Научная статья на тему 'Информационная культура выпускников университета культуры и искусств: достоинства и недостатки ФГОС ВПО третьего поколения'

Информационная культура выпускников университета культуры и искусств: достоинства и недостатки ФГОС ВПО третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
567
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ» / PERSONAL INFORMATION CULTURE / CURRICULA PROGRAMS / EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION / KEMEROVO STATE UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гендина Наталья Ивановна

В статье храктеризуется разработка комплекса рабочих учебных программ «Основы информационной культуры личности» по культурологии, музеологии, туризму, библиотечно-информационной деятельности, прикладной информатике и другим направлениям подготовки кадров в бакалавриате и аспирантуре. Анализируются достоинства и недостатки образовательных стандартов третьего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гендина Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRADUATES’ INFORMATION CULTURE IN THE UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS: FAULTS AND MERITS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION OF THE THIRD GENERATION

The article characterizes the development of a complex of Draft Curricula programs “Principles of person’s information culture” for culturology, museology, tourism sphere, library information activities, applied informatics and some other educational directions for Bachelor degree and Postgraduate Study. Faults and merits of educational standards of the third generation are analyzed.

Текст научной работы на тему «Информационная культура выпускников университета культуры и искусств: достоинства и недостатки ФГОС ВПО третьего поколения»

PEDAGOGICS

ДК 37

Н. И. Гендина

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВЫПУСКНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ФГОС ВПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

В статье храктеризуется разработка комплекса рабочих учебных программ «Основы информационной культуры личности» по культурологии, музеологии, туризму, библиотечно-информационной деятельности, прикладной информатике и другим направлениям подготовки кадров в бакалавриате и аспирантуре. Анализируются достоинства и недостатки образовательных стандартов третьего поколения.

Ключевые слова: информационная культура личности, учебные программы, образовательные стандарты высшего профессионального образования, ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств».

N. I. Gendina

GRADUATES’ INFORMATION CULTURE IN THE UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS: FAULTS AND MERITS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION OF THE THIRD GENERATION

The article characterizes the development of a complex of Draft Curricula programs “Principles of person’s information culture” for culturology, museology, tourism sphere, library information activities, applied informatics and some other educational directions for Bachelor degree and Postgraduate Study. Faults and merits of educational standards of the third generation are analyzed.

Keywords: personal information culture, curricula programs, Educational Standards of Higher Education, Kemerovo State University of Culture and Arts.

Университетский учебный курс «Основы информационной культуры личности» и задачи инновационного образования в условиях информационного общества

Переход к информационному обществу и информационной экономике, необходимость постоянного повышения квалификации сотрудников и стимулирование их креативных способностей в целях поддержания конкурентоспособности любой организации обусловили потребность общества в инновационном образовании Можно выделить несколько взаимосвязанных причин, тре-

бующих развития системы инновационного образования в условиях информационного общества.

Во-первых, это нарастающая изменчивость современного мира: беспрецендент-ные для истории цивилизации темпы смены технологий - социальных и информационнокоммуникационных, имеющих следствием стремительные изменения во всех сферах жизни общества.

Во-вторых, необходимость для современного человека ориентироваться и осваивать гигантские, нарастающие объемы информа-

ции, для «укрощения» которых используются многообразные и также быстро сменяющие друг друга поколения персональных компьютеров и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Все эти атрибуты информационного общества и информационной экономики требуют от выпускников любого вуза высокой интеллектуальной мобильности, умений оперативно ориентироваться в динамически трансформирующейся профессиональной среде и принимать квалифицированные решения, адекватные быстро меняющейся ситуации.

Средством реализации целенаправленной и последовательной информационной подготовки студентов университетов культуры и искусств является учебная дисциплина «Основы информационной культуры личности». Назначение этого курса -облегчить положение студента университета и будущего бакалавра в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приемам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания».

Способность создавать собственный культурный, информационный продукт на основе самостоятельно найденной, критически оцененной и преобразованной информации является важнейшим свойством творческой (креативной) личности, развитие которой является первостепенной задачей современной системы высшего образования вообще и творческих вузов в частности. Между становлением творческой (креативной) личности и формированием информационной культуры личности существует тесная связь. Она проявляется в том, что повышение продуктивности любого вида интеллектуального труда, сущность которого состоит в работе с информацией (ее анализе, сопоставлении, сравнении, классификации и обобщении), невозможно без соответству-

ющего уровня информационной культуры личности. Эта связь проявляется также и в том, что формирование психологической и интеллектуальной смелости, независимости, необходимых для творческой и креативной деятельности, а также для работы с разнородной и противоречивой информацией, невозможно без соответствующей информационной подготовки и овладения должным уровнем информационной культуры. Без новой информации не возможно развитие воображения, рождение новых образов, развитие творческого мышления, интуиции. Но все это требует от творческой личности не только определенных психофизических качеств, но и специальных знаний, умений, навыков, опыта, системы взглядов в сфере работы с информацией и информационными технологиями, то есть с тем, что составляет сущность информационной культуры личности.

Причины создания комплекса учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности»

Развитие информационного общества, часто именуемого «обучающимся обществом», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого человека в постоянном повышении квалификации, обновлении знаний, освоении новых видов деятельности. Исходя из этого, к числу основных причин разработки комплекса можно отнести следующие:

- доминирование принципа «обучение в течении всей жизни», необходимость профессионального самосовершенствования выпускников университета в условиях роста объемов профессиональной информации и внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы профессиональной и личной жизни человека.

- отнесение информационной грамотности и информационной культуры личности к разряду ключевых компетенций в системе образования;

- переход отечественной системы высшего образования к реализации третьего поколения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), обусловивший резкое возрастание доли самостоятельной работы в процессе обучения, что в свою очередь определило необходимость специальной подготовки студентов в области работы с информацией.

Цели и задачи учебной дисциплины «Основы информационной культуры личности»

Основные цели:

- формирование целостного представления о роли и месте информационной культуры в жизни современного общества, различных социальных групп и личности;

- получение представлений об информационной культуре как интегративном междисциплинарном научном направлении и области деятельности;

- ормирование информационного мировоззрения личности как основы развития профессионального самосознания в целях личного профессионального саморазвития и постоянного повышения уровня профессиональной квалификации.

