Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития высшего библиотечного образования в России'

Проблемы и перспективы развития высшего библиотечного образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1419
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАПРАВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ "БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" / "LIBRARY-INFORMATIONAL ACTIVITIES" BRANCH OF LEARNING / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / БАЗОВЫЕ И ВАРИАТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПРОФИЛИ ВЫСШЕГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER LIBRARY EDUCATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / BASIC EDUCATIONAL PROGRAMME / BASIC AND ELECTIVE DISCIPLINES / HIGHER LIBRARY EDUCATION DIRECTIONS / THE THIRD GENERATION OF EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Ирина Юрьевна

Рассматриваются этапы реформирования высшего профессионального образования в последние десятилетия. Особое внимание уделяется современному периоду освоения федеральных государственных стандартов третьего поколения, направленных на интеграцию российского образования с болонским процессом. Излагаются результаты сравнительного исследования содержания основных образовательных программ вузов Министерства культуры РФ по направлению 071900 «Библиотечно-информационная деятельность», анализируются перспективы дальнейшего реформирования образовательного процесса высшей школы на основе введения стандартов поколения три плюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеева Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER LIBRARY EDUCATION IN RUSSIA DEVELOPMENT PROBLEMS AND PERSPECTIVES

The article considers the periods of reforms of higher professional education of Russia during the last decades. Much emphasis is given to the modern period of new federal state standards of the third generation directed at integration of Russian education with the Bolognese process. The author shows the results of a comparative survey of the content of basic educational programmes of the RF Ministry of Culture high schools in the 071900 “Library-informational activities” branch of learning and analyzes the perspectives of further reforms of High school educational process on the grounds of introducing the Standards Three plus.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития высшего библиотечного образования в России»

УДК 02

И. Ю. Матвеева

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Рассматриваются этапы реформирования высшего профессионального образования в последние десятилетия. Особое внимание уделяется современному периоду освоения федеральных государственных стандартов третьего поколения, направленных на интеграцию российского образования с болонским процессом. Излагаются результаты сравнительного исследования содержания основных образовательных программ вузов Министерства культуры РФ по направлению 071900 «Библиотечно-информационная деятельность», анализируются перспективы дальнейшего реформирования образовательного процесса высшей школы на основе введения стандартов поколения три плюс.

Ключевые слова: высшее библиотечное образование, направление обучения «Библиотечно-

информационная деятельность», Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, основная образовательная программа, базовые и вариативные дисциплины, профили высшего библиотечного образования

Высшее образование в России в последние десятилетия является объектом государственного реформирования, основанного на стандартизации форм и содержания подготовки кадров высшей квалификации. Предпосылкой начала этого процесса стало принятие в 1999 г. Болонской декларации и других документов об образовании, принятых на международном уровне в Европе с целью создания единого европейского образовательного пространства.

Все этапы реформирования высшего профессионального образования (ВПО) были направлены на постепенную перестройку традиций и сближение отечественного высшего образования с европейским. Библиотечное образование в контексте реформирования всего российского ВПО прошло три этапа, воплощенных в поколениях образовательных страндартов: стандарты первого поколения (с 2000 г.); стандарты второго поколения (с 2005 г.) [1], стандарты третьего поколения (с 2009 г.).

Наиболее сложными для освоения высшей школой стали стандарты третьего поколения, поскольку они разительно отличались от предыдущих и основывались на ряде инновационных для ВПО идей и принципов: многоступенчатость ВПО (бакалавриат, магистратура, подготовка научно-педагогических кадров (аспирантура)); практическая направленность содержания образовательного процесса; нормативное регулирова-

ние качества образовательного процесса; переход обучения на компетентностный подход [4].

В соответствии с утвержденными в 2010 г. ФГОС ВПО [6; 7] вузами России, ведущими подготовку библиотечных специалистов по направлению 071900 Библиотечно-информационная деятельность, были разработаны ООП для степеней магистр (071900.68) и бакалавр (071900.62). Так, например, на начало 2013-2014 учебного года во всех 13 вузах МК РФ велась подготовка бакалавров и в 6 - магистров.

При разработке ООП вузы имели право выбрать профили подготовки библиотечных спе-циалистов1. В вузах МК РФ реализуется 44 профильных или безпрофильных учебных плана2.

