УДК 02
А. А. Лабейкин, Э. А. Финогеева
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛЕ БИБЛИОТЕЧНОИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье рассматриваются психолого-педагогические компетенции, обозначенные в ФГОС ВПО по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» (квалификация «Бакалавр»). Показаны проблемы их формирования в контексте современных преобразований в библиотечно-информационной сфере, а также перехода к новой компетентностной модели высшего профессионального библиотечного образования.
Ключевые слова: компетентностный формат высшего библиотечного образования, психологопедагогические компетенции кадров библиотечно-информационной деятельности.
A. A. Labeykin, E. A. Finogeeva
PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL COMPETENCE IN THE PROBLEM FIELD OF LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION
This article discusses the psychological and pedagogical competence stated in the Federal State Education Standards of Higher Education 071900 «Library and Information Studies» (qualification «Bachelor»). The various problems of their formation in the context of contemporary transformations in Library and Information area, as well as their transition to the new competence model of higher library education are shown.
Keywords: competence format of the higher library education, psychological and pedagogical competence of the library and information staff.
Деятельность современной библиотеки как важнейшего социального института формального и неформального образования, информационно-ресурсно-аналитического, культурно-досугового центра отличается полифункциональностью, целевые установки -разноплановостью и комплексностью. Труд библиотекаря как социально-направленный труд высокой сложности выполняет когнитивную, информационную, образовательную, научную, культурно-воспитательную, адаптирующе-социализирующую, организационную функции, проявляющиеся в единстве (хотя не исключена доминация одной из функций в реальной практике работы в условиях различных типов библиотек, контингентов пользователей).
Многие из указанных функций традиционно выполнялись в таких профессиональных ролях, как собиратели; аккумуляторы
знании; интерпретаторы текстов; хранители уникального книжного наследия, бесценных духовных богатств общества; знатоки литературы; ценители; просветители и пропагандисты книги; «настоящие литературоведы и подлинные педагоги» (С. Я. Маршак); альтруистические подвижники культуры. Многофункциональность и многогранность библиотечнои профессии реализовывалась освоением и ряда других ролеи формального и неформального характера.
В условиях современного расширения и усложнения деятельности библиотек, идущих как в контексте технологических и функциональных преобразовании библиотечно-информационноидеятельности,вне-дрения новых информационных технологии, так и по линии актуализации социальнои миссии библиотек, повышения социальных запросов, появляется новый спектр объек-
тов профессионального внимания и видов деятельности, специальностей, специализаций, направлений и профилей подготовки. Среди них: менеджер информационных ресурсов, библиотекарь-технолог, референт-аналитик информационных ресурсов, библиотекарь-маркетолог, библиотекарь-администратор, специалист по библиотечному дизайну, по веб-дизайну, библиотекарь-социолог, библиотекарь-психолог, библиотекарь-педагог и другие.
Современные преобразования в библиотечно-информационной отрасли диктуют новые задачи перед профессиональной подготовкой кадров данного профиля, рассмотрение многих из которых может и должно стать предметом специального основательного методологического и теоретического рассмотрения и научно-педагогической рефлексии.
