УДК [341.16:001ЮНЕСК0]+[02:37]
И. А. Савина
Роль и место конференций (конгрессов) ИФЛА в системе непрерывного библиотечно-информационного образования
Международное сотрудничество в области культуры имеет большое значение. ЮНЕСКО осуществляет взаимодействии с неправительственными международными организациями, в том числе и с Международной Федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА). ИФЛА предоставляет библиотекам, библиотечным ассоциациям, библиотекарям и специалистам в области информации площадку для проведения дискуссий, форумов, конференций, сотрудничества, исследований, разработок для обмена идеями во всех областях и сферах библиотечного дела и библиотечной деятельности, информационных услуг. Конгрессы (конференции), проводимые ИФЛА рассмотрены в системе непрерывного библиотечно-информационного образования.
Ключевые слова: культура, международное культурное сотрудничество, культурные связи, Международная Федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), непрерывное библиотечноинформационное образование
Inna A. Savina
The role and place of conferences (congresses) IFLA in continuing LIS education
International cooperation in the field of culture is important. UNESCO cooperates with non-governmental international organizations, including the International Federation of Library Associations and Institutions (IFLA). IFLA provides libraries, library associations, librarians and information professionals a platform for discussions, forums, conferences, collaboration, research, development, exchange of ideas in all fields and areas of librarianship and library activities, information services. Congress (conference) held IFLA considered in continuing LIS education.
Keywords: culture, international cultural cooperation, cultural ties, International Federation of Library Associations and Institutions (IFLA), continuous LIS education
В современной геополитической ситуации сохраняется актуальность вопросов сотрудничества государств. Сотрудничество государств - это один из базовых принципов международного регулирования, нормативное содержание которого составляет обязанность государств сотрудничать с целью решения общих мировых проблем1. При этом на сегодняшний день остро стоит проблема взаимодействия правительственных и неправительственных международных организаций (НПО) при решении проблем мировой политики и обеспечения мирового порядка2. Общепринятого определения для неправительственных международных организаций до сих пор не существует. ООН определяет НПО как организации, которые не были образованы на основе межправительственных соглашений. По разным оцен-
120
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере
кам, сегодня в мире насчитывается свыше 60 тыс. международных НПО. Одним из наиболее ярких практических его выражений является современное международное культурное сотрудничество, которое охватывается комплексом норм, регулирующих вопросы интеграционного взаимодействия в области культуры.
Международное сотрудничество в области культуры имеет большое значение в международном сотрудничестве государств. Основными направлениями международного сотрудничества в области культуры являются поддержка творческой деятельности, подготовка и стажировка работников культуры, совместное производство культурных ценностей и культурных благ и обмен ими, реставрация уникальных памятников истории и культуры, создание и внедрение новых технологий, технических средств, оборудования для культурной деятельности и т. п. Кроме названых актуально: взаимное признание документов об образовании, дипломов, учебных степеней и званий; развитие спорта и туризма; сотрудничество между библиотеками, архивами и другими учреждениями культуры; популяризация художественных и культурных ценностей других стран; информирование о конференциях, научных встречах и симпозиумах; организация досуга молодежи; обмен специалистами; взаимные командировки и стажировки ученых; совершенствование изучения иностранных языков; создание информационных и культурных ценностей; организация мероприятий по сохранению памятников истории и культуры; совместное производство печатной продукции; осуществление прямых контактов между работниками культуры; взаимные гастроли работников культуры.
По мнению С. Н. Павловой и В. В. Трофимова, среди основных положительных моментов международного культурного сотрудничества, можно выделить:
1. Укрепление дружественных и равноправных отношений между народами.
2. Формирование справедливого и стабильного мирового порядка.
3. Гармоничное развитие всего международного сообщества3.