Общими задачами изучения курса для студентов всех направлений подготовки являются:

- формирование информационной компетентности в области профессиональных информационных ресурсов;

- формирование информационной компетентности в области поиска информации в традиционной и электронной информационной среде;

- формирование информационной компетентности в области анализа, синтеза и критической оценки профессиональной информации;

- формирование информационной компетентности в области самостоятельной

подготовки информационных продуктов по основным видам профессиональной деятельности.

Специфическими задачами для отдельных категорий обучаемых являются:

Для бакалавров по направлению 071900 «Библиотечно-информационная деятельность»:

- овладение технологией формирования информационной культуры различных категорий пользователей библиотеки.

Для бакалавров по направлению 230700 «Прикладная информатика».

- овладение технологией информационного обучения основам информационной культуры личности различных категорий пользователей автоматизированных информационных систем.

Для аспирантов университета культуры и искусств:

- овладение технологией поиска и аналитико-синтетической переработки информации в целях получения нового знания;

- расширение, углубление и систематизация знаний и умений по работе с информацией как основы качественного информационного самообеспечения профессиональной деятельности вузовского педагога, исследователя.

Состав и структура комплекса учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности»

Комплекс включает в свой состав восемь рабочих учебных программ, в том числе программу для аспирантов, рассчитанную на послевузовское обучение, а также семь программ по следующим направлениям (профилям) подготовки в бакалавриате:

- 033000 «Культурология»;

- 050100 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Музыка»;

- 050400 «Психолого-педагогическое образование» и профилю подготовки «Психология и социальная педагогика»;

- 071900 «Библиотечно-информационная деятельность»;

- 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», профиль подготовки «Культурный туризм и экскурсионная деятельность»;

- 100400 «Туризм»;

- 230700 «Прикладная информатика».

Курс «Основы информационной культуры личности» входит в состав вариативной части основной образовательной программы бакалавриата.

Разработку комплекса программ осуществил творческий коллектив преподавателей и научных сотрудников КемГУКИ:

- Гендина Н. И., доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор НИИ ИТ СС КемГУКИ;

- Стародубова Г. А., кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией формирования информационной культуры НИИ ИТ СС КемГУКИ, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций;

- Рябцева Л. Н., старший научный сотрудник НИИ ИТ СС КемГУКИ;

- Лазарева Л. И., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой социальной педагогики КемГУКИ;

- Родионова Д. Д., кандидат философских наук, доцент кафедры музейного дела;

- Сергеева Е. Ф., кандидат исторических наук, доцент, начальник учебно-методического управления КемГУКИ.

В основу разработки комплекса были положены результаты исследований НИИИТ СС КемГУКИ, обеспечивающего на протяжении более чем десяти лет разработку теоретических основ формирования учебной дисциплины «Основы информационной культуры личности» и ее методическое обеспечение [1; 7; 8].

Структура рабочих учебных программ

1. Все программы имеют единую структуру и включают две части: собственно учеб-

ную программу и приложение. Состав приложений унифицирован и включает следующие выборочные перечни информационных ресурсов по конкретному направлению (профилю) подготовки бакалавра: нормативно-правовых документов (документы международно-

го, федерального и регионального уровней, ГОСТы, Модельные стандарты библиотек (только для учебной программы по направлению 071900 «Библиотечно-информационная деятельность»); текущих библиографических указателей и баз данных; профильных периодических изданий; журналов по смежным отраслям; справочных изданий традиционного и электронного типа; учебников и учебных пособий; научных изданий и трудов ведущих специалистов; информационных ресурсов Интернета; сайтов высших учебных заведений, ведущих подготовку кадров по конкретному направлению (профилю) подготовки бакалавра, а также выборочные перечни информационных продуктов, выполняемых бакалаврами по конкретному направлению (профилю) подготовки бакалавра.

Приложение играет важную роль в составе каждой учебной программы, представляя собой микросправочник информационных ресурсов по определенному направлению подготовки бакалавров. Оно позволяет сделать обозримым изучаемую студентами предметную область, четко обозначить границы используемого понятийнотерминологического аппарата.

Особенности построения комплекса учебных программ

При построении комплекса учебных программ были использованы взаимодополняющие подходы: деятельностный, компе-тентностный, системный, метапредменый, предметный.

Деятельностный подход обусловил анализ ФГОС ВПО и выявление видов деятельности по соответствующему направлению

(профилю) подготовки бакалавров. В результате были получены следующие данные (табл. 1).

Таблица 1

Распределение основных видов деятельности, предусмотренных ФГОС ВПО, по направлениям (профилям) подготовки

Номера направлений (профилей) подготовки: 1 - 033000 «Культурология»,

2 - 050100 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», 3 - 050400 - «Психо-лого-педагогическое образование», профиль

«Психология и социальная педагогика», 4 - 071900 «Библиотечно-информационная деятельность», 5 - 072300 «Музеоло-

гия и охрана объектов культурного и природного наследия», 6 - 100400 «Туризм», 7 - 230700 «Прикладная информатика».

Выявленные виды профессиональной деятельности будущих бакалавров были взяты за основу при разработке содержания всей учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» иособенно раздела 4 «Технология подготовки информационных продуктов», обеспечивая профилирование курса и его прикладную направленность.

Компетентностный подход

Все включенные в состав данного комплекса учебные программы, независимо от направления (профиля) подготовки, направлены на формирование одной из ключевых компетентностей современного человека - информационной, включающей готовность искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем профессиональной деятельности и личных целей.

Методом экспертной оценки в текстах ФГОС ВПО по каждому из направлений (профилей) подготовки бакалавров были выявлены общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), связанные с формированием готовности выпускника университета культуры и искусств работать с информацией, используя для этого персональный компьютер и информационные технологии. После устранения синонимии в названиях компетенций, их группировки и обобщения было проведено распределение общекультурных и профессиональных компетенций по четырем разделам курса «Основы информационной культуры личности» (см. табл. 2).