Объектом нашего внимания в данной статье стали лишь некоторые очевидные парадоксы, сложности и определенные «риски» в получении полноценного профессионального образования в области библиотечноинформационной деятельности. Среди них, на наш взгляд, такие, как:
- узкое понимание многими политиками, педагогами, практиками широкого социального предназначения и гуманизиро-ванно личностной ориентации библиотечной профессии в целом, ее традиционной общекультурной и социальной миссий (или нередко декларативная констатация роли этих аспектов);
- серьезная рассогласованность между высочайшим интеллектуальным, информационным и педагогическим потенциалом библиотеки как «книжного отражения Вселенной» (Н. А. Рубакин), с одной стороны, и реальной востребованностью (явно недостаточной) пользователями ее эксклюзивных богатств - с другой;
- «конфликт» технократических и гуманистических идей в библиотековедении и
практической работе библиотек [1], определенная переоценка информационно-технологической составляющей библиотечноинформационной деятельности, что во многом связано с современным информационнотехническим переустройством библиотечной отрасли, внедрением электронных технологий, мультимедийных средств, освоением новых способов работы с информационными ресурсами (контекстного поиска, гипертекстовой организации информации, электронной каталогизации, языков запросов к базам данных, использования, преобразования и хранения информации на нетрадиционных носителях и др.). Данный перекос, на наш взгляд, во многом связан как с информатизацией всего общества в целом, так и с современной трансформацией материально-технической базы библиотек, переоснащением, совершенствованием их информационной инфраструктуры, новыми технологическими возможностями и, в связи с этим - большими объемами новых видов библиотечно-информационной деятельности. Но есть определенные основания полагать, что интенсивность и гипертрофированная заостренность на технологической составляющей данной деятельности будет носить некий временной диапазон и не приведет к размыванию других, более важных, гуманистических аспектов этой многогранной благородной деятельности;
- создание такой ситуации, когда уже недостаточна традиционная ориентация практики профессиональной образовательновоспитательной, социально-культурной и досуговой деятельности библиотек на отдельные возрастные группы (приоритетно - на детские и юношеско-молодежные). В современных условиях ускорения темпов жизни, постоянного обновления всех сторон развития общества, расширения объективной необходимости и субъективной потребности в непрерывном образовании, самобразова-нии, самосовершенствовании, интеллекту-
альном и личностном росте каждого, перед библиотекой стоят новые задачи не только по оперативному информационному обслуживанию, реагированию на информационные запросы пользователей, повышению информационной культуры, но и более глубокому и качественному социально-культурному, образовательно-развивающему сопровождению средствами библиотеки и других возрастных групп с учетом их «библиопсихологии» (Н. А. Рубакин), возрастных (в том числе ментальных, когнитивных, перцептивных и др.), социально-демографических особенностей и индивидуальных интересов и запросов.
Переход к новой концептуальной модели библиотечно-информационного образования, в основу которой положены ком-петентностный, практико - и личностноориентированный подходы, ставит вопрос о необходимости более четкого решения проблемы согласования, приведения в полное соответствие компетенций как интегральных характеристик выпускников и конечных результатов обучения в вузах, утвержденных новым федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 071900 «Библиотечноинформационная деятельность» (квалификация «Бакалавр»), и принятых в самой библиотечно-информационной деятельности как современной профессиональной практике [2].
Научному, педагогическому сообществам, современным работодателям предстоит дальнейшая серьезная и вдумчивая работа по теоретическому осмыслению проблем профессиональных компетенций, указанных в стандартах нового поколения - от их заявленного целевого компонента, сути, содержательного наполнения - до методов, способов, инструментария, процедур измерения, диагностики соответствия результатов обучения целеполаганию.
Известная новизна образовательной ситуации содержит риск допущения определенных просчетов, допускаемых при составлении вузами учебных планов. Вполне понятна заинтересованность выпускающих кафедр, как правило, самостоятельно составляющих основные образовательные программы по своему направлению подготовки, в углублении специальной подготовки, про-филизации обучения, в лоббировании «своих» дисциплин. Причины здесь могут быть разные: от отсутствия собственного видения и стратегически мудрого взгляда на общий результат обучения и современную модель выпускника, его «портрет» в условиях конкретного вуза, некритического следования «чужим» образцам подготовленных основных образовательных программ (со ссылками на статус, авторитет и опыт других вузов), недооценки академического вклада коллег с других кафедр и роли читаемых ими дисциплин, узко понимаемой идеи профилиза-ции подготовки обучающихся - до прагматического, чисто корпоративного желания сохранить на кафедре учебную нагрузку. Но это нередко создает дисбаланс между специальными и гуманитарными, социальными дисциплинами, фундаментальным образованием и профессионально-практической подготовкой, что не может не отразиться на формировании как общекультурных, так и профессиональных компетенций, а главное -на профессиональном поведении, разносторонности и гармоническом строе личности выпускника в целом.
Одним из следствий вышесказанного является недостаточные межкафедральное взаимодействие и консолидация всех субъектов образовательного процесса как на этапе составления учебных планов и основной образовательной программы, других видов учебно-методического сопровождения реализации данной программы подготовки, так и в реальной практике организации и
ведения учебно-воспитательного процесса. Это выступит несомненным препятствием на пути формирования будущего профессионала, осваивающего, демонстрирующего в интегративном единстве, взаимопроникновении и взаимообусловленности общекультурные и профессиональные компетенции во всей внутренней взаимообусловленности и взаимовлиянии, профессиональную и личностную состоятельность и продуктивность.
