Научная статья на тему 'Инновационные технологии в библиотечно-информационном образовании Финляндии: на примере университета прикладных наук г. Турку'

Инновационные технологии в библиотечно-информационном образовании Финляндии: на примере университета прикладных наук г. Турку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
604
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФИНЛЯНДИИ / УНИВЕРСИТЕТ ПРИКЛАДНЫХ НАУК ГОРОДА ТУРКУ / INNOVATIVE TECHNOLOGY IN EDUCATION / LIS EDUCATION IN FINLAND / TURKU UNIVERSITY OF APPLIED SCIENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Линара Халильевна, Грузова Анна Андреевна

Статья является описанием опыта, полученного авторами в ходе участия в Международной неделе преподавателей Университета прикладных наук г. Турку (3-7 февраля 2014 г.). Рассмотрены структура библиотечно-информационного образования Финляндии, библиотечно-информационные образовательные программы Университета прикладных наук г. Турку (Финляндия). Охарактеризовано использование инновационных технологий обучения в Университете.Structure of LIS education. LIS educational programs of the University of Applied Sciences in Turku (Finland). Innovative technologies of education at the university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в библиотечно-информационном образовании Финляндии: на примере университета прикладных наук г. Турку»

УДК [001.895:021](480)

Л. Х. Соловьева, А.А.Грузова Инновационные технологии

в библиотечно-информационном образовании Финляндии: на примере Университета прикладных наук г. Турку

Статья является описанием опыта, полученного авторами в ходе участия в Международной неделе преподавателей Университета прикладных наук г. Турку (3-7 февраля 2014 г.). Рассмотрены структура библиотечно-информационного образования Финляндии, библиотечно-информационные образовательные программы Университета прикладных наук г. Турку (Финляндия). Охарактеризовано использование инновационных технологий обучения в Университете.

Ключевые слова: инновационные технологии в образовании, библиотечно-информационное образование Финляндии, Университет прикладных наук г. Турку

Linara Kh. Soloveva, Anna A. Gruzova

Innovative technologies in LIS education in Finland:

University of Applied Sciences, Turku

Structure of LIS education. LIS educational programs of the University of Applied Sciences in Turku (Finland). Innovative technologies of education at the university.

Keywords: innovative technology in education, LIS education in Finland,Turku University of Applied Sciences

Структура библиотечно-информационного образования Финляндии

На сегодняшний день специалистов в области библиотечного дела готовят в шести университетах страны. Университеты можно условно разделить на исследовательские и прикладных наук. Первым начал подготовку специалистов университет в городе Тампере (Tampere), два Университета в г. Оулу (Oulu) исследовательский и прикладных наук, высшее учебное заведение в г. Сейняйоки (Seinajoki), университет прикладных наук в городе Турку (Turku), Шведскоязычный университет в г. Турку (Abo Academy). Наравне с высшими учебными заведениями в стране также функционирует ряд техникумов, осуществляющих подготовку библиотечных кадров и обычно располагающихся в территориальной близости к университетам.

Общая характеристика Университета прикладных программ г. Турку

Университет прикладных наук города Турку (Turku University of Applied Sciences (TUAS) функционирует с 1997 г. в качестве политехнического университета. На сегодняшний день университет осуществляет подготовку студентов на шести факультетах по следующим направлениям: Бизнес-администрирование, Международный

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

71

Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере

бизнес, Инженерия; Информационные технологии, Здравоохранение; сестринское дело, Культура и искусство; Дизайн.

