Научная статья на тему 'Профессиональная педагогическая подготовка студентов, обучающихся по направлению «Библиотечно-информационная деятельность»: компетентностей подход к профилизации'

Профессиональная педагогическая подготовка студентов, обучающихся по направлению «Библиотечно-информационная деятельность»: компетентностей подход к профилизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
59
Поделиться
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНЦИИ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL STANDARDS / COMPETENCE / UNDERGRADUATE / GRADUATE / LIBRARY AND INFORMATION WORK / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клюев Владимир Константинович

В статье представлена психолого-педагогическая составляющая вузовской подготовки библиотечно-информационных кадров. Дан содержательный анализ общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников бакалавриата и магистратуры по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» в части психолого-педагогической и преподавательской функциональной направленности обучения. Рассмотрены блоки психологопедагогических дисциплин базовой и вариативной частей компетентностно-ориентированных учебных планов, формирующие профильные компетенции бакалавров и магистров. Подчёркнута актуальность формирования профессиональных психолого-педагогических компетенций в рамках освоения профильных магистерских программ, в том числе в рамках сетевой программы Московского государственного института культуры совместно с Российской государственной детской библиотекой «Теория и методология библиотечного обслуживания детей».

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клюев Владимир Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PROFESSIONAL TEACHER TRAINING STUDENTS IN “LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITIES”: COMPETENCE APPROACH TO PROFILING

The article presents a psycho-pedagogical component of University education of library and information personnel. Given the analysis of the content of General and professional competencies of bachelors and masters on direction “Library and information work” in terms of psycho-pedagogical and teaching functional orientation of education. Considered blocks of psycho-pedagogical disciplines of the basic and optional parts competenceoriented curriculum forming the core competence of bachelors and masters. Underlined the urgency of formation of professional pedagogical and psychological competences within development of specialized master’s programs, including in the framework of the network program of the Moscow State Institute of Culture with the Russian State Children’s Library “Theory and methodology of library services to children”.

Текст научной работы на тему «Профессиональная педагогическая подготовка студентов, обучающихся по направлению «Библиотечно-информационная деятельность»: компетентностей подход к профилизации»

РОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

К ПРОФИЛИЗАЦИИ

УДК 02:378 В. К. Клюев

Московский государственный институт культуры

В статье представлена психолого-педагогическая составляющая вузовской подготовки библиотечно-информационных кадров. Дан содержательный анализ общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников бакалавриата и магистратуры по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» в части психолого-педагогической и преподавательской функциональной направленности обучения. Рассмотрены блоки психолого-педагогических дисциплин базовой и вариативной частей компетентностно-ориентированных учебных планов, формирующие профильные компетенции бакалавров и магистров. Подчёркнута актуальность формирования профессиональных психолого-педагогических компетенций в рамках освоения профильных магистерских программ, в том числе в рамках сетевой программы Московского государственного института культуры совместно с Российской государственной детской библиотекой «Теория и методология библиотечного обслуживания детей».

Ключевые слова: высшее образование, образовательный стандарт, компетенции, бакалавриат, магистратура, библиотечно-информационная деятельность, психолого-педагогические компетенции.

V. K. Klyuev

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

PROFESSIONAL TEACHER TRAINING STUDENTS IN "LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITIES": COMPETENCE APPROACH TO PROFILING

The article presents a psycho-pedagogical component of University education of library and information personnel. Given the analysis of the content of General and professional competencies of ba-

КЛЮЕВ ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ - кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью Московского государственного института культуры, председатель Учебно-методического совета вузов России по библиотечно-информационному образованию, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации KLYUEV VLADIMIR KONSTANTINOVICH - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor, Head of Department of management of library and information activities, Moscow State Institute of Culture, Chairman of the Training Council of Russian universities for Library and Information Education, Honored worker of higher professional education of the Russian Federation

e-mail: kluevvlad@yandex.ru © Клюев В. К., 2017

chelors and masters on direction "Library and information work" in terms of psycho-pedagogical and teaching functional orientation of education. Considered blocks of psycho-pedagogical disciplines of the basic and optional parts competenceoriented curriculum forming the core competence of bachelors and masters. Underlined the urgency of formation of professional pedagogical and psychological competences within development of specialized master's programs, including in the framework of the network program of the Moscow State Institute of Culture with the Russian State Children's Library "Theory and methodology of library services to children".