В трех вузах не профилируется бакалавриат по направлению 071900 (ВСГАКИ,

МГУКИ, Тюменская ГАКИиСТ), остальные ориентировались на профили, включенные в «Примерную ООП высшего профессионального образования по направлению 071900 Библиотечно-информационная деятельность, квалификация (степень) выпускника - бакалавр». Наиболее популярными профилями стали «Ме-

1 Во ФГОС указание на профили отсутствует, однако учебно-методическим советом направления профили были утверждены.

2 Анализ проводился по 13 сайтам вузов МК РФ в мае 2013 г., перед началом набора 2013-2014 учебного года.

14

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

И. Ю. Матвеева

Проблемы и перспективы развития высшего библиотечного образования в России

неджмент библиотечно-информационной деятельности», в соответствии с ним обучают бакалавров семь вузов (Казанский ГУКИ, Краснодарский ГУКИ, Орловский ГИИК, Пермская ГАИК, СПбГУКИ, Самарская ГАКИ, Хабаровский ГИИК), и «Информационно-аналитическая деятельность», за основу взятый в шести вузах (Восточно-Сибирская ГАКИ, Кемеровский ГУКИ, Краснодарский ГУКИ, СПбГУКИ, Самарская ГАКИ, Хабаровский ГИИК). Профиль «Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации» реализуется в Кемеровском ГУКИ, Орловском ГИИК, СПбГУКИ, «Библиотечно-информационная работа с детьми и юношеством» - в Краснодарском ГУКИ, СПбГУКИ, Самарской ГАКИ. Профиль «Технология автоматизированных библиотечноинформационных ресурсов» - в СПбГУКИ, Самарской ГАКИ, Хабаровском ГИИК и Арктической ГИИК. Профили «Книжные коммуникации в библиотечно-информационной сфере» и «Менеджмент библиотечно-информационных ресурсов инновационного развития научнотехнической деятельности» введены лишь в СПбГУКИ. Кемеровский ГУКИ и Орловский ГИИК реализуют собственный профиль, не включенный в примерную ООП «Технология автоматизированных библиотечных систем».

В конце 2012 г. на заседании учебнометодического совета вузов России по образованию в области библиотечно-информационной деятельности было принято решение ввести новый профиль направления подготовки бакалавров - «Библиотечно-педагогическое сопровождение школьного образования» (решение УМС от 5 декабря 2012 г.) [2, с. 15]. Однако набор по данному профилю вузы культуры пока не объявляли.

Для подготовки магистров вузы разработали учебные планы по разным профилям, исходя из научных и учебных интересов кафедр вузов, сформированных традиций и их привлекательности для абитуриентов. На май 2014 г. осуществлялась подготовка библиотечных магистров по профилям, утвержденным «Примерной ООП ВПО по направлению 071900 Библио-

течно-информационная деятельность, квалификация (степень) выпускника - магистр»: «Теория и методология библиотечнопедагогической деятельности» (ВСГАКИ,

МГУКИ) / «Теория и методология библиотечноинформационного обслуживания детей и юношества» (СПбГУКИ), «Теория и методология информационно-аналитической деятельности» (Кемеровский ГУКИ, СПбГУКИ), «Теория и методология управления библиотечно-информационной деятельностью» (МГУКИ,

СПбГУКИ, Хабаровский ГИИК), «Социология и психология библиотечно-информационного обслуживания: теория и методология»

(МГУКИ, ЧГАКИ), «Библиотечно-информационные технологии: теория и методология» (СПбГУКИ). Два вуза ввели собственные профили подготовки магистров (не утвержденные УМО): «Теория электронных образовательных ресурсов и преподавания информационных дисциплин» (МГУКИ) и «Теория и методология библиотечно-информационной деятельности» (СПбГУКИ).

Два профиля подготовки примерной ООП не нашли своей реализации в вузах культуры: «Информационный менеджмент в библиотечной сфере: теория и методология» и «Книговедение в системе библиотечно-информационной деятельности: теория и методология».

В мае 2013 г. нами был проведен анализ наполнения ООП направления 071900 вузов МК РФ. Для анализа мы использовали опубликованные на сайтах учебные планы или тексты ООП направления. На сайтах пяти вузов выставлены тексты кратких ООП или учебных планов: Арктический ГИИК (без учебного плана и анализа вариативной части), Кемеровский ГУКИ, МГУКИ, СПбГУКИ, Челябинская ГАКИ. На сайте Орловского ГИИК и Восточно-Сибирской ГАКИ можно найти перечень дисциплин, входящих в учебные планы направления. Таким образом, в исследовании приняли участие 46,2 % вузов и 45,5 % учебных планов вузов МК РФ. Ориентируясь на эти данные, мы анализировали наполнение базовой и вариативной части.