Культурные связи - один из самых гуманистических и поэтому наиболее эффективных инструментов в механизме внешнеполитической деятельности. Они способствуют созданию условий для мирного диалога и сотрудничества государств, народов, относящихся к различным культурным традициям. Ведь искусство, наука - достояние всего человечества, они выше границ и национальных барьеров. Участие как можно большего числа людей и ассоциаций в максимально разнообразных и свободно избранных культурных мероприятиях необходимо для расцвета основных человеческих ценностей и достоинства личности. Доступ к культуре и участие в культурной жизни являются двумя дополняющими друг друга аспектами одной и той же реальности, воспринимаемой во взаимном воздействии их результатов, причем доступ может способствовать участию в культурной жизни, а участие может расширять доступ к культуре, придавая ей ее истинный смысл, т. е. без участия простой доступ к культуре неизбежно остается за пределами целей культурного развития4.
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
121
Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере
Особую роль в теории и практике современного общества и коммуникаций играет межцивилизационное общение. Межцивилизационное общение в отношениях между народами и формировании современного мирового порядка касается в частности вопросов межэтнического и межконфессионального взаимодействия, решение проблем отсталости, устойчивого глобального развития, сохранения мирового культурного наследия, защита интеллектуальной собственности и культурных ценностей, образования. И в этой части актуален анализ содержания деятельности ООН, ЮНЕСКО и других международных правительственных и неправительственных организаций и межгосударственного сотрудничества в области образования, науки и культуры.
16 ноября 1945 г. при Организации Объединенных наций (ООН) была создана специальная организация, занимающаяся проблемами развития культуры и науки -Организации Объединенных Наций по вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО) - единственной в системе ООН профильной межправительственной организации в сфере международного культурного сотрудничества со штаб-квартирой в Париже (Франция). Политика ЮНЕСКО в сфере развития мировых культур направлена на достижение политического согласия между государствами в проведении единой стратегии по защите культурного разнообразия планеты, а также развитию равноправного диалога культур, религий и цивилизаций. На сегодня у ЮНЕСКО нет достойных конкурентов в культурной сфере международного сотрудничества, эта международная организация остается единственной универсальной межправительственной структурой системы ООН, обладающей уникальным опытом принятия и реализации коллективных решений в исследуемой области5.
Реализацию своих обширных планов ЮНЕСКО осуществляет во взаимодействии с неправительственными международными организациями, прежде всего с ИФЛА, которая имеет консультативный статус А (высшая категория) при ЮНЕСКО.
Международная Федерация библиотечных ассоциаций и учреждений - ИФЛА (International Federation of Library Associations - IFLA) - независимая, некоммерческая и неправительственная международная организация, представляющей интересы библиотечных и информационных служб и их пользователей, членами которой являются библиотеки, национальные библиотечные организации и информационные службы. ИФЛА была основана в Эдинбурге (Шотландия) в 1927 г. на международной конференции директоров национальных библиотек. Первая конференция ИФЛА состоялась в 1929 г. в Риме, Флоренции и Венеции (Италии). В 1971 г. ИФЛА была зарегистрирована в Нидерландах, и в 1971 г. в Гааге (Нидерландах) был принят Устав Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений. Всего в ней состоит более 1600 членов из 150 стран мира, с расположенной в Королевской национальной библиотеке (Koninklijke Bibliotheek) в Гааге (Нидерландах) штаб-квартирой и официальным сайтом. В настоящее время ИФЛА объединяет 1500 членов из 150 стран. Действующим президентом ИФЛА, избранным на срок 2013-2015 гг., является
122
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере
представительница Финляндии Синикка Сипила (Sinikka Sipila)6, которая в частности 27-29 января 2014 г. посетила Санкт-Петербург по приглашению президента Российской библиотечной ассоциации В. Р. Фирсова7.
Целью создания ИФЛА является укрепление международного сотрудничества библиотек и поддержка высокого уровня библиотечно-информационного обслуживания библиотек во всем мире, поддержка научных исследований в области библиотечно-информационной работы, распространению понимания ценности и важности высококачественного библиотечно-информационного обслуживания в частных, общественных и государственных секторах экономики и культуры8.
