УДК 021:37.018.46
Т. Я. Кузнецова
Повышение квалификации и переподготовка - базовое звено непрерывного библиотечно-информационного образования
Рассматривается современная система дополнительного библиотечно-информационного образования и его роль в профессиональном развитии библиотечных специалистов новой формации.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, непрерывное библиотечное образование, переподготовка и повышение квалификации, кадровая библиотечная политика
Tatiana Y. Kouznetsova
Training and retraining - basic element of continuous LIS education
The analysis of the modern system of postgraduate LIS education and importance of training the personnel politics in the librarianship.
Keywords: professional competency, continuing LIS education, personnel politics in librarianship
Активный процесс модернизации библиотек России, обусловленный широким внедрением цифровых технологий в библиотечно-информационную сферу и повышением их социальных роли как информационных, культурных и образовательных центров с широкими коммуникативными возможностями, открывают перед ними новые горизонты развития.
Современные библиотеки, способные существовать в двух ипостасях: физически реальной и электронной, имеют все больше возможностей для обеспечения свободного и равного доступа населения к национальным и мировым информационным ресурсам, формирования у членов общества информационной культуры, повышения уровня образования и содействия социализации личности. При этом они многое делают для сохранения документного культурного наследия и народных историко-культурные традиций, бережно предают их молодому поколению.
Новый облик библиотеки в век информационных технологий расширяет функциональный диапазон профессиональных компетенций, которыми должен обладать современный библиотечный специалист.
Прежде всего, современный библиотекарь - это информационный навигатор, аналитик и посредник в системе документных коммуникаций, в том числе сетевых. Одновременно он - инструктор по информационным ресурсам и информационной культуре. Затем, он менеджер и маркетолог библиотечно-информационной сферы, знаток современного книжного и медиа-рынков, сетевых ресурсов, умеющий управлять процессом формирования информационно-ресурсной базы библиотеки.
32
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Уровни библиотечно-информационного образования
При этом, он - хранитель документного культурного наследия, служитель Книги как культурного феномена, профессионал в области продвижения чтения, развития читательской культуры, владеющий педагогическими и социально-психологическими приемами этой непростой в современных условиях работы.
Библиотекарь также организатор разнообразных культурных и общественных акций. Кроме того он, по-прежнему, остается просветителем и хранителем гуманитарных социальных ценностей. Но главное, библиотекарь - это профессионал с высоким уровнем культуры, прекрасно знающий художественную литературу, основы гуманитарных и естественных наук, понимающий специфику современного цивилизационного процесса, имеющий четкую духовно-нравственную ориентацию.
Таким образом, библиотекарь XXI века - это многопрофильный специалист, владеющий современными информационными, метазнаниевыми, социокультурными и гуманитарными технологиями.
В связи с этим перед системой профессионального библиотечно-информационного образования сегодня поставлены весьма ответственные задачи по подготовке библиотекарей новой формации, отвечающих требованиям, предъявляемым к этой непростой и очень важной профессии в контексте задач развития информационного общества, основанного на знаниях.
В условиях динамично развивающейся отрасли возникла острая необходимость в ускоренном расширении и принципиальном обновлении профессиональных компетенций, знаний и умений уже работающих библиотекарей, создание максимальных условий для их профессионального развития.
Именно эту задачу призвана решить система дополнительного профессионального библиотечно-информационного образования и ее базовые звенья - повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Сегодня эти формы обучения становятся интегральным фокусом отраслевой образовательной системы, поскольку являются наиболее эффективным инструментом скорейшего включения библиотекарей в реализацию стоящих перед ними новых социальных и технологических задач. Эти формы профессионального развития как наиболее массовые содействуют также росту кадрового потенциала отрасли в целом.