15

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

И. Ю. Матвеева

Проблемы и перспективы развития высшего библиотечного образования в России

071900.62 Библиотечно-информационная деятельность (степень - бакалавр). Идеология ООП направления проявлялась через структуру и содержание базовой и вариативной части. Все вузы включили в базовую часть полный перечень дисциплин, рекомендованных ФГОС ВПО по соответствующему направлению [6]. Для бакалавриата такими дисциплинами стали: гуманитарный, социальный и экономический цикл («Философия», «История», «Иностранный

язык», «Экономика», «Педагогика», «Психология», «Социология», «Культурология»); информационно-коммуникационный цикл («Информатика», «Социальные коммуникации», «Информационные сети и системы», «Информационные технологии»); профессиональный цикл («Теория и история литературы», «Документоведение», «Библиотековедение», «Библиотечный фонд», «Библиотечно-информационное обслуживание», «Библиографоведение», «Справочно-поисковый аппарат библиотеки», «Аналитико-синтетическая переработка информации», «Отраслевые информационные ресурсы», «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности», «Лингвистические средства библиотечных и информационных технологий», «Безопасность жизнедеятельности»); физическая культура («Физическая культура»).

Вариативная часть проанализированных учебных планов ООП бакалавриата включает от 20 до 33 дисциплин: чем больше дисциплин заложено в учебные планы (Кемеровский ГУКИ, МГУКИ, Челябинская ГАКИ), тем меньше количество аудиторных часов предусмотрено на их освоение. Ряд вузов придерживаются политики укрупнения дисциплин (Восточно-Сибирская ГАКИ, СПбГУКИ).

Среди вариативных дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла находятся дисциплины, дополняющие и углубляющие базовые дисциплины философского, лингвистического, исторического, социологического профиля: «Русский язык и культура речи», «Политология» («Политика и жизнь»), «История мировой культуры и искусства», «Правове-

дение» («Российское право»), «Этика», «Эстетика», «Религиоведение» («История религий»), «Основы научно-исследовательской работы», «Информационная картина мира», «Деловой иностранный язык», «Деловая риторика», «Логика», «Концепции современного естествознания», исторические дисциплины («Всемирная история», «История мировых цивилизаций», «Современный мир», «Россия в современном мире»). Всего в двух анализируемых ООП встретились краеведческие дисциплины: «История и культура Санкт-Петербурга», «История Сибири». Дисциплины данного цикла обеспечиваются, как правило, общеакадемическими кафедрами вузов, поэтому выбор вариативных дисциплин скорее всего предопределяется пробелами базовой части ФГОС, предложением общеакадемических кафедр, политикой руководства вуза в наполнении вариативной части данного цикла.

Информационно-коммуникационный цикл для библиотечного направления включает смежные дисциплины для профессии и представляет больший профессиональный интерес для обучающегося. Анализируя содержание вариативной части данного цикла, мы выявили три подхода к его наполнению: технический, информационный и коммуникационный. Составители ООП в данный цикл включали дисциплины технического профиля («Сетевые технологии», «Основы математической обработки информации», «Автоматизированные библиотечно-информационные технологии», «Прикладные программные средства», «Компьютерная графика и дизайн» и др.), создающие технологическую базу для автоматизированных библиотечных процессов. Это - важные и перспективно развивающиеся направления, имеющие узкую конкретную направленность содержания. Второй подход связан с включением дисциплин информационного профиля («Информационный менеджмент», «Организация информационных ресурсов», «Информационная культура»). Третий подход инициировал включение дисциплин коммуникативного цикла («Теория аргументации», «Логика», «Риторика» и др.).

16

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

И. Ю. Матвеева

Проблемы и перспективы развития высшего библиотечного образования в России

Думается, что такой широкий разброс дисциплин связан с названием анализируемого цикла - «Информационно-коммуникационный», ведь единого определения информационно-коммуникационным явлениям не найдено: в информатике под «информационнокоммуникационными технологиями» понимаются автоматизированные информационные технологии, в библиотечной сфере термины информационный и коммуникационный имеют более широкое звучание.

