Научная статья на тему 'Значимость компетентности в сфере культурно-досуговой деятельности в подготовке современного библиотекаря'

Значимость компетентности в сфере культурно-досуговой деятельности в подготовке современного библиотекаря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
36
Поделиться
Ключевые слова
PROFESSIONAL COMPETENCIES / COMPETENCE / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES / LIBRARY SCIENCE / LIBRARIES HUMAN RESOURCES / PROFESSIONAL STANDARD EDUCATIONAL STANDARD / BACHELOR IN LIBRARY AND INFORMATION SCIENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БИБЛИОТЕЧНЫЕ КАДРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / БАКАЛАВР БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жегульская Ю.В., Савкина С.В.

Статья посвящена актуальным вопросам подготовки студентов бакалавриата по направлению 51.03.06, «Библиотечно-информационная деятельность». Обоснована значимость формирования компетентности в сфере культурно-досуговой деятельности для современного библиотечного специалиста. Отражены результаты анализа профессиональных и образовательного стандартов, выявляющего значение осуществления специалистом библиотеки культурно-досуговой деятельности в рамках выполнения спектра своих трудовых функций. На основе изучения 13 основных профессиональных образовательных программ по направлению подготовки 51.03.06, «Библиотечно-информационная деятельность», реализуемых вузами культуры, определены учебные дисциплины, формирующие компетенции в культурно-досуговой сфере. Рассмотрена последовательность формирования компетенций в сфере культурно-досуговой деятельности библиотечных кадров в учебных дисциплинах образовательной программы бакалавриата Кемеровского государственного института культуры (на примере профиля «Информационно-аналитическая деятельность»).

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жегульская Ю.В., Савкина С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE IMPORTANCE OF COMPETENCE IN THE AREA OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES IN MODERN LIBRARIANS EDUCATION

The article is dedicated to the nowadays issues in the program of Bachelor in Library and Information Science (51.03.06). The importance of competence development in the area of cultural and leisure activities for modern library specialists is proved. The article highlights the results of the professional and educational standards analysis that monitors the rate of cultural and leisure activities realization by library specialists in the process of completing their work duties. Based on the examination of 13 basic professional educational programs of Bachelor in Library and Information Science (51.03.06) used in culture universities, the main subjects developing the compe tence in the area of cultural and leisure activities are defined. The order of developing competencies in the area of cultural and leisure activities in the subjects of the program of Bachelor in Kemerovo State University of Culture is examined (using an example of speciality “Information and Analysis Activities”).

Текст научной работы на тему «Значимость компетентности в сфере культурно-досуговой деятельности в подготовке современного библиотекаря»

tence in the area of cultural and leisure activities are defined. The order of developing competencies in the area of cultural and leisure activities in the subjects of the program of Bachelor in Kemerovo State University of Culture is examined (using an example of speciality "Information and Analysis Activities").

Key words: professional competencies, competence, cultural and leisure activities, library science, libraries human resources, professional standard educational standard, Bachelor in Library and Information Science.

Ю.В. Жегульская, канд. пед. наук, декан факультета информационных и библиотечных технологий,

Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, E-mail: zhegulskaya@list.ru

С.В. Саекина, канд. пед. наук, доц. каф. технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный институт культуры,

г. Кемерово, E-mail: light_foton@mail.ru

ЗНАЧИМОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО БИБЛИОТЕКАРЯ

Статья посвящена актуальным вопросам подготовки студентов бакалавриата по направлению 51.03.06, «Библиотечно-информационная деятельность». Обоснована значимость формирования компетентности в сфере культурно-досуговой деятельности для современного библиотечного специалиста. Отражены результаты анализа профессиональных и образовательного стандартов, выявляющего значение осуществления специалистом библиотеки культур-но-досуговой деятельности в рамках выполнения спектра своих трудовых функций. На основе изучения 13 основных профессиональных образовательных программ по направлению подготовки 51.03.06, «Библиотечно-информационная деятельность», реализуемых вузами культуры, определены учебные дисциплины, формирующие компетенции в культурно-досуговой сфере. Рассмотрена последовательность формирования компетенций в сфере культурно-до-суговой деятельности библиотечных кадров в учебных дисциплинах образовательной программы бакалавриата Кемеровского государственного института культуры (на примере профиля «Информационно-аналитическая деятельность»).

Ключевые слова: профессиональные компетенции, компетентность, культурно-досуговая деятельность, библиотечное образование, библиотечные кадры, профессиональный стандарт, образовательный стандарт, бакалавр библиотечно-информационной деятельности.

Отечественное библиотечное образование имеет давние традиции и последние годы находится в состоянии постоянного реформирования. Эти трансформации обусловлены как факторами переустройства в целом системы образования, в том числе и высшего, так и следствием влияний развитого профессионального сообщества, а также социальных ожиданий от библиотеки на векторы подготовки библиотечных кадров. Система профессионального библи-отечно-информационного образования сегодня выдвигает задачу реализации компетенностного подхода в подготовке кадров. Как отмечает Б.С. Елепов, «компетенция - это интеллектуальный ресурс библиотечного работника, выраженный в его способности применять свои знания, умения и навыки в соответствии с необходимостью решения производственных проблем в изменяющихся условиях. Компетенция предполагает наличие таких индивидуальных особенностей как мастерство и личная эффективность при выполнении работы, а также набор определённых поведенческих навыков» [1, с. 120].