Весьма важна и компенсирующая роль дополнительного профессионального обучения (ДПО) в восполнении недостающих порой конкретных знаний и навыков у молодых специалистов, закончивших библиотечные школы (средние и высшие), их скорейшей адаптации к реалиям библиотечной практики, вхождения в профессиональную среду. Названная форма обучения наиболее востребована, поскольку до 60 % работающих в библиотеках не имеют специального библиотечного образования.
Кроме того, непрерывное профессиональное образование представляет собой действенный инструмент реорганизации библиотечного дела в целом, это площадка для освоения новых идей, концепций, технологий; в его недрах сегодня
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
33
Уровни библиотечно-информационного образования
аккумулируется инновационный библиотечный опыт, а затем транслируется и внедряется в практическую деятельность. Вместе с тем это открытая трибуна развития профессиональных библиотечных коммуникаций.
Главная целевая установка современных моделей непрерывного образования - содействие профессиональной социализации личности библиотекаря, стимулирование его продуктивной и творческой деятельности в принципиально изменившейся технологической и социальной среде. Решается задача сформировать новое профессиональное сознание, если хотите - новый «профессиональный менталитет», найти новый смысл в деле, которому служишь, понять его социальную значимость и перспективность в информационную эпоху.
В связи с этим начинают происходить существенные изменения в содержании и методологии построения образовательных программ. Они наполняются новым контентом и ориентированы на формирование лидеров отрасли, профессионалов-единомышленников, способных творчески и эффективно решать задачи модернизации отрасли.
Современные модели дополнительного профессионального библиотечного образования в России базируются на следующих принципах:
- приоритет инновационной компоненты в образовательном процессе относительно нормативной в связи с высокой степенью обновляемости профессиональных знаний в области библиотечного дела. При этом важна оперативная трансляция библиотечной инноватики в широкую сферу профессиональной деятельности, что является прерогативой данной системы образования;
- принцип функциональной интеграции образовательной деятельности и библиотечной практики, позволяющий конструировать системные отношения между этими звеньями учебного процесса, что помогает совершенствовать его дидактические, методические и прикладные основы;
- принцип универсальности обучения с учетом всех современных направлений библиотечно-информационной деятельности, а также повышения роли гуманитарных, естественных и точных наук в формировании профессионального библиотечного знания;
- принцип модульности построения учебных планов и программ, обеспечивающий их модификацию в зависимости от контингента обучаемых, уровня их профессиональной подготовки и конкретных задач обучения;
- принцип социальной открытости образовательной системы, предусматривающей ее взаимодействие с органами государственной власти и самоуправления, функциональными уровнями отраслевой профессиональной деятельности (имея в виду науку, управление и др.), смежными отраслями (книгоиздательским делом, книжной торговлей, научно-информационной деятельностью) и другими социальными партнерами.
34
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Уровни библиотечно-информационного образования
Научно-методологической основой новых моделей непрерывного профессионального образования выступает андрагогика, активно развивающаяся наука об образовании взрослых. Исходя из ее принципов, предлагаемые программы повышения квалификации и переподготовки предусматривают:
- индивидуализацию обучения с учетом социально-ролевых и профессиональных характеристик обучаемых;
- динамизм процесса обучения (в минимальный срок - максимум знаний);
- демократизм отношений между педагогом и обучаемым, их творческое сотрудничество;
- максимальную активность обучаемого, стимулирование его профессиональной рефлексии.
Наиболее полно вышеназванные принципы и целевые установки реализуются в образовательных проектах федерального уровня. Приведу примеры программ, осуществляемых АПРИКТом:
- Управление центральной библиотекой региона в новых социально-экономических условиях (для директоров универсальных научных библиотек);
- Национальная электронная библиотека: ресурсы, функционал, сервисное обслуживание»;
- Школа директора муниципальной библиотеки;
- Библиотека и местное самоуправление;
- Всероссийская школа библиотечной инноватики (проводится ежегодно с 2000 г.) (задача - обобщение и анализ библиотечных новшеств, содействие их внедрению в практику);
- Менеджмент качества в библиотечной деятельности (регулярно с 2005 г);
- Международная библиотечная философская школа (ежегодные сессии с 2004 г.);
- Организация, методики и технологии продвижения чтения;
- Модельная библиотека как инновационная структура библиотечного обслуживания сельского населения;
- Дистанционные курсы: «Применение интернет-технологий в информационной деятельности библиотек», «Электронные библиотеки».