Главная цель ИФЛА - координация библиотечной деятельности в международном масштабе, установление контактов между библиотекарями и библиографами разных стран, проведение исследований во всех областях библиотечного дела9. В новом Уставе ИФЛА, принятом в 2008 г. на заседании Совета ИФЛА в Квебеке (Канада), ее цели конкретизированы следующим образом: «способствовать внедрению высоких стандартов библиотечных и информационных услуг, профессиональной деятельности, а также доступности, защите и сохранности документального культурного наследия. Это осуществляется посредством совершенствования профессионального образования, разработки профессиональных стандартов, распространения наилучшей практики и улучшения соответствующих научных и профессиональных знаний; содействовать широкому признанию ценности и важности высококачественного библиотечного и информационного обслуживания в частном и государственном секторах и секторе общественных организаций; представлять интересы своих членов во всем мире».
При достижении этих целей ИФЛА исходит из следующих основных ценностей:
1. Отстаивание принципов свободы доступа к информации, идеям и художественным произведениям, а также свободы высказываний, провозглашенных в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека.
2. Убежденность в том, что люди, сообщества и организации в любом месте должны иметь равные возможности доступа к информации, идеям, художественным произведениям для социального, образовательного, культурного, демократического и экономического благосостояния.
3. Убежденность в том, что оказание высококачественного библиотечного и информационного обслуживания помогает гарантировать этот доступ.
4. Обязательство обеспечить всем членам Федерации возможность участвовать в ее деятельности и пользоваться результатами вне зависимости от гражданства, ограниченных возможностей, этнического происхождения, пола, географического местоположения, языка, политических представлений, расы или религии10.
Конгрессы (конференции), проводимые ИФЛА имеет смысл рассматривать в системе образовательных отношений, которые представляют собой форму социального взаимодействия лиц по поводу удовлетворения потребностей в образовании,
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
123
Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере
в частности в системе непрерывного библиотечно-информационного образования. Право на образование занимает важное место в системе прав и свобод человека, является необходимым фактором развития не только личности и интеллектуального потенциала страны, но и политической и экономической системы общества11.
В обществах знаний получение и распространение образовательных, научных и культурных сведений, сохранение своего наследия в цифровой форме, качество обучения и образования должны рассматриваться как важнейшие задачи12. В Резолюции 53/243 Генеральной Ассамблеи ООН «Декларация и Программа действий в области культуры мира» подчеркнуто, что образование на всех уровнях является одним из основных средств созидания культуры мира.
В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации» образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов13.
В современных условиях трансформации общества при смене культурных ценностей, культурных норм и отношений возникает необходимость выбора адекватной социокультурной модели образования14. Современное образование становится активным участником процесса становления нового мирового сообщества и связанного с ним развития личности - субъекта сообщества людей, живущих на одной Земле.
Современное образование строится на принципе непрерывности и представляет собой процесс целенаправленного формирования всесторонне и гармонически развитой демократической личности, обеспечивающий поступательный и согласованный характер развития профессиональных способностей и гражданских качеств человека. Смысл непрерывного образования заключается в постоянном удовлетворении развивающихся потребностей личности и общества в образовании, в предоставлении каждому возможностей реализации собственной системы получения образования. Содержание непрерывного образования должно непосредственно определяться жизнью, практикой решения общественных проблем. Иными словами, оно должно быть переориентировано с воспроизводства преимущественно образцов прошлого опыта на освоение методов преобразования действительности, овладения методами самообразования, умениями учиться. Образование должно быть ориентировано не на прошлое, а на будущее, на те проблемные ситуации, разрешение которых предполагает использование знания основ наук в качестве средств жизни и деятельности личности15.
124
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере
В современном обществе имеется возможность констатировать ситуацию усугубления объективных противоречий между непрерывно возрастающим объемом необходимых специалисту знаний и умений, представлений и ориентацией, с одной стороны, и ограниченными возможностями для овладения ими в «конечных» системах образования, - с другой. В ХХ в. у библиотечных работников, появилась потребность в постоянном обновлении прикладных знаний, необходимость поддерживать на достаточно высоком уровне, готовность и умение выполнять все более усложняющиеся социальные и профессиональные функции, оперативно учитывать изменения социальной практики. И тем самым усилилась значимость и роль дополнительного, неформального, параллельного образования, инициативных его форм, самообразования, обогащающих базовое образование или компенсирующих его недостатки.
