Научная статья на тему 'Формирование психолого-педагогической компетентности библиотекаря в системе непрерывного образования: к постановке проблемы'

Формирование психолого-педагогической компетентности библиотекаря в системе непрерывного образования: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКАРЬ / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LIBRARIAN / LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITY / FORMATION / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE / CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савич Л. Е., Шайтанова Н. А.

Авторами предлагается рассматривать процесс формирования психолого-педагогической компетентности библиотекаря через призму уровней и форм профессионального образования, образующих систему непрерывного профессионального образования, образования через всю профессиональную жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савич Л. Е., Шайтанова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF THE LIBRARIAN IN THE SYSTEM OF LIFELONG LEARNING: PROBLEM STATEMENT

The authors propose to consider the process of formation of psychological and pedagogical competence of the librarian through the prism of levels and forms of professional education, forming a system of continuous professional education, education through the whole professional life.

Текст научной работы на тему «Формирование психолого-педагогической компетентности библиотекаря в системе непрерывного образования: к постановке проблемы»

deyatel'nosti. Materialy Vserossijskoj ehlektronnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nauchnye redaktory D.V. Shamsutdinova, R.I. Turhanova, L.F. Mustafina. - Kazan': Izdatel'stvo: Obshche-stvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Izdatel'sko-poligraficheskaya kompaniya "Brig", 2017. - S. 378-382.

4. Lubysheva L.I. Fenomen sportivnoj kul'tury v aspekte social'no-pedagogicheskogo analiza / L.I. Lubysheva / / Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. - 2012. - № 3. - S. 5-11

5. Silkin N.N. Fizicheskaya rekreaciya s sotrudnikami policii / N.N. Silkin, P.V. Kustov, G.G. Voloshin // Sovershenstvovanie professional'noj i fizicheskoj podgotovki kursantov, slushate-lej obrazovatel'nyh organizacij i sotrudnikov silovyh vedomstv / / Sbornik materialov XIX mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2-h tomah. - Irkutsk: Vostochno-Sibirskij institut Mi-nisterstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, 2017. - S. 277-280.

6. Toropov V.A. Vliyanie fizicheskoj podgotovki na fizicheskoe sostoyanie sotrudnikov / V.A. Toropov, A.V. Apal'kov, A.V. Gorbatenko / / Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2016. - № 2. - S. 3336.

УДК 371 "731"+ 02-027.21

Л.Е.Савич, Н.А.Шайтанова

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БИБЛИОТЕКАРЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Авторами предлагается рассматривать процесс формирования психолого-педагогической компетентности библиотекаря через призму уровней и форм профессионального образования, образующих систему непрерывного профессионального образования, образования через всю профессиональную жизнь.

Ключевые слова: библиотекарь, библиотечно-информационная деятельность, формирование, психолого-педагогическая компетентность, непрерывное профессиональное образование.

Lyudmila E.Savich, Natalia A.Shaitanova FORMATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF THE LIBRARIAN IN THE SYSTEM OF LIFELONG LEARNING: PROBLEM STATEMENT. The authors propose to consider the process of formation of psychological and pedagogical competence of the librarian through the prism of levels and forms of professional education, forming a system of continuous professional education, education through the whole professional life.

Key words: librarian, library and information activity, formation, psychological and pedagogical competence, continuous professional education.

Полифункциональность и видовое многообразие современной библиотечно-информационной деятельности, содействие библиотечно-информационными средствами социальной и профессиональной жизни пользователей, роль посредника между информационными потребностями читателей и документированным общественным знанием предполагают высокий уровень и универсальность нормативных (профессиональное образование) и потенциальных (зависящих от интенсивности личных познавательных потребностей) знаний библиотекаря. В этом комплексе знаний, умений и навыков одну из ведущих позиций занимает психолого-педагогическая компетентность, что можно объяснить местом библиотеки в системе социальных институтов формального и неформального образования разных слоев и групп населения, выполняемыми ею информационной, ценностно-ориентирующей, просветительной, образовательной, социализирующей функциями. Следовательно, знания педагогики и психологии и, шире, психолого-педагогическая компетентность необходимы библиотекарю для профессионального видения и решения известных социальных задач и прикладных отраслевых проблем, связанных с возрастающей не только интеллектуализацией труда, но и его коммуникативной и эмоциональной составляющими.