Практика перехода к новой многоуровневой системе обучения показывает, что нередко предпринимаются попытки формального «встраивания» ранее апробированных дисциплин учебного плана специалитета в новый формат бакалавриата по направлению подготовки 071900 «Библиотечноинформационная деятельность» (как и по другим направлениям и профилям), без должного учета нового концептуального - компе-тентностного - подхода к подготовке кадров информационно-библиотечной сферы.
Особую тревогу вызывает тот факт, что неоправданно «суживаются» рамки реализации психолого-педагогического потенциала профессиональной подготовки современного работника библиотеки.
Несмотря на расширяющуюся, веерообразную профессиональную специализацию и профилизацию, в современном облике специалиста библиотечно-информационной деятельности обязательно присутствуют основные (взятые нами укрупненно) стороны профессионального самовыражения: традиционно библиотечная, педагогическая и инженерно-технологическая, призванные гармонично взаимодополнять друг друга.
В контексте освоения новых граней библиотечной профессии, сфер приложения профессиональных усилий, педагогическая направленность данной деятельности остается не только неотъемлемым компонентом, пронизывающим другие стороны профессиональной самореализации, но и более
социально-востребованным в современных условиях реализации концепции непрерывного образования и самосовершенствования.
Справедливым будет отметить, что новый образовательный стандарт по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» (квалификация «Бакалавр») довольно четко обозначает, как самостоятельный и самоценный, психолого-педагогический блок - как на уровне объектов профессиональной деятельности (п. 4.2: «применение психологопедагогических методик, соответствующих духовно-нравственному развитию личности и формированию информационной культуры»), так и профессиональных задач (п. 4.4) и компетенций (п. 5.2).
Уже при определении объекта профессиональной психолого-педагогической деятельности библиотекаря делается, на наш взгляд, верный акцент в приоритетах (на первый план ставится формирование духовнонравственного мира личности, а не информационной культуры).
Перечисленные в данном документе психолого-педагогические виды деятельности говорят о разносторонности этой стороны профессиональной работы библиотекаря. Это:
1) применение педагогической теории и методики для решения информационнообразовательных задач в библиотеках;
2) участие в процессах социализации личности;
3) использование психолого-педагогиче-ских методик в продвижении и развитии чтения, формировании информационной культуры личности;
4) содействие образовательной деятельности;
5) реализация психолого-педагогических подходов в библиотечно-информационном обслуживании различных категорий пользователей;
6) участие в реализации библиотечных программ в соответствии с национальными приоритетами культурно-воспитательной политики;
7) участие в разработке и реализации образовательных и социокультурных программ для населения;
8) создание благоприятной культурнодосуговой среды;
9) стимулирование инновационных процессов в социокультурной сфере.
Из этого перечня задач виден масштаб психолого-педагогических установок и ролей деятельности работника библиотечноинформационной деятельности. Решение указанных задач требует освоения не только курсов общей психологии и педагогики, но и основ возрастной, гендерной психологии и педагогики (п. 5: «реализация психологопедагогических подходов в библиотечноинформационном обслуживании различных категорий пользователей»), социальной педагогики (п. 2: «участие в процессах социализации личности»; п. 8: «создание благоприятной культурно-досуговой среды»), этнопсихологии и этнопедагогики (п. 6: о национально-культурном преломлении профессиональной деятельности: «участие в реализации библиотечных программ в соответствии с национальными приоритетами культурно-воспитательной политики»), психологии творчества (п. 7: «участие в разработке и реализации образовательных и социокультурных программ для населения») и т. д. (курсив наш).
Более того, психолого-педагогические аспекты довольно прозрачно «высвечиваются» и в формулировках ФГОС (как и в живой практике работы) других основных видов деятельности библиотекаря. Так, в разделе «Производственно-технологическая деятельность» прямой выход на психолого-педагогическую проблематику имеют такие направления, как: организация
деятельности по воспитанию и культурному развитию личности, продвижению чтения и формированию информационной культуры; разработка и освоение инновационных технологий, методов и форм библиотечноинформационной деятельности. В блоке «Проектная деятельность» явное дидактическое звучание имеет такой вид деятельности, как методическое обеспечение библиотечноинформационной деятельности. Знания основ возрастной и гендерной психологии, умения реализовывать пластичный подход к различным контингентам людей требует решение таких задач, как участие в проектировании и реализации библиотечно-информационных продуктов и услуг для различных категорий пользователей, изучение потребителей информации и их информационных потребностей и т. д.