Международная деятельность ИФЛА играет особую роль в системе непрерывного библиотечно-информационного образования, предоставляя библиотекам, библиотечным ассоциациям, библиотекарям и специалистам в области информации площадку для проведения дискуссий, форумов, конференций и для обмена идеями во всех областях библиотечно-информационных услуг. Осуществляя программы непрерывного образования и другие мероприятия (конгрессы, конференции, форумы и заседания) под эгидой ИФЛА, на которых участники расширяют свои знания в конкретной области, а также в международном библиотечном деле в целом, представляют информацию и обмениваются опытом и идеями, в рамках реализации обеспечения всеобщего доступа к информации, ИФЛА основывается на фундаментальных правах человека получать знания, узнавать новое и общаться без ограничений.
В рамках ежегодных генеральных конференций ИФЛА (с 2003 г. они называются «Всемирные библиотечные и информационные конгрессы»). Профессиональные мероприятия во время работы Конгрессов можно разделить на следующие четыре группы:
- работа в постоянном комитете, во время работы которого проводится рабочие заседания по образованию и обучению;
- участие в официальных мероприятиях Конгресса, в частности церемония открытия Конгресса, отчет действующего президента и другие мероприятия, проводимые президентом ИФЛА;
- участие в работе секций имеет большое значение для повышения профессиональной квалификации, где прослушиваются доклады, представленные на совместном заседании секции по образованию и обучению с секцией по непрерывному профессиональному развитию и обучению на рабочем месте;
- посещение ведущих библиотек принимающей стороны.
Конференции ИФЛА проводится в разных частях света - это всегда важное событие международного значения для специалистов в области библиотечного дела и информации. Места проведения и тематику генеральных конференций (конгрес-
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
125
Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере
сов) ИФЛА с 1992 по 2014 г. можно представить в виде таблицы, в которой представлены дата, место проведения конференций (конгрессов) и тематика затрагиваемых проблемных аспектов библиотечного дела и библиотечной деятельности.
Тематика и места проведения генеральных конференций ИФЛА
Дата проведения Место проведения Тема
1992 г., 30 авг. - 5 сент. Нью-Дели (Индия) 58-я Генеральная конференция ИФЛА Тема: «Перспективы библиотечной и информационной политики»
1993 г., 22-28 авг. Барселона(Испания) 59-я Генеральная конференция ИФЛА Тема: «Универсальная библиотека: Библиотеки как центры всемирной доступности информации»
1994 г., 21-27 авг. Гавана (Куба) 60-я Генеральная конференция ИФЛА Тема: «Библиотеки и социальное развитие»
1995 г., 20-26 авг. Стамбул (Турция) 61-я Генеральная конференция ИФЛА Тема: «Библиотеки будущего»
1996 г., 25-31 авг. Пекин (Китай) 62-я Генеральная конференция ИФЛА Тема: «Библиотеки в эпоху экономических преобразований:цели и задачи»
1997 г., 31 авг. - 5 сент. Копенгаген (Дания) 63-я Генеральная конференция ИФЛА Тема: «Библиотеки и информация в развитии человека»
1998 г., 16-21 авг. Амстердам (Нидерланды) 64-я Генеральная конференция ИФЛА Тема: «На перекрестке информации и культуры»
1999 г., 20-28 авг. Бангкок (Таиланд) 65-я Генеральная конференция ИФЛА Тема: «Библиотеки - ворота в просвещенный мир»
2000 г., 13-18 авг. Иерусалим (Израиль) 66-я Генеральная конференция ИФЛА Тема: «Информация в целях сотрудничества: создание глобальной библиотеки будущего»
2001 г., 19-26 авг. Бостон (США) 67-я Генеральная конференция ИФЛА Тема: «Библиотеки и библиотекари: существенное отличие в век знания»
2002 г., 18-24 авг. Глазго, (Шотландия, Великобритания) 68-я Генеральная конференция ИФЛА Тема: «Библиотеки для жизни человека: демократия, разнообразие, доставка»
