированных программ магистратуры на основе дидактического принципа преемственности и сопряжения получают комплекс компетенций, позволяющих системно решать функциональные профессиональные задачи. Так, выпускники управленческого профиля изучают концепции и оптимальные алгоритмы: стратегического управления библиотечно-информационной отраслью на федераль-

ном и региональном уровнях; разработки проектов и программ развития библио-течно-информационной сферы; стратегического планирования и управления инновациями, оптимизации ресурсов и услуг в соответствии с изменяющимися общественными потребностями; разработки персонал-стратегий; управленческого анализа эффективности функционирования библиотечно-информационных систем и сетей; разработки нормативно-правовой документации, регламентирующей биб-лиотечно-информационную деятельность.

В рамках действующего компетент-ностно-ориентированного рабочего учебного плана освоение менеджерской образовательной программы в области биб-лиотечно-информационной деятельности осуществляется в МГИК посредством последовательного изучения цикла обязательных (базовых) организационно-управленческих учебных дисциплин («Организационное развитие систем управления библиотечно-информационной деятельностью», «Теория и методология социокультурного проектирования», «Информационное обеспечение профессиональных коммуникаций», «Библиотечная про-фессиология», «Организация и методика библиотековедческих, библиогра-фоведческих, книговедческих исследований»), дисциплин вариативной части — профиля программы (в частности: «Управленческая психология», «Стратегическое управление деятельностью библиотеки», «Маркетинг некоммерческих организаций», «Система менеджмента качества библиотечно-информационной деятельности», «Корпоративный менеджмент в библиотечно-информационной деятельности», «Кадровый менеджмент в библиотеке»), а также 20 элективных дисциплин — 10 альтернативных пар курсов по выбору. Наиболее востребованными магистрантами управленческого

профиля элективными дисциплинами являются «Персональный менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Внутренний маркетинг в библиотеке», «Профессионализм руководителя библиотеки», «Нормативно-правовое документирование управленческой деятельности библиотеки», «Менеджмент ресурсного потенциала библиотеки», «Мотивационный менеджмент в управлении персоналом библиотеки», «Социальное партнёрство с участием библиотеки», «Формирование и развитие фирменного стиля библиотеки», «Управленческий учёт в библиотеке».

В середине декабря 2015 года был утверждён так называемый модернизированный Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования третьего поколения (ФГОС-3+ ВО) по направлению подготовки 51.04.06 «Биб-лиотечно-информационная деятельность» (уровень магистратуры), а введён он был в действие с 19 января 2016 года [6].

Его цель — установление соответствия с требованиями действующего Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [7]. Сохранён акцент на компетентностную форму представления результатов освоения программ, но даётся альтернатива видам и задачам профессиональной деятельности выпускников, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов вуза.

Среди ключевых новшеств — дифференциация программ магистратуры, выбираемая их разработчиками в зависимости от видов деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы: если научно-исследовательский и/или педагогический вид/виды деятельности — программа академической магистратуры, а если производственно-технологический, практико-ориентиро-ванный вид деятельности — программа

прикладной магистратуры. В МГИК все пять реализуемых программ отраслевой магистратуры заявлены по типу академическими и включают равнозначимые составляющие — образовательную и научно-исследовательскую. Именно такой подход соответствует современной концепции интеграции образовательного процесса и научных исследований, формируя международно признанный «треугольник знаний» — обучения, научных изысканий и инновационной деятельности.

Область профессиональной деятельности выпускников, которые освоили программу магистратуры по направлению «Библиотечно-информационная деятельность», обозначена в действующем образовательном стандарте следующим образом:

• научно-исследовательская и теоретико-методологическая деятельность по формированию и использованию библи-отечно-информационных коммуникаций, сохранению национального документного наследия, развитию информационной культуры общества;

• информационно-консалтинговая деятельность по развитию системы государственного и общественного управления библиотечно-информационными коммуникациями.

В качестве объектов профессиональной деятельности отраслевых магистров выделены:

• системный анализ библиотечно-информационной деятельности, направленный на изучение организации, развития и совершенствования современных библиотечно-информационных систем, применение информационно-коммуникационных технологий с учётом особенностей данной профессиональной области;

• социально-экономическое обоснование библиотечно-информационной деятельности;

• проектирование библиотечной инновационной деятельности в социально-коммуникативной сфере;

• организация подготовки и повышения квалификации библиотечно-информаци-онных кадров.

