Научная статья на тему 'Вопросы имиджа библиотечной профессии и прикладные аспекты подготовки кадров библиотечно-информационной сферы'

Вопросы имиджа библиотечной профессии и прикладные аспекты подготовки кадров библиотечно-информационной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОФЕССИЯ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / БУККРОСИНГ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / БАКАЛАВРИАТ / КУРАТОР / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чурашева Ольга Леонидовна, Третьяков Андрей Леонидович

В данной статье исследователи рассматривают актуальные вопросы имиджа библиотечно-информационной профессии в меняющемся самосознании различных социальных институтов информационного общества и субъектов профессиональной коммуникации в библиотечно-информационной среде. Выявлены прикладные аспекты подготовки кадров библиотечно-информационной сферы. Перечислены основные воспитательные задачи, решаемые куратором студенческой группы. Приведены попытки поиска новых форм и методов приобщения к самообучению и к чтению студентов. Описаны тренды рассматриваемой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чурашева Ольга Леонидовна, Третьяков Андрей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Image of the Librarian Profession and Applied Aspects of Training Specialists for Libraries And Information Sphere

The article studies the topical issues of the image of professionals working in the library and information sphere in the changing self-awareness of various social institutions of the information society and subjects of professional communication in the library and information environment. It reveals applied aspects of training of library and information sphere personnel. The main educational tasks solved by the curator of the student group are listed. Attempts are made to search for new forms and methods of getting students used to self-education and reading as future citizens of the Russian state. The trends of the considered area are described.

Текст научной работы на тему «Вопросы имиджа библиотечной профессии и прикладные аспекты подготовки кадров библиотечно-информационной сферы»

УДК 37.013.31

О. Л. Чурашева, А Л. Третьяков

ВОПРОСЫ ИМИДЖА БИБЛИОТЕЧНОЙ ПРОФЕССИИ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ

В данной статье исследователи рассматривают актуальные вопросы имиджа библиотечно-инфор-мационной профессии в меняющемся самосознании различных социальных институтов информационного общества и субъектов профессиональной коммуникации в библиотечно-информационной среде. Выявлены прикладные аспекты подготовки кадров библиотечно-информационной сферы. Перечислены основные воспитательные задачи, решаемые куратором студенческой группы. Приведены попытки поиска новых форм и методов приобщения к самообучению и к чтению студентов. Описаны тренды рассматриваемой области.

Ключевые слова: имидж, библиотечно-информационная профессия, подготовка кадров для библио-течно-информационной сферы, библиотечно-информационное образование, инновация, высшее образование, профессионализм, буккросинг, системно-деятельностный подход, компетентностный подход, бакалавриат, куратор, воспитательный потенциал.

O. L. Churasheva, A. L. Tret'iakov

The Image of the Librarian Profession and Applied Aspects of Training Specialists for Libraries And Information Sphere

The article studies the topical issues of the image of professionals working in the library and information sphere in the changing self-awareness of various social institutions of the information society and subjects of professional communication in the library and information environment. It reveals applied aspects of training of library and information sphere personnel. The main educational tasks solved by the curator of the student group are listed. Attempts are made to search for new forms and methods of getting students used to self-education and reading as future citizens of the Russian state. The trends of the considered area are described.

Keywords: image, library and information sphere, personnel training for library and information sphere, library and information education, innovation, higher education, professionalism, bookrocking, system-activity approach, competence approach, bachelor's degree, curator, educational potential.

Введение

Современное российское образовательное пространство можно охарактеризовать как единую информационно-образовательную платформу, входящую в мировой образовательный

ЧУРАШЕВА Ольга Леонидовна - к. п. н., доцент кафедры библиотековедения и теории чтения ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры».

E-mail: romance25@yandex.ru

CHURASHEVA Olga Leonidovna - candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the library science and theory of reading at the St. Petersburg State Institute of Culture.

E-mail: romance25@yandex.ru

ТРЕТЬЯКОВ Андрей Леонидович - магистр библиотечно-информационной деятельности, ведущий специалист Центра информационной поддержки научных исследований ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

E-mail: andltretyakov@gmail.com

TRETYAKOVAndreyLeonidovich - Master of Library and Information Activities, Leading Specialist of the Center for Information Support of Scientific Research of the Federal State Educational Establishment of Higher Professional Education in the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation.