Наибольший интерес при анализе представлял профессиональный цикл, именно в нем реализовались все творчество составителей ООП библиотечного профиля. Каждая образовательная программа - это сочетание профессиональных традиций и инноваций, видение проблемного поля библиотечной науки и практики, прогноза развития библиотечных практик и технологий. Нет смысла перечислять все дисциплины, входящие в проанализированные ООП, ограничимся вычленением из всего спектра профессиональных предметов бакалавриата ядра вариативных образовательных дисциплин, встречающихся в большинстве учебных планов ООП: «Информационные ресурсы», «Социология и психология чтения», «Информационно-аналитические технологии и аналитика текста», «Библиографическая деятельность библиотек», «Автоматизированные библиотечно-информационые технологии», «Проектная деятельность библиотек»,

«Библиотечно-библиографическое краеведе-

ние», «Инновационная и методическая деятельность», «Информационно-аналитические продукты и услуги», «Информационная культура личности», «Детская литература», «Материально-техническая база (ресурсы) библиотеки», «Библиотечное (информационное) право», «Интеллектуальные информационные системы», «Библиотечная этика».

Содержание вариативной части несет основную нагрузку при реализации содержания профиля ООП, однако увлекаться только дисциплинами выбранного профиля составителям не приходится: среди рекомендованных базовых дисциплин отсутствуют такие важные дисцип-

лины, как «Библиографическая деятельность библиотек», «Библиотечно-библиографическое краеведение». Они раскрывают комплексные традиционные и инновационные технологии библиотечной работы, без которых формирование профессионально-компетентного специалиста не возможно. Считаем, что их отсутствие сопряжено с опасностью их «потерять» в структуре ООП в «гонке» за специализацией.

Особый статус в структуре образовательных программ приобретают дисциплины информационно-библиотечного права. Формирование правовой компетентности библиотечного специалиста является важной задачей библиотечной практики и образования. Правовой статус продуктов, технологий библиотеки, взаимодействия ее субъектов несет много рисков и опасностей, преодолеть которые без знания правовых норм невозможно.

Большинство же дисциплин, попавших в «ядро», перешли из дисциплин учебных планов второго поколения специализаций «референт-аналитик информационных ресурсов», «менеджер информационных ресурсов», «библиотекарь-библиограф, преподаватель» и др.

071900.68 Библиотечно-информаци-

онная деятельность (степень - магистр). Для ООП магистратуры ФГОС ВПО было предусмотрено два учебных цикла с одиннадцатью рекомендованными дисциплинами базовой части [7]: 1) общенаучный цикл: «История и методология науки», «Педагогика высшей школы», «Социально-политические теории»; 2) профессиональный цикл: «Мировые информационные ресурсы и сети», «Теория и методология социокультурного проектирования», «Информационное обеспечение профессиональных коммуникаций», «Компьютерные технологии в науке и образовании», «Организация и методика библиотековедческих, библиографоведческих, книговедческих исследований», «Библиотечная профессиоло-гия», «Организационное развитие систем

управления библиотечно-информационной

деятельностью», «Методика преподавания

специальных дисциплин».

17

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

И. Ю. Матвеева

Проблемы и перспективы развития высшего библиотечного образования в России

Вариативная часть учебных планов ООП магистратуры включает от 12 до 19 дисциплин, наибольшее количество дисциплин у МГУКИ и Челябинской ГАКИ, политики укрупнения дисциплин придерживается СПбГУКИ.

В общенаучном цикле наиболее ярко выделяется компонента иностранного языка. Дисциплины «Деловой иностранный язык», «Профессиональный иностранный язык» присутствуют в учебных планах всех вариативных частей общенаучного цикла. Активно представлен правовой аспект информационной деятельности - «Защита интеллектуальной собственности» (СПбГУКИ), «Правовое обеспечение инновационной деятельности» (Кемеровский ГУКИ, Челябинская ГАКИ), «Авторское право и интеллектуальная собственность», «Информационное право» (МГУКИ).

