Научная статья на тему 'Математическая подготовка бакалавров библиотечно-информационной деятельности: подходы к определению содержания'

Математическая подготовка бакалавров библиотечно-информационной деятельности: подходы к определению содержания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / BACHELOR / LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITIES / COMPETENCE / MATHEMATICAL PREPARATION / MATHEMATICAL METHODS / THE STRUCTURE OF THE DISCIPLINE / TRAINING PLAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огнева Элла Николаевна

В статье рассматриваются вопросы математического образования бакалавров по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность», профилю подготовки «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем»; выявляются компетенции выпускников, формирование которых требует математической подготовки; анализируются области применения математических методов в библиотечно-библиографической деятельности; предлагается структура учебной дисциплины «Математические методы исследования», входящей в вариативную часть профессионального цикла учебного плана бакалавров библиотечно-информационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Огнева Элла Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATHEMATICAL TRAINING OF BACHELORS OF LIBRARY INFORMATION ACTIVITY: APPROACHES TO DEFINING THE CONTENT

The article deals with the history of mathematical training of specialists for automated library-information systems at the Kemerovo State University of Culture and Arts. It is noted about the contribution of Professor S. A. Sbitnev in the development of the system of mathematical training of library staff. It analyses the Federal state educational standard of higher professional education on direction 071900 of training «Library and information activities,» qualification «bachelor.» It identifies competence, the formation of which requires mathematical training of bachelors of library and information activities. It argues for the inclusion of mathematical disciplines in the curriculum. It identifies the basic sections of mathematics applied in libraryinformation sphere. It analyses the field of application of mathematical methods in library and bibliographic activities. It explores the use of mathematical methods of solving the professional tasks for a bachelor of library and information activities. The author identifies the structure of the educational discipline «Mathematical methods of research.» It is noted that in the lectures and practical classes on the subject «Mathematical methods of investigation,» a special attention is paid to the possibility of practical use of the material at the decision of specific professional tasks. The framework of the students’ independent work attaches results of study and opportunities for application of mathematical methods in carrying out the scientific researches and developments, first of all, in the context of course and diploma projects.

Текст научной работы на тему «Математическая подготовка бакалавров библиотечно-информационной деятельности: подходы к определению содержания»

2. Ивлев А. Е. Компьютерное тестирование как метод контроля // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании: электронный научный журнал. - 2012. -6(21). - Электрон. дан. - Режим доступа: http://journal. kuzspa.ru/articles/113/

3. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Ч. 2: Педагогические измерения: учеб. пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. - 174 с.

4. Содержание руководства по Moodle [Электронный ресурс] // Дистанционные курсы UzTest. -Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.uztest. com/lms.php?file=index.html

5. Moodle [Электронный ресурс] // Сайт сообщества разработчиков системы. - Электрон. дан. -Режим доступа: https://moodle.org/

Literature

1. Andreev A. V., Andreeva S. V., Dotsenko I. B. Praktika jelektronnogo obuchenija s ispol’zovaniem

Moodle [Elektronnyj resurs]. - Taganrog: Izd-vo TTI JuFU, 2008. - 146 s. // Federal’nyj portal «Ros-

sijskoje obrazovanije». - Rezim dostupa: http://www.edu.ru/modules.php?page_id=6&name=Web_ Links&l_op=viewlinkinfo&lid=97227

2. Ivlev A. E. Komp'juternoe testirovanie kak metod kontrolja. Informacionno-kommunikacionnye tehnolo-gii v pedagogicheskom obrazovanii: jelektronnyj nauchnyj zhurnal. - 2012. - № 6 (21). - Rezim dostupa: http://journal. kuzspa.ru/articles/113/

3. Morev I. A. Obrazovatel'nye informacionnye tehnologii. Ch. 2: Pedagogicheskie izmerenija:

ucheb. pocobie. - Vladivostok: Izd-vo Dal'nevost. un-ta, 2004. - 174 s.

