Научная статья на тему 'Современное высшее библиотечно-информационное образование: проблемы и перспективы'

Современное высшее библиотечно-информационное образование: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1034
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ БИБЛИОТЕЧНОИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИМИДЖ БИБЛИОТЕЧНОИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОФЕССИИ / HIGHER LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION / BOLOGNA PROCESS / THE ST. PETERSBURG STATE INSTITUTE OF CULTURE / THE PREPARATION OF BACHELORS OF LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITIES / AND THE IMAGE OF THE LIBRARY AND INFORMATION PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чурашева Ольга Леонидовна, Третьяков Андрей Леонидович

В данной статье анализируются проблемы и перспективы развития высшего библиотечно-информационного образования в условиях интеграции отечественной системы высшего образования в Болонский процесс и перехода на уровневую систему образования. Обозначены мировые тенденции в данной сфере. Рассматривается статус и роль библиотечно-информационной профессии в современном обществе. Особое внимание уделено подготовке бакалавров библиотечно-информационной деятельности на библиотечноинформационном факультете Санкт-Петербургского государственного института культуры. Определены проблемные точки в рассматриваемом вопросе. Представлен весьма широкий спектр профилей подготовки библиотечноинформационных специалистов научно-педагогическими школами Санкт-Петербургского государственного института культуры. Выявлены проблемы, которые необходимо решать в настоящее время в условиях модернизации и кластеризации современного российского образовательного пространства. Описаны компетенции, которыми владеет выпускник программы бакалавриата по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». Акцентируется внимание на комплексном системно-деятельностном подходе при реализации программы высшего образования подготовки библиотечно-информационных кадров. Отмечаются социопедагогическая доминанта, необходимая для более оперативного вхождения обучающихся в библиотечно-информационное сообщество и поиска работодателей, и необходимость комплексного исследования проблематики высшего библиотечно-информационного образования на современном новом витке развития образовательной сферы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чурашева Ольга Леонидовна, Третьяков Андрей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN HIGHER LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

This article analyzes the problems and prospects for the development of higher library and information education in the context of integrating the national higher education system into the Bologna process and the transition to the tertiary education system. World trends in this area are indicated. The status and role of the library and information profession in modern society is considered. Particular attention is paid to the preparation of bachelors of library and information activities at the library and information department of the St. Petersburg State Institute of Culture. The article highlights the problem points in the matter. It features a wide range of profiles for the preparation of library and information specialists by the scientific and pedagogical schools of the St. Petersburg State Institute of Culture. The problems that need to be solved now in the conditions of modernization and clustering of the modern Russian educational space are revealed. The paper describes the competence possessed by a graduate of the bachelor''s program in the Library-Information Activity direction of preparation. Attention is focused on an integrated system-activity approach to the implementation of the higher education program in the training of library and information personnel. A socio-pedagogical dominant is pointed out, which is necessary for more rapid entry into the library and information community by trainees and a faster search for employers. A need for a comprehensive study of the problems of higher library and information education at the modern stage of the development of the educational sphere of the Russian Federation was noted.

Текст научной работы на тему «Современное высшее библиотечно-информационное образование: проблемы и перспективы»

УДК 379.09:02

СОВРЕМЕННОЕ ВЫСШЕЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ольга Л. Чурашева1' @1, Андрей Л. Третьяков2' @

1 Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Россия, 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 2 2Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, СевероЗападный институт управления, Россия, 199178, Санкт-Петербург, Средний проспект, Васильевский остров, 57/43 @1 romance25@yandex.ru @2 andltretyakov@gmail.com

Поступила в редакцию 19.04.2017. Принята к печати 22.06.2017.

Ключевые слова: высшее библио-течно-информационное образование, Болонский процесс, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, подготовка бакалавров библиотечно-информационной деятельности, имидж библиотечно-информационной профессии.