Компетенции, обозначенные в ФГОС и указывающие на результативный компонент видов образовательной деятельности, еще более детально акцентируют психологопедагогическую составляющую, как на общекультурных (ОК), так и на профессиональных (ПК) их срезах.
Так, формирование таких общекультурных компетенций, как обладание культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7) является прерогативой, прежде всего, общепсихологической дисциплины.
Готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3) будут способствовать освоение соответствующей проблематики социальной психологии, психология общения; способности находить
организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и быть готовым нести за них ответственность (ОК-4) поможет психология творчества и т. д.
Множество психолого-педагогических акцентов и в содержании профессиональных компетенций. Например, готовность к постоянному совершенствованию профессиональных знаний и умений, приобретению новых навыков реализации библиотечноинформационных процессов, профессиональной переподготовке и повышению квалификации (ПК-6) требует освоения технологий непрерывного образования и самообразования, путей и форм повышения квалификации (область педагогики); способность к эффективному библиотечному общению с пользователями (ПК-34) - погружения в психологию общения, социальную психологию в целом и т. д.
Но возникают опасения, что весьма невысоки реальные шансы для реалзации психолого-педагогических задач в пределах двух, предусмотренных стандартом и обязательных для всех вузов, ведущих подготовку по данному направлению, базовых психолого-педагогических дисциплин («Педагогика» и «Психология» в блоке 1 «Гуманитарный, социальный и экономический и цикл»), в случае, если вузы дополнительно не подкрепят другими необходимыми психолого-педагогическими дисциплинами, видами практики свои учебные планы.
Как правило, объем часов (зачетных единиц), выделяемых самими вузами на освоение данных дисциплин, невелик, а проблематика данных курсов не в состоянии обеспечить полную реализацию заявленных в ФГОС психолого-педагогических видов деятельности и достижение всех психологопедагогических компетенций (ПК 34-41), требования которых шире, чем проблематика вузовских курсов названных дисциплин. Да и обязательный минимум содержания данных учебных курсов, необходимых ди-
дактических единиц, как это было в государственном Стандарте специалитета, жестко не определен, что дает основания для произвольного включения педагогами в образовательный процесс психолого-педагогических вопросов.
Надо полагать, что к реализации пси-холого-педагогических ориентиров должны активно подключиться дисциплины вариативной, профильной и элективной частей учебного плана.
Выбор профилей, их содержательная проработка стали новым элементом академической свободы высших учебных заведений, ведущих профессиональную подготовку по соответствующим направлениям, их полной прерогативой. Но, к сожалению, нет единого подхода к наполнению вариативной, профильной части, находящейся в ведении конкретных вузов, возникли разночтения в наполнении вариативных профильных блоков, а в результате - опасность размывания общего понимания профилей.
В настоящее время утверждены следующие профили подготовки бакалавров:
1. Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации.
2. Библиотечно-информационная работа с детьми и юношеством.
3. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности.
4. Информационно-аналитическая деятельность.
5. Технология автоматизированных библиотечно-информационных ре сурсов.
6. Менеджмент библиотечно-информационных ресурсов, инновационного развития научно-технической деятельности.
7. Книжные коммуникации в библиотечно-информационной сфере.
Как видно из формулировок, в названиях большинства из них преобладают информационно-инженерно-технологические аспекты, формально не диктующие психолого-педагогического наполнения.
И здесь есть риск утраты психологопедагогического потенциала библиотечноинформационной деятельности, который должен быть органично включен в подготовку библиотечного специалиста.
Конечно, некоторые вузы включают в профессиональный цикл отдельные дисциплины междисциплинарного (с педагогикой и психологией) характера (базовая часть учебных планов по ФГОС, таковых, к сожалению, вообще не предусматривает). В вузовских выборах (Московский государственный университет культуры и искусств, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Орловский государственный институт искусств и культуры и др.), можно отметить в рамках профильных частей такие курсы, как: «Социология и психология чтения», «Методическая деятельность библиотек», (профиль 1), «Педагогика детского и юношеского чтения», «Психология детского и юношеского чтения» (профиль
2), «Инновационная и методическая деятельность библиотек» (профиль 3), среди вариативных: «Экологическое просвещение
в библиотеке», «Патриотическое воспитание в библиотеке» и другие.