4. Soderzhanie rukovodstva po Moodle [Elektronnyj resurs] // Distancionnye kursy UzTest. - Jelektron. dan. - Rezim doctupa: http://www.uztest. com/lms.php?file=index.html

5. Moodle [Elektronnyj resurs] // Sajt soobshhestva razrabotchikov sistemy. - Jelektron. dan. - Rezhim dostupa: https://moodle.org/

УДК 372.851

Э. Н. Огнева

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ

В статье рассматриваются вопросы математического образования бакалавров по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность», профилю подготовки «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем»; выявляются компетенции выпускников, формирование которых требует математической подготовки; анализируются области применения математических методов в библиотечно-библиографической деятельности; предлагается структура учебной дисциплины «Математические методы исследования», входящей в вариативную часть профессионального цикла учебного плана бакалавров библиотечно-информационной деятельности.

Ключевые слова: бакалавр, библиотечно-информационная деятельность, компетенция, математическая подготовка, математические методы, структура дисциплины, учебный план.

E. N. Ogneva

MATHEMATICAL TRAINING OF BACHELORS OF LIBRARY INFORMATION ACTIVITY: APPROACHES TO DEFINING THE CONTENT

The article deals with the history of mathematical training of specialists for automated library-information systems at the Kemerovo State University of Culture and Arts. It is noted about the contribution of Professor

S. A. Sbitnev in the development of the system of mathematical training of library staff. It analyses the Federal

state educational standard of higher professional education on direction 071900 of training «Library and information activities,» qualification «bachelor.» It identifies competence, the formation of which requires mathematical training of bachelors of library and information activities. It argues for the inclusion of mathematical disciplines in the curriculum. It identifies the basic sections of mathematics applied in libraryinformation sphere. It analyses the field of application of mathematical methods in library and bibliographic activities. It explores the use of mathematical methods of solving the professional tasks for a bachelor of library and information activities.

The author identifies the structure of the educational discipline «Mathematical methods of research.» It is noted that in the lectures and practical classes on the subject «Mathematical methods of investigation,» a special attention is paid to the possibility of practical use of the material at the decision of specific professional tasks. The framework of the students’ independent work attaches results of study and opportunities for application of mathematical methods in carrying out the scientific researches and developments, first of all, in the context of course and diploma projects.

Keywords: bachelor, library and information activities, competence, mathematical preparation, mathematical methods, the structure of the discipline, training plan.

В Кемеровском государственном университете культуры и искусств на базе кафедры технологии автоматизированной обработки информации (ранее кафедры научно-технической информации, кафедры автоматизированных библиотечных систем и вычислительной техники) на протяжении уже более трёх десятилетий ведётся подготовка специалистов для автоматизированных библиотечно-информационных систем.

По инициативе кафедры научно-технической информации КГИК, при поддержке Совета библиотечного факультета и Совета института и с разрешения Министерства культуры РСФСР в 1980 году был проведен первый, а затем и последующие наборы в специальную экспериментальную группу с функциональной специализацией «Технолог АБС» [6, с. 50].

Потребность в специалистах нового типа была осознана на библиотечном факультете Кемеровского государственного института культуры задолго до открытия данной специализации. По инициативе заведующего кафедрой, профессора С. А. Сбит-нева на кафедре научно-технической информации обсуждались задачи и функции библиотекарей-библиографов в условиях автоматизированной библиотеки, форми-

ровалась концепция учебного плана новой специализации.

С. А. Сбитнев отмечал, что сложные проблемы, стоящие перед библиотеками, требуют нового подхода к профессиональной подготовке библиотечных кадров, в частности, органичного сочетания в ней широкого гуманитарного образования с овладением знаниями в области математики, вычислительной техники и программирования.

При обсуждении преподавателями библиотечного факультета концепции учебного плана для библиотекарей-библиографов с функциональной специализацией «Технолог АБС» отмечалось, что библиотечные работники с данной специализацией, являющиеся по сущности своей профессии гуманитариями, обязаны обладать навыками математического мышления. В связи с этим в новый учебный план были включены такие дисциплины, как «Математические основы информатики», «Основы высшей математики», «Математическая статистика», «Математические методы в библиотечной работе».

С 1994 года подготовка технологов автоматизированных библиотечных систем по инициативе С. А. Сбитнева получила развитие в рамках специальности «Информационные системы». В учебном плане этой

специальности математическая подготовка студентов осуществлялась в рамках дисциплин «Высшая математика», «Математические методы в библиотечной работе», «Системный анализ в АБС».