Аннотация: В данной статье анализируются проблемы и перспективы развития высшего библиотечно-информационного образования в условиях интеграции отечественной системы высшего образования в Болонский процесс и перехода на уровневую систему образования. Обозначены мировые тенденции в данной сфере. Рассматривается статус и роль библиотечно-информационной профессии в современном обществе. Особое внимание уделено подготовке бакалавров библиотечно-информационной деятельности на библиотечно-информационном факультете Санкт-Петербургского государственного института культуры. Определены проблемные точки в рассматриваемом вопросе. Представлен весьма широкий спектр профилей подготовки библиотечно-информационных специалистов научно-педагогическими школами Санкт-Петербургского государственного института культуры. Выявлены проблемы. которые необходимо решать в настоящее время в условиях модернизации и кластеризации современного российского образовательного пространства. Описаны компетенции, которыми владеет выпускник программы бакалавриата по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». Акцентируется внимание на комплексном системно-деятельностном подходе при реализации программы высшего образования подготовки библиотечно-информационных кадров. Отмечаются социопедагогическая доминанта, необходимая для более оперативного вхождения обучающихся в библиотечно-информационное сообщество и поиска работодателей, и необходимость комплексного исследования проблематики высшего библиотечно-информационного образования на современном новом витке развития образовательной сферы Российской Федерации.

Для цитирования: Чурашева О. Л., Третьяков А. Л. Современное высшее библиотечно-информационное образование: проблемы и перспективы // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. С. 55 - 60. Б01: 10.21603/2542-1840-2017-2-55-60.

Период конца XX - начала XXI вв. является переломным моментом в истории развития образования во всем мире. Переход от индустриального к информационному обществу и обществу знаний приводит к существенным изменениям во многих сферах человеческой деятельности, в частности в высшем образовании. Надо отметить, что меняется характер развития, приобретения и распространения знаний, открываются возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания, расширяется доступ к высшему образованию, изменяется роль преподавателя в учебно-образовательном процессе. В этой связи в мире, включая Россию, происходят глубинные и объективные процессы формирования единого открытого образовательного пространства высшего образования. Однако стало очевидно, что формирование единого информационно-образовательного пространства, широкое использование информационно-телекоммуникационных технологий, получение личностью разнообразной информации, пусть даже полной и

качественной, не всегда ведет к осведомленности и не гарантирует успех образовательного процесса, поскольку информация должна пройти аналитико-синтетическую обработку и стать личностным знанием. Этот факт обуславливает как формирование нового подхода к развитию компетентности студентов, так и необходимость поиска новых образовательных технологий [1].

Переход к новой образовательной парадигме на рубеже XX - XXI вв. связан и с включением России в Болонский процесс. Начало Болонского процесса в Сорбонне в 1999 г. с участием четырех стан: Великобритании, Германии, Италии и Франции - способствовало процессу интеграции национальных систем высшего образования в объединяющейся Европе. Последующее присоединение к этому процессу других европейских стран, в том числе и России в 2003 г., привело к значительным изменениям в национальных системах образования. Больше внимания стало уделяться новой структуре и качеству высшего образования,

которое должно соответствовать различным потребностям рынка труда.

Россия стала полноправным участником Болонского процесса и начала перестраивать свою систему высшего образования в направлении сопоставимости с системами высшего образования в других европейских странах. Реформирование системы высшего образования в Российской Федерации характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной высшей школе и новыми веяниями, связанными с вхождением в мировое открытое образовательное пространство. Подчеркнем, что реформирование и поиск новых путей идет до сих пор, что вполне соответствует трендам современной российской и мировой образовательной политики. В современной России система образования непрерывно развивается, и для нее характерно постоянное обновление и саморазвитие. Особенно мощный инновационный процесс охватил российскую систему образования в 1980-е - 1990-е гг.. когда начали появляться программы бакалавриата и магистратуры.

Современное российское образовательное пространство можно охарактеризовать как единую информационно-образовательную платформу, входящую в мировой образовательный конгломерат и рассматривающую образование с точки зрения феномена открытости.

В настоящее время модернизационные процессы в сфере отечественного образования не завершены, поскольку объективно до конца не оформились те глобальные конфигурации, в которые должна вписаться Россия, что отражается на высшем образовании. В современных условиях особого внимания требует разработка стратегии развития теории, методики и организационно-функциональных аспектов высшего образования. Необходимо учитывать, что образовательная система должна быть способна параллельно решать задачи разного типа: с одной стороны, оперативно осуществлять комплекс мер по выполнению заказа на формирование умений и операциональных качеств, востребованных на данный момент, с другой - развивать целостное и многомерное видение системных качеств «жизненного мира личности». При этом большую роль в социально-профессиональной самоорганизации студентов играет социопе-дагогическое и информационно-методическое сопровождение. Подготовка выпускников программ бакалавриата в высшей школе должна быть ориентирована на перспективную профессиональную деятельность в различных профильных организациях [2].

Современное общество характеризуется преобразованиями, которые происходят в различных сферах, весьма актуальной становится проблема подготовки высококвалифицированных кадров, способных жить в быстро меняющемся обществе. Иными словами, выбор высшего учебного заведения и процесс развития профессиональной компетентности студентов в вузе в условиях современного образования достаточно сложны и зависят от многих факторов, в том числе от мотивации современных студентов, речь о которой пойдет ниже.

Необходимо отметить, что поступление в вуз является важным этапом профессионального развития личности. Известно, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и влияет на позитивное пред-

ставление человека о себе. Профессиональное развитие личности - это совершенствование человека как субъекта труда, то есть совершенствование его профессиональных способностей, знаний, умений, достижение лучших профессиональных результатов, карьерный рост и ряд других аспектов. От того, какое высшее учебное заведение выберет будущий специалист, зависят его социально-профессиональные характеристики, специи-фика коммуникационного окружения, а также статус в обществе.

В настоящее время все признают возрастающую роль библиотеки в расширяющемся информационном пространстве, но развитию библиотечного дела по-прежнему уделяется недостаточное внимание.

Одной из многих проблем является подготовка кадров для библиотек. На наш взгляд, библиотечно-информационное образование является важным фактором и необходимым компонентом развития российского общества. Именно данное образование способствует организации культурогенеза общества и формирует культурный код россиян.

В настоящее время в Санкт-Петербургском государственном институте культуры (СПбГИК) осуществляется подготовка бакалавров по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» следующих профилей:

• Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации;

• Менеджмент библиотечно-информационной деятельности;

• Библиотечно-информационная работа с детьми и юношеством;

• Информационно-аналитическая деятельность;

• Книжные коммуникации в библиотечно-информационной сфере;

• Менеджмент библиотечно-информационных ресурсов инновационного развития научно-технической деятельности;

• Технология автоматизированных библиотечно-информационных ресурсов и ряд других [3].

В августе 2016 г. был утвержден обновленный федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность (уровень бакалавриата). Данный ФГОС определяет, что в область профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата должны входить практическая деятельность по формированию и использованию библиотечно-информационных ресурсов, сохранению документного наследия, формированию информационной культуры общества и развитию социокультурных коммуникаций. Формирование подобных компетенций зависит от успешного информационно-образовательного процесса в высшей школе, что во многом зависит от профессионализма преподавательского корпуса (научно-педагогических кадров) и выстраивания индивидуальной образовательной траектории и индивидуального образовательного маршрута каждого обучающегося. Иными словами, совокупность этих и ряда других компонент позволяет сформировать высокопрофессионального специалиста и квалифицирован-

ного кадра на рынке труда библиотечно-информационной сферы [4; 5].

Выпускник программы бакалавриата библиотечно-информационного факультета (БИФ) СПбГИК обладает всеми профессиональными компетенциями, отраженными в ФГОС. Для развития этих компетенций в настоящее время широко применяются не только традиционные образовательные технологии (лекции, семинары, коллоквиумы), но и игровые технологии (сюжетно-ролевые игры), деловые игры с элементами тренинга, собственно тренинги, развивающие тесты, проектные технологии, ситуационные задачи и др. В целом использование этих технологий нацелено на решение следующих задач, стоящих перед любой образовательной организацией в обществе знаний:

- развитие критического мышления, способностей к глубокому анализу, творческому осмыслению рассматриваемой проблемы и формированию собственного отношения к ней; способность к самоанализу;

- мотивация к поиску собственных уникальных путей решения поставленной задачи;

- углубление знаний, полученных в ходе прослушивания лекционного курса;

- формирование коммуникативной культуры (в первую очередь, это умение слушать, слышать, а также аргументированно доказывать свою точку зрения) и организаторских способностей;

- умение экспериментировать с различными моделями поведения в зависимости от особенностей конкретной ситуации.