Остальной небольшой объем вариативной части общенаучного цикла ООП занят дисциплинами, которые условно можно объединить в четыре группы: 1) теоретические культурологические дисциплины («Современная культура», «Инновации в культуре», «Социально-гуманитарные науки в контексте современной культуры»); 2) дисциплины информационного знания: «Социальная информатика», «Информационные технологии и инновации», «Управление знаниями» «Экспертно-консультационная деятельность и информационный консалтинг», «Теория электронных образовательных ресурсов», «Социология и культурология информации». Как видно из перечня дисциплин, они все включают теоретическую составляющую, но ряд из них, судя по названию, предполагает освоение практических IT-технологий сферы культуры (в том числе в библиотечном деле); 3) дисциплины педагогического цикла имеются в учебных планах МГУКИ и Челябинской ГАКИ, это связано с реализуемыми вузами профилями и желанием обеспечить педагогическое направление подготовки магистров, заложенное ФГОС как приоритетное.

Имеется ряд дисциплин, появление которых сложно объяснить в учебных планах магистров, они работают на развитие общей культуры личности, но лишь косвенно связа-

ны с содержанием ФГОС ВПО магистров библиотечной сферы: «Место России в современном политическом мире», «Финансовый менеджмент», «Деловой этикет».

Разнообразие дисциплин профессионального цикла сложно проанализировать, поскольку свобода творчества составителей ООП магистратуры здесь достигла наивысшего пика. Целесообразен был бы анализ содержания вариативной части профессионального цикла ООП одинаковых профилей, однако поскольку не все образовательные программы были представлены в общем доступе, то провести такой анализ не представилось возможным.

В своем анализе мы отталкивались от содержания ФГОС ВПО направления 071900.68. Поскольку в образовательном стандарте определяются объекты профессиональной деятельности магистров, логично было бы предположить, что какой бы профиль вуз ни выбрал, содержание ООП должно обеспечить освоение заложенных компетенций и всех групп профессиональных видов деятельности.

Согласно ФГОС объектами профессиональной деятельности магистров являются [7]: системный анализ библиотечно-информационной деятельности, направленный на изучение организации, развития и совершенствования современных библиотечно-информационных систем, применение информационно-коммуникационных технологий с учетом особенностей данной профессиональной области; социально-экономическое обоснование библиотечно-информационной деятельности; проектирование библиотечной инновационной деятельности в социально-коммуникативной сфере; организация подготовки и повышения квалификации библиотечно-информационных кадров. Таким образом, в образовательном стандарте определены следующие виды профессиональной деятельности: научно-исследовательская, производственно-технологическая, организационно-управленческая, проектная, психологопедагогическая. По каждой образовательной программе мы выявили соответствие дисциплин вышеперечисленным видам профессиональной деятельности (см. табл.).

18

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

И. Ю. Матвеева

Проблемы и перспективы развития высшего библиотечного образования в России

Соотношение содержания дисциплин профессионального цикла с видом профессиональной деятельности, заложенным во ФГОС ВПО по направлению 071900.68

Вид дисциплин Виды деятельности

Научно- исследовательская 1 о м =i= Я и S « 5 е у о ± 5 5 « 2 00 g g § о, X е н Организационно- управленческая Проектная 1 о о а и Е R £ 0 Р К* 1-Н 1 9 С ё 1) К и Ъ £

1. Базовые дисциплины 1 2 1 1 1 2

2. Вариативные дисциплины:

СПбГУКИ (Теория и методология библиотечно-информационной деятельности) (14 дисциплин) 1 3 3 7

Кемеровский ГУКИ (Теория и методология информационноаналитической деятельности) (17 дисциплин) 7 5 1 4

МГУКИ (Теория и методология управления библиотечноинформационной деятельностью) (20 дисциплин) 18* 1 1

МГУКИ (Теория электронных образовательных ресурсов и преподавания информационных дисциплин) (22 дисциплины) 2 5 3 1 6 5

МГУКИ (Теория и методология библиотечно-педагогической деятельности) (23 дисциплины) 2 9 3 6 3

МГУКИ (Социология и психология библиотечно-информационного обслуживания: теория и методология) (22 дисциплины) 2 2 2 5 11

Челябинская ГАКИ (Социология и психология библиотечноинформационного обслуживания: теория и методология) (19 дисциплин) 9 2 3 5

Прим. Для данного профиля организационно-управленческая и производственно-технологическая виды деятельности совпадают.