С течением времени идеи С. А. Сбитнева о возможности органичного сочетания в рамках одной специализации гуманитарного и технического образования не только не устарели, но и приобрели ещё большую актуальность. Математизация отдельных областей библиотечно-информационной деятельности особенно усилилась с развитием автоматизированных технологий и процессов, внедрением ПЭВМ в практику библиотечноинформационной деятельности [1]. В свою очередь, это определило потребность в отвечающей задачам автоматизации библиотек математической подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы.

В 2011 году в соответствии с переходом к многоступенчатой подготовке выпускников высшей библиотечной школы на базе ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки 071900 «Библиотечноинформационная деятельность» кафедрой ТАОИ был осуществлён первый набор студентов в бакалавриат по профилю подготовки «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем». В соответствии с требованиями данного ФГОС ВПО выпускники бакалавриата должны быть подготовлены к широкому кругу видов профессиональной деятельности (производственно-технологической, организационно-управленческой, проектной, научно-исследовательской, методической, информационно-аналитической, психолого-педаго-гической), обладать высоким уровнем профессиональных компетенций, восприимчивостью к инновациям, способностью к самообразованию [7, с. 157].

Анализируя Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению

подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», профилю подготовки «Технология автоматизированных библиотечноинформационных систем», квалификации «бакалавр», можно заметить, что формирование у студентов данного направления ряда как общекультурных, так и профессиональных компетенций объективно требует наличия у них комплекса знаний, умений и навыков в области математики. В приведенной ниже таблице 1 элементы данного комплекса выделены курсивом.

Таблица 1

Компетенции бакалавров направления подготовки 071900 «Библиотечноинформационная деятельность», профиля подготовки «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем», формирование которых требует математической подготовки

Код компетенции Содержание компетенции

ОК-10 Готовность к использованию основных законов естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности, применению методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

ПК-7 Владение методами качественной и количественной оценки работы библиотеки

ПК-10 Готовность к решению задач по организации и осуществлению текущего планирования, учета и отчетности

ПК-18 Готовность к применению результатов прогнозирования и моделирования в профессиональной сфере

ПК-23 Готовность к использованию научных методов сбора и обработки эмпирической информации при исследовании библиотечно-информационной деятельности

Однако ориентация на обладание выпускником направления подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» названных общекультурных и профессиональных компетенций, к сожалению, не закреплена в ФГОС ВПО нормативными требованиями о включении в базовую часть основной образовательной программы данного направления подготовки бакалавров учебных дисциплин, предусматривающих приобретение ими необходимых математических знаний и умений.

В этой связи при формировании учебного плана по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность», профилю подготовки «Технология автоматизированных библиотечноинформационных систем» выпускающей кафедрой ТАОИ было принято решение, предусматривающее изучение в рамках вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы бакалавров библиотечно-информационной деятельности по профилю подготовки «Технология автоматизированных библиотечноинформационных систем» дисциплины «Математические методы исследования». Основанием для включения данной дисциплины в состав основной образовательной программы бакалавров библиотечноинформационной деятельности по профилю подготовки «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем» явилось стремление к обеспечению полноты условий успешной реализации требований ФГОС ВПО при формировании тех общекультурных и профессиональных компетенций выпускников, которые требуют соответствующей математической подготовки студентов.

Разработка структуры и содержания данной учебной дисциплины потребова-

ла проведения исследования, нацеленного на выявление состава разделов математики, необходимых для реализации вышеназванных общекультурных и профессиональных компетенций технологов автоматизированных библиотечно-информационных систем.

Исследование проводилось в два этапа:

1. Выявление разделов математики, применяемых в библиотечно-информационной деятельности.

2. Отбор из общего перечня разделов математики, выявленных на первом этапе, тех разделов, которые должны объективно составить основу дисциплины «Математические методы исследования». На данном этапе предусматривались следующие подэтапы:

2.1. Анализ областей применения каждого математического метода в библиотечноинформационной сфере;

2.2. Анализ состава задач, которые в соответствии с ГОС ВПО должен решать бакалавр библиотечно-информационной деятельности по профилю подготовки «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем»;

2.3. Определение содержания дисциплины «Математические методы исследования».

На начальном этапе исследования в результате анализа документального потока [2, 3, 4, 5], были выявлены разделы математики, применяемые в библиотечноинформационной деятельности. В их числе:

> теория вероятностей;

> математическая статистика;

> исследование операций;

> теория массового обслуживания;

> математическая логика;

> теория графов;

> теория шкалирования;

> теория множеств;

> линейное программирование;

> математическая лингвистика;

> теория нечетких множеств.