В настоящее время в университете обучается 9500 студентов и работает 800 преподавателей, что делает его крупнейшим университетом прикладных наук в Финляндии. Обучение ведется в две ступени: бакалавриат (3,5-4 года) и магистратура (1,5-2 года). Обучение делится на четыре этапа. На первом этапе студент постигает основы обучения и базовые знания, на втором этапе изучаются профессиональные дисциплины, на третьем теоретические знания используются на практике, на четвертом осуществляется написание выпускной работы. На первом году обучения студенты осваивают большую часть основных дисциплин учебного плана. В процессе обучения они знакомятся с основными понятиями и компетенциями в своей области знаний, в том числе получают языковые и коммуникативные навыки, а также навыки командной и проектной работы. Практическая подготовка может проходить как на территории Финляндии, так и за ее пределами, в зависимости от программы обучения (примерно 5 месяцев). Для получения магистерской степени в Университете прикладных наук г. Турку необходимо уже иметь бакалаврскую степень и минимум три года стажа по специальности.

Преподавание ведется преимущественно на финском языке, но также осуществляется подготовка бакалавров на английском языке тех программ, на которые существует спрос у зарубежных студентов из разных стран. Обычно срок обучения ограничен договором о сотрудничестве двух университетов, но не может быть менее одного семестра. Примером таких специальностей могут быть: информационные технологии, международный бизнес, инженерное дело, сестринское дело и др.

Библиотечно-информационное образование в TUAS

На факультете телекоммуникаций и электронной торговли (the Faculty of Telecommunication and e-Business) с 1997 г. ведется подготовка бакалавров по направлению «Библиотечно-информационное обслуживание». Обучение ведется только на дневной форме, заочная и вечерняя на сегодняшний день не предусмотрены. После окончания обучения студент получает диплом об окончании по специальности «Библиотечно-информационное обслуживание» (Library and Information Services).

Следует отметить, что, несмотря на то, что средняя зарплата библиотекаря в Финляндии значительно меньше средней зарплаты по стране, и на то, что с полученным дипломом выпускник-библиотекарь принимается на работу только в библиотеки, конкурс на библиотечно-информационное направление достаточно высок и по состоянию на 2013 г. составляет 9 человек на место. Обучение бесплатное (за счет государства), студентам, при условии своевременной сдачи экзаменов и зачетов на высокие оценки выплачивается стипендия в размере 500 евро. Также студент имеет право работать в ходе обучения, но существуют ограничения на объ-

72 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере

ем получаемой заработной платы и количество рабочего времени в неделю. Если данные показатели превышают определенный уровень, то стипендия сокращается или вообще перестает выплачиваться. На наш взгляд, это является хорошей мотивацией для концентрации внимания студентов непосредственно на учебном процессе.

Лицензирование и аккредитация учебных программ

На территории Финляндии действуют схожие с Россией «правила игры» в области высшего образования. Но в отличие от системы высшей школы РФ, вузы Финляндии обладают большей автономностью и самостоятельностью на уровне разработки учебных планов. Хотя в целом, система очень похожа. Высшее учебное заведение получает лицензию на право обучения определенным программам. По каждой конкретной программе дается набор компонентов обязательных для включения в план. Далее коллектив сотрудников приступает к разработке учебного плана, который регулярно (не реже 4 раз в год) обсуждается на встречах с коллективом профессионалов, специалистов в области библиотечного дела. После того, как план считается законченным и одобренным на промежуточном уровне, для введения его в работу документ должен пройти этап согласования и утверждения ректором университета. Решение о корректировке учебного плана принимается на уровне конкретного вуза с учетом кадрового потенциала, пожеланий и рекомендаций практиков в области библиотечного дела и потребностей современного общества.

Вступительные испытания

Особый интерес представляют вступительные испытания. До 2013 г. зачисление студентов осуществлялось на основе конкурса аттестатов, но теперь оценки, полученные в ходе школьного образования не так важны, как креативность и умение работать в команде. Вступительные испытания состоят из двух частей: сначала студентам предлагается написать эссе о своем видении библиотечно-информационной профессии, а затем в ходе командной работы (команды по несколько человек, выбираемых в случайном порядке из числа поступающих) необходимо выполнить задание по разработке и реализации библиотечно-информационного проекта.