Одна из трудностей моделирования системы знаний и умений, соответственно, содержания образования связана с тем, что они, так же как содержание и формы труда библиотекаря подвергаются качественно-количественным изменениям, им присущ динамический характер. Однако основные элементы структуры знаний и технологических процессов обладают относительным постоянством и повторяемостью. В качестве примера можно назвать знания, вытекающие из трудовых функций, должностных обязанностей, квалификационных характеристик, технологических схем отдельных творческих функций и процессов, вполне поддающиеся моделированию. Данная констатация приложима к психолого-педагогической составляющей

библиотечно-информационной деятельности, находит свое непосредственное отражение в субъект-субъектных отношениях: общении библиотекаря и читателя, членов библиотечного коллектива, в процессах библиотечно-информационного обслуживания, опосредованно - через формирование библиотечного фонда, создание библиотечной среды и т.д.

Не останавливаясь в ограниченных рамках статьи на терминологическом анализе многочисленных определений компетентности, обратим внимание на ее деятельностную сторону, содержание которой во всех дефинициях сводится к способности осуществлять эффективную деятельность в заданной предметной области. Поскольку у каждого действия есть два аспекта - ресурсный (в нашем случае знания) и продуктивный (собственно деятельность), правомерно говорить о процессе развития компетентностей как превращении ресурса в продукт. Такая трактовка позволяет подойти к рассмотрению поставленной проблемы именно с позиций процессного подхода, интерпретировать формирование психолого-педагогических компетенций библиотекаря в системе непрерывного образования как последовательность действий, приводящих к определенному результату.

Формирование компетентности представляет собой сложный процесс, в котором знания, умения, ценности создаются, развиваются и используются на разных этапах и уровнях обучения. Процесс этот имеет нелинейный и необратимый характер, для каждого обучающегося индивидуален, что позволяет говорить о его спиралевидности, прохождении от осознанной некомпетентности (понимания необходимости дальнейшего развития навыков нового уровня) до неосознанной компетентности, когда использование навыков становится привычным, неосознаваемым, «автоматическим».

Формирование - это сознательное управление процессом развития человека или отдельных сторон его личности, качеств и свойств характера и доведение их до задуманной формы (уровня, образа, идеи) [11]. При этом мы соглашаемся с аргументацией И.З. Гликмана относительно правомерности использования именно этого термина, «когда хотят подчеркнуть, как и под влиянием каких факторов человек обрел черты личности, тогда употребляют термин «формирование». ...Воспитание - это преднамеренное создание или корректировка условий для формирования характера, воли, направленности и качеств личности человека. Обучение -это преднамеренное просвещение, передача людям системы знаний и способов их применения с целью развития их личности [6, с. 7].

Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости, которое возможно лишь в процессе как последовательности действий для получения результата с заданными свойствами и характеристиками.

В этом контексте образовательный процесс логичным будет определить как целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования [12]. В современной образовательной среде этот процесс имеет компетентностно-ориентированную направленность.

В контексте наших рассуждений логично напомнить и том, что среди пяти групп ключевых компетенций, определенных Советом Европы, имеют место компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни, то есть готовность к непрерывному образованию, в том числе профессиональному, к образованию через всю жизнь.

Как отмечает В.К. Клюев, психолого-педагогическая составляющая присутствует во всех образовательных программах обучения, включая общие и технологические профили, поскольку в формулировках областей профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС ВО 3+, для бакалавров, среди другого, зафиксирована библиотечно-информационная деятельность по формированию информационной культуры общества и развитию социокультурных коммуникаций - для всех выпускников отраслевого бакалавриата, а научно-исследовательская и теоретико-методологическая деятельность по использованию библиотечно-информационных коммуникаций, развитию информационной культуры общества - для дипломированных отраслевых магистров [9, с. 143].