№ п/п Вид деятельности Номер направления (профиля) подготовки

1 2 3 4 5 6 7

1. Производственно- технологическая + + + + +

2. Проектная + + + + +

3. Организационно- управленческая + + + + +

4. Научно- исследовательская + + + + + +

5. Культурно-про светительская + + +

6. Аналитическая + +

7. Психолого- педагогическая + +

8. Методическая +

9. Информационно- аналитическая +

10. Преподавательская +

11. Педагогическая +

12. Социально- педагогическая +

13. Образовательная +

14. Сервисная +

15. Экспертная +

Таблица 2

Распределение общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО, по разделам курса «Основы информационной культуры личности»

Раздел курса Состав компетенций

Обшекультурные компетенции Профессиональные компетенции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура 1) способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; 2) владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; 3) способен использовать нормативные правовые документы (международные и отечественные) в своей деятельности и соответствующей предметной области; 4) способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях 1) способен использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности; 2) способен использовать на практике основы действующего законодательства в сфере своей деятельности

Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения 1) способен находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию... с использованием информационнокоммуникационных технологий; 2) способен самостоятельно находить и использовать различные источники информации при проектировании информационного продукта (культурного, туристского)

Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации 1) способен логически верно выстраивать устную и письменную речь; 2) способен формулировать и высказывать свои мысли, выступать публично и работать с научными текстами; 3) способен понимать, изучать и критически анализировать научную информацию... используя адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации 4) владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией

Окончание таблицы 1

Раздел курса Состав компетенций

Обшекультурные компетенции Профессиональные компетенции

Раздел IV. Технология подготовки информационных продуктов способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики 1) способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; 2) готов использовать современные информационные технологии при разработке и реализации новых информационных продуктов (культурных, туристских и др.); 3) гоов применять современные ИТ для формирования баз данных в своей предметной области; 4) способен разрабатывать и реализовывать с учетом отечественного и зарубежного опыта, различные программы (учебные, образовательные, культурно-воспитательные, культурно-просветительские, программы социального сопровождения и поддержки, региональные программы сохранения и освоения культурного и природного наследия и др.); 5) способен готовить и оформлять результаты научных исследований, научные отчеты, аналитические справки и пояснительные записки, обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности; 6) способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания

Данная таблица отражает информационные компетенции, общие для всех направлений (профилей) подготовки бакалавров. Эти компетенции связаны с получением, хранением, переработкой информации, применением компьютера, информационных технологий и подготовкой на этой основе

самостоятельных информационных продуктов в соответствии с основными видами профессиональной деятельности. В эту таблицу не включены специфические информационные компетенции, формирование которых характерно лишь для двух направлений подготовки: 071900 «Библиотечно-

информационная деятельность» - «обладать готовностью к формированию информационной культуры пользователей библиотек» и 230700 «Прикладная информатика» -«способностью обучать пользователей». Эти компетенции связаны с задачами трансляции информационно-библиотечными работниками информационных знаний и умений, формированием информационной культуры различных категорий пользователей библиотек и автоматизированных информационных систем.

В целом курс «Основы информационной культуры личности» базируется на комплексе компетенций, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности выпускника университета культуры и искусств: производственно-технологической,

организационно-управленческой, научно-исследовательской, проектной, культурно-просветительской и др. В совокупности эти компетенции определяют готовность выпускника к самостоятельной, ответственной, продуктивной деятельности, связанной с решением личностных и профессиональных задач в современном информационном пространстве, перенасыщенном разнородной, неоднозначной и противоречивой информацией.

Системный подход

Применение системного подхода, во-первых, позволяет обеспечить целостность представления феномена информационной культуры, преодолеть за счет введения единой методологической базы изолированность при рассмотрении таких его традиционных компонентов, как библиотечно-библиографические знания, культура чтения, компьютерная грамотность, интернет-грамотность и т. п. Учебная программа курса «Основы информационной культуры личности» -это целостная система, включающая четыре неразрывно взаимосвязанных между собой раздела:

1) «Информационные ресурсы общества и информационная культура»;

2) «Основные типы информационнопоисковых задач и алгоритмы их решения»;

3) «Аналитико-синтетическая переработка источников информации»;

4) «Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов».

Именно целостная совокупность этих разделов позволяет сформировать у студентов систему информационных знаний и умений, а на их основе - информационных компетенций, обеспечивающих успешную работу по поиску, переработке, критическому анализу и эффективному использованию информации.

Во-вторых, системный подход предполагает определение роли и места курса «Основы информационной культуры личности» в составе реализуемых основных образовательных программах (ООП) соответствующего направления (профиля подготовки), а также учет междисциплинарных отношений с наиболее тесно связанными с данным курсом учебными дисциплинами - «Введение в профессию (специальность)» и «Основы НИР» (Организация НИР).

Сопоставительный анализ общекультурных и профессиональных компетенций, формируемых тремя учебными дисциплинами -«Основы информационной культуры личности», «Введение в профессию», «Основы научных исследований», позволил выявить взаимосвязи и размежевание этих курсов. В табл. 3-4 представлены взаимосвязи сравниваемых учебных дисциплин. Приведенные в таблицах формулировки компетенций являются результатом их группировки, устранения синонимии, ликвидации повторов и обобщения.

Таблица 3

Взаимосвязи учебных дисциплин «Основы информационной культуры личности» и «Введение в профессию»

№ п/п Компетенции, формируемые курсом «Введение в профессию» Разделы курса «Основы информационной культуры личности», направленные на формирование данной компетенции

1. Способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура

2. Обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура

3. Владеет основами речевой профессиональной культуры Раздел 4. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов

4. Способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач Все разделы курса

5. Способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура

6. Способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий, может критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной и научно-исследовательской работе студентов

7. Способен критически переосмысливать накопленный опыт Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной и научно-исследовательской работе студентов

8. Способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения Все разделы курса

9. Способен к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию, профессиональной переподготовке и повышению своей квалификации и мастерства Все разделы курса

10. Способен к профессиональной мобильности, изменению при необходимости профиля профессиональной деятельности Все разделы курса

Таблица 4

Взаимосвязи учебных дисциплин «Основы информационной культуры личности» и «Основы научных исследований»

№ п/п Компетенции, формируемые курсом «Основы научных исследований» Разделы курса «Основы информационной культуры личности», направленные на формирование данной компетенции

l. Владеет основными положениями, законами, категориями и концепциями... наук Все разделы курса, в том числе Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной и научноисследовательской работе студентов