Введена дополнительная дифференциация перечня компетенций, формируемых в результате освоения программы магистратуры. Наряду с прежними общекультурными и профессиональными, структурно выделены общепрофессиональные компетенции, заимствованные из блока профессиональных.

Обратим внимание на цифровые параметры компетентностного ряда: в прежнем варианте образовательного стандарта отраслевой магистратуры было семь общекультурных компетенций, в действующем стало только три, но укрупнённых: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1); готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2); готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3). В качестве общепрофессиональных обозначены шесть прежних профессиональных, однако имеющих общие для всего направления подготовки значение:

• способность к выработке и проведению активной профессиональной политики в библиотечно-информационной сфере (ОПК-1);

• способность к развитию организационной культуры и системы корпоративных коммуникаций (ОПК-2);

• способность к исследованию библио-течно-информационной деятельности в контексте социально-экономического развития общества (ОПК-3);

• готовность к организации и проведению комплексных научных исследований

по проблемам библиотечно-информаци-онной деятельности (ОПК-4);

• готовность к разработке инновационных проектов развития библиотечно-информационной деятельности (ОПК-5);

• способность к педагогической деятельности в сфере профессионального образования по библиотечно-информационной деятельности (ОПК-6).

В числе профессиональных — все оставшиеся из прежних (всего — 21 компетенция), некоторые — с небольшими редакционными изменениями, не отражающимися на их сущности. Они традиционно сгруппированы по обозначенным нами ранее при характеристике ФГОС-3 видам профессиональной деятельности. Однако здесь теперь однозначно по толкованию написано, что выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа. Другими словами, их формирование зависит от профиля программы и может исключать неактуальные для неё (или дополнять недостающие). На данном этапе реализуемые в МГИКе основные профессиональные образовательные программы магистратуры по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» отражают все предусмотренные новым образовательным стандартом профессиональные компетенции — мы не стали их ни сокращать, ни количественно увеличивать. Отметим, что для управленческой магистратуры это особенно правомерно, поскольку её выпускник должен быть подготовленным к решению системных, комплексных профессиональных задач в соответствии с такими видами деятельности, как управленческая; исследовательская; маркетинговая; нормативно-правовое обеспечение деятельности библиотек;

инновационно-методическая, экспертная; консалтинговая; социокультурное проектирование; педагогическая другие.

Модернизированным образовательным стандартом установлено, что вне зависимости от применяемых образовательных технологий срок получения образования по программе магистратуры в очной форме обучения составляет два года, в заочной — увеличивается от трёх до шести месяцев. Вузы вправе практиковать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии; возможно применение сетевой формы (партнёрское взаимодействие нескольких образовательных и иных организаций с целью комплексного сотрудничества и использования ресурсов). Из других нормативных новелл — набор дисциплин (модулей) базовой части программы магистратуры вуз определяет самостоятельно в определённом ФГОСом объёме. При этом занятия лекционного типа должны составлять не более 30 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, а дисциплины по выбору — не менее 30 процентов от вариативной (профилированной) части магистерской программы. Следовательно, гарантируется бо'л ьшая мобильность и гибкость процесса обучения на магистерских программах — за счёт снижения доли формализованных лекционных занятий и увеличения активных (например, привнесения мобильно-рефлексирующих) аудиторных форм взаимодействия педагога со студентами, расширения объёма самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, сокращения числа обязательных дисциплин с одновременным увеличением вариативных курсов (дисциплин по выбору). Таким образом, предоставлена бо'л ьшая свобода вузам в части содержания основных профессиональных образовательных программ и технологий обучения.

Для оптимального сочетания фундаментальных знаний и практических умений и навыков стандартом предусмотрены также разновариантные учебная и производственная практики. При разработке программ магистратуры вузам предоставлено право самостоятельно выбирать типы регламентированных практик. В МГИК мы определили учебную практику в качестве базовой для педагогической (обозначенный в стандарте тип «практика по получению первичных профессиональных умений и навыков), а производственная ориентирована на формирование и развитие научно-исследовательских умений и навыков (в стандарте — «НИР»), а в итоге — выполнение выпускной квалификационной работы в форме магистерской диссертации (её завершение в рамках «преддипломной практики»).

