Научная статья на тему 'Среднее профессиональное образование и бакалавриат: точки соприкосновения'

Среднее профессиональное образование и бакалавриат: точки соприкосновения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1065
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНАЯ СИСТЕМА БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CONTINUOUS SYSTEM OF LIS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панкова Елена Валерьевна

Рассмотрено место среднего профессионального и высшего (бакалавриат) образования в системе непрерывной подготовки кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The place of vocational and university (undergraduate) education in the system of continuous training.

Текст научной работы на тему «Среднее профессиональное образование и бакалавриат: точки соприкосновения»

УДК 02:(377.5+378.22)

Е. В. Панкова

Среднее профессиональное образование и бакалавриат: точки соприкосновения

Рассмотрено место среднего профессионального и высшего (бакалавриат) образования в системе непрерывной подготовки кадров.

Ключевые слова: непрерывная система библиотечного образования

Elena V. Pankova

Secondary professional education and bachelor program: point of contact

The place of vocational and university (undergraduate) education in the system of continuous training.

Keywords: continuous system of LIS education

В последние 20 лет идет непрерывная борьба: библиотек - за свое существование и место в новых реалиях; библиотекарей - за профессию, социальный комфорт, оценку профессиональной значимости; профессиональных образовательных учреждений - за сохранение педагогических кадров, работоспособных студентов, специальности. Представление о библиотеке в обществе меняется крайне медленно (квалификационный справочник по специальности до сих пор ставит на один уровень библиотекаря без образования и со средним специальным образованием, с высшим библиотечным и непрофильным). Есть надежда, что введение в действие профессионального стандарта изменит ситуацию. Сохраняется риск потерять профессиональную компетентность информационного работника, заменить библиоте-карей/библиографов филологами, культурологами, педагогами, психологами, физиками, компьютерщиками и т. д., а затем трудно восстанавливать утраченное (как это сегодня происходит с рабочими специальностями и системой начального профессионального образования, практически уничтоженной в 1990-2000-е гг.). Безусловно, в современной библиотеке нужны разные специалисты, но работа с книгой, документом, ресурсом возможна только при наличии профессиональной подготовки -никакие практические навыки не позволят увидеть систему документов и открыть перспективы ее развития. В уровнях подготовки библиотечных кадров нет подготовки по профессии среднего профессионального образования (начального профессионального образования) - это говорит о том, что сотрудник библиотеки не может быть только исполнителем, работать по заданному алгоритму, видеть новации только в рамках узкой технологической операции (а, как правило, именно этому научается неспециалист, пришедший работать в библиотеку - технологии ради технологии - и, отсюда, пренебрежение библиотечными профессиональными знаниями:

58

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Уровни библиотечно-информационного образования

учетом библиотечных фондов, ведением каталогов, организацией выставок и т. д.; обслуживание читателей «вырождается» в выдачу книг и других документов - это часто наблюдается в школьных и сельских библиотеках, где сотрудник один и у него нет библиотечного образования). Именно профессионал высокого уровня, имеющий представление о системе документов и формах работы с ней может открыть читате-лю/пользователю все богатство информационного мира. Библиотека в настоящем и будущем требует от специалиста владения несколькими квалификациями, получения нескольких образований (одно из которых обязательно библиотечное!)

В современной системе образования наиболее актуальными в профессиональной подготовке специалиста-библиотекаря являются вопросы компетентност-ного подхода, развития профессионала, способного к профессиональному самосовершенствованию (тем более, что и библиотеки хотят брать на работу специалиста, способного с первого дня работы качественно выполнять свои обязанности без адаптационного периода, знающего все современные технологические подходы, владеющего коммуникационными и организационными навыками). Универсальность подготовки специалиста-технолога всегда была характерна для среднего профессионального обучения. Поскольку библиотечное образование не имеет начального уровня, технические операции по обслуживанию читателей в библиотеке реализуются на уровне среднего профессионального образования - расстановка книг в соответствии с шифром, запись в читательский формуляр в традиционной и электронной формах, отправка-прием факса, ведение текущей статистики и т. п. В то же время стандарт подготовки по специальности «библиотекарь» подразумевает более высокий уровень знаний и навыков, позволяющий вести все технологические библиотечные процессы, что наиболее ценно в небольших библиотеках -школьных, сельских.

Среднее профессиональное образование осуществляется на двух уровнях подготовки - базовый (1 г. 10 мес.) и повышенный (2 г. 10 мес.). При подготовке на базе общего среднего образования добавляется 1 год на освоение общеобразовательной программы полного среднего образования по гуманитарному профилю. Подавляющее большинство учебных заведений (из 66 по данным на 2014 г.) готовит на базовом уровне, 19 - на углубленном уровне. По формам обучения подготовка осуществляется по очной и заочной формам (в том числе 19 - только по заочной форме обучения, 3 - только по очной форме)1. Объем часов на профессиональную подготовку представлен в таблице:

Уровень Обязательная часть, акад. ч Вариативная часть, акад. ч

подготовки максимально аудиторных максимально аудиторных

базовый 1970 1341 1064 684

углубленный 2910 1940 1566 1044

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

59

Уровни библиотечно-информационного образования

Выпускники получают квалификацию «библиотекарь». По данным анкетирования, проведенного в 2014 г., трудоустраиваются работать в библиотеку от 50 до 90 % выпускников, 20-50 % процентов выпускников поступают в вузы, в том числе на ускоренную форму подготовки по профильной специальности.