E-mail: andltretyakov@gmail.com

конгломерат. На наш взгляд, библиотечно-информационное образование является важным фактором и необходимым компонентом развития российского общества. Именно данное образование способствует трансляции культурного опыта и формирует культурный код россиян.

В обществе еще существуют некоторые негативные стереотипы как в области библиотечной профессии, так и в области библиотечного образования. Исторически сложилось так, что библиотекарь всегда оставался как бы в тени своего дела. Такие понятия, как «скромный», «тихий», стали неотъемлемыми, сопутствующими доминациями нашей профессии. Между тем общественное мнение оказывает огромное влияние на профессиональное становление личности, поэтому сегодня необходима не просто корректировка общественного мнения, а создание нового позитивного восприятия профессии библиотекаря, и решение этого вопроса должно беспокоить как теоретиков, так и практиков библиотечного дела.

Задачи современного библиотечного специалиста все более и более трансформируются при сохранении их общей гуманистической направленности. Образ «выдавальщика книг» ушёл далеко в прошлое (хотя иногда еще бытует в общественном сознании). В век цифры и эпоху Интернета мы акцентируем внимание на возрастающих и усложняющихся информационных потребностях современного человека и современного общества; внедрение в библи-отечно-информационную практику инновационных технологий с целью достижения компенсируемых библиотечно-информационных результатов. Однако в эпоху перемен обязанностью библиотекарей становятся как обучение, консультации пользователей, так и посредничество, поскольку огромный объем информации требует большего, чем прежде, значительного количества специалистов, владеющих навыками поиска информации и умеющих анализировать и оценивать ресурсы и потребности пользователей.

Мы также должные акцентировать внимание на том, что существуют и профессиональные причины подчас негативных взглядов на имидж библиотечной профессии в современном обществе. Среди них можно выделить:

1) в среде библиотекарей-непрофессионалов есть немало людей, для которых библиотека - это не единственное место работы, а поэтому они и не хотят «раскачивать лодку» и не стремятся что-либо улучшить в данной сфере;

2) библиотечную профессию по преимуществу выбирают женщины, и это, к сожалению, тоже влияет на отношение к ней других людей. Прежде всего, зарплата женщин нередко бывает ниже зарплаты мужчин, и это обстоятельство приводит к выводу, что имидж библиотечной профессии и её престиж только тогда повысится, когда в библиотеках будут работать больше мужчин;

3) библиотечная профессия - это профессия обслуживающая, причём её иногда именуют «полупрофессией»: клиентам библиотекари в лучше случае могут рекомендовать что-либо, но никак не предписывать;

4) в работе библиотекаря есть множество скучных и монотонных действий, которые ведут к пунктуальности, педантизму, консерватизму и комичности в глазах окружающих;

5) библиотекари не производят новое знание - все знания уже содержатся в книгах.

Формирование положительного имиджа профессии библиотечного работника

Имидж библиотечной профессии в общественном сознании постепенно меняется в лучшую сторону.

На наш взгляд, этому способствует поддержка библиотек на государственном и муниципальном уровнях, благодаря чему меняется образ библиотеки и библиотекаря в обществе, происходит рост престижа библиотечной профессии. Среди других факторов можно отметить и рост зарплат в отрасли, а также развитие гибкой системы материального стимулирования, продуманную систему профориентации, организованную на факультете, в том числе, и посредством института кураторства, который в настоящее время приобретает все большую актуальность в связи с реализацией майских указов.

О постепенной смене имиджа библиотечной профессии свидетельствуют результаты конкурса при поступлении на библиотечно-информационный факультет Санкт-Петербургского государственного института культуры (СПбГИК). Так, в последние 2-3 года при поступлении

на первый курс бакалавриата библиотечно-информационного факультета на очную форму обучения сохраняется уже стабильный конкурс 5-6 человек на одно место. Иными словами, поступить с каждым годом на бюджетные места по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» становится всё более и более трудно.

Изучение мотивации студентов также свидетельствует о трансформации имиджа библиотечной профессии. Отметим, что в ходе диагностики студентов, поступивших в 2016 г., нами выявлены такие мотивы, как:

• интерес к профессии и осознание её перспективности и престижности в современном обществе знаний;

• желание поднять свой социальный статус;

• стремление к самореализации посредством профессии;

• следование семейным традициям и другие.