Для библиотекарей, не имеющих специального библиотечного образования, предлагаются программы профессиональной переподготовки:
- Библиотечное дело. Информационные ресурсы;
- Менеджмент библиотечно-информационных коммуникаций;
- Менеджмент сохранения библиотечных фондов;
- Организация и методика системной работы с книжными памятниками.
Вместе с тем, при определенных достижениях в области дополнительного
библиотечного образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, это важное звено профессионального развития библиотечных кадров на-
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
35
Уровни библиотечно-информационного образования
ходится в стадии становления и не может пока в полном объеме удовлетворять неуклонно растущие потребности работников отрасли в обновлении знаний.
Не хватает финансовых и кадровых ресурсов, медленно внедряются новые образовательные технологии, нет возможности широко использовать дистанционные формы обучения. Отмечаются резкие диспропорции в организации, масштабах и систематичности проведения образовательных мероприятий. Есть регионы, где повысить свою квалификацию за последние три года смогли не более 10 % библиотекарей (Курская область). Особенно тревожная ситуация сложилась на Северном Кавказе. Почти по всех регионах страны не имеют возможности регулярно повышать свою квалификацию сельские библиотекари.
В целях выхода из проблемной ситуации считаем необходимым:
1. В соответствии с ФЦП «Культура России (2012-2018 гг.)» (раздел «Развитие и модернизация библиотек России» (пункт 99) продолжить поддержку системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки библиотечных специалистов из регионов России по актуальным направлениям крупномасштабной модернизации отрасли с учетом реализации проекта Национальной электронной библиотеки и создания сети общедоступных библиотек нового типа.
2. Для повышения качества программ дополнительного профессионального образования и придания им легитимного статуса сформировать систему общественной профессиональной сертификации образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, реализуемых библиотеками и альтернативными учебными центрами, не имеющими лицензий на образовательную деятельность. При Российской библиотечной ассоциации создать Сертификационную комиссию из ведущих представителей библиотечно-информационной сферы, наделенную соответствующими полномочиями.
3. Развернуть планомерную работу по внедрению в учебный процесс новых образовательных технологий, включая дистанционное обучение и создание электронных учебников и учебных пособий по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, что особенно важно для отдаленных регионов.
4. Профильным ссузам и вузам шире внедрять в образовательный процесс программы оперативного повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлению «библиотечно-информационная деятельность».
5. Создать систему мониторинга образовательной среды и кадровой ситуации в библиотечном деле, а также приступить к формированию электронной информационно-ресурсной базы научно-методического сопровождения учебных программ и мероприятий, реализуемых в первую очередь на региональном уровне.
В современном мире экономики знаний непрерывное образование на протяжении всей жизни становится приоритетным направлением развития всей мировой образовательной системы. Центральное звено этой системы - дополнительное
36
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Уровни библиотечно-информационного образования
профессиональное образование. Руководством страны поставлена задача охватить к 2020 г. этой формой обучения более 20 млн человек.
Учитывая, что в библиотечно-информационной сфере около 25 тыс. работников библиотек, не имеющих профильного образования, нуждаются в профессиональной переподготовке, и почти каждый второй - в оперативном повышении квалификации, ДПО должно стать главным направлением отраслевой образовательной политики,
Мы убеждены, что от того, насколько успешно будет работать система дополнительного профессионального библиотечно-информационного образования, напрямую зависит сохранение и развитие кадрового потенциала отрасли, и дальнейшее эффективное реформирование библиотечного дела страны.
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
37