Одной из задач среднего профессионального образования является предоставление выпускникам перспективы профессионального роста - подготовка к продолжению обучения в высших учебных заведениях, вуз при этом получает подготовленного и мотивированного студента, с которым можно продолжать научно-исследовательскую работу, не размениваясь на формирование базовых знаний, умений и навыков. И здесь мы сталкиваемся со второй проблемой среднего профессионального образования - согласованность образовательных стандартов, учебных планов и программ. Близкие названия дисциплин и модулей, единая система зачетных единиц, решение рабочей группы по согласованию учебных планов и содержанию программ2 позволяют избежать нерациональной траты учебного времени, повторов, отмечаемых студентами, создать непрерывную траекторию профессионального роста студента-специалиста. Так было на протяжении многих лет (так делается и в настоящее время) - переход от специалиста со средним библиотечным к специалисту с высшим библиотечным образованием осуществляется путем углубления научно-исследовательской, управленческой и проектной деятельности.

Введение «Законом об образовании в РФ» в 2012 г. разделения высшего образования на бакалавриат и магистратуру создало некоторые сложности в системе координации учебных планов, подразумевающих подготовку специалистов среднего звена и бакалавров. Сравнительный анализ ФГОС и учебных планов позволяет говорить о приоритете технологического подхода в обучении по обоим уровням подготовки - повторение видов профессиональной деятельности - производственно-технологическая, организационно-управленческая, информационно-аналитическая в высшей школе повторяют виды профессиональной деятельности базового уровня подготовки в средней профессиональной школе - на базовом уровне - технологическая, организационно-управленческая, информационная. Особым видом деятельности отмечено среднее профессиональное образование - культурно-досуговая деятельность, что отвечает требованию практической подготовки специалистов среднего звена. В то же время наполнение видов профессиональной деятельности подразумевает исполнительскую подготовку на уровне среднего профессионального образования и приоритет проектной и исследовательской деятельности - на уровне бакалавриата (с прицелом на магистратуру). В свете данного положения не очень разумной представляется подготовка и защита выпускной квалификационной работы в виде дипломной работы на базовом уровне среднего профессионального образования, более эффективно - с точки зрения непрерывной траектории развития - проведение выпускного государственного экзамена

60 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Уровни библиотечно-информационного образования

(возможно с переводом его результатов в балловую систему для поступления на базе среднего профессионального образования в вуз). Оценке практических навыков и компетенций уделено достаточное внимание в рамках проведения экзамена квалификационного по каждому профессиональному модулю с участием экспер-тов-работодателей.

Наличие углубленного уровня подготовки специалистов в рамках среднего профессионального образования приводит к тому, что углубленное среднее профессиональное и бакалавриат еще больше перекрываются. Отметим интересную тенденцию - углубленный уровень подготовки специалистов, как правило, характерен для тех регионов, где нет высшего библиотечного образования. Там, где присутствуют библиотечные факультеты в вузах, углубленный уровень подготовки встречается редко. Отметим и еще одну тенденцию - открытие библиотечных факультетов на базе непрофильных вузов с привлечением преподавателей ссуза по специальным дисциплинам (например, по инициативе Владимирского областного колледжа культуры и искусства на базе Владимирского государственного университета открыт бакалавриат по направлению «Библиотечно-информационная деятельность»).

Еще одна важная задача, которая существует в настоящее время, - обучение непрофильных специалистов на базе среднего или высшего библиотечного образования. Что касается вуза, то в настоящее время обучение на уровне бакалавра студента со средним специальным непрофильным образованием осуществляется на общих основаниях. В ссузах предусмотрена возможность индивидуального учебного графика с уменьшением срока обучения для специалистов с высшим непрофильным образованием (единственное ограничение, используемое в этом случае учебными заведениями - срок окончания вуза, так как учебные планы меняются довольно сильно и перезачет общеобразовательных дисциплин затруднен из-за изменения содержательной части дисциплины). Кроме того, возможен индивидуальный план для работников библиотек, у которых имеется стаж практической работы (можно провести аналогию и приравнять стаж по специальности к получению начального профессионального образования), так как этих специалистов нет необходимости убеждать в важности получения знаний и не нужно тратить время на формирование базовых практических навыков. В этом случае можно говорить об интенсивном обучении, что позволяет сократить срок обучения без сокращения объема учебного времени (за счет практических знаний и доступности различных библиотечных процессов на рабочем месте студенты тратят меньшее времени на освоение установленных дидактических единиц).

Традиционная система подготовки кадров меняется в соответствии с развитием общества, главное при этом - сохранить базовые ценности и создать непрерывную траекторию подготовки специалистов, профессионально отвечающих на вызовы времени.

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

61

Уровни библиотечно-информационного образования

Примечания

1 Панкова Е. В. Среднее профессиональное библиотечное образование в России: современное состояние // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: материалы конф. М.: ГПНТБ России, 2014. URL: http: // gpntb. ru (дата обращения: 01.03.2015).

2 Формирование индивидуальных учебных планов отнесено к компетенции учебного заведения. В этом случае рационально создать рабочую группу из представителей среднего и высшего учебных заведений и составить согласованные учебные планы и учебные программы.

62

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.