Иными словами, представленные выше доминации позволяют говорить о смене парадигмы и эволюции профессиональной мотивации современных студентов, подчеркивают осмысление ими важности и необходимости библиотечной профессии в современной социокультурной и социально-экономической среде.

Модернизация библиотечно-информационного образования, использование новых направлений и форм работы со студентами также способствуют формированию положительного имиджа библиотечной профессии. Далее рассмотрим основные ориентиры современного высшего образования, а также их реализацию на библиотечно-информационном факультете СПбГИК.

Инновационное образование - это образование, реализующее самые современные образовательные и воспитательные технологии, ушедшие от знаковой к системно-деятельностной парадигме, формированию навыков и компетенций XXI века, на основе меж- и трансдисциплинарных подходов, направленных на формирование личности студента в условиях нарастающего разнообразия видов и форм их деятельности.

Стратегическое направление экономического и социального развития современной России требует подготовки и воспитания новых высококвалифицированных субъектов профессиональной библиотечно-информационной деятельности, отличающихся конкурентоспособностью, осведомлённостью в сфере новейших профессиональных знаний и производственных технологий. Такое положение вещей накладывает на систему высшего библиотечно-инфор-мационного образования особую ответственность, так как конкурентоспособность и профессионализм базируются на таких личностных основах, которые формируются долгие годы, развиваясь под чутким руководством и при умелом воспитательно-образовательном сопровождении педагогического коллектива высшей школы.

Надо отметить, что воспитание является одним их важнейших компонентов современного высшего образования в интересах человека, общества и государства. Главная задача научно-педагогических работников современной высшей школы - это создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающегося (студента), его успешной социально-профессиональной социализации в информационно-знаниевом обществе.

В материалах Министерства образования и науки Российской Федерации «Российское об-разование-2020: модель образования для инновационной экономики» указывается, что важными целями развития личности являются: возможность обогащения личностного потенциала человека в течение всей жизни, получение и обновление знаний, которые должны сопровождать все производственные и общественные процессы; ориентация на подлинную включённость личности в открытую систему образования, в сетевое взаимодействие с другими институтами и агентами, ориентация на социальное партнёрство; опора на талант, креативность и инициативность личности как важнейший ресурс экономического, социального, культурного развития. Таким образом, проблема воспитательного процесса студентов вузов является актуальной и требует поиска путей её решения. В частности, недостаточно реализуется в этом отношении потенциал воспитательной деятельности, организуемой в образовательных организациях высшего образования и, прежде всего, института кураторства.

Куратор обеспечивает включение обучающихся в воспитательно-образовательную среду вуза, способствуя их постепенному становлению в социально-профессиональном плане. В Федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения воспитательно-образовательная среда высшей школы выделена как необходимое условие освоения компетентностно-ориентированной основной образовательной программы высшего многоуровневого образования, личностного становления взрослеющего студента, формирования его общекультурных и профессиональных компетенций.

Традиции кураторской работы существуют на библиотечно-информационном факультете Санкт-Петербургского государственного института культуры (СПбГИК) достаточно давно. Многие профессора факультета с благодарностью вспоминают кураторов своих студенческих групп, которые вели огромную работу по формированию сплоченного студенческого коллектива, психолого-педагогической поддержке студентов, организации их досуга и поддержанию учебной дисциплины. Однако в 90-е гг. ХХ века, в эпоху коренных мировоззренческих трансформаций в нашей стране, в эпоху смены ориентиров и сложной социально-экономической ситуации, кураторская работа была отодвинута на второй план.

Новый импульс развития деятельность куратора получила в последние 10 лет. Тому есть две причины.

Первая из них связана с существенным изменением образовательной парадигмы, отражённой в образовательных стандартах и приоритетах современной государственной образовательной политики. Современные стандарты образования ставят перед вузом такие задачи, которые невозможно решить без тщательно организованной кураторской работы. Так, в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., реализуемой Министерством образования и науки Российской Федерации в числе приоритетных задач выделяет «обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодёжи, развитию потенциала молодёжи» [1]. Данная задача, на наш взгляд, может эффективно решаться в вузе только при поддержке кураторов. Именно они, как никто другой, знают проблемы, связанные с социальной адаптацией каждого из студентов группы, психологические и социально-демографические особенности каждого студента, его интересы, склонности и способности. Учитывая это, кураторы могут подобрать индивидуальный образовательный маршрут и сформировать персонифицированную образовательную траекторию для каждого обучающегося, способствовать решению проблем, затрудняющих вхождение студента в социум, способствовать повышению его социальной активности и инициативности и ряд других.

