ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378:371
Чурашева Ольга Леонидовна
кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный институт культуры
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТЫ
В данной статье исследователем анализируются вопросы формирования профессиональной компетентности в высшей школе в русле современных педагогических парадигм. Выделены тенденции развития общества, выдвинутые Э. Тоффлером. Профессиональная компетентность рассматривается как синтез трёх составляющих: профессионального мастерства, социальной и личностной компетентности. Кроме того, выделены элементы профессиональной компетентности. Изложены концептуальные основы формирования профессиональной компетентности. Выделены требования, предъявляемые к выпускнику бакалавриата в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». Охарактеризована система формирования профессиональной компетентности студентов, сложившаяся на библиотечно-информационном факультете Санкт-Петербургского государственного института культуры. Отражены взаимосвязанные элементы образовательного процесса, который направлен на формирование профессиональной компетентности студентов в области библиотечно-информационной деятельности. Представлены инновационные векторы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов библиотечно-информационной сферы. Особо внимание уделено функциям профессиональной компетентности в условиях цифровизации образования и меняющегося тренда развития образовательного ландшафта в современной социокультурной действительности.
Ключевые слова: формирование профессиональной компетентности, профессиональное мастерство, социальная компетентность, личностная компетентность, студенты, библиотечно-информационное образование.
Развитие информационно-коммуникационных технологий и цифровизация общества, глубинные социальные и экономические преобразования, существенные мировоззренческие изменения, выразившиеся в начале в переходе к концепции информационного общества, а, затем, к концепции общества знаний, серьезные аксиологические трансформации, породившие изменения в структуре потребностей человека, его образе жизни и социальных ориентирах, а также ряд других факторов в значительной степени изменили взгляды на профессиональный путь личности и требования к ее профессиональной компетентности.
Следует подчеркнуть, что одним из первых грядущие изменения предсказал футуролог Элвин Тоффлер еще в 1970 г. в известной работе «Шок будущего». В концепции Тоффлера, лавинообразное нарастание потока информации обуславливает высокий темп изменений, которые затрагивают все сферы жизни общества, в том числе, и профессиональную сферу. В частности, Э. Тоффлер указал на следующие тенденции:
- быстрое появление новых профессий и столь же быстрое их исчезновение;
- быстрая и порой радикальная трансформация содержания даже «старых», традиционных профессий;
- рост профессиональной мобильности [6].
Все это, по мысли Э. Тоффлера, ставит перед
человеком задачу постоянного профессионального и личностного развития, а перед системой образования - задачу соответствовать динамичным изменениям в профессиональной сфере.
Следует подчеркнуть, что за почти пятьдесят лет, которые прошли со времени публикации книги Э. Тоффлера, изменения в профессиональной сфере приобрели еще более радикальный характер. Современное общество требует от человека нового уровня профессиональной компетентности, эффективности и адаптивности в условиях все более усложняющейся профессиональной среды. Такие важные характеристики современного специалиста как конкурентоспособность, стрессо- и помехоустойчивость, адекватная самооценка, гибкость и оперативность, способность к оценке уровня своего профессионализма, креативность и т.д. напрямую зависят от уровня его профессиональной компетентности. Недооценка данного факта может привести к ряду негативных последствий:
- существенному психологическому и физиологическому перенапряжению;
- нежелательному ходу профессионального развития (стихийное развитие, ложно направленное развитие, деструкция, стагнация, деградация [4]);
- кризисам профессионализации (кризис опустошенности, нереализованности, бесперспективности, а также их сочетание) и, в конечном счете, профессиональному выгоранию.
