Информационная культура и медиаграмотность в России
Н. И. Гендина
(Кемеровский государственный университет культуры и искусств)
Статья представляет собой доклад на Пятой международной научной конференции «Фундаментальные основы информационной науки» (ПЗ-2013), проходившей 21-23 мая 2013 г. в Московском гуманитарном университете. В ней характеризуется деятельность ЮНЕСКО и ИФЛА в сфере подготовки человека к жизни в информационном обществе, анализируются понятия и термины в сфере информационного и медиаобразования, приводятся результаты исследования состояния информационной подготовки и медиаобразования в России. Ключевые слова: информационная грамотность, медиаграмотность, информационная культура личности, информационное образование, медиаобразование, ЮНЕСКО, ИФЛА, Россия.
Интеграция понятий «информационная грамотность» и «медиаграмотность»: новые инициативы ЮНЕСКО и ИФЛА. Информационное общество, атрибутом которого являются информационно-коммуникационные технологии, открывает для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяет каждому человеку реализовать свой потенциал и улучшить качество жизни. В то же время информационное общество несет многочисленные риски и опасности.
Проблема информационной подготовки человека к жизни в информационном обществе традиционно находится в центре внимания международного сообщества, и прежде всего таких международных организаций, как ЮНЕСКО и ИФЛА. На протяжении многих лет они инициировали работу по развитию двух самостоятельных направлений: медиаграмотности (ЮНЕСКО) и информационной грамотности (ИФЛА). Вместе с тем синкре-тичность современного мира информации, проявляющаяся в одновременном воздействии на человека многообразной информации с точки зрения ее типов, видов и носителей, обусловила новую инициативу ЮНЕСКО и ИФЛА по интеграции медиаграмотности и информационной грамотности в единое понятие: «Медиа- и информационная грамотность — это совокупность знаний, установок, умений и навыков, которые позволяют получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продук-
тивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека. Медиа- и информационно грамотный человек может использовать различные средства, источники и каналы информации в личной, профессиональной и общественной жизнедеятельности» (Московская декларация..., 2012: Электр. ресурс).
25-27 февраля 2013 г. в штаб квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась Первая международная обзорная встреча «WSIS+10. Построение обществ знания в интересах мира и устойчивого развития». В преддверии этого форума сектором коммуникации и информации ЮНЕСКО было инициировано проведение серии исследований по проблеме «Концептуальная связь информационной грамотности и медиаграмотности». Они были выполнены ведущими мировыми специалистами и опубликованы на сайте ЮНЕСКО. В этой серии опубликованы результаты моего исследования «Медиа- и информационная грамотность в России и странах СНГ» (Гендина, 2012).
Информационная грамотность и медиаграмотность: особенности российской терминологии. «Работа с информацией», «информационная подготовка человека» — это понятия интуитивно ясные, однако не имеющие четкого определения. Причина размытости и неопределенности этих понятий связана с многообразием видов информации, множеством источников информации, разнообразием техники и технологии тиражирования, обработки и передачи информации. В российской терми-
нологии условно можно выделить два основных направления:
1. Информационная подготовка, смысл которой выражается в таких понятиях, как библиотечно-библиографическая грамотность, библиотечно-библиографические знания, культура чтения, информационная грамотность, информационная культура, информационная компетентность, компьютерная грамотность, интернет-грамотность, компетентность в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и т. п. В русскоязычной литературе в центр терминологического поля выдвинулся термин «информационная культура», в отличие от термина «информационная грамотность», получившего большее распространение в англоязычной литературе.
2. Медиаобразование, сущность которого отражают такие понятия, как аудиовизуальная грамотность, визуальная грамотность, медиаграмотность, экранная культура, видеокультура, киновидеокультура, визуальная культура, фотографическая культура, медиакультура, медиакомпетентность.
В настоящее время в России термин «информационная культура» является наиболее емким интегративным понятием в сфере информационной подготовки и может рассматриваться как условный синоним термина «информационная грамотность».
Теоретический фундамент информационной подготовки и медиаобразования в России. Информационная подготовка и медиаобразование в России основаны на достаточно мощной теоретической базе: во многих городах России ведутся научные исследования, выпускаются специализированные книжные и пери-
одические издания (традиционные и электронные), защищаются диссертации, проводятся научные конференции, результаты которых отражаются в публикациях.
Результаты теоретических исследований аккумулируются в диссертациях, причем развитие теории информационной подготовки и медиаобразования в России сосредоточено в сфере педагогических наук.
Свидетельством внимания ученых и специалистов к информационной подготовке и медиаобразованию является проведение значительного количества научных конференций, специально посвященных этим проблемам. В 1993-2011 гг. в России было проведено свыше 30 международных, всероссийских и региональных научных конференций по информационной подготовке, сопровождавшихся изданием сборников докладов (статей). Эти конференции проходили в Краснодаре, Москве, Кемерове, Новокузнецке, Новосибирске, Омске, Перми, Самаре, Санкт-Петербурге.
По медиаобразованию в 2002-2011 гг. в России было проведено свыше 20 международных, всероссийских и региональных научных конференций в Белгороде, Екатеринбурге, Кемерове, Магнитогорске, Москве, Омске, Таганроге, Томске.
К сожалению, как показывает анализ, проблемы информационной подготовки и медиаобразования в России рассматриваются в публикациях и обсуждаются на конференциях изолированно, независимо друг от друга. Междисциплинарные исследования, интегрирующие теоретические достижения в области информационной подготовки и медиаобразования, в России пока отсутствуют. Следовательно, не происходит взаимодействия ученых
Распределение публикаций по тематическим направления и видам изданий (1990-2010 ГГ.)
Тематическое направление В том числе по видам изданий
диссертации книги статьи
Информационная подготовка 319 130 366
Медиаобразование 149 74 202
Всего публикаций 468 2 О 4^ 568
Итого: 1240
и специалистов в области этих двух, параллельно и независимо друг от друга развивающихся, направлений.
Вклад органов власти в развитие информационной подготовки и медиаобразования в России заключается в создании концептуальной и нормативно-правовой базы в сфере информации, информатизации и становления информационного общества в России. Это такие документы, как федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и др.; а также «Стратегия развития информационного общества в РФ»; «Доктрина информационной безопасности РФ»; «Концепция государственной информационной политики»; «Концепция формирования информационного общества в России» и др.; государственные программы «Информационное общество (2011-2020 годы)», «Национальная программа поддержки и развития чтения». В России имеется немало концептуальных и нормативных актов, разработанных российскими органами власти, однако среди них отсутствуют документы, специально созданные для решения задач информационной подготовки и медиаобразования.
Вклад научных учреждений (университетов, научных библиотек, исследовательских центров, институтов и лабораторий Российской академии образования, региональных центров медиакультуры и медиаобразования) в развитие информационной подготовки и медиаобразования в России заключается в организации научных исследований, включая диссертационные, издании научных публикаций, проведении научных конференций и семинаров.
Вклад образовательных учреждений России в информационную подготовку и медиаобразование. С 1985 г. в школах и колледжах СССР был введен как обязательный для изучения курс «Основы информатики и вычислительной техники». С 1974 г. в университетах СССР был внедрен как обязательный курс
«Введение в специальность», который содержал основы библиографии и информатики. С 1991 г. в университетах России обязательным для изучения стал курс «Основы информатики». Сейчас в России обязательная информационная подготовка обеспечивается в школах, колледжах и университетах за счет курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)». К сожалению, информационная подготовка понимается неоправданно узко, она реализуется прежде всего за счет ликвидации компьютерной безграмотности и обучения владением основами ИКТ. Однако при этом не формируются умения и навыки ориентации в научной и профессиональной информации, не осваиваются методы критического анализа и аналити-ко-синтетической переработки информации, не раскрывается связь между продуктивностью учебы и профессиональной деятельности с информационной грамотностью и информационной культурой личности. Лишь в конце 90-х годов XX в. в российских университетах стали внедряться факультативные учебные курсы «Основы информационной культуры личности», «Информационная культура», «Информационная культура специалиста» и др.
Медиаграмотность не является обязательной для изучения. Медиаобразование реализуется в основном в учреждениях системы дополнительного образования детей (кино- и видеоклубы, кружки юных журналистов и т. п.). В 2002 г. в университетах в России была введена специализация «Медиаобразование» для подготовки учителей. В 2012 г. в Московском государственном гуманитарном университете им. М. А. Шолохова была открыта магистерская программа «Медиаобразование» (заочная форма). Ее выпускники получают квалификацию «Магистр журналистики».
Исследование показало, что в России отсутствует взаимодействие в развитии информационной подготовки и медиаобразования в образовательных учреждениях, оба этих направления развиваются параллельно.
