Научная статья на тему 'Формирование инновационной компетентности бакалавров библиотечно-информационной деятельности в Северо-Кавказском федеральном университете'

Формирование инновационной компетентности бакалавров библиотечно-информационной деятельности в Северо-Кавказском федеральном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / INNOVATION COMPETENCE / LIS BACHELORS / NORTH-CAUCASIAN FEDERAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гречкина Жанна Васильевна

В статье рассматривается деятельность кафедры культурологии и искусств Северо-Кавказского федерального университета, направленная на формирование инновационной компетентности бакалавров библиотечно-информационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the activities of the Department of cultural studies and arts of North Caucasus Federal University, aimed at creating innovative competence LIS bachelor.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной компетентности бакалавров библиотечно-информационной деятельности в Северо-Кавказском федеральном университете»

УДК [02:378.22]:378.4(470.6)

Ж.В.Гречкина

Формирование инновационной компетентности бакалавров библиотечно-информационной деятельности в Северо-Кавказском федеральном университете

В статье рассматривается деятельность кафедры культурологии и искусств Северо-Кавказского федерального университета, направленная на формирование инновационной компетентности бакалавров библиотечно-информационной деятельности.

Ключевые слова: инновационная компетентность, подготовка бакалавров библиотечноинформационной деятельности, Северо-Кавказский федеральный университет

Janna V. Grechkina

Formation of innovative competence LIS bachelor in North Caucasus Federal University

The article deals with the activities of the Department of cultural studies and arts of North Caucasus Federal University, aimed at creating innovative competence LIS bachelor.

Keywords: innovation competence, LIS bachelors, North-Caucasian Federal University

Высшим учебным заведением, готовящим с 1997 г. специалистов библиотечно-информационной деятельности в Северо-Кавказском федеральном округе, является Северо-Кавказский федеральный университет (до 2012 г. - Ставропольский государственный университет). На кафедре культурологии и искусств факультета истории, философии и искусств Гуманитарного института СКФУ на сегодняшний день работает 28 высококвалифицированных специалистов (5 докторов наук, 10 доцентов). Возглавляет кафедру доктор исторических наук, профессор, председатель Ставропольского филиала Научно-образовательного культурологического общества В. В. Василенко.

Прием студентов по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность» (Профиль: Менеджмент библиотечно-информационной деятельности) осуществляется на основании контрольных цифр с учетом потребностей региона и спроса специалистов на рынке труда.

Во вступительных испытаниях участвуют абитуриенты из отдаленных восточных районов края, Республик Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Ингушетия. Всего на 6 курсах по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность» обучается 44 студента (на 01.01.2015 г.).

Преподаватели кафедры регулярно повышают свою квалификацию; участвуют в международных научных конференциях, симпозиумах, конгрессах; привлекают-

148

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Образовательные технологии в подготовке специалистов...

ся в качестве экспертов профессиональных конкурсов, проводимых библиотеками края; выступают в качестве официальных оппонентов; приглашаются для проведения мастер-классов, тренингов, практикумов и т. д.

Сотрудниками кафедры разработано содержательное наполнение учебных дисциплин, изданы:

- учебные пособия: «Библио-профи: создание нового образа», «Библиотечная деятельность: принципы обновления», «Вузовская подготовка библиотечных специалистов: инновационные аспекты», «Историко-культурные компоненты библиотечного образования», «Векторы библиотечных преобразований», «Библиотечная деятельность: принципы обновления», «Менеджер информационных ресурсов», «Сборник программ курсов по выбору по специальности 071201 - Библиотечноинформационная деятельность», «Подготовка и защита выпускной квалификационной работы по специальности 071201 - Библиотечно-информационная деятельность», «Программа Государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 071201 - Библиотечно-информационная деятельность»;

- монографии: «Специалист: образование, компетентность, новаторство», «Культурно-историческое наследие в библиотечном пространстве», «Библиотека и культурно-историческое наследие», «Креатив-технологии в библиотечной сфере», «Эстетическое пространство русской классики», «Книжное наследие России: страницы истории», «Библиотечное обслуживание инвалидов по зрению средствами новых информационных технологий», «Библиотека для слепых - территория социокультурной реабилитации и интеграции инвалидов по зрению».