На следующем этапе из числа выявленных разделов математики был произведен отбор тех разделов, которые составили основу дисциплины «Математические методы исследования». В их состав вошли:

• математическая статистика;

• теория массового обслуживания;

• исследование операций;

• математическая логика;

• теория графов.

Основаниями для отбора явились результаты анализа областей применения каждого математического метода в библиотечноинформационной сфере. Объектом анализа являлись материалы, представленные в учебно-практическом пособии Т. И. Клю-ченко [2], одного из ведущих исследователей и разработчиков в сфере математической подготовки библиотечных кадров. Результаты анализа отражены в таблице 2.

Таблица 2

Области применения математических методов в библиотечно-библиографической деятельности

Области применения Кол-во областей применения Методы

• Библиотечное обслуживание читателей; • библиографическое обслуживание читателей; • информационное обслуживание читателей; • изучение интересов потребителей; • библиографическое, статистическое, концептуальное слежение за тенденциями развития документальных потоков; • организация библиотечных фондов и ведение справочнобиблиографического аппарата; • справочно-библиографическая работа; • индексирование документов; • анализ работы библиотек, библиотечных систем и сетей; • планирование работы; • повышение квалификации библиотекарей; • внедрение средств механизации и автоматизации в библиотечно-библиографическую деятельность 12 Методы математической статистики и теории вероятностей

• Библиотечное обслуживание читателей; • организация библиотечных фондов и ведение справочнобиблиографического аппарата; • справочно-библиографическая работа; • анализ работы библиотек, библиотечных систем и сетей; • внедрение средств механизации и автоматизации в библиотечно-библиографическую деятельность 5 Методы теории массового обслуживания

Окончание таблицы 2

Области применения Кол-во областей применения Методы

• Библиотечное обслуживание читателей; • библиографическое обслуживание читателей; • организация библиотечных фондов и ведение справочнобиблиографического аппарата; • анализ работы библиотек, библиотечных систем и сетей 4 Методы исследования операций

• Информационное обслуживание читателей; • индексирование документов 2 Методы математической логики

• Организация библиотечных фондов и ведение справочнобиблиографического аппарата; • справочно-библиографическая работа 2 Методы теории множеств

• Библиографическое, статистическое, концептуальное слежение за тенденциями развития документальных потоков; • организация библиотечных фондов и ведение справочнобиблиографического аппарата 2 Методы математического анализа

• Библиографическое, статистическое, концептуальное слежение за тенденциями развития документальных потоков 1 Методы теории шкалирования

• Библиографическое, статистическое, концептуальное слежение за тенденциями развития документальных потоков; 1 Методы математики нечётких множеств

• Организация библиотечных фондов и ведение справочнобиблиографического аппарата 1 Методы линейного программирования

Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о том, что наиболее широкую область применения в библиотечнобиблиографической деятельности имеют методы математической статистики и теории вероятностей. На втором месте по широте областей применения находятся методы теории массового обслуживания; на третьем - методы исследования операций; на четвёртом - методы математической логики, теории множеств, математического анализа; единичными областями применения представлены методы теории шкалирования, математики нечётких множеств, линейного программирования.

На следующем этапе был проанализирован состав задач, которые в соответствии с ФГОС ВПО должен решать бакалавр по направлению «Библиотечноинформационная деятельность», профилю подготовки «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем», исходя из состава присущих ему общекультурных и профессиональных компетенций. Сопоставление полученной информации с данными, представленными в таблице 2, позволило выявить разделы математики, необходимые при решении профессиональных задач бакалавров данного профиля подготовки. Состав выявленных разделов математики отражён в таблице 3.

Таблица 3

Использование математических методов при решении профессиональных задач бакалавров библиотечно-информационной деятельности по профилю подготовки «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем»

Профессиональная задача Вид профессиональной деятельности Раздел математики

• Организация и технология библиотечно-информационного обслуживания пользователей Производственно- технологическая • Математическая статистика; • теория массового обслуживания; • математическая логика; • исследование операций

• Использование инструментария менеджмента и маркетинга в библиотечно-информационной деятельности, организация социального партнёрства Организационно- управленческая • Математическая статистика; • теория массового обслуживания; • исследование • операций

• Участие в моделировании развития и модернизации библиотечноинформационных учреждений и систем Проектная деятельность • Математическая статистика; • теория массового обслуживания; • теория графов

• Изучение потребителей информации и их информационных потребностей; • изучение и анализ информационных, кадровых, экономических и материально-технических ресурсов библиотеки Научно- исследовательская деятельность • Математическая статистика; • теория массового обслуживания; • теория графов

Как видно из таблицы 3, важнейшими разделами математики, имеющими определяющее значение при формирование общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров библиотечно-информационной деятельности, являются:

• математическая статистика;

• теория массового обслуживания;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• исследование операций;

• математическая логика;

• теория графов.