2003 г., 1-8 авг. 2004 г., 22-27 авг. Берлин (Германия) Буэнос-Айрес, (Аргентина) 69- я Генеральная конференция ИФЛА Тема: «Библиотека как место доступа: средства - информация - культура» 70- я Генеральная конференция ИФЛА Тема: «Библиотеки: инструменты для образования и развития»
2005 г., 14-18 авг. Осло (Норвегия) 71-я Генеральная конференция ИФЛА Тема: «Библиотеки - путь открытия»
126
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере
2006 г., 20-24 авг. Сеул (Южная Корея) 72-я Генеральная конференция ИФЛА Тема: «Библиотеки - динамичные двигатели для информационного общества и общества знаний»
2007 г., 17-23 авг. Дурбан (ЮАР) 73-я Генеральная конференция ИФЛА Тема: «Библиотеки для будущего -прогресс, развитие и партнерство»
2008 г., 06-17 авг. Квебек (Канада) 74-я Генеральная конференция ИФЛА Тема: «Библиотеки без границ: ориентация на всеобщее сотрудничество»
2009 г., 23-27 авг. Милан, Флоренция, Римини (Италия, Республика Сан-Марино) 75-я Генеральная конференция ИФЛА Тема: «Библиотеки творят будущее: опираясь на культурное наследие»
2010 г., 10-15 авг. Гетеборг (Швеция) 76-я Генеральная конференция Тема: «Открытый доступ к информации -поддержка устойчивого прогресса»
2011 г., 13-18 авг. Сан-Хуане (Пуэрто-Рико) 77-я Генеральная конференция ИФЛА Тема: «Библиотеки больше, чем библиотеки: интеграция, инновации и информация для всех»
2012 г., 11-17 августа Хельсинки (Финляндия) 78-я Генеральная конференция ИФЛА Тема: «Библиотеки сегодня! - Вдохновлять, удивлять, оказывать поддержку»
2013 г., 16-23 августа Сингапур 79-я Генеральная конференция ИФЛА Тема: «Будущее библиотек: безграничные возможности»
2014 г., 13-14 августа Лион (Франция) 80-я Генеральная конференция ИФЛА Тема: «Библиотеки, граждане, общество: слияние для знаний»
По результатам ежегодных генеральных конференций ИФЛА происходит принятие декларативных (рекомендательных) нормообразующих документов. Как отмечается в рабочих документах Российской Библиотечной Ассоциации (РБА), в условиях происходящих процессов глобализации и реально расширяющегося информационного неравенства, участие российских представителей в работе ИФЛА носит в том числе и политический характер, так как решая профессиональные проблемы, мы представляем интересы и права наших граждан на доступность информации в международных библиотечно-информационных сетях. Участие в работе Всемирных библиотечных и информационных конгрессов Генеральных конференций ИФЛА является очень значимым имиджевым и профессиональным событием. Позволяет установить новые и укрепить уже имеющиеся профессиональные контакты, получить оперативную информацию об уровне развития библиотечно-информационного образования, библиотечной теории и практике в разных странах16. Чтобы наглядно показать какие мнения и впечатления оставляет участие в работе
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
127
Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере
Всемирных библиотечных и информационных конгрессов Генеральных конференций ИФЛА, продемонстрируем следующее:
1. 10-15 августа 2010 г. во втором по величине городе Швеции Гетеборге прошли основные мероприятия программы 76-й Генеральной конференции и Ассамблеи ИФЛА. Главная тема конференции 2010 г. - «Открытый доступ к информации - поддержка устойчивого прогресса» (Open access to knowledge-promoting sustainable progress). Была еще и «президентская тема», объявленная в прошлом году в Милане Президентом ИФЛА Эллен Тайсон - «Библиотеки как двигатели доступа к знаниям». На конференцию было представлено более 230 докладов устных и 140 стендовых (что на 30 % больше чем в прошлом году). Но эти числа ничего не значат, так как весомое количество наиболее интересных мероприятий или даже частей секций проходили в дискуссионной форме (это, пожалуй, стало характеристической чертой конференции)17.