Keywords: higher education, educational standards, competence, undergraduate, graduate, library and information work, psychological and pedagogical competences.

Для цитирования: Клюев В. К. Профессиональная педагогическая подготовка студентов, обучающихся по направлению «Библиотечно-информационная деятельность»: компетентност-ный подход к профилизации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1 (75). С. 142-151.

В Примерных основных образовательных программах по направлению «Библио-течно-информационная деятельность», разработанных на базе Федеральных образовательных стандартов (ФГОСов) третьего поколения, рекомендованы следующие профили с педагогической составляющей: в бакалавриате - «Библиотечно-информационная работа с детьми и юношеством», а в магистратуре - «Социология и психология библиотечно-информа-ционного обслуживания: теория и методология», «Теория и методология биб-лиотечно-педагогической деятельности» / «Теория и методология библиотечно-информационного обслуживания детей и юношества» [10, 11].

Действующими ФГОСами [13, 14] разрешены инициативные профили, поэтому подготовку студентов можно осуществлять по особым профессиональным образовательным программам, по таким, например, как «Коммуникативная деятельность общедоступных и школьных библиотек» (СПбГИК), «Библиотечно-педагоги-ческое сопровождение школьного образования» (были экспериментальные группы на заочных отделениях КемГИК и ЧелГИК) - в бакалавриате; «Теория и ме-

тодология библиотечного обслуживания детей» (сетевой проект МГИК и РГДБ) -в магистратуре.

В то же время психолого-педагогическая составляющая присутствует во всех образовательных программах обучения, включая общие и технологические профили, поскольку в формулировках областей профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОСами ВО 3+, для бакалавров, среди другого, зафиксирована библиотечно-информационная деятельность по формированию информационной культуры общества и развитию социокультурных коммуникаций - для всех выпускников отраслевого бакалавриата, а научно-исследовательская и теоретико-методологическая деятельность по использованию библиотечно-информационных коммуникаций, развитию информационной культуры общества - для дипломированных отраслевых магистров [13, 14].

Результаты освоения студентами образовательных программ бакалавриата и магистратуры оцениваются сформирован-ностью конкретных универсальных / общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, базирующихся на полученных в вузе знаниях,

умениях и навыках [2]. Обозначим дефиниции некоторых ключевых понятий.

Под компетенцией (от лат. competere - 'соответствовать, подходить') понимается способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, а также в определённой профессиональной области. Иными словами, компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности. В свою очередь, термин «компетентность» характеризует владение, обладание человеком соответствующей компетенцией и её применение (использование) в жизни и/или в профессиональной деятельности. Выделяют три ключевых группы компетентностей: компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; компетентности, относящиеся к деятельности человека.

В процессе обучения в бакалавриате по направлению «Библиотечно-ин-формационная деятельность», наряду с иными, формируются такие зафиксированные ФГОСом ВО-3+ общепрофессиональные компетенции (ОПК), как готовность выстраивать эффективные внутри-организационные коммуникации (ОПК-4) и способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры (ОПК-6).

В свою очередь, соответствующие общепрофессиональные компетенции у ма-

гистров библиотечно-информационной деятельности любого профиля объективированы в образовательном стандарте следующим образом: способность к развитию организационной культуры и системы корпоративных коммуникаций (ОПК-2) и способность к педагогической деятельности в сфере профессионального образования (ОПК-6).