Многие социальные факторы диктуют расширение сферы профессиональной деятельности библиотечных кадров. Современный библиотечный специалист должен обладать компетенциями, достаточными для внедрения в деятельность библиотеки адекватного комплекса культурно-досуговых мероприятий по привлечению потенциальной читательской аудитории, популяризации книги и чтения, повышению качества целевого обслуживания определенных категорий пользователей. Современная практика библиотечно-информационной деятельности определяет важнейшей в библиотечной деятельности культурно-просветительскую миссию, связывая её с повышением уровня образования и культуры пользователей услуг библиотеки, содействием их интеллектуальному развитию и социализации. Особое внимание уделяется при этом социально-досуговой и культурно-просветительской деятельности современной библиотеки. Одним из путей достижения этой цели является именно социально-досуговая и культур-но-досуговая деятельность библиотеки, способствующая созданию многоликого, разнообразного и привлекательного библиотечного пространства [2].

Несмотря на достаточную изученность культурно-досуговой деятельности, применительно к работе библиотек многие вопросы данной тематики только выносятся на повестку. Анализ профессиональных публикаций показал, что в работах, посвященных компетентности библиотечного специалиста в культурно-досу-говой деятельности, отмечаются отдельные личностные качества, необходимые библиотекарю, освещаются проблемы библиотечного общения, профессиональной коммуникации. Отдельно рассматривается театральная, клубная и игровая библиотечная деятельность, режиссура библиотечных мероприятий, отмечается творческий и креативный характер библиотечно-информационной деятельности. Это свидетельствует об актуальности подготовки библиотечного специалиста, обладающего профессиональными компетенциями сфере культурно-досуговой деятельности.

Наличие компетентности в сфере культурно-досуговой деятельности является частью трудовых функций современных библиотечных кадров, что подтверждает анализ требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 51.03.06, «Библиотечно-ин-формационная деятельность» (уровень бакалавриата) [3] и профессиональных стандартов «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» (проект) [4], «Специалист в области воспитания» вид профессиональной деятельности - «Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года № 10н) [5].

Изучение указанных выше стандартов позволило определить конкретные трудовые функции и действия современного библиотекаря, необходимые ему в работе умения и знания, которые в значительной мере опираются на компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности; извлечения из профессиональных стандартов отражены в таблице 1.

Сопоставление данных профессиональных стандартов позволяет заключить, что весомая часть трудовых функций специалиста библиотечно-информа-ционной сферы требует специальной работы по овладению знаниями, умениями, формирования его готовности к осуществлению культурно-досуговой деятельности библиотеки.

Безусловно данные требования к уровню подготовки библиотечного специалиста, сформированные органами власти и профессиональным библиотечным сообществом, выраженные в структуре рассматриваемых профессиональных стандартов должны быть сопряжены с образовательными стандартами подготовки библиотечных кадров. В первую очередь это должно быть отражено в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению 51.03.06, «Библиотечно-информационная деятельность» (уровень бакалавриата). Данный стандарт указывает, что область профессиональной деятельности бакалавров по направлению 51.03.06, «Библиотечно-информацион-ная деятельность» включает практическую деятельность по формированию и использованию библиотечно-информационных ресурсов, сохранению документного наследия, формированию информационной культуры общества и развитию социокультурных коммуникаций; среди объектов профессиональной деятельности выпускника выделены как использование современных информационно-коммуникационных и социокультурных технологий в библиотечно-ин-формационной деятельности, так и применение психолого-педагогических методик, содействующих духовно-нравственному развитию личности и формированию информационной культуры общества [3].

Социальный заказ государства и общества, представленный в федеральном государственном образовательном стандарте, выражен в конкретном задании по формированию профессиональных компетенций выпускника в сфере культурно-досуговой деятельности, а именно «Выпускник программы бакалавриата должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата: способностью к эффективному библиотечному общению с пользователями (ПК-24); готовностью к организации воспитательно-образовательной работы средствами библиотеки (ПК-25); готовностью к использованию психолого-педагогических подходов и методов в библиотеч-но-информационном обслуживании различных групп пользователей (ПК-26); готовностью к реализации библиотечных программ в соответствии с приоритетами государственной культурной политики (ПК-28); способностью к реализации образовательных и культурно-просветительских программ для населения (ПК-29); способностью к созданию благоприятной культурно-досуговой среды (ПК-30); готовностью к реализации инновационных процессов в социокультурной сфере (ПК-31)» [3].