2. 13-18 августа 2011 г. в г. Сан-Хуан (Пуэрто-Рико) состоялся Всемирный библиотечный и информационный конгресс: 77-я Генеральная конференция и ассамблея ИФЛА. Тема конференции - «Библиотека - больше, чем библиотека: интеграция, инновация и информация для всех». Помимо основной темы программа конференции включала обсуждение всего многообразия направлений работы библиотек в современном мире. Значительное внимание уделялось вопросам стратегии развития национальных библиотечных ассоциаций. В работе конгресса приняло участие более 3500 представителей библиотек различных типов из 120 стран. В рамках конгресса работала международная выставка библиотечных и информационных инициатив и проектов, на которой было представлено 80 организаций18.
3. 11-17 августа 2012 г. в финской столице Хельсинки состоялся ежегодный Всемирный библиотечный и информационный конгресс: 78-я Генеральная конференция и Ассамблея ИФЛА. Его девиз: «Библиотеки сегодня! - Вдохновлять, удивлять, оказывать поддержку» («Libraries Now! - Inspiring, Surprising, Empowering»). Для обсуждения широкого круга вопросов, связанных с местом и ролью современной библиотеки в социуме, собрались 4300 специалистов из более чем 80 стран мира. В работе Конгресса традиционно принимала участие делегация из России. В настоящее время 34 российских представителя задействованы в работе Постоянных комитетов секций ИФЛА. Общая же численность российских библиотечных и информационных специалистов на данном форуме составила около 150 человек. Одним из привлекательных моментов проведения конференций ИФЛА в разных государствах является возможность познакомиться с библиотеками стран-хозяев19.
4. Всемирный библиотечный и информационный конгресс 79-я Генеральная конференция ИФЛА проходил в Сингапуре с 16 по 23 августа 2013 г. На конгрессе присутствовала делегация от России в количестве 62 человека, которые представляли правление РБА, РГБ, РНБ, Президентскую библиотеку им. Б. Н. Ельцина и
128
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере
другие крупнейшие библиотеки России. От вузов культуры был представлен Кемеровский государственный университет культуры и искусств20.
5. 13-14 августа 2014 г. в Страсбурге (Франция) состоялась сателлитная конференция секции ИФЛА по авторскому праву и другим юридическим вопросам, проведенная совместно с Европейским бюро библиотечных, информационных и документационных ассоциаций (EBLIDA). «Авторское право и не только: библиотеки в общественной жизни» приняли участие ведущие эксперты в области культуры, библиотечного дела, авторского права, лицензирования электронного контента. Генеральный директор ГПНТБ России Я. Л. Шрайберг выступил с докладом на тему «Электронная книга в библиотеках России в условиях меняющегося законодательства». В период 15-22 августа 2014 г. группа сотрудников библиотеки приняла участие в мероприятиях 80-й Генеральной конференции и Ассамблеи ИФЛА в Лионе (Франция). Отчет о конференциях опубликован на сайте ГПНТБ России21.
В заключение хотелось бы еще раз отметить, что система непрерывного образования призвана полноценно использовать культурно-образовательный потенциал общества на благо каждого человека и всего социума, в целях совершенствования жизни каждого в настоящее время и в перспективе. Формирование политики подготовки кадров в сфере культуры и искусства, научно-методическое и кадровое обеспечение сферы культуры, развитие духовных интересов личности требуют объединения усилий и энергии политиков, деятелей культуры и каждого человека. Только слаженная работа всех звеньев позволит обеспечить развитие культуры как основы формирования гражданского общества, социально-экономического развития и повышения качества жизни населения.
Примечания
1 Кондратюк А. В. Международно-правовые принципы, направленные на регулирование межгосударственного сотрудничества в сфере образования // Правоведение. 2004. № 5. С. 193-194.