Действующий ФГОС ВО 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность одним из объектов профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата определяет применение психолого-педагогических методик, содействующих духовно-нравственному развитию личности и формированию информационной культуры общества. Среди же видов их профессиональной деятельности есть психолого-педагогическая.

Если посмотреть на перечень задач, которые должен быть готов решать выпускник бакалавриата, то перечень в разной степени имеющих психолого-педагогическую составляющую, велик: это и применение педагогической теории и методики для решения информационно-образовательных задач в библиотеках, и участие в процессах социализации личности, использование психолого-педагогических методик в продвижении и развитии чтения, формировании информационной культуры личности, содействие образовательной деятельности, реализация психолого-педагогических подходов в библиотечно-информационном обслуживании различных категорий пользователей, участие в разработке и реализации образовательных и социокультурных программ для населения, организация деятельности по воспитанию и культурному развитию личности, продвижению чтения и формированию информационной культуры общества, ряд других [13].

ФГОС ВО 51.04.06 Библиотечно-информационная деятельность «принимает эстафету», выделяя среди объектов профессиональной деятельности выпускников магистратуры организацию подготовки и повышения квалификации библиотечно-информационных кадров, а среди видов профессиональной деятельности - психолого-педагогическую.

Исходя из перечисленного формулируются требования к кругу профессиональных задач, среди которых есть и имеющие психолого-педагогические доминанты: библиотечно-информационное обслуживание детей и юношества имеет выраженную психолого-педагогическую направленность, так же, как проектирование профессионального развития и повышения квалификации библиотечно-информационных кадров, исследование психолого-педагогических методик и их адаптация к библиотечно-информационной деятельности, педагогическая деятельность и учебно-методическое обеспечение системы непрерывного профессионального образования в сфере библиотечно-информационной деятельности, разработка новых образовательных технологий [14].

В этом ряду следует обратить внимание и на ФГОС ВО 51.06.01 Культурология, в соответствии с которым осуществляется подготовка кадров высшей квалификации для библиотечно-информационной деятельности. Среди объектов профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, называются образование, воспитание и просвещение в сфере культуры. Там же, в перечне видов будущей профессиональной деятельности, присутствуют преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования [15].

То есть психолого-педагогическая компетентность присутствует как одна из целей профессионального образования на всех его уровнях, стандарты демонстрируют преемственность в ее формировании.

На примере нескольких компетенций библиотекаря, являющихся целью ФГОС ВО Биб-лиотечно-информационная деятельность (уровни бакалавриата и магистратуры), нами был сделан анализ их формирования в вузе и совершенствования / развития либо формирования новых компетенций в системе непрерывного профессионального образования (таблица 1). Мы сознательно опускаем здесь уровень аспирантуры, поскольку этот уровень профессионального образования пока не стал массовым для сотрудников библиотек.

При этом мы исходим из того, что согласно 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»:

- дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды;

- программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;

- программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации [16].

Процесс формирования компетенции

формирование развитие совершенствование

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» Квалификация (степень) Бакалавр в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» Квалификация (степень) Магистр в дополнительном профессиональном образовании

способность к участию в проектировании библиотечно-информационных услуг для различных групп пользователей (ПК-22) готовность к разработке и реализации проектов и программ образовательной и социокультурной деятельности библиотеки (ПК-13), создание и реализация инновационных проектов развития библиотечно-информационной деятельности

способность к эффективному библиотечному общению с пользователями (ПК-24) способность к организации психологически комфортной библиотечной среды (ПК-14) использование психолого-педагогических подходов в общении с пользователями и сотрудниками библиотеки; выстраивание и развитие внутриорганизационных коммуникаций

способность к реализации образовательных и культурно-просветительских программ для населения (ПК-29) способность к разработке проектов по развитию системы непрерывного профессионального образования (ПК-16) совершенствование и наращивание психолого-педагогических компетенций для применения в профессиональной деятельности; внедрение инноваций в деятельность библиотеки и управление ими

Таблица 1. Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности

библиотекаря в системе непрерывного профессионального образования

Как видим, формирование психолого-педагогической компетентности происходит на всех этапах профессионального образования в вузе, повышение квалификации стимулирует профессиональное развитие, совершенствование имеющихся компетенций и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, посредством обновления имеющихся знаний и навыков, профессиональная переподготовка обеспечивает формирование новых компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Для развития компетенций в системе непрерывного профессионального образования можно использовать различные формы дополнительного профессионального образования, такие как: повышение квалификации, профессиональная переподготовка. Следует отметить, что для развития компетенций наиболее эффективными являются практические занятия, поскольку специалисту, уже имеющему теоретические знания, необходимо общение с коллегами для обсуждения наиболее проблемных вопросов, возникающих в практической деятельности и возможные варианты их решения. В данном аспекте самообразование играет важную роль в профессиональном развитии библиотекаря, поскольку оно сопровождает его как на этапе формирования необходимых компетенций, так и на этапе их развития.

М.Д. Байтемирова отмечает, что формирование профессиональных компетенций современного библиотекаря обусловлено не только разработкой

нового контента образовательной системы, но и методологическими, технологическими и дидактическими инновациями, которые сегодня активно

применяются на всех её структурно-функциональных этапах. ...Формирование профессиональных компетенций сотрудника библиотеки — это не застывший, а динамично разви-

вающийся процесс, требующий от библиотекаря стремления к самообразованию, постижению психологии читателя, желания создавать благоприятные условия для вхождения в книжную культуру [2].

В этом контексте считаем логичным рассматривать психолого-педагогическую компетентность библиотекаря в системе значимых социально-профессиональных компетенций. Учитывая специфику библиотечно-информационной сферы, сошлемся на полностью разделяемое нами мнение И.А. Зимней, утверждающей, что в результате образования должно быть сформировано некоторое социально-профессиональное качество, позволяющее человеку успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми. Это качество - не только целостная социально-профессиональная компетентность человека, основанная на определенном уровне развития его интеллектуальных и мыслительных действий, но и целостное личностное качество [7].

В таком понимании социально-профессиональная компетентность человека есть его личностное, интегративное, формируемое качество, проявляющееся в адекватности решения стандартных и особенно нестандартных, требующих творчества задач, во всем разнообразии социальных и профессиональных ситуаций.

Наряду с социальной частью единой социально-профессиональной компетентности, в ней представлена и деятельностная, т.е. собственно профессиональная, основанная на междисциплинарных структурированных знаниях и множестве умений, саморегулируемых по их применению на практике, что позволяет определить социально-профессиональную компетентность как:

- интегральную личностную характеристику человека, получившего квалификацию и характеризующегося профессионализмом;

- формируемое на базе интеллектуальных (в частности, мыслительных) способностей и личностных свойств личностное качество человека, позволяющее оценить степень его компетентности в соответствующей области.

В данном подходе, исходя из очерченного проблемного поля нашего исследования, привлекает комплексность, интеграция социального и профессионального. Применительно к библиотекарю речь должна идти о профессиональном выполнении им социальных функций, функций социального института. Однако социально-профессиональная компетентность не может рассматриваться в отрыве от социальной - более общей компетентности, необходимой для адаптации человека, профессионала к общественным и профессиональным отношениям. Кроме того, обладание и социальной и социально-профессиональной компетентностями позволит библиотекарю эффективно выполнять свои обязанности - информационные, образовательные, педагогические, др., то есть способствовать, в том числе, формированию социальной компетентности пользователей.

В социальной психологии социальная компетентность понимается именно как система знаний о социальной действительности и особенностях личности, о системе сложных социальных умений и навыков взаимодействия, позволяющих адекватно адаптироваться к среде. В социологии акцент делается на социально-деятельностных аспектах, и это понятие включает в себя компетентность в основных сферах человеческой жизнедеятельности: профессиональной сфере, политике, экономике, культуре и т.д.