Вторая причина связана с тем, что образование традиционно рассматривается не только как процесс передачи и получения определённых знаний, предусмотренных стандартом, но и воспитательный процесс, направленный на успешную социализацию студентов, общекультурное развитие, формирование ответственности, дисциплинированности и т. д.

Перечислим основные воспитательные задачи, решаемые куратором:

- стимулирование социальной активности студентов и организация их участия в социокультурном проектировании;

- поддержка научной деятельности студентов;

- организация и информационно-методическое сопровождение публикационной активности студентов;

- профессиональная ориентация студентов;

- общекультурное развитие студентов, помощь в интеграции в поликультурное пространство Санкт-Петербурга;

- психологическая поддержка студентов как основа для всех остальных направлений кураторской работы (поскольку их невозможно эффективно осуществлять без хорошего психологического контакта со студентами группы).

Рассмотрим каждую из этих задач более подробно.

1. Стимулирование социальной активности студентов и организация их участия в социокультурном проектировании. На современном этапе технологии социокультурного проектирования служат основным инструментом реализации библиотекой её культурно-просве-

тительской функции. Кроме того, как указывалось выше, стимулирование социальной активности и творческой инициативы студентов является одним из приоритетов государственной образовательной политики. Как следствие, на библиотечно-информационном факультете значительное внимание уделяется организации проектной деятельности студентов непосредственно в библиотеках Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В течение всего учебного года студенты всех курсов и форм обучения разрабатывают и внедряют в библиотеках города и области различные социокультурные проекты и программы.

Разработкой и реализацией социокультурных проектов и программ студенты занимаются при поддержке куратора группы. Роль куратора может быть различна. Если говорить о первом курсе, то куратор обычно является руководителем проекта: разрабатывает идею, оценивает социальную значимость проекта, формулирует задачи, подбирает адекватные формы их реализации. По мере взросления студентов, по мере приобретения ими опыта и развития коммуникативной культуры, задачи куратора меняются. Куратор начинает выступать в качестве посредника (медиатора) между студентами и библиотекой, организовывая эффективную коммуникацию между ними, координируя их деятельность.

При разработке социокультурных проектов активно используется метод наставничества. Сущность метода состоит в том, что студенты старших курсов, реализовавшие значительное число проектов, самостоятельно набирают в свои проектные группы студентов младших курсов, обучая их на практике технологиям разработки и реализации проекта. Использование метода наставничества доказало свою эффективность: студенты младших курсов охотно вовлекаются в проектную деятельность, формируются устойчивые проектные группы.

Опыт показывает, что участие студентов в социокультурных проектах способствует воспитанию таких качеств, как ответственность, дисциплинированность, самоконтроль, стремление следовать нормам корпоративной культуры, умение работать в команде.

Ключевым мероприятием, в рамках которого студенты представляют данные проекты, является Международный студенческий фестиваль Библиофест, который в 2017 г. будет проводиться уже в пятый раз. Библиофест представляет собой совместный социокультурный проект библиотечно-информационного факультета СПбГИК и Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Партнёрами проекта являются: Российская национальная библиотека, Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина, Межрайонная централизованная библиотечная система им. М. Ю. Лермонтова, Государственная библиотека для слепых и слабовидящих, Челябинский, Кемеровский и Белгородский институты культуры, а также многие другие организации.

Традиционным событием Библиофеста является конкурс проектов «Библиотека - куль-турно-досуговый центр», подводящий итог проектной деятельности студентов за учебный год. Участниками мероприятия являются не только преподаватели, сотрудники и студенты СПбГИК, но и руководители библиотек, выступивших в качестве площадок для реализации проектов.

2. Поддержка научной деятельности студентов, стимулирование интереса к научной деятельности. Функция куратора заключается в том, чтобы довести до студентов информацию о деятельности студенческого научного общества, обо всех научных конференциях, которые проводятся в вузе. Зная социально-демографические, психологические особенности, склонности и интересы каждого студента группы, куратор может выполнять работу по привлечению студентов к научной деятельности персонифицировано (а не шаблонно), что обеспечивает эффективность такой деятельности.

3. Профессиональная ориентация студентов. Важнейшей частью воспитательной работы куратора являются содействие профессиональному становлению, формирование у студентов положительного имиджа будущей профессии. В связи с этим в задачи куратора входит организация социального партнёрства с библиотеками, что позволяет эффективно разрушать негативные стереотипы, сложившиеся о библиотечной профессии, а также способствует осознанию студентами высокой социальной значимости профессии. Регулярно проводятся экскурсии в библиотеки Санкт-Петербурга и Ленинградской области, являющиеся лидерами в области внедрения инноваций, в целях профессионального становления студентов, форми-

рования у них положительного имиджа будущей профессии. Среди них: Отдел консервации при Библиотеке РАН, где студенты знакомятся с новейшими возможностями обеспечения сохранности документов; Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина, в которой студенты осваивают инновационные технологии формирования фонда электронных ресурсов и библи-отечно-информационного обслуживания в электронной среде; Государственная библиотека для слепых и слабовидящих, где студенты изучают современное техническое оборудование, позволяющее осуществлять качественное безбарьерное библиотечно-информационное обслуживание инвалидов по зрению, а также приобщаются к дружественной и толерантной среде индивидуального обслуживания потребителей информации с ограниченными возможностями здоровья; Центральная городская детская библиотека им. А. С. Пушкина, Центральная районная библиотека им. Гоголя ЦБС Красногвардейского района, Центральная районная библиотека в Озерках Выборгской ЦБС, где студенты знакомятся с современными достижениями в области дизайна и архитектуры общедоступных библиотек, а также изучают вопросы организации комфортной библиотечной среды. Такие экскурсии способствуют формированию представления о библиотечном деле, как о социально-значимой, высокотехнологичной, открытой инновациям отрасли, где приветствуется творческий подход и личная инициатива.

4. Общекультурное развитие студентов, помощь в интеграции в поликультурное пространство Санкт-Петербурга. В настоящее время примерно 70% студентов, поступающих на библиотечно-информационный факультет, являются иногородними. Для них особенно важен процесс самоидентификации с петербургской культурой - художественной, театральной, музыкальной. Стоит отметить, что этот вопрос актуален и для студентов, проживающих в Петербурге. В задачи куратора группы традиционно входит: мониторинг социокультурной среды города и окрестностей; выявление традиционных и новых культурных объектов и событий; ознакомление студентов с результатами мониторинга и выбор совместно с группой наиболее интересных мест и событий, а также организация экскурсий. Общекультурное развитие студентов не должно идти однобоко. Так, наряду с экскурсиями в традиционные петербургские музеи кураторы организуют посещение современных интерактивных выставок, арт-холлов. Кроме того, кураторы организуют экскурсии в организации научного характера - Пулковскую обсерваторию, Ботанический сад, Планетарий и т. д.

5. Психологическая поддержка студентов является важнейшим направлением кураторской работы, поскольку плохой психологический климат в группе, отсутствие доверительных отношений, неразрешенные конфликтные ситуации в конечном счете негативно сказываются на качестве образовательного процесса. Психологическая поддержка реализуется в ходе совместного участия кураторов и студентов в различных мероприятиях (в ситуациях неформального общения и при решении творческих задач) путём создания особо тесного эмоционального контакта и доверительной атмосферы. Однако этим психологическая составляющая кураторской работы не ограничивается. Поддержка каждого отдельного студента может осуществляться в различных формах: это и поиск работы для студента, оказавшегося в сложной финансовой ситуации, и помощь в разрешении конфликтных ситуаций с преподавателями и т. д.

Таким образом, кураторская работа, организованная на библиотечно-информационном факультете СПбГИК, позволяет решить целый комплекс воспитательных задач, содействует повышению качества образовательного процесса и обеспечивает выполнение требований современной государственной политики в сфере образования и Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования [2].

Именно воспитательная доминанта куратора учебной группы является неоценимым и важным аспектом в формировании социально-психологического климата в студенческой группе, создаёт многовариантность личностного развития обучающегося и соответствует современной образовательной компетентностно-знаниевой парадигме образования.

Надо сказать, что формирование единого информационно-образовательного пространства современной Российской Федерации, на наш взгляд, происходит как за счёт внедрения ряда инновационных форм работы, так и за счёт формирования позитивной информационно-обра-

зовательной среды. Иными словами, вхождение в единый мировой образовательный кластер обуславливает современное профессиональное педагогическое сообщество предпринимать попытки поиска новых форм и методов приобщения к самообучению, к чтению студентов. Среди подобных инноваций можно выделить и буккроссинг.

Буккроссинг (книгообмен, книговорот) - это общественное движение, возникшее в начале XXI века. Согласно данным официального международного сайта www.bookcrossing.com, в настоящее время буккроссинг получил наибольшее распространение в таких странах, как Германия, США, Нидерланды, Испания, Италия, Великобритания и Бразилия. С 2002 г. бук-кроссинг активно развивается и в России. Места книгообмена создаются в музеях, библиотеках, школах, клубах, кафе и многих других учреждениях, среди которых можно выделить и организации высшего образования.

На библиотечно-информационном факультете Санкт-Петербургского государственного института культуры буккроссинг, приуроченный ко дню рождения факультета, впервые был проведён в декабре 2016 г.

Рассмотрим поэтапно технологию проведения факультетского буккроссинга, поскольку информационно-образовательная среда вуза обуславливает определённую специфику данной технологии.

Подготовка к буккроссингу начинается с разработки информационно-рекламного сопровождения. За 3-4 недели до проведения буккроссинга мы начинаем активную рекламную компанию по продвижению акции. Такой большой срок обуславливается тем, что по нашим наблюдениям, студентам нужно «раскачаться» - обдумать информацию, подобрать книги из домашней библиотеки и доставить их в вуз.

Рекламные объявления размещаются в основном в социальных сетях - на личных страницах преподавателей и в группе факультета. Объявления могут выглядеть так: «Дорогие друзья! 7-го февраля стартует буккроссинг, приуроченный к началу нового учебного семестра! Книги всегда помогали людям познавать, учиться, отдыхать, передавать знания. В этот раз вы сможете взять книги таких писателей как: Харуки Мураками, Патрик Зюскинд, Макс Фрай, Жан-Поль Сартр и др. Каждый отыщет книгу на свой вкус, найдет что-то для своей души. Начало в 11.40 около расписания.

Можно взять свои прочитанные книги, которые вы готовы обменять на совершенно другие, еще непрочитанные вами. Приходите, мы вас ждем!». Или так: «Знаешь ли ты физику так же плохо, как знаю её я? Если да, то приходи 12.12 на буккроссинг и забери книгу о теории относительности в популярном изложении! Ну, а если совсем не хочешь дружить с физикой, то приходи и забирай дедушку Фрейда или вечного борца Ницше! 12.12 в 11.40, фойе у деканата!».

Учитывая то, что иногда информация в социальных сетях просто «пролистывается» студентами без критического осмысления, используются также приём устного информирования - на лекциях, семинарах, во время кураторских часов. Иными словами, происходит информирование обучающихся, их привлечение к акмеологическому осмыслению книги, приобщение к чтению.

Параллельно с информационно-рекламной акцией начинается сбор книг для буккроссин-га. Студенты отбирают из домашних библиотек книги, которые по каким-либо причинам им больше не нужны, и приносят их на кафедру, ответственную за проведение буккроссинга.

В некоторых организациях используется довольно жёсткая схема приёма-выдачи книг. Суть её состоит в том, что участнику выдаются жетоны по числу принесённых книг. Эти жетоны в день буккроссинга он может обменять на соответствующее количество книг. Мы не используем эту систему ввиду следующих причин:

- подобная схема неминуемо вычеркнет из числа участников иногородних студентов, проживающих в общежитии и не располагающих домашними библиотеками; кроме того, заведомо будут лишены возможности приобщиться к чтению нечитающие студенты;

- образовательная организация должна стимулировать у молодёжи интерес к чтению, а не ограничивать формальными рамками;

- такая схема неминуемо приведёт к конфликтам между студентами и организаторами.

Следует подчеркнуть, что в сборе книг для буккроссинга участвуют не только студенты и преподаватели, но и библиотека СПбГИК, а также общедоступные библиотеки города, иными словами, ряд социальных партнёров факультета [3].

Непосредственно в день проведения буккроссинга команда волонтёров из числа студентов факультета под руководством преподавателя расставляет столы в холле и раскладывает книги. Традиционно мы раскладываем книги по следующим категориям:

• русская и зарубежная художественная литература, литературоведение;

• современная развлекательная литература (детективы, любовные романы и т. д.);

• научная литература по специальности (библиотековедение, библиотечно-информацион-ное обслуживание, документоведение и т. д.);

• историческая литература;

• научная и научно-популярная по другим отраслям знания.

После того, как всё подготовлено, буккроссинг объявляется открытым. Непосредственно во время мероприятия несколько студентов, которые заранее подробно ознакомились с принесёнными книгами, помогают остальным в выборе литературы: рекламируют лучшие книги, рекомендуют те или иные книги с учётом интересов и мотивов чтения различных студентов.

Следует отметить интересный факт: студентами разбираются практически все книги (за редким исключением). Конечно, на буккроссинг приносят не только произведения, входящие в золотой фонд литературы, но и специфические по содержанию и типо-видовым характеристикам документы, такие как: учебники по высшей математике, научно-популярные работы по физике, атласы, массовые развлекательные журналы, сборники кулинарных рецептов, женские романы и т. д. Однако все эти материалы находят своего читателя в силу следующих факторов:

- широта читательских интересов, которые не ограничиваются чтением только художественной и профессиональной литературы;

- полимотивированность читательской деятельности; так у одного студента могут сочетаться, например, следующие мотивы: ценностно-ориентационный (классическая литература), учебный (литература по специальности), познавательный (научно-популярная литература не по специальности), престижный (модные литературные новинки), компенсаторно-развлекательный (любовные романы, глянцевые журналы), эстетический (поэзия);

- широкое информационно-рекламное сопровождение буккроссинга, в ходе которого освещаются различные по содержанию и типо-видовым особенностям документы.

Заключительным этапом буккроссинга является подведение итогов. Оно осуществляется в двух формах: обсуждение плюсов и минусов мероприятия на занятиях непосредственно после буккроссинга и организация читательских конференций по прочитанным произведениям через несколько недель. Во втором случае мы нацелены на так называемый отсроченный эффект либо некомпенсируемый результат: студент, прочитавший ту или иную книгу, готовит сообщение о ней в любой форме. Это может быть аннотация, рецензия, буктрейлер, презентация, чтение отрывков и т. д. Все сообщения заслушиваются на занятиях и, таким образом, читательские интересы студенческой аудитории расширяются. Кроме того, следует отметить, что рекомендация книг своими сверстниками зачастую оказывается более эффективной, чем рекомендация преподавателя.

Заключение

Согласно данным, полученным в ходе наблюдения и анализа отзывов студентов, факультетский буккроссинг позволяет решить следующие задачи:

1. Стимулирование читательского интереса. Буккроссинг позволяет существенно расширить читательские интересы студентов, позволяет узнать как о новинках литературного рынка (традиционно студенты приносят очень много отечественной и зарубежной литературы, изданной за последние пять лет), так и о классических произведениях, которые в силу ряда причин были проигнорированы студентами ранее. Кроме того, подчеркнём, что бесплатность книгообмена на фоне высоких цен на издательскую продукцию также является мощным фактором стимулирования читательской активности студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Стимулирование межчитательского общения. Известно, что восприятие литературного произведения рождается не только в ходе его непосредственного прочтения, но и в процессе обсуждения. Литературная дискуссия, проводимая после буккроссинга, позволяет участникам увидеть новые смыслы, новые пласты восприятия, обменяться идеями и эмоциями. Кроме того, дискуссия часто даёт толчок к чтению других произведений обсуждаемого автора либо других произведений сходного литературного направления, тематики, исторической эпохи.