Вклад библиотек России в информационную подготовку и медиаобразование. Располагая в своих фондах множеством разнообразных источников информации, библиотеки
обучают читателей поиску информации и навыкам работы с различными видами информации, преимущественно документальной. Для этого библиотеки используют книжные выставки, обзоры литературы, библиотечные экскурсии, беседы, библиотечные уроки и т. п. В последние годы библиотеки стали активно внедрять специальные учебные курсы: «Основы библиотечно-библиографической грамотности», «Учись учиться», «Основы компьютерной грамотности», «Основы информатики и информационно-библиотечные технологии», «Основы информационной культуры личности».
Информационная подготовка в библиотеках включает обучение алгоритмам поиска документальной информации, работе со справочными изданиями, библиотечными каталогами, включая их электронные версии. Медиатеки, которые являются структурными подразделениями российских библиотек, обучают читателей правилам поиска и использования медиаинформации.
Проведение занятий в библиотеке наталкивается на ряд сложностей и проблем: необязательность для изучения курса «Основы информационной культуры личности»; отсутствие библиотечных кадров, готовых профессионально вести информационное обучение. Все эти проблемы требуют своего решения на государственном уровне, поскольку усилия отдельных энтузиастов в библиотеках и образовательных учреждениях не способны кардинально повлиять на повышение уровня информационной подготовки всего российского общества.
Исследование показало, что наиболее подготовленными к продвижению идей медиа-и информационной грамотности в России являются две профессиональные группы: учителя и библиотекари. С 2012 г. в школьных библиотеках России введена новая должность пе-дагога-библиотекаря, в обязанности которого входит формирование информационной культуры школьников.
Вклад Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России в развитие медиаобразования. Важнейшими направлениями деятельности ассоциации являются следующие:
— проведение научных исследований по медиаобразованию;
— проведение научных конференций, семинаров;
— развитие центров медиабразования в разных регионах России;
— создание электронных ресурсов медиаобразования.
В состав важнейших электронных ресурсов ассоциации входят:
— сайт Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России на Российском общеобразовательном портале (www.eduof.ru/me-^аеёисайоп);
— Информационный, образовательный и научный портал «Информационная грамотность и медиаобразование для всех» (www. mediagram.ru);
— Открытая электронная библиотека «Медиаобразование» (www.edu.of.ru/medialibrary);
— Электронная научная энциклопедия «Медиаобразование и медиакультура» (www. edu.of.ru/mediacompetence/default.asp);
— библиотека информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (www.window.edu.ru/library).
Подробная информация о деятельности и основных публикациях, отражающих развитие медиаобразования в России, приводится на портале ассоциации (www.media-gram.ru).
Вклад российских библиотечных ассоциаций в развитие информационной подготовки.
В РФ имеется две общероссийские библиотечные ассоциации. Это Российская библиотечная ассоциация (РБА) и Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА). Основными направлениями деятельности РБА, связанными с информационной подготовкой пользователей, являются защита прав пользователей библиотек; научная, практическая и культурно-просветительская деятельность. РБА инициировала разработку модельных стандартов для публичных, детских, юношеских и специальных библиотек РФ, содержащих раздел «Развитие информационной культуры пользователей». В нем впервые в российской библиотечной практике формирование информационных потребностей и информационной
культуры читателей и всего местного населения выделено в качестве самостоятельного направления библиотечной деятельности. В модельных стандартах приводится перечень конкретных мероприятий по формированию информационной культуры читателей, проведение которых является обязательным. Деятельность РБА отражает сайт ассоциации (www.rba.ru).
Особое внимание формированию информационной культуры школьников уделяет РШБА. Так, в издаваемом РШБА журнале «Школьная библиотека» есть постоянная рубрика «Информационная культура». В приложении к этому журналу неоднократно издавались книги по теории и методике формирования информационной культуры личности в условиях школьной библиотеки (напр.: Гендина и др., 2003; 2008). РШБА является инициатором ежегодного проведения Форума школьных библиотекарей России. На этих форумах регулярно проводятся обучающие семинары и мастер-классы для школьных библиотекарей по организации внедрения и методике преподавания учебного курса «Основы информационной культуры личности». РШБА выступила с социальной инициативой введения новой должности в школьных библиотеках — «педагог-библиотекарь», в обязанности которого входит формирование информационной культуры школьников. Информацию
о деятельности РШБА можно получить на сайте Ассоциации (www.rusla.ru).