Профессиональная компетентность рассматривается на сегодняшний день как крайне емкое, многоаспектное, интегральное понятие. В самом общем плане профессиональная компетентность означает способность личности успешно осуществлять профессиональную деятельность. Как интегральное понятие, профессиональная компетентность включает в себя следующие элементы:
118
Вестник КГУ 2018
© Чурашева О.Л., 2018
- профессиональное мастерство (степень овладения профессиональными знаниями и навыками);
- социальную компетентность (умение эффективно взаимодействовать с социумом, предполагающее, прежде всего, высокий уровень коммуникативной культуры); в настоящее время имеется точка зрения, что для успешной траектории профессионального развития социальная компетентность важнее профессиональной;
- личностную компетентность (умение целенаправленно развивать себя средствами профессии, стремление внести творческий вклад в профессию, умение противостоять профессиональной деформации и вырабатывать у себя механизмы компенсации).
Многие специалисты обоснованно включают в профессиональную компетентность еще одну составляющую - стремление к поддержанию позитивного имиджа своей профессии в обществе. Сюда входит поддержка профессиональных ценностей, следование нормам профессиональной этики, стремление вызвать интерес личности, социальных групп и общества в целом к результатам своей профессиональной деятельности, желание способствовать повышению веса и престижа своей профессии в обществе, учет новых запросов общества к профессии и т.д.
Профессиональное развитие индивида всегда тесно связано с духовно-нравственным развитием личности, следовательно, профессиональная компетентность базируется на общечеловеческих духовно-нравственных ценностях, нормах и правилах. В то же время, она включает нормы и стандарты, связанные со спецификой той или иной профессиональной деятельностью, а также с принадлежностью индивида к определенной социально-профессиональной группе.
Новые требования, предъявляемые современным обществом к профессиональной компетентности специалистов, послужили катализатором для серьезных изменений в системе высшего образования (с точки зрения содержания образовательных программ и используемых образовательных технологий). Стало очевидно, что формирование единого информационно-образовательного пространства, широкое использование информационно-телекоммуникационных технологий, неограниченные возможности для получения личностью разнообразной информации (пусть даже полной и качественной) не всегда ведет к осведомленности, не гарантирует успех образовательного процесса и не всегда обеспечивает формирование компетентного специалиста, востребованного на современном рынке труда.
Кроме того, стало понятно, что отличные оценки в дипломе сами по себе не являются гарантией успешности дальнейшего профессионального пути личности. Это связано с тем, что отличные
теоретические знания не всегда подразумевают высокий уровень социальной и личностной компетентности, которые, как было указано выше, являются неотъемлемой частью профессиональной компетентности.
Все эти факты в совокупности обуславливают необходимость формирования нового подхода к развитию компетентности студентов, а также и необходимость поиска новых образовательных технологий.
Далее рассмотрим, каким образом обеспечивается формирование профессиональной компетентности студентов библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры [7].
Библиотечно-информационное образование за последние годы претерпело существенные изменения. Эти изменения явились ответом на целый ряд факторов: трансформация роли библиотек в современном обществе, новые, все более усложняющиеся потребности библиотечной практики, изменения в правовых и нормативных документах, регулирующих образовательный процесс.
В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность (уровень бакалавриата; от 11 августа 2016 г.) профессиональная компетентность обучающихся рассматривается многоаспектно.
Выше было указано, что первый элемент профессиональной компетентности - это профессиональные знания и навыки. В стандарте эти знания и навыки сгруппированы по видам профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник бакалавриата [5]:
- научно-исследовательская и методическая деятельность;
- информационно-аналитическая деятельность;
- организационно-управленческая деятельность;
- проектная деятельность;
- психолого-педагогическая деятельность;
- технологическая деятельность.
Вторая составляющая профессиональной компетентности - социальная компетентность - также нашла свое отражение в образовательном стандарте.
Во-первых, этот аспект упоминается в профессиональных компетенциях выпускника в области психолого-педагогической и организационно-управленческой деятельности (способность к эффективному библиотечному общению с пользователями; готовность к организации воспитательно-образовательной работы средствами библиотеки; готовность к использованию психолого-педагогических подходов и методов в библио-течно-информационном обслуживании различных групп пользователей; готовность к социальному партнерству и т.д.).