Практика студентов

В ходе обучения студенты проходят производственную практику в библиотечно-информационных учреждениях. Практика длится в среднем чуть больше месяца, место практики выбирают сами студенты. Это могут быть публичные библиотеки (подавляющее большинство студентов проходят практику в Городской библиотеке Турку) или в научные библиотеки, к которым в Финляндии приравнены

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

73

Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере

и вузовские. Также студенты самостоятельно заключают с библиотекой договор на прохождение производственной практики. В ходе практики студенты ведут подробный дневник практики (заполняется каждый день), а в конце практике пишут отчет, который представляют на защите, по итогам которой оценивается прохождение практики.

Инновационные образовательные технологии

Огромное внимание уделяется использованию инновационных технологий в образовании. Современная профессиональная деятельность характеризуется жесточайшей конкуренцией и перенасыщением рынка, что выводит на первый план требования к постоянному созданию инновационной продукции и ускорению производственного цикла. Поэтому основными компетенциями современного специалиста, в дополнение к фактическим знаниям, являются клиентоориентированное мышление, креативность в создании и восприятии инноваций, творческое мышление, навыки командной работы и высокая коммуникационная активность, а также толерантность к различиям между людьми и неопределенности современной профессиональной жизни. Инновационная педагогика TUAS, называемая Innopeda и являющаяся зарегистрированным товарным знаком, основывается не на развитии фактических явных знаний студентов, но на развитии неявного, имплицитного знания, интуиции в решении профессиональных инновационных задач, умении принимать инновационные решения. Она делает упор на экспериментировании, обмене информацией и компетенциями, а также на интеграции различных точек зрения. Основным подходом к формированию инновационной культуры студентов является объединение обучения, исследовательской работы, инновационного развития и кооперации с коллегами по команде.

Инновация понимается как процесс постоянного получения и совершенствования знаний, который ведет к появлению новых идей и последующему практическому знанию, применимому в профессиональной деятельности.

Инновационная педагогика стремится преодолеть разрыв между теоретическим обучением в вузе и практикой профессиональной жизни, так, что практика встает во главу угла всего образования. Цель образования видится не в том, чтобы дать как можно больше профессиональной информации, но в том, как эта информация может быть использована на практике. Соответственно, основой обучения становится проектная деятельность, осуществляемая на базе библиотек. В ходе обучения студенты получают опыт работы и с самого начала налаживают деловые связи и контакты.

Основными принципами инновационной педагогики являются следующие:

1. Мультидисциплинарность предполагает создание междисциплинарной среды обучения для создания инновационного знания и идей в результате сотруд-

74

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере

ничества людей с различным уровнем подготовки, с различным культурным контекстом.

2. Инновационные методы обучения для развития компетенций студентов, связанных с инновационной деятельностью и инновационной культурой: например, обучение в ходе проектной и исследовательской деятельности по решению реальных задач профессиональной деятельности и работа в междисциплинарных группах, которые также включают в работу интернациональный аспект.

3. В качестве основного такого метода можно назвать проведение проектноизыскательских работ в ходе обучения. Проектно-изыскательские работы предполагают решение конкретных профессиональных задач (ведутся с учетом потребностей библиотечно-информационных учреждений и по их запросам), позволяют применять теоретические знания на практике, способствуют формированию инновационной культуры, а также позволяют студентам налаживать контакты с деловыми партнерами.

4. Гибкая программа обучения призывает быстро адаптироваться к изменяющимся условиям вместо того, чтобы приспосабливаться к фиксированным и жестким структурам.

5. Обязательное рассмотрение инновационной деятельности в интернациональном аспекте и организация среды обучения в соответствии с этим.

Таким образом, инновационные технологии в библиотечно-информационном образовании Финляндии направлены на то, чтобы выпускать специалиста-про-фессионала, обладающего высоким уровнем инновационной культуры, деловой интуицией, опытом решения задач и реализации проектов в профессиональной деятельности, умением адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды и навыками командной работы.

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.