2. Способен осуществлять сбор и первичную обработку эмпирической информации (об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями, об индивидуальных особенностях детей и т. п.) Раздел l. Информационные ресурсы общества и информационная культура; Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения; Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной и научноисследовательской работе студентов

3. Способен применять современные методы, методики и технологии... научного исследования Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной и научно-исследовательской работе студентов; Раздел 4. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов

4. Способен использовать при решении социальных и профессиональных задач: • методы научного исследования (теоретического и экспериментального исследования); • прикладные методы исследовательской деятельности; • методы группы наук (социальных, гуманитарных, экономических, естественнонаучных); • методы конкретных наук (культурологии, историко-культурного и музеологического знания, исторический метод); • математические методы (методы математической обработки информации, математического анализа и моделирования, методы системного анализа и т. п.); • методы качественные и количественные; • методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях; • методы диагностики (социальной диагностики, диагностирования достижений обучающихся); • методы проектирования; • методы оценки качества и надежности при проектировании; • методы мониторинга Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной и научно-исследовательской работе студентов

Окончание таблицы 4

№ п/п Компетенции, формируемые курсом «Основы научных исследований» Разделы курса «Основы информационной культуры личности», направленные на формирование данной компетенции

5. Способен к оформлению результатов научных исследований: научных отчетов, обзоров, аналитических справок и пояснительных записок и др. Раздел 4. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов

Для каждой из сравниваемых учебных дисциплин курс «Основы информационной культуры личности» выступает в качестве информационной базы, служащей основой для формирования специфических, адекватных их целям компетенций. В свою очередь обшекультурные и профессиональные компетенции, на формирование которых ориентированы курсы «Введение в профессию» и «Основы научных исследований» показывают возможности профилирования курса «Основы информационной культуры личности», его максимальной направленности на будущую профессиональную деятельность бакалавров. Для этой же цели при разработке программ использовалось сочетание инвариантной и вариативной частей курса, метапредметного и предметного подходов.

Сочетание метапредметного и предметного подходов

Метапредметность курса «Основы информационной культуры личности» проявляется в том, что он формирует метаумения - усвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки, включая, прежде всего, информационно-логические навыки: анализ, синтез, классификацию,

обобщение, систематизацию, интерпретацию, экстраполяцию, оценку, аргументацию, умение сворачивать и разворачивать информацию, а также способность использовать персональный компьютер и информационно-

коммуникационные технологии для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации.

Формирование метаумений направлено на развитие критического и творческого мышления, способность личности не принимать на веру любую полученную информацию, подвергать ее логической оценке и анализу, находить новые самостоятельные решения для нестандартных ситуаций, комбинировать известные способы деятельности с новыми. В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения, поскольку они определяют профессиональное мастерство и возможности быстрой адаптации выпускников университета в условиях частой смены научно-технической парадигмы, производственных и социальных технологий.

Метапредметный подход неразрывно связан с предметным подходом. В рамках курса «Основы информационной культуры личности» это проявляется в профилировании содержания всех разделов и тем курса в соответствии с направлением (профилем подготовки). Особенно наглядно влияние изучаемой предметной области (культурология, социальная педагогика, прикладная информатика и т. д.) прослеживается в составе Приложения к каждой учебной программе, отражающем специфику информационных ресурсов, видов профессиональной деятельности и порождаемых ею информационных продуктов.

Назначение и функции комплекса учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности»

Комплекс учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» подготовлен как учебное пособие для университетов культуры и искусств, осуществляющих подготовку кадров высшей квалификации по широкому спектру направлений от 033000 «Культурология» до 230770 «Прикладная информатика» и разным уровням: бакалавриат и аспирантура.

Учебные программы, входящие в состав комплекса, предназначены для:

- ориентации в структуре, содержании, объеме и порядке изучения курса «Основы информационной культуры личности»;

- контроля и самоконтроля за результатами обучения и освоения учебного материала студентами и аспирантами;

- навигации в основных нормативноправовых, справочных, учебных, научных изданиях, интернет-ресурсах по направлению и профилю подготовки бакалавров и научной специальности, теме диссертации аспирантов;

- стимуляции и развития профессионального самообразования студентов и аспирантов.

Данное пособие призвано служить источником учебной и справочной информации не только для студентов и аспирантов, но и для преподавателей специальных дисциплин.

Исходя из задач интенсификации обучения, повышения роли самостоятельной работы студентов, качественно новых возможностей, которые появились в связи с внедрением в учебный процесс информационнокоммуникационных технологий, каждая из учебных программ, входящих в состав комплекса, позволяет не только составить целостное представление об учебной дисциплине «Основы информационной культуры личности», но и может быть использована студентами при выполнении контрольных,

курсовых и дипломных работ, при подготовке к зачетам и экзаменам по циклу дисциплин профессиональной подготовки. Основными функциями комплекса учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» в учебном процессе являются: ориентировочная, справочная, контролирующая, диагностическая, стимулирующая, развивающая.

ФГОС ВПО третьего поколения как основа разработки комплекса учебных программ: возможности и ограничения

Разработка комплекса учебных программ по семи направлениям подготовки бакалавриата позволила выявить возможности и ограничения третьего поколения вузовских образовательных стандартов как рабочего инструмента, позволяющего вузовским преподавателям создавать учебно-методическое обеспечение на единых методологических основаниях, обеспечивать соблюдение дидактических принципов системности, последовательности, преемственности.

Важнейшим достоинством ФГОС ВПО третьего поколения является наличие перечня видов профессиональной деятельности, общекультурных и профессиональных компетенций, дающих возможность моделировать содержание рабочих учебных программ более целенаправленно и четко. Наряду с этим стандарты содержат явное указание тех информационных продуктов, которые интегрируют результаты профессиональной подготовки целого ряда учебных дисциплин. В таблице приведены результаты анализа семи ФГОС ВПО с точки зрения отражения в них информационных продуктов, аккумулирующих широкий спектр информационных знаний, умений и навыков. Как правило, эти информационные продукты указываются в составе профессиональных задач, соотнесенных в соответствии с видами профессиональной деятельности, либо при формулировке профессиональных компетенций (см. табл. 5).