Освоение ступени магистратуры направления 071900.68 в большинстве вузов проходило в условиях ограниченного представления об особенностях образовательного процесса магистратуры и дефицита времени на их осмысление. Содержание ООП библиотечных магистров отличается значительным разбросом дисциплин, в них наблюдается доминирование дисциплин выбранного профиля (как видно из таблицы, порой в ущерб требованиям ФГОС ВПО). Узкая направленность дисциплин в рамках одного профиля неизбежно предопределяет ограниченность подготовки обучающегося, подразумевает небольшую целевую аудиторию и, как следствие, появление проблем адекватного набора на профиль.

Фактически высшей библиотечной школой были предложены интересные и уникальные

модели подготовки магистра как узкоспециализированного профессионала высшей категории [3], однако на первом этапе в магистратуру шли абитуриенты (специалисты и бакалавры),

имеющие непрофильное высшее образование. Получая образование по таким учебным планам, они были лишены базовой библиотечной подготовки. Данный контингент и сейчас остается основной группой абитуриентов особенно на заочное отделение, и эту проблему необходимо учитывать при создании новых версий ООП.

Освоение ФГОС ВПО третьего поколения продолжается. С 1 сентября 2014 г. вузы должны осуществлять обучение студентов по стандартам поколения три плюс (3+). Их содержание отличается перечнем компетенций, отсутствием рекомендуемых дисциплин базового цикла, что предполагает неограни-

19

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

И. Ю. Матвеева

Проблемы и перспективы развития высшего библиотечного образования в России

ченную свободу вузов в формировании содержания своих ООП.

В ФГОС поколения 3+ вводятся новые показатели организации учебного процесса. Так, например, в проекте ФГОС направления 51.04.06 Библиотечно-информационная деятельность (магистратура) [5] изменились виды практики, объем лекционных занятий установлен не более 30 % от аудиторного фонда ООП. Изменились требования к кадровому обеспечению ООП, появились нормы результативности научной деятельности персонала, установлено соотношение численности преподавателей и обучающихся, определен объем финансирования научно-исследовательских работ и творческих проектов. Мы видим ужесточение требований государства к содержанию и организации образовательного процесса в высшей школе, усиление механизмов контроля государственных структур за качеством образовательного процесса, приоритетными показателями образо-

вательной деятельности вуза, показателями набора и реализации приемной кампании.

В условиях кризиса библиотечной профессии и жестких условий реформирования высшей школы невозможно оставаться безучастным к новым требованиям и процессам. Ситуация нестабильности требует от выпускающих кафедр библиотечного профиля коллективной деятельности по освоению новых правил образовательной деятельности, интенсивной организационной работы, постоянного повышения собственной квалификации в сфере реформирования российского образования.

В круговороте «инноваций» и реформ нам еще предстоит найти оптимальные модели библиотечного образования для разных категорий абитуриентов, выработать подходы к определению традиционного и инновационного в содержании ООП, найти точки взаимодействия с библиотечной практикой, ради которой было создано и существует высшее библиотечное образование.

1. Библиотечно-информационная деятельность. Специальность 052700: Государственный образовательный стандарт, примерные программы, учебные планы: сб. нормативных документов и учеб.-метод. обеспечения / под общ. ред. О. П. Мезенцевой. - Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2005. - 992 с. - (Специальный издательский проект для библиотек).

2. Клюев, В. Профессиональный стандарт и перспективы обучения бакалавров / В. Клюев // Независимый библиотечный адвокат. - 2013. - № 2. - С. 9-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Матвеева, И. Ю. Проблема наполнения вариативной части основной образовательной программы по направлению 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» [Электронный ресурс] / И. Ю. Матвеева // Образо-ванието и науката на ХХ1 век - 2012». 17-25 октомври 2012. Т. 22. Педагогические науки. - София, 2012. -С. 81-86. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/29_NIOXXI_2012/Pedagogica/2_n8914.doc.htm. - (дата обращения 30.04.2014).

4. Рыжова, Н. А. Интеграция российского библиотечно-информационного образования в болонский процесс: содержательные и организационные аспекты: автореф. дис. ... канд. пед. наук по специальности 05.25.03 Библиотековедение, библиографоведение и книговедение / Н. А. Рыжова. - Орел, 2008. - 22 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего об-

разования Магистратура. Направление подготовки 51.04.06 Библиотечно-информационная деятельность: проект ведомственного приказа [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://regulation.gov.ru/project/9561.html. (дата обращения 30.04.2014).

6. ФГОС ВПО по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность (квалификация (степень) «бакалавр»): утв. приказом М-ва образования и науки РФ от 13 янв. 2010 г. № 3 с изм. от 31 мая 2011 г.