Именно они, исходя из результатов проведённого анализа, и определили содержание дисциплины «Математические методы исследования». В соответствии с масштабами области применения каждого

раздела было осуществлено распределение объема часов, отведённых в соответствии с учебным планом направления подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность», профиля подготовки «Технология автоматизированных библиотечноинформационных систем» на изучение данной дисциплины. В первом разделе дисциплины «Статистические методы исследования» рассматриваются методы и средства математической статистики, а во втором разделе под общим названием «Основы дискретной математики и теории массового обслуживания» - теория массового обслуживания, исследование операций, математическая логика и теория графов (табл. 4).

Таблица 4

Структура дисциплины «Математические методы исследования»

Раздел дисциплины Семестр Всего часов Вид учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах)

Лекц. Практ. СРС

1. Статистические методы исследования 6 54 8 6 40

2. Основы дискретной математики и теории массового обслуживания 6 54 6 8 40

Итого 1Q8 14 14 8Q

В соответствии со структурой дисциплины «Математические методы исследования» в состав математической подготовки студентов наряду с лекциями входят практические занятия, а также самостоятельная работа студентов.

Студентов-гуманитариев, как правило, отличает низкий уровень базовой подготовки по школьной математике и, как следствие, недостаточный уровень развития логическо-

го и абстрактного мышления. Кроме того, нередко студенты априорно считают математику не востребованной в рамках своей будущей профессиональной деятельности. Это порождает низкий уровень мотивации к изучению данной учебной дисциплины. Потребность в преодолении трудностей восприятия математического языка гуманитарной студенческой аудиторией и формировании интереса к математике у бакалавров библиотечно-информационной деятельности обусловила необходимость обеспечения тесного пересечения математической и профессиональной подготовки. С этой целью и на лекциях, при изучении теоретического материала, и на практических занятиях по дисциплине «Математические методы исследования» особое внимание уделяется демонстрации возможностей практического использования каждого из математических методов при решении конкретных профессиональных задач.

Примерный состав профессиональных задач, решение которых базируется на использовании рассматриваемых в учебной дисциплине математических методов, приведён в таблице 5.

Таблица 5

Характеристика взаимосвязей состава профессиональных задач бакалавров библиотечноинформационной деятельности по профилю подготовки «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем» и используемых при их решении математических методов

Профессиональная задача Вид профессиональной деятельности Раздел математики

• Организация и технология библиотечно-информационного обслуживания пользователей; • использование инструментария менеджмента и маркетинга в библиотечно-информационной деятельности, организация социального партнёрства; • участие в моделировании развития и модернизации библиотечно-информационных учреждений и систем; • изучение потребителей информации и их информационных потребностей; • изучение и анализ информационных, кадровых, экономических и материально-технических ресурсов библиотеки • Производственнотехнологическая; • организационноуправленческая; • проектная деятельность; • научно-исследовательская деятельность Математическая статистика

Окончание таблицы 5

Профессиональная задача Вид профессиональной деятельности Раздел математики

• Организация и технология библиотечно-информационного обслуживания пользователей; • использование инструментария менеджмента и маркетинга в библиотечно-информационной деятельности, организация социального партнёрства; • участие в моделировании развития и модернизации библиотечно-информационных учреждений и систем; • изучение потребителей информации и их информационных потребностей; • изучение и анализ информационных, кадровых, экономических и материально-технических ресурсов библиотеки • Производственнотехнологическая; • организационноуправленческая; • проектная деятельность; • научно-исследовательская деятельность Теория массового обслуживания

• Организация и технология библиотечно-информационного обслуживания пользователей • Производственнотехнологическая Математическая логика

• Организация и технология библиотечно-информационного обслуживания пользователей; • использование инструментария менеджмента и маркетинга в библиотечно-информационной деятельности, организация социального партнёрства • Производственнотехнологическая; • организационноуправленческая Исследование операций