Таблица 5

Основные виды информационных продуктов, которые должны создавать (способны готовить) бакалавры

№ п/п Направление (профиль) подготовки Состав информационных продуктов в соответствии с видами профессиональной деятельности и профессиональными компетенциями, заданными ФГОС ВПО

1. 033000 «Культурология» Виды профессиональной деятельности: научно-исследовательская: • обзоры, аннотации, рефераты и библиографии по тематике проводимых исследований, статьи, презентации; научные отчеты; сообщения, доклады, заявки на проекты; научное описание социокультурных проектов; организационно-управленческая: • нормативная и техническая документация (графики работ, инструкции, планы, заявки, отчеты); производственно-технологическая: • схемы, таблицы, графики, отчетность по утвержденным формам, нормативные методические документы, проекты, различные типы текстов (академических, официально-деловых, публицистических, рекламных); культурно-просветительная: • художественно-творческие планы, художественные программы; преподавательская: • образовательные программы. Профессиональные компетенции: • научные отчеты, обзоры, аналитические карты пояснительные записки (ПК-3)

2. 050100 «Педагогическое образование», профиль «Музыка» Профессиональные компетенции: • тексты профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5); • учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); • культурно-просветительские программы (ПК- 9)

3. 050400 «Психологопедагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика» Виды профессиональной деятельности: В области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в специальном и инклюзивном образовании: • психологическое заключение. Общие и профессиональные компетенции: • психологическое заключение; научные тексты (ОК-5); • профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности (ПКПП-10)

Продолжение таблицы 5

№ п/п Направление (профиль) подготовки Состав информационных продуктов в соответствии с видами профессиональной деятельности и профессиональными компетенциями, заданными ФГОС ВПО

4. 071900 «Библиотечно- информационная деятельность» Виды профессиональной деятельности: производственно-технологическая: • информационно-поисковые системы и базы данных; организационно-управленческая: • локальная нормативная и организационно-управленческая документация; проектная деятельность: • библиотечно-информационные продукты; информационно-аналитическая: • информационно-аналитическая продукция; психолого-педагогическая: • образовательные и социокультурные программы для населения. Профессиональные компетенции: • документные фонды, базы и банки данных (ПК-3); проектная деятельность: • комплексные инновационные проекты и программы развития библиотечно-информационной деятельности (ПК-19); информационно-аналитическая деятельность: • информационно-аналитическая продукция (ПК-31)

З. 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» Виды профессиональной деятельности: научно-исследовательская : • списки объектов историко-культурного и природного наследия; обзоры, аннотации, рефераты и библиографии по тематике проводимых исследований, презентации; научные отчеты; научные статьи, доклады, тезисы; сообщения; организационно-управленческая: • программы сохранения и освоения культурного и природного наследия; производственно-технологическая: • реестры памятников изучаемой территории и формирование Государственного кадастра; справочный аппарат, компьютерные базы данных; проектная: • проекты по музеефикации памятников истории и культуры, территорий; культурно-просветительская: • культурно-образовательные программы.

Окончание таблицы 5

№ п/п Направление (профиль) подготовки Состав информационных продуктов в соответствии с видами профессиональной деятельности и профессиональными компетенциями, заданными ФГОС ВПО

Профессиональные компетенции: • выставочные и экспозиционные проекты (ПК-13); • проекты региональных программ сохранения и освоения культурного и природного наследия, в том числе - в туристической сфере (ПК-14); • новые культурные продукты (ПК-15)

6. 100400 «Туризм» Виды профессиональной деятельности: проектная: • программы туров, турпакетов, экскурсионные программы и другие продукты туристской деятельности. Профессиональные компетенции: • туристский продукт (ПК-5)

7. 230700 «Прикладная информатика» Виды профессиональной деятельности: проектная: • технические задания; организационно-управленческая: • презентации проектов; научно-исследовательская: • обзоры, аннотации, рефераты, научные доклады, публикации, библиографии по научно-исследовательской работе в области прикладной информатики. Профессиональные компетенции: • обзоры научной литературы и электронных информационнообразовательных ресурсов для профессиональной деятельности (ПК-22)

Как следует из данной таблицы, разработчикам рабочих учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» становится возможным четко профилировать содержание каждого из разделов, потому что ФГОС ориентирует на достижение того результата (информационного продукта), в котором аккумулируются все действия с информацией. Ведь для того чтобы создать с помощью компьютера и ИКТ любой из информационных продуктов, от обзора публикаций до конкретного образовательного, культурно-просветительного проекта или региональной программы сохранения и

освоения культурного и природного наследия, необходимо сначала провести поиск, обработку, анализ и критическую оценку информации. Лишь на такой информационной основе возможного создание подлинно нового, креативного продукта (информационного, туристского, культурного и т. д.).

Однако анализ ФГОС третьего поколения как инструмента разработки рабочих учебных программ выявил не только его безусловные достоинства, но и явные недостатки. В таблице 6 приводятся результаты сопоставления семи анализируемых ФГОС ВПО по областям, объектам и видам профессиональной деятельности.

Таблица 6

Сопоставление ФГОС ВПО по областям, объектам и видам профессиональной деятельности

Направление (профиль подготовки) Область профессиональной деятельности Объекты профессиональной деятельности Виды профессиональной деятельности

033000 «Культуро- логия» Культурология и социально-гуманитарное знание, культурная политика и управление, сохранение культурного и природного наследия, социокультурные и массовые коммуникации, образование Фундаментальные проблемы теории и истории культуры; культурные формы, процессы, практики в истории и современности; культурное и природное наследие; способы производства культурных значений, средства их распространения, закрепления и потребления в публичной и приватной сферах жизни общества; формы, способы и средства культурных массовых коммуникаций; межличностные и межкуль-турные взаимодействия в глобальном и локальном измерениях; просвещение и образование в сфере культуры - научноисследовательская; - организационноуправленческая; - проектноаналитическая и экспертная; - производственнотехнологическая; - культурнопросветительская; - преподавательская

050100 «Педаго- гическое образование», профиль «Музыка» Образование, социальная сфера, культура Обучение, воспитание, развитие, образовательные системы - педагогическая; - культурнопросветительская; - научноисследовательская