Ясное представление о том, как именно достигается выполнение требований образовательного стандарта, дает образовательная программа вуза, которая являет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего образования. Подготовка кадров по направлению 51.03.06,

Таблица 1

Компетентность библиотечного специалиста в сфере культурно-досуговой деятельности в структуре профессиональных стандартов

Трудовые действия Необходимые умения Необходимые знания

Профессиональный стандарт «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» (проект)

Обобщенная трудовая функция: Предоставление культурно-просветительных и досуговых услуг пользователям библиотеки

Трудовая функция: Организация и проведение культурно-просветительных и интеллектуально-досуговых мероприятий

• Проводить оценку потребности в проведении культурно-просветительных и интеллекту-ально-досуговых мероприятий • Осуществлять выбор оптимальных форм и тем публичных культурно-просветительных и интеллектуально-досуговых мероприятий, определять круг участников • Участвовать в разработке сценария, подготовке и организации мероприятия • Распределять функциональные обязанности участников мероприятия • Информировать потенциальных и реальных пользователей о предстоящем публичном мероприятии • Участвовать в организации и проведения мероприятия • Привлекать пользователей (в т. ч. волонтёров) к участию на всех этапах проведения мероприятия (от планирования до реализации и подведения итогов) • Проводить подведение итогов, анализ результатов • Владеть методикой разработки и реализации культурно-просветительных и интеллектуально-досуговых мероприятий • Владеть методикой и технологиями организации и проведения литературно-художественных мероприятий • Владеть методикой организации и ведения читательских клубов и клубов по интересам • Владеть технологиями организации и проведения культурно-просветительных акций, включая истори-ко-краеведческой тематики • Владеть технологиями event-ме-неджмента • Теория и методика организации публичных мероприятий в библиотеках • Теория и методика социально-до-суговой и культурно-просветительной деятельности • Основы библиотековедения, культурологии и массовых коммуникаций, социокультурной деятельности, сценарного мастерства, социального партнерства

Трудовая функция: Участие в разработке и реализации социокультурных проектов и программ

• Изучать сложившуюся социальную ситуацию, участвовать в определении приоритетных направлений социокультурного проектирования • Инициировать и / или принимать участие в разработке социокультурных программ и проектов, входящих в сферу компетенций и ответственности библиотеки • Участвовать в реализации проектов и программ (направлений и мероприятий), входящих в сферу компетенций и ответственности библиотеки • Проводить оценку эффективности реализации проектов и программ • Собирать, обрабатывать, анализировать и обобщать информацию о приоритетных направлениях развития социокультурной сферы и отдельных отраслей культуры • Владеть методикой проектной деятельности в сфере культуры и библиотечного дела • Тенденции и приоритетные направления развития культуры в стране и мире • Передовой отечественный и зарубежный опыт социокультурного проектирования • Принципы, методики и технологии социокультурного проектирования • Технологии разработки региональных социокультурных программ и проектов

Трудовая функция: Организация и проведение историко-краеведческих акций и мероприятий

• Инициировать и / или разрабатывать в соответствии с приоритетами различные краеведческие акции и мероприятия • Составлять планы (в т.ч. сценарные) организации и проведения различных краеведческих акций и мероприятий • Формировать коллектив (команду) исполнителей, распределять полномочия по организации и проведению акций и мероприятий • Методики разработки локальных социокультурных проектов • Технологии организации и проведения акций и мероприятий и технологии разработки сценарных планов • Основы межкультурных коммуникаций, культурно-просветительной деятельности, социального партнерства, сценарного мастерства

Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» вид профессиональной деятельности «Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования»

Обобщенная трудовая функция: Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Трудовая функция: Организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у обучающихся интереса к чтению

• Проведение конкурсов, викторин, литературных вечеров по формированию у детей интереса к чтению • Осуществление взаимодействия с семьей с целью педагогической поддержки семейного чтения • Организовывать и проводить творческие мероприятия по формированию у детей интереса к чтению • Проводить мероприятия по популяризации и пропаганде детского чтения на основе социального партнерства институтов социализации • Осуществлять педагогическую поддержку деятельности детских общественных объединений читательской направленности • Формы и методы пропаганды детского чтения • Виды творческих мероприятий по формированию у детей интереса к чтению и формы их проведения • Технологии педагогической поддержки деятельности детских общественных объединений читательской направленности • Примерное содержание деятельности детских общественных объединений читательской направленности

«Библиотечно-информационная деятельность» осуществляется многими вузами нашей страны: «классическими», техническими и педагогическими университетами, вузами культуры, подведомственными как профильному министерству, так и региональным органам власти.

Для сопоставимости результатов анализа основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) по данному направлению подготовки нами отобраны образовательные программы, реализуемые вузами культуры, подведомственными Министерству культуры Российской Федерации (таблица 2). Данные

высшие учебные заведения имеют давние традиции подготовки библиотечных кадров и отличаются значимыми ресурсами (образовательным, технологическим, учебно-методическим, кадровым и др.) в формировании у будущих бакалавров библиотечно-информационной деятельности способности и готовности к реализации культурно-досуговой деятельности в процессе реальной профессиональной активности. Нами были выявлены учебные дисциплины, ориентированные на формирование указанных профессиональных компетенций в сфере культурно-досуговой деятельности. Были рассмотрены ОПОП 13 вузов культуры

Таблица 2

Анализ закрепления профессиональных компетенций в сфере культурно-досуговой деятельности за учебными дисциплинами в структуре ОПОП направления подготовки 51.03.06, «Библиотечно-информационная деятельность»