Социальная компетентность формируется на протяжении всей человеческой жизни. Ей способствуют такие факторы, как благополучная обстановка в семье, природные задатки, хорошее образование, гибкость мышления, физическое и психическое здоровье, обеспечивающие высокую работоспособность, коммуникабельность и т.п. Как утверждают отечественные ученые, социальная компетентность должна отражать знание и понимание человеком своих сильных и слабых сторон, интересов, способностей, состояния здоровья, умение предвидеть перспективы своего развития и т.д. Она находит выражение в виде адекватных форм социальной рефлексии, соответствующих жизненных навыков человека, позволяющих ему эффективно включаться в разнообразные социальные структуры, в то время как социальная некомпетентность в любых своих формах может представлять значительную опасность для формирования полноценного социального здоровья, ибо потенциал человека реализуется только посредством определенных форм социальной компетентности. Социально некомпетентные группы быстро вытесняются с рынка занятости, теряют свои позиции и в других сферах общественной жизнедеятельности [1, с. 12-13].

По мнению В.Н. Кунициной, социальная компетентность есть система знаний о социальной действительности и о себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру, действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств. Социальная компетентность трактуется автором как оперативное понятие, которое имеет временные, исторические рамки.

Залогом успешного функционирования человека в изменяющихся социальных обстоятельствах, как считает В.Н. Куницина, является выработка поведенческих сценариев, отвечающих новой социальной действительности, ожидаемых партнерами по взаимодействию. Основные функции социальной компетентности - социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта. Структура социальной компетентности включает коммуникативную и вербальную компетентность, социально-психологическую компетентность и межличностную ориентацию, эго-компетентность и собственно социальную компетентность [10].

Таким образом, формирование компетентности, предполагающее обучение, информирование, воспитание, самовоспитание и саморазвитие, обеспечивает в комплексе психолого-педагогический аспект создания мотивации на совершенствование профессиональной компетентности. Отсюда процесс формирования психолого-педагогической компетентности библиотекаря правомерно рассматривать через призму уровней и видов профессионального образования, образующих в совокупности - и в идеале - систему непрерывного профессионального образования, образования через всю профессиональную жизнь.

Литература

1. Актуальные проблемы исследования социального здоровья: опыт социолого-философского анализа. Ч. 1 /под ред. Р.А. Зобова, А.А. Козлова. - СПб.: Химиздат, 2004. - 168 с.

2. Байтемирова М.Д. Профессиональные компетенции библиотечного специалиста: традиции и новые требования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. -№ 2 (64). - С. 192-195.

3. Библиотековедение: общий курс: учебник /С.А. Басов и др.; науч. ред. А.Н. Ванеев, М.Н. Колесникова. - Санкт-Петербург: Профессия, 2013. - 240 с.

4. Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. - Москва: Пашков дом, 2007. - 1300 с.

5. Бернгардт Т.В., Гермизеева А.Ю. Профессиональная компетентность библиотекаря-библиографа высшей квалификации (по результатам социологического исследования) // Динамика систем, механизмов и машин. -2012. - № 4. - С. 200-203.

6. Гликман И.З. Воспитание, формирование и обучение: о соотношении основных педагогических категорий //Инновации в образовании. - 2008. - № 7. - С. 4-10.

7. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос» - 2006. - 4 мая. - Режим доступа: //http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].

8. Калегина О.А. Библиотечно-информационное образование в контексте мировых тенденций: теоретико-методологический аспект: монография / О.А. Калегина. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. - 256 с.

9. Клюев В.К. Профессиональная педагогическая подготовка студентов, обучающихся по направлению «Библиотечно-информационная деятельность»: компетентностей подход к профилизации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2017. - № 1 (75). - С. 142-151.

10. Куницина В.Н. Социальный интеллект и социальная компетентность //Б.Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии: тез. науч.-практ. конф. - СПб.: С.-Петерб.ГУ, 1995. -С. 34 - 36.