• Участие в моделировании развития и модернизации библиотечно-информационных учреждений и систем; • изучение потребителей информации и их информационных потребностей; • изучение и анализ информационных, кадровых, экономических и материально-технических ресурсов библиотеки • Проектная деятельность; • научноисследовательская деятельность Теория графов

Преимущественное внимание на практических занятиях по данной учебной дисциплине уделяется разделу «Математическая статистика», имеющему определяющее значение при решении прикладных исследовательских задач. А именно: студентам в рамках исследовательских задач предлагается выполнение расчётов по определению экономической эффективности работы библиотеки, анализу библиотечного и библиографического обслуживания пользователей, расчёту показателей книгообеспеченности пользователей и т. д.

Закрепление результатов изучения и возможностей применения математических методов в библиотечно-информационной

деятельности осуществляется в рамках самостоятельной работы студентов при проведении научных исследований и разработок, проводимых, прежде всего, в контексте курсового проектирования и выпускных квалификационных работ. Так, например, каждый студент профиля подготовки «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем» должен выполнить курсовой проект, связанный с проектированием электронных информационных ресурсов различных видов. Задачи такого курсового проекта, в особой мере на предпроектной стадии, тесно связаны с активным использованием математических методов. Так, при изучении предметной области, при исследовании отечественных и

зарубежных электронных информационных ны «Математические методы исследования»,

ресурсов предметной области бакалавры методы исследования операций.

библиотечно-информационной деятельности Такой подход позволяет преодолеть

должны осуществить выборочные исследо- барьеры в изучении математики и обе-

вания. Для того чтобы доказать, что получен- спечить эффективность усвоения матема-

ные при этом результаты точны и надёжны, тических методов через надёжное закре-

студентам необходимо обосновать вид ис- пление изученного материала на практике

пользуемой выборки и доказать её репре- в контексте конкретных видов работ. При-

зентативность, обосновать применяемые ме- обретая практическую направленность,

тоды обработки полученных эмпирических дисциплина «Математические методы ис-

данных. Важное место в рамках предпро- следования» перестаёт быть для студентов

ектной стадии занимает проведение расчётов схоластической, становится востребован-

экономической эффективности предлагаемой ной. Тем самым достигается наибольшая

концепции проектируемого электронного ин- эффективность математической подготовки

формационного ресурса. При этом находят бакалавров библиотечно-информационной

применение изучаемые в рамках дисципли- деятельности.

Литература

1. Адамьянц А. О., Арзуханов А. С. О математической подготовке студентов, обучающихся по специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность» [Электронный ресурс] // Библиотечное дело - 2005: деятельность библиотек и развитие информационной культуры общества: мат-лы Х Междунар. науч. конф., г. Москва, 20-22 апреля 2005 года. - Электрон. дан. -Режим доступа: http://libconfs. narod.ru/2005/s8/s8_p1.htm

2. Елизаров А. М., Хохлов Ю. Е. Математические методы в библиотечной работе: учебнометодическое пособие. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1987. - 270 с.

3. Ключенко Т. И. Математика в библиотечной профессии: учебно-практическое пособие. - М.: Либерея-Бибинформ, 2009. - 160 с.

4. Ключенко Т. И. Математизация библиотечного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук:

05.25.03. - СПб.: Санкт-Петербургская государственная академия культуры, 1997. - 295 с.

5. Мотылев В. М. Статистические методы в библиотечной работе. - Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1979. - 95 с.

6. Сбитнев С. А., Гендина Н. И. Особенности подготовки технолога автоматизированных библиотечных систем // Общее и специфическое в критериях и методах оценки библиотечных систем: сб. науч. тр. / ГПБ. - Л., 1983. - Вып. 4. - С. 50-55.

7. Скипор И. Л. Подготовка кадров в сфере создания электронных информационных ресурсов: формирование профессиональных компетенций // Межведомственное и межпрофессио-нальное взаимодействие в области создания и использования электронных ресурсов: мат-лы VII Всерос. науч.-практ. конф. «Электронные ресурсы библиотек, музеев, архивов», 9-10 ноября 2012 г., Санкт-Петербург / ЦГПБ им. В. В. Маяковского; ред.-сост. И. Е. Прозоров. - СПб.: Политехника-сервис, 2012. - С. 154-162.

