УДК 371.72
Ivanova G.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Information and Library Management, Moscow State Institute of Culture
(Moscow, Russia), E-mail: mgukidissov@mail.ru
CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION. The article discusses the possibilities of professional training of librarians as specialists in the field of cultural and leisure activities. The paper emphasizes the importance of introducing culture of the scientific discipline "Cultural and leisure activities in the library" into the educational process of universities. The work presents the contents of this discipline, its relationship with other training courses. The author characterizes the importance of cultural and leisure programs in solving the problem of support and development of reading. The importance of educational technologies in forming students' general cultural and professional competencies is revealed.
Key words: professional training, higher education, higher education institutions of culture, cultural and leisure activities, library and information activities, competencies to be formed, technology and methods of cultural and leisure activities.
Г.А. Иванова, д-р пед. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Москва,
E-mail: mgukidissov@mail.ru
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются возможности профессиональной подготовки библиотекарей как специалистов в области культурно-досуговой деятельности. Акцентируется значимость введения в учебный процесс вузов культуры научной дисциплины «Культурно-досуговая деятельность в библиотеке». Представлено содержание данной дисциплины, ее связь с другими учебными курсами. Охарактеризована значимость культурно-досуговых программ в решении проблемы поддержки и развития чтения. Подчеркивается значимость образовательных технологий в формировании общекультурных и профессиональных компетенций студентов.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, высшее образование, вузы культуры, культурно-досуговая деятельность, библиотечно-ин-формационная деятельность, формируемые компетенции, технология и методика культурно-досуговой деятельности.
С развитием цивилизации неуклонно возрастает роль досуговой жизнедеятельности личности и общества в целом. Во многих странах мира публичные библиотеки все чаще становятся местом проведения свободного времени населения. Отечественные библиотековеды отмечают востребованность данных учреждений культуры как многопрофильных центров досуга (М.Д. Афанасьев, М.Я. Дворкина, С.П Матлина, Г К. Олзоева, В.Д. Стельмах, В.Р Фирсов и др.). Как и культурологи-исследователи (М.А. Ариарский, В.З. Дуликов, Н. Н. Ерошенков, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, ГС. Тихоновская и др.), библиотековеды рассматривают досуг в качестве синонима (или части) свободного времени. Под культур-но-досуговой деятельностью библиотек разных типов и видов понимается их творческая работа, направленная на организацию культурного досуга всех возрастных групп населения; формирование, удовлетворение и развитие жизненно насущных духовно-нравственных потребностей человека, связанных с саморазвитием, совершенствованием личности.
О социально-экономической и гуманитарной значимости непрерывного образования, то есть открытого, независимого, самостоятельного, продолжающегося в течение всего периода активной профессиональной деятельности специалиста, свидетельствует актуализация этой идеи в национальных доктринах образования многих стран мира.
Для современной теории и практики библиотечного профессионального образования существенное значение имеет то, что динамика социокультурной среды, изменения в общественно-производственной сфере обусловливают необходимость непрерывного образования и его прогностически ориентированный характер. Отрасль, преодолевая противоречия сложившейся системы библиотечного обслуживания, может работать в режиме устойчиво-опережающего развития только в контексте существенного обновления философии образования.
Изучение теоретических и практических проблем непрерывного профессионального образования библиотечных кадров сегодня может быть результативным только в том случае, если ведется на основе новой образовательной парадигмы, в аспекте перехода от репродуктивной к продуктивной, гуманистической, культуроориентированной модели образования.
Для такой социальной сферы, как библиотечная работа прикладной аспект исследований в области методики профессионального образования также является актуальным. Разработка и внедрение в практику библиотечного дела инновационных подходов и методик повышения квалификации является сущностной задачей оптимизации системы образования специалистов библиотечной отрасли. В настоящее время достаточно изучен период вузовской подготовки специалистов-библиотековедов.
Во многих странах мира большую озабоченность вызывает отторжение от чтения больших групп населения, в том числе детей, подростков и юношества. К решению проблемы поддержки и развития чтения с помощью куль-турно-досуговых программ активно подключаются библиотеки. В различных странах накоплен значительный опыт разработки и реализаций программ, позволяющих значительно расширять культурно-досуговые функции библиотек,
в том числе и в области поддержки и развития чтения. Активными участниками их реализации являются профессионально подготовленные специалисты библиотек.
В нашей стране существенное расширение культурно-досуговой функции библиотек нашло отражение в профессиональной подготовке библиотечных специалистов. Так, в Московском государственном институте культуры в учебный план подготовки бакалавров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» включен новый курс «Культурно-досуговая деятельность в библиотеке», целью освоения которого является формирование у студентов готовности к организации и проведению культурно-досуговой деятельности в библиотеках.
Задачами освоения дисциплины являются:
• применение теоретических и методических знаний в области культур-но-досуговой деятельности для решения социальных, информационно-образовательных и воспитательных задач;
• использование специальных знаний и методов культурно-досуговой деятельности при проведении индивидуальной, групповой и массовой работы в библиотеках;
• участие в разработке и реализации программ культурно-досуговой деятельности.
В результате освоения дисциплины у студентов формируется способность применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике, а также готовность к эффективному общению с различными группами пользователей на основе применения психолого-педагогических подходов и методов в библиотечно-информационном обслуживании.
Принципиальное значение имеет соблюдение баланса между знаниями, ведущими к формированию компетенций, востребованных обществом, и знаниями опережающего характера. Такие знания могут быть сформированы при изучении следующих тем курса: «Сущность и функции культурно-досуговой деятельности», «Методологические основы культурно-досуговой деятельности библиотеки», «Психолого-педагогические основы культурно-досуговой деятельности с участием библиотеки». В качестве наиболее эффективных и вызывающих интерес студентов являются темы практической направленности: «Технология и методика культурно-досуговой деятельности в практике современной библиотеки», «Реабилитационная работа библиотеки средствами культурно-досуговой деятельности среди пользователей с ограниченными возможностями жизнедеятельности», «Планирование, учет и отчетность библиотеки в части осуществления культурно-досуговой деятельности», «Административное и методическое руководство подразделениями библиотек, выполняющих культурно-досуговые функции».
Формирование научно обоснованного содержания образования в области культурно-досуговой деятельности библиотек является одним из центральных факторов подготовки высококвалифицированных специалистов, способных к реализации образовательных и культурно- просветительских программ для населения, к осуществлению технологии проектирования библиотечно-информа-
ционных услуг для различных групп пользователей, созданию благоприятной купьтурно-досуговой среды библиотеки.
Проводимые занятия по курсу «Культурно-досуговая деятельность в библиотеке» позволяют формировать у студентов следующие умения: выявлять перспективные потребности различных групп потребителей библиотечных услуг и проектировать соответствующие спросу услуги; выбирать и использовать современные технологии для удовлетворения информационных и культурных потребностей личности средствами библиотеки; участвовать в разработке и реализации культурно-просветительских и досуговых программ библиотеки; анализировать отечественную и зарубежную практику реализации библиотеками образовательных и культурно-просветительских программ.
В процессе занятий студенты готовятся к проведению социокультурных мероприятий в библиотеке; осваивают методы оценки инфраструктуры и социокультурных условий реализации инновационных процессов, приобретают навыки реализации и продвижения профессиональных инноваций. У студентов формируются знания и умения в области организации воспитательно-образовательной работы библиотек. Они успешно осваивают методы разработки перспективных библиотечных программ.
Формирование профессионализма студентов в области организации куль-турно-досуговой деятельности библиотек возможно лишь на основе широкого использования образовательных технологий, среди которых лекции: вводные, лекции-дискуссии, проблемные лекции, лекции с использованием электронных презентаций; семинарские занятия в форме обсуждения докладов и дискуссий; деловые игры; обзорно-аналитические работы.
При организации занятий важно ориентироваться на входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, которые формируются в процессе изучения таких дисциплин, как «Педагогика и психология», «Библиотечный фонд», «Библиотечная педагогика», «Библиографоведение». Взаимосвязь курса с другими дисциплинами ОПОП способствует углубленной подготовке студентов к решению профессиональных задач и формированию необходимых компетенций.
Особая роль в подготовке компетентных специалистов в области куль-турно-досуговой деятельности принадлежит курсу «Библиотечная педагогика» [1]. Эта научная дисциплина, формирующаяся на базе интеграции педагогики, психологии и библиотековедения, рассматривает теоретические и методологические основы библиотечно-педагогической деятельности. В поле ее зрения также методы и формы культурно-досуговой деятельности, например, работа клубов по интересам, организация театров при библиотеках и др.
Уникальные библиотечные проекты по организации культурно-досуго-вой деятельности рассматриваются в курсе «Библиотечно-информационное обслуживание детей и юношества за рубежом». В учебном пособии по данному курсу отражены материалы о новых формах культурно-досуговой деятельности в библиотеках Великобритании, США, Германии, Франции, Японии и других стран. Авторы пособия делают вполне обоснованный вывод о том, что «книга, чтение, информационная культура должны стать неотъемлемой потребностью каждого растущего человека, библиотекари мира должны приложить все свои знания, опыт, творчество, профессионализм, чтобы достичь этого» [2, с. 372].