Выпускники специальности «Библиотечно-информационная деятельность» работают в краевых библиотеках, библиотеках муниципальных районов и городов края, в библиотеках вузов и средних специальных учебных заведений. Всего за 2001-2014 гг. выпущено 304 студента.

Трое выпускников специальности «Библиотечно-информационная деятельность» продолжили обучение в аспирантуре защитили кандидатские диссертации: «Становление и развитие периодической печати в Ставропольской губернии: XIX - начало XX в.» (Г. И. Малявина), «Социоантропологическая доминанта лирики Е. А. Евтушенко 1950-1990-х гг.» (О. В. Кравцова), «Государственная политика в области библиотечного дела России (вторая половина XIX - начало XXI века): на материалах Ставрополья» (А. Е. Боровцова).

Использование компетентностного подхода как основы обновления структуры и содержания процесса подготовки бакалавров библиотечно-информационной деятельности является одним из ведущих факторов, влияющих на повышение инвестиционной привлекательности системы профессионального образования.

Основными задачами, которые решает кафедра культурологии и искусств в процессе обучения бакалавров библиотечно-информационной деятельности, являются: формирование нового библиотечного мышления; совершенствование

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

149

Образовательные технологии в подготовке специалистов...

профессионального мастерства; расширение кругозора и углубление знаний; активизация творческих способностей; получение навыков самостоятельного приобретения знаний в процессе профессиональной деятельности и самообразования; освоение новых технологий для реорганизации традиционных участков библиотечной работы.

Новые образовательные тенденции проявляются в организации семинарских и практических занятий. Усиливается проблематика проводимых дискуссий, активно используется диалог в обсуждении учебных вопросов, актуальных проблем профессиональной деятельности. В методике проведения практических занятий существенное значение приобрели тенденции усиления прикладной направленности обучения, формирования конкретных профессиональных навыков, например:

Семинары-презентации, семинары-практикумы: «Правовые основы библиотечно-информационной деятельности»; «Российское библиографоведение: история, современное состояние, проблемы и перспективы развития»; «Современная библиотека - модератор качества социальной среды» и др.

В педагогическую практику внедряются авторские инновационные активнодиалоговые, практико-ориентированные технологии и задания, дискуссионнодиалоговые методы по библиотечно-библиографическим дисциплинам: «круглые» столы, тренинги, брейн-ринги, флешмобы, защита творческих проектов и др., например:

«Круглые» столы: «Основные направления совершенствования управления библиотечным делом на современном этапе»; «Статус, престиж и имидж информационно-библиотечной профессии в современном обществе»; «Библиотека-пре-подаватель-студент. Единое информационно-образовательное пространство»; «Библиотечные специалисты: теория и практика профессионального развития»; «Семья как объект библиотечной деятельности по сохранению и распространению духовно-нравственных ценностей» и др.

В 2013 г. студенты приняли участие в работе круглого стола «Познание мира экологии незрячим человеком: проблемы и региональный опыт решения», организованного Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих имени В. В. Маяковского. Данное мероприятие стало открытием традиционного месячника «Белая трость» под девизом «Доступная среда - путь к независимой жизни» и положило начало Майдановским чтениям по экологии в связи с Годом охраны окружающей среды и 75-летием А. С. Майданова, видного незрячего ученого, биолога.

Участники мероприятия обсудили проблемы доступности к объектам природы людьми с нарушением зрения; право незрячего человека на беспрепятственный доступ к информационным ресурсам по экологии; библиотечные и образовательные методы освоения экологических знаний инвалидами по зрению.

150

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Образовательные технологии в подготовке специалистов...