Во-вторых, ряд общекультурных и общепрофессиональных компетенций также направлены на развитие этой социальной составляющей профессиональной компетентности обучающегося (способность к коммуникации в устной и письменной форме на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, готовность выстраивать эффективные внутриорганиза-ционные коммуникации и т. д.).
Далее обратимся к третьей составляющей профессиональной компетентности - личностной компетентности. Она также нашла отражение:
- в общекультурных компетенциях (способность к самоорганизации и самообразованию);
- в общепрофессиональных компетенциях (готовность к постоянному совершенствованию профессиональных знаний и умений, приобретению новых навыков реализации библиотечно-информа-ционных процессов, профессиональной переподготовке и повышению квалификации; готовность к выявлению, оценке и реализации профессиональных инноваций).
Таким образом, действующий ФГОС по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» многоаспектно раскрывает требования к профессиональной компетентности выпускников . С каждым новым поколением стандартов эти требования все более и более усложняются и уточняются, что ставит перед вузами задачи актуализации содержания учебных дисциплин и внедрения новых образовательных технологий.
Переходя непосредственно к вопросам формирования профессиональной компетентности будущего библиотечного специалиста в рамках образовательного процесса, необходимо акцентировать внимание на нескольких важных моментах:
1. Поступление в вуз и первые годы обучения являются важнейшим этапом профессионального развития личности, этапом, который задает вектор профессионального пути личности. В соответствии с известной моделью профессионального развития Е.А. Климова, данная ступень характеризуется переходом от фазы оптанта (т.е. выбора профессионального пути) к фазе адепта (фазе освоения профессии). Характерными чертами данной фазы является то, что «здесь происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности; и есть здесь свои специфические «кризисы развития», и потребность в психологической поддержке становления профессионала» [3, с. 525]. С нашей точки зрения, особенно важным на этом этапе является не столько конкретные знания и навыки, сколько формирование и, особенно, поддержание у обучающе-
гося положительного имиджа будущей профессии, что позволяет успешно преодолеть вышеназванные кризисы развития, которые неизбежно возникают у студентов 1-2 курса. Эти кризисы сопровождаются такими негативными психологическими переживаниями как разочарование в профессии, сомнения в правильном ее выборе, в ее карьерных перспективах, отторжение нового социокультурного окружения, в которое попадают студенты.
2. Базис профессиональной компетентности закладывается именно в период обучения в вузе, а не во время последующей трудовой деятельности. Дальнейшая система профессиональной подготовки направлена на адаптацию специалиста, совершенствование его профессиональных навыков, развитие тех или иных профессионально важных качеств личности, освоение новых участков деятельности. Однако основы профессионального мировоззрения формируются именно в вузовской среде.
Подчеркнем, что здесь речь идет не только о получении знаний и формировании практических навыков в области библиотечно-информационной деятельности, но и о социокультурном развитии личности в целом. Последнее крайне важно, поскольку личность человека при нормальном ходе профессионального развития оказывает позитивное влияние на выбор профессии, на ход профессиональной адаптации, стимулирует профессиональное творчество, оберегает от профессионального выгорания и деформации.
3. Становление будущего библиотечного специалиста всегда обусловлено той или иной профессиональной средой - средой вуза и библиотек - партнеров вуза. Это влияние может быть благотворным, позитивным, если обстановка в учреждении способствует творчеству, а хороший психологический климат содействует развитию личности. Однако влияние профессиональной среды может быть и отрицательным, в том числе, в следующих случаях:
- чрезмерный (жесткий) контроль студентов, сводящий на нет формирование таких важнейших качеств как креативность и индивидуальная ответственность;
- несоблюдение норм профессиональной этики и, как следствие, неблагоприятный психологический климат;
- низкий уровень коммуникативной культуры.
Организация образовательного процесса в целях формирования профессиональной компетентности студентов библиотечно-информационного факультета на современном этапе предполагает наличие следующих взаимосвязанных элементов:
1. Широкое использование не только традиционных образовательных технологий (лекций, семинаров и т.д.), но и игровых технологий (сю-жетно-ролевые игры), деловых игр с элементами тренинга, собственно тренингов, развивающих тестов, ситуационных задачи и т.д.
Прежде всего, следует отметить, что использование данных технологий отвечает особенностям восприятия информации, характерным для молодого поколения. Наблюдения показывают, что зачастую при использовании традиционных технологий (лекции, семинары, коллоквиумы) интерес многих студентов достаточно быстро снижается, а вслед за интересом закономерно снижается и внимание. В то же время, игровые технологии направлены на постоянное поддержание интереса, а, следовательно, и внимания аудитории на высоком уровне. В целом использование этих новых образовательных технологий нацелено на решение следующих образовательных и воспитательных задач:
- развитие критического мышления, способности к глубокому анализу, творческому осмыслению рассматриваемой проблемы и формированию собственного отношения к ней; способность к самооценке и самоанализу;
- мотивация к поиску собственных уникальных путей решения поставленной задачи;
- углубление и актуализация теоретических знаний;
- формирование и совершенствование коммуникативной культуры (в первую очередь, это умение слушать, слышать, аргументировано доказывать свою точку зрения, в конечном счете, выстраивать эффективную коммуникацию);
- развитие навыков работы в условиях конкуренции и дефицита времени, то есть повышение стрессоустойчивости;
- развитие организаторских способностей;
- формирование представлений о корпоративной культуре, совершенствование навыков командной работы;
- умение экспериментировать с различными моделями поведения в зависимости от особенностей конкретной ситуации, иными словами, гибкость и адаптивность.
2. Использование в обучении проектных технологий. Проектную деятельность студентов мы рассматриваем как основу формирования их профессиональной компетентности. Это обусловлено следующими взаимосвязанными факторами:
- тенденции современной государственной образовательной политики ставят задачу рассмотрения профессионального становления молодежи с точки зрения расширения ее социальной инициативы и развития творческого потенциала посредством включения в социокультурное проектирование [1];
- проектные технологии позволяют одновременно (в рамках одного проекта) развивать все составляющие профессиональной компетентности - профессиональное мастерство, а также социальную и личностную компетентность;
- проектная деятельность в значительной степени активизирует познавательную мотивацию, развивает исследовательские навыки;
- именно проектная деятельность максимально содействует творческой самореализации студентов, а также формирует позитивный имидж будущей профессии;
- в процессе социокультурного проектирования формируется индивидуальный (уникальный) стиль деятельности, что характерно для высокого уровня профессионально компетентности.
3. Широкое социальное партнерство с библиотеками. Подчеркнем, что библиотеки - это не только площадки реализации социокультурных проектов студентов факультета. Библиотеки - это профессиональная среда, в которой формируются мировоззренческие установки студента, его сознание и самосознание. Отметим наиболее характерные для данной среды факторы, которые способствуют формированию профессиональной компетентности студентов:
- личностная значимость для сотрудников библиотек результата их труда; успех какого-либо мероприятия рассматривается не просто как профессиональный успех, но и как личностно-значи-мая ценность;
- коммуникативная компетентность сотрудников библиотек (умение найти подход к каждому студенту, умение слушать и слышать);
- наставничество, стремление передать студентам свое мастерство;
- творческое отношение к своему труду, установка на совершенствование средств деятельности, что обычно характеризуется как «выход за пределы профессии».
Социальное партнерство позволяет эффективно разрушать негативные стереотипы, сложившиеся о библиотечной профессии, а также способствует осознанию студентами высокой социальной значимости будущей профессии.
Именно вследствие благотворного влияния профессиональной среды по мере обучения (ко 2-3 курсу) у большинства обучающихся формируется представление о библиотечном деле как о социально-значимой, высокотехнологичной, открытой инновациям отрасли, отрасли, где приветствуется творческий подход и личная инициатива, где открываются большие перспективы в плане личностного и профессионального роста.