Literatura

1. Adamyants A. O., Arzukhanov A. S. O matematicheskoy podgotovke studentov, obuchayuschikhsya po spetsialnocti 052700 «Bibliotechno-informatsionnaya deyatelnost» [Elektronnyj resurs] // Biblioteth-noe delo - 2005: deyatelnost’ bibliotek i razvitie informatsionnoy kyltury obthestva: mat-ly Х Mezh-dunar. conf., g. Moskwa, 20-22 aprel’a 2005 goda. - Rezim dostupa: http://libconfs. narod.ru/2005/s8/ s8_p1.htm (accessed 25 November 2012).

2. Elizarov A. M., Hohlov Y. E. Matematitseskie metody v bibliotetsnoj rabote: utsebno-metoditseskoe posobie. - Kazan: Izdatelstvo Kazanskogo universiteta, 1987. - 270 s.

3. Klyutsenko T. I. Matematika v bibliotetsnoj professii: uchebno-prakticheskoe posobie. - M.: Libereya-Bibinform, 2009. - 160 s.

4. Klyutsenko T. I. Matematizatsja bibliotetsnogo obrazovanija: avtoref. dis... d-ra pedagogitseskih nauk:

05.25.03. - SPb.: Sankt-Peterburgskay gosudarstvennaja academija kul’tury, 1997. - 295 s.

5. Motylev V. M. Statistitseskie metody v bibliotetsnoj rabote. - L.: LGIK im. N. K. Krupskoj, 1979. - 95 s.

6. Sbitnev S. A., Gendina N. I. Osobennosti podgotovki tehnologa avtomotizirovannykh bibliotetsnykh sistem // Obthee i spetsifitheskoe v kriterijah i metodah othenki bibliotethnyh sistem: sb. nauth. tr. / GPB. - L., 1983. - Vyp. 4. - S. 50-55.

7. Skipor I. L. Podgotovka kadrov v sfere sozdanija jelektronnykh informatsionnyh resursov: formirovanije professional’nyh kompetentsij // Mezhvedomstvennoe i mezhprofessionalnoe vzaimodejstvije v oblas-ti sozdanija i ispolzovanija elektronnyh resursov: mat-ly VII Vserossiyskoy naythno-praktitheskoy conf. «Electronnye resursy bibliotek, museev, arhivov», 9-10 noybrja, 2012 g., St. Peterburg / TsGPB im. V. V Majakovskogo; red.-sost. I. E. Prozorov. - SPb.: Polittehnika-servis, 2012. - S. 154-162.

УДК 001.8

Г. Ф. Гордукалова

КАТЕГОРИЯ СЛОЖНОСТИ ЗАПРОСОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АНАЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Показана роль технологической школы С. А. Сбитнева в постановке проблемы типизации сложных запросов в 1970-е годы. Выделены категории сложности аналитических запросов: локальные, ассоциативные, комплексные. Определены характеристики каждой категории запросов по признакам числа используемых источников и методов, временных трудозатрат. Описаны основные средства, ресурсы и этапы проектирования аналитических технологий. Приведены примеры реализованных блок-схем.

Ключевые слова: аналитическая технология, вебометрия, запросы, категория сложности запроса, проектирование, ресурсы, стадии проектирования, блок-схема, трудозатраты.

G. F. Gordukalova

THE CATEGORY OF THE COMPLEXITY OF QUERIES WITH THE DESIGN OF ANALYTICAL TECHNOLOGIES

The role of technological school of S. A. Sbitnev is shown in statement of the problem of typification of complex queries in the 1970s. The issue of Internet-analytics is discussed. The main course of its development is characterized as webometrics, technical measurements of streams by provider’s services, analysis on demand, videometrics. The active usage of Zipf-Bradford law is shown. The number of participants of Internet analytics is rapidly expanding. The problem of interpretation of measurements online is highlighted. The process of analysis and design tools in the intellectual technology and machine performance for complex queries is shown. The categories of queries were identified as local, associative, and complex. The characteristics of each category of queries is defined on the grounds of the sources used and the methods and by time limits of temporary labor. The basic tools, resources and design stages of analytical technologies are described. There are examples of completed flowcharts.

Keywords: analytical technology, webometrics, queries, categories of complexity of the query, designing, resources, stages of designing, flowchart, expenditures of labor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.