В век цифры и эпоху Интернета мы акцентируем внимание на конгломерате информационных потребностей современного человека и современного общества; внедрении в библиотечно-информационную практику инновационных технологий с целью достижения компенсируемых библиотечно-информационных результатов. Однако в эпоху перемен обязанностью библиотекарей становится как обучение, консультации пользователей, так и посредничество, поскольку огромный объем информации требует большего, чем прежде, количества специалистов, владеющих навыками поиска информации и умеющих анализировать и оценивать ресурсы и потребности пользователей.

Библиотечно-информационное образование привносит свой вклад и в формирование имиджа библиотечной профессии. Вопросы имиджа в настоящее время все чаще и чаще обсуждаются на страницах профессиональной библиотековедческой печати, что вызывает ряд размышлений, речь о которых пойдет в данной статье.

Итак, понятие «имидж», под которым мы понимаем «создание образа», в настоящее время прочно вошло в употребление в различных государственных и общественных сферах. Однако семантическое словосочетание «имидж библиотекаря» для различных социально-профессиональных групп общества по-прежнему звучит непривычно.

Считается, что имидж - это часть действий публичных людей, тем более это должно относиться к представителям библиотечной профессии [6].

Исторически сложилось так, что библиотекарь всегда оставался как бы в тени своего дела. Такие понятия,

как «скромный», «тихий», стали неотъемлемыми, сопутствующими доминациями нашей профессии.

Мы также должны акцентировать внимание на том, что существуют и профессиональные, и образовательные причины не слишком высокого уровня имиджа библиотечной профессии в современном обществе, среди них можно выделить:

Осуществлять руководство таким социальным институтом общества, как библиотека, является, на наш взгляд, очень сложной системой и необходимо специальное высшее библиотечно-информационное образование.

В среде библиотекарей-непрофессионалов есть немало людей, которые считают, что библиотека - это одно из мест работы, а поэтому они и не выражают должного желания для внедрения инноваций в библиотечно-информационную сферу.

Профессия библиотекаря преимущественно женская (если говорить о тендерном аспекте), что способствует формированию далеко не позитивного общественного мнения о библиотечно-информационной профессии. В первую очередь, заработная плата женщин в разы меньше заработной платы мужчин. Ряд исследователей полагают, что имидж и престиж библиотечной профессии повысится в том случае, если в библиотеки придут работать мужчины в большом количестве.

Библиотечная профессия - это профессия обслуживающая, причем иногда ее именуют «полупрофессией»: клиентам библиотекари в лучше случае могут рекомендовать что-либо, но никак не предписывать.

В профессиональной деятельности библиотекаря присутствуют ряд не очень активных и разнообразных действий, которые, как правило, приводят к формированию у библиотечно-информационных специалистов таких качеств, как пунктуальность, педантизм, консерватизм, что нередко вызывает осуждение у социума.

Сотрудники библиотек не формируют новое знание. Все знания уже имеются в книжных изданиях [7].

В ходе исследования по вопросам имиджа библиотекаря нами было выявлено, что у значительной части студентов 1 курса фиксируется не вполне осознанный, хаотичный выбор будущей профессии. По мере обучения (к 3 - 4 курсу) у многих обучающихся формировалось представление о библиотечной работе как об интересном, престижном занятии, открывающем большие перспективы в плане личностного и профессионального роста. Иными словами, происходит трансформация в сознании студентов престижности и уникальности библиотечной профессии, а также ее реальные горизонты развития и перспективы реализации.

Особенно яркие перемены в профессиональной мотивации студентов наблюдаются в последние 2 - 3 года (2014 - 2017 гг.). Так, при поступлении на первый курс бакалавриата библиотечно-информационного факультета на очную форму обучения сохраняется уже стабильный конкурс 5 - 6 человек на одно место. Иными словами, поступить с каждым годом на бюджетные места по направлению подготовки «Библиотечно-информацион-ная деятельность» становится все более и более трудно.

На наш взгляд, этому способствуют следующие факторы: поддержка библиотек на государственном и муниципальном уровнях, благодаря чему меняется образ библиотеки и библиотекаря в обществе; рост престижа

библиотечной профессии. Например, 26 сентября 2016 г. министр культуры Российской Федерации В. Р. Мединский провел совещание, посвященное подготовке кадров и повышению престижа библиотечной профессии. «Нас беспокоит кадровая ситуация в библиотеках. Профессия стремительно стареет. Многие люди, которые приходят работать в наши библиотеки, не имеют профильного образования» [8], - сообщил министр.