В реализуемом сейчас Федеральном образовательном стандарте высшего образования по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» в качестве возможного вида профессиональной деятельности выпускника программы бакалавриата предусмотрена психолого-педагогическая [13]. Она обеспечивается целевым формированием девяти профессиональных компетенций (ПК):

• способность к эффективному библиотечному общению с пользователями (ПК-24);

• готовность к организации воспитательно-образовательной работы средствами библиотеки (ПК-25);

• готовность к использованию психолого-педагогических подходов и методов в библиотечно-информационном обслуживании различных групп пользователей (ПК-26);

• готовность к формированию информационной культуры пользователей библиотеки (ПК-27);

• готовность к реализации библиотечных программ в соответствии с приоритетами государственной культурной политики (ПК-28);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• способность к реализации образовательных и культурно-просветительских программ для населения (ПК-29);

• способность к созданию благоприятной культурно-досуговой среды (ПК-30);

• готовность к реализации инновационных процессов в социокультурной сфере (ПК-31).

Перечисленные компетенции должны обеспечить отраслевым бакалаврам соответствующей образовательной программы знания, умения и навыки для решения следующих профессиональных задач:

• применение педагогической теории и методики для решения информационно-образовательных задач в библиотеках;

• участие в процессах социализации личности;

• использование психолого-педагогических методик в продвижении и развитии чтения, формировании информационной культуры личности;

• содействие образовательной деятельности;

•реализация психолого-педагогических подходов в библиотечно-информа-ционном обслуживании различных категорий пользователей;

• участие в реализации библиотечных программ в соответствии с приоритетами государственной культурной политики;

• участие в разработке и реализации образовательных и социокультурных программ для населения;

• создание благоприятной культурно-досуговой среды;

• стимулирование инновационных процессов в социокультурной сфере.

Профессиональные же компетенции выпускников магистратуры по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» в части психолого-педагогической и преподавательской функциональной направленности ФГОСом ВО-3+ [14] зафиксированы в таком варианте:

• готовность к разработке и реализации проектов и программ образователь-

ной и социокультурной деятельности библиотеки (ПК-13);

• способность к организации психологически комфортной библиотечной среды (ПК-14);

• готовность к применению психолого-педагогических приёмов и методов управления персоналом библиотечно-информа-ционных учреждений (ПК-15);

• способность к разработке проектов по развитию системы непрерывного профессионального образования (ПК-16);

• готовность к использованию инновационных педагогических технологий (ПК-

17).

Собственно профессиональные психолого-педагогические задачи профессиональной деятельности выпускников профильной магистратуры обозначены глобальными формулировками:

• исследование психолого-педагогических методик и их адаптация к библиотеч-но-информационной деятельности;

• педагогическая деятельность и учебно-методическое обеспечение системы непрерывного профессионального образования в сфере библиотечно-информацион-ной деятельности, разработка новых образовательных технологий.

Профильные компетенции бакалавров формируют дисциплины базовой (такие, как «Психология», «Педагогика», «Биб-лиотечно-информационное обслуживание», «Менеджмент библиотечно-инфор-мационной деятельности» и «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности») и вариативной (в МГИКе - «Социология и психология чтения», «Литература для детей и юношества», «Библиотечная педагогика» и «Инновационная и методическая деятельность библиотеки») частей компетентностно-ориентирован-

ного учебного плана. Важную роль играют дисциплины по выбору (элективные курсы), например, «Формирование и развитие профессионального сознания библиотечного специалиста», «Культура делового общения в библиотеке», «Психология управления библиотечно-информацион-ной деятельностью», «Организация и методика культурно-досуговой деятельности», «Управление персоналом библиотеки», «Практический фандрейзинг в библиотеке», «Краудфандинг и краудсорсинг в практике библиотеки», «Культура чтения в реальной и электронной средах», «Реклама и PR в библиотеке», «Возрастная психология в практике библиотеки» [более подробно см.: 5].

В базовой части образовательной программы отраслевой магистерской подготовки представлены такие психолого-педагогические дисциплины, как «Педагогика высшей школы», «Методика преподавания специальных дисциплин», «Теория и методология социокультурного проектирования» и «Библиотечная профессио-логия». Дисциплины с психолого-педагогической составляющей вариативной части обучения магистров, особенно акцентирующие курсы по выбору, чётко профилированы под конкретную программу.

Так, успешно реализуемая в МГИК и близкая мне по посылу Основная профессиональная образовательная программа «Теория и методология управления биб-лиотечно-информационной деятельностью» [9] в качестве дисциплин вариативного цикла предусматривает «Управленческую психологию», «Маркетинг некоммерческих организаций», «Корпоративный менеджмент в библиотечно-информационной деятельности» и «Кадровый менеджмент в библиотеке», а среди

элективных курсов — «Персональный менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Внутренний маркетинг в библиотеке», «Профессионализм руководителя библиотеки», «Социальное партнёрство с участием библиотеки» и «Мотивацион-ный менеджмент в управлении персоналом библиотеки» [подробнее см.: 4].

Безусловно, наиболее предметно формирование профессиональных психолого-педагогических компетенций осуществляется в рамках освоения профильных магистерских программ. В рамках реализуемой в МГИК магистерской программы «Теория и методология библиотечно-педагогической деятельности» [8] студенты по выбору изучают курсы «Педагогика детского и юношеского чтения», «Теория и методика библиотечно-педагогиче-ского просвещения родителей», «Формирование информационной культуры учащихся», «Теория и методика художественно-эстетического воспитания детей», «Коррекционно-воспитательная работа в детской библиотеке», «Методология и методика исследований в области детского и юношеского чтения». Имеющая выраженную прикладную ориентацию сетевая магистерская программа МГИКа, разработанная совместно с РГДБ, — «Теория и методология библиотечного обслуживания детей»1 предполагает альтернативное освоение элективных курсов «Проектная деятельность библиотек, обслуживающих детей», «Формирование информационной культуры детей и подростков». «Работа библиотеки по творческому развитию читателя», «Специфика библиотечного обслуживания детей с особыми потребностями», «Современные технологии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 См. подробнее: http://uc.rgdb.ru/294-zaklyuchitelnaya-sessiya-magistrantov-mgik-rgdb

создания пространства библиотеки, обслуживающей детей», «Развитие профессионально-личностных качеств библиотекаря».

Особо выделим значимые для учебно-методического обеспечения формирования психолого-педагогических компетенций у отраслевых бакалавров и магистров вышедшие в свет за последние годы книжные издания: «Библиопсихология. Биб-лиопедагогика. Библиотерапия» (Москва : РШБА, 2014), «Библиотечная педагогика» (Г. А. Иванова; Москва : МГИК, 2015), «Библиотечная педагогика, или Воспитание книгой» (И. И. Тихомирова; Санкт-Петербург : Профессия, 2011), «Психология чтения школьников» (И. И. Тихомирова, Г. А. Иванова; Москва : РШБА, 2016), «Педагогическая деятельность школьного библиотекаря» (И. И. Тихомирова; Москва : РШБА, 2014), «Библиотечно-информационное обслуживание детей и юношества за рубежом» (Г. А. Иванова, В. П. Чудинова; Москва : РШБА, 2012).

В ближайшей перспективе намечается переход на модернизированные Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования -3++, учитывающие нормативные положения соответствующих профессиональных стандартов [подробнее см.: 3, 7]. К сожалению, проект Профессионального стандарта «Специалист в области библиотеч-но-информационной деятельности», представленный в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ещё в 2014 году [6], пока не утверждён и не имеет статуса нормативного документа. Поэтому находящиеся в заключительной стадии разработки ФГОСы ВО-3++ по отраслевым бакалавриату и магистратуре вынуждены опираться на введённые в дей-

ствие смежные (т.н. сопрягаемые) профессиональные стандарты, в том числе для бакалавров - на профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (2015), а для магистрантов - на профстандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (2015). В январе 2017 года Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации был принят актуальный для подготовки библиотечных кадров профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», который, наряду с должностями социального педагога, педагога-организатора и другими, предусматривает должность педагога-библиотекаря (в рамках обобщённой трудовой функции «Библио-течно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования») [12, с. 29-35].

Среди профессиональных задач , отражённых в проекте ФГОСа ВО-3++ бакалавриата по направлению «Библиотечно-информационная деятельность», выделены такие типы психолого-педагогических задач:

• применение адаптированных психолого-педагогических методик в библиотечном обслуживании различных категорий пользователей и формировании их книжной и медийной культуры;

• содействие самообразованию и участие в процессах социализации личности средствами библиотеки;

• участие в разработке и реализации библиотечных культурно-просветительских и досуговых мероприятий для населения.

Для магистратуры аналогичный тип задач представлен в проекте модернизи-

рованного Федерального государственного образовательного стандарта следующим образом:

• изучение психолого-педагогических методик и их адаптация к библиотечно-информационной деятельности;

• создание доступной образовательной и культурно-досуговой среды библиотеки;

• организация библиотечного обслуживания различных категорий пользователей с учётом возрастной психологии и педагогики;

• педагогическая деятельность и учебно-методическое обеспечение системы непрерывного профессионального образования в сфере библиотечно-информаци-онной деятельности.

В качестве общепрофессиональных компетенций предложены комплексно сформулированные унифицированные позиции, ориентированные на укрупнённую группу направлений и специальностей «Культуроведение и социокультурные проекты» [1], в которой находится наше направление вузовской подготовки. Именно они закладывают основы, позволяющие выпускнику выполнять трудовые действия в рамках обобщённых трудовых функций базового уровня квалификации, закреплённые в профстандартах. Для бакалаврского уровня психолого-педагогический аспект обучения ориентирован на две общепрофессиональные компетенции:

• способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практики (ОПК-1);

• способен понимать и готов следовать требованиям профессиональных стандартов и нормам профессиональной этики (ОПК-4).

В рамках магистерской программы подготовки предполагается сформировать у студентов такие серьёзные общепрофессиональные компетенции, аккумулирующие психолого-педагогические знания, умения и навыки, как:

• готовность использовать на практике умения и навыки организации исследовательских и проектных работ в области культуроведения и социокультурного проектирования (ОПК-1);

• способность к педагогической деятельности в сфере профессионального образования (ОПК-2);

• готовность руководить коллективом в сфере профессиональной и педагогической деятельности на основе норм социальной и этической ответственности (ОПК-3).

Что касается собственно профессиональных компетенций, то будущие образовательные стандарты вводят норму, согласно которой их перечень вузы станут устанавливать самостоятельно, исходя из профиля реализуемых программ, руководствуясь Примерной основной профессиональной образовательной программой и на основе содержания обобщённых трудовых функций из соответствующих профессиональных стандартов, а также учитывая требования рынка труда и мнение ведущих работодателей отрасли.

Таким образом, проектируемые модернизированные ФГОСы ВО-3++ по направлению «Библиотечно-информацион-ная деятельность» (уровни бакалавриат и магистратура) обеспечат соотнесение профессиональных задач и общепрофессиональных компетенций (в том числе психолого-педагогических) с действующими смежными профессиональными стандартами и проектом базового Профессионального стандарта «Специалист в обла-

сти библиотечно-информационной деятельности», укрупнены, сопряжены и дифференцированы по уровням образования, обеспечена преемственность их формирования.

В заключение подчеркнём непреходящую значимость наличия у дипломированных бакалавров и магистров биб-лиотечно-информационной деятельности психолого-педагогических компетенций, поскольку современная библиотека объ-

ективно выступает социальным модератором людей в течение всей их жизни: от младенчества до старости. Именно библиотека формирует у человека комплекс личностно значимых компетенций, включающий языковую, читательскую, медийную, поисковую, коммуникативную и культурную. Это накладывает ответственность на сотрудников библиотек и предъявляет соответствующие требования к их психолого-педагогической подготовке.

Примечания

1. Иванова Г. А. Библиотечно-информационная деятельность в культуре современной России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 5. С. 156-160.

2. Клюев В. К. Новые реалии и перспективы высшего библиотечно-информационного образования // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 1 (17). С. 79-85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Клюев В. К. Обучение библиотечно-информационных специалистов: что есть и что будет // Библиография и книговедение. 2016. № 4 (405). С. 93-96.

4. Клюев В. К., Ивина К. В. Организационно-содержательные аспекты развития магистратуры по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3 (71). С. 174-182.

5. Клюев В. К. Проектирование управленческой подготовки бакалавров библиотечно-инфор-мационной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 3 (41). С. 205-212.

6. Клюев В. К. Профессиональный стандарт и перспективы обучения бакалавров // Независимый библиотечный адвокат. 2013. № 2. С. 9-16.

7. Клюев В. К. Тренд современного библиотечного образования: стандартизация и реальность // Университетская книга. 2017. № 1 (январь-февраль). С. 46-49.

8. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования. Направление подготовки 51.04.06 Библиотечно-информационная деятельность. Программа подготовки «Теория и методология библиотечно-педагогической деятельности». Квалификация (степень) - магистр [Электронный ресурс]. URL: http://flles.mgik.org/ 00p/2015/510406/00P_510406_25.01.16.pdf (дата обращения: 08.02.2017).

9. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования. Направление подготовки 51.04.06 Библиотечно-информационная деятельность. Программа подготовки «Теория и методология управления библиотечно-информационной деятельностью». Квалификация (степень) - магистр [Электронный ресурс]. URL: http://files.mgik.org/ 00p/2015/510406/00P_510406_25.01.16.pdf (дата обращения: 08.02.2017).

10. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования. Направление подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность». Квалификация (степень) выпускника - бакалавр [Электронный ресурс]. URL: http://www. tumgik.ru/images/files/071900_62.PDF (дата обращения: 08.02.2017).

11. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального обра-

зования. Направление подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность». Квалификация (степень) выпускника - магистр [Электронный ресурс]. URL: http:/ / fgosvo.ru/ uploadflles/poops/2/35/20110427122647.pdf (дата обращения: 08.02.2017).

12. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» : утверждён Министерством труда и социальной защиты РФ 10.01.2017 г. № 10н. Регистрационный номер 571. [Электронный ресурс]. URL: http://edu53.ru/np-includes/upload/2017/02/01/11191.pdf (дата обращения: 08.02.2017).

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность (уровень бакалавриата) : утверждён приказом Министерства образования и науки РФ 11.08.2016. № 1001 [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/510306 (дата обращения: 08.02.2017).

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.04.06 Библиотечно-информационная деятельность (уровень магистратуры) : утверждён приказом Министерства образования и науки РФ 14.12.2015. № 1468 [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/510406 (дата обращения: 08.02.2017).

References

1. Ivanova G. A. Library and information activities in modern Russia culture. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 5 (55), pp. 156-160.

2. Klyuev V. K. New realities and prospects of the higher library and information education. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2015, No. 1 (17), pp. 79-85. (In Russian)

3. Klyuev V. K. Obuchenie bibliotechno-informatsionnykh spetsialistov: chto est' i chto budet [Education of library and information professionals: present and future]. Bibliography and bibliology. 2016, no. 4 (405), pp. 93-96.

4. Klyuev V. K., Ivina K. V. Organizational aspects of content development of master degree in direction "Library and Information Activities". Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, no. 3 (71), pp. 174-182. (In Russian)

5. Klyuev V. K. Proektirovanie upravlencheskoi podgotovki bakalavrov bibliotechno-informat-sionnoi deyatel'nosti [Design management bachelor of library and information activity]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2011, No. 3 (41), pp. 205-212.

6. Klyuev V. K. Professional'nyi standart i perspektivy obucheniya bakalavrov [Professional standard and prospects of training of bachelors]. Nezavisimyi bibliotechnyi advokat [Independent library lawyer]. 2013, no. 2, pp. 9-16.

7. Klyuev V. K. Trend sovremennogo bibliotechnogo obrazovaniya: standartizatsiya i real'nost' [Trend in contemporary library education: standardization and reality]. University Book. 2017, no. 1, pp. 46-49.

8. Osnovnaya professional'naya obrazovatel'naya programma vysshego obrazovaniya. Napravlenie podgotovki 51.04.06 Bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost'. Programma podgotovki "Teoriya i metodologiya bibliotechno-pedagogicheskoi deyatel'nosti". Kvalifikatsiya (stepen') - magistr [Main professional educational program of the higher education. Direction of preparation 51.04.06 Library information activities. Program of preparation "Theory and methodology of library and pedagogical activity". Qualification (degree) - the master]. Available at: http:// flles.mgik.org/ oop/2015/510406/ 00P_510406_25.01.16.pdf(accessed: 08.02.2017).

9. Osnovnaya professional'naya obrazovatel'naya programma vysshego obrazovaniya. Napravlenie

podgotovki 51.04.06 Bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost'. Programma podgotovki "Teoriya i metodologiya upravleniya bibliotechno-informatsionnoi deyatel'nostyu". Kvaliflkatsiya (stepen') -magistr [Main professional educational program of the higher education. Direction of preparation 51.04.06 Library information activities. Program of preparation "Theory and methodology of management of library information activities". Qualification (degree) - the master]. Available at: http:// flles.mgik.org/oop/2015/510406/00P_510406_25.01.16.pdf (accessed: 08.02.2017).

10. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma vysshego professional'nogo obrazovaniya. Napravlenie podgotovki 071900 "Bibliotechno-informatsionnaya deiatel'nost'". Kvaliflkatsiya (stepen') vypusknika - bakalavr [Approximate main educational program of higher education. Direction of preparation 071900 "Library information activities". Qualification (degree) of the graduate - the bachelor]. Available at: http://www.tumgik.ru/images/flles/071900_62.PDF (accessed: 08.02.2017).

11. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma vysshego professional'nogo obrazovaniya. Napravlenie podgotovki 071900 "Bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost'". Kvaliflkatsiya (stepen') vypusknika - magistr [Approximate main educational program of higher education. Direction of preparation 071900 "Library information activities". Qualification (degree) of the graduate -the master]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadflles/poops/2/35/20110427122647.pdf (accessed: 08.02.2017).

12. Professional'nyi standart "Spetsialist v oblasti vospitaniya": Utverzhden Ministerstvom truda i sotsial'noi zashchity RF 10.01.2017 g. № 10n. Registratsionnyi nomer 571 [Professional standard "The Expert in the field of Education": No. 10n is approved by the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation 1/10/2017. Registration number 571]. Available at: http:// edu53.ru/np-includes/upload/2017/02/01/11191.pdf (accessed: 08.02.2017).

13. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 51.03.06 Bibliotechno-informatsionnaia deyatel'nost' (uroven' bakalavriata): utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF 11.08.2016. № 1001 [The federal state educational standard of the higher education in the direction of preparation 51.03.06 Library information activities (bachelor degree level): it is approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation 8/11/2016. No. 1001]. Available at: http://fgosvo.ru/510306 (accessed: 08.02.2017).

14. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 51.04.06 Bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost' (uroven' magistratury): utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF 14.12.2015. № 1468 [The federal state educational standard of the higher education in the direction of preparation 51.04.06 Library information activities (magistracy level): it is approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation 12/14/2015. No. 1468]. Available at: http://fgosvo.ru/510406 (accessed: 08.02.2017).