050400 «Психолого- педагогческое образование», профиль «Психология и социальная педагогика» Образование (общее, коррекционное, инклюзивное); социальная сфера; здравоохранение; культура Обучение; воспитание; индивидуально-личностное развитие обучающихся; здоровье обучающихся; психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида; социализация - психолого-педагоги-ческое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования; - психолого-педагоги-ческое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании;

Продолжение таблицы 6

Направление (профиль подготовки) Область профессиональной деятельности Объекты профессиональной деятельности Виды профессиональной деятельности

- социально-педагогическая деятельность; - образовательная деятельность в дошкольном образовании; - образовательная деятельность на начальной ступени общего образования

071900 «Библио- течно- информа- ционная деятельность» Практическая деятельность по формированию и использованию библиотечноинформационных ресурсов, сохранению документного наследия, формированию информационной культуры общества Библиотечно-информационная деятельность по удовлетворению потребностей общества в информационных ресурсах; формирование и организация документных ресурсов общества; оптимизация функционирования библиотечноинформационных сетей и систем; использование современных информационнокоммуникационных технологий библиотечноинформационной деятельности; применение психологопедагогических методик, содействующих духовнонравственному развитию личности и формированию информационной культуры - производственнотехнологическая; - организационноуправленческая; - проектная; - научноисследовательская и методическая; - информационноаналитическая; - психологопедагогическая

072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» Музеи и учреждения музейного типа, художественные галереи (государственные, общественные, ведомственные, частные); библиотеки, архивы; фонды; общественные организации; реставрационные мастерские; Культурное и природное наследие, их сохранение и актуализация; возникновение, развитие и функционирование музеев и учреждений музейного типа; формы и средства музейной коммуникации - производственнотехнологическая; - научноисследовательская; - организационноуправленческая; - культурнопросветительская; - проектная

Продолжение таблицы 6

Направление (профиль подготовки) Область профессиональной деятельности Объекты профессиональной деятельности Виды профессиональной деятельности

экскурсионные бюро и туристические фирмы; научно-исследовательские институты и экспертноаналитические центры; органы управления объектами культурного и природного наследия разного уровня и ведомственной подчиненности; образовательные учреждения, центры эстетического воспитания; средства массовой информации

100400 «Туризм» Разработка и реализация туристского продукта, обладающего качествами, удовлетворяющими требования потребителей, организация комплексного туристского обслуживания в основных секторах туристской индустрии Потребители услуг туристской индустрии (индивидуальные или корпоративные клиенты), их потребности; туристский продукт; технологические процессы предоставления услуг туристской индустрии; результаты интеллектуальной деятельности; нематериальные активы, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании; средства размещения, предприятия питания, объекты экскурсионной деятельности, спортивнооздоровительных услуг, средства транспорта, иные предприятия туристской индустрии и другие объекты, связанные с разработкой и реализацией туристского продукта; - проектная; - производственнотехнологическая; - организационноуправленческая; - сервисная; - научноисследовательская

Окончание таблицы 6

Направление (профиль подготовки) Область профессиональной деятельности Объекты профессиональной деятельности Виды профессиональной деятельности

информационные ресурсы и системы, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

230700 «Прикладная информатика» Системный анализ прикладной области, формализация решения прикладных задач и процессов ИС; разработка требований к созданию и развитию ИС и ее компонентов; технико-экономиче ское обоснование проектных решений; разработка проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов и создание ИС в прикладных областях; реализация проектных решений с использованием современных информационнокоммуникационных технологий и технологий программирования; внедрение проектов автоматизации решения прикладных задач и создания ИС; управление проектами информатизации предприятий и организаций; обучение и консалтинг по автоматизации решения прикладных задач; сопровождение и эксплуатация ИС; обеспечение качества автоматизации и информатизации решения прикладных задач и создания ИС Данные, информация, знания; прикладные и информационные процессы; прикладные информационные системы. Особенности объектов профессиональной деятельности деятельности определяются характером прикладной области, уточняемой спецификой профилей подготовки, к которым относятся: Экономика, Менеджмент, Юриспруденция, Государственное и муниципальное управление, Социология, Дизайн, Химия, Геодезия, Психология, Образование, Социальная сфера, Информационная сфера, Искусство и гуманитарные науки, Геоинформатика, Здравоохранение, Сервис, Архитектура, Социальнокультурная сфера, Социальные коммуникации - проектная; - производственнотехнологическая; - организационноуправленческая; - аналитическая; - научноисследовательская

Результаты сопоставительного анализа ФГОС ВПО по областям, объектам и видам профессиональной деятельности позволяют утверждать следующее.

Несмотря на наличие инструктивнометодических материалов по реализации деятельностно-компетентностного подхода в ФГОС третьего поколения [2; 3], у разработчиков стандартов отсутствует единое понимание того, что является областью и объектом профессиональной деятельности бакалавров. В качестве областей профессиональной деятельности бакалавров выступают логически разнородные понятия:

а) названия наук и областей знания (культурология и социально-гуманитарное знание);

б) наименование отраслей непроизводственной сферы народного хозяйства (образование, здравоохранение, социальная сфера);

в) перечень видов практической деятельности (практическая деятельность по формированию и использованию библиотечноинформационных ресурсов и т. п.);

г) перечень типов учреждений и организаций, в которых могут быть востребованы бакалавры (музеи и учреждения музейного типа, художественные галереи, библиотеки, архивы; фонды, образовательные учреждения, центры эстетического воспитания и др.);

д) перечень технологических процессов, которые бакалавры призваны реализовывать в своей профессиональной деятельности (разработка и реализация туристского продукта; системный анализ прикладной области, формализация решения прикладных задач и процессов информационных систем и т. д.).

В качестве объектов профессиональной деятельности бакалавров также выступают логически разнородные понятия:

- абстрактные категории (фундаментальные проблемы теории и истории культуры; культурные формы и т. п.);

- процессы (обучение, воспитание, развитие, формирование и организация документных ресурсов общества; оптимизация функционирования библиотечноинформационных сетей и систем и др.);

- объекты (культурное и природное наследие, формы и средства музейной коммуникации, потребители услуг туристской индустрии, данные, информация, знания; прикладные и информационные процессы; прикладные информационные системы и др.).