Учебная педагогическая практика рассматривается как особый вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку магистрантов и обеспечивающих формирование и развитие профессиональных компетенций преподавателя высшей и средней профессиональной школы, овладение основами педагогического мастерства, умениями и навыками организации образовательно-воспитательного процесса и самостоятельного ведения преподавательской работы, развитие педагогического мышления и видения ситуации, приобретение методических умений руководить группой людей. Данная практика для магистранта является одной из форм профессионального обучения и становления как педагога, развития потребности в постоянном самосовершенствовании.

В результате научно-исследовательской практики осуществляется овладение магистрантами основными приёмами ведения научно-исследовательской работы и фор-

мирование у них системного профессионального мировоззрения. Проводится учебно-научное исследование по избранной тематике выпускной квалификационной работы — магистерской диссертации. Заключительной логической составляющей производственной практики выступает преддипломная практика, ориентированная на заключительный сбор эмпирического материала по теме магистерского диссертационного исследования и апробацию его результатов. Всё это может стать важным прологом дальнейшего обучения в профильной аспирантуре.

Как и в предыдущем варианте образовательного стандарта, в новом ФГОС-3+ указывается на обязательность в рамках Государственной итоговой аттестации магистратов защиты выпускной квалификационной работы и одновременно подтверждается право вузов самим определяться с необходимостью проведения устного государственного экзамена. В нашем вузе уже третий выпуск магистрантов по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» решением Учёного совета освобождён от необходимости сдачи госэкзамена, поскольку свой компетентностный уровень выпускники магистратуры вполне успешно комплексно демонстрируют при подготовке и публичной защите магистерской диссертации по актуальной профессиональной проблематике (большинство из них выполняется по заявкам библиотек). Выпускная квалификационная работа магистрантов представляет собой завершённое учебно-научное исследование, в котором содержится вариант решения задачи, имеющей теоретико-методологическое или теоретико-практическое значение, либо изложены и интерпретированы авторские, научно обоснованные разработки, обеспечивающие решение теоретико-прикладных профессиональных задач.

Детально представлены в модернизированном образовательном стандарте требования к условиям реализации программы магистратуры в части материально-технической базы, электронной информационно-образовательной среды, учебно-методического оснащения, кадрового обеспечения. Особо выделим впервые отражённые во ФГОСе требования по обеспечению специальных условий для лиц с ограничением здоровья — наличие адаптированных форм образовательных ресурсов, возможности освоения магистерской программы по индивидуальному учебному плану с увеличенным (до полугода) сроком обучения, доступных мест прохождения практик.

Можно констатировать, что в результате обучения выпускники магистратуры по направлению «Библиотечно-инфор-мационная деятельность» получают оптимальную совокупность знаний и умений, подкреплённых общенаучными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, чтобы успешно стратегически планировать библиотечно-информа-ционную деятельность, применять моти-вационные подходы к управлению коллективом, проводить микроэкономический анализ результатов работы и потенциала библиотеки, использовать правовые регуляторы и маркетинговый инструментарий в организации обслуживания пользователей и управлении библиотекой, реализо-вывать эффективные технологии самоменеджмента. Отраслевые магистры готовы к эффективному осуществлению научно-исследовательской, психолого-педагогической, организационно-управленческой и консультационно-аналитической деятельности в избранной ими профессиональной предметной области.

В качестве ближайшего будущего предстоит переход подготовки магистрантов на дважды актуализированные вари-

анты образовательных стандартов (ФГОС-3++), учитывающих требования соответствующих профессиональных стандартов (в нашем случае — прежде всего профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности) и преемственность компетенций на различных уровнях высшего образования. При этом во ФГОС-3++ будут регламентированы только универсальные (общекультурные) и общепрофессиональные (системные, комплексные) компетенции, формируемые у магистрантов в рамках направления подготовки, а собственно профессиональные компетенции получит право определять и отражать в основных образовательных программах конкретный вуз — с учётом ориентации (профиля) реализуемой образовательной программы и требований рынка труда. Большое значение приобретёт соотнесение задач и объектов профессиональной деятельности, интеграция трудовых функций базового профессионального стандарта и профессиональных компетенций выпускников образовательной программы. Проблемное поле обучения станет шире предметного, а студентов-магистрантов предстоит учить концептуальному и проектному (социальное проектирование) мышлению.