2 Савина И. А. Современная политика международных организаций в вопросах содействия культурной коммуникации в мировом порядке // Региональная культура как фактор устойчивого развития общества: социально-политические, этнонациональные и информационные аспекты: Междунар. науч. конф., 17-18 сент. 2013 г. Краснодар; Геленджик, 2013. С. 44-48.
3 Павлова С. Н., Трофимов В. В. Межкультурное сотрудничество как основа мира и согласия между народами: аспекты правового регулирования / Тамбов. гос. ун-т им. Г. Р. Державина // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. URL: http: // journal-nio. com (дата обращения: 01.03.2015).
4 Об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь: рекомендация ЮНЕСКО. Найроби, 26 нояб. 1976 г. // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993. С. 340-352.
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
129
Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере
5 Скачков А. С. Политика ЮНЕСКО в сфере развития современных мировых культур: автореф. ... канд. полит. наук / Дипломат. акад. МИД России. М., 2007. С. 3.
6 About IFLA. URL: http: // ifla. org (дата обращения: 01.03.2015).
7 Книжная индустрия. 2014. 21 марта. URL: http: // bookind. ru (дата обращения: 01.03.2015).
8 Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений // Википедия. URL: https: // ru. wikipedia. org (дата обращения: 01.03.2015).
9 Лисицына Н. А., Хомякова И. Г. Деятельность Библиографической секции ИФЛА в области международного профессионального сотрудничества // Культура и образование. 2014. № 10, окт. URL: http: // vestnik-rzi. ru (дата обращения: 01.03.2015).
10 IFLA Statutes. URL: http: // ifla. org (дата обращения: 01.03.2015).
11 Порфирьев А. И. Свобода доступа к образованию в России // Юрид. образование и наука. 2002. № 3. С. 28.
12 ЮНЕСКО об информационном обществе: основные документы и материалы. Изд. ЮНЕСКО для Всемир. Саммита по информ. о-ву: информ. изд. / М-во культуры и массов. коммуникаций РФ; Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России; Рос. библ. ассоциация; Рос. нац. б-ка. СПб., 2004. С. 6.
13 Об образовании в Российской Федерации: федер. закон № 273-ФЗ от 29.12.2012: ред. от 31.12.2014 г. // Консультант Плюс: справ.-прав. система. URL: http: // base. consultant. ru (дата обращения: 01.03.2015).
14 Аношкина В. Л., Резванов С. В. Образование. Инновация. Будущее: методол. и социокульт. проблемы. Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. С. 4.
15 Горлова И. И. Художественная культура и художественное образование / КГАК. Краснодар, 2001.256 с.
16 Новости кафедры информационного менеджмента СПбГУКИ. URL: http: // imkaf. ru (дата обращения: 01.03.2015).
17 ИФЛА 2010 = IFLA 2010: немного общих слов и цифр // Библиотекарша: блог о б-ках, библиотекарях и пользователях, изд. и программах, техн. средствах и о-ве, о разуме и статистике. URL: http: // bibliotekarsha. blogspot. ru. 2010, 31 авг. (дата обращения: 06.05.2015).
18 Участие ГБУК г. Москвы «ЦУНБ им. Н. А. Некрасова» в 77-й Генеральной конференции и ассамблее ИФЛА // Некрасовка. URL: http: // old. nekrasovka. ru (дата обращения: 01.03.2015).
19 Захаренко М. П. Всемирный библиотечный информационный конгресс: 78-я Генер. конф. и ассамблея ИФЛА. Хельсинки, Финляндия, 11-17 авг. 2012 г. // Методобъединение. URL: http: // gamuse. ru (дата обращения: 01.03.2015).
20 Новости кафедры информационного менеджмента СПбГУКИ. URL: http: // imkaf. ru (дата обращения: 01.03.2015).
21 Об участии в 80-й Генеральной конференции и Ассамблее «ИФЛА 2014» и сателлитная конференция «Авторское право и не только: библиотеки в общественной жизни» // Блог ГПНТБ России. 2014. авг. URL: http: // gpntb. blogspot. ru (дата обращения: 01.03.2015).
130
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •