Научная статья на тему 'Профильная подготовка бакалавров библиотечно-информационной деятельности в СПбГИК'

Профильная подготовка бакалавров библиотечно-информационной деятельности в СПбГИК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
691
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФАКУЛЬТЕТ СПБГИК / СПБГИК / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LIBRARY AND INFORMATION DEPARTMENT OF SAINT PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF CULTURE / SAINT PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF CULTURE / SPBGUK / LIS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брежнева Валентина Владимировна, Колесникова Марина Николаевна, Эльяшевич Дмитрий Аркадьевич

Особенности и традиции подготовки бакалавров на кафедрах библиотечно-информационного факультета. Обоснование введения новых профилей подготовки бакалавров. Цели подготовки и содержание формируемых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брежнева Валентина Владимировна, Колесникова Марина Николаевна, Эльяшевич Дмитрий Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics and traditions of bachelor degree programs in the Library and Information Departments, Saint Petersburg State University of Culture. Development of a new unified standard of training. The training objectives and generated competencies.

Текст научной работы на тему «Профильная подготовка бакалавров библиотечно-информационной деятельности в СПбГИК»

УДК 021:378.22

В. В. Брежнева, М. Н. Колесникова, Д. А. Эльяшевич

Профильная подготовка бакалавров библиотечно-информационной деятельности в СПбГИК

Особенности и традиции подготовки бакалавров на кафедрах библиотечно-информационного факультета. Обоснование введения новых профилей подготовки бакалавров. Цели подготовки и содержание формируемых компетенций.

Ключевые слова: библиотечно-информационный факультет СПбГИК, СПбГИК, библиотечноинформационное образование

Valentina V. Brehzneva, Marina N. Kolesnikova, Dmitriy A. Elyashevich

Profile LIS bachelor degree training in the Saint Petersburg State University of Culture

Characteristics and traditions of bachelor degree programs in the Library and Information Departments, Saint Petersburg State University of Culture. Development of a new unified standard of training. The training objectives and generated competencies.

Keywords: Library and Information Department of Saint Petersburg State University of Culture, Saint Petersburg State University of Culture, SPbGUK, LIS education

В настоящее время в вузах нашей страны обучение бакалавров по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» ведется в рамках следующих профилей, закрепленных в Примерной основной образовательной программе:

- Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации;

- Менеджмент библиотечно-информационной деятельности;

- Библиотечно-информационная работа с детьми и юношеством;

- Информационно-аналитическая деятельность;

- Книжные коммуникации в библиотечно-информационной сфере;

- Менеджмент библиотечно-информационных ресурсов инновационного развития научно-технической деятельности;

- Технология автоматизированных библиотечно-информационных ресурсов.

Вузы используют свое право на самостоятельное определение профиля подготовки бакалавров и магистров. Как правило, решение о выборе профиля определяется научной школой, сформировавшейся в данном вузе, потребностями региона и количеством бюджетных мест на первом курсе.

Санкт-Петербургский государственный институт культуры (СПбГИК) обладает многолетним опытом профильной подготовки кадров для разных типов библио-

24

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Уровни библиотечно-информационного образования

тек - публичных, детских, научно-технических и др. Исторически курсы, связанные с обслуживанием, библиографическими ресурсами и ряд других, читались отдельно для студентов, обучающихся на отделениях детских, массовых и технических библиотек, и наполнение учебных курсов соответствовало специфике информационных потребностей читателей разных типов библиотек.

В СПбГИК сформированы сильные научно-педагогические школы, достижения которых активно используются в учебном процессе. Преподаватели библиотечноинформационного факультета являются авторами межвузовского издательского проекта учебников для бакалавров библиотечно-информационной деятельности, инициированного профильным УМС и реализуемого издательством «Профессия».

Профильной подготовке бакалавров в СПбГИК способствует и бюджетный набор в 65-75 человек по очной форме обучения и 55 человек по заочной.

Со времени введения в действие ФГОС по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» прошло более 5 лет. Продолжающаяся в Российской Федерации реформа системы высшего образования, социально-экономические изменения в библиотечно-информационной отрасли и на профильных рынках труда приводят к необходимости постоянно корректировать структуру и содержание ФГОС, учебных циклов, планов и рабочих программ, основных образовательных программ бакалавриата по названному направлению подготовки.

Руководствуясь п. 7.1 ФГОС о том, что «высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы», совет библиотечно-информационного факультета СПбГИК принял решение о перепрофи-лизации подготовки бакалавров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». Рассмотрим последовательно доводы выпускающих кафедр в пользу этого решения.

В марте 2015 г. кафедра библиотековедения и теории чтения обсудила вопрос о внесении изменений в ныне действующий профиль «Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации» для его актуализации и приведения в соответствие с интересами БИФ СПбГИК, его абитуриентов и студентов, работодателей регионального профильного рынка труда и, в целом, профессионального сообщества. Поэтому было решено ввести новое название профиля -«Коммуникационная деятельность общедоступных и школьных библиотек», которое более соответствует содержанию профиля, принятой профессиональной терминологии и привлекательнее для студентов и будущих абитуриентов БИФ. Кроме изменения названия, предложены и необходимые изменения в перечне дисциплин профиля.

Обновленный профиль подготовки бакалавров будет включать как уже читаемые, так и вновь вводимые дисциплины. Так, в базовой части профиля предлагается

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

25

Уровни библиотечно-информационного образования

изучать следующие курсы: «Социология и психология чтения», «Основы научно-исследовательской деятельности библиотек», «Правовое обеспечение библиотечноинформационной деятельности», «Библиотечная журналистика», «Технологии читательского развития детей и юношества», «Обслуживание пользователей библиотек с особыми потребностями жизнедеятельности», «Библиотечная педагогика».

Новые дисциплины введены и в вариативную часть профиля: «Безопасность информационной среды детей и юношества», «Электронные ресурсы детских и школьных библиотек», «Проектная деятельность детских и школьных библиотек».

Новые дисциплины ориентированы на освоение таких видов профессиональной деятельности, определенных ФГОС по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», как: производственно-технологическая; проектная; научно-исследовательская; психолого-педагогическая.

Выпускник кафедры должен обладать следующими компетенциями:

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

- способность к реализации образовательных и культурно-воспитательных программ для населения;

- способность к созданию благоприятной культурно-досуговой среды;

- способность к эффективному библиотечному общению с пользователями; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

- готовность к использованию психолого-педагогических подходов и методов в библиотечно-информационном обслуживании различных групп пользователей;

- готовность к реализации библиотечных программ в соответствии с национальными приоритетами культурно-воспитательной политики;

- готовность к формированию информационной культуры пользователей библиотеки;

- готовность к взаимодействию с потребителями информации, готовность выявлять и качественно удовлетворять запросы и потребности, повышать уровень их информационной культуры;

- готовность к освоению и предоставлению перспективного ассортимента продуктов и услуг;

- готовность к участию в реализации комплексных инновационных проектов и программ развития библиотечно-информационной деятельности.

Очевидно, что введение предлагаемых дисциплин позволит конкретизировать и гармонизировать содержание профиля и максимально направить подготов-

26

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Уровни библиотечно-информационного образования

ку бакалавра на решение профессиональных задач, связанных с библиотечно-информационным обслуживанием разных групп пользователей в общедоступных, в том числе, детских и юношеских библиотеках, библиотеках общеобразовательных организаций и специальных библиотеках, тем самым, обеспечив острую потребность рынка труда Северо-Запада в компетентных работниках детских и школьных библиотек, а также библиотек, занимающихся обслуживанием лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Измененный профиль приведен в соответствие с закрепленной за кафедрой библиотековедения и теории чтения дисциплиной базовой части профессионального цикла ФГОС «Библиотечно-информационное обслуживание» и является ее логическим продолжением.

На кафедре библиотековедения и теории чтения работает коллектив преподавателей высокой научной и педагогической квалификации, заинтересованных в реализации нового, актуализированного профиля и способных разработать его современное учебно-методическое обеспечение с акцентом на интерактивное взаимодействие со студентами.

Кафедра также сохраняет и развивает профиль «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», формирующий организационно-управленческие, проектные, методические компетенции и пользующийся большой популярностью у студентов-бакалавров, как очной, так и заочной формы обучения. К дисциплинам базовой части профиля, предложенным в ФГОС, на кафедре были добавлены вновь разработанные дисциплины вариативной части, такие как: Архитектура и дизайн библиотек, PR, реклама и брендинг библиотеки, Менеджмент качества в библиотеке, Проектная деятельность библиотеки, Менеджмент сохранения документных ресурсов.

На кафедре документоведения и информационной аналитики несколько лет обучение бакалавров велось по двум профилям - «Книжные коммуникации в библиотечно-информационной сфере» и «Информационно-аналитическая деятельность». Эти профили, в целом, отвечали актуальным задачам подготовки будущих практиков библиотечного и книжного дела. Однако в настоящее время принято решение вместо двух ранее имевшихся профилей объявить один новый -«Анализ информации в книжном деле, искусстве и бизнесе».

Введение нового единого профиля подготовки бакалавров вызвано несколькими причинами. Прежде всего, кафедра стремится неуклонно следовать задаче обновления направлений подготовки и учебных материалов в соответствии с основными тенденциями развития науки и профессионального сообщества. Анализ информации сегодня становится важнейшим направлением работы сотрудников в самых разных сферах - не только в библиотеках, но и в издательствах и предприятиях книжной торговли, в области культуры и искусства, при бизнес-планировании и т. д. Кроме того, кафедра хотела бы избежать ненужной конкуренции с учебными заведениями, непосредственно готовящими специалистов издатель-

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

27

Уровни библиотечно-информационного образования

ско-книготорговой сферы, и вместо этого предложить издательствам и книжным магазинам профессионалов, умеющих грамотно и многоаспектно анализировать информационный поток.

Следует отметить, что внедрение нового профиля принципиально важно для подготовки работников, способных обеспечить качественное выполнение библиотеками нормативно закрепленной за ними информационной функции. Ключевыми для профиля являются следующие факторы:

1. Анализ информации в библиотеке является сквозным процессом во всех формах обслуживания.

2. Выполнение информационной функции в библиотеке сейчас, как правило, ограничивается классическими формами предоставления библиографической информации, что не способствует качественному выполнению фактографических запросов.

3. Более 60 % запросов в службах виртуальной справки библиотек разного статуса и подчинения связаны сейчас тематически со сведениями о книгах прошлых лет издания, с вопросами культуры и искусства, книжного дела, микроэкономики и бизнеса.

4. В библиотеки поступает все большая часть запросов повышенной категории сложности, которые пользователь не в состоянии выполнить самостоятельно. Их выполнение требуют от выпускников института навыков сравнительного и иных методов анализа опубликованной или размещенной в сети информации.

5. Издательства и книготорговые предприятия испытывают недостаток сотрудников, способных делать из информации «товар» и продвигать его на рынке.

Обучение анализу информации в разных сферах деятельности представляется перспективным для общедоступных, вузовских и других специальных библиотек, для издательств и книжных магазинов.

Сегодня в большинстве библиотек и издательств должностная обязанность «наполнение сайта» уже закреплена за конкретными сотрудниками, поэтому в новом профиле предлагается комплекс дисциплин («Визуализация текстовой информации», «Аналитика текста», «Анализ новостной и рекламной информации»), обеспечивающий профессиональные компетенции модератора контента библиотечного, издательского или книготоргового интернет-сайта.

При разработке профиля использованы уже разработанные учебные курсы («Аналитические технологии», «Обзорно-аналитическая продукция» и др.), модернизированы и укрупнены отдельные дисциплины («Книжный бизнес», «Анализ информационных ресурсов в библиотеке» и др.), введены две новые дисциплины, важные для современной библиотечной и издательско-книготорговой практики («Анализ новостной и рекламной информации», «Визуализация текстовой информации»).

28

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Уровни библиотечно-информационного образования

Принципиально важной при создании профиля являлась задача сохранения отраслевого подхода к анализу информации. Основное преимущество такого отраслевого подхода заключается в том, что студенты могут заранее, еще в процессе обучения выбрать отрасль знания и глубоко изучить ее ресурсы. Возможность выбора студентами предметной области создает благоприятные условия для формирования профессиональных компетенций аналитического типа. Кроме того, отраслевой подход обеспечивает вариативность тем выпускных квалификационных работ, других исследовательских и практических форм обучения.

Кафедра информационного менеджмента с 1962 г. ведет подготовку кадров, ориентированных на удовлетворение профессиональных информационных потребностей. Выпускники кафедры информационного менеджмента работают в вузовских и научных библиотеках, в отделах специальной литературы публичных библиотек, в службах информации и научно-технических библиотеках предприятий, организаций, фирм, в информационно-аналитических, маркетинговых, консалтинговых агентствах и других организациях, деятельность которых связана с управлением информационными ресурсами.

С 2010 г. в рамках бакалавриата кафедра информационного менеджмента реализует следующие профили:

- Менеджмент библиотечно-информационных ресурсов инновационного развития научно-технической деятельности.

- Технология автоматизированных библиотечно-информационных ресурсов.

За это время преподаватели апробировали разработанное учебно-методическое обеспечение, проанализировали востребованность компетенций, формируемых в рамках данных профилей как среди работодателей, так и среди студентов библиотечно-информационного факультета, вследствие чего кафедра информационного менеджмента внесла предложение о подготовке бакалавров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» в рамках объединенного профиля «Информационное обеспечение профессиональной деятельности».

Основанием для данного предложения служит 50-летний опыт подготовки кадров для научно-технических библиотек и служб информации предприятий, а также ряд благоприятных факторов внешней среды, в первую очередь, поставленная перед отечественной национальной экономикой задача перехода на инновационный путь развития. Эта задача напрямую связана с обеспечением конкурентоспособности российских организаций и предприятий. В последнее время принят ряд документов, подтверждающих стремление государства к последовательной реализации этой задачи, среди них: Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Информационное общество

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

29

Уровни библиотечно-информационного образования

(2011-2020 гг.)“», Распоряжение Правительства от 8 декабря 2011 г. «Об утверждении стратегии инновационного развития России на период до 2020 г.».

Очевидно, что необходимым условием перехода на инновационный путь развития является наличие профессиональной информационной поддержки, осуществляемой на всех этапах жизненного цикла инновационного продукта. Стратегические, тактические и оперативные решения, обеспечивающие инновационное развитие современного предприятия, напрямую зависят от наличия у руководителей разного уровня достоверной и своевременной информации.

Студенты, подготовленные в рамках профиля «Информационное обеспечение профессиональной деятельности», ориентированы на освоение таких видов профессиональной деятельности, определенных ФГОС по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», как производственно-технологическая, проектная, научно-исследовательская и организационно-управленческая.

Выпускник кафедры должен стать профессионалом в области менеджмента информационных ресурсов в различных отраслях науки и практики, информационного сопровождения инновационных проектов, формирования коммуникационной политики организации, подготовки и предоставления информационных продуктов и услуг.

Будущий бакалавр должен обладать следующими конкурентоспособными компетенциями:

- Проведение диагностики уровня организации информационного обслуживания: изучение потребителей (выявление их информационных потребностей, особенностей информационного поведения, оценка уровня информационной культуры, выявление места информационной службы в структуре профессиональных коммуникаций и предпочтительных каналов получения профессиональной информации, выявление потребительских требований и ожиданий к уровню информационного обслуживания).

- Формирование ресурсной базы: анализ информационного рынка; выявление, отбор, оценка, приобретение информационных ресурсов; выявление и анализ деловых партнеров, с которыми возможна кооперация при формировании ресурсной базы обслуживания.

- Разработка или корректировка номенклатуры информационных продуктов и услуг с учетом жизненного цикла продуктов и услуг, предпочтений приоритетных целевых аудиторий.

- Обеспечение качества подготовки и предоставления информационных продуктов и услуг путем внедрения менеджмента качества, разработки регламентов на подготовку информационной продукции и стандартов обслуживания; формирования обстановки, способствующей максимальному комфорту пользователей.

- Продвижение информационных продуктов и услуг, формирование внутренней и внешней коммуникационной политики.

30

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Уровни библиотечно-информационного образования

- Проведение информационных исследований науки и научной деятельности с использованием социологических и библиографических методов.

- Анализ удовлетворенности пользователей качеством предоставляемых им услуг.

Эти компетенции формируются в процессе изучения таких дисциплин как: «Информационный менеджмент», «Автоматизированные библиотечно-информационные технологии», «Информационные исследования науки и научной деятельности», «Информационные ресурсы предприятия», «Продвижение электронных ресурсов библиотеки», «Информационная поддержка проектов инновационного развития», «Интеллектуальный капитал предприятия», «Профессиональные коммуникации в научно-технической сфере», «Информационный сервис», «Информационное право», «Организация работы НТБ и служб информации предприятий» и др.

Таким образом кафедрой продолжена традиция подготовки кадров библиотечно-информационных работников, ориентированных на управление информационными ресурсами преимущественно негуманитарной сферы.

Профессиональные научные интересы преподавателей кафедры информационного менеджмента концентрируются в сфере современных интеллектуальных технологий и их применения для совершенствования информационного менеджмента и формирования информационной культуры сотрудников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С организационной точки зрения важно отметить, что на факультете при разработке профилей были сохранены общий объем нагрузки по профилям, количество обязательных дисциплин и курсов по выбору. Кроме того, предложения кафедр можно легко адаптировать под новые Федеральные государственные образовательные стандарты.

Важно отметить, что обновление структуры профилей проводилась с участием работодателей, что позволит выпускникам СПбГИК найти свое достойное место на рынке труда.

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.