Вклад Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в продвижение идей информационной и медиаграмотности, информационной культуры. Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» на протяжении более чем десяти лет реализации программы в Российской Федерации координирует деятельность библиотечно-информационных и образовательных учреждений, научных коллективов и отдельных исследователей в сфере информационной подготовки граждан, продвигая один из важнейших приоритетов этой программы — информационную грамотность, развивая национальные традиции формирования информационной культуры личности
(см.: Гендина и др., 2006). Российский комитет ведет широкомасштабную организационную, информационно-издательскую, просветительскую работу, используя для этого такие формы, как проведение конференций, семинаров, круглых столов. Информация, раскрывающая деятельность Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», приводится на сайте www.ifapcom.ru.
Вклад СМИ в информационную подготовку и медиаобразование. В России проблемы медиа- и информационной грамотности находят отражение на страницах более 150 библиотечно-информационных и педагогических журналов. Наиболее активно освещение проблем информационной подготовки ведут не педагогические, а библиотечно-информационные журналы («Библиотека в школе», «Библиография», «Научные и технические библиотеки», «Библиотека», «Школьная библиотека» и др.). По медиаобразованию существуют специализированные журналы: «Медиаобразование», «Медиатека и мир», «Образование. Медиа. Общество: пространство сотрудничества».
Наряду с традиционными печатными изданиями значительный вклад в развитие информационной подготовки и медиаобразования вносят электронные журналы:
— «Медиаобразование» — российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики (www.mediagram.ru/mediaed/journal);
— «Медиа. Информация. Коммуникация»
— международный электронный научно-образовательный журнал (www.mic.org.ru);
— «Медиаскоп» — электронный журнал факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова (www.mediascope.ru);
— «Начальная медиашкола» — электронный научно-педагогический и культурно-просветительный журнал (www.mediashkola-plus.ru).
Основные результаты исследования
1. В русскоязычных исследованиях и публикациях доминирует термин «информационная культура» как наиболее емкое интегративное понятие в сфере информационной подготовки. Термин «информационная
грамотность» известен, но широкого распространения не получил.
2. В России имеется достаточно развитая теоретическая база информационной подготовки и медиаобразования в результате проведения научных исследований, издания специализированных периодических изданий (традиционных и электронных), защиты диссертаций, проведения научных конференций.
3. Информационная подготовка и медиаобразование в России осуществляются в основном в школах, колледжах, университетах и библиотеках. Свой вклад в развитие информационной подготовки и медиаобразования вносят также научные и профессиональные ассоциации, общественные организации, СМИ, органы власти. Основные профессии, ориентированные на информационную подготовку и медиаобразование, — это учителя (преподаватели) и библиотекари.
4. Информационная подготовка и медиаобразование сосредоточены в образовательных учреждениях и библиотеках. В школах, колледжах и университетах обучение основам информатики и ИКТ является обязательным, а обучение медиаграмотности является факультативным. В информационной подготовке значительную роль играют библиотеки, а в медиаобразовании — учреждения дополнительного образования детей.
5. Различия в информационной подготовке и медиаобразовании заключаются в следующем. Информационная подготовка направлена на изучение возможностей использования персонального компьютера и ИКТ при поиске информации и работе с различными видами документов. При этом упор делается на работу с документами, связанными с учебной и профессиональной деятельностью обучаемых (учебная, справочная и научная литература и их электронные аналоги). Медиаобразование направлено на изучение различных видов медиатекстов, требующих владения специальными методами их анализа и технологией фото-, видео-, киносъемки и монтажа. Оно предполагает развитие навыков восприятия и анализа фильмов и телевизионных передач, изучение языка экранных искусств, развитие
самодеятельного журналистского и видеотворчества.
6. В развитии информационной подготовки и медиаобразования в России существуют параллелизм и отсутствие взаимодействия.
Проблемы информационной подготовки и медиаобразования в России:
1. На уровне Министерства образования и науки РФ информационная подготовка понимается неоправданно узко, как ликвидация компьютерной безграмотности и обучение основам ИКТ. Идеи и принципы интегративного подхода ЮНЕСКО и ИФЛА недостаточно широко известны, а потенциал таких направлений, как формирование информационной грамотности и медиаграмотности, формирование информационной культуры личности, остается недооцененным и слабо используемым.