При выделении и формулировке видов профессиональной деятельности у разработчиков ФГОС наблюдается отсутствие единого подхода, нарушение принципов системности и объективности. Так, наряду с пониманием отдельных видов профессиональной деятельности как обобщенных типов профессиональных задач (производство и технология, организация и управление, исследование, образование, просвещение, проектирование, сервис, экспертиза и т. д.), в некоторых стандартах для обозначения видов профессиональной деятельности используются несопоставимые, узкопрофессиональные понятия. Например, разработчики ФГОС по направлению 050400 «Пси-холого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика» используют в качестве наименования вида профессиональной деятельности понятие «Психолого-педагогическое сопровождение» (образования, детей) и др.

Для наименований видов профессиональной деятельности в стандартах применяются категории различной степени общности. Так, наряду с выделением проектной, аналитической деятельности в самостоятельные виды профессиональной деятельности, в ФГОС по направлению 033000 «Культу-

рология» используется понятие «проектноаналитическая и экспертная деятельность», в ФГОС по направлению 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» в единый вид деятельности объединяются научноисследовательская и методическая.

Нарушение принципов системности и объективности проявляется в том, что при сопоставлении ФГОС родственных направлений выявлена неопределенность и субъективизм в количественных и качественных показателях, характеризующих виды профессиональной деятельности в том или ином стандарте, рассогласование между внутренними параметрами стандартов. Например, в стандарте по направлению 033000 «Культурология» имеет место противоречие между объектом профессиональной деятельности - «просвещение и образование в сфере культуры» и профессиональной компетентностью - способностью осуществлять воспитательную и педагогическую деятельность в общеобразовательных учреждениях (ПК-19) (выделено мной - Н. Г.).

Важнейшим при этом является вопрос о критериях, на основании которых выделяется как количество видов профессиональной деятельности, так и их состав. Не понятно, почему для одних направлений подготовки предусмотрен тот или иной вид деятельности, а для других нет? В частности, удивляет отсутствие такого вида деятельности, как научно-исследовательская для ФГОС по 050400 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика».

Всего при анализе ФГОС было выявлено 15 наименований видов профессиональной деятельности. Максимальное количество -шесть видов деятельности - характеризует подготовку бакалавров по направлениям 071900 «Библиотечно-информационная дея-

тельность» и 033000 «Культурология», минимальное - три вида - названо в стандартах по направлению 050100 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», и направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика». Наиболее типичными являются производственно-технологическая, организационно-управленческая, проектная, научно-исследовательская виды профессиональной деятельности.

В понятийно-терминологическом аппарате, используемом в анализируемых ФГОС ВПО, имеет место не унифицированная терминология: синонимия в названиях видов деятельности, методов, формулировки компетенций. Разработчики ФГОС именуют родственные виды деятельности по-разному. Например, как наглядно видно в табл. 1 и табл. 6, в текстах ФГОС ВПО фигурируют образовательная, педагогическая, преподавательская и психолого-педагогическая деятельность, границы между которыми достаточно «размыты» и неопределенны.

Использование стандартов затрудняет включение в их состав понятий, не имеющих четких дефиниций: «культурные значения» «культурные формы», «культурные массовые коммуникации», «новые культурные продукты», «глобальное и локальное измерение» (033000 «Культурология»); «новые культурные продукты», «туристский продукт» (100400 «Туризм») и др.

Самостоятельной проблемой, существенно ограничивающей возможности использования ФГОС третьего поколения как инструмента разработки рабочих учебных программ, является отсутствие в большинстве из анализируемых стандартов указания на то, где, в каких конкретно типах и видах учреждений, организаций, фирм и т. п. призван работать будущий бакалавр (см. табл. 7).

Таблица 7

Представленность типа, вида учреждения, организации - потенциального места работы бакалавра в анализируемых ФГОС ВПО

№ п/п Направление (профиль) подготовки Наличие/отсутствие указания на конкретный тип, вид учреждения, организации - потенциального места работы бакалавра

1. 033000 «Культурология» 4.3. Бакалавр по направлению подготовки 033000 «Культурология» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: • в научно-исследовательских институтах и центрах, музеях, библиотеках, архивах; • в органах федерального, регионального, муниципального государственного управления; в аналитических центрах, общественных и государственных организациях; работа в фирмах и консалтинговых компаниях, общественных и государственных организациях; в системе печатных и электронных средств массовых коммуникаций, издательствах, рекламноинформационных и туристических агентствах, в системе маркетинговых коммуникаций; • в организациях и учреждениях культуры (музеях, библиотеках, культурных центрах); • в образовательных учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования

2. 050100 «Педагогическое образование», профиль «Музыка» нет

3. 050400 «Психологопедагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика» нет

4. 071900 «Библиотечно- информационная деятельность» Библиотеки (Примечание: стандарт не выделяет их в составе областей и видов профессиональной деятельности, они упоминаются лишь в составе профессиональных компетенций)

5. 072300 «Музеология и охрана объектов культурного природного наследия» 4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: • музеи и учреждения музейного типа, художественные галереи (государственные, общественные, ведомственные, частные); • библиотеки, архивы; фонды; общественные организации; • реставрационные мастерские; • экскурсионные бюро и туристические фирмы; • научно-исследовательские институты и экспертно-аналитические центры; • органы управления объектами культурного и природного наследия разного уровня и ведомственной подчиненности; • образовательные учреждения, центры эстетического воспитания; средства массовой информации.

Окончание таблицы 7

№ п/п Направление (профиль) подготовки Наличие/отсутствие указания на конкретный тип, вид учреждения, организации - потенциального места работы бакалавра

4.3. Бакалавр по направлению подготовки 072300 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия готовится к следующим видам профессиональной деятельности: • научно-исследовательская деятельность: • в высших учебных заведениях; • организационно-управленческая деятельность: • в органах федерального, регионального, муниципального государственного управления; • культурно-просветительская деятельность: • в экскурсионных бюро и туристических фирмах

6. 100400 «Туризм» нет

7. 230700 «Прикладная информатика» нет

Отсутствие в ряде стандартов указания на типы, виды учреждений и организаций, их «отстраненность» от будущих мест работы бакалавров входит, на наш взгляд, в противоречие с основными идеями разработки ФГОС ВПО третьего поколения -ориентацией на результат обучения и активное участие представителей работодателей в разработке и экспертизе стандартов, что зафиксировано в соответствующих законах РФ [5; 6], реализацией компетентност-ного, то есть практикоориентированного подхода, не согласуется с одной из важнейших задач Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. -«приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда» [4].