Значимую роль в подготовке студентов играет самостоятельная работа, в процессе которой они анализируют сущность и содержание деятельности библиотек, рассматривают современные библиотечные технологии, выявляют инновационные формы организации досуга в условиях библиотек. Большую помощь в осмыслении современных проблем культурно-досуговой деятельности оказывают пособия Е.В. Домаренко, В.З. Дуликова, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, ГС. Тихоновской и других авторов.
Из сказанного видно, что вузы культуры располагают большими возможностями в подготовке студентов как специалистов в области культур-но-досуговой деятельности библиотек, способных определять перспективы развития библиотечно-информационной сферы в контексте динамично изменяющихся условий социальной жизни и потребностей инновационного развития страны. Такие специалисты чрезвычайно востребованы в современных библиотеках.
Библиографический список
Библиотечная профессия является одной из старейших. Ее становление связано с двумя величайшими изобретениями человечества: книгопечатанием и адаптацией продуктов информационной технологии к библиотечно-информаци-онному делу.
Библиотекарям принадлежит ответственная роль в информатизации общества. Это обстоятельство свидетельствует в пользу высокого престижа библиотечной профессии. Однако и мировой, и отечественный опыт свидетельствуют о ее невысокой репутации, низком статусе библиотекарей, небольшой зарплате, неадекватных условиях труда.
Среди мер, необходимых для поднятия престижа библиотечной профессии, наиболее важными мы называем реформы библиотечного образования, повышение профессиональной осведомленности и компетентности, уровня общей и информационной культуры, формирование нравственно-эстетического потенциала библиотечных специалистов. Характерной особенностью библиотечного дела является его подвижность, изменчивость, связанные с изменением информационных ресурсов и технологий, диктующие библиотекарю необходимость постоянно учиться, чтобы успеть за этими процессами.
Определение и обоснование образовательных технологий при изучении основных профессиональных дисциплин обусловлены задачами активного освоения содержания специальной научной дисциплины, реализацией основных дидактических единиц образовательного стандарта по библиотековедению и библиографии. Приоритетным становится использование инновационных форм обучения: Дни пособий, турниры знатоков библиографии, эрудит-лото, защита творческих проектов, деловые игры, библиографические конкурсы, интеллект-релиз, конкурсы эрудитов, аукционы библиографических знаний и др. Они активизируют познавательную деятельность обучающихся, помогают закрепить полученные знания в интересных, наиболее запоминающихся визуально-эмоциональных формах.
Работа по повышению квалификации библиотечных кадров носит системный характер, представляет собой такую целостность, в которой все формы и методы находятся в таких соотношениях, которые фиксируют заранее определяемые свойства и результаты.
Фундаментальность изменений в системе непрерывного библиотечного образования в условиях современного социума состоит в том, что из института, обеспечивающего доступность информации, ее полноту и объективность, она превращается в систему, стимулирующую оптимальное развитие личности, ее профессиональных качеств, а, следовательно, совершенствование полиструктурности общества.
В контексте новых социокультурных реальностей трансформируются цели непрерывного профессионального образования библиотечных кадров, главной из которых становится обеспечение режима, опережающего ее развитие в соответствии с потребностями времени.
Современный мир требует от общества и человека мобильности, умения оперативно приспосабливаться к нарастающим изменениям. Основу инноваций в библиотечном деле должен составлять профессионализм работников, которые благодаря своим личностным качествам и профессиональному обучению могут творчески развивать существующие традиции и на этой основе разрабатывать инновации.
Оптимизация и эффективность непрерывного профессионального образования обусловлена выделением и характеристикой приоритетных направлений в содержательно-информационной деятельности в соответствии с научными и информационными потребностями обучаемого контингента (социальные, профессиональные, образовательные, воспитательные, эстетические, исследовательские, досуговые и т.д.).
Система непрерывной профессиональной подготовки библиотечных кадров раскрывается как процесс поиска форм реализации целей приобщения библиотекарей к общечеловеческим, духовно-нравственным, профессиональным ценностям, постижения ими высоких общественных идеалов и опыта, накопленного поколениями в библиотечной профессиональной деятельности. Данная система реализуется как процесс и включает в себя рассмотрение многообразных направлений в общественно значимой деятельности на основе комплексного подхода к полифункциональной самореализации работников данной сферы культуры.
1. Иванова ГА. Библиотечная педагогика: учебное пособие. Москва: МГИК, 2015.
2. Иванова ГА., Чудинова В.П. Библиотечно-информационное обслуживание детей и юношества за рубежом: учебное пособие. Москва: РШБА, 2012. References
1. Ivanova G.A. Bibliotechnaya pedagogika: uchebnoe posobie. Moskva: MGIK, 2015.
2. Ivanova G.A., Chudinova V.P. Bibliotechno-informacionnoe obsluzhivanie detej i yunoshestva za rubezhom: uchebnoe posobie. Moskva: RShBA, 2012.
Статья поступила в редакцию 18.09.19