2. Российское общество в целом, а также руководители органов управления образованием, руководители образовательных учреждений, учителя, преподаватели и библиотекари слабо осведомлены о преимуществах и возможностях информационной подготовки и медиаобразования в том смысле, как ЮНЕСКО и ИФЛА трактуют новое понятие «медиа-и информационная грамотность». Под ним понимается средство обучения в течение всей жизни, способность принимать компетентные и независимые решения, участвовать в демократических процессах, в том числе в Глобальной информационной сети, для повышения качества жизни в информационном обществе.
3. В России отсутствуют специальные нормативно-правовые акты, регулирующие развитие информационной подготовки и медиаобразования граждан, а также отсутствует центр, координирующий усилия различных специалистов (учителей, преподавателей, библиотекарей, журналистов и др.) в целях развития информационной подготовки и медиаобразования граждан России.
4. Существует дефицит квалифицированных педагогических и библиотечно-информационных кадров, призванных обеспечивать информационную подготовку и медиаобразование граждан, а также дефицит учебно-методических изданий, необходимых для этого.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Гендина, Н. И., Колкова, Н. И., Стародубо-ва, Г. А., Скипор, И. Л. (2003) Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях : учеб.-ме-тод. пособие. 2-е изд., перераб. М. : Школьная библиотека.
Гендина, Н. И., Колкова, Н. И., Стародубо-ва, Г. А., Уленко, Ю. В. (2006) Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. М. : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества.
Гендина, Н. И., Колкова, Н. И., Алдохина, О. И., Стародубова, Г. А., Уленко, Ю. В. (2008) Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности : учеб.-метод. пособие. М. : Русская школьная библиотечная ассоциация.
Гендина, Н. И. (2012) Информационная подготовка и медиаобразование в России и странах СНГ. Проблемы формирования информационной культуры личности и продвижения идей информационной и медиаграмотности. Saarbrn-cken : Lambert Academic Publishing.
Московская декларация о медиа- и информационной грамотности (2012) [Электр. ресурс] // Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех». URL: http://www.ifapcom. ru/files/News/lmages/2012/mil/Moscow_Declarat ion_on_MIL_rus.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 14.04.2013).
Дата поступления: 15.08.2013 г.
INFORMATION CULTURE AND MEDIA LITERACY IN RUSSIA N. I. Gendina (The Kemerovo State University of Culture and Arts)
This is a paper presented at the Fifth International Conference on the Foundations of Information Science (FIS-2013) that took place at Mos-
cow University for the Humanities on May 21-23, 2013. The article characterizes the activities of UNESCO and IFLA in the sphere of person’s information training for life in information society. Concepts and terms of information and media education are analyzed. The results of the author’s research on the condition of information training and media education in Russia are presented.
Keywords: information literacy, media literacy, person’s information culture, information education, media education, UNESCO, IFLA, Russia.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Gendina, N. I., Kolkova, N. I., Starodubova, G. A., Skipor, I. L. (2003) Formirovanie informatsionnoi kul’tury lichnosti v bibliotekakh i obrazovatel’nykh uchrezhdeniiakh : ucheb.-metod. posobie. 2-e izd., pererab. M. : Shkol’naia biblioteka.
Gendina, N. I., Kolkova, N. I., Starodubova, G. A., Ulenko, Iu. V. (2006) Formirovanie informatsionnoi kul’tury lichnosti: teoreticheskoe obosnovanie
i modelirovanie soderzhaniia uchebnoi distsipliny. M. : Mezhregional’nyi tsentr bibliotechnogo sotrud-nichestva.
Gendina, N. I., Kolkova, N. I., Aldokhina, O. I., Starodubova, G. A., Ulenko, Iu. V. (2008) Shkol’naia biblioteka kak tsentr formirovaniia informatsionnoi kul’tury lichnosti : ucheb.-metod. posobie. M. : Russkaia shkol’naia bibliotechnaia assotsiatsiia.
Gendina, N. I. (2012) Informatsionnaia podgo-tovka i mediaobrazovanie v Rossii i stranakh SNG. Problemy formirovaniia informatsionnoi kul’tury lichnosti i prodvizheniia idei informatsionnoi i me-diagramotnosti. Saarbrucken : Lambert Academic Publishing.
Moskovskaia deklaratsiia o media- i informat-sionnoi gramotnosti (2012) [Elektr. resurs] // Ros-siiskii komitet programmy IuNESKO «Informatsiia dlia vsekh». URL: http://www.ifapcom.ru/files/ News/Images/2012/mil/Moscow_Declaration_on_ MIL_rus.pdf [arkhivirovano v WebCite] (data ob-rashcheniia: 14.04.2013).