Судя по заявленным в ФГОС ВПО по направлению подготовки 071900 «Библиотечноинформационная деятельность» (квалификация «Бакалавр») разноплановым ориентирам, такое психолого-педагогическое наполнение образовательных программ, по нашему мнению, недостаточно. И есть риск обеднить как профессиональную подготовку кадров библиотечно-информационной сферы, так и современную практику библиотечноинформационной деятельности, недооценив и недоиспользовав психолого-педагогический потенциал библиотечно-информационной деятельности как социально-значимой, ориентированной, прежде всего, на человека, его интересы, запросы, профессиональный и личностный рост, социальную безопасность и качество жизни в целом.
Условиями повышения психолого-педа-гогической компетентности современного выпускника библиотечно-информационного профиля могут стать:
- корректировка содержательного наполнения образовательной программы в аспекте расширения предметного поля отраслей психолого-педагогического и междисциплинарного с ними знания (по крайней мере, в элективной части, занимающей, согласно требованиям ФГОС, не менее трети объема всего вариативного блока дисциплин);
- более широкое внедрение новых интерактивных педагогических технологий, современного и эффективного дидактического инструментария;
- повышение квалификации и педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава вуза в целом; актуализация стремления и мотивации преподавателей спецпредметов повысить свою психолого-педагогическую культуру, в том числе и для получения дополнительного образования в этой области и квалификации «Преподаватель высшей школы» в случае отсутствия необходимой профессиональной педагогической подготовки;
- более эффективная реализация личностно-ориентированного обучения и индивидуализация образовательных стратегий будущих специалистов;
- создание условий для повышения самостоятельности и творчества студента в виду его нового положения в образовательном процессе (большей академической свободы, возможностей выбора и т. д.);
- изменение традиционных форм и стиля отношений субъектов образовательного процесса, уход от императивной - к партнерской, творческой диалоговой системе взаимоотношений как более педагогически-оправданной и эффективной;
- совершенствование инфраструктуры и условий учебно-воспитательной, практической и научной деятельности субъектов обра-
зовательного процесса, умелое создание под- среды учебного заведения, расширение «вос-линно гуманистической и психологически питательного пространства» данного социу-комфортной образовательно-воспитательной ма и т. д.
Литература
1. Басов С. А. Библиотека в контексте цивилизации и культуры // Библиотековедение. - 2010. - № 1.
2. Мазурицкий А. М. Новый образовательный стандарт высшего библиотечного образования и особенности его реализации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/ crimea2009/disk/18.pdf
3. Кузнецова Т. Библиотечно-информационное образование в России и Болонский процесс: барьеры на пути к новой модели подготовки кадров [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ifla.org/files/ hq/papers/ifla75/86-kuznetsova-ru.pdf
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» (квалификация (степень) «Бакалавр»).
УДК 14.35.07
Д. В. Шамсутдинова, А. В. Сысоенко
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
В статье рассматривается актуальный для современного общества вопрос о внедрении государственного образовательного стандарта нового поколения в высшем учебном заведении. В статье представлены три основных подхода к определению и введению в практику образования компетентностной трактовки качества результатов обучения. Рассмотрен потенциал культурно-образовательного комплекса как наиболее оптимальной формы реализации креативно-образовательного потенциала культуры.
Ключевые слова: государственный образовательный стандарт, компетенция, культурнообразовательный комплекс (КОК), культурно-образовательное пространство, вуз, профессиональная успешность, социально-культурная среда.
D. V. Shamsutdinova, A. V. Sysoyenko
SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL ASPECTS IN THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF MODERN UNIVERISTY
The article considers the actual issue for the modern society on implementation of the state educational standards of new generation in high school. The article presents three main approaches to the definition and introduction of the quality of education competency interpretation of learning outcomes. The potential of cultural and educational complex considers as the most optimal form of the implementation of creative and educational potential of the culture.
Keywords: State Education Standard, competence, cultural and educational complex (CEC), cultural and educational space, college, professional success, social and cultural environment.