7. ФГОС ВПО по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность (квалификация (степень) «магистр»): утв. приказом М-ва образования и науки РФ от 29 мая 2010 г. № 233 с изм. от 31 мая 2011 г.

Сдано 28.04.2014

20

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

И. Ю. Матвеева

Проблемы и перспективы развития высшего библиотечного образования в России

I. Yu. Matveeva

HIGHER LIBRARY EDUCATION IN RUSSIA DEVELOPMENT PROBLEMS AND PERSPECTIVES

Abstract. The article considers the periods of reforms of higher professional education of Russia during the last decades. Much emphasis is given to the modern period of new federal state standards of the third generation directed at integration of Russian education with the Bolognese process. The author shows the results of a comparative survey of the content of basic educational programmes of the RF Ministry of Culture high schools in the 071900 “Library-informational activities " branch of learning and analyzes the perspectives of further reforms of High school educational process on the grounds of introducing the Standards Three plus.

Keywords: higher library education, “Library-informational activities" branch of learning, Federal State Educational Standards of higher Professional Education, the third generation of educational standards, basic educational programme, basic and elective disciplines, Higher Library Education directions

References

1. Bibliotechno-informatsionnaya deyatelnost. Spetsialnost 052700: Gosudarstvenny obrazovatelny standart, primemye programmy, uchebnye plany [Library-informational activities. Speciality 052700: State Educational Standard, approximate programmes and plans]: collection of regulations and methods aids / edited by

O. P. Mezentseva. - Moscow: FAIR-PRESS, 2005. - 992 p. - (Special publishing project for libraries).

2. Klyuev, V. Professional Standard and perspectives of bachelors’ education / V. Klyuev // Nesavisimy biblio-techny advokat [Independent library advocate]. - 2013. - № 2. - P. 9-16.

3. Matveeva, I. Yu. Basic educational programme 071900 “Library Informational activities” variational part filling problem [Electronic resource] / I. Yu. Matveeva // Obrazovanieto i naukata na XXI vek [Education and science in XXI century], 2012, 17-25 october. Vol. 22. Pedagogical sciences. - Sofia, 2012. - P. 81-86. - URL: http://www.rusnauka.com/9_NIOXXI_2012/Pedagogica/2_118914.doc.htm. (date of access 30.04.2014).

4. Ryzhova, N. A. Integratsia rossijskogo bibliotechno-informatsionnogo obrazovania v bolonski protsess: soderz-hatelnye i organizatsionnye aspekty [Russian Library-informational education integration to the Bologna process: contextual and organizational aspects]: author’s abstract of a thesis ... on a degree of cand. of pedagogical sciences in the speciality 05.25.03 Librarianship, bibliography science and bibliology / N. A. Ryzhova. - Orel,

2008. - 22 p.

5. Federalny gosudarstvenny obrazovatelny standart vysshego obrazovania. Uroven vysshego obrazovania Magis-tratura. Napravlenie podgotovki 51.04.06 Bibliotechno-infortsionnaya deyatelnost: project vedomstvennogo prikaza [Federal State Educational Standard of Higher education. Level of Higher education Magistracy. Training direction 51.04.06 Library Informational activities: departmental order draft] [Electronic resource]. - Access code: http://regulation.gov.ru/project/9561.html. (date of access 30.04.2014).

6. Federalny gosudarstvenny obrazovatelny standart vysshego professionalnogo obrazovania po napravleniyu podgotovki 071900 Bibliotechno-informatsionnaya deyatelnost (kvalifikatsia (stepen) “bakalavr”) [Federal State Educational Standard of Higher professional education in the training direction of 071900 Library Informational activities (qualification (degree) of a bachelor)]: RF Education and Science Ministry order № 3 from Jan. 13, 2010, corrections on May 31, 2011.

7. Federalny gosudarstvenny obrazovatelny standart vysshego professionalnogo obrazovania po napravleniyu podgotovki 071900 Bibliotechno-informatsionnaya deyatelnost (kvalifikatsia (stepen) “magistr”) [Federal State Educational Standard of Higher professional education in the training direction of 071900 Library Informational activities (qualification (degree) of a master)]: RF Education and Science Ministry order № 3 from May 29, 2010, corrections on May 31, 2011.

Received 28.04.2014

21

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.