Директор Российской национальной библиотеки А. В. Вислый заметил, что в библиотеках существует острая необходимость в специалистах по реставрации книг, в сотрудниках, владеющих иностранными языками. Министерство культуры два года назад разработало модельные стандарты работы современной библиотеки. Такие «пилотные» учреждения появились даже в сельской местности - во Владимирской и Рязанской областях. Однако в целом новые стандарты приживаются плохо. Всего лишь 10 - 15 % библиотек перешли на современные рельсы [9].

Среди других факторов можно отметить и рост зарплат в отрасли, а также развитие гибкой системы материального стимулирования, продуманную систему профориентации, организованную на факультете, в том числе и посредством института кураторства, который в настоящее время приобретает все большую актуальность в связи с реализации майских указов [10; 11].

Отметим, что в ходе диагностики студентов, поступивших в 2016 г., нами выявлены такие мотивы, как:

- интерес к профессии и осознание ее перспективности и престижности в современном обществе знаний;

- желание поднять свой социальный статус;

- стремление к самореализации посредством профессии;

- следование семейным традициям и др.

Представленные выше доминации позволяют говорить о смене парадигмы и эволюции профессиональной мотивации современных студентов, подчеркивают осмысление ими важности и необходимости библиотечной профессии в современных социокультурной и социально-экономической средах, а также ее интеллигентность в современном обществе.

Нельзя не отметить зарубежный опыт подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы, отраженный в некоторых обозначенных нами публикациях [12 - 18]. Данный опыт свидетельствует о реальной трансформации библиотечно-информационной профессии в дискурсе инновационного глобального развития. Зарубежные коллеги отмечают, что в настоящее время изменилась парадигма образования, и в существующих реалиях необходимо формировать комплексного специалиста для библиотечно-информационной сферы. Фактически прослеживается такая же проблема, как и в отечественной библиотечно-информационной науке в части создания поликомпетентного библиотечно-информа-ционного работника.

В заключении отметим, что имидж библиотечной профессии в настоящее время претерпевает значительные модернизационные процессы и нуждается в комплексном исследовании, основанном на инновационных образовательных процессах современной российский действительности. Таким образом, современное высшее библиотечно-информационное образование претерпевает ряд трансформаций и проблем в условиях модернизации образовательного пространства Российской Федерации и нуждается в высококвалифицированных спе-специалистах для более оперативного решения вновь возникающих проблем - о чем уже начат цикл статей у авторов данной работы.

Литература

1. Рыжова Н. А. Интеграция российского библиотечно-информационного образования в Боло некий процесс: содержательные и организационные аспекты: дис. ... канд. пед. наук. Орел, 2008. 236 с.

2. Лабейкин А. А., Финогеева Э. А. Психолого-педагогическая компетентность в проблемном поле библио-течно-информационного образования // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 2(19-1). С. 136 - 143.

3. Брежнева В. В., Колесникова М. Н., Эльяшевич Д. А. Профильная подготовка бакалавров библиотечно-информационной деятельности в СПбГИК // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. Т. 205. С. 24 - 31.

4. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. 31.12.2012. № 303. Режим доступа: http://base.garant.rU/70291362/4/#block_42 (дата обращения: 18.04.2017).

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность (уровень бакалавриата). Приказ Ми-нобрнауки России от 11.08.2016 № 1001. Режим доступа: http://www.tumgik.ru/images/files/51.03.06_Bibl_inform_ deyat_Bakalavr.pdf (дата обращения: 18.04.2017).

6. Матвеев М. Ю. Имидж библиотеки и «вечные» проблемы библиотечной профессии // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2004. № 1. С. 12 - 28.

7. Петрова Т. А., Мамонтова М. С. Библиотечное образование: история развития и современность // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2016. Т. 3. № 7. С. 51 - 57.

8. О повышении престижа профессии библиотекаря говорили на встрече при участии Мединского // Россия -Культура: телеканал. 26.09.2016. Режим доступа: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/156911

9. Матвеева И. Ю. Проблемы и перспективы развития высшего библиотечного образования в России // Вестник культуры и искусств. 2014. № 2(38). С. 14 - 21.