Наименование вуза культуры Профиль ОПОП БИД Учебные дисциплины, ориентированные на формирование профессиональных компетенций в сфере культурно-досуговой деятельности

Восточно-Сибирский государственный институт культуры (www.vsgaki.ru дата обращения: Библиотечно-информа-ционное обеспечение потребителей информации Библиотерапия (ПК-30), Библиотечно-информационное обслуживание (ПК-26), Инновационно-методическая деятельность библиотеки (ПК-31), Информационное обеспечение краеведения (ПК-25, 28, 29), Краеведческая библиография (ПК-25, 28, 29), Культурно-просветительская деятельность библиотеки (ПК-25, 28, 29, 30), Материально-техническая база библиотек (ПК-31), Педагогика (ПК-29), Социология и психология чтения (ПК-25, 26), Этика библиотечного общения (ПК-24)

07.12.2018) Информационно-аналитическая деятельность Библиотерапия (ПК-30), Библиотечно-информационное обслуживание (ПК-26), Инновационно-методическая деятельность библиотек (ПК-31), Информационное обеспечение краеведения (ПК-25, 28, 29), Краеведческая библиография (ПК-25, 28, 29), Культурно-просветительская деятельность библиотеки (ПК-25, 28, 29, 30), Материально-техническая база библиотек (ПК-31), Педагогика (ПК-29), Практико-ориентированные подходы в работе библиотеки (ПК-31), Этика библиотечного общения (ПК-24)

Казанский государственный институт культуры (www.kazgik.ru дата обращения: 07.12.2018) Менеджмент библио-течно-информацион-ной деятельности Аналитико-синтетическая переработка информации (ПК-28, 29, 31), Библиографическая деятельность библиотек (ПК-28, 30, 31), Библиографоведение (ПК-24), Инновационная и методическая деятельность библиотеки (ПК-24), Информатика (ПК-31), Информационные сети и системы (ПК-28, 29, 31), Информационные технологии (ПК-28, 29, 31), Лингвистические средства библиотечных и информационных технологий (ПК-24, 26, 28, 29, 30, 31), Отраслевые информационные ресурсы (ПК-28, 29, 30, 31), Производственная практика (ПК-28), Психология общая (ПК-26, 31), Психология социальная (ПК-26), Справочно-поисковый аппарат (ПК-31), Учебная практика (ПК-28, 31)

Кемеровский государственный институт культуры www.kemguki.ru дата обращения: 07.12.2018 Библиотечно-педагоги-ческое сопровождение школьного образования Библиотечное обслуживание лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-24, 26, 28, 30), Библиотечно-информационное обслуживание (ПК-24,30), Возрастная и педагогическая психология в деятельности библиотекаря-педагога (ПК-24, 25, 26, 29, 30), Воспитательная работа в образовательном учреждении (ПК-25), Зарубежная литература (ПК-25), Информационное обеспечение региональных потребностей (ПК-28), Информационные ресурсы для детей и юношества (ПК-26), История книги и книговедение (ПК-28), Культурология (ПК-28), Медиаграмотность школьников (ПК-25, 29), Методика преподавания информационной культуры (ПК-24, 25, 29), Обслуживание в детской и школьной библиотеке (ПК-25, 26), Основы информационной культура личности (ПК-24, 25, 26, 29), Основы медиаграмотности школьников (ПК-25, 29), Педагогика (ПК-25, 26), Педагогическое мастерство в работе библиотекаря-педагога (ПК-24, 25, 26,29,29, 30,31), Производственная практика (ПК-24, 25, 28), Психология (ПК-26), Реклама в библиотеках образовательных организаций (ПК-30), Связи с общественностью в библиотеках образовательных организаций (ПК-26, 29, 30), Социальная психология (ПК-24, 25, 26, 29, 30), Социально-культурные технологи в библиотеке (ПК-25, 26, 29), Справочно-поисковый аппарат библиотеки (ПК-24), Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности (ПК-26)

Информационно-аналитическая деятельность Библиотечное обслуживание лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-24, 26, 28, 30), Библиотечно-информационное обслуживание (ПК-24, 30), Государственная итоговая аттестация (Пк-24, 25, 26, 28, 29, 30, 31), Информационное обеспечение культуры и искусства (ПК-28,29), Информационное обеспечение региональных потребностей (ПК-28), История книги и книговедение (ПК-28), Коммуникативная культура информационного аналитика (ПК-24), Культурология (ПК-28), Методика преподавания библиотечных дисциплин (ПК-25, 26, 29), Обслуживание в детской и школьной библиотеке (ПК-25, 26), Основы информационной культуры личности (ПК-24, 25, 26, 29), Основы педагогического мастерства библиотекаря-аналитика (ПК-24, 25, 26, 28, 30, 31), Педагогика (ПК-25, 26), Производственная практика (ПК-24), Психология (ПК-26), Связи с общественностью и реклама в информационно-аналитической деятельности (ПК-26, 29, 30), Социально-культурные технологи в библиотеке (ПК-25, 26, 29), Справочно-поисковый аппарат библиотеки (ПК-24)

Технология автоматизированных библиотеч-но-информационных систем Автоматизированные библиотечно-информационные технологии (ПК-31), Библи-отечно-информационное обслуживание (ПК-30), Государственная итоговая аттестация (ПК-24, 25, 26, 28, 29, 30, 31), История книги и книговедение (ПК-28), Культурология (ПК-28), Основы государственной культурной политики Российской Федерации (ПК-28), Основы информационной культуры личности (ПК-24, 26, 29), Педагогика (ПК-25), Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (ознакомительная) (ПК-31), Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (проектная) (ПК-31)

Краснодарский государственный институт культуры (www.kguki.com дата обращения: 07.12.2018) Библиотечно-информа-ционная работа с детьми и юношеством Библиотековедение (ПК-30), Библиотечная этика (ПК-30), Библиотечное обслуживание в детских и школьных библиотеках (ПК-25), Библиотечное обслуживание в детских и школьных библиотеках (ПК-30), Библиотечно-информационное обслуживание (ПК-24, 26, 29, 30), Библиотечный фонд (ПК-28), Библиотечный фонд (ПК-29), Государственная итоговая аттестация (ПК-24, 25, 26, 28, 29, 30, 31), Инновационная деятельность детских и школьных библиотек (ПК-28), Иностранный язык (ПК-24, 28), Информационно-библиографические ресурсы детских и школьных библиотек (ПК-25, 26), Литература региона (ПК-28, 30), Основы государственной культурной политики Российской Федерации (ПК-28, 29, 30, 31), Основы педагогического мастерства библиотечного специалиста (ПК-24, 25, 26), Основы права (ПК-26), Педагогика (ПК-26), Педагогика детского и юношеского чтения (ПК-24, 25, 26, 29), Практика (ПК-28), Психология детского и юношеского чтения (ПК-26), Русский язык и культура речи (ПК-24, 25), Современные педагогические технологии (ПК-25, 26), Социальные коммуникации (ПК-24), Теория и история литературы (ПК-24, 28, 29), Этика и психология деловых отношений в библиотеке (ПК-24)

Информационно-аналитическая деятельность Библиотековедение (ПК-30), Библиотечная этика (ПК-30) Библиотечно-информационное обслуживание (ПК-29, 30), Библиотечный фонд (ПК-28, 29), Государственная итоговая аттестация (ПК-24, 25, 26, 28, 29, 30, 31), Иностранный язык (ПК-24, 28), Информационная культура личности (ПК-29), Информационно-аналитические продукты и услуги (ПК-28, 29, 30), Литература региона (ПК-28, 30), Основы государственной культурной политики Российской Федерации (ПК-28, 29, 30, 31), Педагогика (ПК-26), Практика (ПК-28), Психология управления библиотечным коллективом (ПК-26), Русский язык и культура речи (ПК-24, 25), Социальные коммуникации (ПК-24), Теория и история литературы (ПК-25, 28, 29), Этика и психология деловых отношений в библиотеке (ПК-24)

Менеджмент библио-течно-информацион-ной деятельности Архитектура и дизайн в библиотеке (ПК-29, 30), Библиотековедение (ПК-30), Би-блиотечно-информационное обслуживание (ПК-24, 26, 29, 30), Библиотечный фонд (ПК-28, 29), Государственная итоговая аттестация (ПК-24, 25, 26, 28, 29, 30, 31), Иностранный язык (ПК-24, 26), Литература региона (ПК-28, 30), Организация культурно-досуговой деятельности библиотек (ПК-29, 30), Основы государственной культурной политики Российской Федерации (ПК-28, 29, 30, 31), Педагогика (ПК-26), Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (ПК-28), Русский язык и культура речи (ПК-24, 25), Социальные коммуникации (ПК-24), Этика и психология деловых отношений в библиотеке (ПК-24)

Московский государственный институт культуры (www.mgik.org дата обращения: 07.12.2018) Общий профиль Библиографическая деятельность библиотеки (ПК-25), Библиотека в мультикуль-турном пространстве (ПК-30), Библиотека и социальные сети (ПК-24), Библиотечная педагогика (ПК-24, 25, 26, 29), Библиотечно-информационная деятельность за рубежом (ПК-31), Библиотечно-информационное обслуживание (ПК-24, 25, 26), Визуальная культура библиотеки (ПК-25, 26, 30), Возрастная психология в практике библиотеки (ПК-24, 26), Государственный экзамен (ПК-24, 25, 30), Защита выпускной квалификационной работы (ПК-28, 31), Инновационная и методическая деятельность библиотеки (ПК-31), Краеведение и региональные информационные ресурсы (ПК-25), Краудфандинг и краудсорсинг в практике библиотеки (ПК-26), Креатив в библиотечно-информационной деятельности (ПК-31), Культура делового общения в библиотеке (ПК-24), Культура чтения в реальной и электронной средах (ПК-29), Культурология (ПК-31), Литература для детей и юношества (ПК-25, 26, 29) Материально-техническая база библиотеки (ПК-30), Менеджмент библиотеч-но-информационной деятельности (ПК-31), Организация и методика культур-но-досуговой деятельности (ПК-25, 28, 29, 30), Педагогика (ПК-24, 25, 26), Производственная (научно-исследовательская) практика (ПК-31), Психология (ПК-24, 26), Психология (ПК-26), Психология управления библиотечно-информационной деятельностью (ПК-31), Социальные коммуникации (ПК-24), Социология и психология чтения (ПК-24, 26), Стратегическое управление библиотекой (ПК-28, 31), Учебная практика (ПК-24, 25, 26, 29, 30), Формирование и развитие профессионального сознания библиотечного специалиста (ПК-24)

Орловский государственный институт культуры (www.ogiik.orel.ru дата обращения: 07.12.2018) Библиотечно-информа-ционное обеспечение потребителей информации Библиотековедение (ПК-28), Библиотечная этика (ПК-24) Библиотечно-информационное обслуживание (ПК-24, 25, 26, 29, 31), Детская библиотека в современном мире (ПК-25), Деятельность специальных библиотек (ПК-30), Организация деятельности школьных библиотек (ПК-25, 26), Основы государственной культурной политики Российской Федерации (ПК-28), Патриотическое воспитание в библиотеке (ПК-25), Практика ... научно-исследовательской деятельности (ПК-26, 30), Преддипломная практика (ПК-29, 31), Семейное чтение в детской библиотеке (ПК-29), Социология и психология чтения (ПК-26), Технология проведения массовых мероприятий в библиотеке (ПК-26), Типология библиотек (ПК-30), Экологическое просвещение в библиотеке (ПК-25)

Менеджмент библио-течно-информацион-ной деятельности Библиотековедение (ПК-28), Библиотечная конфликтология (ПК-25), Библиотеч-но-информационное обслуживание (ПК-24, 25, 26, 29, 30, 31), Интернет, чтение и библиотеки (ПК-24), Основы государственной культурной политики Российской Федерации (ПК-28), Практика ... научно-исследовательской деятельности (ПК-26, 30), Преддипломная практика (ПК-29, 31), Читателеведение в цифровой информационной среде (ПК-24)

Пермский государственный институт культуры (www.psiac.ru дата обращения: 07.12.2018) Менеджмент библио-течно-информацион-ной деятельности Библиотечное общение (ПК-25, 26, 30), Библиотечно-информационное обслуживание (ПК-25, 26, 30), Глобальные проблемы современности (ПК-29), Инновационная и методическая деятельность библиотеки (ПК-31), Инновационная и методическая деятельность библиотеки (ПК-25), Концепции современного естествознания (ПК-29), Маркетинг библиотечно-информационной деятельности (ПК-29), Оргпроектирование (ПК-30), Основы государственной культурной политики (ПК-28), Основы медиакультуры (ПК-26), Подготовка и защита выпускной квалификационной работы (ПК-24, 26, 28, 29, 30, 31), Подготовка и сдача государственного экзамена (ПК-24, 25, 26, 28, 29, 30, 31), Практика ... профессиональной деятельности (ПК-24, 25, 26, 30), Преддипломная практика (ПК-28, 29, 31), Русский язык и культура речи (ПК-24), Современный литературный процесс (ПК-24), Социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-26), Социология культуры (ПК-28), Технологическая практика (ПК-24), Управление библиотечным делом (ПК-29), Управление проектами (ПК-30), Этика (ПК-29), Этика делового общения (ПК-25, 26, 30)

Самарский государственный институт культуры (www.smrgaki.ru дата обращения: 07.12.2018) Информационно-аналитическая деятельность Библиографоведение Часть 2. История библиографии (ПК-28),Э Библиотеч-но-информационное обслуживание (ПК-24, 25, 26, 30), Государственная итоговая аттестация (ПК-26), Здоровьесберегающие технологии жизнедеятельности (ПК-30), Интернет-технологии (ПК-24), Информационно-аналитические продукты и услуги (ПК-31), Информационные технологии (ПК-31), Концепции воспитания в современном мире (ПК-24, 25), Педагогика (ПК-24, 25, 26), Психология (ПК-26), Социальная психология (ПК-24), Социология и психология чтения (ПК-26), Теория и история литературы (ПК-25, 29), Эстетика (ПК-30)

Менеджмент библио-течно-информацион-ной деятельности Библиографоведение Часть 2. История библиографии (ПК-28), Библиотечно-ин-формационное обслуживание (ПК-24, 25, 26, 30), Государственная итоговая аттестация (ПК-26), Здоровьесберегающие технологии жизнедеятельности (ПК-30), Инновационная и методическая деятельность библиотеки (ПК-31), Интернет-технологии (ПК-24), Концепции воспитания в современном мире (ПК-24, 25), Культурология (ПК-31), Педагогика (ПК-24, 25, 26), Практика ... профессиональной деятельности (ПК-24, 25, 26, 30) Психология (ПК-26), Социальная психология (ПК-24), Социология и психология чтения (ПК-26), Теория и история литературы (ПК-25, 29), Управление библиотеч-но-информационной сферой (ПК-28), Эстетика (ПК-30)

Технология автоматизированных библиотеч-но-информационных ресурсов Библиографоведение Часть 2. История библиографии (ПК-28), Библиотечно-ин-формационное обслуживание (ПК-24, 25, 26, 30), Государственная итоговая аттестация (ПК-26), Здоровьесберегающие технологии жизнедеятельности (ПК-30), Интернет-технологии (ПК-24), Информационные технологии (ПК-31), Концепции воспитания в современном мире (ПК-24, 25), Культурология (ПК-31), Педагогика (ПК-24, 25, 26), Психология (ПК-26), Социальная психология (ПК-24), Социология и психология чтения (ПК-26), Теория и история литературы (ПК-25), Теория и история литературы (ПК-29), Эстетика (ПК-30)

Санкт-Петербургский государственный институт культуры (www.spbgik.ru дата обращения: 07.12.2018) Коммуникационная деятельность общедоступных и школьных библиотек Библиотечная журналистика (ПК-24, 28), Библиотечная педагогика (ПК-26, 29), Библиотечно-библиографическое краеведение (ПК-28, 29), Краеведческая деятельность библиотек (ПК-28, 29), Методическая деятельность библиотеки (ПК-31), Обслуживание пользователей библиотек с особыми потребностями жизнедеятельности (ПК-30), Практика ... профессиональной деятельности (ПК-24, 25), Проектная деятельность детских и школьных библиотек (ПК-31), Социология и психология чтения (ПК-26, 29), Технологии читательского развития детей и юношества (ПК-25, 26), Читателеведение в системе коммуникационной деятельности библиотек (ПК-24, 26)

Челябинский государственный институт культуры (www.chgik.ru -дата обращения: 07.12.2018) Общий профиль Библиографоведение (ПК-28), Библиотерапия (ПК-25), Библиотечная професси-ология (ПК-24, 25), Библиотечно- педагогическая деятельность (ПК-24, 25, 26), Библиотечно-библиографическое краеведение (ПК-25), Библиотечно-информа-ционное обслуживание (ПК-26, 30), Библиотечные коммуникации (ПК-24, 26), Библиотечный дизайн (ПК-28, 30), Вузовская библиотека как культурно-просветительский центр (ПК-29, 30, 31), Государственная итоговая аттестация (ПК-26), Детская и подростковая литература (ПК-26, 29), Инновационная деятельность библиотек (ПК-31), Институт бестселлера (ПК-28), Культурно-досуговые технологии библиотечной деятельности (ПК-28, 29, 30, 31) , Культурология (ПК-31), Литературное развитие в условиях библиотек (ПК-24, 26, 28, 29), Материально-технические ресурсы библиотеки (ПК-28, 30), Муниципальная библиотека как интеллектуально-досуговый центр (ПК-29, 30, 31), Основы государственной культурной политики Российской Федерации (ПК-28), Педагогика (ПК-25, 29), Производственная практика (ПК-26), Современная проза для подростков (ПК-25, 26, 29), Современная школьная библиотека (ПК-25, 26), Социальные коммуникации (ПК-24), Социология (ПК-31)

и следует отметить, что образовательные программы Алтайского, Тюменского, Хабаровского институтов культуры не ставят задачи формирования профессиональных компетенций библиотекаря в сфере культурно-досуговой деятельности и, следовательно, не включают соответствующие учебные дисциплины.

Приведенные в таблице 2 данные наглядно свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых вузах культуры какого-либо единого подхода к подготовке бакалавров библиотечно-информационной сферы к осуществлению культурно-до-суговой деятельности. Профессиональные компетенции (ПК-24, ПК-25, ПК-26,

ПК-28, ПК-29, ПК-30, ПК-31), ориентированные на формирование способности к осуществлению культурно-досуговой деятельности, рассредоточены в рассматриваемых образовательных программах среди самых разнообразных учебных дисциплин.

В некоторых случаях выделенные профессиональные компетенции отнесены к учебным дисциплинам, имеющим с культурно-досуговой деятельностью, на наш взгляд, весьма отдаленную и сложно определяемую связь, например: ПК-24: способность к эффективному библиотечному общению с пользователями

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис.1.Последовательность реализации учебных дисциплин,формирующихкомпетенции в сфере культурно-досуговой деятельности,

в ОПОП «Библиотечно-информационная деятельность»

- «Библиографоведение», «Лингвистические средства библиотечных и информационных техноло гий»; ПК-29: способность к реализации образовательных и культурно-просветительских программ для населения - «Аналитико-синтетическая переработка информации», «Отраслевыеинформационныересурсы»,«Концеп-ции современного естествознания», «Теория и история литературы» и др.