Тренинги, брейн-ринги, флешмобы, акции:

- тренинг по тайм-менеджменту, тренинг по арт-терапии «Счастье» (на базе Ставропольской краевой библиотеки для молодежи им. В. И. Слядневой);

- флешмоб «Город с книгой», направленный на позиционирование книги и чтения в молодежной среде. Участники флэшмоба - студенты 1-5 курсов по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» СКФУ, студенты библиотечного отделения Ставропольского краевого колледжа искусств, а также школьные библиотекари края в определенное время вышли на улицу. В руках они держали книги, растяжки с лозунгами, призывающими к чтению. Еще одним отличительным атрибутом участников флэшмоба были пилотки, сделанные из газет. Часть участников цитировали отрывки из книг, раздавали прохожим рекламные листовки в поддержку чтения. Кульминацией акции стал выход Книгочеи, которая собрала вокруг себя всех участников акции. Процитировав стихотворение В. Бокова «Книга», в небо был выпущен информационный плакат с шарами. Дружно крикнув: «Читать - это круто!!!» участники разошлись.

- экологическая акция, посвященная Всемирному Дню волонтеров «Сажайте с нами, сажайте сами!»;

- читательская акция в поддержку чтения «Быть культурным - быть успешным»;

В 2014 г. состоялось грандиозное событие «Библионочь „Город книг"», которое

собрало в научную библиотеку Северо-Кавказского федерального университета более тысячи человек. Гостей встречали актеры в роли знаменитых писателей -М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, которые с удовольствием общались и фотографировались со всеми желающими. «Входным билетом» на праздник была книга, которую можно было обменять на любую из принесенных, поддержав популярное явление буккроссинг. На территории университета действовало множество тематических, интерактивных и познавательных площадок, посвященных книгам, чтению и образованию.

Совместно со Ставропольской краевой библиотекой для слепых и слабовидящих им. В. В. Маяковского была организована площадка «Территория равных возможностей», активными участниками которой стали студенты. Они познакомились с изданиями для слепых и слабовидящих людей; адаптивными аппаратными, программными средствами и приспособлениями, дающими возможность слепому человеку уверенно чувствовать себя в окружающем мире. Гостям была предоставлена возможность попытаться сориентироваться в мире окружающих предметов без помощи зрения.

- интеллектуально-дискуссионная дуэль «Электронные и бумажные носители информации: грани сосуществования». В свете изменений, которые происходят в информационном поле под влиянием интернет-технологий, чтение выглядит по-новому. Современный читатель имеет возможность выбирать материальную конструкцию читаемого текста: книгу, компьютер, e-book, iPhone. Чтение становится

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

151

Образовательные технологии в подготовке специалистов...

более активным, позволяющим высказывать свое мнение, вступать в диалог с автором, обсуждать прочитанное с единомышленниками; творческим, что связано с возможностью создавать собственные тексты, самостоятельно выстраивать траекторию чтения; усиливается его коммуникативная функция. Участники дуэли представляли два противоположных мнения: одна команда была за электронные книги, другая - за бумажные. Каждая из команд выразила свое мнение по данному вопросу, обозначила плюсы и минусы каждого вида чтения. Дуэль показала полезность сосуществования обоих носителей информации.

- коммуникативная социальная игра «Живая книга». В гости в СКФУ пришли следующие «книжки»: «Школа парикмахерского искусства», «Детский психолог», «Диабет - как избежать осложнений и продлить жизнь», «Культура и традиции ногайского народа», «Волшебный мир цветов», «Экология от пчелы Майи», «Вяжут знаменитые люди», «Поэтическое творчество». Итогом коммуникативной социальной игры стало проведение анкетирования читателей с целью определения удовлетворенности «прочтением» «Живой книги».

Защита творческих проектов. Темы выпускных квалификационных работ посвящены актуальным проблемам в области библиотечно-информационной деятельности РФ, Северо-Кавказского федерального округа, Ставропольского края, затрагивают такие вопросы как: роль региональных библиотек в формировании российской гражданской идентичности; проблемы комплектования, использования и сохранности традиционных и электронных ресурсов фондов современной библиотеки; роль и место библиотечной профессии в современном российском обществе; проектная деятельность в системе стратегического управления библиотечным делом; роль библиотек в сохранении этнокультурных традиций региона (например, «Социальный формат доступности информационно-просветительских услуг специальной библиотеки (на примере Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского»), «Библиотечные акции в поддержку продвижения чтения в Российской Федерации», «Роль детских библиотек в формировании культурной идентичности», «Коммуникационные практики как ведущий вид деятельности библиотеки в условиях поликультурности», «Книга и чтение в культурном пространстве России»). Во многих случаях студенты апробировали свои выпускные квалификационные работы на методических семинарах, проводимых библиотеками края, на страницах профессиональной печати.