10. Калегина О. А. Библиотечно-информационное образование в контексте мировых тенденций: теоретико-методологический аспект: дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2007. 395 с.

11. ЧурашеваО. Л., Третьяков А. Л. Трансформация профессиональной мотивации студентов (на примере биб-лиотечно-информационного факультета СПбГИК) // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. 2017. № 1(6). С. 106 - 111.

12. Forrest M. Disability awareness training for library staff: evaluating an online module // Library review. 2007. Vol. 56. № 8. P. 707 - 715.

13. Gordon R. Next generation librarianship // American libraries. 2006. Vol. 37. № 3. P. 36 - 38.

14. Rector E. Librarianship in the proprietary education context // Reference & User Services Quarterly. Winter, 2016. Vol. 56. Iss. 2. P. 70 - 75.

15. Seppo V. Library skills of the future // Scandinavian public library quarterly. 2008. Vol. 41. № 1. P. 7 - 9.

16. Storey C. Treasuring our traditions and our people. Riding the wave and making difference over the next 25 years // Library management. 2007. Vol. 28. № 8/9. P. 488 - 500.

17. Vodosek P. Der Umgang mit geraubten Kulturgut: ein Thema fur die bibliothekarische Ausbildung? Ergebnisse einer Umfrage Der Text // Bibliotheksdienst. 2004. Jg. 38. № 11. S. 1493 - 1503.

18. Williamson V. Surviving change and growing the profession together // Library management. 2006. Vol. 27. № 8. P. 548 - 561.

MODERN HIGHER LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

Olga L. Churasheva1' @1, Audrey L. Tretyakov2' @

1 Saint-Petersburg State University of Culture, 2, Dvorcovaja Quay, St.-Petersburg, Russia, 191186

2 The Russian Presidential Academy Of National Economy And Public Administration, North-West Institute of Management, 57/43, Sredniy Pr., Vasilyevsky Island, Saint-Petersburg, Russia, 199178

@1 romance25@yandex.ru @2 andltretyakov@gmail.com

Received 19.04.2017. Accepted 22.06.2017.

Keywords: Higher library and information education, the Bologna process, the St. Petersburg State Institute of Culture, the preparation of bachelors of library and information activities, and the image of the library and information profession.

Abstract: This article analyzes the problems and prospects for the development of higher library and information education in the context of integrating the national higher education system into the Bologna process and the transition to the tertiary education system. World trends in this area are indicated. The status and role of the library and information profession in modern society is considered. Particular attention is paid to the preparation of bachelors of library and information activities at the library and information department of the St. Petersburg State Institute of Culture. The article highlights the problem points in the matter. It features a wide range of profiles for the preparation of library and information specialists by the scientific and pedagogical schools of the St. Petersburg State Institute of Culture. The problems that need to be solved now in the conditions of modernization and clustering of the modern Russian educational space are revealed. The paper describes the competence possessed by a graduate of the bachelor's program in the Library-Information Activity direction of preparation. Attention is focused on an integrated system-activity approach to the implementation of the higher education program in the training of library and information personnel. A socio-pedagogical dominant is pointed out, which is necessary for more rapid entry into the library and information community by trainees and a faster search for employers. A need for a comprehensive study of the problems of higher library and information education at the modern stage of the development of the educational sphere of the Russian Federation was noted.

For citation: Churasheva O. L., Tret'iakov A. L. Sovremennoe vysshee bibliotechno-informatsionnoe obrazovanie: problemy i perspektivy [Modern Higher Library and Information Education: Problems and Prospects]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 2 (2017): 55 - 60. (In Russ.) DOI: 10.21603/2542-1840-2017-2-55-60.

References

1. Ryzhova N. A. Integratsiia rossiiskogo bibliotechno-informatsionnogo obrazovaniia v Bolonskii protsess: soderz-hatel'nye i organizatsionnye aspekty. Diss. kand. ped. nauk [Integration of Russian library and information education into the Bologna process: substantive and organizational aspects. Cand. ped. Sci. Diss. ]. Orel, 2008, 236.

2. Labeikin A. A., Finogeeva E. A. Psikhologo-pedagogicheskaia kompetentnost' v problemnom pole bibliotechno-informatsionnogo obrazovaniia [Psychological and pedagogical competence in the problem field of library and information education]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv = Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts, no. 2(19-1) (2012): 136 - 143.