Нцеда вузоввпдеоенеие вриые уоЫ^<^ыиотальрц|^оа^^тен^1^и;^сфе-плены за такими традиционными учебными дисциплинами как «Библиотечно-ин-форыццжоинае абссуживание» р нСоо^иальыиооа^н^е^г^О^1^8' иво же вуемя большая часть основных профессиональных образовательных программ вклю-чаетуа^с^^г^ы^к^ыосз^ в^н^н^^^ычобнывс сцоелиры.врсеыгиированн ыс а соиго-товку выпускников к реализации культурно-досуговой деятельности в библиотеке: «Крлитвонс-еаоивесиаел ьсиая дистол ьн^с^нь б и блоетркцивывбл иытесажия» (ВСГИК); «Коммуникативная культура», «Основы педагогического мастерства», «Совеалтно-еулит»рны етенноыоги в(5иИлиотвкое (С^нтИИ»;«Оргини^г^р^я кцли-турно-дос^оео^ыянелоцонти^быоосек» , иОсоеви1педагогнческогыыесцерцтиа библиотечного специалиста» (КГИК); «Библиотека в мультикультурном пространстве», »Библиовеннаи сидагыгикв», «инатс в библиетечио-снфорвецноноей деятельности», «Организация и методика культурно-досуговой деятельности» (МГуР; ж^еснологияыровсдениямывсовыв ^ро^р^цнт^й в^&иытиках», «Чтоа-телеведение в цифровой информационной среде» (ОГИК); «Библиотечное обще-ние>>(СрИK);<<Ыпоо»oнeчиaяпeдеcгс,<a», «Ыовaсeлeвeдиниывцибтeив кационой деятельности библиотек» (СПбГИК); «Библиотечные коммуникации», «БиИлнствннл-падaгогинeиеa« даитоыьносот» , «Килывроны-оысвгоеы е т библиотечной деятельности», «Муниципальная библиотека как интеллектуаль-

Реализация требований профессиональных и образовательного стандарта по ф(^еык^оевамююмпеваюций впфер- ыульцyсц0глвcнr'0»0е И^^в^^г^ьныеми

Библиографическийсписок

подготовке библиотечных специалистов (бакалавриат) в Кемеровском государственном институте культуры находит отражение в 23 учебных дисциплинах для профиля «Библиотечно-педагогическое сопровождение школьного образования», 16 - для профиля «Информационно-аналитическая деятельность» и 7 -для профиля «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем». Последовательность формирования в учебных дисциплинах профессиональных компетенций в сфере культурно-досуговой деятельности представим графически на примере профиля подготовки «Информационно-аналитическая деятельность» (рис. 1).

Учебные дисциплины, формирующие профессиональные компетенции библиотекаря в сфере культурно-досуговой деятельности, имеют разнообразное учебно-методическое обеспечение. Предлагаемый теоретический учебный материал детально представляет описание технологии подготовки традиционных и инновационных форм библиотечных мероприятий. Практические задания для студентов ориентированы на освоение студентами социально-культурных технологий, актуальных в современной библиотечной практике, формирование у них представлений о видах и содержании культурно-просветительских мероприятий библиотеки, умений анализа практики библиотечной культурно-досуговой деятельности, выработку умений самостоятельной разработки и проведения библиотечных мероприятий различных видов. Это позволяет осуществлять подготовку компетентных, конкурентоспособных выпускников, востребованных библиотечной практикой [6; 7]. В целом стоит отметить, что образовательная программа КемГИК по библиотечно-информа-ционной деятельности (уровень бакалавриата), обеспечивает воспроизводимость полученных в ходе обучения компетенций, знаний, умений, навыков и их востребованность в практической деятельности библиотечно-информаци-онных учреждений.

1. Елепов Б.С.Компетентностьикомпетенции библиотечногоспециалиста:как изачемих оценивать. Библиотековедение. 2009;3:117-124.

2. Жегульская Ю.В. Социально-педагогическая адаптация студентов вуза культуры и искусств средствами культурно-досуговой деятельности. Автореферат диссертации... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2014.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.06, «Библиотечно-информационная деятельность». Утв. приказом М-ва образования и науки Рос. Федерации 11.08.2016 № 1001. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/510306.pdf

4. Профессиональный стандарт «Специалист в области библиотечно-информационный деятельности» (проект). Oфициальный сайт Российской библиотечной ассоциации. Available at: http://www.rba.ru/cms_rba/news/upload-files/news/2014/23_09/4.pdf

5. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» вид профессиональной деятельности «Библиотечно-педагогическая деятельность в обра-зовательнойорганизацииобщегообразования». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199498/

6. Савкина С.В. Интерактивные мультимедийные продукты библиотек: формирование умений технологии подготовки у бакалавров библиотечно-информационной деятельности. Библиосфера.2018;4:119-124.

References

1. Elepov B.S. Kompetentnost' i kompetencii bibliotechnogo specialista: kak i zachem ih ocenivat'. Bibliotekovedenie. 2009; 3: 117 - 124.

2. Zhegul'skaya Yu.V. Social'no-pedagogicheskaya adaptaciya studentov vuza kultury i iskusstv sredstvami kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2014.

3. Federally] gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 51.03.06, «Bibliotechno-informacionnaya deyatel'nost'». Utv. prikazom M-vaobrazovaniyainaukiRos.Federacii 11.08.2016 №1001. Availableat:http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/510306.pdf

4. Professional'nyj standart «Specialist v oblasti bibliotechno-informacionnyj deyatel'nosti» (proekt). Oficial'nyj sajt Rossijskoj bibliotechnoj associacii. Available at: http://www.rba.ru/ cms_rba/news/upload-files/news/2014/23_09/4.pdf