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Потребность в специальной информационной подготовке выпускников университета обусловлена как минимум двумя причинами: во-первых, задачами успешного овладения основной образовательной про-

граммой в период обучения, во-вторых, задачами плодотворной будущей профессиональной деятельности. Совершенно очевидно, что без способности самостоятельно находить, анализировать и обрабатывать научную информацию с использованием персонального компьютера и информационнокоммуникационных технологий невозможно реализовать такое важнейшее требование ФГОС ВПО третьего поколения, как сокращение объема аудиторных часов и увеличение объемов самостоятельной работы студентов. В свою очередь самостоятельная работа студентов современного университета предполагает значительное увеличение доли интерактивных занятий на основе информационных образовательных технологий, активное освоение электронного образовательного контента, представленного в Интернете и электронных библиотеках. Учебный курс «Основы информационной культуры личности» является одним из способов развития умений самостоятельно осваивать знания. Он закладывает основы умений учиться в современном вузе, дает студентам возможность

овладеть метапредметными знаниями, умениями и навыками, связанными с поиском, переработкой и эффективным использованием информации, то есть с формированием информационной компетентности и информационной культуры личности.

2. Плодотворность будущей профессиональной деятельности выпускника университета, независимо от направления (профиля) подготовки, также неразрывно связана с информационной компетентностью и информационной культурой личности. Причина этой взаимосвязи заключается в том, что выпускники университета относятся к категории работников, занимающихся интеллектуальным трудом, который предполагает, прежде всего, работу с информацией. Суть такого труда, если использовать обобщение, заключается в получении информации (зачастую разнородной и противоречивой), ее переработке (критическом анализе, сопоставлении, сравнении, классификации и синтезе) и выработке на этой основе решений, за которые работник интеллектуального труда несет ответственность. Диапазон задач, решаемых выпускниками университетов, их сложность и новизна обусловили потребность в креативной личности, способной не просто к интеллектуальной, но к инновационной деятельности. Инновационная деятельность также невозможна без информационной компетентности - способности выпускника университета самостоятельно отыскивать, осваивать, критически оценивать необходимую информацию и на этой основе находить нестандартные решения возникающих профессиональных задач.

3. Особое значение и информационная культура личности имеет для выпускников университетов культуры искусств, связанных с художественным творчеством. Новая, многообразная по форме представления информация может дать толчок воображе-

нию, рождению новых образов, стимулировать творческое мышление, интуицию. Однако такая способность предполагает наличие у личности не только определенных психофизических качеств, но и приобретаемых информационных знаний, умений, навыков, информационнного мировоззрения, которые и формируются в рамках учебного курса «Основы информационной культуры личности».

4. Информационная компетентность и информационная культура личности влияют также на профессиональную мобильность высококвалифицированных кадров, поскольку без владения приемами рациональной работы с информацией, включая использование персонального компьютера и ИКТ, приобретение новых знаний, умений и навыков существенно затрудняется, практически невозможны профессиональная переподготовка и повышение квалификации, изменение направленности профессиональной деятельности, что решающим образом определяет жизненное благополучие выпускника университета в современном динамично меняющемся мире.

5. ФГОС ВПО третьего поколения, если рассматривать их как генераторы рабочих учебных программ, позволяют реализовать на практике единую методологическую основу - компетентностный подход за счет учета государственных требований к результатам освоения ООП, выраженным в форме общекультурных и профессиональных, компетенций, обеспечить соблюдение дидактических принципов системности, последовательности, преемственности. Наличие в составе ФГО СВПО перечня видов профессиональной деятельности, общекультурных и профессиональных компетенций, информационных продуктов, которые интегрируют результаты профессиональной подготовки, открывают перед вузовскими преподавателя-

ми возможность определять содержание ра- лавров, субъективизм и отсутствие четких

бочих учебных программ более целенаправ- критериев, на основании которых выделяет-

ленно и четко. ся как количество видов профессиональной

6. Возможности использования в вузах деятельности, так и их состав, отсутствие

ФГОС ВПО третьего поколения как гене- в некоторых стандартах указания на типы и

раторов рабочих учебных программ суще- виды учреждений, организаций, фирм и т. п.,

ственно снижаются из-за нарушений прин- в которых призван работать выпускник уни-

ципов системного подхода к их построению, верситета (бакалавр). Учитывая норматив-

о чем свидетельствует проведенный анализ ный характер ФГОС третьего поколения и

стандартов по родственным направлениям то, что они в ближайшее время будут опреде-

подготовки бакалавров. К их числу относит- лять качество создаваемого вузами учебно-

ся неунифицированная терминология, от- методического обеспечения, частности,

сутствие единого (логически совместимого) учебных рабочих программ, следует преду-

подхода к трактовке областей, объектов и смотреть возможность сведения к минимуму

видов профессиональной деятельности бака- имеющихся недостатков.

Литература

1. Гендина Н. И. Информационная подготовка и медиаобразование в России и странах СНГ Проблемы формирования информационной культуры личности и продвижения идей информационной и медиаграмотности. - Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. - 186 с.

2. О разработке вузами основных образовательных программ: Инструктивное письмо Разъяснения разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v.htm

3. Богословский В. А., Караваева Е. В., Ковтун Е. Н., Коршунов С. В., Котлобовский И. Б., Мелехова О. П., Родионова С. Е., Телешова И. Г. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты. - М.: Университет. книга, 2010. - 248 с.

4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fcpro.ru/program / program-textа

5. Федеральный закон от 01.12.2007 г. - № 309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия структуры и содержания государственного образовательного стандарта» [Электронный ресурс] // Российская газета. - URL: http://www.rg.ru/2007/12/05/obrazovanie-stansart-dok.html

6. Федеральный закон от 01.12.2007 г. - № 307-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» [Электронный ресурс] // Российская газета. - URL: http://www.rg.ru/2007/12/06/ obrazovanie-dok.html

7. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. - М.: Межрегион. центр библиотечного сотрудничества, 2006. - 512 с.

8. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А., Скипор И. Л. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие. -2-е изд., перераб. - М.: Школьная б-ка, 2003. - 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.