3. Brezhneva V. V., Kolesnikova M. N., El'iashevich D. A. Profil'naia podgotovka bakalavrov bibliotechno-informatsionnoi deiatel'nosti v SPbGIK [Profile LIS bachelor degree training in the Saint Petersburg State University of Culture]. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituía kul'tury = Proceedings of the St. Petersburg State Institute of Culture, vol. 205 (2015): 24 - 31.

4. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii [On education in the Russian Federation.]. Federal Law as of 29.12.2012 No. 273-FZ. Rossiiskaia gazeta = Russian newspaper, no. 303 (31.12.2012). Available at: http://base.garant.ru/70291362/4/ #block_ 42 (accessed 18.04.2017).

5. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniiapo napravleniiu podgotovki 51.03.06Bibliotechno-informatsionnaia deiatel'nost' (uroven' bakalavriata) [On the approval of the federal state educational standard of higher education in the field of training 51.03.06 Library and information activities (bachelor's level)]. Order of the Ministry of Education and Science of Russia from 11.08.2016 No. 1001. Available at: http://www.tumgik.ru/images/files/51.03.06_Bibl_inform_deyat_Bakalavr.pdf (accessed 18.04.2017).

6. Matveev M. Iu. Imidzh biblioteki i «vechnye» problemy bibliotechnoi professii [The image of the library and the "eternal" problems of the library profession]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv = Bulletin of Saint Petersburg State University of Culture and Arts, no. 1 (2004): 12 - 28.

7. Petrova T. A., Mamontova M. S. Bibliotechnoe obrazovanie: istoriia razvitiia i sovremennost' [Library Education: History of development and the present time]. VestnikMariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Istoricheskie nauki. Iuri-dicheskie nauki = Vestnik of Mari state University. Series: Historical Sciences. Jurisprudence, 3, no. 7 (2016): 51 - 57.

8. Povyshenii prestizha professii bibliotekaria govorili na vstreche pri uchastii Medinskogo [The increase in the prestige of the librarian's profession was discussed at a meeting with the participation of Medina]. 26.09.2016. Available at: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/156911

9. Matveeva I. Iu. Problemy i perspektivy razvitiia vysshego bibliotechnogo obrazovaniia v Rossii [Higher library education in Russia development problems and perspectives]. Vestnik kul'tury i iskusstv = Culture and Arts Herald, no. 2(38) (2014): 14 - 21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Kalegina O. A. Bibliotechno-informatsionnoe obrazovanie v kontekste mirovykh tendentsii: teoretiko-metodologicheskii aspect. Diss. doctora ped. nauk [Library and Information Education in the Context of World Trends: Theoretical and Methodological Aspect. Dr. ped. Sci. Diss.]. Kazan', 2007, 395.

11. Churasheva O. L., Tret'iakov A. L. Transformatsiia professional'noi motivatsii studentov (na primere bibliotechno-informatsionnogo fakul'teta SPbGIK) [Transformation of professional motivation of students (on the example of the library and information department of SPbGIC)]. Obrazovanie v Rossii: istoriia, opyt, problemy, perspektivy = Education in Russia: history, experience, problems and prospects, no. 1(6) (2017): 106 - 111.

12. Forrest M. Disability awareness training for library staff: evaluating an online module. Library review, 56, no. 8 (2007): 707 - 715.

13. Gordon R. Next generation librarianship. American libraries, 37, no. 3 (2006): 36 - 38.

14. Rector E. Librarianship in the proprietary education context. Reference & User Services Quarterly, 56, iss. 2 (Winter, 2016): 70 - 75.

15. Seppo V. Library skills of the future. Scandinavian public library quarterly, 41, no. 1 (2008): 7 - 9.

16. Storey C. Treasuring our traditions and our people. Riding the wave and making difference over the next 25 years. Library management, 28, no. 8/9 (2007): 488 - 500.

17. Vodosek P. Der Umgang mit geraubten Kulturgut: ein Thema fur die bibliothekarische Ausbildung? Ergebnisse einer Umfrage Der Text. Bibliotheksdienst, 38, no. 11 (2004): 1493 - 1503.

18. Williamson V. Surviving change and growing the profession together. Library management, 27, no. 8 (2006): 548 - 561.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.