В перспективе Министерство образования и науки Российской Федерации планирует принять кардинально новые федеральные образовательные стандарты четвёртого поколения (ФГОС-4). Они будут охватывать не отдельные направления подготовки, а укрупнённую группу в целом (в нашем случае — «Культуроведение

и социокультурные проекты») и отражать единые для этой комплексной группы универсальные и общепрофессиональные компетенции (трансдисциплинарный подход). Профилироваться «под профессию» будут только собственно профессиональные компетенции и отражаться в основных профессиональных образовательных программах направлений (у нас — «Библиотечно-информационная деятельность»).

В заключение отметим, что библио-течно-информационное образование в полном объёме вступило в «болонский этап» развития: полностью завершена практиковавшаяся многие десятилетия подготовка выпускников с квалификацией «специалист» и уже успешно прошли первые выпуски бакалавров на дневной (лето 2015 года), а также заочной и вечерней (зима 2016 года) формах обучения. Таким образом, стала не только формироваться, но и реализовываться на практике преемственная уровневая (бакалавриат — магистратура) система вузовской подготовки библиотечных кадров [5] — летом 2015 года в очную магистратуру по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» впервые был осуществлён приём на обучение выпускников профильного бакалавриата, а летом 2017 года состоится выпуск магистров новой формации.

В то же время отметим, что магистратура пока не нашла своего места на отраслевом рынке труда, поэтому нужна чёткая профессиональная самоидентификация магистров библиотечно-информационной деятельности.

Примечания

1. Клюев В. К. Особенности специальной подготовки магистрантов на заочном отделении // Высшее библиотечно-информационное образование без отрыва от производственной деятельности: история, тенденции развития : материалы науч. конф., [посв. 75-летию МГУКИ]. (Москва, 21 окт. 2005 г.). Москва : МГУКИ, 2005. С. 68—71.

2. Клюев В. К. Библиотечно-информационное образование: поиск новых решений // Культура и

образование. 2011. № 1. С. 35—37.

3. Клюев В. К. Уровневая система высшего профессионального образования в области библиотечно-информационной деятельности: организационно-нормативный аспект // Библиотека и закон : юридический журнал-справочник. 2012. Вып. 32. С. 306—311.

4. Клюев В. К. Новые реалии и перспективы высшего библиотечно-информационного образования // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 1 (17). С. 79—85.

5. Клюев В. К. Проектирование управленческой подготовки бакалавров библиотечно-информационной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 3 (41). С. 205—212.

6. Приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 N 1468 (ред. от 20.04.2016) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.04.06 Библиотечно-информационная деятельность (уровень магистратуры)» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192841/6eb7944aea36b71225089c2d1398f3f347f9a6b1

7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174

References

1. Klyuev V. K. Osobennosti spetsial'noi podgotovki magistrantov na zaochnom otdelenii [Features special training of students by correspondence]. Higher library and information education without isolation from production activities: history, development trends. Materials of scientific conference devoted to the 75th anniversary of MSUCA (Moscow, October, 21, 2005). Moscow, 2005. Pp. 68—71. (In Russian)

2. Klyuev V. K. Bibliotechno-informatsionnoe obrazovanie: poisk novykh reshenii [Library and information education: the search for new solutions]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and education]. 2011, No. 1, pp. 35—37.

3. Klyuev V. K. Urovnevaya sistema vysshego professional'nogo obrazovaniya v oblasti bibliotechno-informatsionnoi deyatel'nosti: organizatsionno-normativnyi aspect [Level system of higher professional education in the field of library and information business: organizational-legal aspect]. Biblioteka i zakon: yuridicheskii zhurnal-spravochnik [Library and the law: Law Journal Directory]. 2012, Issue 32, pp. 306—311.

4. Klyuev V. K. New realities and prospects of the higher library and information education. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2015, No. 1 (17), pp. 79—85.

5. Klyuev V. K. Proektirovanie upravlencheskoi podgotovki bakalavrov bibliotechno-informatsionnoi deyatel'nosti [Design management bachelor of library and information activity]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2011, No. 3 (41), pp. 205—212.

6. The decree of Ministry of education of Russia from 14.12.2015 N 1468 (ed. by 20.04.2016) approving of the Federal state educational standard of higher education in the direction of training 51.04.06 Library and information work (graduate level)". Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192841/6eb7944aea36b7 1225089c2d1398f3f347f9a6b1

7. On education in the Russian Federation: Federal law of 29.12.2012 N 273-FZ (ed. by 02.06.2016). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.