3. Постепенное формирование даже у нечитающих студентов представления о чтении как о модном, престижном занятии. Отметим, что определённое значение здесь имеют известные психологические эффекты: «эффект толпы» и «продвижение через медиаторов». Суть первого состоит в том, что нечитающие студенты приходят на буккроссинг вслед за основной массой («куда все, туда и я»), а придя, начинают постепенно заинтересовываться книгами (особенно при грамотно выстроенной рекомендательной работе). Суть второго эффекта состоит в том, что студенты так или иначе стремятся подражать неформальному лидеру группы, который обычно, будучи своеобразным интеллектуальным ядром группы и человеком высокой книжной культуры, является активным участником буккроссинга.

4. Помощь в учебно-образовательной деятельности. На буккроссинг студенты старших курсов приносят большое количество ранее купленной, но более не нужной научной, учебной и справочной литературы по предметам, изучаемым на факультете. Студенты первого и второго курса активно берут эти книги для подготовки к семинарам, коллоквиумам, сдаче зачетов и экзаменов.

5. Развитие коммуникативной культуры студентов. В процессе межчитательского общения студенты обучаются культуре ведения дискуссии, учатся слушать оппонента, корректно задавать вопросы, аргументированно доказывать свою точку зрения.

6. Как и любое общефакультетское мероприятие, буккроссинг способствует сплочению студенческого коллектива, формированию корпоративной культуры студентов и комфортного психологического климата на факультете.

Необходимо отметить важность буккроссинга как одного из успешных методов реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность (уровень бакалавриата) [4]. Среди профессиональных задач будущий бакалавр библиотечно-ин-формационной деятельности должен: участвовать в реализации комплексных инновационных проектов и программ развития библиотечно-информационной деятельности, участвовать в проектировании и реализации библиотечно-информационных продуктов и услуг для различных категорий пользователей и участвовать в моделировании развития и модернизации библиотечно-информационной сферы в условиях модернизации образовательной панорамы, а также формирование информационной и читательской культуры общества. На наш взгляд, именно буккроссинг может способствовать формированию читательской активности молодёжи и создавать позитивную профессионально-коммуникационную среду.

Таким образом, подготовка кадров библиотечно-информационной сферы является поливариантной и творческой, что обеспечивает формирование уникального синтетичного специалиста библиотечного дела.

Использование перечисленных направлений и форм в образовательном процессе не только содействует успешной реализации ФГОС ВО, но и способствует продвижению представлений о престижности, социальной востребованности и творческом характере библиотечной профессии (от студента - к родителям и друзьям и далее в местном сообществе), что в итоге положительно влияет на её имидж в обществе.

Литература

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn, свободный. -Загл. с экрана. - (Дата обращения: 05.07.2017).

2. Чурашева О. Л. Непрерывное библиотечно-информационное образование в контексте мирового образовательного пространства / А. Л. Третьяков, О. Л. Чурашева // Челябинский гуманитарий. - 2017. - № 1. - С. 81-85.

3. Чурашева О. Л. Трансформация профессиональной мотивации студентов: на примере библиотеч-но-информационного факультета СПбГИК / А. Л. Третьяков, О. Л. Чурашева // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. - 2017. - № 1. - С. 106-111.

4. Приказ от 11 августа 2016 г. № 1001 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информа-ционная деятельность (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/21/1649, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 05.07.2017).

References

1. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Razvitiye obrazovaniya» na 2013 - 2020 gody [Elektronnyy resurs]. - Elektron. dan. - Rezhim dostupa: http://xn--80abucjiibhv9a.xn, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - (Data obrashcheniya: 05.07.2017).

2. Churasheva O. L. Nepreryvnoye bibliotechno-informatsionnoye obrazovaniye v kontekste mirovogo obrazovatel'nogo prostranstva / A. L. Tret'yakov, O. L. Churasheva // Chelyabinskiy gumanitariy. - 2017. -№ 1. - S. 81-85.

3. Churasheva O. L. Transformatsiya professional'noy motivatsii studentov: na primere bibliotechno-informatsionnogo fakul'teta SPbGIK / A. L. Tret'yakov, O. L. Churasheva // Obrazovaniye v Rossii: istoriya, opyt, problemy, perspektivy. - 2017. - № 1. - S. 106-111.

4. Prikaz ot 11 avgusta 2016 g. № 1001 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 51.03.06 Bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost' (uroven' bakalavriata) [Elektronnyy resurs]. - Elektron. dan. - Rezhim dostupa: http://fgosvo.ru/ news/21/1649, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - (Data obrashcheniya: 05.07.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.