4. Психолого-педагогическое сопровождение студентов посредством института кураторства. Ку -раторская работа, помогая сформировать ряд общекультурных и профессиональных компетенций, способствуя личностному развитию и социализации студента, является важнейшей частью образовательного и воспитательного процесса на би-блиотечно-информационном факультете. Именно куратор, зная индивидуальные психологические особенности, интересы, мотивы того или иного студента, а также имея возможность использовать преимущества неформального общения со студен-
тами, выполняет следующие важнейшие с точки зрения формирования профессиональной компетентности функции:
- помогает определить индивидуальную траекторию профессионального развития;
- способствует преодолению кризисов профессионализации;
- способствует интеграции студентов в профессиональную среду путем проведения экскурсий по библиотекам, конференций, творческих встреч со специалистами и т. д.; формирует позитивный имидж библиотечной профессии;
- содействует формированию коммуникативной культуры и навыков командной работы посредством проведения общегрупповых мероприятий;
- участвует в общекультурном развитии студентов, а также способствует их духовно-нравственному и эстетическому развитию.
Таким образом, формирование профессиональной компетентности студентов библиотечно-ин-формационного факультета базируется на следующих принципах:
- комплексность и системность (профессиональная компетентность рассматривается как система взаимосвязанных элементов - профессионального мастерства, социальной и личностной компетентности);
- динамичность и упреждающий характер (предвидение изменений в профессиональной среде и гибкое реагирование на них).
В заключении отметим, что проблема формирования профессиональной компетентности студентов нуждается в дальнейшем всестороннем исследовании. В перспективе, в условиях дальнейшего усложнения требований к профессионально компетентности специалистов, актуальность данных вопросов будет только возрастать.
Библиографический список
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://минобрнауки.рф/документы/3409 (дата обращения: 06.06.2018).
2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. -М.: МГУ 2004. - 334 с.
3. Климов Е.А. Жизненный путь профессионала и нормальные кризисы развития // Психологические основы профессиональной деятельности. -М., 2007. - С. 523-527.
4. Климов Е.А. Общий обзор нежелательных ходов профессионального развития // Психологические основы профессиональной деятельности. -М., 2007. - С. 504-507.
5. Приказ от 11 августа 2016 г. № 1001 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 Библиотеч-но-информационная деятельность (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/21/1649 (дата обращения: 06.06.2018).
6. Тоффлер Э. Шок будущего. - М.: АСТ, 2002. -557 с.
7. Чурашева О.Л., Третьяков А.Л. Современное высшее библиотечно-информационное образование: проблемы и перспективы // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2017. -№ 2. - С. 55-60.
References
1. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gody [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// minobrnauki.rf/dokumenty/3409 (data obrashcheniya: 06.06.2018).
2. Klimov E.A. Vvedenie v psihologiyu truda. -M.: MGU, 2004. - 334 s.
3. Klimov E.A. ZHiznennyj put' professionala i normal'nye krizisy razvitiya // Psihologicheskie osnovy professional'noj deyatel'nosti. - M., 2007. - S. 523-527.
4. Klimov E.A. Obshchij obzor nezhelatel'nyh hodov professional'nogo razvitiya // Psihologicheskie osnovy professional'noj deyatel'nosti. - M., 2007. -S. 504-507.
5. Prikaz ot 11 avgusta 2016 g. № 1001 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 51.03.06 Bibliotechno-informacionnaya deyatel'nost' (uroven' bakalavriata) [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://fgosvo. ru/news/21/1649 (data obrashcheniya: 06.06.2018).
6. Toffler EH. SHok budushchego. - M.: AST, 2002. - 557 s.
7. CHurasheva O.L., Tret'yakov A.L. Sovremennoe vysshee bibliotechno-informacionnoe obrazovanie: problemy i perspektivy // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. - 2017. - № 2. - S. 55-60.