11.Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://spiritual_culture.academic.ru/

12. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ / didacts.ru/termin/obrazovatelnyi-process.html

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность (уровень бакалавриата) (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. N 1001). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/1/1923

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направле-

нию подготовки 51.04.06 Библиотечно-информационная деятельность (уровень магистратуры) (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. N 1468). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/7/1649

15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.06.1 Культурология (уровень подготовки кадров высшей квалификации) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 августа 2014 г. N 1038). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/6/442

16. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» ). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=

17. LAW&n=304167&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.48787050078863836#008397626320349638

References

1. Aktual'nye problemy issledovaniya social'nogo zdorov'ya: opyt sociologo-filosofskogo analiza. CH. 1 /pod red. R.A. Zobova, A.A. Kozlova. - SPb.: Himizdat, 2004. - 168 s.

2. Bajtemirova M.D. Professional'nye kompetencii bibliotechnogo specialista: tradicii i novye trebovaniya // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2015. - № 2 (64). - S. 192-195.

3. Bibliotekovedenie: obshchij kurs: uchebnik /S.A. Basov i dr.; nauch. red. A.N. Vaneev, M.N. Ko-lesnikova. - Sankt-Peterburg: Professiya, 2013. - 240 s.

4. Bibliotechnaya ehnciklopediya / Ros. gos. b-ka. - Moskva: Pashkov dom, 2007. - 1300 s.

5. Berngardt T.V., Germizeeva A.YU. Professional'naya kompetentnost' bibliotekarya-bibliografa vysshej kvalifikacii (po rezul'tatam sociologicheskogo issledovaniya) // Dinamika sis-tem, mekhanizmov i mashin. -2012. - № 4. - S. 200-203.

6. Glikman I.Z. Vospitanie, formirovanie i obuchenie: o sootnoshenii osnovnyh pedagogiche-skih kategorij //Innovacii v obrazovanii. - 2008. - № 7. - S. 4-10.

7. Zimnyaya I.A. Obshchaya kul'tura i social'no-professional'naya kompetentnost' cheloveka [Electronic resource] // Internet-zhurnal «EHjdos» - 2006. - 4 maya. - Access: //http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm. - V nadzag: Centr distancionnogo obrazovaniya «EHjdos», email: [email protected].

8. Kalegina O.A. Bibliotechno-informacionnoe obrazovanie v kontekste mirovyh tendencij: teoretiko-metodologicheskij aspekt: monografiya / O.A. Kalegina. - Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2006. - 256 s.

9. Klyuev V.K. Professional'naya pedagogicheskaya podgotovka studentov, obuchayushchihsya po na-pravleniyu «Bibliotechno-informacionnaya deyatel'nost'»: kompetentnostej podhod k profilizacii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2017. - № 1 (75). - S. 142-151.

10. Kunicina V.N. Social'nyj intellekt i social'naya kompetentnost' //B.G. Anan'ev i le-ningradskaya shkola v razvitii sovremennoj psihologii: tez. nauch.-prakt. konf. - SPb.: S.-Peterb.GU, 1995. - S. 34 - 36.

11. Osnovy duhovnoj kul'tury (ehnciklopedicheskij slovar' pedagoga). [Electronic resource]. - Access: https: / / spiritual_culture.academic.ru/

12. Slovar' terminov po obshchej i social'noj pedagogike-[Electronic resource]. Access : http:/ / didacts.ru/termin/obrazovatelnyi-process.html

13. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po na-pravleniyu podgo-tovki 51.03.06 Bibliotechno-informacionnaya deyatel'nost' (uroven' bakalavriata) (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 11 avgusta 2016 g. N 1001). [Electronic resource]. Access : http://fgosvo.ru/news/1/1923

14. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po na-pravleniyu podgo-tovki 51.04.06 Bibliotechno-informacionnaya deyatel'nost' (uroven' magistratury) (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 14 dekabrya 2015 g. N 1468). [Electronic resource]. Access : http://fgosvo.ru/news/7/1649

15. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po na-pravleniyu podgo-tovki 51.06.1 Kul'turologiya (uroven' podgotovki kadrov vysshej kvalifikacii) (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 avgusta 2014 g. N 1038). [Electronic resource]. Access : http://fgosvo.ru/news/6/442

16. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 03.08.2018) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Electronic resource]. Access : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=

17. LAW&n=304167&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.48787050078863836#008397626320349638

УДК 378.18:159.9

О.В.Сироткина,О.А.Калимуллина

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.