Выпускные квалификационные работы учитывают официальные документы, определяющие основные стратегические направления развития библиотек: «Основы государственной культурной политики РФ» (Указ Президента РФ В. Путина № 808 от 24 декабря 2014 г.), Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки (2014 г.), Федеральный закон РФ «О библиотечном деле» (1994 г.), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.), Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информа-

152 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Образовательные технологии в подготовке специалистов...

ции» (2006 г.), Указ Президента РФ «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.», Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Федеральную целевую программу «Культура России» (20122016 гг.), Национальную программу поддержки и развития чтения (2007-2020 гг.), Общероссийскую программу сохранения библиотечных фондов. Второй этап (2011-2020 гг.), Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», Программу «Доступная среда» на 20112015 гг., Стратегию развития отрасли культуры Ставропольского края на период до 2020 г., краевую целевую программу «Гармонизация межнациональных отношений в Ставропольском крае на 2012-2015 гг.», Программу развития ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет» на 2012-2021 гг. и др.

Примечательно, что все выпускные квалификационные работы выполняются по заявкам работодателей Ставропольского края. Защита выпускных квалификационных работ сопровождается докладами-рефератами и мультимедийными презентациями. Все работы проходят проверку в автоматизированной системе «Антиплагиат». В среднем итоговая оценка оригинальности текста выпускных квалификационных работ составляет 70-85 %.

В 2013 г. под руководством доцента создана проблемная группа «Молодежный совет библиотечного будущего» (МСББ). Цель МСББ - сплочение молодых библиотечных специалистов для совместной творческой и производственной работы.

Содержание работы МСББ - разработка и проведение крупных мероприятий для совершенствования профессионального мастерства; разработка и проведение PR-акций о продвижении книги и чтения; стажировки молодых специалистов в рамках учебных сессий на базе краевых библиотек Ставрополья; отражение работы молодежного совета в СМИ; участие в конкурсах профессионального мастерства.

Студенты участвуют в научной жизни кафедры, выступают с докладами на конференциях, круглых столах различных уровней. Лучшие студенческие тезисы нашли свое отражение в сборниках материалов научных конференций, проводимых ведущими вузами страны (Московским, Санкт-Петербургским, Томским, Краснодарским государственными университетами культуры и искусств), на страницах профессиональной периодической печати.

Студенты принимают активное участие в краевых конкурсах:

- «Лучший библиотекарь года-2009», проводимом Ставропольской краевой универсальной научной библиотекой им. М. Ю. Лермонтова: проекты «Медиацентр - современное информационное пространство детской библиотеки»; «Библиотека-филиал № 7 в системе создания и распространения информации об историко-литературном наследии села».

- «Надежды будущего-2014», проводимом Ставропольской краевой библиотекой для молодежи имени В. И. Слядневой: проекты «Вперед по «Библиоволнам!», «Через музыку - в мир книги», «Это - наша библиотека!»

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

153

Образовательные технологии в подготовке специалистов...

- конкурс профессионального мастерства «Творческая инициатива-2013», организованный Ставропольской краевой библиотекой для слепых и слабовидящих имени В. В. Маяковского: проект «Социальные сети как площадка для коммуникативного общения»; комплексное издание «Путешествие с закрытыми глазами: морская сказка».

В 2014 г. студенты приняли участие в работе молодежного форума «Селигер-2014» в смене «Библиотекарь будущего».

Вся информация о мероприятиях, проводимых со студентами, размещается на сайте СКФУ, на сайте Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих имени В. В. Маяковского в разделе блога «БиблиоЖирафы» «Учимся профессии - интерактивно».

154

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.